Что такое слог для детей 1 класса
Как научить ребёнка делить слова на слоги: самые быстрые и эффективные способы
Помочь ребёнку разобраться с делением слов на слоги по силам любому родителю. Потратив немного времени на объяснение и закрепление материала, можно получить блестящий результат. Однако для этого следует вооружиться проверенными способами покорения этой бесхитростной темы, чтобы самостоятельные уроки не затянулись и принесли удовлетворение обеим сторонам.
Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги
К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв. Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные.
Изначально ребёнка следует обучать не алфавиту в целом и не названиям букв («бэ», «гэ», «ка», «эль», «и краткое» — так он не скоро поймёт, как их читают), а тем звукам, которые мы произносим, глядя на букву («б», «п», «м», «л», «й»).
Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.
Чтобы объяснить ребёнку различие между гласными и согласными звуками, предложите их пропеть. У него легко получится протянуть «ууу», «ааа», «эээ». А вот «к», «с», «т» не получится. Если малыш попытается вам продемонстрировать, как он поёт звук «р», или «н», попросите его прислушаться к пению. Окажется, для того чтобы пропеть согласный звук, к нему нужно присоединить гласный («мы», «ны» и другие варианты). Вот это и будет слог.
Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками
Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.
Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).
У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.
Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы
При занятиях с детьми дошкольного возраста, чтобы не отбить охоту учиться, важно соблюдать меру: заниматься не более 10 минут в день и в игровой форме. Со временем на занятия можно отводить до получаса. Школьникам также нужно давать время на отдых. Один урок не должен длиться больше 30 минут.
Видео: урок для тех, кто хочет понять, что такое слоги и ударение
Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги
Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:
Для усвоения материала дайте возможность ребёнку измерить слоги шагами, пощупать их руками и создать для каждого слова свои неповтимые мелодии
Письменные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги
Тренировать навык нужно и на письме:
Не путайте деление на слоги с правилами переноса, где действуют другие законы. При делении на слоги в середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный (несколько согласных) отходят к последующему слогу: па-стух, ди-ре-ктор. Исключение — сонорные звуки [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, со-лом-ка, кор-ка. Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-тте-пель, да-нный, ра-ссвет.
Прежде чем учить ребёнка делению на слоги, убедитесь, что вы сами делаете это правильно, дабы не вносить сумятицу в голову сына или дочери
Видео: как научиться выделять слоги в слове
Игры для ознакомления детей со слогами
Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:
Для обучения делению на слоги пригодятся карточки с буквами, магнитная азбука и другие дидактические пособия
Видео: лучшие способы научить ребёнка делить слова на слоги
Научить ребёнка делению слов на слоги несложно. Пусть обучение он воспринимает как приятное совместное времяпрепровождение, и тогда результат не заставит себя ждать.
Как образуется слог? (1 класс)
Слог образуется гласным звуком самостоятельно либо в сочетании с одним или несколькими согласными.
Прежде чем выяснить, как образуется слог, из каких звуков он складывается в слове, узнаем, что такое слог.
Что такое слог?
Чтобы о чём-то сообщить или спросить, мы пользуемся словами, которые оформляются в законченную мысль — предложение. При разговоре слово произносится на выдохе. Струя выдыхаемого воздуха выходит изо рта не вся сразу, а небольшими толчками. Поднесём ладошку ко рту и убедимся, как это происходит. Произнесём слова:
При произношении каждое слово можно разделить на небольшие звуковые части- слоги, каждый из которых произносится на выдохе одним толчком.
ОпределениеСлог — это гласный или сочетание гласного с согласным, которые произносятся одним толчком воздуха.
Как же образуются слоги в слове? Из чего они состоят? Выясним это.
Образование слогов
Слово состоит из звуков, причём эти звуки все разные. Самыми звучными являются гласные, которые на письме обозначаются буквами:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
Каждый гласный звук можно произнести на выдохе одним толчком воздуха. В силу своей звучности гласные являются слогообразующими. Они обладают способностью образовать слог в одиночку, например в начале многих слов:
Согласные звуки менее звучные. Они состоят из шума или из минимальной доли голоса и шума. Согласные присоединяются к гласным и вместе с ними образуют звуковой отрезок слова, который произносится на одном выдохе, — слог.
Произнесём слова по слогам:
Запомним!Гласные являются слогообразующими в слове. Не бывает слога без гласного звука.
Сколько слогов в слове?
В некоторых словах только один гласный звук в окружении согласных образует слог, например:
ОпределениеСлово, в котором один гласный звук, называются односложными.
Односложные слова пишутся на одной строке. Их нельзя разделить на слоги, чтобы перенести с одной строки на другую.
Чтобы разделить слово на слоги, в нём должно быть не менее двух гласных звуков. Это двусложные слова:
ВыводВ слове столько слогов, сколько в нём гласных.
При делении слова на слоги нужно учитывать открытые и закрытые слоги.
Открытый и закрытый слог
В русском языке большинство слогов являются открытыми, так как они заканчиваются гласными. Слогораздел проходит после первого гласного, а следующий слог начинается с одного или двух согласных и заканчивается снова гласным.
Но в некоторых словах имеются закрытые слоги. В конце слов слог закрывает один или несколько согласных:
В середине слова слог могут закрыть только звонкие согласные, обозначенные на письме буквами «й», «л», «м», «н», «р»:
ВыводИтак, в слове образуется слог с помощью гласного самостоятельно или в сочетании с согласными звуками.
Видеоурок
Урок по русскому языку на тему «Слог. Знакомство со слогом.»(1 класс)
Тема: «Слог. Знакомство со слогом»
-практиковаться в составлении модели слова на основе звукознакового анализа;
-дети должны различать высказывание по поводу обсуждаемого предмета и по поводу обсуждаемого слова.
-учащийся учится понимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; своевременно и корректно сообщать учителю, что он не понимает вопроса, задание или объяснение; выполнять учебные действия в устной речи и в уме (регулятивные УУД);
— учащийся учится анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез); приобретает первоначальный опыт анализа слогового состава слов (познавательные УУД);
-учащийся приобретает опыт адекватно использовать речевые средства ля решения коммуникативных задач, возникающих на уроке: работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости (коммуникативные УУД).
Не открывая учебника, учитель прикрепляет на доску буквы. Выставляя их, правильно называет: «эль»,эм», «эн», «эр» (можно предложить и детям выложить эти же буквы на индивидуальном наборном полотне, повторяя за учителем). Проверка.
На доске прикреплены буквы: Л, М,Н, Р.
Учитель: Что можно сказать о данной записи?
Это буквы согласных.
Это буквы согласных звуков.
Я заметила, что в записи всего четыре буквы.
Учитель: Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов.
(Дети работают самостоятельно. Детей, которые отвлекаются, учитель возвращает к работе, спрашивая, какое задание они будут выполнять. Проговорив задание еще раз, ребенок включается в работу. Группируют буквы, пытаются составить слово. У них ничего не получается.
Учитель: Итак, у вас есть какие-то варианты?
Дети: Ничего не получается. Не получается слово. Нельзя составить из этих букв слово.
( формирование интереса к учебному материалу (личностные УУД)
Учитель: Почему вы так решили?
Дети: Букв мало. Добавьте нам еще несколько букв.
Я считаю, что все равно не получится. Так как нет букв гласных.
Учитель: Сколько букв добавить? Одну? Две?
Учитель добавляет еще две буквы
(учащийся учится понимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; своевременно и корректно сообщать учителю, что он не понимает вопроса, задание или объяснение; выполнять учебные действия в устной речи и в уме (регулятивные УУД)
А через некоторое время в классе оживление.
Учитель: А теперь? Какие составили слова?
Дети называют слова, а учитель (или вызванный к доске ребенок) «печатает» их на доске.
( учащийся учится анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез); приобретает первоначальный опыт анализа слогового состава слов (познавательные УУД)
II. Открытие нового материала
Учитель: Слов в русском языке много. Давайте прочитаем слова, которые вы составили.
Учитель: На какие группы вы распределите слова.
Дети : Я предлагаю распределить так: короткие слова в первую группу, а длинные слова – во вторую группу.
Учитель: Так почему же нам не удалось сразу составить слова из букв
Дети: Не было гласных.
– Из одних согласных слово не составить.
Проводим дыхательную гимнастику, рекомендованную авторами учебника.
Дыхательная гимнастика поможет детям научиться правильно и быстро читать.
Произносим заданное количество звуков кратко, на одном дыхании протяжно, «поднимаемся», «опускаемся на лифте», произносим звуки с интонацией удивления, вопросительной интонацией.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Учитель: Откройте «Азбуку» на странице 38 (это две цифры 3 и 8 слева внизу). Во втором ряду даны буквы. Назовите их.
( учащийся учится анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез); приобретает первоначальный опыт анализа слогового состава слов (познавательные УУД)
Учитель: Что обозначает слово «луна»?
Дети: Догадались, обозначает предмет.
Учитель: А на какие две части можно разделить это слово?
Дети: Две буквы согласных звуков, две буквы гласных звуков.
Дети: Нет. Это не части слова.
– Я знаю! Это называется – по слогам!
Учитель прикрепляет на доску карточку с темой урока: СЛОГ. Уже с детского сада дети имеют представление о слоге.
Учитель: О чем сегодня поговорим на уроке?
Учитель: Произнесите слово еще раз. Определите, сколько в слове частей?
Дети: ____________4 части – л, у, н, а. Это буквы.
Учитель: Верно, из этих частей сложили слово. Поэтому каждую такую часть ученые назвали слог.
Учитель: Сравните слоги. Что в них общего?
Дети: Каждый слог состоит из гласного и согласного звуков.
– Каждый слог состоит из двух букв.
Учитель: В слове луна поставьте ударение. (Дети, показывая движениями, зовут: «Луна» (неразрывно, чтобы артикуляционно не разрушать слово.) Какой слог по счету ударный?
Если детям трудно, то вопрос можно задать так: «Какой слог ударный: 1_й или 2_й?».
У детей не возникает трудности в выполнении этого задания. Получилось слово «луна».
Учитель: Есть ли другие варианты?
Учитель: Слово луна сегодня уже нам встречалось. Откройте тетрадь для печатания. Напечатайте слово «Луна». Рядом составьте звуковую модель.
Дети работают самостоятельно. Произносят звуки, обозначают их цветом. В классе
стоит рабочий шум. Во время работы учитель подходит к ученикам, смотрит, оказывает направляющую помощь. Затем приглашает одного ученика к доске. Он показывает свою работу.
Проверяем. С заданием справились все.
(оценивает с учителем результат своих действий, вносит соответствующие коррективы (регулятивные УУД)
Учитель: Что вы можете рассказать о луне как о предмете?
Дети: Луна светит. Когда идешь по улице ночью, она освещает дорогу.
Дети: Хотела бы дополнить ответ. Луна не светит, она отражает свет Солнца. Мы говорили об этом на уроках окружающего мира.
Дети: Луна желтая, на ней нет жизни, воздуха.
Учитель: Хорошо. А что можете
Дети: В слове четыре буквы.
– Две буквы согласных звуков.
Две буквы гласных звуков.
Далее дети затрудняются ответить.
Учитель предлагает спросить слово. (Вместе.) «Что это?»
Учитель: От какого звука зависит – ударный слог или безударный?
Учитель: Значит, «хозяином» слога является гласный звук. Без него – нет
Учитель: А сколько в этом слове слогов?
Учитель: Сделайте вывод о том, как определить в слове количество
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Учитель: Да. Но еще надо произнести слово нараспев. Теперь, когда вы узнали, что такое слог, у вас будет здание: разделить слово на слоги.
Зачем? Об этом вы узнаете на следующем уроке.
IV. Подведение итогов
Учитель: Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить?
Учитель: Как вы считаете, вы научились вежливо возражать тем, с кем не согласны?
(работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости (коммуникативные УУД)
– А у меня это не всегда получается!
Учитель: Какое правило мы сегодня открыли на уроке?
Дети: Мы узнали, что слово состоит из слогов.
– Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Учитель: Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты?
Учитель: Действительно, это так. Но я надеюсь, что на следующем уроке мы с вами раскроем и эти секреты.
Учим детей делить слова на слоги правильно и эффективно
Деление слов на слоги – очень важный этап в процессе обучения ребенка чтению и письму. Как научить ребенка делить слова на слоги – этот вопрос задают большинство родителей, чьи дети собираются поступать в школу. Чтобы организовать этот процесс максимально правильно и эффективно, взрослый должен найти наиболее оптимальный подход и корректно подобрать комплекс упражнений. На сегодняшний момент разработано достаточно много интересных методик, позволяющих проводить такое обучение в домашних условиях. Решение начать знакомить малыша с делением слов на слоги как можно раньше является правильным, поскольку в будущем ему будет намного легче и проще учиться в школе.
Что такое слог?
Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом формате, и при этом изначально длительность занятий не должна превышать 10 минут. Позже их можно постепенно увеличивать, доведя до получасового периода.
Слог — это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя малышу, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печеньку или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.
Для наглядности ребенку можно предложить потренироваться делить слова на части, используя одно несложное упражнение, которое называется «Ладошка под подбородком». Проговаривая громко и четко слова, они быстро овладеют навыками беглого деления на слоги.
Что должен знать ребенок для обучения
Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:
Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.
Основные правила слогораздела
После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один гласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.
Общие правила корректного слогоделения звучат так:
Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух.
Открытые и закрытые слоги
Следующий этап обучения – объяснения типов слогов. Они могут открытыми и закрытыми, причем в первом случае «кусочки» слов заканчиваются гласным звуком, во втором – согласным. Проще это рассказать можно следующим образом:
Алгоритм деления слов на слоги
Приступая к практическим занятиям, следует приучить малыша действовать по определенной схеме. Предложите ему: «Делим слова на слоги по порядку»:
Как правильно научить ребенка делить слова на слоги?
При обучении слогоделения малышу нужно напомнить основные правила. Он должен четко уяснить то, что слог может состоять из одного или нескольких звуков, но при этом каждый непременно включает в себя гласный. Затем можно приступать к самому процессу, используя игровой момент и специально подобранные для этого карточки со словами и слогами.
Тренироваться следует, беря сначала в качестве примера короткие слова, разнящиеся всего одной буквой – «мыло – мило», «дом-дым». Так он сможет понять разницу в звуках. Далее можно переходить к более сложным словам, но на каждом занятии нужно обязательно возвращаться назад, повторяя предыдущий материал.
Не нужно ждать от детей быстрых результатов – такие навыки приходят постепенно, но их четкое усвоение позволяет получить множество преимуществ в дальнейшем.
Упражнения и примеры
Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:
Игра «Бродилки»
Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов. В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги. Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.
«Домик-Человек»
Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.
«Иду по следу»
На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.
«Рассели животных»
Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.
Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).
«Собираемся в школу».
Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.
Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.
Как образуется слог?
Слог образуется гласным звуком самостоятельно либо в сочетании с одним или несколькими согласными.
Что такое слог?
Чтобы о чём-то сообщить или спросить, мы пользуемся словами, которые оформляются в законченную мысль — предложение. При разговоре слово произносится на выдохе. Струя выдыхаемого воздуха выходит изо рта не вся сразу, а небольшими толчками. Поднесём ладошку ко рту и убедимся, как это происходит. Произнесём слова:
При произношении каждое слово можно разделить на небольшие звуковые части- слоги, каждый из которых произносится на выдохе одним толчком.
Как же образуются слоги в слове? Из чего они состоят? Выясним это.
Образование слогов
Слово состоит из звуков, причём эти звуки все разные. Самыми звучными являются гласные, которые на письме обозначаются буквами:
Каждый гласный звук можно произнести на выдохе одним толчком воздуха. В силу своей звучности гласные являются слогообразующими. Они обладают способностью образовать слог в одиночку, например в начале многих слов:
Согласные звуки менее звучные. Они состоят из шума или из минимальной доли голоса и шума. Согласные присоединяются к гласным и вместе с ними образуют звуковой отрезок слова, который произносится на одном выдохе, — слог.
Произнесём слова по слогам:
Сколько слогов в слове?
В некоторых словах только один гласный звук в окружении согласных образует слог, например:
Односложные слова пишутся на одной строке. Их нельзя разделить на слоги, чтобы перенести с одной строки на другую.
Чтобы разделить слово на слоги, в нём должно быть не менее двух гласных звуков. Это двусложные слова:
При делении слова на слоги нужно учитывать открытые и закрытые слоги.
Открытый и закрытый слог
В русском языке большинство слогов являются открытыми, так как они заканчиваются гласными. Слогораздел проходит после первого гласного, а следующий слог начинается с одного или двух согласных и заканчивается снова гласным.
Но в некоторых словах имеются закрытые слоги. В конце слов слог закрывает один или несколько согласных:
В середине слова слог могут закрыть только звонкие согласные, обозначенные на письме буквами «й», «л», «м», «н», «р»: