Что такое сложная музыка
Музыка легкая и музыка сложная
Бытует у нас разделение на музыку легкую и музыку сложную. Причем подразумевается под легкой музыкой что-то второсортное, а приверженность людей к той или иной музыке как бы является показателем их культурного уровня.
В разряд легкой музыки чаще всего входит массовая песня, эстрадные сочинения, салонные романсы и танцевальная музыка. В разряд сложной — классика. Это в большой мере решает судьбу оперы, а потому об этом нужно поговорить.
Правильна ли прежде всего такая классификация? По-моему, нет, ее легко опровергнуть фактами. Надо, видимо, прежде всего выяснить, для кого и когда та или иная музыка легка или сложна.
Я, например, легко воспринимаю Моцарта, но слабо разбираюсь в многообразии форм различных джазов. Музыка современного эстрадного репертуара мне мало понятна, но я вижу, как на концерты этого искусства с удовольствием ходит публика, и главным образом представители молодого поколения. Что же, высокомерно отрицать современные течении эстрадной музыки и признавать только близкий мне мир образов классической и современной музыки? Это было бы наивным и необъективным.
Конечно же, объективно Моцарт проще и легче для восприятия, доходчивое, чем музицирование некоторых современных музыкальных ансамблей. Почему же его музыку надо считать сложной?
Почему недавно сложившиеся и бесконечно развивающиеся формы современной эстрадной музыки надо считать легкой музыкой? Нет, они очень сложны, требуют подготовки, привычки для их восприятия, особого душевного настроя, вкуса, привязанностей к выражению эмоции в данной форме. Музыкальный материал в этих произведениях усложнен гармонически, он всегда отличается многообразием ритмов, мелодический строй замысловат. Незнакомый с подобного рода произведениями слушатель легко оценит их как какофонию, хаос звуков, интенсивность которых у одних вызывает протест и возмущение, у других — восторг!
Разумеется, здесь мы не говорим о спекуляции на моде, о множестве бездарных подражаний, о погоне за оригинальностью. Ведь бездарные подражания живут и в сфере так называемой серьезной музыки. Я говорю о сложившихся на определенной, временной, общественной, социальной почве манерах музыкального мышления.
Сложная и малопонятная музыка сегодня-завтра может стать понятной, демократической, любимой. Непривычное становится привычным, привычное — легким и приятным для восприятия.
Композиторы-классики никак не могут сейчас казаться сложными и недоступными. Они могут казаться просто скучными. Скучными для тех, кто не способен воспринимать их эстетику. Но скучной кажется многим (и мне в том числе) музыка многих современных эстрадных ансамблей. И я не стесняюсь признаться и неспособности (может быть, пока) понять и оценить их.
Свойство воспринимать музыку поддается воспитанию. Наверное, можно добиться «универсального» восприятия музыки, когда один и тот же человек одинаково восторженно и серьезно может слушать музыку разных форм, характеров, стилей. Однако главную роль здесь, как мне кажется, играет индивидуальность и склонность человека, своего рода талант восприятия.
Композитор, сочиняющий оперу, волен создавать ее музыкально-драматургический образ любой музыкой. В шестидесятых годах я был в Лондоне на спектакле «Отелло»; это произведение называлось рок-оперой, потому что именно этот тогда модный стиль был избран создателями как главное художественное средство. Эта рок-опера воспринималась демократической публикой с большим интересом и пониманием, не меньше чем знаменитая опера Дж. Верди. Хотя очевидно, что художественный уровень этих произведений несравним. Но мы говорим не о художественном значении опер, а о возможности использования в качестве выразителя драматургии и рок-музыку. Легко представить, что музыка рок-оперы может быть превосходным выразителем драматических ситуаций. И легко представить, что музыка привычного классического стиля может оказаться несостоятельным средством раскрытия этих ситуаций.
Для оперы с современной (даже, можно сказать, злободневной) темой — «Рыжая Лгунья и солдат» — композитор Ганелин избрал особую манеру музицирования и звукового изложения всего, чем живут герои этого произведения. Она была основана на достижениях современной эстрадной музыки. Это не значит, что опера стала легче, легкомысленнее или доходчивее. Нет, это значит, что манера изложения музыкально-драматургического образа соответствовала событиям, точно их выражала. Это подтвердил успех спектакля у самой разной публики.
Может быть, нам приходилось слышать мелодии знаменитых классиков в обработке джазов? Например, арию Индийского гостя из оперы «Садко», или «Колыбельную» Моцарта, или «Песню половецких девушек» из оперы «Князь Игорь», отдельные куски из оперы американского композитора Гершвина «Порги и Бесс». Взяв в основу оригинальные мотивы этих произведении, джазовые музыканты по-своему интерпретируют их, не упрощая, а усложняя не только гармонизацию и ритмическую основу, но часто преобразуя и мелодию, делая ее более замысловатой и прихотливой.
Стоит ли это делать? Здесь могут быть разные мнения и точки зрения (я ничего предосудительного в этом не вижу), но, очевидно, пример наш противоречит тому разделению музыки на легкую и сложную, о котором мы говорили в начале этой беседы.
Вот и приходится повторять общеизвестное: музыку надо разделять на хорошую и плохую. Первая выражает глубокие эмоции, восхищает, дарит наслаждение, пробуждает чувства и часто вызывает размышления. Вторая — в одно ухо влетает, из другого вылетает. Скоро надоедает, скоро забывается, хотя на минуту может нас заразить своей пустотой и тривиальностью.
Но что это значит для оперы? То, что средством выражения драмы, то есть оперной музыкой, может стать любая по манере, стилю, характеру музыка. Лишь бы она была способна выразить действие, драму.
Пусть оперы будут разные по музыкальным средствам выражения, но пусть они будут хорошими. А публика сама выберет (кому что ближе, кто какую музыку предпочитает и лучше воспринимает), на какой спектакль ей интереснее идти. Не забудем, однако, что опера — искусство демократическое.
Какая музыка считается самой сложной.
04 Jan 2016 в 09:07
04 Jan 2016 в 09:07 #1
Почти вообще не разбираюсь в музыке, чекаю разные жанры и кроме классики ничего такого не нашел. Везде идет на слушателя, что-то вроде попсы, чтоб ему были приятно слушать, легко. Нет такого, чтоб музыкант заставлял любить свою музыку за мастерство. Как бы вам объяснить, есть сумерки, а есть гарри поттер. В сумерках есть все, чтоб зритель расслабился, кушал, а в поттере своя Вселенная, ты входишь в нее, а не она строится вокруг тебя. И вот такое я заметил только в классической музыке.
Я мало знаю жанров, но вот например как по мне жанры идут так, рэп-шансон-рок-джаз-классика.
Наверное зря я в. сь и стоит просто поизучать классику.
П.с. имхо обывателя работяги.
04 Jan 2016 в 09:08 #2
04 Jan 2016 в 09:09 #3
Ты ведь понимаешь, что всё зависит от исполнителя? В наше время музыка не считается чем-то элитным, как классика когда-то. Понятно, что в каждом жанре найдутся люди, которые захотят срубить побольше денег.
04 Jan 2016 в 09:14 #4
04 Jan 2016 в 09:18 #5
русская классика на данный момент сплошные минималисты
чекай французов и немцев, они тащят
04 Jan 2016 в 09:20 #6
Какой смысл любить музыку за мастерство? Нарисовать картину ногами явно сложнее и требует большего мастерства, чем руками. Это не значит, что результат будет лучше. Музыка либо нравится, либо нет
Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко
Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.
Фото белгородской филармонии
Зачем мне это нужно?
— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.
Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.
Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.
Как выбрать музыку?
— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.
Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.
Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.
Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.
Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.
Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии
На что обращать внимание?
— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!
Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.
На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.
Мне всё равно не понятно
— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.
Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.
Книги
— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».
Передачи и лекции
— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!
Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.
Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.
Что не стоит делать?
— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».
По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.
Как формируется наш музыкальный вкус — и что о нас говорит?
Развитие плейлиста от колыбели до зрелости
Включите прямо сейчас выступление победителей «Евровидения-2021» Måneskin — и мозг наградит вас за прослушивание так же, как за занятие сексом: «гормоном счастья» дофамином. (Разумеется, только если такая энергичная и не слишком сложная музыка вам нравится.) На первый взгляд кажется, что этот выбор — любить или не любить Måneskin, Манижу, Бетховена или любую другую музыку — абсолютно случаен. «Дело вкуса» — так принято говорить. Но на самом деле музыкальный вкус может многое рассказать о вашей личности. Reminder изучил исследования, посвященные тому, как формируются пристрастия в музыке и что они говорят об интеллекте, эмпатии и характере.
Подростки в наушниках
Наше знакомство с музыкой начинается еще в раннем детстве, с особого «языка», который взрослые используют, когда общаются с маленькими детьми. Это семантически очень простой язык, с утрированными интонациями, особым ритмом, завышенными частотами и короткими фразами. Эхо воспоминаний об этом «мелодическом лепете» можно различить и во взрослой музыкальной культуре. Например, песня-хит 1984 года Стиви Уандера «I Just Called to Say I Love You» апеллирует к детскому опыту беззаветной любви.
Но критический возраст для формирования вкуса — подростковый. К 11 годам лимбическая система мозга, которая отвечает за обработку социальной информации и эмоциональное реагирование, уже полностью развита. Подросток фокусируется на своей роли в социуме и осознании своей индивидуальности. Музыка, которая раньше была лишь культурным фоном, становится инструментом для поиска себя и снятия эмоционального напряжения. А музыкальные пристрастия подростка формируются под влиянием значимой для него социальной группы. Слушать ту или иную музыку важно, чтобы быть «своим», чувствовать сопричастность и выражать общие представления и идеалы.
Конечно, подросток постоянно слушает музыку не только из-за социализации. Есть объяснение и получше. Лимбическая система связана с прилежащим ядром, центром вознаграждения и удовольствия мозга. Сканирование мозга показывает: центр вознаграждения у подростков намного чувствительнее, чем у взрослых и детей. Подростки получают гораздо больше удовольствия от музыки.
Лобная доля мозга, отвечающая за контроль эмоций, принятие решений и планирование, развивается полностью только после двадцати лет. Поэтому музыкальный вкус подростка — отражение его эмоций. Настолько точное, что канадские исследователи научились по плейлисту подростков определять их проблемы и составили три типовых музыкальных профиля. По ним, конечно, нельзя судить о личности конкретного подростка, но можно понять, какие особенности характера и поведения типичны для любителей тех или иных музыкальных жанров.
Портрет 1. Тяжелая музыка: рок, метал и рэп
Подростки, которые предпочитают тяжелый и классический рок, метал и рэп, — независимые нонконформисты. Они склонны подвергать сомнению чужие мотивы, способности и правила. Они не признают авторитеты и противятся давлению родителей и учителей. Часто они не получают особого удовольствия от учебы. При этом из-за напряженных или конфликтных отношений с родителями их самооценка и уверенность в себе невысоки. Отсюда проблемы с идентичностью. Эти подростки не понимают, кто они и какими должны быть. Мрачная, тяжелая, бунтарская музыка, отражающая их мысли и чувства, дает им пространство для самопознания и ощущение того, что они не одиноки в своих переживаниях. А еще она может заглушать эмоции, когда они становятся невыносимыми.
Портрет 2. Легкая музыка: софт-рок, поп и танцевальная
Портрет 3. Эклектичный плейлист
Подростки с разносторонними вкусами, которые слушают и легкую, и бунтарскую музыку, переживают пубертат легче других. У них нет ни серьезных конфликтов с родителями или учителями, ни беспокойства о своей сексуальности, ни проблем в отношениях со сверстниками. У них стабильная самооценка. Они выбирают музыку в зависимости от настроения (чтобы подчеркнуть или поменять эмоциональный фон), ситуации (в одиночестве или в компании сверстников) и конкретных потребностей: когда на первый план выходят отношения — это поп, а когда волнуют вопросы автономии — метал.
Классная песня = новизна + сложность
Мозг привередлив к впечатлением. Песня, от которой сегодня мурашки по коже, завтра может вызвать скуку, а то и раздражение. И вот мы уже лихорадочно листаем плейлист в поиске той самой композиции, которая вызовет новый дофаминовый всплеск. Для этого она должна соответствовать определенным критериям.
Модель, объясняющую выбор музыки, предложил еще в 1960 году психолог Даниэль Берлин. Вкус формируется в результате взаимодействия двух систем. Первая позволяет нам анализировать звуковые паттерны и делать прогнозы. Вторая оценивает точность прогнозов и награждает за их правильность. Поэтому нам нравится такая музыка, которая уже более-менее знакома, но достаточно сложна, чтобы заинтриговать. Если включить незнакомый трек, в мозге будут одновременно активироваться и прилежащее ядро, «центр удовольствия», и корковая область лобной доли, отвечающая за анализ и оценку. По степени активности этих зон можно определить, насколько вам понравилась услышанная музыка.
Модель Берлина также объясняет, почему по мере взросления музыкальные предпочтения становятся разнообразнее и сложнее. Подросток, предпочитающий поп-музыку, будет искать песни со знакомыми элементами. Но нравиться ему будет музыка, в которой привычные для него элементы сочетаются с новыми. По мере обогащения опыта у него будет расти интерес к новым музыкальным формам. В итоге подросток станет взрослым с эклектичным вкусом.
Но это не единственное, что изменится с возрастом. Благодаря формированию высших областей мозга его музыкальные предпочтения начнут отражать не только эмоции, но и аналитические способности. Если верить исследованиям, по плейлисту взрослого можно даже оценить его IQ. Чем лучше и точнее мозг анализирует и предсказывает слуховые паттерны, тем более сложная музыка необходима для получения удовольствия, — и наоборот.
Джаз — для либералов, кантри и метал — для спортсменов?
Первый факт, которые установили ученые, когда исследовали вкусы более трех с половиной тысяч взрослых, — большинство из нас абсолютно уверено: выбор музыки отражает нашу личность. Но не наивно ли так считать?
Оказалось — нет: музыкальные предпочтения действительно совпадают с определенными чертами характера. Сопоставив данные о вкусе участников исследования и с Пятифакторной моделью личности (Big Five), исследователи вывели четыре музыкальных типа личности.
Рефлексивная сложная музыка. Блюз, джаз, классическая и народная музыка сложны по структуре и способствуют рефлексии. Люди, которые предпочитают эти жанры, редко ведут спортивный образ жизни. Зато они открыты новому опыту и изобретательны, имеют хорошие вербальные способности и развитое воображение. Часто они придерживаются либеральных взглядов и отвергают консервативные. Они не стремятся к социальному доминированию, терпимы к другим и ценят эстетический опыт.
Энергичная бунтарская музыка. Рок, альтернативная музыка и хеви-метал в плейлисте у взрослых, в отличие от подростков, редко является маркером невротизма, агрессии или неприязни. Любители таких стилей любят рисковать, физически активны и открыты новому опыту.
Оптимистичная традиционная музыка. Кантри, инструментальная, религиозная и поп-музыка — жанры, которые акцентируют положительные эмоции и структурно просты. Они встречаются в плейлистах приветливых, сознательных экстравертов. Часто у них консервативные взгляды, они избегают нового опыта, но любят спорт и стремятся помогать другим.
Энергичная и ритмичная музыка. Рэп, хип-хоп, электронная и танцевальная музыка — тоже излюбленные жанры экстравертов, но среди них меньше консерваторов и больше уступчивых и снисходительных людей.
Эмпатичные люди слушают R&B
Если музыкальные вкусы отражают наши личные качества, можно ли судить по ним о нашем стиле мышления? Таким вопросом задались кембриджские исследователи. Оказалось, действительно: одни слушают музыку умом, то есть воспринимают ее прежде всего на уровне аналитического интеллекта, а другие — сердцем, задействуя эмоциональный интеллект.
Люди первого типа склонны к систематизации: они анализируют и прогнозируют, стараются выявить закономерности и механизмы. Ко второму типу относятся эмпатичные люди, которые интуитивно понимают чужие эмоции и могут предсказать поведение другого человека. Есть еще «сбалансированный тип»: его представители одинаково хороши и в эмпатии, и в систематизации.
Исследователи из Кембриджа протестировали 4000 добровольцев на уровень эмпатии и систематизации, а затем сопоставили результаты тестов с их музыкальными предпочтениями. Оказалось, люди с высоким уровнем эмпатии предпочитают эмоционально глубокую и проникновенную музыку типа софт-рока, R&B и авторской песни. Например, многим эмпатам нравится Hallelujah в исполнении Джеффа Бакли. Систематизаторы предпочитают более насыщенные композиции, с сильными и даже агрессивными элементами: классический рок, хеви-метал, панк. Тяга к сложным структурам выражается у них и в выборе музыки с интеллектуальной глубиной и сложностью. Например, авангардной классики вроде Etude opus 65 no 3 Александра Скрябина.
Судя по всему, систематизаторов больше привлекает музыкальная структура. Эмпаты получают удовольствие от музыки благодаря сопереживанию выраженным в ней эмоциям. А представителей «сбалансированного типа» привлекает и то и другое.
Правда, точно определить степень эмпатии по плейлисту не получится из-за того, что музыкальные жанры не укладываются в строгие научные рамки. Возьмем, к примеру, джаз. Его любят и эмпаты, и систематизаторы. Но эмпатичные люди предпочитают мягкий, расслабленный, неприхотливый mellow jazz и unpretentious jazz. А люди, склонные к систематизации, — быстрый, сложный и напористый sophisticated jazz и intense jazz.
Но для экспресс-теста на эмпатию можно воспользоваться методом английских и финских ученых. Их заинтересовал парадокс: мы слушаем грустную музыку — и нам становится приятно. Почему? Они дали послушать сотне добровольцев фрагмент малоизвестной и очень грустной музыкальной композиции Discovery of the Camp Майкла Кэймена из саундтрека к сериалу про Вторую мировую войну Band Of Brothers. Она звучит в тот момент, когда американские солдаты входят в оставленный охраной немецкий концлагерь. Как показали опросы испытуемых до и после эксперимента, а также электрическая активность кожи и сердечный ритм в процессе прослушивания, есть прямая связь между удовольствием от грустной музыки и уровнем эмпатии. Так что если при звуках печальной баллады вы ощущаете сладкую тоску, значит, с эмпатией у вас все в порядке.