Что такое слова названия действий
Конспект занятия «Слова, обозначающие действия предметов»
елистратова ольга
Конспект занятия «Слова, обозначающие действия предметов»
1) Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов.
2) Качественный и количественный рост словаря.
3) Упражнять учащихся в морфологическом анализе и синтезе слов.
4) Расширение словаря за счет синонимов и антонимов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Не идется и не едется,
Потому что гололедица!
Но зато отлично падается,
Почему ж никто не радуется?
(воспитание выразительной речи и ясной шепотной речи)
Лает, квакает, ползет. Варит, пилит, приседает.
Дует, прыгает, идет. Скачет, ёжится, летает.
Шьет, на дудочке играет. Бьёт, ласкает, крутит, спит.
Белит кистью, подметает. И за партою сидит.
Бабушка Бабушка вяжет.
Машина Машина едет.
Мальчик Мальчик читает.
Девочка Девочка прыгает.
Дети называют слово – предмет и слово действие,задают вопросы: что делает?
Логопед с детьми приходит к выводу: слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? обозначают действия предметов.
3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопрос что делает?
К словам отвечающим на вопросы кто? что? подберите слова, отвечающие на вопрос что делает?
Медведь (пробирается, идет)
Синица (поет, летает)
Машина (едет, мчится)
Девочка (играет, рисует)
Солнце (светит, греет)
Чинит, штопает, шьёт (кто) мама.
Читает, рассказывает, объясняет (кто) учитель.
Варит, готовит, печёт (кто) бабушка.
Отгадайте, кто это? или что это?
Сторожит, грызет, лает (кто) собака.
Мяукает, мурлычет, лакает (кто) кошка.
Летает, жужжит, жалит (кто) пчела.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И писать, друзья, начните!
Работа с изографами. Отгадывание ребусов.
Добавьте недостающую букву: стул упал
Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов:
1) Дежурный Петя Иванов… цветы.
2) Мой папа… на заводе.
Подбери к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос что делает? (игра с мячом)
Сторож – сторожит Игра – играет
Подбери к данным словам, слова близкие по смыслу:
Подбери словапротивоположные по смыслу:
Стоять – (идти) Здороваться – (прощаться)
Молчать – (говорить) Поднимать – (опускать)
5. Работа с пословицами.
Объясните смысл пословиц:
Кто не работает, тот не ест
Не спеши языком, торопись делом.
Дети объясняют смысл пословиц.
6. Работа над текстом.
Раздели текст на предложения (обозначь границы предложений).
Высоко над рекой носились ласточки они играли в пятнашки вдруг прилетел сокол острые крылья так и свистят ласточки мигом разлетелись.
Найди слова, обозначающие действия предметов, подчеркни их двумя черточками.
В лесу стоял домик в нем жили три медведя одного звали Михаил Иванович он был большой и лохматый другой была медведица её звали Настасья Петровна а маленького медвежонка звали Мишуткой.
Обозначьте границы предложений. Устно продолжите сказку.
7. Итог занятия.
Что больше всего понравилось?
Конспект занятия «В мире опасных предметов» «В мире опасных предметов» Цель: Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Задачи: 1. Активизировать умение.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова» Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель: актуализировать знания об.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Слова-действия» Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий тема: «Слова-действия». Подготовила:.
Конспект занятия по математике для средней группы «Сравнение предметов» Конспект занятия по математике. Средняя группа. Тема: «Сравнение предметов. » Вид конспекта: В форме дидактических игр и упражнений, по сообщению.
Конспект занятия по математике старшая группа «Счет предметов до 7» Конспект занятия по математике. Старшая группа. Тема: «Счет предметов до 7». Вид конспекта: Комбинированные занятия решается насколько дидактических.
Конспект занятия по ОБЖ «В мире опасных предметов» для детского сада Цель: Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается.
Конспект занятия «Путешествие в мир рукотворных предметов» в средней группе Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Рукотворный мир») по теме «Путешествие в мир.
Конспект открытого занятия «Нанизывание предметов на нитку «Бусы» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТНО ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. тема: НАНИЗЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА НИТКУ «БУСЫ». цель: 1. Постоянно формировать.
Конспект открытого занятия «Извлечение звука из предметов» Тема: «Извлечение звука из предметов» (Стем технология) Цель: Поддерживать и развивать исследовательское поведение дошкольника. Формировать.
Урок русского языка «Слова-предметы и слова-действия». 1-й класс
Класс: 1
Программа: “Перспективная начальная школа”.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.
познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);
коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.
Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
I. Организационное начало урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Мотивация. Целеполагание
Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.
— Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).
— Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.
— Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.
— Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.
III. Изучение нового материала
1. Получение новых знаний
— А теперь разделите слова-предметы на две группы.
— Что вы можете сказать об этих словах-предметах?
Справка Летучей мыши:
— Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.
(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).
Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.
Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.
— Поднимите руку, у кого замок получился открытым.
— Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.
(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)
Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:
Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.
заяц – кто? прыгает – что делает?
медведь – кто? бродит – что делает?
дерево – что? выросло – что сделало?
комар – кто? летал – что делал?
— Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?
(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.
— Проверим правильно ли догадались.
Справка Летучей мыши:
Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.
— Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.
— Составьте из данных слов 2 предложения:
1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,
2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,
— Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?
(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
— Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.
— Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6
Прочитаем 1 задание.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.
Поставьте вопрос к слову ЛИСА.
Как обозначим на схеме?
Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?
— Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.
— Прочитайте задание № 2.
— Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)
— Выполните это задание самостоятельно.
Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.
— Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).
— Запишем это предложение с комментированием.
— И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.
Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.
VI. Итог урока. Рефлексия
— А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
— Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?
— Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.
(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 66. Слова-действия
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что делают? делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.
Основное лексическое значение слова называется прямым. Оно точно указывает на предмет, действие или признак.
Иногда значение одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Прочитайте стихотворение. Оно поможет вам определить тему урока.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ГЛАГОЛ.
Давным-давно в стране, под названием Части Речи, жили-были только имена существительные. Что? Дерево. Кто? Щенок. Что? Солнце. Жили существительные очень скучно, потому что ничего не делали.
И вот однажды в Страну пришли жить глаголы. Они не могли смотреть на то, что все бездействуют, потому что сами были большие непоседы.
Глаголы постоянно что-то делали. Глаголы были очень разговорчивы. Стоило спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – глаголы тут как тут.
И в один момент в Стране всё изменилось! Дерево стало зеленеть, цвести, плодоносить. Солнце – греть, светить, радовать, лаять, играть. Что же произошло? Да просто глаголы научили всех действовать!
А как же отличить глагол от других частей речи. Например, от имени существительного.
На какие вопросы отвечают слова ворона и воробей? Слова ворона и воробей отвечают на вопрос кто? Эти слова обозначают предметы. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными.
Как подаёт голос воробей? Воробей чирикает. Как подаёт голос ворона? Ворона каркает. Слова каркает и чирикает отвечают на вопрос что делает? Слова, отвечающие на вопросы что делает?, обозначают действие предмета и называются глаголами.
По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного!
В предложении глаголы чаще всего являются главным членом предложения – сказуемым и подчёркиваются двумя чертами.
Глаголы изменяются по числам.
Сделаем выводы о том, что такое глагол:
У слова может быть несколько лексических значений. Глаголы могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение прямо указывает на действие (плакала девочка). Переносное значение – это новое лексическое значение слова, когда прямое значение переносится на другой предмет, если действия сходны по выполняемому действию (плакала берёза.).
Попробуйте определить значение глагола в следующем стихотворении:
В русском языке нашёл
Шёл и просто человек.
Утром шёл десятый час.
В каком предложении глагол «шёл» употребляется в значении «двигаться, переступая ногами»? В предложении: Шёл и просто человек.
Это прямое значение глагола.
А что вы скажите о дождике, снеге, часе, мультфильме? В этих предложениях глагол употреблён в переносном значении.
Употребление глагола в переносном значении – это средство художественной изобразительности, которое называется олицетворением.
Олицетворение – перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Правильный выбор.
Выделите цветом глаголы, которые отвечают на вопрос что делал?
Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.
Подсказка: должно быть четыре глагола.
Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.
Задание. Порядок событий.
Расположите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий.
Урок русского языка по теме «Слова, называющие действие предмета» (УМК «Школа России»). 2-й класс
Класс: 2
Ход урока
1. Организационный момент.
Начнем урок. Сядьте правильно, откройте тетради, не забывайте про наклон, расстояние от глаз до тетради. Постарайтесь быть активными и внимательными.
2. Подготовка руки к письму.
Чтобы писать красиво, подготовим руки к письму (гимнастика).
— Подпишите число, классная работа, положили ручки.
3. Работа над новой темой.
1.) Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.
— Прочитайте слова на доске и подумайте, какое слово лишнее.
— Почему? (Это слово называет предмет, а остальные слова называют действия предмета)
— Над какими словами будем работать на уроке? (Ответы детей)
— Прочитайте тему урока.
Тема. Слова, называющие действия предметов.
Сформулируйте учебную задачу урока, чему мы будем учиться? (Ответы детей)
Учебная задача. Учиться распознавать, различать слова, называющие действия предметов, сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение.
Чтобы справиться, с этой задачей, нужно активно работать и помогать друг другу и мне на уроке.
Для того чтобы уметь распознавать слова называющие действия предметов, вспомним, что вы знаете о словах называющих предмет.
Слова, называющие предмет- это… (имена существительные).
— На какие вопросы отвечает имя существительное?
— На какой вопрос отвечают имена существительные, которые называют людей и животных?
— На какой вопрос отвечают все остальные имена существительные?
— Как вы думаете, а слова, называющие действия предметов, отвечают на один или несколько разных вопросов? (Ответы детей)
В ходе урока мы попытаемся ответить и на этот вопрос.
2.) Упражнение в распознавании слов, называющих действия предметов.
Учебник стр.26 упр.40.
— Какое задание приготовили для вас авторы учебника? Что надо сделать? (Отгадать загадки)
Прочитайте первую загадку.
— Кто догадался, о чем речь в загадке? (Гусь.) Показать рисунок.
— Читаем вторую загадку.
— Кто догадался, о чём речь в этой загадке? (Сосулька) Показать рисунок.
— Прочитайте задание самостоятельно.
— Что надо сделать? (Найти слова, называющие действия предметов и выписать их с вопросами.)
Запись на доске и в тетради. Ученики называют по одному слову.
Что делает? – бродит, выходит, носит, дарит, уходит, льёт.
— Что называет эти слова? (Слова, называют действия предметов).
— На какой вопрос отвечают? (Что делает?)
Слова называющие действия предметов, отвечают на вопрос: “Что делает?”
Открываю вопрос на доске. (Что делает?)
Игра “Летает, не летает”
4.) Подбор слов, называющих действия предметов.
Сейчас зима, а на дворе самый лютый месяц зимы – февраль. На доске записано стихотворение С. Маршака.
— Можно ли сразу прочитать стихотворение? (Нет)
— Почему? (Не хватает слов)
_______ ветры в феврале,
_______ в трубах громко.
Змейкой _________ по земле
Лёгкая позёмка.
Слова для справок: мчится, воют, дуют.
Какое незнакомое слово встретилось? (Позёмка)
Значение этого слова можно узнать из словаря русского языка С.И. Ожегова.
Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.
(Значение слова зачитываю и показываю словарь).
— Вставьте подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.
Обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, надо вставить.
— Кто готов отвечать? (Заслушиваю ответы)
Запись стихотворения с комментированием.
— Что называют слова, которые мы с вами вставили? (Действия предметов)
— Выпишем слова – названия действий предметов с вопросами.
На доске и в тетради.
Что делают? – дуют, воют.
Что делает? – мчится.
Чем отличаются слова, записанные в первой сточке, от слов, записанных во второй строчке? (Слова в первой строчке называют действия многих предметов, а слова во второй строчке называют действия одного предмета)
— На какой ещё вопрос могут отвечать слова, называющие действия предметов?
Сделайте вывод. (Что делают?)
Слова называющие действия предметов отвечают на вопрос: “Что делают?”
Открываю вопрос на доске
Мы с вами хорошо поработали, много нового узнали. Давайте немного отдохнём и отправимся на прогулку в лес. Встаньте.
Звучит фонограмма пения птиц. (Дети выполняют движения вместе с учителем.).
6.) Работа над предложением.
— Что услышали во время прогулки? (Пение птиц)
Ребята чтобы мы с вами весной смогли слушать пение птиц, надо сейчас зимой их подкармливать, потому что им очень холодно и нечего кушать птицам.
Чем можно подкармливать птиц?
Составьте предложения. Расскажите, что вы делали.
Мы слушали пение птиц.
Давайте подберём другие слова, которыми можно заменить слово мы. (Ученики, дети, ребята, школьники)
Запиши предложение с одним из этих слов. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях)
Грамматический разбор предложения.
— Найдите в предложении слово – название действия предмета.
— На какой вопрос оно отвечает? (Что делали?)
Слова называющие действия предметов отвечают на вопрос: “Что делали?”
Открываю вопрос на доске.
И так сделайте вывод, на какие вопросы отвечают слова называющие действие предмета?
— Как вы думаете, вы научились распознавать слова, называющие действия предметов и ставить вопросы к ним.
4. Закрепление.
1.) Самостоятельная работа.
Чтобы проверить, на сколько вы справились с учебной задачей урока, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по карточкам.
Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке трещит лёд.
Работать будем по вариантам.
Задание. Выписать предложения, в которых слова- названия предметов отвечают на вопрос 1в. – Что делает?
Можно советоваться с соседом по парте, кому нужна моя помощь, поднимите руку.
Поднимите руку, кто самостоятельно справился с этим заданием? Кому была нужна помощь?
2.) Работа в группах.
Ребята, к нам на урок прибежал Незнайка(рисунок). Он решил стать спортсменом и принёс вам интересное задание для работы в группах.
Задание. Вам надо в группе обсудить, какими действиями можно показать движения данных спортсменов, а мы потом попытаемся угадать, какой вид спорта вы представляли и какие действия выполняли.
1 группа. Пловцы. (рисунок)
2 группа. Боксёры. (рисунок)
3 группа. Штангисты. (рисунок)
После обсуждения дети угадывают вид спорта и говорят слова, называющие действия предметов.
3) Рассказ о спортивном празднике “Лыжня России”.
Ребята, в феврале 40 городах России проходит спортивном праздник “Лыжня России”, в том числе и в нашем городе. Вы с родителя можете принять участие и как настоящие спортсмены пройти дистанцию на лыжах
5. Итог.
— Какая тема изучалась на уроке?
— На какие вопросы они отвечают?
— Научились ли вы распознавать слова называющие действия предметов и ставить вопросы к ним?
— Какое задание было наиболее интересным?
— Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?