Что такое сленг 5 класс

Сленг

Сленг (от англ. slang ) — терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных и иных групп). [источник не указан 377 дней]

В английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение приблизительно в начале XIX века. Этимология этого термина представляется спорной. На изучение сленга повлияла англоязычная культура.

Дж. Б. Гриноу и Дж. Л. Киттридж охарактеризовали сленг следующим образом: «сленг — язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество».

Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями как «диалектизм», «жаргонизм», «вульгаризм», «разговорная речь», «просторечие». Под термином «сленг» объединяются разнородные явления — жаргонизмы, разговорные слова и выражения (неологизмы), присущие живому неофициальному общению, случайные образования, возникшие в результате литературных ассоциаций, образные слова и выражения.

Многие слова и обороты, начавшие свое существование как сленговые, в настоящее время прочно вошли в литературный язык. [1] Примерами в русском языке могут быть слова «шпаргалка», «шумиха», «провалиться» (в значении «потерпеть неудачу»).

В отличие от просторечных выражений сленг активно используют в своей речи и образованные люди, представители определённой возрастной или профессиональной группы (например, ака или ЗЫ в компьютерном сленге). Часто этим как раз и подчёркивается принадлежность к определённой группе людей. Общеизвестный пример — молодёжный сленг.

По функциональному применению к сленгу примыкают контролируемые языки, в частности упрощённые технические языки, однако, в отличие от них, сленг обычно не подразумевает строгой формальной регламентации и отражает живое развитие разговорной речи.

Лингвисты выделяют так называемое «новое просторечие» («общий сленг»), которое представляет собой обширную группу нестандартных лексико-фразеологических единиц, постоянно пополняющихся за счет различных социолектов. Эти единицы, выходя за пределы профессионального и корпоративного (группового) сленга, начинают употребляться широкими кругами носителей общелитературного языка, не ограниченными определенными социальными рамками (возраст, профессия, уровень образования, общие интересы и др.). В русском языке речь идет о таких номинативных единицах, как бабки, балдеть, достать (кого-либо), задолбать (кого-либо), крутой, лапшу на уши вешать, мент, дать на лапу, на шару, облом, примочка, по барабану, прикол, прикольный, прикольно, разборки, тащиться, тугрики, тусовка, тусоваться, тусовочный, фигня и т. п. Основными источниками таких слов в русском языке являются молодёжный сленг и уголовный жаргон.

Источник

Значение слова «сленг»

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

В английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение приблизительно в начале XIX века. Этимология этого слова представляется спорной. На изучение сленга повлияла англоязычная культура.

Дж. Б. Гриноу и Дж. Л. Киттридж охарактеризовали сленг следующим образом: «сленг — язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество».

Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями как «диалектизм», «жаргонизм», «вульгаризм», «разговорная речь», «просторечие».

Многие слова и обороты, начавшие своё существование как сленговые, в настоящее время прочно вошли в литературный язык. Примерами в русском языке могут быть слова «шпаргалка», «шумиха», «провалиться» (в значении «потерпеть неудачу»).

В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и образованные люди, представители определённой возрастной или профессиональной группы (например, ака или ЗЫ в компьютерном сленге). Часто этим как раз и подчёркивается принадлежность к определённой группе людей. Общеизвестный пример — молодёжный сленг.

По функциональному применению к сленгу примыкают контролируемые языки, в частности упрощённые технические языки, однако, в отличие от них, сленг обычно не подразумевает строгой формальной регламентации и отражает живое развитие разговорной речи.

Лингвисты выделяют так называемое «новое просторечие» («общий сленг»), которое представляет собой обширную группу нестандартных лексико-фразеологических единиц, постоянно пополняющихся за счёт различных социолектов. Эти единицы, выходя за пределы профессионального и корпоративного (группового) сленга, начинают употребляться широкими кругами носителей общелитературного языка, не ограниченными определёнными социальными рамками (возраст, профессия, уровень образования, общие интересы и другое). В русском языке речь идёт о таких номинативных единицах, как бабки, балдеть, достать (кого-либо), задолбать (кого-либо), крутой, лапшу на уши вешать, мент, дать на лапу, на шару, облом, примочка, по барабану, прикол, прикольный, прикольно, разборки, тащиться, тугрики, тусовка, тусоваться, тусовочный, фигня и тому подобных. Основными источниками таких слов в русском языке являются молодёжный сленг и уголовный жаргон.

сленг

1. лингв. совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определённых групп, профессий и т. п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка ◆ Он был прав: к нему пришел дилетант, добровольный помощник, — «крыша» на сленге разведчиков всего мира означает «прикрытие». Юлиан Семенов, «Семнадцать мгновений весны», 1968 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Что ж дальше-то будет? Не исключено, что полный ибаныкс. Приблизительно так, с ударением на втором слоге, звучит слово ebonics ― чёрный сленг, образованный на базе американского языка. Чёрные родители хотят, чтоб в школе преподавали на их ибаныксе. Игорь Свинаренко, «Негритянские волнения в Москве», 1997 г. // «Столица» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова окающий (прилагательное):

Источник

Сленг – часть речевой субкультуры современного школьника.

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Содержимое разработки

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Сленг – часть речевой субкультуры современного школьника.

Магомедова Написат Руслановна

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Тебе всё фиолетово!

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

предположим, что сленг оказывает не только негативное воздействие на речь современного школьника.

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

выяснить коммуникативную целесообразность использования сленга в речи.

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

1.Познакомиться с историей и причинами возникновения сленга.

2. Изучить такое языковое явление, как сленг, среди сверстников прошлого и современного столетий.

3. Выяснить причины роста количества сленговых слов у современного школьника.

4. Произвести классификацию школьного сленга.

5. Определить положительное воздействие сленга на речь современного школьника.

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Сленг начала 20 века

Сленг советского времени

Начало 21 века ( время компьютеризации)

Мнения учёных – лингвистов о сленге:

1. Сленг включает в себя всю нелитературную лексику (профессионализмы, вульгаризмы, жаргонизмы и молодежную лексику).

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Эда Моисеевна Береговская (род. 11 ноября 1929 г.) — учёный-романист, специалист в области французской стилистики.

В 2006 году награждена орденом «Академические пальмы».

Способы образования сленговых слов

1) Иноязычные заимствования

Переход слов из одного иностранного языка в другой.

смитингнуться – «встретиться»; трингануть – «позвонить по телефону»

Способ образования слов с помощью аффиксов.

Совокупность метафор в речи.

Наличие у единицы языка более одного значения, многозначность.

«Ништяк» – все в порядке, это неважно! Это несущественно!

Имя собственное употребляется как нарицательное

Соединяются в одно слово корни слов, основы или целые слова.

кайфоломщик – «человек, прерывающий своим действием

Образование слова из двух слов с усечением как минимум одного из них в месте соединения.

мозжечокнуться – «сойти с ума

Обозначение слов начальными буквами.

9) Каламбурная подстановка

Зоя – «злюка» (от: змея особо ядовитая).

Способ,основанный на комическом использовании одинакового звучания слов, имеющих разное значение.

чайковский – «чай», чернышевский – «черный хлеб»

Перестановка звуков или слогов.

фаршик – «шарфик»; сабо самой – «само собой».

Вставка звука или слога.

тачанка – «такси» (от тачка )

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Вопрос для поколения бабушек и дедушек,

Вопросы для современных школьников

1)Какие сленговые слова

своей речи в детском возрасте?

1 ) Какие сленговые слова

2) Для чего ты используешь в своей речи сленг?

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Сленговый словарный запас учащихся

Школьники 50-60 годов

Школьники 70-80 годов

Школьники начала 21 века

от 35 слов и более

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Тематика сленговых слов и выражений 50-60 годов

Примеры сленговых слов и выражений

брод хилять лажа чувак чувиха

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Тематика сленговых слов и выражений 70-80 годов

Примеры сленговых слов и выражений

круто, лох, кидалово, разборка, бабки, видик, иномарка, ларёк, недвижимость, чухасы, тачка, палатка

Ну ты отмочил пардемонокль

Баба яга без грима

А спину тебе вареньем не намазать?

Что такое сленг 5 класс. Смотреть фото Что такое сленг 5 класс. Смотреть картинку Что такое сленг 5 класс. Картинка про Что такое сленг 5 класс. Фото Что такое сленг 5 класс

Классификация сленговых слов по частоте употребления в современной речи

Источник

Исследовательская работа » Молодежный сленг» (5-9 класс)

Глава 1.Сленг- разновидность нелитературной речи……………………… 4-5…..

Глава 3. Самостоятельное исследование использования

нелитературных слов в молодежной среде………………………………………8-9

1.Словарь жаргонных слов и выражений, употребляемых школьниками…….12-13

2.Таблица.Итоги интернет – анкетирования…………………………………….14

Актуальность заявленной темы учебно-исследовательской работы.

В средствах массовой информации, в современных литературных произведениях, в обыденной речи школьников и молодёжи часто можно наблюдать отсутствие культуры речевого поведения.

Язык современной молодёжи… О чём и как говорит молодёжь? Так ли необходимо использование жаргонной лексики? Эти вопросы всегда волнуют и интересуют людей разных поколений. Мне эта тема близка и интересна, т.к. я принадлежу к молодому поколению и в моём лексиконе тоже проскальзывают слова молодёжного сленга. Можно ли обойтись без них? Данная работа поможет ответить на этот вопрос.

Цель исследования: выявить причины использования жаргонизмов в речи школьников и определить пути сохранения речевой культуры.

2. Исследовать использование нелитературных слов в молодежной среде.

3. Наметить пути преодоления употребления жаргонизмов в речи щкольников.

Объект исследования: нарушение литературных норм речи в молодежной среде.

Предмет исследования: молодежный сленг.

Если жаргонизмы используются в молодежной среде, то это ведет к разрушению языка.

1. Изучение научной литературы по проблеме молодежного жаргона.

2. Наблюдение за речью школьников, отбор речевого материала для исследования.

3. Анализ, обработка, обобщение языкового фактического материала.

В своей работе я использовала в первую очередь справочную литературу. Мною были просмотрены словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, С.Г. Бархударова, современных лингвистов на вопрос об определении и классификации жаргонизмов. Большую помощь об истоках сленговых выражений и их значении оказали «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского, книга К.С. Горбачевича «Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее».Мною были просмотрены интернет- энциклопедии, а также в своей работе я использовала другие источники.

Глава 1. Сленг – разновидность нелитературной речи.

Выбор темы обусловлен желанием разобраться в истоках таких разновидностей языка, как школьный сленг, арготизмы в молодёжном жаргоне; собрать, записать и растолковать малоизученную лексику молодёжного сленга, многие слова которого поражают своей яркостью, точностью и остроумием.

Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:

К литературной речи относятся:

2) стандартные разговорные слова;

3) нейтральные слова.

Нелитературная же лексика делится на:

4) лексику неформальных молодёжных объединений и молодёжной среды, часто именуемую сленгом.

Впрочем, существуют две точки зрения на то, что такое сленг.

Некоторые учёные объединяют в это понятие всю нелитературную лексику, то есть и профессионализмы, и

вульгаризмы, и молодежную лексику. Я согласна с этой точкой зрения, поскольку все эти разновидности нелитературной речи отличают один слой общества от другого.

Жаргонизмы. Толковый словарь в четырёх томах под редакцией С.Г. Бархударова (М. 1988) слово «жаргон» трактует так: условный язык какой-либо небольшой социальной группы, отличающийся от общенародного языка лексикой, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой (1,с184).

Есть подобные особенности в речевом обиходе медиков, железнодорожников, горняков, солдат, музыкантов. Это профессиональные жаргоны (арго). Они используются людьми, которых сближает общее дело, одна специальность. За пределами профессиональной среды такой жаргон непонятен.

Столь же специфичным может быть язык какой-либо социально обособленной группы людей. Иногда деятельность такой группы скрывается от общества. В этом случае разработка особого «языка», непонятного чужим, диктуется жизненной необходимостью.

Глава 2. Истоки жаргона.

Вот пример разговора офеней на своём тайном языке, приводимый в «Энциклопедическом словаре юного филолога»:

Поерчим масы бендюхом, а не меркутью и шивару пулим ласо, а возомки забазлаяли щавами; не скудайся!

— Так мы поедем днём, а не ночью, и товару купим немного, а возы перевяжем верёвками; не бойся! (14, с.140)

Легко можно заметить, что корни слов «засекречены», а грамматика – обычная, русская.

— Господа, это подло, наконец!

К сожалению, Помяловский является редким исключением. Другие писатели XIX века сленг, и тем более школьный сленг, в своих произведениях не используют. Из всех современных разновидностей языка молодёжный жаргон наиболее значим социально: им пользуются достаточно многочисленные группы носителей языка: студенты, школьники,

Поэтому существуют разновидности молодёжного жаргона: студенческий, рабочий, школьный.

Жаргоны молодёжи различаются и по своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодёжных жаргонах арготизмов немного (например, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодёжи). Ряд арготизмов молодые люди

Глава 3. Самостоятельное исследование использования нелитературных слов в молодёжной среде.

Вот некоторые из высказываний по поводу употребления сленга🙁 молодёжь п. Усть-Шоноша ): Виктория ( 17 лет): «Русский язык очень богат и, на мой взгляд, можно спокойно обходиться без сленга, не засоряя родной язык; и, во-вторых, девушке очень не идет такая речь, делает её грубой».

Инна(16 лет): «Вообще, если сказать одним словом, я отрицательно отношусь к сленгу. Эти слова, если признаться, когда употребляю их сама, сильно портят мою речь, да и не только мою. Иногда в повседневном разговоре жаргонные словечки вылезают то тут, то там, хотя можно обойтись и без них. Я стараюсь меньше использовать сленг в своем разговоре с другими, но в связи с тем, что их употребляет практически вся молодежь, бороться с этим очень сложно, но, несомненно, нужно!»

Анна(15 лет): «Я понимаю, что употребление сленга не доведет до хорошего. Но без некоторых слов я не смогу обойтись, т.к. уже к ним привыкла. Просто нужно знать, когда их можно употреблять, а когда нельзя.

Ирина (15 лет): «Я отношусь отрицательно к молодёжному сленгу! В нашем обществе остра проблема «отцов и детей», а особый язык разводит поколения еще дальше друг от друга. Наш язык создавался в течение многих столетий, а мы ухитрились его за несколько десятилетий превратить чуть ли не в «помойку», в которую постоянно выбрасывают мусор типа жаргона, сквернословия».

Ольга (16 лет): «Я вполне могу дать оценку такому явлению, как распространение сленга в молодежной среде, возможно даже потому, что являюсь частью этой среды и тоже, пусть не везде и не всегда, но употребляю его в своей разговорной речи. Часто я уже не замечаю, что использую сленг, но чаще это происходит в разговоре со сверстниками, а отнюдь не в тот момент, когда я разговариваю со старшими, с преподавателями. »

Надежда (17 лет): «На мой взгляд, речь современного человека немыслима без сленга. Он помогает моему самовыражению».

Ирина: (16 лет) « Юношеский максимализм позволяет мне выступать за сленг».

Какие же жаргонные слова и выражения употребляют в своей речи школьники? Мною проделана кропотливая работа по собиранию жаргонизмов, которые встречаются в речи моих сверстников. Несмотря на то, что большая часть учеников использует в речи жаргонные слова, при опросе не смогли растолковать значение таких слов, как лох, облом, клёвый, поэтому мною составлен словарик, состоящий из слов, употребляемых моими сверстниками.

В интернете я поместила анкету с вопросами о сленге. Для сравнения я взяла результаты ответов 100 человек.

В ходе исследования материалов темы я пришла к выводу, что многие школьники осознают ненужность «особого» языка, отличающего их от взрослых. Они говорят, что жаргон засоряет речь, но «в минуты жизненных неурядиц ничего приличного на ум не приходит». На нём (жаргоне) легче высказаться. «Жаргон нужен молодёжи, чтобы общаться на своём языке и отличаться от взрослых, нужен для разнообразия. Если все будут говорить на правильном, литературном языке, то будет даже скучно».

Я считаю, что жаргонной лексикой надо пользоваться умело и делать это с большой осторожностью, т.к. помимо выразительности, присущей многим жаргонным словам, они нередко имеют ощутимый налёт грубости. Частое употребление сленговых выражений портят нашу речь и разрушают её.

Данная работа направлена на решение одной из важнейших проблем: сохранение речевой культуры.

Я считаю, что можно продолжить работу над данной темой и более глубоко изучить проблему засорения нашей речи, например, в заголовках СМИ и в языке российской рекламы.

1.Бархударов С.Г. Толковый словарь в четырёх томах. М.1988, 780 с.

2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование //
Вопросы языкознания, 1996, № 3, 32-41 с.

5.Гоголь Н.В. Миргород: Повести. М.: Дет.лит., 1989, 260 с.

6.Горбачевич К.С. «Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее» М., Просвещение, 1984, 311 с.

7.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., Эксмо, 200, 735 с.

8. Дубровина К.И. Студенческий жаргон // ФН. 1980. № 1.
9.Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы все
встречались. Толковый словарь общего жаргона. М.,1999, 446 с.

10. Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодёжь. М.,1990.

11.Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский
язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1996, с. 90-141

12.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Соф. Энциклопедия.» 1973, с.900

13.Помяловский Н.Г. «Очерки бурсы». Киев, «Радянська школа», 1982.

14.Энциклопедический словарь юного филолога. Составитель М.В.Панов (М.:Педагогика,1984), 490 с.

Источник

Проектная работа на тему» Школьный сленг»

«Искусство сетевого общения»

1.1 Общая характеристика сленга.

1.2 История существования школьного сленга.

1.3 Способы образования школьного жаргона в наши дни.

1.4 Факторы, влияющие на формирование ученического сленга.

2.1 Что говорит современный школьник.

2.2 Толковый словарь «Школьный сленг».

2.3 Результаты исследования.

2.4 Таблица «Языковое обследование учащихся школы».

2.5 Таблица «Итоги анкетирования».

2.6 Таблица «Школьные сленговые слова и выражения».

2.7 Диаграмма «Способы образования жаргонизмов в ученической речи».

2.8 Диаграмма «Можно ли обойтись в речи без жаргонизмов»

2.9 Творческие работы учащихся по теме проекта.

Список использованной литературы.

Современным состоянием русской речи, тем, что с нею происходит, озабочены многие: в первую очередь учителя-словесники и писатели, имеющие дело со словом профессионально, а также политики, общественные деятели, ученые, журналисты… и конечно же, лингвисты: хотя они призваны непредвзято и всесторонне изучать процессы, которые происходят в языке, им тоже далеко не безразлично все, что угрожает единству и целостности литературного языка, что расшатывает его норму, разрушает культурные традиции. Два процесса представляются весьма заметными. Это, во-первых, усиление процесса заимствования иноязычных слов и, во-вторых, жаргонизация литературного словаря.

Все это способствовало возникновению интереса к данному пласту языка.

Тема моего исследования «Великий и могучий…» школьный сленг. Эта тема очень актуальна в настоящее время. Выбор темы обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы истоки такой разновидности языка как молодежный жаргон, собрать, записать и попробовать определить значение малоизученной лексики молодежного сленга. Интерес к данной лексике объясняется тем, что в потоке жаргонных слов и оборотов встречаются особенно яркие, выразительные и привлекательные для молодежи слова.

1) изучить и сравнить особенности речи современных школьников, в частности учащихся школы №3 города Похвистнево, с точки зрения как количественного, так и качественного использования сленга;

2) сохранение русского языка как части духовной культуры нации;

1) Познакомиться с литературой о сленге как составной части молодёжного жаргона и выяснить научные подходы в трактовке сленга

2) Провести анкетирование учащихся школы и обработать собранную информацию.

3) Собрать и изучить сленговые выражения, употребляемые учащимися школы.

4) Определить место сленга в речи учащихся школы.

Активное использование сленга в речи учащихся школы во все времена, повышенный интерес школьников к сленгу как к кодифицированному языку.

Общая характеристика сленга.

Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизм: «о’кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена жаргонными выражениями, нецензурными словами. Вседозволенность и свобода, распущенность во всём: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык?

Жаргонизмы употребляет большая часть населения, довольно часто они звучат в нашей речи. Особенно широко используется жаргонизмы в речи молодёжи. Даже у школьников есть свой жаргон. Нередко говорящие не знают значения того или иного жаргонизма, употребляя его некстати.

Почему это происходит? К чему приведёт? Мы решили исследовать проблему на примере учащихся нашей школы.

История школьного сленга насчитывает не десятки лет. Для начала определим, что же такое сленг. Мы решили узнать значение слова сленг в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля и в двух редакциях 1984 г. и 2001г. «Словаря русского языка» С. И. Ожегова под редакцией Н. Ю. Шведовой, а также в словаре иностранных слов под редакцией С. М. Локшиной, в учебнике А. И. Горшкова «Русская словесность. От слова к словесности». В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости. В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон. В учебнике А.И. Горшкова «Русская словесность. От слова к словесности» так трактуется слово сленг: «Наряду с французским по происхождению словами «жаргон» и «арго», в последнее время получило распространение, заимствованное из английского слово «сленг» (slang). Надо отметить, что в употреблении слов жаргон, арго, сленг в качестве терминов нет строгой последовательности и однозначности, как нет резких границ между обозначаемыми этими словами явлениями». Слово жаргон автор объясняет как слово, которое обозначает язык групп людей, объединённых профессией, родом занятий, общими интересами, увлечениями. А так как эти группы являются открытыми, то соответственно их язык не является средством изоляции его носителей от «непосвящённых», а только отражает специфику их занятий, увлечений, привычек, взглядов на жизнь определённого круга людей. В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей, сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон или арго. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон, арго и сленг – синонимы.

История существования школьного сленга.

Ученический сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Сначала века отмечены три бурные волны в развитии школьного сленга. Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек. Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги». Вот как пели в пародийной песне начала 50-х годов: На рыбалке у реки Кто-то стырил башмаки. Я не тырил, я не брал, Я на шухере стоял. Сам же по себе школьный сленг был достаточно беден: зырить – смотреть, жиртрест –толстый ученик, ништяк – ничего, пусть, свистеть – врать. Школьный сленг старшеклассников заметно обогатился и обновился в конце 50-х годов, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично – из музыкальной среды, частично – неизвестно откуда. Чувак, чувиха –парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод – место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять – ходить, гулять, лажа – ерунда, вранье и т.п. . Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии. 70-е и 80-е годы стали временем массового изучения иностранных языков. Появлялись новые вещи, а вместе с ними и новые слова. Так возникло, например, слово вертушка для обозначения проигрывателя и слово видак – для видео магнитофона. Многие из этих слов перешли и в школьный сленг нашего времени. 80-90 годы, как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником, пожалуй, в 90-е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается. На сленге 80-90 годов изъяснялись наши родители, он был в основном в переводе, часть слов перешла к нам, мы ими пользуемся, значит, они живут долго в языке.

Способы образования школьного жаргона в наши дни.

Каким же способом идёт образование сленга? Ответ на этот вопрос мы нашли в работе Э. М. Береговской.

Береговской Э.М. выделяет более 10 способов образования функциональных единиц сленга, тем самым, подтверждая тезис о постоянном обновлении словарного состава сленга.

Аффиксация как средство очень продуктивна, рассмотрим этот вид словообразования почастеречно.

-ух(а) используется для образования слов с экспрессией грубости, пренебрежительности, ироничности: кличка – кликуха, заказ – заказуха, показ – показуха, спокойствие – спокуха.

Но за этим суффиксом не всегда стоит одно и то же сочетание. В качестве базовых, передающих семантику нового слова, используются основы прилагательных: черный – чернуха, веселый – веселуха.

-Аг(а) производит модификационные существительные, т.е. слова, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой. Как правило, такой суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага, тюряга;

-ар(а) образует экспрессивные модификационные существительные, имеющие грубовато – шутливый характер: нос – носяра, кот – котяра.

Своеобразен -он, с помощью которого от основ глаголов производятся существительные, обозначающие действия или состояния, относящихся к выпивке и закуске: выпивать – выпивон, закусить – закусон, закидывать – закидон.

Производство имен лиц осуществляют многие суффиксы.

-л(а) производит от глагольных основ грубовато – уничижительные наименования лиц по действию: водила (от водитель), кидала (от кидать – обманщик);

-ак более активен в производстве существительных, обозначающих какой – либо предмет или явление, по действию или признаку: наглость – нагляк, депрессия – депресняк, проходняк (произведение, которое может быть опубликовано или проходной балл в вузе).

Из числа менее экспрессивных суффиксов, действующих в словообразовании существительных, назовем такие:

-лк(а), с помощью которого образуются от глагольных основ существительные разной семантики, например, именующие виды детского фольклора и детских игр: страшилки, стрелялки (по типу общеизвестных: считалки, дразнилки);

-еж образует от глагольных основ наименования действий и состояний типа: балдеж (от балдеть), гудеж (от гудеть);

В пополнении лексики сленга широко используются и нейтральные суффиксы, продуктивные в литературном языке. Для производства существительных, обозначающих действия или результат действия, используются такие суффиксы:

: наезд, откат, навар;

к(а):накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка;

-ни (е): отмывание, наваривание, обмишуривание.

Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов.

с— со значением удаления: слинять, свалить(уйти, уехать);

от— отвалить, откатиться, отгрести(лит. отойти);

от— со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.

Факторы, влияющие на формирование ученического сленга.

С течением времени ускоряется темп жизни. Соответственно, растёт словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь жаргона.

Так каковы же источники их образования?

2.3.1. Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. Вот некоторые из них: вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; смайлы – смешные мордочки в чатах; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка; юзер – пользователь компьютером;

2.3.2 . Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попса, попсятина – поп-музыка; свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацать.

Среди школьников сейчас более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой воспринимаются с презрением. Часто школьники придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям: Мармеладзе, Кретинушки International,Филя;

2.3.3. Хобби и увлечения молодых людей. Во все времена среди школьников

популярным остаётся футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов (финтовать, гонять финты).

Что говорит современный школьник.

Для чего же нужен сленг? C таким вопросом мы обратились к учащимся нашей школы. Если у воров сленг призван помочь скрывать свои мысли и намерения, то школьный сленг нужен совсем не для этого.

1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения). На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!)

2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов

Язык подростков 21 века не всегда понятен их родителям и учителям и школьному психологу, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением. Совсем нелишне было бы разобраться, какой смысл вкладывают его подопечные в свои слова, тем более что особенности лексикона молодёжной субкультуры, похоже, отражают и своеобразие менталитета молодых людей.

Подростковый сленг выполняет функции, причём первостепенным становится стремление «зашифроваться» ради сохранения своей автономии от «чужаков», главным образом от старших. К тому же, подобно психологам, именующим склонность диспозицией, а влечение – драйвом, носитель молодёжного субкультурного жаргона обретает иллюзию наиболее адекватного выражения понятий, особо значимых для него и ему подобных, но малодоступных для других. Поэтому особенности этого специфического лексикона весьма показательны и для отражаемого им мироощущения.

Те, чье взросление пришлось на 60-70, наверное, припомнят, что и в ту далёкую пору подростки стремились обособиться от старших в своей языковой непохожести. Однако их сленг был совсем иным, чем нынешний. В то время не только в столицах, но и в провинции было в большой моде наивное западничество – утомлённому казённым лицемерием и бытовой скудностью обывателю, молодому особенно, из-за железного занавеса виделись одни райские кущи. Соответственно, и сленг изобиловал корявыми англицизмами: пипл ( people ) – народ, люди; батл ( bottle ) – бутылка и т.д.

Давно подмечено, что наиболее развитые и толковые ребята в целом менее конформны и, соответственно, менее склонны к употреблению сленга. Их довольно высокой культуре, приобретенной вследствие развитых познавательных интересов, претит уродование родного языка, и так достаточно богатого, чтобы выразить любое понятие или суждение. К тому же их, вполне успешных в учёбе, не так достают предки, и нет особой нужды шифроваться, дабы избежать осуждения.

Мы приведём примеры сленга, наиболее часто употребляемого в современной школьной языковой среде, и попытаемся объяснить их значение.

Молодому человеку нужно обладать сильным личностным стержнем и изрядной эмоциональной устойчивостью, чтобы не сломаться под напором агрессивно насаждаемых стандартов.

Как правило, в среде сверстников подросток, умеющий изъясняться без сленга и мата, да и к тому же постоянно получающий заслуженные высокие оценки, имеет репутацию ботана или ботаника. К науке ботаника эта пренебрежительная кличка никакого отношения не имеет. Она происходит от глагола работать, сокращённо – ботать. Иными словами, ботаник это тот, кто своим трудом пытается пополнить содержание своей головы, а, возможно, при этом ещё и наивно полагает, что это впоследствии поможет ему пополнить содержимое своего кошелька.

По большому счёту наиболее показательны для массового подросткового менталитета даже не специфические сленговые слова, а широкое распространение малозначимых, казалось бы «вводных» словечек – короче, типа, прикинь, не тормози, вот и т. д. Их на самом деле намного больше, но для компактности разберём эти.

Короче. Довольно часто нам приходится это слышать, причём от одного и того же человека несколько раз за минуту. Фактически, многократное использование слова короче означает: «Конечно, всё это можно было бы выразить интересно и подробно, но мой словарный запас настолько беден, что и слов – то подходящих мне не подобрать. Короче, скажу, как умею.

Похожую функцию выполняет и популярное словечко типа в значении вроде бы, как бы. Затрудняясь подыскать адекватную формулировку, говорящий пользуется тем, чем владеет, указывая при этом, что возможно более точное определение, но ему оно по силам.

Тормоз – как известно, техническое устройство для замедления и остановки движения. С недавних пор активно используется в молодёжном сленге в значении «тугодум, человек недалёкий, медленно соображающий». Соответственно, тормозить – «пребывать в пространственном замешательстве». Призыв Не тормози! обычно относится к человеку, который слишком долго размышляет над простыми и понятными вещами. Правда в наше время наравне с выражением Не тормози! используется выражение Не тупи!, которое имеет тоже значение.

Современные школьники считают сленг неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с друзьями, обмениваться информацией и узнавать новое.

При изучении уровня использования сленга можно выявить, что для девушек сленг не является острой необходимостью, они могут обойтись и без него; на их взгляд, сленг прежде всего является игрой слов, которая придаёт речи лёгкий юмористический оттенок.

Нами было проведено исследование по теме «Великий, могучий сленг». Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают то, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня использования сленга в повседневной речи школьниками. (результаты исследования)

Если обобщить полученные данные, то можно сформулировать причины увеличения употребления сленга в речи:

2.Значимость «своего» языка для общения со сверстниками. (Желание утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.)

3.Влияние средств массовой информации (чтение газет и молодёжных журналов, просмотр телепередач) на речь современной молодёжи.

Хотя становится очевидно, что минусов больше, не стоит призывать ребят дать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного жаргона. Гораздо важнее, на наш взгляд, заставить задуматься каждого ученика о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов.

Итак, в ходе нашей исследовательской работы мы решили поставленные задачи, подтвердили гипотезу и пришли к следующим выводам:

1. Сленг, как и язык, меняется с течением времени. Это лишний раз подтверждает, что сленг – это часть языка, от неё не избавишься.

Сленг — это игра, маска, попытка преодолеть обыденность. Сленг обладает «внутри себя» определенным лексическим и словообразовательным богатством. Сленг обладает ограниченной эмоциональной окрашенностью.

2. Сленг ограничен тематически. Сленг не может быть основой национальной культуры. Сленговые слова имеют «размытое» лексическое значение и не могут передать точную информацию. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации.

3. Засилие сленга сегодня обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и так далее. Молодёжь всё чаще сталкивается с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается повышенным использованием сленга при общении. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым.

Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространённые жаргонизмы:

1) существительные: лох, прикид, прикол, овца, олень, чмо, тормоз, бабки, базар, телик, ящик, главняк, хата, хавчик, халява, крышка;

2) глаголы: отвали, отсыхай, гонишь, рубать, хавать, колбаситься, задолбал, обломать, приколись, зашибись, прикинь, отвянь;

3) наречия: ништяк, клёво, потрясно, офигенно, лафа, угарно, фиолетово, сто пудово, отстойно;

4) устойчивые словосочетания и выражения: шнурки в стакане, базара нет; я не в курсах; ё-моё; шевели костылями; я чё, лысый; флаг в руки, барабан на шею; ну блин – даёшь.

Анализ значения жаргонизмов помог выделить тематические группы:

1) наименования людей по родству (предки, маманя, батя, сеструха, братан);

2 ) наименования людей по профессии (училка, препод, дирик, класнуха, );

3) бытовая техника ( телик, ящик, мобила, комп);

4) пища и процесс её поглощения ( хавчик, рубать);

5) обозначения людей по качеству их характера ( дятел,овца, ботаник);

6) состояние, оценка (потрясно, клёво, супер, лажа);

7) деньги (капуста, бабки, зелень).

По результатам анкетирования на вопрос о том, употребляют ли они в своей речи жаргонизмы, большинство – 70% ответили положительно. 16% не употребляют их, 14% стараются не употреблять жаргонных слов в своей речи.

Причины употребления жаргонизмов в речи учащихся.

7 класс: опрошено – 52 чел.

8 класс: опрошено – 53 чел.

Делают речь понятней для друзей: 50чел.

Нужны для связи слов: 22 чел.

Помогает преодолеть недостаток слов в речи: 15 чел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *