Что такое сложные прилагательные 6 класс
Особенности правописания сложных имен прилагательных
Что такое сложные имена прилагательные в русском языке
Сложные прилагательные пишутся:
Особенность данной части речи заключается в том, что слово состоит из нескольких основ/частей сразу. Это прилагательные с двумя или более корнями. Способ написания зависит от особенностей грамматики и лексики.
Такие прилагательные образованы от сложных существительных. К примеру, слово «таксопарк», где два корня: «такс» и «парк». Если мы образуем прилагательное, то оно будет выглядеть так: «таксопарковый». Например, «таксопарковый бизнес».
Какие еще есть способы образования сложных прилагательных:
Выделяют синтаксические связи при образовании таких прилагательных:
Знание способа образования прилагательного и синтаксической связи поможет освоить навык написания сложных имен прилагательных.
Особенности правописания сложных прилагательных, примеры
Рассмотрим каждый пункт, в каких случаях сложные прилагательные пишутся слитно, в каких — через дефис.
Слитно
Слитно сложные прилагательные пишутся в следующих случаях:
Обратите внимание! Исключениями из этого правила выступают прилагательные, где числительное на письме записано цифрами: «10-балльный», «7-летняя».
Правила написания сложных прилагательных через дефис
Через дефис следует писать следующие категории прилагательных:
Примеры сложных имен прилагательных в предложениях
Мы организовали литературно-музыкальный вечер — пришли сливки общества.
Долгоиграющая пластинка никому не надоедала.
Изжелта-красный цвет ее волос казался фантастическим.
Я возьму англо-русский словарь и сделаю перевод текста.
Древнерусский фольклор отложил отпечаток на всю культуру народа.
Каким образом следует писать сложные прилагательные в русском языке, подробно объясняется в школьной программе за 6 класс. В ходе урока дети знакомятся с таблицами, где содержатся варианты написания тех или иных форм слов.
Правописание сложных прилагательных
В русском языке существуют простые слова, в состав которых входит всего один корень и одна основа. Например: желтый, старый, зеленый, весенний.
В случае, когда слово составлено из нескольких основ или их частей, его называют сложным. Такие прилагательные включают в себя не менее двух корней.
Правила требуют писать сложные имена прилагательные с использованием дефиса или сращивая две основы, то есть слитно. Какой именно способ подходит в каждом конкретном случае, зависит от лексических и грамматических особенностей слов и их сочетаний.
Слитное написание сложных прилагательных
Сложное прилагательное записывается нераздельно при следующих условиях:
1. Когда оно образовалось от сочетания слов, имеющих подчинительную взаимосвязь, или от слов, составленных путем согласования, управления или примыкания.
Примеры: градостроительный (строительство города), белокаменный (белый камень), авторемонтный (ремонт авто), сталелитейный (литье стали).
2. Когда часть составного прилагательного не принято употреблять отдельно.
Примеры: белобрысый, быстротечный, всеядный.
3. Когда слово образовалось от составного же существительного, предполагающего слитное написание.
Примеры: лесостепной (лесостепь), нефтепроводный (нефтепровод), паровозный (паровоз).
4. Когда начальная часть слова представляет собой числительное.
Примеры: пятилетний, трехметровый, двадцатиэтажный, пятипалый (пять пальцев).
5. Когда речь идет о большей части сложносокращенных научно-технических или книжных определений.
Примеры: пескоструйный, живородящий, молочнокислый.
Примеры: прямоходящий, высокообразованный, нижеподписавшийся, тихоходный.
Важно научиться различать составное прилагательное, имеющее своей частью наречие, и сочетание этих двух частей речи, которые требуется записывать отдельно друг от друга. В подобных случаях наречие обычно обозначает признак признака, называемого прилагательным. Например: глубоко безразличный, чертовски приятный, высоко стоящий и так далее.
Дефисное написание сложных прилагательных
Правила определяют ряд условий, при которых между частями составного прилагательного ставится дефис. Вот они:
1. Когда оно образуется из равноправных слов или словосочетаний с использованием сочинительной связи. Иначе говоря, между ними могут быть вставлены союзы «и» либо «но».
Примеры: германо-финский (германский и финский), морковно-тыквенный (морковный и тыквенный), отчетно-выборное (отчетный и выборный), осенне-зимний (осенний и зимний).
2. Когда слово образовано от составных существительных, которые также пишутся с использованием дефиса. К данной категории относятся названия географических объектов, включая имена собственные.
Примеры: санкт-петербургский (Санкт-Петербург), северо-западный (северо-запад);
3. Когда описываются цветовые и вкусовые оттенки, а также иные признаки добавочных качеств.
Примеры: светло-голубой, пряно-сладкий, нежно-зеленый.
4. Составленные из имени и фамилии, имени и отчества, двух фамилий.
Примеры: жюль-верновский (Жуль Верн), Петровско-Разумовский (Петровский и Разумовский), гончарово-пушкинский (Гончарова и Пушкин).
Например: историко-экономический, физико-математический, политико-административный.
6. Когда элементы прилагательного обладают разнородными признаками. Чаще всего встречаются элементы военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-, используемые в начале слова.
Примеры: военно-морской, научно-популярный, учебно-вспомогательный, массово-информационный, народно-патриотический.
7. Полученные благодаря двукратному использованию одного и того же прилагательного.
Примеры: холодный-холодный, яркий-яркий, красный-красный.
Имея хоть малейшие сомнения в правильности написания составных прилагательных, рекомендуется воспользоваться словарем.
Ознакомившись с правилами письменного употребления сложных прилагательных и выполнив достаточное количество упражнений, можно уже не сомневаться, как записывается то или иное слово. Для того чтобы закрепить полученные знания, можно попробовать пройти специальные тестовые задания на правописание.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Дефис у сложных прилагательных пишется в словах с равноправными частями и в ряде других случаев. Сложные прилагательные пишутся слитно, если образованы от сложного существительного или сочетания слов с подчинительной связью.
Составим таблицу с правилами дефисного и слитного написания сложных прилагательных и приведем примеры. Укажем случаи слитного написания сложных прилагательных.
СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Правило
Примеры
ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Правило
Примеры
плодово-ягодный (плодовый и ягодный)
общественно-исторический
общественно-политический
общественно-экономический,
но:
общественно полезный
общественно необходимый
социал-демократический (социал-демократ)
лейб-гусарский (лейб-гусар)
Запомнить!
Если подобные прилагательные являются нарицательными, то они пишутся слитно:
южнорусский климат
шарль-перровские сказки
Дмитрий-Петровичев галстук,
но:
дефюнесовские комедии (де Фюнес)
технико-экономический,
но:
великорусский (Великая Русь)
великомученический (великомученик)
великосветский (великий свет)
учебно-консультационный центр
добровольно-спортивное общество
Дефис в сложных прилагательных
Изложим правило написания сложных прилагательных с дефисом и дадим необходимые пояснения.
1. У сложных прилагательных дефис разделяет их на две равноправные части, между которыми можно вставить союз «и»:
Отличаем их от слитного написания сложных прилагательных, между частями которых прослеживается подчинительная связь:
2. Дефис пишется у прилагательных, если они образованы от существительных с дефисным написанием:
Отметим, что если у сложного прилагательного только первая часть обозначает направление стороны света, то такое слово пишется слитно. Между его частями прослеживается подчинительная связь:
Учтем, если прилагательное входит в состав сложного географического названия, являющегося именем собственным, то оно пишется с дефисом:
3. В русском языке прилагательные, обозначающие названия оттенков цветов и качеств предметов, пишутся с дефисом:
Обратим внимание, что следует различать слитное и дефисное написание похожих сложных прилагательных.
В первом случае между частями слова существует подчинительное связь. Оно образовано от словосочетания «белый мрамор» с подчинительной связью согласования. Во втором случае это слово обозначает оттенок цвета, причём название цвета находится на второй позиции, что очень важно в написании аналогичных слов:
Аналогично различаем написание сложных слов «снежно-белый» и «белоснежный» (белый снег).
В русском языке пишутся с дефисом слова, обозначающие оттенки цветов, с первой частью
Понаблюдаем:
Подчёркиваем, что собственно название цвета занимает вторую позицию в составе сложных прилагательных с дефисным написанием.
4. Дефис пишется, если сложное прилагательное начинается с одного из следующих компонентов
Отметим, что слова «военнообязанный», «военнопленный», «военнослужащий» пишутся слитно как образования другого типа.
5. Дефис поставим в сложных прилагательных, если основа первой части заканчивается буквосочетанием -ико:
Видеоурок «Дефисное и слитное написание имён прилагательных»
Конспект урока русского языка в 6 кл. «Сложные имена прилагательные»
Тема: Сложные имена прилагательные
Познакомить с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных, повторить способы образования имён прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, выразительного чтения, работы с текстом; привить любовь к языку.
Планируемые результаты: знание условий дефисного и слитного написания сложных прилагательных; владение навыками выразительного чтения, морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Многие русские слова сами по себе излучают
поэзию, подобно тому, как драгоценные
камни излучают таинственный блеск.
I .Организационный момент.
— Добрый день ребята!. Мы с вами сегодня проведём интересный, плодотворный урок.
II . Самоопределение к деятельности.
Работа с эпиграфом урока.
— Ребята, скажите, какое качество русских слов выделяет К.Г.Паустовский? (Поэтичность)
— С чем сравнивает писатель русские слова? (С драгоценными камнями)
— К какой части речи оно относится? (Имя прилагательное)
— Произведём морфемный разбор слова. Из каких частей состоит?
— Как называются слова, состоящие из двух и более корней? (Сложные)
-Значит, какова тема нашего урока? (Сложные имена прилагательные)
III . Работа по теме урока.
а) Работа с текстом.
1.Выразительно прочитать текст.
2.Выписать из текста сложные имена прилагательные в два столбика: в первый – с дефисным написанием, во второй – со слитным написанием.
Осень поработала на славу. Под каждым деревом ворох оранжево-жёлтых, багряно-жёлтых листьев. Нога утопает в этом многоцветном живом ковре. В палой листве есть запахи и лета, и осени, и зимы.
Вот берёза у нашей избы. Под коричнево-чёрным сучком дупло. Из дупла выметнулся огненно-рыжий мячик. Белка!
А это чей посвист? Снегиря. Вот он, красногрудый, нарядный, качается на ветке бузины. К нему подлетело ещё штук шесть. Никогда ещё не видел я такой празднично-нарядной бузины, как сейчас!
Не узнать и ручья. Высокорослая трава по его бокам сникла и пожухла, и весь он холодно и важно засверкал.
Вышел на опушку берёзового леска и зажмурился от удивления: ярко полыхает тёмно-зелёная озимь. Пасмурно-низкое небо, серо-фиолетовая ольха и зелёная озимь.
Пожухла, пожухнуть – засохнуть, потускнеть
б) Попробуем объяснить правописание имён прилагательных.
I . Правописание сложных имён прилагательных зависит от способов образования имён прилагательных.
II . Сложные имена прилагательные пишутся:
Слитно пишутся сложные имена прилагательные, которые
1) образованы от пишущихся слитно имён существительных: громоотвод — громоотводное (устройство), железобетон — железобетонный (мост),
2) образованы от словосочетания: вагоноремонтный (завод) — ремонт вагонов.
Широкоупотребительны образования прилагательных с первой частью само- (самодовольный, самопишущий, самоочевидный) и обще- (общеизвестный, общепринятый, общеевропейский, общеобязательный).
Через дефис пишутся сложные прилагательные, если они
1) обозначают оттенки цветов: ярко-синий, бело – розовый;
2) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-запад — юго-западный, экс-чемпион – экс – чемпионский;
4) образованы повтором слова или от двух однокоренных слов и имеют значение высшей степени проявления признака (можно заменить сочетанием со словом очень): умный-преумный, глупый-преглупый.
1 ) упр.533 (индивидуально: по словарю эпитетов найти к слову речь определения, выраженные сложными прилагательными) стр.69
2) Проверьте правильность написания прилагательных.
вагоноремонтное депо (ремонтируют вагоны);
мясомолочная ферма (мясная и молочная);
бледно-розовый цветок (оттенок цвета);
северо-западное направление (северо-запад);
весёлый-весёлый мультфильм (повтор слова).
конькобежный вид спорта.
2) Игра «Кроссворд». (на сервере learningorg . apps )
3) РЕЛЛИ КОУЧ (работа в парах) Ученик А образует сложное прилагательное, записывает его и объясняет правописание. Ученик В Слушает, одобряет, помогает, Благодарит. Меняются и продолжают.
(Каменныйи уголь) промышленность,
(кислый и сладкий) морс,
(российское и болгарское) сотрудничество,
(макаронные и кондитерские) изделия,
(двадцать четыре этажа) дом,
(бело) розовые облака,
(аграрный и промышленный) район,
северо (западный) ветер, (ранняя весна) сев,
(русский и английский) словарь,
(чёрная, чёрная) краска.
-Что нового узнали на уроке?
-В каких случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно?
— В каких случаях сложные имена прилагательные пишутся через дефис?
1.Найти прилагательное, образованное одновременным присоединением приставки и суффикса
2.Найти прилагательное, образованное путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И
3.Найти сложное прилагательное, которое пишется через дефис
4.Найти сложное прилагательное, которое пишется слитно
5. Найти сложное прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис
в) коротко шёрстный
Задание: К выделенным словам подберите сложные прилагательные
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Экспертное заключение на конспект урока русского языка в 6 кл. «Сложные имена прилагательные» Шайховой Лилии Абдулловны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Шеморданского лицея» Сабинского района Республики Татарстан № п/п Наименование критерия Количество баллов 1. Соответствие содержания программы целям общего образования и действующим образовательным стандартам. 10 баллов 2. Актуальность и новизна предложенных подходов в части введения и реализации ФГОС ОО. В том числе: эффективность сочетания в работе традиционного и инновационного содержания и опыта деятельности педагога. 10 баллов 3. Научно-методическая обоснованность (ценность) разработок. Полнота содержания учебного и другого материала, включенного в материал (программу, педагогическую разработку и т.п.), реалистичность, чувствительность к сбоям, эффективность с точки зрения времени, отведенного на реализацию и т.д. и т.п. 10 баллов 4. Практическая ценность и социальная значимость предложенного материала (программы, педагогической разработки и т.п.), возможность адаптации для использования в других ОО. 10 баллов 5. Преемственность содержания учебного материала в программе. 10 баллов 6. Соответствие методов обучения поставленным целям. 10 баллов 7. Связь целей и результативности в предложенном материале (программы, педагогической разработки и т.п.). 10 баллов 8. Контролируемость итоговых результатов реализации программы. 10 баллов 9. Соответствие материалов требованиям к содержанию и оформлению. Соответствие жанру разработки. 10 баллов 10. Наличие и адекватность списка литературы. 0 баллов Итоговая оценка программы 90 баллов Уровни соответствия программы перечисленным требованиям: 1. 0 баллов, если программа не соответствует данному требованию; 2. 3 балла, если программа частично соответствует требованию; 3. 5 баллов, если программа в основном соответствует требованию; 4. 10 баллов, если программа полностью соответствует требованию
Урок русского языка по теме «Правописание сложных прилагательных». 6-й класс
Класс: 6
Цель: развитие навыков исследовательской деятельности, формирование логического мышления при выполнении различных по форме и уровню сложности заданий, усвоение новых знаний (условий слитного и дефисного написания имён прилагательных), развитие творческих способностей учащихся.
Задачи: закрепление знаний учащихся о правописании имен прилагательных, формирование орфографической зоркости.
1. Терминологический диктант (ежеурочно готовят сами дети. Как вариант можно вызвать несколько учеников с подготовленными терминологическими диктантами, чтобы они продиктовали свои слова-термины другим детям и потом проверили написанное):
Грамматическая основа, превосходная степень, краткое прилагательное, пунктуационный разбор, подлежащее, второстепенные члены предложения.
— Какое задание можно дать по предложенному диктанту? (Обозначить все орфограммы, прокомментировать их).
2. На доске записано предложение для синтаксического разбора:
На самой красивой полянке (не)большой берёзовой рощи мы увидели ярко(красный) цветок.
— Какую тему мы изучаем? (Имя прилагательное.)
— Посмотрите, пожалуйста, на предложение. Какие вопросы по орфографии и пунктуации можно задать, используя только данное предложение?
(- Дать характеристику предложению.
— Найти в предложении грамматическую основу.
— Дать характеристику именам прилагательным, которые есть в предложении.
— Что за форма прилагательного самой красивой? Как она образована.
— Как пишется прилагательное небольшой?
— С какими трудностями столкнулись, работая над предложением? (Не знаем, как пишется слово ярко-красный)).
— Что вы можете сказать об этом прилагательном? (Сложное).
— Определите цель сегодняшнего урока. (Научиться писать сложные прилагательные).
3. Работа с учебником: параграф 107.
— После прочтения параграфа у вас в тетрадях должна появиться схема правописания сложных прилагательных.
Сложные прилагательные
Есть слова, которые необходимо запомнить:
Общественно полезный, но
Общественно-политический
Приведите по 2-3 своих примера к положениям, данным в схеме (слова можно взять из упражнений к параграфу 107).
4. Тренировочные упражнения.
А) Комментированное письмо.
(Жаро)понижающий, (жизне)радостный, (зимне)весенний, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (национально)освободительный, (молочно)кислый, (право)бережный, (снежно)белый, (электронно)вычислительный, (общественно)полезный.
Б) Выборочный диктант. Выпишите только сложные прилагательные, объяснив условия их написания:
Одним ярко-желтым осенним днем из вагона нью-йоркского поезда, который опоздал на полчаса, выпрыгнул человек в серо-зеленом костюме, старых-престарых ботинках и с русско-французским словарем в руках. Это был президент крупной финансово-промышленной компании, которая заключила контракт с Санкт-Петербургским драматическим театром.
В) Устная работа с тестовыми заданиями:
1. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если (найдите неправильное утверждение):
а) образованы на основе подчинительного словосочетания;
б) обозначают оттенки цветов;
в) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис;
2. Найдите сложное прилагательное, которое пишется через дефис:
3. Найдите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
5. Творческое задание (выполняется на выбор учащихся: по группам или самостоятельно). Написать миниатюру на свободную тему, используя как можно больше сложных прилагательных. Было бы неплохо, если бы вы включили и другие орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.
Образцы выполненных заданий.
Веселый день рождения.
У моего друга завтра день рожденья. Мы купили ему в подарок ярко-синий шарик с ярко-красными и желто-зелеными квадратиками, похожими на шахматно-шашечное поле. Также смастерили ему бумажно-картонный средневековый замок в темно-красных и темно-зеленых тоннах. Еще мы приготовили торт с плодово-ягодным джемом внутри.
Так как его дом находится в трёх километрах от нашего, в юго-западном районе, нам пришлось катить торт на ненадежной небольшой тележке. Также мы подарили ему коробку с бело-розовым и бело-синим зефиром. Другие ребята подарили ему матросскую фуражку, томик древнерусской литературы в ярко-красном переплете, кожаный жакет, русско-немецкий словарь в бледно-зеленом переплете и русско-английский словарь в ярко-зеленом переплете. На его празднике мы устроили шахматно-шашечный турнир и литературно- музыкальный конкурс. Всем было очень весело, но самым счастливым был, конечно, именинник!
(Бокова Вероника, Зайцев Кирилл, Рамазаева Ксения, Тутубалина Юлия)
Чаепитие
Сегодня я устроила чаепитие со своими друзьями из шахматно-шашечного клуба. На тёмно-синий стол я поставила плодово-ягодный джем и налила чай в светло-зелёные чашки. Когда мои друзья пришли, они принесли с собой малиново-черничный пирог в бумажно-картонной коробке. Мы попили чай с пирогом и посмотрели научно- фантастический фильм.
Умиротворение
Бело-чёрные берёзы качаются, и не хочется шевелиться. Низкий голос юго-восточного ветра успокаивает, и самый резкий, неспокойный человек млеет. Густо-синее небо безоблачно, и июльское солнце слепит глаза. Скользкий ил на берегах реки приятно прохладен. Жаркий летний день долог, многогранен и жизнерадостен.
(Аббасова Шамс, Балабан Михаил, Журавлёв Павел)
(Составленные детьми миниатюры можно использовать на последующих уроках и как работу по карточкам, и проверочную, и выборочный диктант на повторительно-обобщающих уроках).
Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.
— Что сегодня на уроке мы повторили?
— А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему “Имя прилагательное”.