Что такое служение богу
«Человеческий фактор»
|
Страна содрогнулась недавно, узнав о происшествии с «Булгарией». Посреди слез, и грусти, и недоумения, и вопросов «за что?» властно в очередной раз прозвучало: «человеческий фактор». За этой емкой формулировкой – и расхлябанность, и безответственность, и стремление к прибыли любой ценой, и кажущееся вечным русское «и так сойдет». Но вот не «сходит». В этот раз не «сошло», и сто раз еще не «сойдет», если выводы сделаны не будут. В технический век ошибиться легче, а плоды мелких ошибок непоправимее.
И вспомнилось слово Николая Сербского, сказанное в ответ на вопрошание молодого машиниста паровоза. Тот пишет святителю, что работа ему кажется нудной, рутинной, далекой от романтики и творчества, далекой от служения Богу. А святитель отвечает, что юноша этот подобен Моисею.
Ты, говорит святой Николай, представь, сколько людей ежедневно вручают тебе свои жизни, даже не видя тебя в лицо! Ты везешь их, ты напряжен. Ты бодрствуешь. А они спят безмятежно или болтают в купе, уверенные в твоей надежности.
Подумай, сколько людей садится в вагоны, доверяя тебе, веря в то, что ты знаешь свое дело, что ты не пьян, не расхлябан, но собран, умен и компетентен!
Они сядут и выйдут, даже не поблагодарив тебя, но ты ведь должен знать, что они были в твоей власти и ты сделал свою работу честно и правильно. Велик твой труд, велика и награда тебе. Только помни Бога и делай свое дело как дело Божие. Оно же есть и дело служения людям.
Не дословно я цитирую святителя, но лишь в общих чертах передаю ход мысли в его ответном письме.
Вот вам и косвенный ответ на вопрос: а нужен ли священник в учебном заведении?
Нужен, поскольку должен же кто-то сказать эти слова будущему капитану, будущему машинисту, будущему водителю автобуса. Если не скажет их священник, пусть скажет другой человек, но слова эти должны прозвучать.
Есть профессии, требующие невозможного, а именно – любви. Любить должен учитель, врач и священник. Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют. Профессиональные навыки нужны им не более чем лопата – землекопу. Всему остальному учит любовь и ее дети: сострадание, внимание, жертвенность. Но, оказывается, не только эти трое – учитель, врач, священник – нуждаются в любви как в факторе успешной деятельности. Пилот пассажирского самолета точно так же нуждается в чувстве ответственности, в строгости к себе и переживании за судьбу пассажиров, а значит – нуждается в деятельной любви, как и представители священных профессий.
Профессия – это способ служения Богу и ближним. Если ты врач и утром у тебя операция, то не замаливайся на ночь. Выспись и проснись отдохнувшим. Твое молитвенное служение – лишь малый процент твоей деятельности. Главное твое служение – у операционного стола. Там священнодействуй. Если же не выспавшимся встанешь у разъятого тела больного человека, и совершишь врачебную ошибку, и убьешь своей рукой того, кто доверил тебе свою жизнь, то вряд ли когда-нибудь отмолишь свою глупость и преступное непонимание того, что главное, а что вторичное.
Я слышал однажды о водителе троллейбуса, которому горе-духовник назначил тяжелую епитимью. И бедняга, вынужденный вставать в полпятого каждый день, подолгу клал поклоны, читал каноны и кафизмы, пока однажды, уставший и невыспавшийся, не разбил троллейбус. Духовник виноват. Его тупая и жестокая бесчувственность к жизни простого человека рождена из уверенности в том, что служение Богу – это молитвенное служение и только оно. Точка. А ведь это не так.
Служить Богу – не значит надеть священные одежды и умиленно возглашать припевы акафиста. Служить Богу – значит перед лицом Божиим честно и правильно делать свое ежедневное дело, на которое ты поставлен Промыслом. Повар на кухне ресторана тоже служит Богу, если шепчет: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас», – нарезая лук, потроша рыбу, смешивая соус. Если повар этот рукой или глазами крестит пищу, которую сейчас унесет запыхавшийся официант, если повар желает здоровья тем, кто будет вкушать его стряпню, то неужели он не служит Богу и людям прямо здесь – в чаду и духоте варочного цеха? Он служит Богу! Я в этом не сомневаюсь.
У преподобного Феодосия Печерского за столом любил бывать киевский князь. И вкусно было этому человеку, «одетому в порфиру и виссон», есть за столом преподобного моченые яблоки и пареную репу. Хотя дома ждали его изысканные яства, пища от стола игумена была слаще. О секрете этом спрашивал он Феодосия. И отвечал ему святой муж, что секрет вкуса монастырской пищи в том, что не ругаются братия, готовящие трапезу, но молчат и в уме молятся. И не воруют ничего, и благословение берут на всякое начало дела. Оттого и пища выходит хоть и простая, но вкусная. Да ведь это откровение! Это не просто лубочная картинка из прошлого. Это практический совет к поведению в настоящем. И если позовут священника в кулинарное училище, то невозможно придумать лучшей темы для проповеди, чем этот эпизод Печерского патерика, переведенный на современный язык и истолкованный молодежной учащейся аудитории.
Надо служить Богу! Стоит сказать эти слова, как в голове нашего современника либо возникает шумная рябь, подобная телевизионным помехам, либо всплывает картинка ухода из мира с котомкой за плечами и непрестанной молитвой на устах.
Но давайте взглянем на проблему иначе. Давайте внесем служение Богу в гущу повседневной жизни. Для этого потрудимся освятить Богом внутреннее пространство души, как написано: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою». Привяжемся к Господу памятью любящего сердца. А затем пойдем на свою ежедневную работу и Господа поведем туда с собой. Он не сможет не пойти, если мы действительно сильно с Ним связаны. И Он войдет через нас в офисы и учреждения, в классы и аудитории, в салоны самолетов и больничные палаты.
Зачем отдавать этот прекрасный мир врагу? Зачем Маммона с Бахусом и Венерой должны командовать всеми и всюду, а Христу должно оставаться одно воскресенье в неделю?
Все великое имеет свойство казаться простым и банальным. Простыми до наивности кажутся многие притчи Соломона. Простыми кажутся слова праведного Иоанна Кронштадтского в его дневнике. Но всякий раз из-под покрова этой внешней простоты готовы вырваться лучи Фаворского света. Поэтому не убоимся обвинений в банальности или наивности. И если придет к нам человек, говоря: «Я портной. Что мне делать, чтобы угодить Господу?», ответим ему: «Помни Христа ежечасно и, если шьешь костюм, шей его так, как если бы Сам Христос его носил».
«А я сантехник». – «Что ж! Ты входишь в жилища, чтобы оказать людям помощь. Помни Христа ежечасно и старайся видеть Его в тех, в чьих квартирах работаешь».
Не подобным ли образом отвечал Креститель Иоанн воинам, мытарям и блудницам, приноравливая ответ к образу жизни вопрошавших?
Так рассуждая, мы не оставим без внимания никого, в том числе и несытых директоров турфирм, и капитанов неисправных пассажирских судов, и капитанов исправных судов, проходящих мимо тонущих людей.
Сколько раз еще говорить о том, что человек без Бога – это помесь скотины и демона? Какие еще доказательства подшивать к этому убийственному тезису, когда сама жизнь уже не картинно бросает, но презрительно плюет нам в лицо доказательствами на каждом шагу?
Или мы служим Богу, не сходя с рабочего места, или я не знаю, о чем можно говорить дальше. Кстати, если память Божия укоренится в сердцах сограждан прочнее привычного, то и в аэропортах, и в речных портах, и на железнодорожных вокзалах появятся наконец небольшие храмы и часовни, чтобы вверяющий себя стихиям человек мог горячо и кратко помолиться Богу, прежде чем ступить на борт судна, неважно – морского или воздушного.
Служение Богу и людям – качество небесного гражданства.
Вы появились на земле, чтобы внести свой вклад в историю.
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» Ин. 17:4
Вы были сотворены не только для того, чтобы быть потребителем — есть, дышать и занимать место. Бог сотворил вас для того, чтобы ваше существование оставило на земле свой след. Хотя многие бестселлеры настойчиво советуют нам «извлечь» из нынешней жизни как можно больше, Бог предназначил нас не для этого. Мы призваны не только брать что-то от жизни, но и вносить в неё свой вклад. Бог хочет, чтобы мы отдавали другим что-то из того, что получили сами. Это Его четвёртая цель для нашей жизни и называется она «служением». Библия подробно рассказывает нам, что это такое.
Мы сотворены, чтобы служить Богу. В Библии говорится, что Бог «создал нас… для добрых, дел, которые Он нам изначально предначертал совершить» (Еф. 2:1 Об [РВ]). Эти добрые дела и есть ваше служение. Всякий раз, когда вы кому-нибудь служите, вы тем самым служите Богу (Кол. 3:23-24, Мф. 25:34-45, Еф. 6:7), исполняя один из аспектов своего предназначения. На самом деле, вы сами можете увидеть, что Бог тщательно и продуманно сформировал вас ради этого. То, что Бог сказал Иеремии, относится и к вам: «Я знал тебя прежде, чем дал тебе облик во чреве, освятил тебя прежде, чем вышел ты из утробы» (Иер. 1:5 [РБО]). Вас поместили на эту планету для исполнения особого задания.
Мы спасены для того, чтобы служить Богу. В Библии сказано: «Он спас нас и призвал Своим святым призывом не по нашим делам, но в силу Своего замысла и по Своей великой доброте» (2 Тим. 1:9 [РВ]). Бог искупил нас для того, чтобы мы могли откликнуться на Его «святой призыв». Мы спасены не благодаря своим делам, но для того, чтобы исполнять порученное нам дело. В Божьем Царстве у нас есть своё место, своя цель, своя роль и своё задание. Всё это придаёт нашей жизни значимость и ценность.
Чтобы приобрести для нас спасение, Христу пришлось расплатиться Своей жизнью. Библия напоминает нам: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1 Кор. 6:20). Мы служим Богу не из страха или чувства вины, или даже чувства долга; нами движет радость и глубокая благодарность за то, что Он для нас сделал. Мы обязаны Ему своей жизнью. Благодаря Его спасению мы получили прощение за прошлые грехи и твёрдую уверенность в будущем. В свете этих удивительных даров Павел призывает нас: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).
Апостол Иоанн учил, что мы доказываем подлинность своего спасения, когда с любовью служим другим людям: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» (1 Ин. 3:14). Если во мне нет любви к людям и желания им служить, если я пекусь только о своих нуждах, тогда мне следует задуматься, действительно ли Христос живёт в моей жизни. Спасённое сердце отличается горячим желанием служить другим людям.
Надо заметить, что в современных христианских кругах термин «служение» часто понимается не совсем верно. Для большинства людей он связан исключительно с рукоположенными пасторами и профессиональными священниками, но Бог говорит, что служителем является каждый член Его семьи, В Библии слова «служитель» и «служение» неразрывно связаны со словом «служить» в его обычном, повседневном значении. Если вы христианин — значит, вы служитель, а если вы служитель — значит, вы служите, то есть реально и практически помогаете другим людям.
Когда Иисус исцелил заболевшую тёщу Петра, она тут же «встала и служила им» (Мф. 8:15), радуясь вновь обретённому здоровью. К этому призваны и мы с вами. Бог исцеляет нас, чтобы мы помогали другим. Мы принимаем благословения, чтобы благословлять других. Мы спасены для того, чтобы служить, а не для того, чтобы сидеть сложа руки в ожидании Небесного Царства.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему Бог не забирает нас к Себе на Небеса сразу, как только мы принимаем Его благодать? Почему Он оставляет нас жить в греховном мире? Он оставляет нас здесь,
чтобы мы исполняли то, для чего Он нас предназначил. Когда мы обретаем спасение, Бог начинает действовать через нас ради осуществления Своих замыслов. Бог приготовил нам служение в Своей церкви и миссию, которую мы призваны исполнить в мире.
Мы призваны служить Богу. Быть может, в детстве вам казалось, что Бог «призывает» на служение только миссионеров, пасторов, монахинь и других людей, полностью посвятивших свою жизнь церкви. Однако в Библии говорится, что к служению призван каждый христианин (Еф. 4:4-14. Также см. Рим. 1:6-7, 8:28-30, 1 Кор. 1:2, 9, 26; 7:17, Фил. 3:14, 1 Пет. 2:9, 2 Пет. 1:3). Призыв к спасению подразумевает и призыв к служению. Это одно и то же. Где бы и кем бы вы ни работали, вы призваны посвятить всю свою жизнь христианскому служению. «Христиан, не участвующий в служении», — это логическая несообразность.
В Библии сказано, что Бог «спас нас и призвал званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению» (2 Тим. 1:9). Пётр добавляет, что мы — «люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Каждый раз, когда мы помогаем другим людям, используя дары и способности, данные нам Богом, тем самым мы исполняем своё предназначение.
В Писании говорится: «Вы умерли. чтобы принадлежать Другому. и теперь будете приносить плоды Богу» (Рим. 7:4 [РВ]). Какую долю своей жизни вы посвящаете тому, чтобы приносить пользу, служа Богу? В некоторых китайских церквях новообращённых христиан приветствуют такими словами; «Теперь у Иисуса есть ещё одни глаза, чтобы видеть, ещё одни уши, чтобы слышать, ещё одни руки, чтобы помогать людям, и ещё одно сердце, чтобы любить их».
Нам нужно быть частью церковной семьи еще и для того, чтобы исполнять своё призвание и служить другим верующим, оказывая им практическую помощь. В Библии сказано: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Тело Христово отчаянно нуждается в вашем служении. Если не верите — спросите у любой поместной церкви. Каждый из нас призван исполнять в церкви свою роль, и каждая роль по-своему важна. Незначительного служения Богу просто не бывает; важным оказывается абсолютно всё.
В церковной общине тоже не бывает незначительных служений. Некоторые из них видны всем, другие находятся за кулисами, но все до единого ценны и значимы. На поверку небольшие или незаметные служения часто оказываются чуть ли не самыми важными. Самая главная лампочка в моём доме — это не большая люстра в гостиной, а крохотный ночник, который помогает мне не споткнуться в темноте, когда я встаю ночью. Между размерами и значимостью не существует прямой зависимости. Каждое служение важно, потому что все мы зависим друг от друга и нужны друг другу, чтобы как следует исполнять свою роль.
Что происходит, когда один из органов нашего тела вдруг перестаёт функционировать? Мы заболеваем. Страдает всё тело. Представьте себе, что ваша печень вдруг решила жить исключительно для себя: «Всё, я устала! Не хочу больше служить всему телу! Хочу взять год отпуска, чтобы просто ничего не делать, питаться и возрастать. Должна же я хоть раз сама позаботиться о себе. Пусть моим делом займётся кто-нибудь другой!» Что будет тогда? Ваше тело умрёт. Сегодня тысячи церквей умирают из-за того, что наполняющие их христиане не желают служить. Они сидят на задних скамейках, пассивно наблюдая за происходящим, а Тело продолжает страдать.
Нам заповедано служить Богу. Иисус недвусмысленно дал нам это понять: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:26-28). Для христиан служение не является чем-то выборочным, необязательным — этаким довеском к ежедневному расписанию, если в нём останется время. Иисус пришёл «послужить» и «отдать», так что эти два глагола должны определять и нашу земную жизнь. Как сказала однажды мать Тереза, «святая жизнь состоит в том, чтобы с улыбкой делать Божье дело».
Иисус учил, что духовная зрелость никогда не является самоцелью. Она нужна для того, чтобы служить! Мы растём для того, чтобы отдавать. Мало узнавать всё больше и больше. Мы должны действовать в соответствии со своими знаниями, чтобы слова не расходились у нас с делами. Знания и впечатления, так и не нашедшие себе выражения и применения, вгоняют нас в депрессию. Учение без служения ведёт к духовному застою. Старое сравнение между Галилейским и Мёртвым морем остаётся всё таким же истинным. Галилейское море полно жизни, потому что оно не только вбирает в себя воду, но и отдаёт её. И напротив, в Мёртвом море нет никакой жизни; из него не вытекает ни одной реки, оно застоялось и фактически погибло.
Нынешним верующим вовсе не нужно, чтобы в их жизни было больше церковных собраний и учений. Они и так знают гораздо больше, чем применяют на практике. Прежде всего, им нужны возможности практического служения, с помощью которых они могли бы Упражнять свои духовные мышцы.
Служение противоречит нашим естественным склонностям. Большую часть времени нам хочется вовсе не служить другим, а чтобы другие служили нам. «Я ищу такую церковь, где можно было бы служить и быть благословением для других», — говорим мы. Однако на самом деле мы ждём, чтобы кто-то служил нам, а не наоборот. Но по мере того, как мы возрастаем во Христе, нашей главной целью и стремлением всё больше должна становиться жизнь служения другим людям. Возросший последователь Иисуса Христа уже не спрашивает: «Кто сможет восполнить мои нужды?» Он начинает спрашивать: «Чьим нуждам могу послужить я сам?» А вы хоть когда-нибудь задаёте себе такой вопрос?
Подготовка к вечности
В конце земной жизни вы предстанете перед Богом, и Он посмотрит, хорошо ли вы служили другим своей жизнью. В Библии говорится: «Каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14:12). Подумайте, что это значит. Однажды Бог сравнит, сколько времени и сил мы потратили на себя, а сколько — на служение другим людям.
В тот день любые оправдания нашего эгоизма окажутся мелкими и пустыми: «Я был слишком занят», «У меня были свои цели», или «Я был поглощён работой, развлечениями, зарабатыванием денег для хорошей пенсии» — чем бы то ни было. На всё это Бог ответит: «Это не то. Я сотворил, спас и призвал тебя и заповедал тебе посвятить жизнь служению. Что тут может быть непонятного?» Библия предупреждает неверующих: «Себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу, [Он воздаст] гнев и ярость» (Рим. 2:8 [РВ]). А для христиан себялюбие будет означать потерю вечной награды.
Мы живём полной жизнью лишь тогда, когда помогаем другим. Иисус сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её» (Мк. 8:35. См. также Мф. 10:39, 16:25, Лк. 9:24, 17:33). Эта истина так важна, что в Евангелиях она повторяется пять раз. Без служения человек не живёт, а просто существует, потому что жизнь предназначена для служения. Бог хочет, чтобы мы научились бескорыстно и щедро любить других людей и служить им.
Служение и значимость
Вы непременно посвятите чему-нибудь свою жизнь. Только вот чему — работе, спорту, любимому увлечению, поискам славы, накоплению богатства? Ни одна из этих целей не обладает непреходящей значимостью. Путём к подлинной значимости является служение. Именно благодаря ему, мы открываем для себя смысл своей жизни. В Библии сказано: «Каждый из нас находит своё место и познаёт своё значение, будучи частью Христова Тела» (Рим. 12:5 [«The Message»]). По мере того, как мы вместе служим в составе Божьей семьи, наша жизнь приобретает вечную значимость.
Бог хочет, чтобы каждый из нас внёс что-то своё в историю человечества. Он хочет действовать через нас. В жизни важна не продолжительность, а продуктивность; не сколько мы прожили, а как,
День 29: Принимая порученное дело.
Продолжение: начало в номерах с 31.03.2016, см. в категории Вертикальный контекст, Духовное рядом.
«Целеустремленная жизнь»: Перевод: Лукманова О. Редактор: Борчевская А., Издательство: Агапе, 2014 г.
Служение, служба, служить
I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В ВЗ и НЗ встречается целый ряд слов, близких по значению, но раскрывающих различные аспекты С.:
1) в ВЗ наиб. часто встречаются евр. глаголы шерет и авад. Оба слова могут употребляться как в разговорной речи, так и в религ. терминологии. Шерет – это «почетная служба», на которую призывают или которую выбирают добровольно. Так, Потифар поставил надзирателем в своем доме Иосифа, который ему лично прислуживал ( Быт. 39:4 ). Иисус Навин был служителем у Моисея ( Исх. 24:13 ; Исх. 33:11 ; Числ. 11:28 ). Слово шерет употребляется в тех случаях, когда говорится о С. священников ( Исх. 28:35.43 ; 3Цар. 8:11 ; Иез. 44:17 ). Левиты служат первосвященнику Аарону ( Числ. 3:6 ), священникам ( Числ. 18:2 ), при ⇒ скинии и всему обществу ( Числ. 16:9 ). ⇒ Елисей устроил для своей семьи праздничную трапезу и затем последовал за пр. Илиею, чтобы служить ему ( 3Цар. 19:21 ). Такое С. считалось почетной привилегией.
Слово авад означает «работать», «выполнять определенную работу», «нести рабскую службу». Оно употребляется как в отношении деяний Бога ( Ис. 28:21 ), так и к человеч. труду ( Исх. 20:9 и парал.). Иаков служил Лавану за Рахиль два раза по семь лет ( Быт. 29:18 ). Из любви к своему хозяину раб мог отказаться от свободы и служить ему всю жизнь ( Исх. 21:5 ). Израил. народ служил различным правителям во времена судей ( Суд. 9:28 ), языч. божествам ( 4Цар. 10:18 ), иноземным царям ( Иер. 25:11 ).
Слово авад почти всегда означает службу по принуждению, делающую человека несвободным: исполняя ее, человек не вправе распоряжаться собой. Такой служитель в большинстве случаев – раб. Слово эвед – «раб», «служитель» – в Ис. 53:1 означает страждущего Раба Божьего. Иногда, когда речь идет о поклонении языч. богам, употребляется слово цамад (в Синод. пер. – «прилепляться к» – Числ. 25:3.5 ; Пс. 105:28 ). Словосочетания «предстать перед к.-л.» и «быть при к.-л.» также могут означать С. ( Быт. 41:46 ; Втор. 1 и т.д.);
2) в НЗ встречаются шесть понятий и родств. им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу»: а) глагол дулеуейн встречается в тексте 25 раз, а схожий с ним по значению глагол дулун – восемь раз. Эти слова обозначают подневольный труд раба, подчиняющегося воле господина ( Мф. 6:24 ; Лк. 15:29 ; Деян. 20:19 ; Кол. 3:24 ); б) слово диаконейн первонач. означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» ( Лк. 10:40 ; Лк. 12:37 ; Ин. 12:2 ; Деян. 6:2 ).
Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в НЗ слово диаконейн употребляется по отношению к спасит. миссии Иисуса Христа ( Мк. 10 и парал.), к С. апостолов ( 2Кор. 3:3 ; ср. 2Кор. 6:3 ), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение» ( 1Петр. 4:10 ). Иисус Христос наполнил С. новым смыслом. Глагол диаконейн (см. Мф. 4:11 ) встречается в НЗ 37 раз, понятие «служение» – 34 раза ( Лк. 10:40 ; Деян. 1:25 ; Деян. 6:4 ; 2Кор. 4:1 и др.), слово «слуга» – 29 раз ( Мф. 20:26 ; Мф. 23:11 ; Ин. 12:26 ; Флп. 1 – в Синод. пер. – «рабы», и т.д.);
в) глагол латреуейн (см. Деян. 24:14 ), как правило, употребляется в текстах, где говорится об отправлении культа. Но в НЗ значение этого глагола шире: оно позволяет охарактеризовать жизнь христиан как непрерывное С. Богу (в таком смысле этот глагол употреблен в Септуагинте: Втор. 10:12 ). При этом подчеркивается, что Бог владеет не только той частью жизни человека, которая посвящена богослужению, но Ему принадлежит вся жизнь человека ( Рим. 12:1 ). Глагол латреуейн встречается в НЗ 21 раз, сущ. латрейа (ср. Ин. 16:2 ) – 5 раз;
II. РАБСКИЙ, ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
Слова «служить», «раб», «слуга» и др. отражают отношения раба и господина ( Исх. 21:2 ; Мф. 20:26 ; Лк. 17:8 ), покоренных народов и иноземных завоевателей ( Суд. 3:8 ), порабощенных и поработителей ( Быт. 15:13 ; Исх. 1:11 ). При этом раб мог пользоваться особым доверием своих хозяев ( Быт. 39:14 ); словом «служащие» названы придворные и вельможи, даже цар. родственники ( 2Пар. 22:8 ; Есф. 1:10 ). (⇒ Раб.) В НЗ рабское С. символизирует рабскую зависимость от греха ( Ин. 8 и т.д.). В освобождении от этого С. греху заключен смысл НЗ, спасения, достигаемого через Иисуса Христа ( Иез. 36:26 ; Ин. 8:36 ; Рим. 6:6.19 ; Рим. 8:21 ). В НЗ упоминается служитель в синагоге, подающий и принимающий от чтеца свитки с текстом Писания ( Лк. 4:20 ). Служителями первосвященников ( Ин. 18:3 ; Деян. 5:22 ) были левиты.
III. БОЖЬЕ СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
Это С. лежит в основе всех Божьих деяний. Иисус «пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Бог послал Своего Сына на С. людям и отправляет Своих посланников и ангелов на С. тем, кто живет на земле и «имеет наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ).
IV. СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА БОГУ
В ВЗ для служения Богу (⇒ Богослужение) были избраны левиты ( Втор. 18:5 ). Прообразом искупит. жертвы Христа явились жертвоприношения животных ( Нав. 22:27 ). Человек должен был выбрать между С. Богу и идолопоклонством ( Нав. 24:14,18,31 ). Израильтянам запрещалось поклоняться божествам, почитаемым другими народами ( Исх. 20:5 ; Исх. 23:24.33 ). Тот, кто не устремлял все свои помыслы к единому Богу, с неизбежностью становился служителем ничтожных, бренных идолов. Даже выход за пределы земли обетованной, из области Божьего владычества, в царство идолов рассматривается как С. «чужим богам» ( 1Цар. 26:19 ). В НЗ С. Богу противопоставляется идолопоклонству. Человеку необходимо освободиться от «мертвых дел», от «служения маммоне», т.е. от обожествления материальных, земных ценностей и человеч. духа; следует служить только «Богу живому и истинному» ( 1Фес. 1:9 ; Евр. 9:14 ). Лишь обратившись к живому Богу, постоянно взирая на Иисуса Христа, можно найти спасение от власти идолов ( Флп. 4:13 ). И, напротив, отрицая власть живого Бога ( Пс. 2:3 ; Лк. 19:14 ), человек лишается своей личностной сути, утрачивает верную ориентацию в жизни, подчиняется кумирам. «Никто не может служить двум господам» ( Мф. 6:24 ), «да постыдятся все, служащие истуканам» ( Пс. 96:7 ).
С. Богу – одна из форм общения с живым Богом. Служить Ему – значит не хлопотливо прислуживать ( Лк. 10:40 ), но внимать Ему и переживать Его присутствие. Служить Богу – значит сослужить ангелам ( Дан. 7:10 ; Евр. 1:14 ). Богослужение в общине заключается в наставлении, в молитве и прославлении Бога. По словам Павла, «разумное служение» совершается тогда, когда мы не только обращаем к Богу наши слова и мысли, но и «предоставляем наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ; см. выше, I,2в, значение греч. глагола латреуейн). Павел и Петр считали себя рабами и служителями Иисуса Христа ( Рим. 1:1 ; 1Кор. 3:5 ; 1Кор. 4:1 ; Еф. 3:7 ; Флп. 1:1 ; Тит. 1:1 ; 2Петр. 1:1 ). «Служителями (рабами) Бога» названы пророки ( Иез. 38:17 ), священники ( Иоил. 1:9 ), царь Давид ( Ис. 37:35 ), а иногда – даже язычники ( Иер. 43:10 ).
V. СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
С. ближнему, как и любое С. вообще, – это прежде всего С. Господу, богослужение ( Еф. 6:6 ; Кол. 3:22 ). В С. ближнему человек предстоит перед лицом Бога без оглядки на окружающих, не «стараясь угождать людям» ( Гал. 1:10 ):
1) в ВЗ словами «служитель», «раб», называют и того, кто находится в услужении ( Исх. 24:13 ), и того, кто проявляет по отношению к к.-л. учтивость и покорность ( Быт. 42:11 ; Быт. 44:16 ). кроме того, этими же словами названы слуги (см. п. II);
2) в НЗ образец истинного С. являет Собой Иисус Христос: «Я посреди вас, как служащий» ( Лк. 22:27 ). «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ). С. было облагорожено всей жизнью Христа, возвышено в глазах Бога; человеку дано совершить лишь отдельные поступки, из которых состояла вся жизнь Иисуса. Христос дал нам «пример», чтобы мы подражали Ему ( Ин. 13:15–17 ). Он обещает награду за любое С. ближнему, как если бы мы служили Ему Самому ( Мф. 25:40.45 ). Т.о., желание сделать добро Иисусу можно воплотить в помощь ближнему.
В Царстве Божьем велик тот, кто служит: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф. 20:26 ), «начальствующий, как служащий» ( Лк. 22:26 ). Мерилом духовной зрелости служит самоотверженное С. ближнему, а не блестящая проповедь, одаренность или образованность. Цену этому С. знает лишь Бог, ни у кого, кроме Него, оно не находит признания ( Рим. 8:36 ; 2Кор. 6:3–10 ). Люди должны служить друг другу любовью ( Гал. 5:13 ) и полученными дарами ( 1Петр. 4:10 ).