Что такое служебное жилье

Кто может получить бесплатное жилье на работе: варианты для тех, кто только выбирает профессию

Зарплата — не единственное вознаграждение, которое можно получить за работу.

Некоторые компании оплачивают сотрудникам медицинскую страховку или абонементы в спортзал, а другие идут дальше и предоставляют своим работникам бесплатное жилье.

В этом материале я расскажу, представители каких профессий могут сэкономить на аренде или покупке жилья.

О каких профессиях вы узнаете

Медицинские работники

Рассчитывать на бесплатное жилье могут врачи и фельдшеры, которые участвуют в программе «Земский доктор». По ее условиям, медработники в селах получают подъемные выплаты, которые можно потратить только на улучшение жилищных условий.

Как получить. Основные условия такие:

Детали программы, которые действуют в конкретном регионе, можно уточнить в департаменте здравоохранения субъекта или на официальной странице регионального ведомства. Например, там могут быть указаны размеры выплаты для данного региона и опубликованы перечни вакантных должностей в конкретных учреждениях.

Нюансы. Если в региональном бюджете нет денег на выплаты, медработникам не вправе отказать в получении субсидии. Исключений нет: никакой региональный нормативный акт не может разрешить властям сэкономить на этой программе — так решил Верховный суд.

Другие жилищные льготы. Во многих регионах предусмотрены дополнительные льготы для врачей: например, в Краснодарском крае медикам компенсируют аренду жилья, а в Хабаровске или Туле предоставляют служебные квартиры.

Курс о больших делах

Учителя

Для учителей действует программа «Земский учитель». В отличие от «Земского доктора», полученную сумму — как правило, это 1 000 000 Р — можно тратить на любые цели, не только на жилье.

Как получить. Выплату по этой программе назначают учителям, которые устраиваются на работу в села и в другие населенные пункты с населением до 50 000 человек. Вот каким еще требованиям они должны соответствовать:

По условиям программы учитель должен проработать в школе следующие пять лет с той же нагрузкой. Если учитель уволится раньше, он будет обязан вернуть всю полученную сумму независимо от того, сколько лет он уже отработал. Исключение — увольнение по уважительным причинам: например, если школу закрыли или учитель не может больше работать по медицинским показаниям. Перечень таких причин есть в региональных нормативных актах.

Нюансы. Некоторые причины для увольнения могут казаться уважительными, но деньги все равно заставят вернуть. Например, так произошло с учителем из Республики Марий Эл: физрук уволился досрочно из-за нарушения трудовых прав и не стал возвращать полученный миллион. Выплату все равно взыскали, причем с процентами: суд решил, что задержка зарплаты не влияет на условия программы «Земский учитель».

Другие жилищные льготы. На региональном уровне учителям часто предоставляют дополнительные льготы: служебное жилье, субсидии на аренду или ипотеку.

Как правило, чем отдаленнее местность, тем выше кадровый дефицит и больше льгот можно получить. Например, всем учителям, которые работают в селах, рабочих поселках или поселках городского типа, положена компенсация расходов на оплату жилья, отопления и освещения — 1200 Р ежемесячно. Также при переезде и на время обустройства местные власти могут предоставлять служебное жилье.

В крупных городах тоже предусмотрена поддержка. Например, в Новосибирске учителя могут претендовать на компенсацию стоимости аренды жилья в течение первых двух лет работы. Возместят фактически понесенные расходы, но не более 10 000 Р на семью ежемесячно.

Военнослужащие

У военнослужащих есть право на служебное жилье или компенсацию за наем жилого помещения. Размер компенсации можно рассчитать в специальном калькуляторе на сайте Минобороны РФ.

Но военные могут получить квартиру и в собственность — по программе военной ипотеки.

Также военные могут претендовать на государственные жилищные сертификаты. Их можно использовать и вместе с ипотечным кредитом — например, чтобы покрыть разницу в случае покупки более комфортного жилья, чем позволяет сертификат.

Как получить. Льготная программа распространяется только на военнослужащих по контракту. Она не зависит от семейного положения, детей или наличия другой недвижимости: даже если у человека уже есть квартира, но он служит по контракту, он имеет право на военную ипотеку.

Чтобы купить квартиру, нужно стать участником специальной программы накопительно-ипотечной системы. Чтобы попасть в реестр участников, должны быть выполнены все указанные в законе основания.

Нюансы. Когда военнослужащий получает сертификат на жилье, он теряет право на служебное жилье или компенсацию за наем жилого помещения.

Например, один подполковник служил в Хабаровске и снимал квартиру за счет государства. Когда он купил дом в Краснодаре за счет жилищного сертификата, ему прекратили компенсировать расходы на аренду жилья. Подполковник обжаловал это в суде: суд первой инстанции решил, что лишать компенсации можно, только если военный купил жилье по месту службы. Суд апелляционной инстанции с ним согласился. А вот Верховный суд отменил эти решения: государство действительно должно обеспечить военного жильем, но только одним, а платить и за собственную квартиру военного, и за ту, которую он арендует, не обязано.

Право бессрочного пользования квартирой не лишает военного права на жилищный сертификат, но не все чиновники об этом знают.

Родители одного военнослужащего приватизировали квартиру, в которой раньше они жили вместе с сыном. Сам военный от приватизации отказался, зато сохранил право бессрочного пользования жильем. Когда он обратился с заявлением о выплате жилищной субсидии, это стало основанием для отказа, но военный с решением комиссии не согласился и подал иск в суд.

Суд первой инстанции признал решение незаконным: хотя мужчина и сохранил право пользоваться квартирой, реально он там давно не живет, поэтому имеет право на другое жилье. Апелляционная инстанция встала на сторону жилищной комиссии, но когда дело дошло до Верховного суда, военный все же добился положенной выплаты.

Силовики

Как получить. В зависимости от ведомства, правила могут отличаться, но общий принцип одинаков: служебное жилье предоставляют только в том случае, если у сотрудника нет собственного жилого помещения в том населенном пункте, где он служит.

Дадут не обязательно квартиру, это может быть и место в общежитии. Если в специализированном жилищном фонде ничего не нашлось, будут выплачивать компенсацию за наем жилья.

Если сотрудник полиции прослужит 10 лет, при определенных условиях он может получить право на единовременную социальную выплату, чтобы купить квартиру или построить дом. Но потребуется доказать, что жилье и правда необходимо: на каждого члена семьи полицейского должно приходиться менее 15 м² площади — в собственности или на условиях соцнайма.

Кроме того, в законе есть оговорка: если в бюджете денег нет, выплату придется ждать — ограничений по срокам нет.

Нюансы. На практике силовикам бывает сложнее получить жилье, чем военнослужащим. Например, в 2020 году в счетной палате спрогнозировали, что решать жилищные вопросы сотрудников правоохранительных органов будут больше 100 лет.

Суд отказал: выплату предоставляют в порядке очередности, а если истцу заплатят вне очереди, это нарушит права тех, кто был включен в список раньше него.

Работники судебной системы

До 2019 года судей обеспечивали только служебным жильем. Но теперь они могут получить в собственность квартиру или единовременную социальную выплату, чтобы ее купить — если занимают должность как минимум 10 лет.

Как получить. Чтобы получить жилье или выплату, судья должен нуждаться в жилье: в частности, на каждого члена семьи должно приходиться менее 15 м² площади — в собственности или по договору соцнайма. Даже если судья работает в одном регионе, а владеет квартирой в другом — новое жилье не предоставят.

Если судья живет в коммунальной квартире, размер комнаты значения не имеет: в таком случае право на квартиру сохраняется. Это правило распространяется и на аварийные помещения.

Нюансы. Даже если судья вышел в отставку, за ним могут сохранить право пользования служебным помещением, пока он не получит квартиру в собственность или денежную выплату.

Например, в Свердловской области судью в отставке выселили из служебного жилья. Суды поддержали это решение, но вышестоящий суд не согласился с коллегами и отменил решение о выселении: он указал, что судья нуждается в улучшении жилищных условий и находится в почетной отставке, поэтому она и члены ее семьи сохраняют право пользования служебным жилым помещением до тех пор, пока не получат единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность.

Чиновники

Депутаты, сотрудники налоговой, таможни и других госорганов тоже вправе рассчитывать на служебное или собственное жилье.

Как получить. Федеральным госслужащим предоставляют служебное жилье или возмещают расходы на съем, если они переезжают по службе в другую местность.

Также госслужащий может один раз за весь период гражданской службы получить субсидию, чтобы купить жилье, но только если в нем нуждается. Преимущество есть у служащих, которые воспитывают не менее трех детей: учитываются несовершеннолетние дети, а также дети до 23 лет, если они учатся очно, или дети старше 18 лет, которые стали инвалидами до этого возраста.

Другие условия получения жилья могут различаться: в каждом ведомстве и регионе свои тонкости.

Нюансы. Государство учитывает все метры, которые есть в собственности или пользовании госслужащего, в том числе и у членов его семьи. Единовременную выплату назначают, только если общая площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляет менее 15 м².

Но намеренно ухудшать жилищные условия, чтобы получить квартиру от государства, нельзя. Например, служащий Госнаркоконтроля хотел получить субсидию, но комиссия отказалась принять его на учет. Он жил в однушке, которая принадлежала его матери, и не мог претендовать на субсидию — в квартире матери было достаточно квадратных метров.

Позже он прописал в этой квартире свою супругу и двоих детей. На каждого стало приходиться по 8,45 м², и он снова обратился за субсидией. Комиссия посчитала, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, когда прописал в однушку семью: теперь ему надо ждать пять лет, прежде чем обращаться за деньгами. Впрочем, суд отменил решение комиссии, указав, что вселение жены и детей не может квалифицироваться как преднамеренное ухудшение жилищных условий.

Сотрудники ЖКХ

На федеральном уровне право на жилье для дворников, слесарей, электриков и прочих работников ЖКХ не закреплено. Но им могут давать служебное жилье на основании муниципальных нормативных актов или на основании ведомственных актов, если дворник работает в государственной организации. Например, такие программы действуют в Ялте и Удмуртии.

Как получить. Единых условий получения жилья для сотрудников ЖКХ нет. Для примера расскажу, на каких условиях может получить служебное жилье дворник в Ялте:

Когда дворник будет увольняться со службы, он обязан выехать из жилья вместе с членами семьи, которые с ним живут.

Нюансы. На практике дворники часто проживают на территории, которую они убирают. Хотя им далеко не всегда предоставляют благоустроенное жилье из муниципального фонда, обычно это все равно выгоднее, чем платить за аренду квартиры или комнаты и ежедневно ездить к месту работы.

Управляющая компания или ТСЖ вправе урегулировать порядок предоставления жилья в своих внутренних актах, но они делают это редко. Скорее всего, это связано с тем, что дворникам предлагают поселиться в нежилых по документам помещениях, а еще работников проще выселить, если договор заключен только на словах.

Например, одна организация ЖКХ выделила семье дворников помещение площадью 28,5 м² на цокольном этаже жилого дома. В течение 16 лет супруги-дворники работали в данной организации и жили в этом помещении: другого жилья у них не было. За это время один из супругов стал инвалидом и ему пришлось уволиться. В 2020 году они подали иск в суд и попросили признать за ними право пользования этим помещением на условиях социального найма, а само помещение признать жилым. Суды им отказали, а значит, рано или поздно семье придется освободить помещение.

Лесники и егеря

По закону представителям данной отрасли положено служебное жилье: например, претендовать на метры могут лесники, егеря, мастера леса, помощники лесничего и лесничие.

Как получить. Федеральная служба лесного хозяйства утвердила порядок предоставления жилья, но он содержит только перечень работников, которые могут претендовать на жилье. Поскольку лесники относятся к госслужащим, на них распространяются общие гарантии, которые касаются всех госслужащих: служебное жилье и единовременная разовая субсидия.

Нюансы. Работа лесником или егерем сложная и специфическая, а предоставленное жилье может быть далеко от идеала. Это связано с тем, что жилье должно быть поближе к работе, а вблизи лесов и заповедников оно не такое благоустроенное, как в городах.

Например, один лесничий работал в заповеднике в Мордовии. Работодатель предоставил ему квартиру, в которой не работала печь, не было электричества, текла кровля и обваливалась штукатурка, и не захотел ничего ремонтировать. Тогда лесничий подал иск, чтобы жилье отремонтировали. Суд согласился с требованиями лесничего и обязал заповедник выполнить все указанные в исковом заявлении работы. Разрешили только не восстанавливать палисад с фасада квартиры.

Другие жилищные льготы. В регионах могут быть дополнительные меры поддержки. Например, в Воронежской области лесникам выделяют не только жилье, но и земельные участки в безвозмездное пользование. А правительство Кировской области договорилось с крупными банками региона, чтобы для лесников снизили ставки и первоначальный взнос по ипотеке.

Бонус: сотрудники коммерческих фирм

Организации не обязаны предоставлять своим работникам жилье или компенсировать расходы на наем — за исключением работы вахтовым методом. Но на практике компании часто снимают жилье для важных сотрудников: правила пользования служебной квартирой обычно регулируются в трудовом договоре.

Как получить. В некоторых крупных компаниях — например, в «Норникеле», «Газпроме» или «Яндексе» — есть жилищные программы для сотрудников. Формы помощи могут быть разными: например, в «Яндексе» для специалистов высокой квалификации действует программа жилищного займа — под 3% или вообще без процентов.

Менее известные компании тоже часто помогают с жильем: например, оплачивают переезд и провоз имущества, предоставляют квартиру на месяц-два, пока работник осваивается в новом городе и ищет себе другое жилье. Есть и фирмы, которые готовы компенсировать расходы по найму квартиры на протяжении всего времени, пока специалист у них работает.

Если в ваши планы входит именно покупка жилья, уточните в банках и у застройщиков, какие льготные программы для сотрудников других компаний они предлагают.

Нюансы. Часто жилье предоставляют только на определенных условиях: например, тем людям, которые точно готовы трудиться в компании несколько лет подряд. Например, один мужчина устроился на крупный завод электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

По условиям допсоглашения к трудовому договору завод обязался частично компенсировать работнику наем жилья, а работник — отработать на заводе не менее четырех лет со дня, когда он подпишет дополнительное соглашение. Если же уволится — он возмещает работодателю все деньги, которые тот потратил на наем.

Источник

Служебное жилье

Работникам организаций, подведомственных Минобрнауки России, необеспеченным жильем в населенном пункте по месту работы может быть предоставлено служебное жилье на период их работы в указанных организациях.

Служебное жилье предоставляется при наличии свободного (незанятого).

Решение о предоставлении служебного жилья, находящегося в ведении организации, подведомственной Минобрнауки России, работнику указанной организации принимается жилищной комиссией данной организации и утверждается приказом данной организации, согласования Минобрнауки России при этом не требуется.

Решение о предоставлении служебного жилья находящегося в ведении организации, подведомственной Минобрнауки России, работнику иной (другой) организации, подведомственной Минобрнауки России, принимается по согласованию Минобрнауки России. В указанных целях в адрес Минобрнауки России направляется соответствующее обращение с приложением заявления работника о предоставлении ему служебного жилья с указанием количества членов семьи; копий документов, указанных в пункте 3 Порядка; письма подведомственной Министерству организации-балансодержателя жилого помещения с согласием о предоставлении служебного жилья работнику и указанием его характеристик (адрес, общая площадь, др.).

В целях получения указанного согласия организация-работодатель, подведомственная Министерству, направляет соответствующее ходатайство в подведомственные Минобрнауки России организации-балансодержатели жилых помещений.

Источник

Служебные жилые помещения

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным и муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст.93 ЖК РФ). Термин «орган государственной власти», которым оперирует законодатель в данном случае, следует понимать в широком смысле слова, то есть, включая в него органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ.

В науке жилищного права П.П. Васильев обосновывает позицию о существовании самостоятельного жилищного фонда служебных жилых помещений, ссылаясь на наличие значительных отличий в пользовании ими по сравнению с другими подвидами специализированных жилых помещений[1]. Сложно согласиться с его мнением, поскольку назначение служебных жилых помещений, временный характер их использования и масса других общих черт позволяет последним обоснованно войти в состав специализированного жилищного фонда. По своему характеру предоставление служебных жилых помещений направлено на создание необходимых условий жизни работников, обеспечение их проживания вблизи места работы, особенно если предусмотрен ненормированный рабочий день, периодические вызовы на место работы в связи с производственной необходимостью. Традиционно служебные жилые помещения предназначались для граждан, которым в связи со спецификой их работы требовалось проживать непосредственно по месту работы или вблизи от него (ст. 101 ЖК РСФСР). В отличие от ранее действовавшего законодательства в ЖК РФ отсутствует зависимость обеспечения служебными жилыми помещениями от потребности проживать по месту работы или вблизи от него, в связи с эти практически исчезла грань между необходимостью предоставления служебного жилья и необходимостью предоставления жилого помещения в общежитии. Поддерживаем высказанную в литературе позицию, согласно которой, несмотря на отсутствие этого критерия как основного, предназначение служебных жилых помещений должно быть с ним связано[2].

Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

Различными законами и подзаконными нормативными актами, в том числе принятыми до появления ЖК РФ, предусмотрены перечни лиц, имеющих право на предоставление служебного жилого помещения. Так, например, ч.1 ст. 34 ФЗ от 8.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» предусматривает, что члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы, не имеющим в Москве жилой площади, на период осуществления ими своих полномочий может предоставляться служебное жилое помещение. Согласно ст.15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и др.

Единого системного перечня не было разработано и до вступления в силу ЖК РФ. В науке жилищного права предлагается принять именно такой перечень, а не постепенно, отдельными нормативными актами устанавливать эти должности[3]. Представляется, что реализация указанного предложения вызовет значительные затруднения, поскольку для этих целей в ЖК РФ предполагается существование актов различного уровня, да и потребность и обеспеченность жилищным фондом в различных регионах и муниципальных образованиях может существенно отличаться.

В отношении военнослужащих законодателем предусмотрена также возможность заключения жилищного договора, имеющего ряд расхождений по своему содержанию с договором найма служебного жилого помещения. Типовой жилищный договор утвержден Постановлением Правительства РФ от 4.05.1999 № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба»[4]. В теории по поводу соотношения этих договоров не выработано единой позиции

[1] См.: Васильев П.П. Понятие служебного жилого помещения // Актуальные проблемы правоведения. – 2005. — № 1. – С.109.

[2] См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2005. – С. 404.

[3] См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2005. – С. 425.

Источник

Энциклопедия судебной практики. Предоставление служебных жилых помещений (Ст. 104 ЖК)

Энциклопедия судебной практики
Предоставление служебных жилых помещений
(Ст. 104 ЖК)

1. Статус служебного жилого помещения

1.1. Служебные жилые помещения приватизации не подлежат

Разрешая спор, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку спорная квартира внесена в список служебных квартир на основании постановления администрации и была предоставлена истцу для проживания в связи с работой на основании договора найма служебного жилого помещения, в то время служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

1.2. В отношении служебного жилого помещения договор социального найма заключаться не может

Доводы апелляционной жалобы о возникновении у истца права пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма по тому основанию, что она признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, состоит на соответствующем учете, также не являются основанием для изменения статуса жилого помещения и, как верно указал суд, предоставление истцу спорного жилого помещения по договору социального найма войдет в противоречие с требованиями ст. 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей принцип очередности предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма.

Поскольку закон [ЖК РФ] не предусматривает заключение договора социального найма на служебное жилое помещение, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении данного требования.

Спорное жилое помещение имеет статус служебного, в связи с чем правоотношения сторон регулируются нормами закона о пользовании специализированным жилищным фондом.

Таким образом, поскольку действующее законодательство не предусматривает заключение договора социального найма на служебное жилое помещение, то решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований к администрации о понуждении к заключению договора социального найма.

Доводы жалобы о несоблюдении порядка отнесения квартиры к числу служебных, в связи с чем между сторонами фактически сложились отношения по договору социального найма, не соответствует действительности. Договор найма служебного жилого помещения с истцами, являющийся основанием возникновения жилищных правоотношений, был заключен после передачи жилых помещений по договору в безвозмездное пользование РАН, а следовательно, договор найма не может являться заключенным на условиях социального найма.

Законом [ЖК РФ] не предусмотрено заключение договора социального найма на служебное жилое помещение, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании за истцами права пользования спорной квартирой по договору социального найма и заключении с ними такого договора, снятии статуса служебного жилого помещения.

Придание статуса служебных жилых помещений жилым помещениям, находящимся в домах на территориях закрытых военных городков, и военнослужащим в таких военных городках допускается предоставление только служебных жилых помещений, в отношении которых заключение договора социального найма законом [ЖК РФ] не предусмотрено.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма закон [ЖК РФ] не содержит.

Возможность признания договора найма служебного жилого помещения заключенным на условиях договора социального найма жилого помещения нормами Жилищного кодекса РФ не предусмотрена.

Истцам было предоставлено служебное жилое помещение, статус которого до настоящего времени не изменен. Проживание истца с супругой в спорной квартире, оплата жилищно-коммунальных услуг не могут являться основаниями для признания права пользования жилым помещением на условиях социального найма и обязания заключить договор социального найма.

Спорное жилое помещение имеет статус служебного, в связи с чем правоотношения сторон регулируются нормами закона о пользовании специализированным жилищным фондом.

Закон [ЖК РФ] не предусматривает заключение договора социального найма на служебное жилое помещение, в связи с чем суд обоснованно в удовлетворении требований о признании за истцом права проживания и пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма отказал.

2. Правовая природа договора найма служебного жилого помещения

2.1. Договор найма служебного жилого помещения является основанием возникновения жилищного правоотношения по найму этого помещения

Доводы жалобы о несоблюдении порядка отнесения квартиры к числу служебных, в связи с чем между сторонами фактически сложились отношения по договору социального найма, не соответствует действительности. Договор найма служебного жилого помещения с истцами, являющийся основанием возникновения жилищных правоотношений, был заключен после передачи жилых помещений по договору в безвозмездное пользование РАН, а следовательно, договор найма не может являться заключенным на условиях социального найма.

2.2. Объектом договора найма служебного жилого помещения не может быть часть квартиры или комната

По смыслу ч. 1 ст. 104 ЖК РФ объектом договора найма служебного жилого помещения может быть только квартира или жилой дом. Данной нормой не предусмотрена возможность предоставления по договору найма служебного жилого помещения части квартиры или комнаты.

2.3. Договор найма служебного жилого помещения носит срочный характер

Исходя из содержания ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений (прохождения службы), соответственно, носит срочный характер. Прекращение трудовых отношений либо увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

2.4. Договор найма служебного жилого помещения отличается от договора социального найма по своей правовой природе, цели и основанию заключения

Из правовых положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются друг от друга по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения (статьи 60, 93, 104 ЖК РФ).

В силу статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения. При этом возможность заключения договора найма служебного помещения и принятия на учет для его предоставления не ставится в зависимость от срока проживания гражданина на территории города.

В силу ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения. При этом возможность заключения договора найма служебного помещения не ставится в зависимость от намеренного ухудшения жилищных условий либо срока, который прошел с момента отчуждения ранее принадлежавшего такому лицу жилого помещения.

2.5. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения

Прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечёт за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет своё действие вплоть до добровольного освобождения нанимателем этого помещения. При отказе от добровольного освобождения служебного жилого помещения гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

В силу ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ к основаниям прекращения договора найма служебного жилого помещения, заключаемого на период трудовых отношений, относится также прекращение трудовых отношений.

Между тем, договор найма служебного жилого помещения автоматически не прекращает свое действие в момент прекращения трудовых отношений, как ошибочно посчитал суд первой инстанции. Договор сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения, при отказе от которого гражданин подлежит выселению.

3. Условия и основания предоставления служебного жилого помещения

3.1. Ст. 104 ЖК РФ не разграничивает права лиц, состоящих в трудовых отношениях либо проходящих службу, на предоставление служебного жилого помещения в зависимости от характера их взаимоотношений с работодателем

Статья 104 ЖК РФ предоставляет право на заключение договора найма служебного жилого помещения лицам, находящимся в трудовых отношениях либо проходящим службу, не разграничивая права указанных лиц в зависимости от характера их взаимоотношений с работодателем.

3.2. Служебное жилое помещение предоставляется лицу, которое исполняет трудовую функцию в отношении лица, предоставляющего это жилое помещение

Исходя из содержания ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, соответственно, носит срочный характер. Таким образом, предоставление служебного жилого помещения возможно лишь тому лицу, которое исполняет трудовую функцию в отношении лица, предоставляющего жилье.

3.3. Служебные жилые помещения предоставляются на основании решения собственника этого помещения либо уполномоченного органа

Статьями 99, 104 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, по установленным указанным Кодексом основаниям гражданам определенных категорий, предусмотренных законом, в том числе военнослужащим.

3.4. Нормы предоставления служебных жилых помещений по договору найма не устанавливаются

Ссылка суда на превышение норм предоставления жилья на условиях социального найма при предоставлении истцам всей квартиры ошибочна, поскольку Жилищным кодексом РФ не установлены какие-либо нормы предоставления жилья при заключении договоров найма служебных жилых помещений.

3.5. ЖК РФ не предусматривает такого основания предоставления служебного жилого помещения, как «на период переоформления»

Договор найма служебного помещения заключается на период трудовых отношений либо прохождения службы. В указанном договоре найма не указано, что его действие распространяется на определенный период согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ. В договоре указано, что он заключен на период переоформления. Однако такого основания предоставления жилых помещений гражданам действующее законодательство не предусматривает.

3.6. При смене работы у лица, нуждающегося в служебном жилом помещении, возникает необходимость нового обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением

Смена места работы влечет за собой прекращение договора найма служебного жилого помещения (п. 3 ст. 104 ЖК РФ), и при наличии потребности в жилом помещении возникает необходимость нового обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением для рассмотрения.

4. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения

4.1. Ст. 104 ЖК РФ не содержит условий для определения категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения

При этом каких-либо условий для определения таких категорий граждан, за исключением установленных статьями 93, 104 Жилищного кодекса, действующее законодательство не содержит.

Также действующее законодательство не содержит запрета для субъектов Российской Федерации при определении категорий граждан, которым предоставляется жилье в жилищном фонде субъекта Российской Федерации, относить к данным категориям лиц, не связанных трудовыми отношениями с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными предприятиями субъектов Российской Федерации либо государственными учреждениями субъектов Российской Федерации.

4.2. Установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, не может быть произвольным

Установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, не может быть произвольным и противоречить положениям федерального законодательства и не свидетельствует о праве органов местного самоуправления предоставлять жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда в данном случае иным сотрудникам полиции, кроме участковых уполномоченных полиции, которым предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения.

4.3. Договор найма служебного жилого помещения может быть заключен только с лицом, нуждающимся в проживании в таком специализированном помещении на период трудовых отношений

Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.

По смыслу приведенных норм Закона договор специализированного найма служебного жилого помещения может быть заключен не с любым лицом, а только с тем, кто по характеру трудовых отношений нуждается в проживании в таком специализированном помещении на период трудовых отношений.

4.4. К категориям граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде субъекта РФ, могут относиться лица, не связанные трудовыми отношениями с органами государственной власти, предприятиями или учреждениями субъекта РФ

Действующее законодательство не содержит запрета для субъектов Российской Федерации при определении категорий граждан, которым предоставляется жилье в жилищном фонде субъекта Российской Федерации, относить к данным категориям лиц, не связанных трудовыми отношениями с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными предприятиями субъектов Российской Федерации либо государственными учреждениями субъектов Российской Федерации.

4.5. Работникам федеральных органов власти служебное муниципальное жилье предоставляться не может

По смыслу ст. 93, ст. 104 ЖК РФ в перечень лиц, которым жилые помещения муниципального жилищного фонда могут быть предоставлены в качестве служебного жилья, подлежат включению только лица, находящиеся в трудовых отношениях с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, лица, проходящие муниципальную службу в органах местного самоуправления.

Суд, удовлетворяя иск, указал, что нормы ЖК РФ не предусматривают возможность предоставления служебного муниципального жилья работникам федеральных органов.

5. Заключение и изменение договора найма служебного помещения

5.1. Заключение договора найма служебного жилого помещения зависит от наличия трудовых или служебных отношений

В силу пункта 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления определяют категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде. При этом согласно части 3 этой же статьи Жилищного кодекса РФ заключение договора найма служебного жилого помещения также непосредственно связано с наличием трудовых или служебных отношений.

5.2. Возможность заключения договора найма служебного помещения не зависит от намеренного ухудшения жилищных условий

В силу статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения. При этом возможность заключения договора найма служебного помещения и принятия на учет для его предоставления не ставится в зависимость от намеренного ухудшения жилищных условий либо срока, который прошел с момента отчуждения ранее принадлежавшего лицу жилого помещения.

В силу ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения. При этом возможность заключения договора найма служебного помещения не ставится в зависимость от намеренного ухудшения жилищных условий.

5.3. Возможность заключения договора найма служебного помещения не зависит от срока, который прошел с момента отчуждения ранее принадлежавшего лицу служебного жилого помещения

В силу статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения. При этом возможность заключения договора найма служебного помещения и принятия на учет для его предоставления не ставится в зависимость от намеренного ухудшения жилищных условий либо срока, который прошел с момента отчуждения ранее принадлежавшего лицу жилого помещения.

Возможность заключения договора найма служебного помещения не ставится в зависимость от срока, который прошел с момента отчуждения ранее принадлежавшего такому лицу жилого помещения.

5.4. Факт того, что лицо является членом семьи военнослужащего, не может служить основанием для заключения с ним договора найма служебного жилого помещения

Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено как служебное. При этом оснований для предоставления истице спорного жилого помещения в качестве служебного не имелось, поскольку она не состояла в трудовых или служебных отношениях с Министерством обороны РФ. То обстоятельство, что истице являлась членом семьи военнослужащего, не могло в силу ст. 104 ЖК РФ служить основанием для заключения с ней Министерством обороны РФ договора найма служебного жилого помещения.

5.5. Указание срока действия в договоре найма служебного жилого помещения незаконно

Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление служебных жилых помещений на период трудовых отношений (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ). Предоставление служебных жилых помещений на иной срок жилищным законодательством не предусмотрено. Поскольку с ответчиком заключен контракт на прохождение службы в УМВД без указания срока, выводы суда о незаконности указания срока в договоре найма являются обоснованными, соответствующими требованиям Жилищного законодательства.

5.6. Изменение договора найма служебного помещения законодательством не предусмотрено

Изменение договора найма служебного помещения, в том числе и посредством изменения условий договора о порядке оплаты за жилое помещение, действующим законодательством не предусмотрено.

6. Пользование служебным жилым помещением членами семьи нанимателя

6.1. Право пользования служебным жилым помещением сохраняется за нанимателем и членами его семьи на период трудовых отношений с наймодателем

Анализ взаимосвязанных положений ст.ст. 31, 100, 104 ЖК РФ позволяет прийти к выводу о том, что право пользования служебным жилым помещением сохраняется и за нанимателем, и за членами его семьи на период трудовых отношений с наймодателем.

6.2. Cохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку ответчик перестала быть членом семьи военнослужащего, который является нанимателем служебного помещения, а поскольку сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя который изъявил желание не сохранять ни за бывшей супругой, ни за ее сыном право пользования указанным помещением, оснований для сохранения за ответчиками права пользования служебным жилым помещением не имеется.

Ответчик перестал быть членом семьи истицы, которая является нанимателем служебного помещения. Поскольку сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя, которая изъявила желание не сохранять за ответчиком право пользования указанным помещением, оснований для сохранения за ответчиком права пользования служебным жилым помещением не имеется.

Ответчик перестала быть членом семьи военнослужащего, который является нанимателем служебного помещения, а поскольку сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя, который изъявил желание не сохранять за ответчиком право пользования указанным помещением, оснований для сохранения за ответчиком права пользования служебным жилым помещением не имеется, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и выселении ответчика из спорного жилого помещения.

Ответчик перестал быть членом семьи военнослужащего, который является нанимателем служебного помещения, а поскольку сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя, который изъявил желание не сохранять за ответчиком право пользования указанным помещением, оснований для сохранения за ответчиком права пользования служебным жилым помещением не имеется.

Исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в их взаимосвязи с положениями ч. 5 ст. 100, ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, если договор найма служебного жилого помещения не прекращен, то сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя.

Исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в их взаимосвязи с положениями ч. 5 ст. 100, ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, если договор найма служебного жилого помещения не прекращен, то сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя.

Исходя из положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями части 5 статьи 100, части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, если договор найма служебного жилого помещения не прекращен, то сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя.

6.3. Члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением

Члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица которое получило служебное жилое помещение.

Исходя из норм материального права, регулирующих данное правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение в связи с отношениями службы.

Исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в их взаимосвязи с положениями ч. 5 ст. 100, ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, если договор найма служебного жилого помещения не прекращен, то сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя.

Исходя из норм материального права, регулирующих данное правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение в связи с отношениями службы.

Члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от прав самого нанимателя, в связи с чем у ответчика и членов ее семьи самостоятельного права пользования спорной квартирой на условиях социального найма не возникло.

Суд не учел, что члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение в связи с отношениями службы.

Члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение в связи с отношениями службы.

Исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в их взаимосвязи с положениями ч. 5 ст. 100, ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, если договор найма служебного жилого помещения не прекращен, то сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя.

Исходя из норм материального права, регулирующих данное правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение в связи с отношениями службы.

Члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от прав лица, которое получило служебное помещение в связи с трудовыми отношениями.

Исходя из норм материального права, регулирующих возникшее правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, получившего служебное жилое помещение в связи с отношениями службы. При этом к обязательствам, вытекающим из пользования служебным жилым помещением, применяются правила, предусмотренные для членов семьи собственника жилого помещения.

6.4. К обязательствам, вытекающим из пользования служебным жилым помещением, применяются правила, предусмотренные для членов семьи собственника жилого помещения

К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные для социального найма жилых помещений, в том числе касающиеся обязанности нанимателя по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а относительно прав и обязанностей членов семьи нанимателя служебного жилого помещения применяются правила, предусмотренные для членов семьи собственников жилых помещений.

Исходя из норм материального права, регулирующих возникшее правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, получившего служебное жилое помещение в связи с отношениями службы. При этом к обязательствам, вытекающим из пользования служебным жилым помещением, применяются правила, предусмотренные для членов семьи собственника жилого помещения.

6.5. К пользованию служебными жилыми помещениями не подлежат применению положения ст. 69 ЖК РФ

Жилищный кодекс Российской Федерации прямо предусматривает нормы, которые подлежат применению при пользовании служебными жилыми помещениями, в том числе ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации о солидарной ответственности собственника и членов его семьи по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, и одновременно устанавливает, что к пользованию служебными помещениями не подлежат применению положения ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.

7. Прекращение договора найма служебного жилого помещения

7.1. Прекращение договора найма служебного жилого помещения не свидетельствует об утрате этим помещением статуса служебного жилья

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Таким образом, действительно, прекращение трудовых отношений с МУ повлекло за собой прекращение заключенного договора найма служебного жилого помещения.

В то же время указанное обстоятельство не свидетельствует об утрате указанной квартирой статуса служебного жилья, поскольку соответствующих решений органом местного самоуправления не принималось.

7.2. Правила о прекращении договора найма служебного жилого помещения распространяются на лиц, уволенных со службы на пенсию в связи с выслугой лет

Учитывая факт увольнения ответчика со службы, что никем не оспаривается, суд принял правильное решение о прекращении договора найма служебного жилого помещения, заключенного с ответчиками.

Довод жалобы о том, что ответчик уволен по выслуге лет не является основанием для отмены решения суда, поскольку закон не устанавливает изъятий из правила, установленного ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, для лиц, уволенных со службы на пенсию в связи с выслугой лет.

7.3. Основания прекращения права пользования жилым помещением в общежитии и служебным жилым помещением одинаковы

Доводы апелляционной жалобы об изменении статуса жилого помещения на служебное не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на выводы суда по существу спора, так как жилищным законодательством, исходя из специализированного статуса жилого помещения, установлены одинаковые основания прекращения права пользования как жилым помещением в общежитии, так и служебным жилым помещением, что следует из положений ст. ст. 104, 105 Жилищного кодекса РФ.

7.4. Увольнение со службы является не основанием для признания лица утратившим право пользования служебным жилым помещением, а основанием для прекращения договора найма этого помещения

Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Признавая С. утратившими право пользования спорной квартирой, суд не уточнил требования прокурора в этой части, не учёл, что увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, а не признания утратившими права пользования.

7.5. Изменение уровня обеспеченности жильем нанимателя служебного жилого помещения не относится к числу оснований для прекращения договора найма служебного жилого помещения

Разделом 4 договора найма служебной жилой квартиры предусмотрены основания для его расторжения и прекращения, данные перечни оснований соответствует требованиям ст. 83 и ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, приведенное истцом основание иска к этим перечням не относится.

Как следует из приведенных норм права и условий договора найма, изменение уровня обеспеченности жильем нанимателя по договору найма служебного жилого помещения к числу оснований для расторжения и прекращения договора найма служебного жилого помещения не относится.

7.6. При прекращении договора найма служебного жилого помещения лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, выселяются в муниципальное жилое помещение на условиях социального найма

Суд исходил из того, что квартира, в отношении которой заявлен спор, является служебным помещением, которым работники обеспечиваются только на период работы. Увольнение лица, которому было предоставлено служебное жилое помещение, является, в силу положений ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанием для прекращения договора найма служебного жилья. Поскольку ответчик уволился по собственному желанию и трудовой договор с ним был прекращен, правовых оснований для проживания в спорном жилом помещении он и члены его семьи не имеют. Вместе с тем, поскольку они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, их надлежит выселить в иное муниципальное жилое помещение на условиях социального найма.

7.7. Прекращение договора найма служебного жилого помещения в связи с переходом вещного права на жилое помещение другому лицу не предполагает выселения граждан с предоставлением других жилых помещений

В случае прекращения договора найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии в связи с переходом права собственности на такое жилое помещение либо передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу выселение граждан из указанных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений законом не предусмотрено.

В случае прекращения договора найма служебного жилого помещения в связи с переходом права собственности на такое жилое помещение либо передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу выселение граждан из указанных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений законом не предусмотрено.

В случае прекращения договора найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии в связи с переходом права собственности на такое жилое помещение либо передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу выселение граждан из указанных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений законом не предусмотрено.

В случае прекращения договора найма служебного жилого помещения в связи с переходом права собственности на такое жилое помещение либо передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу выселение граждан из указанных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений законом не предусмотрено.

В случае прекращения договора найма служебного жилого помещения в связи с переходом права собственности на такое жилое помещение либо передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу выселение граждан из указанных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений законом не предусмотрено.

7.8. В момент прекращения трудовых отношений договор найма служебного жилого помещения автоматически не прекращает свое действие

Прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечёт за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет своё действие вплоть до добровольного освобождения нанимателем этого помещения. При отказе от добровольного освобождения служебного жилого помещения гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

В силу ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ к основаниям прекращения договора найма служебного жилого помещения, заключаемого на период трудовых отношений, относится также прекращение трудовых отношений.

Между тем, договор найма служебного жилого помещения автоматически не прекращает свое действие в момент прекращения трудовых отношений, как ошибочно посчитал суд первой инстанции.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Из приведенных норм закона следует, что прекращение трудовых отношений гражданина с предприятием, учреждением, в связи с работой в котором ему было предоставлено служебное жилое помещение, автоматически прекращает действие договора найма служебного жилого помещения и гражданин должен освободить это жилое помещение.

7.9. При прекращении служебного контракта не требуется расторжения договора найма служебного жилого помещения в судебном порядке

Ссылка подателя жалобы на то, что договор найма не был расторгнут ни по соглашению сторон, ни в судебном порядке не влияет на правильность постановленного судом решения, поскольку с момента прекращения служебного контракта в силу положений п. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма прекратил свое действие и решения суда о его расторжении в данном случае не требуется.

8. Порядок освобождения служебного жилого помещения

8.1. Право требования выселения из служебного жилого помещения возникает с момента прекращения трудовых отношений с собственником служебного жилого помещения

Согласно положениям части 3 статьи 104 и части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения является прекращение трудовых отношений; в случае отказа освободить служебные жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

На основании приведенных выше норм права именно с момента прекращения трудовых отношений с работодателем у заинтересованного лица возникает право обращения в суд с соответствующим иском.

Довод о необходимости исчисления срока исковой давности в данном деле с момента проведения прокурорской проверки является не состоятельным. Основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения является прекращение трудовых отношений. В связи с чем право требования выселения из служебного жилого помещения возникает с момента прекращения трудовых отношений с собственником служебного жилого помещения, и с этого же момента начинается исчисление срока исковой давности.

8.2. Требование о выселении из жилого помещения по основаниям прекращения договора найма служебного жилого помещения может быть заявлено только стороной договора

Таким образом, требование о выселении из жилого помещения по основаниям прекращения договора служебного найма, может быть заявлено только стороной договора, которой истец не является.

8.3. В случае отказа освободить служебное жилое помещение лицо, которому оно было предоставлено по договору найма, подлежит выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения

Согласно положениям части 3 статьи 104 и части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения является прекращение трудовых отношений; в случае отказа освободить служебные жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ и ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прекращение которых является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, а граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ и ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прекращение которых является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, а граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

8.4. Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения обязаны освободить занимаемое жилое помещение после прекращения трудовых отношений с наймодателем

Исходя из требований ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, условий договора найма служебного жилого помещения, после прекращения трудовых отношений с нанимателем договор найма прекратил свое действие, вследствие чего последний со всеми проживающими совместно с ним лицами обязан освободить занимаемое жилое помещение.

Поскольку права членов семьи нанимателя по пользованию служебной жилой площадью производны от прав последнего, то законных оснований для сохранения за членами семьи нанимателя такого права также не имеется.

8.5. Решение суда о выселении граждан из служебного жилого помещения является основанием для снятия этих граждан с регистрационного учета

Разрешая спор по существу и исходя из представленных в материалы дела доказательств, дав им оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 294, 295 ГК РФ, статей 92, 99, 100, 103, 104 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате ответчиками права занимать спорное жилое помещение в связи с прекращением трудовых отношений и, соответственно, наличию оснований для выселения из него без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета (как правовое последствие утраты права на жилое помещение).

8.6. Истечение срока исковой давности для предъявления требования о выселении граждан, занимающих служебное жилое помещение, не является основанием для признания за ними права пользования помещением на условиях договора социального найма

Довод заявителя о том, что между истцом и ответчиком в настоящее время фактически возникли и сложились отношения на условиях договора социального найма со ссылкой на положения ст. 104 ЖК РФ об истечении срока исковой давности для выселения из служебных жилых помещений отмену решения суда не влечет. Положений, позволяющих в случае истечения срока исковой давности для предъявления требований о выселении граждан, занимающих служебное жилое помещение, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Довод заявителя о том, что между истцом и ответчиком в настоящее время фактически возникли и сложились отношения на условиях договора социального найма со ссылкой на положения ст. 104 ЖК РФ об истечении срока исковой давности для выселения из служебных жилых помещений отмену решения суда не влечет. Положений, позволяющих в случае истечения срока исковой давности для предъявления требований о выселении граждан, занимающих служебное жилое помещение, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, и, как следствие, право собственности на жилье в порядке приватизации, законодательство не содержит.

9. Проживание в служебном жилом помещении после прекращения служебных отношений

9.1. Продолжение пользования служебным жилым помещением после прекращения трудовых отношений не трансформирует жилищные отношения между сторонами в социальный найм

В силу п. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Законом не предусмотрено, что продолжение пользования гражданином жилым помещением после прекращения трудовых отношений, являвшихся основанием для предоставления ему жилого помещения из специализированного жилищного фонда, трансформирует жилищные отношения между сторонами в социальный найм.

9.2. Отсутствие в договоре найма служебного жилого помещения указания о прекращении договора в связи с прекращением трудового договора не указывает на право пользования данным помещением после прекращения служебных отношений

Доводы апелляционной жалобы о том, что в договоре найма жилого помещения специализированного жилищного фонда отсутствует указание на прекращение нанимателем службы в органах внутренних дел как на условие прекращения договора найма, судебная коллегия признает необоснованным, поскольку увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения в силу закона (ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ).

9.3. Оплата коммунальных услуг, отсутствие другого жилья не являются основаниями для проживания в служебном жилом помещении после прекращения служебных отношений

Доводы апелляционной жалобы о том, что после увольнения ответчик и члены его семьи продолжают проживать в спорном жилом помещении, оплачивают коммунальные услуги и другие платежи, не имеют другого жилья и средств на его приобретение, судебная коллегия признает несостоятельными к отмене решения суда, поскольку данные обстоятельства не указывают на право ответчика и членов его семьи проживать в служебном жилом помещении после прекращения служебных отношений.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *