Что такое словарная диктовка
Виды словарного диктанта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Словарный диктант – это один из популярных видов текущего контроля учащихся, состоящий из отдельных слов или словосочетаний, которые могут быть как сгруппированы тематически, так и не сгруппированы по определенной теме.
Значение словарного диктанта в обучении
Роль словарного диктанта в обучении очень велика. Это связано с тем, что в настоящее время одной из основных задач, стоящих перед педагогами школы является формирование у учащихся орфографической грамотности. Значимость данных задач обусловлена:
Основным и специально разработанным для совершенствования орфографической грамотности способом являются диктанты.
Диктант – это одно из наиболее часто используемых и эффективных упражнений, суть которого состоит в том, что учащийся письменно воспроизводит воспринятый на слух или зрительно текст (слова, словосочетания), читаемый педагогом.
Главной целью диктанта является формирование у учащихся пунктуационной и орфографической зоркости.
Навык видеть и воспринимать орфограммы на слух или зрительно, развивается у учащихся в результате длительных тренировок. Основным приемом данных тренировок и является словарный диктант. Педагог на свое усмотрение может подбирать разные виды диктантов, в зависимости от поставленной цели урока и изучаемой темы.
Планомерное и систематическое проведение разных видов словарного диктанта оказывает положительное влияние на перерастание у учащихся знаний и умений в области пунктуации и орфографии в долговременные и прочные навыки, способные обеспечить грамотную письменную речь.
Готовые работы на аналогичную тему
По содержанию словарный диктант может состоять из словосочетаний или отдельных слов, которые могут относиться к конкретной теме, которую учащиеся недавно изучали, и быть направлены на закрепление определенных правил. Одной из особенностей словарного диктанта является то, что в процессе работы над написанием слов или словосочетаний внимание учащихся концентрируется на конкретной орфограмме. Используемый в словарном диктанте языковой материал в дальнейшем может быть использован для составления предложений или небольших связных текстов.
Время проведения словарного диктанта рекомендовано ограничить 5-10 минутами.
Характеристика основных видов словарного диктанта
В настоящее время в педагогической практике различают следующие виды диктантов:
Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.
Что такое словарная диктовка?
Что такое словарная диктовка.
Это по другому диктант.
Например : «Словарная диктовка с приставками З и С».
Словарный диктант напиши слова под диктовку?
Словарный диктант напиши слова под диктовку.
Составить словарную диктовку (12 словосочетаний) на правописание ь после шипящей?
Составить словарную диктовку (12 словосочетаний) на правописание ь после шипящей.
Словарная диктовка на 12 правил русского языка?
Словарная диктовка на 12 правил русского языка.
Словарный диктант?
Запиши слова под диктовку.
Подчеркни опасные места.
Весело, весёлый, веселье, очень, тогда, вдруг, однажды, опять.
Помогите составить словарную диктовку на неопределённые и отрицательные местоимения?
Помогите составить словарную диктовку на неопределённые и отрицательные местоимения.
Помогите составить словарную диктовку на неопределённые и отрицательные местоимения?
Помогите составить словарную диктовку на неопределённые и отрицательные местоимения.
Составить словарную диктовку на ь после шипящих помогите пожалуйста?
Составить словарную диктовку на ь после шипящих помогите пожалуйста.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ СОСТАВИТЬ СЛОВАРНУЮ ДИКТОВКУ?
ЧТО ОЗНАЧАЕТ СОСТАВИТЬ СЛОВАРНУЮ ДИКТОВКУ.
Составить словарную диктовку из 10 слов на правописание корней с чредованием 6 класс?
Составить словарную диктовку из 10 слов на правописание корней с чредованием 6 класс!
1)Собирать зерно с поля будем по утру. 2)Я раздеру тебя в клочья, если ты мне не отдашь мой свиток. 3)Умирать за тебя я не стану. 4)Папа я не хочу пилить перила. 5)блестеть твои глаза перестали 6)Выжигать на дереве узоры мне по душе 7).
Разложённый я так думаю просто надо 20 символов.
Часы спешат, зима не даром злится, лучи ласкают.
Виды словарных диктантов в работе над повышением грамотности учащихся
Ключевые слова: словарные диктанты
Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Чтобы повысить грамотность учащихся, необходимо работать с ними не только с целым классом, но и по группам, а также индивидуально по закреплению орфографических навыков на основе словарных диктантов.
Видов словарных диктантов много. Одним из видов может быть диктант с фонетико-графическим заданием. Например, написать в форме предложного падежа имена существительные и местоимения с предлогом О/ОБ/: ярмарка, оркестр, электрик, он, она, ежик. Или среди диктуемых слов найти такие, в которых есть два соседних гласных звука. Артиллерия, лауреат, изваяние, оригинал.
При индивидуальной работе с учащимися можно использовать словарные диктанты с грамматическими заданиями. Формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.
Словарные диктанты с грамматическими заданиями помогают формировать орфографические навыки на грамматической основе.
Грамматическое задание в процессе словарного диктанта способствует выбрать правильное написание. Например, записать слова:
Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Работа над таким диктантом включает несколько этапов:
Русский язык располагает богатейшей системой устойчивых словосочетаний. По разделу «Фразеология» можно давать самодиктанты. Вспомнить и написать, как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками ПРЕ-ПРИ. /Камень преткновения, преклонить колени, принимать за чистую монету. /
Словарные диктанты могут проводиться в виде игры. Психологи показывают, что человек испытывает потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие изучаемого материала, активизирует деятельность играющих, содействует развитию памяти, мышления.
Словарный диктант с элементами игры можно проводить при изучении морфологии.
Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.
Словарный диктант проводится в виде соревнования. Дается задание: кто быстрее найдет слово в орфографическом словаре и объяснит, как это слово правильно пишется.
Диктант:
Аллегория, артиллерия, беллетристика, воображение, галерея, декларация, дискуссия, деликатный, искусство, колорит, колоссальный, комиссия, прогресс, обелиск, троллейбус, фестиваль, экспрессия, грамматика, грамотность, коллектив, количество, колонна, кристалл, иммунитет, корреспондент.
Можно провести при закреплении орфографических навыков словарный диктант-игру «Угадай». Эта игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам:
Одним из условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе постоянных и длительных тренировок.
Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением.
Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся их записывают в столбик. Затем проверятся диктант, обозначаются орфограммы. Учащимся предлагается к каждому слову или словосочетанию придумать и записать рядом слово с той же орфограммой
Выборочный диктант.
Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один столбик из указанных столбиков.
«Правильно написание о и е после шипящих в корне слова»
Статья. Словарный диктант на уроках русского языка
Муниципальное образовательное учреждение «Королевщинская средняя школа»
Новосёлки Тверской области Жарковского района
Словарный диктант на уроках русского языка
Матвеева Наталья Юрьевна
Словарный диктант может состоять как из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически, так и не сгруппированных тематически . Особенность словарного диктанта состоит в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов затем можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов.
Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут.
Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), 2) один из пишущих повторяет его (или повторяют хором), 3) называется орфограмма, 4) вызванный ученик строит своё рассуждение вслух, 5) текст записывается, в нём подчёркиваются орфограммы.
Порядок работы: 1) диктуемое слово (или предложение) записывается, 2)затем называется и подчёркивается в нём орфограмма и произносится правило (т.е. приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)
Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), все слушают, 2) диктующий читает повторно (по частям, если это предложение), 3) учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.
Порядок работы: 1) диктующий дает задание распределить слова по столбикам в зависимости от орфограммы (в один столбик с корнем –ЛАГ-, в другой- с корнем –ЛОЖ); 2)читает слова или словосочетания, а учащиеся записывают их, распределяя по столбикам
Изложение, прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое, сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.
Порядок работы: 1) диктующий читает предложение, все учащиеся вслушиваются, 2) предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только слова (или словосочетания) с заданными орфограммами.
Например, диктующий ставит задачу записать одним слово с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания:
1) (Птицы) ненадолго умолкли. 2) (Мы) близко подошли (к реке). 3) Чересчур увеличивать (опасность). 4) Очень зоркий (наблюдатель). Выполненный диктант должен выглядеть так: приумолкли (птицы), приблизились (к реке), преувеличить (опасность), презоркий (наблюдатель).
Порядок работы: 1) диктующий читает предложение один раз, 2) все повторяют его шёпотом, 3) диктующий читает предложение повторно, 4) учащиеся составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания.
Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.
Диктуемый текст: Ночь. Не спится. На небе ярко светят звёзды. Выполненная работа выглядит так: 521
Порядок работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.
Зрительный диктант (самодиктант).
Порядок работы: 1) ученик прежде чем записать какой-либо текст, внимательно всматривается в него, фиксирует внимание на тех орфограммах, которые в данный момент изучаются, 2) одновременно повторяется орфографическое правило или необходимые орфографические сведения, 3) текст диктуется учителем или записывается учениками по памяти, 4) запись сверяется с текстом книги самими учащимися.
Например, диктующий ставит задачу записать слова с мягким знаком после шипящих
Идёшь, фальшь, щёлочь, глушь, стричь, печь, намажь
Словарный диктант с табу (ограничением).
Порядок работы: 1) слова расположены на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) 2) учащиеся должны записать, но не выписывать слова табу.
Например, слово ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.
Порядок работы : 1) диктующий читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу; 2) ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Диктант с продолжением.
Порядок работы :1) учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, 2) к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же орфограммой.
Сигнальный словарный диктант.
Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, каким цветом будет обозначенокаждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст и показывают соответствующую сигнальную карточку
Львиный, каменный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый, фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.
Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.
Список использованной литературы
1. Александрова, Г.В. Занимательный русский язык [Текст]/ Г.В.Александрова.- СПб.:Тригон, 1998. – 652 с.
2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]/ А.Т.Арсирий.- М.:Просвещение, 1995. – 377 с.
6. Панов, М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов.- М.:Просвещение, 1984. – 154 с.
Методическая разработка «Виды диктантов»
По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Но такое деление условно, так как и контрольный диктант содержит в себе обучающие элементы.
По характеру операций учащиеся с диктуемым материалом различают: выборочные, свободные и творческие.
Пример организации работы по проведению предупредительного
Дети ходили к реке ловить раков
Учитель читает предложение, после прочтения задает вопросы: о ком говорится в предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово ходили? (В этом слове после буквы х напишем букву о, так как в проверочном слове (ходит) ясно слышится о).
Как напишем к реке ? К слову ловить подобрать проверочное слово. Далее сам учитель поясняет написание слова раков. После такого разбора учащиеся под диктовку записывают предложение в тетрадях.
Предупредительный диктант имеет свои недостатки:
1) после разбора орфограмм учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически;
2) при проведении разбора обычно работают только сильные ученики.
Различают 2 вида предупредительных диктантов: зрительные предупредительные
(разбираемый текст учащиеся видят на доске или в книгах; используется в основном в 1 классе) и слуховые предупредительные (объяснение написания орфограмм ведутся устно: 2-3 кл.) Для этого вида диктанта можно использовать тексты по всем изученным орфограммам.
При его проведении ученики дают необходимое пояснение непосредственно в процессе письма. Обучение детей комментированию начинается на уроках обучения грамоте.
Так, диктуется слово Борис. Один ученик комментирует написание слова, а все записывают его.
Имя человека начинаем писать с заглавной буквы. Пишу слияние Бо с гласным о, пишу слияние ри с гласным и, пишу согласный с. Ставлю знак ( / ) на втором слоге. Под безударной гласной о в первом слоге ставлю точку.
Пример на предложении: Один раз в школе я увидела Люсю Завьялову.(3класс)
В нём сначала запись диктуемого, а потом даётся объяснение. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении пройденного.
По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Может быть либо зрительным, либо слуховым.
Возможно сочетание предупредительного с объяснительным (применяется как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).
Разновидность объяснительного диктанта. Предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.
Преимущество этой разновидности объяснительного диктанта – возможность выполнения сразу двух функций: обучающей и проверочной.
Сильные стороны этого вида диктанта:
1) диктант рассчитывается на сознательное письмо учащегося, дети сами учатся находить требуемые орфограммы;
2) повышается активность учащихся; причём, если при объяснительном диктанте в его обычной форме активизирование идёт от учителя, то здесь – активное начало привносится самими учениками;
3) диктант требует от детей большого напряжения и внимания, так как на каждый задаваемый вопрос учитель (или вызванный ученик) отвечает лишь один раз;
4) почти полностью изживается подсказки и списывание: все сомнительные написания можно спросить у учителя.
1) трудность выявления учителем некоторых типов ошибок. Нельзя объяснить ошибку в том случае, если у ученика не возникло сомнения и он внёс исправление после ответа учителя на вопрос другого ученика (например: рожь- м. б. уст. Учеником после ответа учителя);
2) не отражает фактического уровня знаний учеников.
Целесообразно проводить после изучения нового материала наряду с предупредительным диктантом. Уместно проводить в начале года при повторении изученного в предыдущем классе.
В начальных классах на этот диктант обычно отводится часть урока.
Диктант с обоснованием
Разновидность объяснительного диктанта. Ученик сначала дает письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает диктуемое слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.
Письменные работы с обоснованием целесообразно предлагать детям со II класса, с момента изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением».
С успехом можно применять этот вид диктанта и при изучении тем «Звонкие и глухие», «Непроверяемые согласные», «Проверяемые имена существительные с шипящими согласными на конце» и т.д.
Учитель диктует слова: земля, солнце, шубка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:
земли-земля, солнышко-солнце, шуба-шубка
Все мотивируемые написания должны быть подчеркнуты.
По мере изучения грамматического материала работа усложняется. Так, при изучении темы «Глагол» учитель во время диктанта дает классу задание: обосновать написание безударных личных окончаний глаголов.
Мир строит, а война разрушает.
В тетрадях учеников должна получиться запись: мир( II спр., 3 лицо, ед.ч.) строит; война (I спр., З лицо, ед.ч.) разрушает.
Обоснование может быть не только письменным, но и устным.
Ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
Записываются чаще всего отдельные слова.
Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах.
Запись диктуемого текста, при котором учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.
Он способствует выработке навыка запоминания диктуемого. Воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.
При свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее сложными словами.
Такой диктант служит обогащению слов уч-ся и помогает овладению строем литературной речи.
Имеет большую ценность для развития речи, представляет собой работу, переходную от диктанта к изложению.
Усложнить свободный диктант, приблизить его к изложению, можно в нескольких направлениях.
Прежде всего можно увеличивать размер тех частей, на которые делится диктуемый текст. Необходимо начинать с разбивания текста на небольшие части, состоящие из двух – трёх коротких предложений и затем постепенно увеличивать размер этих частей.
При свободной записи диктуемого текста помогает план его отдельных частей, записанный на доске.
Заголовки плана могут быть коллективно составлены к каждой части при разборе содержания текста.
Чтобы учащимся легче было пользоваться трудными словами, полезно распределить их на доске по группам, обозначить каждую группу цифрой, показывающей в какую по счёту часть текста входят эти слова. Запись слов на доске лучше сделать заранее, чтобы не отвлекать учащихся в процессе проведения диктанта.
Методика проведения этого диктанта:
Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последней части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущие.
Обучающие Контрольные
Предупредительный Объяснительный Творческий Свободный
Диктант и его виды
Обучающий Контрольный
Предупредительный Объяснительный Творческий Свободный Словарный Выборочный
Зрительный ( I класс) «Проверь себя» по опорным словос-м «Кто больше» молчанка
Слуховой ( III класс) С обоснованием с заменой гр. орфог-м
с классификацией
Подготовленный с внесением изменений в текст
Комментированный по аналогии самодиктант
Весь день дул сильный ветер. Но вот повалил снег. Он укрыл землю.
Зимой на вершине ели лежала большая шапка снега.
В период обучения грамоте Лариса: Имя девочки надо написать с большой буквы, пишу слияние Ла с заглавной буквы с гласной а, пишу слияние ри — с гласной и, пишу слияние са с гласной а Лариса. Ставлю знак ударения на втором слоге, под безударной а в первом слоге ставлю (ударение)
2 класс. Красив русский лес зимой.
В конце предложения ставлю (.), т.к. оно повествовательное.
на ветке (1 скл. П.п.) сирени(3 скл. 1п.) мышь, дочь, (ж. р.), не тонет (не с глаголами), Казань (название города).
а) По опорным словам:
ночью, вьюга, птичьи, волчьи, лисьи, заячьи следы, ружье; тема: на охоту
в) Вставка «Кто как зиму проводит»
Сначала проводится как выборочный, а затем надо восстановить текст диктанта по данным словам.
Клюква вырастает в болотах. Ее собирают осенью. Клюкву называют лекарством от всех болезней.
вырастает, собирают, называют.
Цель: совершенствование памяти.
Диктуется цепочка из 3-х слов, пауза (чтобы можно было записать).
Побеждает тот, кто все правильно запишет (тетрадь кандидата просмотрит учитель)
родной, ягода, урожай; яблоко, вокруг, бежит, огурец, герой, летит; молоток, лесной, капуста
(проверка по образцу на доске)
Лучше по темам: капуста картофель, помидоры; молоток, топор, пила.
2) Подбери с противоположным написанием
а) по типам склонения: огурец, капуста, метель, город, улица, октябренок, картофель.
Выписать слова с жи- ши.
У Славы жил кот. Он любил спать у печи. Пушистым хвостом закрывал кот лапки. Наступила зима. Кот стал мерзнуть. Слава сшил для кота широкий коврик.
Заключается в том, что диктуемый текст не связный, а отдельные слова. Ими могут быть словарные слова или трудные, т.е. слова с неправильными написаниями или слова с проверяемыми гласными или согласными в корне.
каток, низкий, скользкий, поздний, сеют, строят, сзади, еще.
Такие диктанты обычно не требуют большого количества времени, всего 5-10 минут. Они обычно проводятся в начале урока и имеют преимущественно не контрольный, а обучающий характер.
Учитель диктует отдельные слова ученики пишут, затем проверяют написание по словарю. Иногда письмо сопровождается поднятием карточек, на которых написаны те или иные буквы (сигн.).
Полезен и такой диктант («немой»): учитель не произносит слов, а показывает соответствующий рисунок, а дети сразу же пишут, либо предварительно показывает карточку с нужной буквой, а затем пишут. Словарный диктант не должен быть большим по количеству состоящих его слов (10-15 слов).
В словарном диктанте можно использовать загадки. Например:
Живет под крылечком
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно Выслушивать изволь:
Я, всех вас допеку-у-у-! Уснули дети, свет потух. Молчи, горластенький.
(хорошо зачитывать по 3 слова)
Учитель зачитывает несколько слов, дети должны запомнить эти слова и, воспринимая их на слух, записать.
Перед чтением диктанта учитель ставит цель: внимательно его слушать, запомнить слова и записать их.
Выигрывает тот, кто правильно запишет все продиктованные слова.
1 класс тема: ь в середине слова
учительница, мальчик, фильм
тема: правописание ча- ща-
чашка, чаща, роща, пища
2 класс тема: ъ (разделительный)
подъезд, разъезд, объявление.
тема: правописание звонких и глухих согласных
нож, рукав, дуб, серп.
3 класс тема: правописание безударных гласных
крепыш, варенье, укрепить, отварить.
Работа, состоящая в составлении детьми связного текста по опорным словам с последующей записью в тетради.
Творческим называют диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст предварительно подвергая его изменениям.
Различают несколько видов творческого диктанта.
1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).
Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.
Перед проведением диктанта учитель указывает, какие именно слова дети должны дополнительно внести в текст. Ученики лучше запоминают правописание вставленных слов, потому что на них фиксируется внимание.
Пример: В III классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространите предложение второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.
Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство ото всех болезней.
2. Творческий диктант с изменением слов. Т. е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в которых употреблены глаголы 1 лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2 лица.
Что посею, то и пожну.
Что посеешь, то и пожнёшь
Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографические лёгкие формы заменяются более трудными. Кроме того, дети не имеют перед собой исходного текста.
3. Составление предложений по опорным словам.
Учитель записывает на доске опорные слова, а дети составляют предложения по этим словам. Этот вид диктанта развивает у учащихся мышление, пополняет их словарный запас.
Белочка прячется. Медведь спит. Стриж и сыч улетели
Диктант по аналогии
Учитель диктует свой текст по предложению, а дети, сравнивая, записывают переработанный текст по своей теме, иллюстрации.
Такой творческий диктант примыкает к работе по развитию речи, он требует от детей активного отношения к тексту или же состояния своего текста
Наступила долгожданная зима. Пушистый снег покрыл деревья, землю. Люди радуются снегу. Ребятишки зимой любят кататься на санках, лыжах. Все рады белоснежной красавице.
Наступило долгожданное лето. Деревья и кустарники оделись в зеленый наряд. Люди радуются молодой травке, душистым цветам. Ребята целыми днями пропадают на речке. Они любят ловить рыбу, купаться, загорать. Хорошо в эту летнюю пору!
Является одним из видов творческого диктанта. Диктант проводится после коллективного обсуждения и составления предложений; выбирается лучшее предложение и затем записывается.
Вначале нужно выбрать тему, которая запишется на доске. Здесь же записываются вопросы, на которые учащиеся отвечают. Вопросы служат, непосредственно опорой для составления текста.
Данный вид диктанта является подготовкой к написанию сочинения.
Диктант способствует развитию речи, логическому мышлению, памяти.
а) с помощью картинок
б) с помощью карточек, на которых написано слово с пропущенной буквой.
3) С классификацией слов по группам, распред-й.
4) Написать слова с противоположным написанием (в 3 кл.).
5) Самодиктант (проверяем с помощью индивидуальных словариков, самопроверка, взаимопроверка, самооценка).
6) «По следам моих ошибок» (после контрольных работ, проверки домашней, классной работы). Значение — контроль.
8) Диктант с помощью загадок.
1в. На одной стороне написаны слова с пропущенными буквами, с другой стороны — полностью слова.
2в. На одной стороне ничего не пишем, с другой стороны пишем несколько словарных слов.
Эти карточки раздают тем учащимся, которые допускают ошибки. Дают той стороной, в которой пропущенные буквы или чистой. (Кто сколько раз смотрел?)
10) С помощью кроссвордов (загадываются загадки).
11) «Не порви цепочку»
Вы сами будете диктовать слова (5 сл.)
Берёза – арбуз – завод – дятел – лопата
лепесток белеть длинный вверх
стебель желтеть круглый сбоку
середина расти нежный
листья тянуться тонкий
Сегодня будем составлять текст сами. Кто может дополнить этот словарь своими словами?
ночью, вьюга, птичьи, заячьи, лисьи, собачье, чутье.
Диктант шагами
Применяется в I классе, когда дети не умеют писать.
Маленький шаг – слог, большой шаг – между словами (система Зайцева).
Письменные работы на уроке. Объём письменных работ. I кл. – 25-35 слов, II кл. – 35-55 слов, III кл. – 50-70 слов.
Самостоятельная работа по русскому языку на уроке: I кл. – 5-10 мин, II кл. – 10-13 мин, III кл. – 15-20 мин.
Критерии оценки классных и домашних работ
Нет ошибок. Допускается недочёт граф-го характера
1-2 ошибки, 1 исправление.
3 ошибка, 1 исправление.
2 ошибки и 1 испр-е
2 ошибки и 1 испр-е
4 ошибки и 1-2 испр-е
3 ошибки и 1-2 испр-е
3 ошибки и 1-2 испр-е
больше, чем для выставления оценки «2»
Творческие работы обучающего характера проводятся примерно 1 раз в 10-12 дней (изложения, сочинения).
Требования к выставлению оценок по русскому языку
I . Объём контрольного диктанта.
1 класс: 2-3 буквы, 2-3 слога или предложение из 2-3 слов; в конце года текст из 15 слов.
Требования к контрольным работам
1. Не менее 60% слов с орфограммами, записать на доске слова на неизученные правила.
2. Не более 3-х грамматических заданий.
3. Время: 1 класс – 25 минут, 2 класс – 28 минут, 3 класс – 30 минут.
4. В I классе: в феврале проводя диктант чётко проговаривать слова по слогам; в конце года – литературное произношение.
5. Оценки ставятся две (дробью): за диктант и грамматическое задание.
не более 2 орф-й ошибки или 1-2 пункт-х, 1 испр-е
от 3 до 5 ошибок или 3/2-3, 4/2, 5/1, небрежно
За ошибку не считать:
а) ошибки на те разделы, которые в данном классе не изучались ещё;
в) единичный случай замены одного слова другим;
г) отрыв корневой согласной при переносе.
1) 2 исправления орфографического или фонетико-графического характера;
2) 2 однотипные ошибки;
3) Повторение ошибок в одном и том же слове;
4) Две негрубые ошибки.
Негрубые: повторение одной и той же буквы в слове; при переносе забыта часть слова; дважды написано слово.
Объём словарного диктанта.
1 класс- 7-8 слов; 2 класс – 8-10 слов, 3 класс – 10-12 слов, 4 класс – 12-15 слов.
Нормы оценок за словарный диктант:
Виды письменных работ
Виды контрольных работ
Диктант с грам-м заданием
Списывание с текста
За грамматическое задание:
Виды и приёмы работ по орфографии
1. Грамматико – орфографический анализ или разбор. Такой разбор нужен для того, чтобы выработать для учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаружить сомнительные написания. Найти в предложении или связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить к какому разряду явлений относится данное явление.
Используется и как самостоятельное упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктантах и т.п. Можно сопр-ть предварительным и посл. разбором текста, который приходится писать.
Может протекать в двух формах: либо разбирается текст, нах-ся перед глазами учащихся, либо – по слуху, с голоса учителя.
В целях активизации часто используются карточки.
Списывание: 1) текстуальное (дословное),
3) осложнённое грамматическими задачами
В первом классе необходимо дословное списывание.
Затем усложняется: слова списываются в порядке картинок, восстанавливается деформированный текст или предложение, подчёркиваются отдельные буквы и т.д.
Из грамматико – орфографических заданий при списывании применяются: подчёркивание нужной буквы или сочетаний букв, определение части речи или её форм.
При проведении списывания, как орфографического упражнения необходимо соблюдать известные условия:
1) даётся доступный для понимания детей и интересный для них материал (предварительно проводится грамматико – орфографический разбор);
2) необходимо учить детей технике списывания с книги или с доски.
Может сопровождаться классификационной работой: в один столбик – сущ. 3 скл. С ь после шипящих на конце, а в другой – сущ. м.р. 2 скл.
Письмо по памяти применяется при обычном списывании.
2. Усвоение правописания слов с непроверяемыми написаниями.
1) внимательно прочитайте слово про себя и вслух;
2) справьтесь о значении слова, если не знаете его;
3) прочитайте слово по слогам и запишите его;
4) подчеркните ту часть, которую стараетесь запомнить;
5) проверьте по словарю, правильно ли записали слово, произнося его по слогам;
6) подберите несколько родственных слов и запишите слов 2-3 раза.
Количество контрольных работ в течение каждой четверти должно быть примерно следующим:
Виды контрольных работ
а) контрольный диктант
б) контрольное списывание
а) контрольный диктант
б) контрольное списывание
в) контрольное изложение
г) практические работы
а) контрольный диктант
б) контрольное списывание
в) контрольное изложение
г) диктант/практическая работа
ПРИМЕЧАНИЕ: сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.
Объём диктанта и текста для списывания должен быть следующим:
1 класс (в конце года) – текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания.
Во 2, 3, 4 классах объём диктанта и текста для списывания должен быть таким:
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты для диктантов подбираются средней трудности. Каждый текст включает в себя достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктант слова, правописание которых правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта используются связные тексты (авторские или специально составленные) описательного характера, близкие по тематике и понятные по лексике младшим школьникам. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Орфография текстов охватывает правила правописания, изученные не только за истёкшую четверть, но и те, которые изучены в предыдущих классах.
Грамматические задания служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений (заданий должно быть не более 4-х видов, а грамматических разборов не более 2-х видов).
Два задания обязательны для всего класса. Они отражают минимум требований к знаниям и умениям по русскому языку на данном этапе обучения.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительные 3 задания повышенной трудности, требующие языкового развития. Смекалки и эрудиции:
1) подобрать однокоренные слова, обозначающие значение сложного слова (два – три примера);
2) к данным словам подобрать близкие или противоположные по значению (два – три примера);
3) составить несколько (два – три) словосочетаний с одними словом, употребив его в разных значениях (слова для справок: золото, дерево, коса, железо).
Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий, оценивается двумя отметками: отдельно за диктант и отдельно за задание. Оценивая контрольные работы по русскому языку, учитель руководствуется следующими нормами оценок.
— за работу, в которой нет ошибок, и есть не более одного недочёта
— отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу
— за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочётов
— не более 2 ошибок или 4 недочётов
— не более 6 ошибок или 10 недочётов
— не более 5 ошибок или не более 8 недочётов
— более 6 ошибок или 10 недочётов
— более 5 ошибок или более 8 недочётов
Критерии оценок за выполнение грамматических заданий
В 4 классе в конце учебного года рекомендуется провести диктант (1 урок) и проверочные задания (1 урок).
Итоговый диктант с грамматическими заданиями рекомендуется проводить в мае.
На выходе из начальной школы в качестве диктанта предлагается связный текст, который включает предложения из 3-8 слов, различные по целям высказывания и интонации, с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Орфография текста отражает основные правила правописания. Изученные в 1-4 классах, а также слова с непроверяемыми написаниями. Объём диктанта – 84 слова.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ, КАК ДИКТАНТ – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Наряду с этим проверяются: умение списывать с печатного текста, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольного списывания предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинаниями.
К оценке работ за контрольное списывание следует подходить с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, т.к. при данном виде работы требуется внимание при списывании, аккуратность, умение сверять списанное с образцом.
Критерии оценок за контрольное списывание:
В связи с тем, что новым направлением в развитии содержания русского языка является обучение искусству речи, реализации принципов развития речи, в начальной школе рекомендуется проводить творческие работы в виде сочинения и изложения только как обучающие. Причём объём текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.
Изложение (обучающее) проверяет формирование навыков письменной речи: умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов, правильно строить предложение, употреблять слова в соответствии с их значением; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Поскольку навык письменной речи школьников только складывается, данный вид работы имеет больше обучающий, чем контролирующий характер.
Для изложения предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.д. в 3 классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.
Примерный объём сочинения:
3 класс – от 0,5 до 1 страницы; это примерно 9-10 предложений (50-60 слов);
4 класс – от 0,5 до 1 страницы; 11-12 предложений (70-80 слов).
При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.
При проверке творческих работ во 2-3 классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных выше. В 4 классе, учитывая достаточный объём изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность. Критерии оценки за грамотность остаются такие же, как при оценки диктанта. При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты:
— несоответствие темы, искажение содержания исходного текста (изложения);
— внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
— неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.