Что такое слом культурных барьеров
Опросник суицидального риска для подростков
Чаще всего суицидальные наклонности в подростковом возрасте могут оказаться незамеченными. Период переходного возраста в психологии принято считать кризисным, поскольку подросток склонен к внутренним конфликтам, излишней эмоциональности и закрытости, острой зависимости от окружающего мнения.
Кому и для чего стоит проходить данный тест?
Опросник модифицирован Разуваевой Т.Н. и направлен на диагностику риска суицида в период переходного возраста человека (12-18 лет). Целью его является определение масштаба намерений тестируемого, а также своевременное предотвращение необдуманного поступка – суицида. Важно понимать, что движет подростком – демонстративное поведение и привлечение внимания, или истинно суицидальные наклонности.
Кем используется тест?
Психологи образовательных учреждений и социальные психологи-педагоги применяют этот опросник как экспресс-диагностику суицидального риска среди подростков.
Инструкция
В ходе прохождения опроса Вам будет предложено 29 утверждений, касающихся внутренних переживаний, страхов, видении будущего и пр. В случае, если Вы с ним соглашаетесь, кликните по строке «да». Если же мысль, описанная в вопросе, идет вразрез с Вашим мироощущением, кликните «нет». Честные ответы дадут максимально ясную картину состояния и склонности к суициду.
Результаты
В опроснике представлены девять основных факторов суицидального риска. По итогам ответов высчитывается уровень выраженности того или иного фактора непосредственно у Вас.
Интерпретация факторов
Демонстративность
Привлечение внимания окружающих к своим проблемам с целью получения понимания, сочувствия, сопереживания. Внешне выглядит как «эмоциональный шантаж» и преувеличение проблем, тогда как внутри индивида демонстративное суицидальное поведение расценивается как «крик о помощи». Наиболее опасно проявление этого фактора вкупе с зацикленностью на проблеме (эмоциональная ригидность).
Аффективность
Преимущество эмоциональных составляющих над интеллектуальными в видении той или иной ситуации. Эмоциональная импульсивность.
Уникальность
Несостоятельность
Отрицание себя как личности. Ощущение ненужности себя в этом мире, своей несостоятельности, никчемности.
Социальный пессимизм
Восприятие мира и его наполнения как чего-то враждебного, недостойного. Отрицание социума.
Слом культурных барьеров
Оправдание суицидального поведения через примеры, представленные в кино/литературе или путем возведения в культ известной личности, закончившей жизнь суицидом. Подражание такому поведению. Максимальное проявление – образ вершителя собственной судьбы, подмена понятий «жизнь» и «смерть», экзистенция смерти.
Максимализм
Преувеличение и распространение неудачи из одной сферы жизни на все остальные. Уверенность в предстоящих провалах и невозможности их исправить.
Временная перспектива
Проблема с планированием будущего, связанная с погруженностью в настоящее, неразрешенной ситуацией и боязнью перед неудачными перспективами.
Антисуицидальный фактор
Даже если предыдущие факторы резко выражены, этот фактор практически полностью отметает риск совершения суицида. Основан он на глубоком понимании ответственности за близких, долга перед ними, боязни их душевной боли. Также это страх перед собственной физической болью, неэстетичностью самоубийства. Также осознается греховность данного поступка.
Пройдите тест на суицидальный риск прямо сейчас!
Прохождение данного опроса не отнимет у Вас много времени, а разъяснения итогов предельно понятны и ясны. Если у Вас есть ребенок подросткового возраста, предложите ему пройти этот тест. Вы сможете немного глубже понять эмоциональное состояние и возможное наличие суицидальных наклонностей подростка, подкорректировать Ваше с ним общение, уделить больше внимания тем или иным факторам, которые влияют на его состояние.
Для прохождения доступна аналогичная методика, рассчитанная как на подростков, так и на взрослых людей.
Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой
Просмотр содержимого документа
«Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой»
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «-«.
Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
Вас часто одолевают мрачные мысли.
Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
Вам определенно не везет в жизни.
Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
Вы считаете себя обреченным человеком.
Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.
Чем ближе значение фактора к максимально возможной его величине, тем более он выражен.
Максимальное значение фактора
5, 11, 13, 15, 17, 22, 25
Слом культурных барьеров
Содержание субшкальных диагностических концептов
Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.
Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».
Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Рекомендации родителям и педагогам по профилактике суицидального поведения среди подростков
Рекомендации от педагога-психолога
Рекомендации родителям и педагогам по профилактике суицидального поведения среди подростков
При сломе культурных барьеров используется тренинг «Определи свои жизненные ценности»
Учащимся предлагается сделать домик с множеством комнат (или нарисовать в виде схемы) с дверьми разных цветов:
1. здоровье (физическое и психическое)
2. интересная работа
3. творчество, красота природы и искусство
4. материально обеспеченная жизнь
5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
6. наличие хороших и верных друзей
7. развлечения, путешествия
8. уверенность в себе, общественное признание свобода
9. счастье других (счастливая семейная жизнь, развитие и совершенствование других людей)
Задается вопрос: «Какого цвета вы сделаете стены и двери у этих комнат?».
Синий – удовлетворенность.
Зеленый – стремление к самоутверждению.
Красный – стремление с помощью силы воли добиться результата.
Желтый – мечты.
Фиолетовый, коричневый, черный, серый – негативизм ( тревожность, стресс, огорчение).
Если рядом зеленый и красный цвета – конфликт.
По цветам можно сделать предположительные выводы:
1. к чему человек стремиться,
2.чего человек достиг,
3.в чем нужно помочь для удовлетворения жизненных ценностей.
Опросник суицидального риска модификация Т. Н. Разуваевой
Тестирование
Исследуемому предлагается к изучению бланк — опросник суицидального риска модификации Т.Н. Разуваевой. Он представляет собой список из 29 утверждений. Если исследуемый соглашается с какими-либо из них, он ставит знак «+». Соответственно, если он считает, что то или иное утверждение в опроснике суицидального риска не про него, он указывает знак «-». Чтобы упростить интерпретацию результатов, исследуемому выдается чистый бланк, называемый регистрационным.
Опросник суицидального риска модификации Разуваевой Т.Н.:
После того, как исследуемый оценил все утверждения из опросника суицидального риска Разуваевой, он может быть свободен. Интерпретация результатов и оценка целесообразности назначения психокоррекции — это задача специалиста.
Выявление факторов риска
Существует несколько критериев, по которым оценивается результат. Каждый из них представлен отдельной шкалой (таблица представлена ниже). По каждому критерию специалист подсчитывает количество утверждений, по которым исследуемый дал положительный ответ. Полученное значение умножается на определенный коэффициент.
Анализ результатов, выявленных после заполнения опросника суицидального риска, позволяет сделать специалисту вывод о том, имеются ли у исследуемого предпосылки, указывающие на то, что он может покончить с жизнью самоубийством. Кроме того, психолог может оценить и выраженность факторов риска. Чем ближе полученное значение к максимально возможной величине, тем выше вероятность суицида.
Критерий | Порядковый номер утверждений | Максимально допустимое значение фактора риска |
Демонстративность | 12; 14; 20; 22; 27 | 6 |
Аффективность | 1; 10; 20; 23; 28; 29 | 6,6 |
Уникальность | 1; 12; 14; 22; 27 | 6 |
Несостоятельность | 2; 3; 6; 7; 21 | 7,5 |
Социальный пессимизм | 5; 11; 13; 15; 22; 25 | 6 |
Слом культурных барьеров | 8; 9; 18 | 7 |
Максимализм | 4; 16 | 6,4 |
Временная перспектива | 2; 3; 12; 24; 26; 27 | 6,6 |
Антисуицидальный фактор | 17; 19 | 6,4 |
Как было упомянуто выше, полученное значение необходимо умножить на определенный коэффициент. Список индексов представлен в таблице ниже.
Критерий | Коэффициент |
Демонстративность | 1,2 |
Аффективность | 1,1 |
Уникальность | 1,2 |
Несостоятельность | 1,5 |
Социальный пессимизм | 1 |
Слом культурных барьеров | 2,3 |
Максимализм | 3,2 |
Временная перспектива | 1,1 |
Антисуицидальный фактор | 3,2 |
Интерпретация результатов: демонстративность и аффективность
Если выявленный фактор риска, согласно опроснику суицидального риска, имеет максимальное значение, исследуемый однозначно нуждается в психокорреции. Чем меньше показатель, тем ниже вероятность того, что человек хочет покончить жизнь самоубийством.
Под термином «демонстративность» понимается желание привлечь к своим несчастьям внимание окружающих людей. Цель — добиться того, чтобы человека поняли и постоянно ему сочувствовали. Исследуемый может вести себя так, как будто он действительно хочет покончить жизнь самоубийством. Однако это не более, чем крик о помощи. Самое опасное сочетание демонстративности и эмоциональной ригидности. В этом случае исследуемый действительно склонен к суициду.
Аффективность — это состояние, когда эмоции заглушают «голос разума». Иногда наблюдается полная блокада интеллекта. Иными словами, человек реагирует на ситуацию только эмоционально.
Уникальность и несостоятельность
Несостоятельность — отрицание значимости собственной личности. Человек уверен, что он не нужен в этом мире никому. Он считает, что он ничего не умеет, что он недостаточно развит физически и интеллектуально. Иными словами, он уверен, что плох во всем.
Социальный пессимизм и слом культурных барьеров
Исследуемый считает, что окружающий мир настроен по отношению к нему враждебно. При этом в глубине души он уверен, что его все недостойны.
Слом культурных барьеров — крайне опасное состояние. Человек возводит самоубийство в культ. Он считает, что только он вправе вершить свою судьбу.
Максимализм и временная перспектива
Человек инфантилен. Кроме того, он фиксирует свое внимание только на неудачах. Исследуемый не строит планы на будущее, потому как уверен, что они практически неосуществимы.
Антисуицидальный фактор
Если показатель в этом случае близок или равен максимальному, человек в полной мере осознает степень ответственности за близких людей. Исследуемый понимает, что самоубийство — это грех. Кроме того, оно сопряжено с физической болью.
В заключение
Опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой помогает выяснить, имеет ли исследуемый склонность к совершению самоубийства. При наличии предпосылок показана психокоррекция.
WebPsyholog Веб-гид по психологии
Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
8. Временная перспектива.Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
9. Атисуицидальный фактор.Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно, ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте
крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». Если вы затрудняетесь
ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше
соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты
опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот,
который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе
в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных»
или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
Тестовый материал (мужской вариант):
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни
6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за шее хорошо платили.
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.
10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
13. Я всегда говорю только правду.
15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
17. Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие
20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
23. Я иногда не слушаюсь родителей.
24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.