Что такое словесные методы

Характеристика словесных методов обучения

Что такое словесные методы обучения

Словесные методы обучения – это группа приемов учебно-познавательной деятельности, в основе которых лежит слово. В педагогике используют в образовательных и воспитательных целях в качестве источника знаний, как в устной форме, так и письменной.

В качестве источника знаний словесные методы обучения выполняют ряд функций:

Разновидности

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Кроме того, определена такая разновидность, как работа с книгой, включающая в себя как устную подачу материала, так и его обсуждение.

Рассказ и объяснение

Рассказ и объяснение – словесные методы обучения, которые обладают общей характеристикой: имеют информативный характер, что становится причиной их подмены друг другом.

С точки зрения функциональности рассказ и объяснение – понятия, которые разнятся целью повествования.

Рассказ может преследовать разные цели обучения, например, донести информацию,

Объяснение – это повествование доказательного характера, в основе которого всегда лежит требование: переубедить в чем-либо или растолковать что-либо.

Что касается характеристики данных методов, то рассказу свойственна логичность повествования. При объяснении ход повествования, его логичность могут измениться с учетом задаваемых вопросов или выявленных пробелов знаний обучающихся.

Если в объяснении должны быть очевидные доказательства, обусловленные темой, то в рассказе можно ограничиться какими-либо моментами или фактами.

Разнятся методы и продолжительностью повествования. Если рассказ затягивается, внимание обучающихся может рассеяться. Продолжительность объяснения обусловлена сложностью материала. Длиться объяснение до тех пор, пока объясняемая тема не станет понятной. Для этого нужно заранее формулировать конкретные цели и ставить четкие задачи. Привлечь внимание слушателей рекомендуется с помощью наглядного материала, как во время рассказа, так во время объяснения. Наглядный материал является причиной появления в ходе повествования описания.

Описание как словесный метод обучения похож на описание в значении типа речи, цель которого заключается в том, чтобы передать словами конкретный образ. Описание в таком традиционном значении свойственно рассказу. Описание в объяснении – это некая пошаговая инструкция или алгоритм, направленный на то, чтобы доказать изучаемый материал.

Наличие в большей или меньшей степени описания в рассказе, а также его полное отсутствие стало причиной, по которой рассказы делятся на несколько видов.

Виды рассказов:

В учебной деятельности рассказы сопровождаются необходимыми методическими приемами.

Благодаря приему, основанному на сравнении ранее полученного материала с новым, удерживается концентрация внимания учащихся на разных этапах усвоения темы. При этом нужно главную информацию выделять должным образом. Это может быть конспектирование, заучивание наизусть или составление схем. Важно, чтобы, как главная информация, так и второстепенная, имели логическое соединение.

Объяснение, как и рассказ, используется на разных возрастных этапах обучения: детский сад, школа, колледж, вуз. Для развития навыков самопознания не стоит начинать изучение новой темы с объяснения. Начинать изучение нужно с эмпирического опыта обучающихся. После чего, используя наводящие вопросы, подвести ребят к самостоятельному изучению материала. Если на этом этапе возникают трудности, перейти к объяснению.

Беседа и дискуссия

В основе беседы и дискуссии лежит диалог. Разница в том, что беседа носит непринужденный характер, подразумевающий обмен информацией. За основу дискуссии взят спор, основанный на имеющихся у участников знаниях.

Тема выбирается с учетом возраста участников.

Особенность беседы как метода в педагогике заключается в том, что она носит дидактический характер. Продуманные и должным образом сформулированные вопросы не только способствуют поддержанию интереса, но и способны координировать ход учебного образа таким образом, что учащиеся, размышляя над услышанным, самостоятельно приходят к определенным выводам.

Задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать интерес слушателей разными способами. Чаще всего для этого используются вопросы. Но, в зависимости от возраста учащихся и темы беседы, это могут быть дополнительно мимика, смена интонации или эмоциональной окраски речи.

Для поддержания интереса во время дискуссии на первое место выдвигаются проблемы. Доказательства при этом должны быть последовательно и логически правильно выстроены.

Главная функция беседы и дискуссии заключается в том, чтобы учащиеся не только изучили новый материал, но и смогли проявить свое отношение к нему.

Беседы допустимо проводить на разных этапах обучения, а дискуссии проводятся преимущественно на завершающем.

Поскольку допускается проведение бесед на разных этапах обучения, то и делятся они в связи с этим на определенные типы.

Беседа на начальной стадии обучения является вводной. Есть беседы, систематизирующие полученные знания, и контрольные беседы, которые позволяют определить уровень полученных знаний.

Со стороны педагога и со стороны обучающихся требуют беседы, направленные на самостоятельное изучение материала, их называют эвристическими. Суть метода в том, что педагог озвучивает конкретный вопрос, а ответ ученики должны найти, пользуясь учебником, справочником. Чтобы беседа получила развитие, заранее подготовленные вопросы формулируются с учетом предполагаемых ответов учащихся.

Роль дискуссии заключается в том, чтобы не только систематизировать полученные знания и проверить их качество, но и для того, чтобы вызвать интерес участников к изученной теме. Во время дискуссий у каждого ее участника есть возможность высказаться, доводы подтверждаются заранее подготовленными аргументами. Во время диалога, основанного на споре, обучающиеся учатся доносить свою точку зрения, выслушивая оппонента, отстаивать намеченную позицию. Все перечисленное способствует углубленному изучению материала, развивается мышление и связная речь.

Лекция

Лекция – это метод воспроизведения лектором большого количеств данных, используемый у студентов и старшеклассников. Чтобы лекция была доступной, преподаваемый в большом объеме материал должен быть структурирован и логически выстроен.

В дошкольной педагогике лекции подменяются рассказом, поскольку внимание дошкольников быстро рассеивается.

Продолжительность лекций в старших классах не должна быть более 1 или 2-х уроков, так как особенности школьного курса и возрастные особенности учеников таковы, что теория должна быть подкреплена практикой. Причиной к проведению лекций в старших классах школы может стать необходимость обобщения несложного материала или его систематизация.

Лекции для студентов ориентированы не на возрастные особенности, а на доступное изложение предмета.

Разделяют лекции вводные, текущие, обзорные и итоговые, которые имеют единый принцип.
Каждую из них нужно начинается с озвучивания темы, цели и задач излагаемого предмета. Чтобы материал не получил размытую форму, необходимо после каждой микротемы делать небольшие выводы, которые можно дать под запись.

Материал должен излагаться последовательно, все части лекции должны обладать смысловой целостностью, пункты выделяются эмоционально или интонационно. Материал не должен быть бездоказательным. Следует позаботиться о наличии в нем примеров, сравнений, которые в большинстве своем должны носить научный характер.

В традиционном понимании чтение лекций – монолог, но при этом работа с аудиторией должна проводиться. Это могут быть периодические вопросы, разный темп изложения.

Работа с книгой

Работа с книгой может проводиться в разных формах: самостоятельная работа учеников с последующим комментированием и коллективная работа класса с поэтапным комментированием.

Учащиеся составляют план изучаемого курса или находят ответы на поставленные педагогом вопросы, после чего работы обсуждаются. Допускается использование дополнительного материала в виде справочников, словарей, энциклопедий.

Допустимо использование работы с книгой на разных этапах обучения: изучение нового или повторение пройденного. Использование метода обусловлено во многом особенностью коллектива обучающихся в целом. Если во время прочтения лекции большая часть учеников темы не усваивает, то работа с книгой побуждает к деятельности всех. Применяя на уроке работу с книгой, можно подойти к обучению дифференцированно: пока одни находят ответы на поставленные задачи самостоятельно, другим можно объяснить сложную для них информацию.

Работа с книгой может быть представлена как работа в классе или как домашняя работа. В обоих случаях тип работы обусловлен конкретной необходимостью. Для обзорного обучения можно ограничиться кратким или подробным конспектированием. Для того чтобы заострить внимание учащихся на главном, можно предложить им составить схему, фиксируя только нужные понятия. Если изучаемый в книге материал потребуется для дальнейшего воспроизведения, то стоит прибегнуть к составлению плана текста. В отдельных случаях знание материала обусловлено личной потребностью ученика. Например, когда он что-то помнит, а что-то подзабыто, то над информацией делаются пометки.

Основная роль и значение словесных методов обучения

Словесные методы обучения в педагогике играют незаменимую роль, поскольку информация воспринимается и преподносится через слово. Слово педагога, наделенное правильно подобранными эмоциями, способствует усвоению материала. Если урок преподносится сухо, без эмоций, кроме скуки, он ничего вызывать не будет. И, наоборот, речь педагога привлечет внимание слушателей, если будет оживленной.

К каждому словесному методу нужно уметь подбирать необходимые приемы. В противном случае не все учащиеся могут быть привлечены к работе. Это не единственный недостаток. К минусам относят и тот факт, что на реализацию данных методов уходит много времени, при этом в определенных случаях в работу могут быть вовлечены не все обучающиеся.

Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.

Достоинства методов

Плюсов представленная классификация методов в образовании имеет больше. Их преимущество не только в том, что они способствуют развитию любознательности, но и в сочетании с отдельными приемами развивают логику мышления обучающихся, речь и память.

Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.

Источник

Характеристика видов словесных методов обучения

Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.

Методы стимулируют учащихся к активной познавательной деятельности. Они обеспечивают высшую культуру слухового воспитания и мышления. Благодаря обучению развивается чтение, устная и письменная речи. Человек учится анализировать, синтезировать, конкретизировать, противопоставлять, рассуждать и делать выводы.

Описанные способы используются при формировании у ребенка теоретических и практических знаний. Ими поддерживается вербальный обмен информации между учителем и учениками. Знакомство с материалом проводится зачастую в готовой форме, поэтому меньше разбираются проблемные задачи, выполняются творческие задания и минимальное прививание ребенку познавательной самостоятельности и инициативности.

Рассказ и объяснение

Метод рассказа – это устное изложение материала, содержимого в учебнике. Этот способ встречается во всех классах школы. Изменяется лишь характер, объем и длительность повествования.

В зависимости от целей выделяют рассказ-выступление, рассказ-изложение и рассказ-заключение. Первый вид – это подготовка учащихся к восприятию нового материала. Второй – это полноценное раскрытие темы, а третий – выводы и обобщения.

Во время этой словесной методики применяются методологические приемы:

Для изложения информации в форме рассказа слова учителя должны соответствовать нескольким требованиям. В тексте должны быть только точные факты, ясные и убедительные примеры, относящиеся к теме. Также нужно подавать рассказ логично, выделяя основные положения, идеи, концентрировать внимание аудитории на этих моментах.

Рекомендуется не затягивать с рассказами больше, чем на 10 минут, так как далее внимание детей рассеивается. Текст должен быть эмоциональным, выразительным и излагаться доступным языком. Можно объединять этот метод с чтением учебника, записыванием определений и дат, повторением важных деталей и выводами.

Словесный метод объяснение – это толкование закономерностей, качество объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действия, презентация опыта. Этот способ зачастую используют при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии интригующих моментов в явлениях природы и социальной жизни.

Учителю нужно формулировать цели и задачи, ставить четкие вопросы для дальнейшего раскрытия. Чтобы привлечь внимание детей к наблюдению за явлениями, излагать материал стоит последовательно и относительно медленно. Если есть демонстрация примеров, то ее стоит совмещать с детальными объяснениями, для устранения возможных неточностей, вопросов и недопонимания.

Беседа и дискуссия

Наиболее известный метод – это беседа. Дидактическая работа в таком формате побуждает слушателей к разговору. Правильно поставленные вопросы вызывают интерес у учащихся, самостоятельные рассуждения и обобщения. С помощью беседы учитель может «вести» ученика по нужной идее, чтобы он набирался новых знаний, но к выводам приходил сам. Метод активизирует мышление.

Педагогами эта техника применяется для усвоения знаний и умений. Также при беседе ученику доносятся некоторые воспитательные моменты – нужно сначала выступать, а потом говорить, не перебивать, всегда доносить свою мысль.

Опираясь на цели и структуры методики, выделяют несколько типов бесед:

Для эффективного проведения обучения этим способом у учителя должна быть определенная подготовка. Лектору нужно правильно и четко формулировать тему и вопросы. При подготовке нужно ориентироваться на возраст учеников, чтобы урок был не слишком сложный и не было новых слов. Вопросы рекомендуется ставить перед всем классом, и выдерживать небольшую паузу. Все правильные ответы одобряются, а неправильные – аргументируются и комментируются.

Если никто из учеников не дает ответ, то учителю стоит спросить в другой формулировке. Возможно, вопрос стоит разделить на несколько частей и упросить, или в формулировке сразу скрыть ответ. Во время беседы важна дисциплина, но при этом контакт спикера со слушателями тесный.

Беседа – это трудоемкий словесный метод обучения. На подготовку речи тратится много времени, сил и профессионального мастерства.

Дискуссия – это способ обучения, похожий на предыдущий, но тут главная цель – стимулировать интерес. Учащихся «втягивают» в обсуждение проблемы. Метод побуждает слушателей к осмыслению информации и объяснению своей позиции.

Для проведения дискуссии нужно минимум 2 человека. Если у спикера или учеников нет нужных знаний, то разговор получается беспредметным, без содержания, неточным. Апеллировать фактами и вовремя их преподносить тоже нужно уметь, чтобы идеи не казались запутанными и противоречивыми.

Выделяют 4 правила проведения дискуссии:

Лекции

Лекция – это словесная методика, отличающаяся от других жесткой структурой, логичным изложением материала, изобилием информации, систематичностью.

На школьных лекциях описываются трудные системы, объекты, явления, процессы, обсуждаемые на фоне причинно-следственных связей. Из-за сложности подачи ее рекомендуется использовать только на старших классах. По длительности такие занятия затягиваются на один-два урока, которые маленькие дети не смогут высидеть.

Чтобы правильно подать материал учителю нужно проработать такие моменты:

Работа с книгой

Главным методом эффективного обучения считается работа с учебником. В книге материал преподносится безошибочно и структурировано. Ученик может много раз прорабатывать предложенную информацию в удобном темпе и формате. Задача учебных книг обучить, развить, воспитать, побудить и контролировать процесс обучения.

Ученик может и сам изучать книгу. В зависимости от задания преподавателя, с учебниками работают в нескольких форматах: аудитория знакомится со структурой, просматривает главы, читает отдельные отрывки, отвечает на вопросы, исследует материал, решает задачи или заучивает материал. Обучение на книгах формирует у учащихся потребность к чтению.

На практике используются две методики работы с учебниками:

В обоих способах ученикам нужно конспектировать, создавать план, тезировать информацию, цитировать выражения, рецензировать, создавать справки и тематические словари. На уроке педагог занимается развитием скорочтения у детей, обучает анализировать и понимать прочитанный материал, искать ответы, работать со схемами и таблицами. Совместно с основной книгой часто используются справочники, словари и энциклопедии.

Источник

Характеристика словесных методов обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

Источником получения знаний при этом считается слово, которое может быть устным или письменным.

Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

Рассказ и объяснение

Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

Беседа и дискуссия

Что такое словесные методы. Смотреть фото Что такое словесные методы. Смотреть картинку Что такое словесные методы. Картинка про Что такое словесные методы. Фото Что такое словесные методы

Лекция

Лекция от других словесных методов отличается:

Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.

Работа с книгой

Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

Что такое словесные методы. Смотреть фото Что такое словесные методы. Смотреть картинку Что такое словесные методы. Картинка про Что такое словесные методы. Фото Что такое словесные методы

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.

Источник

Словесные методы обучения

В данном посте очень качественно и подробно рассмотрены словесные методы обучения.

Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.

Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.

Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.

Рассказ — это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале.

Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. Продолжительность его обычно от 10-20 мин.

Чаще всего применяется в обучении по гуманитарным дисциплинам, особенно в младших классах, реже в средних и как исключение в старших.

Рассказ составляется учителем. Его содержание не ограничивается учебником. Обычно он включает примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к слушателям.

Рассказ требует от учителя высокой эмоциональности и красочности, мимики, жестов. Это придает ему особую силу воздействия на слушателей.

Рассказ подразделяется на:

В опыте передовых учителей на уроках по разным предметам все чаще применяются воображаемые путешествия и экскурсии:

Мысленные экскурсии и путешествия придают рассказу романтическую окраску, что импанирует учащимся средних классов.

Объяснение. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства.

Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов.

Объяснение тесно связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой, толкованием понятий.

Здесь большое значение, чем при пересказе, имеет непосредственная проверка хода формирования понятий у школьников, обращение к ранее усвоенному.

Инструктаж — это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. д. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью.

В процессе обучения технологии, черчению и рисованию инструктаж сочетается с показом приемов выполнения работ, нередко уступает ему место. Впрочем, это имеет место и при организации лабораторных работ.

Инструктаж может быть: вводным (вступительным), текущим и заключительным.

Текущий инструктаж бывает фронтальным и индивидуальным. Он тесно связан с разъяснением, объяснением и показом приемов выполнения действий.

Как правило, инструктаж сопутствует практическим занятиям, экскурсиям и другим формам обучения.

Нередко применяется письменный инструктаж (задания, инструкционные карты и т. д.).

Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью.

Применяется чаще всего на уроках гуманитарного цикла при обзоре событий, положений.

Лекция включает сообщение о научных и жизненных фактах, истории вопроса, логические доказательства и выводы, цитаты и выдержки из докуметов.

Она глубоко и разносторонне раскрывает объективные закономерности действительности, подводит учащихся к мировоззренческим выводам.

Положения, выдвинутые в лекции, глубоко обосновываются фактическим материалом, статистическими и научными данными.

Продолжительность лекции достигается 30-40 мин. и применяются, как правило, в старших классах, т. к. включает большой объем учебного материала, требует устойчивого произвольного внимания, развитого мышления, т. е. рассчитана на подготовленного слушателя.

Обычно лекция подкрепляется самостоятельной работой учащихся над рекомендованной литературой.

Различают: вводные, текущие, итоговые (обобщающие, систематизирующие) и обзорные лекции.

Наиболее сложными для восприятия и осмысления являются лекции подытоживающего характера, углубляющие и систематизирующие полученные ранее знания.

В лекции обычно находят место описание, сравнение, разъяснение и расшифровка терминов и новой лексики, рассмотрение фактов и обобщения их, сообщение систематических знаний, полемики, цитирование первоисточников. Устное изложение знаний в лекции позволяет учителю обеспечить идейную направленность обучения, будит мысль и чувства учащихся, что вносит в образовательную работу высокий эмоционально-волевой настрой, воспитывает любознательность, вызывает порыв к действию, а также служит образцом правильной речи, рассуждений и обоснованных выводов.

Но нельзя универсализировать слово учителя.

Обязанность учителя использовать во время лекции технические аудио — видео средства, различные другие методические приемы для активизации внимания и мышления учащихся. Сюда относятся: четкая постановка основного вопроса, сообщение плана лекции, деление материала на логические части, повторение, работа над терминами, фиксация на доске упомянутых дат, фамилий.

Необходима обязательная краткая запись лекции.

Беседа — вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний.

Используется во всех классах, с 1-го по 11-й. Однако содержание и характер бесед при этом усложняется.

В зависимости от дидактических задач различают: вводные, повторительные, заключительные, закрепляющие, учетные беседы.

Беседа может носить эвристический и воспроизводящий характер.

В первом случае вопросы учителя направлены на то, чтобы вызвать активную мыслительную деятельность у школьников, побудить их самостоятельно решить поставленную задачу.

Воспроизводящая беседа направлена на получение ответов, содержащих заученные учениками формулировки (хронологические даты). Она носит характер повторения знаний.

Подготовка учащихся к беседе обеспечивается предварительным наблюдением за определенными явлениями, чтением рекомендованных источников, обзором материала по плану, данному учителем.

При проведении беседы учитель путем логической системы вопросов ведет учащиеся от одного звена рассуждений к другому.

Этот упорядоченный разговор, направляемый учителем, обмен сведениями и мыслями учащихся, в итоге, которого происходит обогащение знаний, формируются новые понятия и формулируются выводы.

Ценность беседы — в коллективной мыслительной деятельности учащихся. В ней принимает участие весь класс, каждый ученик. Вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся.

Высокий образовательный и воспитательный эффект беседы обеспечивается прежде всего содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, анализирующими и обобщающими и т. д.

Эффект беседы во многом зависит также от умения учителя правильно и разнообразно формулировать вопросы, определить их логическую последовательность, адресовать к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.

Беседа, носящая характер рассуждений, в старших классах выливается нередко в дискуссию (борьбу мнений, принципиальный спор).

Метод работы с книгой — среди других методов занимает важное место (словари, справочники, журналы), где источником получения знаний является печатное слово.

Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление. Вне урока она не стеснена темпами и сроками, развивает познавательные интересы и склонности, совершенствует эстетические вкусы и духовные потребности учащихся.

Работа с книгой проводится на всех ступенях обучения.

Приемы работы с книгой зависят от возраста учащихся:

В младших классах учащиеся учатся понимать и запоминать текст, группируют вокруг прочитанного ранее усвоенное, оценивать его с точки зрения практики.

В средних и старших классах приобретают умение читать выразительно, анализировать и фиксировать прочитанное, использовать словари и справочники. Чтение используется как средство приобретения новых знаний.

Познавательные и вербальные игры — загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Используются в младших и средних классах.

Они занимают на уроке 2-3 минуты и проводятся когда необходимо передышка, разрядка, облегчающая восприятие сложного материала. В поиск и составление занимательного материала могут быть вовлечены сами учащиеся.

Это повышает их активность в обучении.

Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. В изучении гуманитарных наук они являются ведущими. Недооценка устного изложения на уроке труда, черчения, живописи и музыки придает деятельности учителя механический, а иногда и автоматический характер, ограничивает возможности развития технического мышления, творческих способностей школьников.

Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной; голос — достаточно громким, произношение четким, тон не очень низкий, но и не высоким.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *