Что такое смарт менеджмент
SMART — технология постановки целей для их успешного достижения
Технология SMART постановки целей уже давно широко используется в управлении крупными проектами. Первое ее упоминание датируется 1965 годом в работе известного специалиста по мотивации Пола Дж. Мейера. Это уникальная в своем роде методика, позволяющая практически полностью гарантировать достижение необходимого результата. За счет чего? Благодаря конкретике в каждой детали формулирования цели.
SMART проникло в личные сферы жизни человека. Секрет в том, что проработка целеполагания по этому методу не требует специфических знаний. Увлекательный процесс ее изучения и внедрения позволит получить план по внедрению желаемого в жизнь, соответствующий реальности. Именно его часто не хватает для достижения новых высот и преодоления трудностей. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Цель без плана – это просто мечта».
Технология SMART: ключевая особенность
В большинстве популяризированных систем целеполагания акцент делается на качественную проработку будущих действий. Ключевое отличие СМАРТ заключается не только в оценке этих факторов, но и в глубокой проработке реальности, в которой человек живет на данный момент. Для этого в ней предусмотрены вопросы, направленные на изучение имеющихся ресурсов и конкретизацию текущих обстоятельств. Технология SMART не выдвигает требование, которое часто становится причиной провала – прыгнуть «выше головы», но способна помочь в уверенном темпе дойти к цели за счет ее грамотной постановки.
Какая она – SMART цель?
Главная характеристика технологии – наличие четких параметров:
Именно их проработка в ходе постановки цели по технологии СМАРТ позволяет автоматически продумать все нюансы воплощения желаемого в реальность. Здесь нет места абстракциям и ощущениям, все должно быть прописано последовательно и точно.
Детальный разбор целей по SMART с расшифровкой на примерах
Некоторых пугает, что постановка цели по технологии SMART – задача, требующая усилий и времени. На детальный разбор желаемого действительно уйдет не 10 минут, но именно он поможет в будущем избежать ощущения неопределенности и растерянности. Сама процедура разбора не составит труда, ведь каждый критерий постановки целей описан максимально точно. Итак, в ходе постановки «умной» цели понадобится подвергнуть ее детальному анализу по ряду признаков из списка ниже.
Specific (конкретика)
Данный параметр технологии SMART подразумевает детальное описание желаемого результата. Для этого необходимо подробно описать то, к чему вы стремитесь. При формулировке избегайте пространственных описаний, лучше больше используйте глаголов. Основными вопросами для конкретизации при постановке цели могут стать следующие:
Примеры | |
---|---|
Правильно | Не правильно |
Уменьшить объем талии и бедер | Похудеть |
Изучить особенности жанра нон-фикшн и написать книгу | Стать писателем |
Посетить Грузию | Путешествовать |
Этот пункт в списке критериев СМАРТ целей зачастую дается сложнее остальных. Поэтому специалисты рекомендуют использовать при работе над ним шесть вспомогательных вопросов, которые помогут придать точности намеченному результату. Их объединяют в систему W (в английском языке все они начинаются именно с нее):
Если сформулировать точную цель самостоятельно тяжело, пробегитесь глазами по этому списку. Не обязательно использовать каждый пункт, но парочка уточняющих вопросов обязательно пригодятся. Например, при желании путешествовать конкретику придаст выбор места посещения.
Measurable (измеримость)
Чтобы не опустить руки раньше времени и по итогам действий определить их успех, важно заложить при целеполагании четкую систему единиц для измерения результата. Это может быть количественная или понятная качественная характеристика. Именно она поможет увидеть, достигнута ли цель?
Примеры | |
---|---|
Правильно | Не правильно |
Сдать экзамен уровня DALF C1 | Выучить французский |
Зарегистрировать сайт и составить контент-план на месяц | Завести блог |
Найти работу с достаточным для самостоятельного проживания заработком | Переехать от родителей |
Achievable (достижимость)
Этот критерий в технологии SMART по достижению целей требует оценить, соответствуют ли они реальности. Именно он предполагает анализ существующих обстоятельств. Достаточно ли имеющихся сил/финансов/свободного времени или иных ресурсов для достижения намеченного результата? Это отличная возможность скорректировать цель под вашу жизненную ситуацию или наоборот (если есть возможность).
Цель должна находиться в пределах существующих возможностей или в зоне потенциального роста. Помните, что постановка нереалистичных задач приводит к ощущению оцепенения и даже разочарованию в жизни. Если же ваша цель очень амбициозна, лучше разбейте ее на несколько подпунктов, постепенно двигаясь к ней.
Примеры | |
---|---|
Правильно | Не правильно |
Заняться танго и принять участие в праздничном концерте | Выступить на международном танцевальном конкурсе |
Записаться на курсы по прыжкам с парашютом | Прыгнуть с парашютом |
Перейти на новую ступень по карьерной лестнице с большим окладом | Утроить доход |
Relevant (согласованность или важность)
На этом этапе внедрения технологии SMART необходимо честно признаться: для чего требуется достижение цели? Возможно, это воплощение давней мечты или еще одна ступень к желаемому, без которой не обойтись? Если то, к чему вы стремитесь на самом деле, не соответствует вашим внутренним убеждением, путь к нему будет казаться бессмысленным. Подсознание сфокусируется на этом, что приведет к отсутствию мотивации. Этот пункт служит контрольной точкой в выборе, действительно ли значимо то, к чему вы решили стремиться? Если точного ответа пока нет, стоит устроить себе пробный период, а затем сделать честные выводы.
Примеры | |
---|---|
Правильно | Не правильно |
Записаться на курсы по вокалу и посещать их месяц | Научиться петь |
Просмотреть курс дизайна для новичков | Стать дизайнером |
Поехать автостопом в соседнюю область | Поехать автостопом в Париж |
Time bound (ограниченность по срокам)
Диана Скарф (известная писательница из Америки) однажды сказала: «Цели – это мечты с дедлайнами». Важно определить промежуточные или конечные сроки воплощения задуманного, иначе вы можете постоянно откладывать достижение цели до бесконечности. Держите их перед глазами, чтобы регулярно осуществлять необходимые действия. Если реализация замысла требует очень много времени (например, несколько лет), разбейте ее на подцели и для каждой установите сроки.
Примеры | |
---|---|
Правильно | Не правильно |
За три месяца подготовиться к марафону в 10 км | Пробежать 10 км |
Медитировать каждый день по 30 минут на протяжении 2 месяцев | Научиться медитировать |
Накопить на новый ноутбук за полгода | Купить новый ноутбук |
Правила использования технологии СМАРТ
Метод постановки целей SMART предполагает некоторые условия выполнения, гарантирующие его эффективность. Они не требуют специфических знаний, но обязательно должны быть детально изучены наряду с основными признаками, описанными выше. Правила использования технологии SMART включают:
Метод SMART: минусы и плюсы
К отрицательным характеристикам технологии SMART специалисты относят невозможность учесть все внешние изменения и человеческий фактор. Но полностью предугадать все не в силах ни одна техника. Всегда есть независящие от нас обстоятельства (например, политические). Поэтому в правилах использования данного метода включен пункт, касающийся готовности подстраиваться под меняющуюся реальность. Среди основных положительных моментов выделяют:
Еще один плюс – высокий уровень мотивации.
Заключение
Аббревиатура SMART полностью соответствует сути. С английского языка слово переводится, как «умный». Лучшей характеристики технологии SMART для постановки целей не придумаешь. Она действительно подразумевает разумный и предусмотрительный процесс, в котором каждая деталь оценена и взвешена.
Технология SMART в тайм-менеджменте
Однажды среди студентов Гарварда было проведено исследование. Молодых людей спросили, есть ли у них планы на будущее, придерживаются ли они четкого распорядка дня. Согласно ответам, студентов разделили на три группы. В группе А ребята имели лишь приблизительное представление о желаемом будущем, соответственно, никакими техниками тайм-менеджмента они не пользовались. Группа В примерно представляла, чего хочет достичь в будущем и уже наметила конкретные шаги для реализации целей. Но не вписала их в свой распорядок дня. Группа С четко знала, что хочет достичь и ежедневно работала над реализацией планов.
Через несколько лет успехи всех студентов, прошедших опрос, сравнили. Оказалось, что представители группы С зарабатывают почти в 10 раз больше, чем ученики из группы А.
Это пример показывает, насколько важно сочетать постановку целей и планирование своего рабочего времени. Этими навыками рекомендуется овладеть как руководителям бизнеса, так и сотрудникам компании для итогового увеличения прибыли.
Что такое тайм-менеджмент
Дословный перевод термина – управление временем. Это грамотный подход к организации времени, правильному распределению сил, чтобы получить больший эффект от работы.
С помощью тайм-менеджмента можно упорядочить рабочее время. Если внедрить принципы в работу, получится в течение дня успевать выполнить все важные дела, не отвлекаясь на второстепенные.
Руководитель, который использует в работе time-management, имеет несколько преимуществ, помимо выполнения большего количества дел. Вот они:
Этапы планирования
Тайм-менеджмент состоит из нескольких частей:
Чтобы успешно управлять временем, рекомендуется следовать четырем главным принципам.
Принцип 1. Постановка целей
Многие руководители бизнеса наверняка замечали: рабочее время проходит активно, удается сделать много дел, но практического эффекта нет. Выручка не растет, бизнес не расширяется. Главная причина такого неправильно тайм-менеджмента – отсутствие четкого понимания, ради чего ведется работа.
Поэтому первый и главный шаг в планировании времени – поставить понятную цель. Рекомендуется для этого использовать технологию SMART. Она позволяет формулировать цели правильно и эффективно: после постановки главной цели ее можно раздробить на более мелкие.
Согласно СМАРТ-технике, цель должна соответствовать пяти критериям. Они зашифрованы в названии техники:
A – Aggressive, Achievable
R – Relevant, Resource
Первый критерий – конкретика. Цель должна быть четко сформулирована, без абстрактных понятий. То есть,когда цель будет достигнута, человек наверняка поймет это.
Второй критерий – измеримость. В цели должны присутствовать количественные показатели, которые показывают, что цель достигнута. Это могут быть:
Третий критерий правильно сформулированной цели – ее достижимость. Значит, цель должна соответствовать реальному положению дел, то есть учитывать имеющиеся ресурсы компании или человека. Полезно оценивать цель по критерию Aggressive: цель должна быть амбициозна, то есть положение после достижения цели должно улучшиться.
Четвертый критерий – соответствие цели имеющимся ресурсам и другим планам. Цель не должна противоречить другим планам, а должна дополнять их. Количества ресурсов, сотрудников, которые уже есть или появятся в обозримом будущем, должно хватать.
Последний критерий – ограниченность во времени. У любой цели должны быть четкие временные рамки, отведенные на ее достижение. Удобно ставить цели на три периода:
Когда главная цель будет сформулирована, можно по этой же технике составить остальные цели. Это будут более мелкие задачи, которые помогают достигнуть главную цель. В результате получается дерево целей: человек в деталях понимает, что именно ему необходимо сделать, чтобы достичь успеха. Все прописанные в дереве целей SMART-задачи будут лежать в основе будущего распорядка дня.
В списке СМАРТ-задач есть дела разной сложности. Среди них есть те, которые нужно упростить, то есть раздробить на более мелкие дела.
Принцип 2. Расстановка приоритетов
После внедрения в работе первого принципа появляется внушительный список мелких дел и задач. Однако не все они в одинаковой мере влияют на достижения главной цели. Значит, часть из этих дел более важны в распорядке дня, а часть можно поставить в графу «Сделать в свободное время».
Чтобы расставить приоритеты, можно использовать закон Парето. Согласно закону только 20 % всех выполняемых действий приносят 80% результатов. Остальные 80 % действий влияют на 20 % результатов. На этом этапе необходимо выявить те самые 20 % дел, которые приносят результат.
Наиболее результативные SMART-задачи выполняются регулярно и заносятся в список дел на постоянной основе.
Принцип 3. Сортировать дела по важности
Все SMART-задачи из дерева целей имеют разные дедлайны. Чтобы было проще ориентироваться в списке дел, рекомендуется распределять все задачи внутри Матрицы Эйзенхауэра. Все текущие дела он делит на четыре категории:
К первой категории относятся дела, которые можно считать первостепенными. Эти дела нужно обязательно выполнить сегодня, потому что откладывание их на потом создаст трудности.
Ко второй категории относятся дела, которые считаются важными, но выполнить их не обязательно именно сегодня. При планировании времени по технике SMART именно этот квадрат считается самым эффективным. Благодаря удобным срокам выполнения, человек относится к задаче спокойно, получает время обдумать ее выполнение. Все действия, связанные с задачей – обдуманные и взвешенные.
Третья категория – срочные дела, которые нужно выполнить сегодня, но они не являются решающими при достижении цели.
Дела из четвертой категории – то, чем можно пожертвовать, если времени на их выполнение уже не хватает.
Принцип 4. Делегирование задач
Чтобы СМАРТ-цель была достигнута, руководитель должен взять на себя сложные и важные задачи, требующие его уникальных знаний и опыта. Но в списке дел остаются другие задачи – более мелкие. Их необходимо делегировать своим сотрудникам-подчиненными. Тогда рабочий день руководителя будет максимально продуктивным. Главное, добавить в свой список задач еще одну – контроль и проверка выполнения делегированных задач.
Формирование списка задач на период
Если внедрить три принципа, то появится полный перечень задач, которые рано или поздно приведут к выполнению главной цели. Они уже ранжированы по важности и срокам. Останется только распределить задачи в рамках одного рабочего дня.
Специалисты рекомендуют составлять план рабочего времени на неделю вперед. Все задачи на неделю распределяются по дням так, чтобы максимальное количество дел оказались в категории «важные, но не срочные». Кроме еженедельного плана необходимо составлять план на день. Рекомендуется делать это накануне вечером.
Для дневного планирования пригодятся такие принципы:
Технология SMART – это ключевая технология в тайм-менеджменте. На базе целеполагания строится вся остальная работа по планированию времени. Если не сформировать четкие цели, не получится распределить задачи по важности. А затем не получится составить расписание дел и продуктивно работать.
Цели по SMART: примеры и антипримеры, чек-лист для постановки
Компания развивается и растёт, если ставит правильные цели и вовремя их достигает. Как поставить цель, которая будет конкретна, измерима и сфокусирует компанию на определенных задачах? Один из наиболее эффективных подходов в постановке целей — метод SMART. В статье разберем, что такое SMART-цели и как с их помощью улучшать показатели в бизнесе.
Что такое SMART-цели
SMART — метод постановки целей. Фреймворк SMART позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для её достижения.
SMART-цели — реалистичные и конкретные цели с дедлайном. Пример личной цели по SMART — повысить свой уровень английского языка до C1 к ноябрю.
Критерии SMART
SMART-цель должна быть:
Давайте рассмотрим каждый критерий SMART более детально.
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Specific: Конкретная цель
Specific: цель по SMART— конкретна и однозначна, её нельзя интерпретировать по-разному. Цель должна фокусировать и задавать направление работы. Если цель сформулирована не конкретно, вероятность, что при выполнении задач, все побегут в разные стороны, увеличивается в разы. SMART-цель одинаково понимается и трактуется сотрудниками компании.
Не конкретно | Конкретно |
Зарабатывать больше | Повысить продажи |
Что нужно помнить:
Приоритеты компании на ближайший год — выйти на зарубежный рынок и повысить узнаваемость бренда. SMART-цель для первого направления — открыть 30 новых точек продаж в Турции, для второго — увеличить охваты в социальных сетях до 100 000 просмотров в месяц за счет рекламных интеграций с блогерами.
Вопросы для постановки конкретной SMART-цели:
Measurable: Измеримая цель
Measurable: SMART-цель измеряется в количественных показателях, по которым мы определяем, насколько компания приблизилась к результату. Если цель не выражена в количественном показателе, определить, на каком этапе весь процесс по достижению результата, будет невозможно. У SMART-целей есть конкретные критерии оценки.
Цель компании — увеличение продаж. Если продажи вырастут на 1%, будет ли топ-менеджмент доволен результатом?
Не измеримо | Измеримо |
Повысить продажи | Повысить продажи на 30% |
Что нужно помнить:
SMART-цель измеряется в количественных показателях — увеличить трафик на сайт на 10%, открыть 2 новые точки продаж, увеличить количество новых пользователей до 100 000 в день.
Вопросы для постановки измеримой SMART-цели:
Achievable or Attainable: Достижимая цель
Achievable or Attainable означает, что SMART-цель реалистична и достижима. Цели должны открывать новые возможности, а не становиться заоблачными планками. При постановке цели необходимо опираться на прошлый опыт и ресурсы компании: данных о росте за прошлые месяцы, уровне скиллов в команде, объемах будущих инвестиций. Если цель слишком амбициозна, а ресурсов для ее достижения нет, она может демотивировать команду и причинить вред бизнесу.
Не достижимо | Достижимо |
Увеличить продажи на 300% к концу года | Повысить продажи на 30% к концу квартала |
Что нужно помнить:
Вопросы для постановки достижимой SMART-цели:
Формулируя SMART-цель, необходимо соблюдать баланс между нереалистичными ожиданиями и при этом не занижать результат. Цель должна быть одновременно амбициозной и достижимой.
Relevant: Значимая цель
Цель по фреймворку SMART должна соответствовать актуальным тенденциям на рынке и потребностям компании. Значимая цель приближает нас к достижению глобальных стратегических задач.
Одно из направлений стратегии компании — выйти на зарубежный рынок. Цель — «открыть 30 новых точек продаж в России» не вписывается в рамки стратегии компании.
Не значимо | Значимо |
Открыть 30 новых точек продаж в России | Открыть 30 новых точек продаж в Турции |
Что нужно помнить:
Вопросы для постановки значимой SMART-цели:
Когда вы ставите значимые цели, за их достижением следует реальная выгода для компании.
Time bound: Ограниченная во времени цель
Цель по SMART ограничена во времени. Оптимальный срок достижения цели — три месяца, полгода или год. Более длительные сроки могут расфокусировать команду. Если цель выбрана на три года, существует большая вероятность, что часть сотрудников забудет о ней, другая часть уже уволится из компании, а сама цель потеряет актуальность.
Не ограничено во времени | Ограничено во времени |
Увеличить продажи на 30% | Повысить продажи на 30% к 30.09.2021 |
Что нужно помнить:
Вопросы для постановки ограниченной во времени SMART-цели:
Цель с конкретной датой окончания помогает определить ход работы команд и спланировать задачи на установленный период.
Как SMART-цели помогут вашему бизнесу
В теории любые цели помогают развиваться и выходить на новый уровень, но на практике так происходит не всегда. Если цель абстрактна, нереалистична и бессрочна, то непонятно, как действовать дальше и отслеживать прогресс. SMART-подход помогает фокусироваться на конкретных целях, которые приближают к выполнению стратегических планов.
Примеры и антипримеры SMART-целей
На конкретных примерах разберем, как нужно и как не нужно ставить SMART-цели.
Не SMART | Комментарий | SMART |
За три месяца увеличить трафик на сайт. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличить трафик на сайт. Достижима: в прошлом квартале трафик увеличился на 5%. Значима: увеличение трафика повышает количество собранных лидов. Ограничена во времени: три месяца. Что не так? Цель не измерима. Непонятно, насколько должен вырасти показатель. | За три месяца увеличить трафик на сайт на 8%. |
Заработать на 30% больше к концу квартала. | Что хорошо? Цель достижима: за прошлый отчетный период продажи компании увеличились на 25%. Измерима: увеличение дохода на 30%. Значима: цель соответствует стратегии развития — масштабированию. Ограничена во времени: конец квартала. Что не так? | Увеличить продажи на 30% к концу квартала. |
За шесть месяцев увеличить просмотры роликов на YouTube на 75%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение просмотров. Измерима: увеличение просмотров на 75%. Значима: увеличение просмотров повысит охваты и приведет новых клиентов. Ограничена во времени: 6 месяцев. Что не так? | За шесть месяцев увеличить просмотры на YouTube на 10%. |
За месяц увеличить регистрации на курс на 20%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение регистраций Измерима: увеличение регистраций на 20%. Достижима: прирост регистраций на прошлом курсе был на 10% Ограничена по времени: месяц. Что не так? | Увеличить количество подписок на рассылку на 15% за полгода. |
Увеличение количества активных пользователей приложения на 15%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение количества активных пользователей. Измерима: увеличение активных пользователей на 15%. Достижима: В прошлом был стабильный рост на 10%. Значима: от роста активных пользователей зависят будущие продажи. Что не так? | Увеличение количества активных пользователей приложения на 15% за шесть месяцев. |
На что обратить внимание при постановке SMART-целей
От правильной постановки целей зависит будущее развитие компании — как быстро мы вырастем, выйдем на новые рынки и обойдем конкурентов. С первого раза сформулировать идеальные цели невозможно, важно делать работу над ошибками и ставить новые цели с учетом предыдущего опыта компании.
Самые распространенные ошибки при постановки SMART-целей:
Завышенные ожидания
Цель должна соответствовать возможностям компании. Стремиться к улучшению показателей — хорошо, но это не значит, что нужно ставить перед командой невыполнимые цели. Проблема завышенных ожиданий кроется не в формулировке цели, а в том, насколько компания правильно оценивает свои ресурсы. Если у бренда только три швеи, цель — «увеличить прибыль компании до 100 миллионов рублей за год» сильно завышена.
Нерелевантные цели
Цель должна вести компанию вперед и соответствовать стратегии компании. Если основной доход компании от выпуска ежемесячных коллекций, именно в это направление нужно вкладывать основные силы.
Отсутствие гибкости
В процессе достижения цели многое может измениться: непредвиденные обстоятельства, конкуренты запустили новый продукт или случился кризис. Важно вовремя проанализировать ситуацию и подстроиться под изменившиеся обстоятельства. SMART-цель — не заповедь, от неё можно отказаться, если это необходимо.
Отсутствие мотивации
Над достижением целей работают конкретные люди, поэтому важно принимать во внимание человеческий фактор. Чтобы сотрудники достигали результатов, нужны конкретные и выполнимые задачи, а также благоприятная атмосфера внутри компании.
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Чек-лист постановки SMART-цели
Составили план по постановке SMART-целей, чтобы процесс целеполагания не превратился в хаос:
Вы изучили отзывы клиентов на разных площадках и обнаружили, что многие не довольны услугами. Оказалось, что сотрудники поддержки долго обрабатывают заявки, некоторые запросы так и остаются нерешенными. Ваши конкуренты решили эту проблему, внедрив чат-бота на сайте.
Цель компании — повысить уровень удовлетворенности клиентов до 70% в текущем году. Вы разбиваете цель на несколько задач: запустить чат-бота, запустить форму оценки операторов, разгрузить команду поддержки и нанять новых сотрудников.
Чтобы запустить чат-бота и форму оценки, необходимо закрепить ответственных сотрудников за эти задачи и определить сроки выполнения. Чтобы нанять новых специалистов — выделить дополнительные средства.
Определите, сколько времени уйдет на запуск чат-бота, форму оценки, найм и обучение новых сотрудников.
Устраивайте встречи по трекингу задач с командой раз в одну или две недели. Отслеживайте и анализируйте результат в специальной таблице по трекингу достижения целей. В библиотеке Carrot quest вы можете скачать универсальный шаблон для трекинга целей и задач и другие практические материалы.
Технология SMART позволяет формулировать конкретные и достижимые цели, которые соответствуют миссии и стратегии компании. Она помогает улучшать показатели в бизнесе, упрощает коммуникации в команде и исключает вариант, когда исполнитель неправильно понял задачу. Используйте SMART-метод, чтобы с большей вероятностью достигать нужных результатов и развивать собственные проекты.