Что такое служебная деятельность
Понятие, признаки служебной деятельности
Тема 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
В современном русском языке слово «служба» имеет несколько значений. Под службой понимается и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба), и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), это и особый вид деятельности людей.
Настоящий курс предполагает изучение службы как разновидности именно общественной деятельности людей, связанной с реализацией социального управления.
По мнению Д.Н. Бахраха, в общественно полезной деятельности людей выделяются следующие основные типы:
1) производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;
2) духовное производство;
3) учеба, т.е. усвоение социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению внегенетическим путем);
4) ведение домашнего хозяйства;
5) физическое и духовное самосовершенствование (занятия спортом, участие в художественной самодеятельности и т.д.);
6) безвозмездная общественно полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в работе ученого совета и т.д.);
8) служба в различных организациях.
Признаки службы как особого вида общественно-полезной деятельности:
· в процессе службы материальные ценности не создаются, а создаются условия для их производства;
· в процессе службы субъекты, выполняющие эту деятельность, работают в чужом интересе;
· наличие особого субъекта этой деятельности – служащего;
· наличие особого объекта службы – человека. Служебная деятельность направлена в конечном итоге на человека – все служащие прямо или косвенно воздействуют на людей или обслуживают людей;
· особым предметом труда служащих является информация, т.е. служба связана с получением, обработкой, накоплением и передачей информации;
· служба – деятельность профессиональная. Субъекты службы обязательно занимают должности в определенной социальной структуре, т.е. имеют установленный комплекс прав и обязанностей по реализации функций, целей и задач конкретного элемента социума;
· служба предполагает обязательное наличие правовых возможностей по реализации функций организации. Как правило, речь идет о наличии у субъектов службы полномочий властного характера;
· для службы характерны возмездные начала, т.е. это вид деятельности, осуществляемый за плату. Служба осуществляется в интересах того, кто ее оплачивает.
В самом общем значении службуможно определить следующим образом: это профессиональная деятельность определенного контингента лиц-служащих по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур. Деятельность по организации исполнения предполагает налаживание в данной структуре (в министерстве, ведомстве, предприятии, ассоциации и т.д.) управления. Но управлением в каждой структуре служба не исчерпывается. Даже в органах власти, кроме администраторов, значительно число других, рядовых, служащих – специалистов, технического персонала, не говоря уже о других организациях, например образовательных, здравоохранения, где основной контингент составляют служащие, но не администраторы.
По характеру и по содержанию необходимо выделить различные виды служебной деятельности:
3.Частная.
Публичная служба– особый вид общественно-полезной деятельности, состоящей в осуществлении функций государства от имени и по поручению самого государства, а также реализации вопросов местного значения от имени населения муниципальных образований. Осуществляется в интересах всего общества в целом и каждого отдельного члена общества в частности. Финансируется за счет средств бюджетов, либо государственного, либо муниципального. Как правило, это служба в государственных или муниципальных органах, организациях. Важно отметить, что к этому виду службы следует отнести и деятельность по оказанию социально значимых услуг (например, медицинских, жилищно-коммунальных и др.). Осуществляется особыми субъектами, которыми являются государственные либо муниципальные служащие, а также служащие государственных или муниципальных учреждений. Особое место среди публичных служащих занимают лица, замещающие государственные и муниципальные должности.
Публичная служба, в свою очередь, может быть классифицирована, как:
3) в государственных организациях;
4)в муниципальных организациях.
Общественнаяслужба – особый вид общественно-полезной деятельности, осуществляемый в интересах части или группы субъектов общества, объединенных общими интересами. Общественная служба направлена на удовлетворение общественного интереса, не связанного с извлечением прибыли, хотя это и допустимо, но только в целях, ради которых созданы объединения. Финансируется за счет средств объединений граждан, членских взносов, пожертвований и т.п. Осуществляется специальными субъектами, замещающими должности в этих организациях и получающих за свою деятельность денежное вознаграждение.
Данный вид службы осуществляется:
1) в общественных объединениях граждан;
3) в некоммерческих и негосударственных организациях;
4)в религиозных организациях и др.
Частнаяслужба – осуществляется в интересах частных лиц. Этот вид службы реализуется для удовлетворения частного интереса и связан с получением прибыли в коммерческих предприятиях, в частных организациях. Источником финансирования являются доходы от предпринимательской деятельности либо фонды оплаты труда коммерческих объединений. Осуществляется служащими, замещающими должности в управленческом аппарате частных организаций. Руководитель коммерческой организации, являющийся ее учредителем, служит, прежде всего, частной организации, которая оплачивает его труд, но не самому себе. Не признается службой деятельность лиц, осуществляющих определенную деятельность по гражданско-правовым договорам (оказания услуг, подряда, поручения и т.п.)
Психологические приемы повышения привлекательности служебной деятельности — Понятие служебной деятельности
Приоритетными направлениями формирования кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) и муниципальной службы являются подготовка кадров, формирование кадрового резерва и его эффективное использование, а также использование современных кадровых технологий при поступлении и прохождении гражданской и муниципальной службы.
Меры по привлечению молодежи на государственную и муниципальную службу направлены на реализацию вышеупомянутых кадровых приоритетов в государственных и муниципальных органах управления.
Привлекательность службы — это такие условия, при которых сотрудник будет положительно относиться к выполнению своих служебных обязанностей и к служебной деятельности в целом.
Меры по повышению привлекательности услуги должны обеспечить:
Привлечение перспективных молодых кадров на гражданскую и местную службу;
Продвигать положительный имидж государственных учреждений и местных органов власти.
Повысить престиж и привлекательность гражданской и местной службы, способствуя большему притоку кадров;
Обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с образовательными организациями (в том числе в части обеспечения практико-ориентированных образовательных программ и профессионального развития государственных и муниципальных служащих);
Проводить профориентацию молодых сотрудников и обеспечивать приобретение ими прикладных знаний и навыков;
Выполнение проектов студентами и выпускниками учебных заведений, в которых заинтересованы государственные органы и органы местного самоуправления;
Обеспечение личного и профессионального развития государственных и местных служащих, которые выступают в качестве руководителей и наставников стажировок и/или практик;
Выявление талантливой молодежи, формирование молодежного экспертного совета и кадрового резерва.
подбор лучших кандидатов для замещения вакантных должностей в кадровом резерве, предусмотренных статьей 64 Федерального закона № 79-ФЗ и статьей 33 Федерального закона № 25-ФЗ
трудоустройство и обеспечение кадрового потенциала перспективных выпускников образовательных организаций, проявивших свои способности в ходе прохождения практик и (или) профессиональных стажировок, являются востребованными.
Понятие служебной деятельности
Поскольку сервисное право основано на сервисных отношениях, для его понимания мы должны сначала обратиться к изучению сервиса как особого вида профессиональной деятельности. В этой связи обращается внимание на то, что термин «услуга» в русском языке имеет множество значений.
Словари русского языка содержат шесть определений. Таким образом, с одной стороны, служба относится к многочисленным органам государственной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Федеральная служба судебных приставов), с другой стороны, служба понимается как деятельность определенных категорий граждан.
Во втором значении услугу можно назвать видом социальной общественно-полезной деятельности.
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет службу как работу, занятость работника, а также место его работы. Согласно ему, слуга — это «человек, который работает за вознаграждение в различных сферах умственного труда, а служить — значит выполнять службу, делать что-то для кого-то, выполнять волю кого-то, отдавать приказы, направлять свою деятельность на благо кого-то».
Служба в общем смысле рассматривается как один из видов оплачиваемой профессиональной деятельности людей, в которой заинтересовано общество.
Особенность сервиса по сравнению с другими видами деятельности заключается в том, что в процессе труда работник, как правило, не создает материальную ценность и не оказывает экономических услуг. Объект воздействия сотрудника иной — сознание и поведение людей. Врач лечит, учитель учит, правительственный чиновник управляет — все они являются служащими.
Влияние сотрудника на других не всегда является прямым. Например, государственный служащий может рассматривать жалобы граждан в государственном учреждении, но не может общаться с гражданами напрямую. Поэтому можно сказать, что еще одной характеристикой государственного служащего является то, что в большинстве случаев он работает с информацией, которая также служит средством влияния на людей.
В заключение следует отметить, что трудовой процесс работника регулируется не только профессиональными и технологическими правилами, но и нормами общественных отношений, многие из которых являются правовыми нормами.
Наличие правоотношений в самом процессе работы чиновника является характерной чертой и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в общественные отношения, в том числе правовые, с субъектами, которым он служит или служил.
Виды служебной деятельности
Можно выделить различные виды сервисной деятельности:
Служба в различных коммерческих и некоммерческих организациях, не имеющих прямого или косвенного отношения к сфере государственного управления, является частной службой.
С другой стороны, государственная служба — это работа в государственных и местных органах власти и другая деятельность, связанная с выполнением функций государственного управления. Государственная служба включает службу в государственных и местных органах власти, работу в государственных учреждениях и т.д.
Государственная служба — это форма социальных услуг, предоставляемых в органах государственной власти. К государственной службе относится служба, решающая государственные задачи обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д., т.е. задачи, выполняемые в интересах всего государства, без решения которых немыслимо его существование.
Гражданская служба определяется Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года. Данный законодательный акт устанавливает, что государственная служба в Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, направленная на обеспечение исполнения полномочий
В данном случае государственный служащий выступает не только как профессиональный управленец, но и как должностное лицо, в мандат которого входит выполнение государственных задач и профессиональное обеспечение исполнения государственными органами или лицами, занимающими государственные должности, полномочий государственных органов.
Организационные и технические условия
Основными ценностями, которыми должен обладать каждый государственный служащий, являются.
1) Профессионализм и компетентность;
2) честность и беспристрастность.
Приверженность должностного лица вышеуказанным ценностям остается в зависимости от удовлетворения его мотивов в ходе профессиональной деятельности.
На поведение государственного служащего на разных этапах его профессиональной карьеры, также с учетом уровня его должности и заслуг, влияют разные мотивы. Тем не менее, среди основных мотивов, влияющих на поведение большинства государственных служащих, является потребность в комфорте на государственной службе, которая включает организационно-техническую и психофизиологическую среду.
Организационные и технические условия.
В соответствии с первым предложением части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Адекватные организационно-технические условия влияют на работоспособность чиновника и, следовательно, являются одним из факторов повышения эффективности и результативности его профессиональной деятельности.
Определение в таких условиях — это рабочее место чиновника, которое не должно доставлять ему неудобств.
В связи с этим руководителю государственного органа целесообразно обратить внимание на обеспечение должностных лиц соответствующими организационно-техническими условиями.
Руководителю структурного подразделения рекомендуется организовать взаимодействие с административно-хозяйственным подразделением государственного органа в части содержания оборудования, мебели, обеспечения необходимыми канцелярскими материалами, соблюдения норм условий труда (освещение, вентиляция, отопление), организации мест для приема пищи и отдыха во время плановых перерывов в работе.
Отделу кадров государственного органа рекомендуется вносить предложения руководителю государственного органа по улучшению обслуживания рабочих мест, их оформления и оборудования, созданию благоприятных условий труда.
Пища является необходимой жизненной потребностью и имеет огромное значение для сохранения здоровья и, следовательно, для повышения работоспособности и интенсивности деятельности должностных лиц.
Столовые, оборудованные места для приема пищи должны пользоваться спросом у чиновников. Качественное питание, удовлетворяющее потребности государственных служащих, является частью репутации государственного учреждения как работодателя, заботящегося о государственных служащих. Анализ посещаемости государственными служащими столовой и их удовлетворенности предоставляемыми услугами также должен учитываться при подготовке предложений для руководителя государственного учреждения по созданию благоприятных условий труда.
Важно обсудить с кадровой службой государственного органа и профсоюзной организацией (если она существует в государственном органе) с сотрудниками замечания и предложения по оформлению интерьера государственного органа в целом в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, эстетики.
Психофизиологические условия
Достижение удовлетворения мотивов чиновника в комфортных условиях государственной службы требует создания и поддержания комфортных психофизиологических условий в коллективе.
Психофизиологические условия характеризуются совокупностью взаимоотношений в коллективе и поддержанием благоприятного психоэмоционального состояния должностного лица со стороны руководства и коллектива, что способствует его профессиональной самореализации.
Отсутствие отдыха должностного лица может негативно сказаться на выполнении задач и функций государственного учреждения из-за снижения эффективности работы должностного лица.
Во избежание вышеуказанных последствий руководителю государственного учреждения рекомендуется учитывать, что систематическое переутомление государственных служащих не является способом повышения профессиональной эффективности, напротив, длительное нахождение в офисе вне нормальной продолжительности рабочего дня приводит к переутомлению, что может негативно сказаться на качестве выполняемых ими задач.
Руководитель структурного подразделения государственного органа должен обеспечить условия для эффективного использования служебного времени гражданских служащих, что включает планирование и рациональное распределение задач и нагрузки между подчиненными, не допуская систематического привлечения гражданских служащих к исполнению должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени.
Кадровой службе государственного органа важно контролировать и своевременно информировать руководителя структурного подразделения о недопустимости систематической перегрузки гражданских служащих, необходимости создания гражданскому служащему ежегодного отпуска в соответствии с графиком отпусков, утвержденным представителем нанимателя.
Руководитель государственного учреждения может инициировать мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в коллективе (ежедневные пятиминутные занятия — «фитнес-паузы», спартакиады).
Для поддержания психофизиологического состояния также важно создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в органе власти, характеризующийся открытостью, доверием и честностью в построении отношений в коллективе.
В целях обеспечения соблюдения должностными лицами принципов и правил поведения, установленных в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, необходимо формировать в коллективе такую обстановку, которая позволяет должностному лицу развивать свой творческий потенциал, ощущать свою значимость и участие в решении приоритетных задач.
Для руководителя государственного органа, структурного подразделения государственного органа целесообразно наладить неформальное взаимодействие с подчиненными и поддерживать дружеские, открытые отношения в коллективе.
На формирование комфортных условий государственной службы влияет выражение обществом признательности за эффективность и результативность профессиональной деятельности государственного служащего, а также созданные в государственном органе возможности для самореализации государственного служащего через службу и профессиональное развитие.
Формирование мотивационного профиля (выявление индивидуальных потребностей) позволяет определить индивидуальные мотивы чиновника, которые необходимо учитывать при решении кадровых вопросов, а также определить меры нематериальной мотивации чиновников, учитывающие мотивы конкретных чиновников.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Учебное пособие по курсу «Правоведение»
Загрузить всю книгу
Модуль 1. Государство
1. Общие положения о государстве и государственной власти
1.1. Понятие и сущность государства
1.1.1. Сущность государства
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить обо всем обществе. Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего, с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество – сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы.
Рассматривая общество, необходимо различать три категории индивидов:
1)человек – это разумное психофизическое существо, живущее в обществе;
2)личность – это человек, обладающий определенным статусом в обществе, комплексом прав, свобод, обязанностей;
3)гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы, обязанности. По отношению к конкретному государству гражданином является лицо, находящееся в определенной политико-правовой связи с этим государством, с определением взаимных прав и обязанностей государства и гражданина.
В определении сущности государства на первом месте стоит содержательная сторона. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Такое государство – средство для обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы, что вызывает сопротивление у других классов. Отсюда вечная проблема «снятия» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства по своей сути выступают классовыми государствами. Общечеловеческие и иные интересы в этих государствах также присутствуют, но они отходят на второй план.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство используется в более широких целях, как средством для достижения интересов общества. Государство в такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Таких государств, в реальности нет. Но есть ряд стран, которые в достижении этой цели добились гораздо больше успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести Германию, Швейцарию, Швецию, Австрию и др.
Религиозный подход проявляется в организации политической власти, содействующей преимущественно осуществлению интересов определенной религии. Например, католический Ватикан, исламские Пакистан, Иран, Ливия и др.
В рамках национального подхода государство проявляется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет ущемления интересов других наций, проживающих на территории страны. Например, современные Латвия, Эстония и др.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.
Государственная служба
В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.
В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:
Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Государственная служба построена на следующих принципах:
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:
Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:
1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;
2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
1) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
2) производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
3) направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский
Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:
Правовой статус федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Для возникновения административной дееспособности у российского гражданина замещать должности государственной службы он обязан владеть государственным языком РФ и достигнуть возраста, установленного федеральным законодательством о виде соответствующей государственной службы. Кроме того, федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Он может заключаться с гражданином:
Особое правовое положение занимают должности государственной службы, которые предусматривают присвоение классных чинов, дипломатических рангов и специальных званий. Об административной правосубъектности данных должностных лиц речь пойдет далее.
Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих РФ, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов о государственной службе.
Федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъекта РФ финансируется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта РФ.
Еще одной специфической разновидностью государственной службы стало появление в конце 2005 г. государственной службы российского казачества. Правовая регламентация данного института государственной службы находит свое отражение в Федеральном законе от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
Основными принципами несения российским казачеством государственной службы также являются: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан РФ к государственной службе, взаимосвязь государственной и муниципальной службы; профессионализм и компетентность государственных служащих; а также защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.
Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских (специальных) формированиях, как правило, в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил РФ, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в пограничных органах.
Российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) осуществляет свое право на равный доступ к государственной службе в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекается к несению государственной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Порядок принятия гражданами РФ, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, а также форма одежды, знаки различия, чины и форма удостоверения члена казачьего общества не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, определяются Президентом РФ.
Кроме того, казачество может привлекаться к несению муниципальной службы при условии, что казачье общество, члены которого приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и уставами муниципальных образований.