Что такое словарная работа по истории
Словарная работа на уроках истории в школе VIII вида
1. Сущность словарной работы. В школе уч-ся овладевают научными понятиями, в том числе историческими, что требует от них усвоения значения слов. Значение – это смысл, то, что обозначает данный предмет, слово, действие. Овладение новым словом для шк-а – это не пассивное, механическое запоминание его значения, а активный, целенаправленный процесс. Этот процесс включает определенную последовательность, начиная со смутного представления значения нового слова, его применения шк-м, и на заключительном этапе его действительное освоение. Конечной целью словарной работы является формирование у шк-в умения использовать новые слова в собственных высказываниях. Поэтому в методике говорят об активном и пассивном словаре. Отличие активного словаря от пассивного проявляется в уровне владения словом. Если уч-к понимает значение слова, умеет правильно сочетать его с другими словами, уместно употреблять в своей речи, то это слово входит в активный словарный запас. Понимание значения слова – только начало формирования ист. понятия. К пассивному словарному запасу относится слово, если шк-к его понимает, но не умеет правильно употребить или не употребляет в речи. Словарная работа – это систематическое, целенаправленное овладение шк-ми под руководством учителя незнакомыми или трудными словами, усвоение их значений и сфер употребления с целью использования в собственных высказываниях.
2. Особенности усвоения слов и выражений исторического характера уч-ся с нарушен. интеллекта. При организации словарной работы с у\о шк-ми надо учитывать особенности осмысливания ими значения отдельных слов и выражений. Так, если действующее в рассказе лицо называется по-разному (Иван IV – великий князь – царь – Иван Грозный), то некоторые шк-ки могут не понять, что речь идет об одном и том же человеке. Встречаются шк-ки, которые некоторые выражения понимают буквально. Так, если учитель или текст учебника используют выражение «поход Батыя на русские земли», то такие шк-ки могут представить не войско под командованием хана Батыя, а одного человека, который пошел войной на Русь. Иногда уже знакомые шк-м слова в учебнике употребляются с новым смысловым оттенком или с переносным значением, в таком случае шк-ки могут неправильно понять весь рассказ или его фрагмент. Так, в тексте встречается выражение «… стремился сесть на престол». Шк-ки могут воспринять эту фразу в смысле «хотел сесть на какой-то стол», поскольку слово сесть понимается ими буквально, а слово престол из-за недопонимания заменяется созвучным стол. Зависимость значения слова от контекста часто встречается в текстах учебников истории. Такие ошибки неправильного осмысливания слов и оборотов речи необходимо предусматривать и предупреждать путем соответствующих разъяснений.
Кроме того, у у\о шк-в за словами и фразами часто не возникает нужных исторических представлений и нужна специальная подготовительная работа, чтобы они появились. Мы рассмотрели организацию такой работы на примере конкретизации термина «подсечное земледелие», когда вначале на основе наглядности у шк-в создаются образы о действиях, входящих в этот вид земледелия, а затем, читая об этом текст, у них в сознании воспроизводится ранее созданный образ.
Уч-лю не следует давать в готовом виде объяснения значений всех слов. Надо побуждать шк-в к нахождению их объяснений в тексте, наглядности, а в старших классах в словарях, детской энциклопедии и в др. источниках, стимулируя их самостоят-ть.
Некоторые слова объясняются, отталкиваясь от вида занятия: полюдье – ходить по людям за данью (сбор князем дани); барщина – работа на барина; деревня – от глаголов драть, деру (прежде чем строиться в лесной местности, в которой жили восточные славяне, вначале надо было освободить место от деревьев и кустарников, а их приходилось выдирать, прилагая большие усилия, а отсюда деру – деревня); происхождение слова кузнец, как и кузница, наковальня, подкова, оковы, коварный, связано с действием ковать, кую.
Значение сложного составного слова шк-ки могут понять, если под руководством уч-ля разделят его на простые: землевладелец – земля, владеть; воевода – воев (воинов) водить; князь – кн (сокращенное конь), язь (язъ – древнеславянское человек) – человек на коне; венценосный – венец носить. Некоторые слова лучше осознаются, если к ним шк-ки осуществят подбор однокоренных слов: дань – давать, подаяние; барщина – барин, баре; пехота – пеший, пешеход, пешком; ведьма – ведать, весть, невежда; пряха – пряду, рядиться, ряд, наряд, неряха; промысел – промышлять, промышленность. В других случаях подбираются слова-характеристики, отражающие свойства, признаки изучаемого материала. Например, уч-м предлагается выбрать слова, кот. характеризуют народ Руси в период монгольского ига (угнетенный, покорный, мужественный, слабый, трусливый, трудолюбивый, угодливый, свободолюбивый), или слова для характеристики Петра I (трудолюбивый, добрый, энергичный, ленивый, жестокий, заботливый, решительный, талантливый, деятельный), с последующей конкретизацией выбранных слов примерами.
Иногда используется подбор синонимов и антонимов. Это помогает лучше оттенить смысл, уточнить значение некоторых слов: иго – угнетение, крестьянин – земледелец, землепашец, хлебороб; хан – князь; равенство – неравенство; общая собственность – частная собственность. Есть термины, которые объясняются по смыслу: декабристы – в декабре. От слова кремний (крепкий камень) произошло слово кремль; от слова короб – корабль. Слово бояре (старшие дружинники, командиры отдельных полков) происхождением, по-видимому, связано с фразой «более ярые в бою». Значение некоторых обобщающих слов лучше осознается, если предложить шк-м из ряда слов убрать лишнее, а затем оставшиеся слова назвать одним обобщающим словом: серп, мотыга, (щит), топор, лопата, соха – орудия труда; кузнецы, гончары, (бояре), бондари, плотники – ремесленники.
На уроках истории надо приучать шк-в использовать термины, употребляемые в изучаемый период. Так, в 14–15 вв. вместо слов солдаты, офицеры (тогда в России не было регулярной армии), а также командир, патруль, барин, зал (они появились позже), надо употреблять старые русские слова – дружинники, воевода, начальник, дозор, боярин, помещик, слуга, палата. Рекомендуется использовать эпитеты и обороты речи, свойственные изучаемому времени, и передающие колорит эпохи, ее эпические особенности. Так, в рассказах о битвах периода Древней Руси надо применять слова-выражения типа: булатный меч, копье червленое, стрелы острые, лук тугой. Эпические особенности эпохи хорошо усваиваются при работе с поговорками, пословицами, крылатыми словами, меткими оборотами речи. В 7–9 кл. учителям и воспитателям надо чаще использовать в речи ист. пословицы, поговорки, крылатые слова, способствуя их осмысленному восприятию шк-ми и применению в своей речи. При работе с ними уч-ся под руков. уч-ля выясняют, когда и в связи с чем могло появиться такое выражение, в каких случаях его можно использовать сейчас. Так поговорка «Тут что, Мамай воевал» связана с опустошительными набегами монголо-татар; поговорки «Были, были – и бояре волком выли» и «Отольются волку овечьи слезы» намекают на народные восстания, на неотвратимость наказания власть имущих за издевательства над народом; поговорка «Голодный француз и вороне рад» связана с голодным для французов пребыванием в Москве зимой 1812 года и т.п. Шк-м даются различные практические задания со словами и образными выражениями: на классификацию (разделите перечисленные выражения на группы; озаглавьте следующие слова; с какими из названных здесь людей связаны эти выражения), на объяснение смысла, в том числе и переносного (на рисунке в учебнике рассмотрите бояр и объясните выражение «работать спустя рукава»; сосчитайте на рисунке в учебнике «Славянская семья» количество изображенных людей, а потом попробуйте объяснить происхождение слова «семья»).
В соответствующих ист. темах надо предлагать шк-м разгадывать загадки, подчеркивающие важные признаки изучаемых объектов. Так, загадка «Маленький, горбатенький, по ниве побежал, каждый колос задрожал» отражает существенные свойства серпа, а загадка «Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет. Гуляй, Матвей, обувки не жалей, до субботы доживем – новые сплетем» отражает и материал, из которого делались лапти, и их основные особенности.
Для активизации словарной работы на уроках можно проводить словарные пятиминутки или разминки, когда уч-ль в течение 2–4 минут ставит перед классом вопросы и задания на выяснение знания новых слов и их значения. Подбор слов уч-ль осуществляет с учетом изучаемой темы, периода времени, особенностей шк-в. Такую работу можно проводить в удобное время на уроке, но это надо делать систематически из урока в урок, тогда будет виден положительный результат. Так как в словарной работе большое значение имеют действия самих шк-в со словами, словосочетаниями и афоризмами, то уч-лю наряду с вопросами надо давать им разнообразные практические задания. Так можно предложить задание на соединение разрозненных частей поговорок и пословиц, подбор синонимов и антонимов, классификацию слов-терминов, подведение частных слов-понятий под более общие, выделение корня в однокоренных словах, подбор однокоренных слов и т.п. При проведении разминок и пятиминуток важны задания на выяснение признаков изучаемого слова-понятия. Так, отрабатывая слово помещик, шк-ки подбирают к карточке с этим словом те иллюстрации, которые ему соответствуют, потом находят среди других карточек, те из них, на которых написаны существенные признаки этого понятия – «человек, который за службу государю получал от него землю, помещался на нее», «владелец земли», «владелец крестьян, которые были прикреплены к его земле и жили на ней», затем они объединяют содержание этих карточек одним суждением, давая определение понятию «помещик». Так постепенно обогащается и конкретизируется содержание понятий, выделяются их типические признаки.
Наиболее сложные для понимания и произношения слова надо выносить на доску и работать с ними до рассказа учителя или чтения текста. Надо потренироваться в их правильном произношении, т.к. по ходу связного изложения работа с такими словами может отнять много времени и это отвлечет шк-в от уяснения смысла всего материала в целом.
Последовательная и постоянная работа со словом учит шк-в наблюдать, вдумчиво читать, осмысленно воспринимать фильмы художественно-исторического содержания, правильно передавать свои мысли.
Доклад по теме: « Словарная работа на уроках истории».
Выполнила Лукьянова Александра Борисовна
Школьный период – это период, когда происходит развитие ребенка в целом. Получают развитие все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет познавательное развитие, развитие речи, обогащение и увеличение как пассивного, так и активного словаря. Особенно этот период важен для развития детей с нарушением интеллекта.
Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития. Нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование активного и пассивного словаря. У этих детей наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительны, чем у учащихся в норме, преобладание пассивного словаря над активным. Активный словарь детей с нарушением интеллекта в два раза меньше пассивного.
Цель статьи заключается в определении основных путей и содержания коррекционно-педагогической работы, способствующих формированию и обогащению активного словаря исторических терминов.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально- трудовая и правовая адаптация ученика в общество. Бедность словарного запаса у учащихся и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке. Активный и пассивный исторический словарь учащихся формируется за счет многократного, вариативного повторения новых терминов. Активный словарь исторических понятий формируется в различных видах деятельности. Знакомство с историческими понятиями происходит через сообщение термина, определение понятия, упражнения в использовании, оперирование новым понятием.
Основными приемами работы с понятиями могут служить сравнение понятий по существенным признакам, различные средства наглядности, позволяющие создать целостную картину об изучаемом понятии, уточнение и закрепление термина. Нарушения последовательности логического высказывания учащихся приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме.
Наиболее доступны следующие пути формирования у учащихся исторических понятий: перечисление фактов, событий, характеризующих понятие; простое описание изучаемого события, явления; сжатое объяснение в ходе устного рассказа или комментированного чтения учебника, конкретный пример, описывающий понятие. В своей работе для определения уровня сформированности активного словаря исторических терминов у учащихся я использовала диагностические методики Т.А. Власовой, И.Т. Власенко, Л.И. Дмитриевой, Г.В. Чиркиной, которые были переработаны и составлены с учетом программного материала истории.
В работе с учащимися использовала следующие методы:
беседа с учащимися;
проведение коррекционной работы по теме.
Изучение словаря исторических терминов выявлялось путем наблюдения за детьми в процессе уроков, а также при выполнении индивидуальных заданий во время беседы на уроке и во внеурочное время.
Для выявления уровня словарного запаса проводила работу по трем методикам и специально разработанному анкетированию.
Методика 1. «Объяснение значений слов». (адаптивнная) по методике Т.А.Власовой.
Цель: выявление уровня знания лексического значения слова.
Инструкция : «Ответь, что это обозначает?»
-Столица это – … главный город страны;
-Президент это-…глава нашего государства.
-Граница это-… линия, которая отделяет территорию нашей страны от территории других стран…..; и т. д.
Методика № 2. «Назови, одним словом». (адаптивная) по Т.И.Власенко.
Цель: Определение обобщенных понятий.
Инструкция: « Скажи, как можно назвать одним словом.»
— Наука о прошлом человечества? (история)
— Люди, от которых мы произошли? (предки)
-Страна, где ты родился? (Родина)
-Помещение, где хранятся вещественные памятники истории? (музей) и т. д.
Методика № 3. « Твои ассоциации к слову» (адаптивная) по В.В.Чиркиной.
Цель: определение уровня понимания учащимися лексических значений исторического словаря.
Инструкция: «Подбери слово, которое ассоциируется со словом
Так же в своей работе я использовала метод анкетирования.
Анкета включает в себя 8 понятий и определений к ним.
К каждому вопросу было предложено три ответа, один из которых был правильным.
Детям необходимо было выбрать правильный ответ.
Цель анкетирования: определить уровень сформированности активного словаря исторических терминов.
Анкета «Найди правильный ответ и подчеркни его»
1.Люди, которые изучают прошлое человечества по раскопкам.
2.Объединение людей, которые всем пользовались сообща
3. Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.
4. Место, где жили славяне
5. Изгородь из заостренных бревен ( колов) вокруг славянского поселения.
7. Основной вид занятий восточных славян.
8. Приспособление для рыхления земли.
В целом, речь у учащихся с нарушением интеллекта характеризуется невыразительностью высказывания, запас слов этих учащихся очень беден. На вопросы учащиеся отвечают односложно или кивком головы. Словесные инструкции воспринимают фрагментарно после неоднократного повторения. Сами говорят мало, неохотно, их речь крайне примитивна.
А также из наблюдений на уроках можно сказать, что все отмеченное выше сочетается с неустойчивостью внимания, слабой памятью, низкой работоспособностью. Поэтому работа по формированию активного словаря исторических терминов детей с нарушением интеллекта должна строиться с учетом всех этих особенностей.
Систематическая работа над историческими терминами и понятиями способствует прочному их усвоению. Проведенный анализ подтверждает, что применяемые методики дают хорошие результаты.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. Школа пресс. 1994.
Дмитриева Л.И. Комплексная психолого-педагогическая технология формирования словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Красноярск: РИО КГПУ, 2002.
Пузанов Б.П. и др. Уроки истории спец. (корр.) шк.VIII в. М.:Гумм. Изд. Центр Владос, 2004.
Словарная работа с историческими источниками
Словарная работа с историческими источниками
Виды и методы работы со словарем
Введение терминов происходит по-разному. Значение некоторых из них объясняется ученикам определением этого термина, например, выпрямители (выравниватели), истинные выпрямители (могилы).
Ученикам полезно обратить внимание не только на происхождение слова, но и на его состав, если оно сложное, например, летописное, средневековое, рабовладельческое.
Добиться правильного произношения, употребления и написания каждого слова помогает систематическая запись новых слов (на доске) с правильным расположением в них ударений, постоянное обращение учащихся к словарю исторических терминов.
Обогащает речь учеников и работу высказываниями, ставшими крылатыми.
Словарные задания для 5-8 классов
1. Объясните значение и происхождение народных пословиц и поговорок, песен в тексте учебника
2. Выберите пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения из нескольких историй на общую тему
3. Выпишите все новые слова и выражения из абзаца учебника и из документа, которые помогут охарактеризовать историческую фигуру
4. Выберите семейство слов для исторического термина, объясните исходные, а затем производные
5. Объясните историческое происхождение и значение слова, выражения
6. Выбор синонимов для слов
7. Используйте выражения и термины в связной речи
8. Объясните значение терминов. Помните, с какими событиями вы связаны
9. Объясните значение и происхождение терминов
10. Объясните происхождение исторического термина и дальнейшее изменение его значения
11. Объясните историческое происхождение, оригинальное и современное значение крылатого слова, выражения, поговорки
12. Помните, кому принадлежит изречение и с каким событием оно связано
13. Объясните значение эпитета, образного выражения
14. Объясните историческое значение пословиц, поговорок
15. Сгруппируйте термины из учебника по теме, например, связанные с ремеслом, архитектурой, живописью, письменностью, литературой
16. Объясните историческое происхождение городов и поселений
Словарные задания для 9-11 классов
1. Назовите и объясните группу терминов в соответствии с их содержанием
2. Соотнесите первоначальное и современное значение этого термина
3. Определение понятий, выраженных в иностранных терминах
4. Чтобы объяснить суть эпитета, используемого при характеристике исторической фигуры и фактов
5. Объясните важность применения древних крылатых слов к современным
6. Использование исторических терминов в контексте
7. Объясните происхождение и современное значение этого слова
8. Объясните значение образного выражения, метафор
9. Напомните себе, кому принадлежат афоризмы, с какими великими историческими событиями они связаны или при каких обстоятельствах они выражены
10. Объясните значение утверждений. Указать автора
11. Объясните появление названий дореформенных деревень
12. О чем свидетельствует присвоение названий советским городам
13. Какие улицы в вашем городе, селе, селе называются именами граждан и Великой Отечественной войны, именами трудящихся-руководящих работников, героев труда
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Словарная работа за курс истории средних веков
Работа на знание основных понятий за курс истории средних веков
Просмотр содержимого документа
«Словарная работа за курс истории средних веков»
Словарная работа за курс истории средних веков. 1 вариант
1. Сосредоточение власти в одном центре, подчинение одному центру.
2. Способ обработки пашни, где поле каждый год делится на три части: под озимые, яровые и земля под паром.
3.Феодал, получивший от более крупного (сеньора) земельное владение за службу
4. Десятая часть дохода, которую население платит церкви.
5. Грамота об отпущении грехов.
6. Собрание представителей разных сословий в Англии, орган сословно-представительной монархии, состоявший из палаты лордов и палаты общин.
7. Роспись красками по свежей штукатурке.
8. Военно-феодальное сословие в средневековой Японии, обладавшее особым моральным кодексом.
9. Главная священная книга мусульман.
10. Кочевые арабы-скотоводы Передней Азии.
11. Последователи учения Яна Гуса, участники движения в Чехии за реформу католической церкви и улучшения жизни народа.
12. Тип хозяйства, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.
Словарная работа за курс истории средних веков. 3 вариант
1. Орган сословно-представительной монархии во Франции, созданный в 1302г.
2. Глава городского самоуправления.
3. Новое мировоззрение эпохи Возрождения, ставившее в центр мира человека.
4. Одна из мировых религий, возникшая в первой половине VII века среди арабов.
5. Сословно-представительные собрания в государствах Пиренейского полуострова (в т.ч. Испании).
6. Крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян, покровитель вассала.
7. Объединение средневековых ремесленников одной профессии для защиты своих членов от конкуренции.
8. Владелец наследственного земельного владения, феода.
9. Участники морских походов и военных экспедиций скандинавских народов в конце VIII- середине XI века.
10. Сан или титул епископа.
11. Социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней законами и передававшимися по наследству.
12. Сельские жители, основным занятием которых являлась обработка земли.
Словарная работа за курс истории средних веков. 2 вариант
1. Форма феодального государства, в котором наряду с королевской властью существует сословное представительство.
2. Мусульманское богослужебное сооружение, часто с башнями-минаретами.
3. Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.
4. Специальный суд католической церкви по делам веры, занимавшихся преследованием еретиков.
5. Плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.
6. Здание городского совета в средневековом городе, символ независимости.
7. Орнамент из цветного стекла, помещавшийся в окнах храмов и дворцов.
8. Общее название всех служителей церкви, привилегированное первое сословие
9. Военные походы на Ближний Восток, организованные католической церкви в 1096-1270 гг. для освобождения святой земли и Гроба господня.
10. Форма церковного наказания, в результате которого член Церкви временно исключается из церковного общества.
11. Христианская церковь Западной Европы после разделения церквей в 1054г., возглавляемая папой римским.
12. Хозяйство феодала, включающее землю, постройки, инвентарь.
Словарная работа за курс истории средних веков. 4 вариант
1. Освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова с VIII по XV век.
2. Объединение крестьян одной деревни в Средние века.
3. Настоятель мужского католического монастыря, в церковной иерархии занимал место после епископа.
4. Название эпохи в истории западноевропейской культуры, началось в Италии в XIV веке.
5. Титул монарха, главы огромного государства (империи)
6. Городская община, добившаяся самоуправления. Управлялась городским советом и выборным правителем города.
7. Одно из направлений среди последователей учения Яна Гуса, сторонники решительных действий и глубоких изменений в католической церкви.
8. Образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство.
9. Периодически повторяющаяся распродажа товаров, происходившая в городах на пересечении торговых путей.
10. Мусульманская церковь.
11. Приверженец ереси.
12. Владелец наследственного земельного владения, феода.