Что такое словарный портрет
Словесный портрет
Смотреть что такое «Словесный портрет» в других словарях:
Словесный портрет — Словесный портрет принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена… … Википедия
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ — СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ, описание человеческой наружности при помощи условного словаря, применяемое для целей розыска и идентификации в судебной медицине (см.). А. Бер тильоном был предложен метод описания наружности, при помощи к рого можно разыскать… … Большая медицинская энциклопедия
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ — в криминалистике система описания внешности человека в целях его идентификации … Юридический словарь
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ — в криминалистике метод описания наружности человека по показаниям свидетелей с целью его идентификации … Большой Энциклопедический словарь
Словесный портрет — (англ. verbal portrait) в криминалистике описание по определенным правилам наиболее устойчивых признаков внешности человека с использованием установленных терминов, применяемое в целях идентификации личности. В 80 х годах XIX в. французским… … Энциклопедия права
словесный портрет — в криминалистике метод описания наружности человека по показаниям свидетелей с целью его идентификации. * * * СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ, в криминалистике метод описания наружности человека по показаниям свидетелей с целью его… … Энциклопедический словарь
словесный портрет — метод идентификации личности, основанный на описании внешности человека при помощи стандартных словесных обозначений … Большой медицинский словарь
Словесный портрет — в криминалистике метод описания наружности человека с целью его идентификации (См. Идентификация) по признакам внешности. Специально разработанная единая терминология С. п. основана на данных анатомии и антропологии. Признаки внешности… … Большая советская энциклопедия
Словесный портрет — система описания внешности человека в целях его розыска и идентификации по внешним признакам. Впервые была разработана Бертильо ном, существенно усовершенствована и упрощена Рейссом. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска… … Криминалистическая энциклопедия
словесный портрет — в криминалистике система описания внешности человека в целях его идентификации. * * * (англ. verbal portrait) в криминалистике описание по определенным правилам наиболее устойчивых признаков внешности человека с использованием установленных… … Большой юридический словарь
Что такое словарный портрет
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит.
Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозелёные вершины в чистое небо.
Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.
Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы.
Пояснение (см. также Правило ниже).
СЛОВАРНЫЙ — указанный в словаре. По контексту подразумевается СЛОВЕСНЫЙ.
Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.
Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.
Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.
ПОРТРЕТ
Смотреть что такое «ПОРТРЕТ» в других словарях:
Портрет — (франц. portrait, от устар. portraire изображать), изображение (образ) какого либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший… … Художественная энциклопедия
Портрет — в литературе одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений,… … Литературная энциклопедия
портрет — См … Словарь синонимов
Портрет — Портрет. Х. Хольбейн Младший. Портрет Георга Гисце. 1532. Картинная галерея. Берлин Далем. ПОРТРЕТ (французское portrait), изображение (образ) какого либо человека либо группы людей (групповой портрет), существовавших или существующих в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПОРТРЕТ — (фр., от portraire списать чье либо изображение). Живописное изображение лица в поясном виде или же во весь рост. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОРТРЕТ франц. portrait, древн. франц. portraict,… … Словарь иностранных слов русского языка
ПОРТРЕТ — ПОРТРЕТ, портрета, муж. (франц. portrait). 1. Картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого нибудь человека. «Расстались мы, но твой портрет я на груди своей храню.» Лермонтов. Поясной портрет. Портреты работы художника… … Толковый словарь Ушакова
портрет — ПОРТРЕТ, а, м.. 1. (или портрет лица) Лицо, физиономия. Умой портрет. Въехал портретом в забор (ударился). Да плюнь ты ему в портрет ты должен его презирать; скажи ему всё, что ты о нем думаешь. 2. Икона с изображением одного святого. См. также:… … Словарь русского арго
ПОРТРЕТ — муж. портретик, тец, тишка, франц. изображенье человека, лица его чертами, живописью; подобен, облик, образ, поличие, лик. Портрет грудной, поясной, в рост. Портрет миниатюрный, масляный, гравированный, фотографический и пр. | описанье нрава,… … Толковый словарь Даля
ПОРТРЕТ — (французское portrait), изображение (образ) какого либо человека либо группы людей (групповой портрет), существовавших или существующих в действительности. Один из главных жанров изобразительного искусства. Вместе с внешним сходством портрет… … Современная энциклопедия
«Портрет» — «ПОРТРЕТ», юношеское стих. Л. (1831) в жанре «надписи к портрету», довольно распространенном в поэзии 18 в., но сохранившем свое значение и в 1 й трети 19 в. (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев и др.). «Надписи» обычно не имели в виду реальные портреты,… … Лермонтовская энциклопедия
Языковой портрет личности
Содержание:
Предмет: | Русский язык |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 20.02.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Нередко, только услышав речь незнакомого нам человека, мы можем составить о нем своеобразное представление, качественную картину. Прочитали ли мы текст, написанный неизвестным, или услышали вживую его слова – перед нами тут же обрисовался портрет его характера. Он, конечно же, пока только условный, но именно он и оставил то самое “первое впечатление”. Как мы так быстро смогли для себя отметить что-либо о человеке? Ведь мы еще совсем не знаем его.
На самом деле, подсознательно, мы уже оценили его по языковому портрет личности, который он предоставил.
Речевые манипуляции
Языковой портрет, представленный в СМИ, играет важную роль во влиянии на общественное и личное мнение. То, как информация передается после обработки рукой журналиста, определяет, как эта информация повлияет на аудиторию. Зачастую, чтобы заинтересовать слушателя, работники СМИ меняют слова общественного деятеля, тем самым изменяя его истинную языковую личность. Речевой портрет политика, воспринятый сквозь призму комментариев, претерпевает такие существенные изменения, что ряд его деталей значительно искажается. И кем бы он ни был на самом деле, языковая личность этого публичного человека уже сформировалась в наших умах в соответствии с моделью, предложенной редакторами.
Существует много методов лингвистического, лингвистического манипулирования, включающего использование выражений с разными эмоционально стимулирующими цветами для обозначения одних и тех же явлений. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание независимого национального государства, называют борцом за свободу, террористом, партизаном или боевиком, в зависимости от политических предпочтений.
Для каждого информационного жанра наряду с общими приемами манипулирования существуют также специальные приемы. Например, телевидение использует непривлекательные ракурсы камеры или соответствующим образом редактирует отснятый материал, чтобы сформировать у зрителей отталкивающее чувство в отношении нежелательных социальных объектов. В печатной информации их словам присваивается форма, нежелательная для читателя, что искажает языковой портрет.
Реконструирование портрета личности
Языковая личность включает три уровня, которые помогут нам в создании речевого портрета поэтапно.
Анализ языковой личности по уровням позволяет реконструировать языковой портрет конкретной личности (или группы личностей).
Например, исследуя образец по первому уровню, мы сможем обозначить для себя, на сколько человек образован и грамотен, как широк его словарный запас. На все это нам укажет соблюдение правил и норм языка, верное и уместное использование изобразительных средств и оборотов речи. В предложениях текста красноречие и развернутость сообщат нам, что это уже не первая работа автора и, скорее всего, на нее затратили много времени. В речи, произнесенной в настоящем времени, спонтанной, отсутствие фонетических ошибок и грамотное оформление укажет на то, что их автор имеет хороший словарный запас, часто практикуется в подобных дискуссиях и даже, возможно, близок к изучению ораторского искусства.
Второй уровень может рассказать нам о сферах интересов и просвещенности личности. Использование профессиональных жаргонов или специальных терминов именно на этом этапе покажет, чем интересуется человек, насколько глубок или широк его уровень познаний. Если, например, в разговоре (статье) о механике или технике автор оперирует терминами из медицинской сферы (организм двигателя, сердце аппарата, реанимация устройства), то это явно указывает на его интерес к медицине.
Третий уровень, скорее относится к содержанию и смыслу текста (речи), чем к его текстовой составляющей. На нем можно выявить цель, идею, осмыслить, какими вопросами задается исследуемая личность.
Языковая личность сознательно относится к своей языковой практике, несет на себе отражение общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре. На становление языковой личности влияют внешние (социальные) и внутренние (биологические и психологические) факторы.
Наиболее значительными социальными факторами являются семья, круг общения, школа, СМИ, массовая культура. Из внутренних факторов наиболее заметное влияние оказывают темперамент, доминантность, мобильность и экстравертность/интровертность, а также половая принадлежность и возраст. По мере социализации ребенка число воздействующих на него внешних факторов увеличивается, в то время как способность критически оценивать и выбирать ещё не сформировалась.
Роль речевых особенностей в языковой личности
Выявление произносительных особенностей требует специального лингвистического анализа. Рассмотрим некоторые особенности, о которых нам может поведать речь личности.
Для людей творческой и актерской натуры или профессий, относящихся к сфере искусства, характерен выбор разного рода оценочных слов и словосочетаний вроде жаль (вместо жалко) несомненно, вне всяких сомнений, непременно, весьма и крайне (вместо очень) и подобные.
Начальные реплики телефонного разговора так же могут многое сказать о личности. По правилам этикета, например, рекомендуется сначала представиться самому, а затем поинтересоваться собеседником (Простите, с кем я говорю?).
Цитаты из литературных произведений весьма характерны для речевого общения интеллигентных носителей языка. Это могут быть, например, цитаты вида: быть или не быть (и многообразные обыгрывания этой формулы, не теряющие нить источника), служить бы рад – прислуживаться тошно; а воз и ныне там; сижу, никого не трогаю, починяю примус; заседание продолжается и другие.
Одна из характерных особенностей речевого поведения интеллигентных носителей языка (не только русского) – умение переключаться в процессе общения с одних разновидностей языка на другие в зависимости от условий речи. Правильная «привязка» определенной манеры речи к определенным ситуациям общения – необходимый компонент навыка, который называется «владение языком». Для выделения такой способности у говорящего, конечно же необходимо проанализировать его речь в разных языковых ситуациях, средах.
Человек, как языковая личность, способен к порождению и восприятию текстов, то есть умеет использовать готовые речевые произведения в определенных ситуациях и с определенными целями: поддержать коммуникацию, продемонстрировать свой культурный уровень, выразить отношение к чему-либо.
Возможность использования прецедентных текстов зависит от ряда факторов: степени близости собеседников в социальном и психологическом плане, характера коммуникативной ситуации, общности знания. То есть, по тому, какие прецедентные тексты использует человек, можно охарактеризовать такое качество личности, как раскрепощенность или умение доносить желаемое.
Успешность речевого общения зависит от способности общающихся организовывать свое речевое и неречевое поведение согласно задачам общения. Поэтому, если диалог с кем-либо не удается, не стоит сразу утверждать, что его словарный запас скуден, он не умеет выражать мысли и его сфера интересов чересчур ограничена. Возможно, он просто не стремится к контакту и не желает раскрывать свою языковую личность.
Филолог Т. П. Тарасенко выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические. Для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета.
Выделим основные характеристики, которые можно определить при анализе речевого портрета:
Заключение
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Проектная работа «Лексикографический портрет слова»
Средняя общеобразовательная школа №1
с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан
«Лексикографический портрет слова»
МБОУ СОШ №1с.Стерлибашево
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1с.Стерлибашево
Гайсарова Лилиана Хайдаровна
Секция: «Русский язык и литература»
1.1 : Лексикографический портрет слова «жемчуг»………………………………………………………………….5
1.2 : Лексикографический портрет слова «надежда»…………………………………………………………………6
1.3 : Лексикографический портрет слова «прямо»……………………………………………………………………..7
1.4 : Лексикографический портрет слова «язык»……………………………………………………………………. 8
1.5 : Лексикографический портрет слова «правда»………………………………………………………………………9
Однажды, на уроке по русскому языку, учитель дала задание изучить слова. Нужно было узнать лексическое значение слова, подобрать синонимы, узнать происхождение его, ассоциации к этому слову. Мы поняли, что нам нужно информацию искать в разных словарях и их должно быть не менее 5. Я задумался, вот бы сейчас один словарь и в нем была бы вся информация, которая нужна мне. Так я определился с темой моего будущего проекта.
Тема нашего проекта: «Лексикографический портрет слова»
Цель нашей работы: используя словари, создать лексикографические портреты слов.
Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:
1) познакомиться со словарными статьями из разных по целевой установке и объекту описания словарей;
2) обозначить их ключевые отличия;
3) изучить, какие бывают словари;
4) формировать общеучебные умение и навыки словарной работы на основе научных знаний, работы со справочной литературой.
Проектным продуктом будут лексикографические портреты, которые будут использованы для создания интегрального словаря. Этот словарь предназначен для самостоятельной работы школьников 8-9 классов, а также найдет применение в педагогической деятельности учителя. Словарь может быть использован родителями в разнообразных совместных занятиях с детьми.
Цель: используя словари, создать лексикографические портреты слов.
Подготовительный: отбор и анализ учебно-познавательного материала, повторение и систематизация знаний.
Способы структурирования учебных пособий: моделирование таблицы структур.
Отбор основных и дополнительных текстов: сбор материалов из внешних источников.
Отработка терминологии: приемы работы с лингвистическими терминами и понятиями.
Этапы работы над проектом:
Лексикографический портрет- это описание слова, при котором исследуется семантика слова, его сочетаемость, фразеологические, стилистические, прагматические, коммуникативные и другие свойства каждого лексического значения данного слова.