Что такое сложение с суффиксацией
Сложение как способ образования слов (25 примеров)
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
б) с соединительной гласной
2. соединение части слова с целым словом
3. сложение сокращенных основ слов
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
5. сложение начальных звуков слов
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
Аббревиатура (ит. abbreviatura Как отличить сложение от суффиксации?
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мин а, мета ть → миномёт → миномет чик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
бел ый снег → бел о снеж н ый.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
Понаблюдаем:
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные и прилагательные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
б) с соединительной гласной
2. соединение части слова с целым словом
3. сложение сокращенных основ слов
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
5. сложение начальных звуков слов
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мин а, мета ть → миномёт → миномет чик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
бел ый снег → бел о снеж н ый.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
Понаблюдаем:
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
сложение производящих слов.
При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;
сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.
сложение производящих основ без соединительной гласной.
сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.
Например: комроты ← ком андир рот ы; стенгазета ← стен ная газет а; медсестра ← мед ицинская сестр а; полдня ← пол овина дн я; пол-огурца ← пол овина огурц а;
сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.
Например: облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования; Минфин ← Мин истерство фин ансов; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций; вуз ← в ысшее у чебное з аведение.
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.
Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:
2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.
Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.
3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.
Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).
При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.
Например: учительская, учащийся, мороженое.
В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).
Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.).
Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.
Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.
Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.
Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.
Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.
Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;
б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:
рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.
Ср.: рассказ □ , рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.
2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
б) с соединительной гласной
2. соединение части слова с целым словом
3. сложение сокращенных основ слов
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
5. сложение начальных звуков слов
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
Аббревиатура (ит. abbreviatura <, лат. brevis «краткий») — это сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков и частей слов.
Как отличить сложение от суффиксации?
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мина, метать → миномёт → минометчик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
белый снег → белоснежный.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
Понаблюдаем:
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
энциклопедия жизненных ответов
мы стараемся находить самые интересные вопросы и давать на них исчерпывающие ответы. заходите к нам почаще и вы всегда будете находить для себя что-нибудь новое и интересное.
темы вопросов
актуальные комментарии к ответам
Как отличить сложение от суффиксации?
Образование новых слов методом сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο» за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.
1. Сложение — метод образования новых слов путём сложения 2-ух (либо нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной либо в отсутствие неё. В итоге сложения всегда появляется сложное слово, другими словами слово с несколькими корнями.
Зависимо от того, как много производящие слова и базы входят в состав производного слова, выделяются последующие разновидности сложения:
Образование сложносокращённых слов именуют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова именуют аббревиатурами. В ряде пособий аббревиацию, другими словами образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный класс словообразования.
Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов при помощи разных морфем (сначала — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. К примеру:
водопровод-чикΟ ← водопроводΟ (суффиксальный метод);
разноголос-иц-а ← разноголос-ый (суффиксальный метод). См. подробнее п.2 и примечания 1-3.
2. Сложно-суффиксальный метод и сложно-приставочный метод — это смешанные методы словообразования, при которых новое слово появляется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса либо приставки.
Сложно-суффиксальным методом могут создаваться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. К примеру:
Пример сложно-приставочного метода:
у-мир-о-твори-ть ← мирΟ, твори-ть — сложение основ мир-, твори- и приставочный метод: у- — словообразовательная приставка.
Примечание 1. Для того чтоб не ошибиться в определении метода образования сложных слов, содержащих суффиксы,
пароходный — образовано от пароход (суффиксальный метод);
быстроходный — об-разовано от слов стремительно ходить + -н- (сложение с суффиксацией);
Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным методом словообразовательный суффикс может быть как вещественно выраженным, так и нулевым:
Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией 2-ая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. К примеру,
гладкокожий — нет слова «кожий», означает, метод образования — сложение с нулевой суффиксацией;
круглолицый — нет слова «лицый», означает, метод образования — сложение с нулевой суффиксацией.
3. Сращение (слияние), в отличие от морфологического метода сложения, появляется путём слияния воедино целого словосочетания, другими словами слияние слов в отсутствие каких-то конфигураций в их морфемном составе и в отсутствие роли соединительных гласных, в той форме, в какой они есть в начальном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова целиком совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). К примеру:
умалишённый — слово образовано в итоге слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного разум в форме родительного падежа — разума: лишённый (чего?) разума человек, разума лишённый человек;
безумный — слово образовано в итоге слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного разум в форме родительного падежа с предлогом с — с разума: сшедший (откуда?) с разума человек, с разума сшедший человек;
долгоиграющий — слово образовано в итоге слияния причастия играющий и зависимого от него наречия длительно: пластинка, играющая (сколько? как длительно?) длительно, длительно играющая пластинка.
Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень нередко путают. Нужно держать в голове, что при перестановке компонент слов-сращений образуются словосочета-ния из точно подобных же компонент, как и в слове: вышеуказанный — обозначенный выше, перспективный — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением базы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном российском языке приемлимо для имён существительных, которые образуются из прилагательных либо причастий в отсутствие каких-то конфигураций в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое.
Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.
При нулевой суффиксации, как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:
Но при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο , рассказ-а — рассказыва-ть, рассказыва-ю.
Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным либо суффиксальным методом.
Отдельно нередко это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное либо причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
К примеру, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость — гостиный (прил.) — гостиная (сущ.).
Следовательно, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме смотрится так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Упражнения к теме «Образование новых слов методом сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»
Упражнение 1. Найдите производящие слова для последующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите метод словообразования.
Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, широкомысленный, широкомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, смышленый, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, университет, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, безлюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.
Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите методы словообразования этих слов. Докажите ответ.
1. В один прекрасный момент слышит российский пленник: в горах раздался вопль военный.
2. И российский в гулкой глубине уже плывёт и пенит волны.
3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были повстречать самое горячее сострадание с его стороны.
4. Вспомним с нами отступавших, воевавших год иль час, павших, в отсутствие вести пропавших, с кем мы виделись хоть раз.
5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.
6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих, которые донашивают малышей в сумке.
7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.
8. В отсутствие снотворного я уже 3-ий год не засыпаю.
9. По вечерам мы встречались в шашлычной либо пельменной у Сенной площади.
10. Княжна Марья огромную часть дня проводила в детской, заменяя, как умея, мама небольшому племяннику.
11. Плясать она выучилась на детских балах.
12. Белоснежная гвардия Юденича подошла впритирку к городу.
13. Красноватые приняли нас отлично и посодействовали добраться до Семидола. Белоснежных мы обошли.
14. Далее к реке, от ванных построек, где лечатся нездоровые, текут серные ключи.
15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и тут дотронулся до крана, вделанного в стенку, и вдруг потекла вода.
16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые.
17. Вот и знакомые, 10-ки раз исхоженные и изъезженные горы.
18. Женщины на голове кокошники золотые носили.
19. Ростов на дону взял деньги и, механично откладывая и равняя кучками старенькые и новые золотые, стал считать их.
20. Горничная произнесла, что барыни нет обители.
Упражнение 3. Посреди существительных, образованных методом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той либо другой степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это характерно начальным прилагательным и причастиям.
Дополнительно о методах словообразования:
Дополнительно на New-Best.com:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.