Что такое смешанное обучение в образовательном процессе
Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения
Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.
Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Пример такого чередования приведен на рисунке [2]:
Этапы в системе смешанного обучения фирмы RWD Technologies
Принципы смешанного обучения
Появление и развитие смешанного обучения
Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.
В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:
Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет. Вопросы к экзаменам, образцы выполнения проектных заданий, учебные материалы можно просто выложить в университетский интранет или разослать студентам по e-mail.
Также лепту в развитие смешанного обучения вносят исследования в области обработки информации мозгом, которые стали весьма популярны в последние годы благодаря развитию роботостроения. Так, после научных публикаций профессора Сюзанны Дикельман в 2008-2010 гг., косвенно свидетельствующих о важной роли сна в процессе запоминания информации, библиотеки американских университетов оперативно пересмотрели свое отношение к дремлющим над книгами студентам и стали создавать специальные помещения для кратковременного сна.
В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.
По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение [3]. Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию.
Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:
Специализация деятельности в системе BL ITyStudio
Главная задача СДО для смешанного обучения
Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной СДО. Четко установить цели можно опираясь на теорию обучения. Однако число таких теорий настолько велико, что это может значительно усложнить процесс.
В рамках смешанного обучения это противоречие разрешается просто: в фазу электронного обучения выносят тестовую проверку знаний, оставив преподавателю более интересную для него работу по измерению уровня творческого потенциала учащегося. Чтобы полностью реализовать в фазе электронного обучения главную формулу поведенческой теории С-Р-П (Ситуация→Реакция→Подкрепление), к каждому тесту фазы, состоящему из «Ситуаций», нужно добавить “Подкрепление”, а также правила ее предоставления в случае неудовлетворительных результатов тестирования (т.е. «Реакции»).
Важно начинать именно с разработки тестов, а затем переходить к созданию самих учебных материалов. При таком подходе уже в самом начале разработки фазы электронного обучения будет четко определено, что должен знать обучаемый после ее прохождения. Это позволит наиболее эффективным образом выстроить сам учебный материал.
Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках смешанного обучения.
Как главная задача СДО решается в iSpring
Для создания электронного учебного курса с помощью iSpring вовсе не требуется команда, изображенная на рисунке; достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в инструмент для создания курсов iSpring Suite. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО.
Для создания тестов существует инструмент iSpring QuizMaker, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Таким образом, с iSpring QuizMaker можно создавать полноценные модули Ситуация→Реакция→Подкрепление.
23 встроенных типа вопросов обеспечивают большое разнообразие представления тестов.Для отдельного вопроса или всего теста можно настроить мультимедийные и текстовые сообщения, несущие справочную или «подкрепительную» информацию.
Процессом тестирования можно управлять с помощью настраиваемых сценариев, задающих:
Готовый тест можно опубликовать в формате Flash для прохождения на компьютере, причем без установки флэш-проигрывателя, или в формат HTML5 для размещения на сайте или просмотра на мобильных устройствах.
Основой инструктивных и подкрепительных материалов для теста может служить презентация, созданная в PowerPoint. При конвертировании этих материалов в формат Flash, iSpring обеспечивает отличную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring. Кроме того, СДО iSpring Online сохраняет подробную статистику по прохождению каждым студентом учебных модулей.
Смотрите подборку видео о смешанном обучении.
Использование методик смешанного и перевернутого обучения в одной из московских школ:
Профессор Наталия Любомирская анализирует опыт внедрения смешанного обучения в России и за рубежом:
Список источников:
Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.
Подробнее о iSpring Online → 14-дневная пробная версия
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.
Смешанное обучение в вузе: что это такое, модели и их описание
Традиционное образование со скучными лекциями и стандартными задачами уже давно не соответствует духу времени. Однако переход на альтернативные методы может стать слишком радикальным решением. Есть ли золотая середина? Да, и имя ему — смешанное обучение.
Что собой представляет смешанное обучение, на каких принципах оно строится и какие модели смешанного обучения существуют — об этом мы расскажем в статье.
Хотите первыми получать свежие новости из мира образования? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое смешанное обучение в образовательном процессе
Современные тренды образования будущего и классический подход объединились в технологии смешанного обучения. Давайте разберёмся, что это такое.
Смешанное обучение — это образовательный подход, который сочетает в себе разные учебные форматы: очный, заочный, дистанционный, интерактивный, электронный и другие. Это даёт студенту возможность самостоятельно выбирать время, место, скорость и направление своего образования.
Смешанное обучение сочетает очные и заочные форматы
Смешанное обучение появилось благодаря современным технологиям и развитию интернета. Они позволили совмещать лучшие практики традиционного образования в школе или вузе и свободу дистанционного обучения.
Термин «смешанное обучение» впервые появился в 1999 году, когда выпустили программное обеспечение, позволявшее учиться через интернет дистанционно.
Принципы смешанного обучения
Смешанный формат обучения строится на определённых принципах:
Последовательность
Смешанное обучение в вузе должно быть последовательным. Сначала студент изучает новый материал сам, потом слушает объяснения преподавателя и закрепляет знания на практике.
Наглядность
Электронное обучение невозможно без наглядных обучающих материалов, к которым студент всегда может обратиться. Поэтому преподаватели создают электронные учебники, видеоуроки, схемы и так далее, чтобы учащимся было проще разбираться в новой информации.
Отработка на практике
Чтобы закрепить полученные знания, необходимо отработать их на практике. В смешанном формате обучения это могут быть как групповые занятия в аудитории, так и цифровые тренажёры.
Непрерывность
Основа смешанного обучения — это его непрерывность. Она предполагает, что студент может зайти на дистанционную учебную площадку и получить новый материал для изучения. Это пересекается с концепцией микрообучения в высшем образовании.
В смешанном обучении также используются разные форматы учебных материалов
Поддержка
В отличие от адаптивного обучения смешанное предполагает активное взаимодействие студента и преподавателя как онлайн, так и офлайн. Учащиеся всегда могут обратиться к педагогу, задать вопросы и получить поддержку.
Преподаватель в модели смешанного обучения — это наставник, который стимулирует интерес учащихся, мягко направляет их учебный поиск и даёт необходимые инструменты для самостоятельной работы.
Модели смешанного обучения и их описание
На сегодняшний день существует около 40 моделей смешанного обучения. В школах и вузах чаще всего используют следующие методики и их подвиды:
Ротация
У данной модели смешанного обучения много подвидов: ротации станций, лабораторий и так далее. Но главный принцип — это перемещение учащихся по разным группам. Например, преподаватель может разделить студентов на две части. Одна будет заниматься онлайн, а вторая — непосредственно в аудитории.
Или организовать три группы студентов: одни работают дистанционно, вторые — самостоятельно в аудитории, третьи — под руководством учителя. Важно, что состав групп может меняться, а учащиеся пробуют разные виды взаимодействий.
Перевёрнутый класс
Модель смешанного обучения «перевёрнутый класс» считается одной из самых популярных. Это такой тип организации учебного процесса, при котором студенты изучают новый материал дома, а в аудитории работают непосредственно над практическими задачами в группах.
Главная трудность учебной модели «перевёрнутый класс» — отследить, чтобы учащиеся действительно выполняли домашнее задание в полном объёме, самостоятельно изучая новый материал.
Индивидуальный план
Данный вид смешанного обучения максимально персонализирует образование студентов. Для этого разрабатывается индивидуальный учебный профиль, по которому проходят обучение как отдельные ученики, так и определённые группы. Преподаватель должен при этом учитывать личные особенности учащихся, их цели и возможности.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Проектная работа — важная часть смешанного обучения
Гибкая модель смешанного обучения
Такая модель предполагает, что студенты самостоятельно разрабатывают свои графики обучения, выбирают темы и скорость, с которой они планируют осваивать выбранные материалы и достигать поставленных целей. Главное — гибко подходить к выбору образовательного плана, исходя из целей и потребностей. Преподаватель лишь курирует и помогает отстающим студентам, работая с ними индивидуально или в группах.
В школе используют ротацию, перевёрнутый класс и персонализацию. А вот гибкая модель подойдёт только для вузов, так как требует ответственности и высоких навыков самоорганизации.
Факторы успеха смешанного обучения
Для успешности моделей смешанного обучения необходимо соблюдать определённые факторы:
Смешанное обучение плюсы и минусы
Давайте подведём итоги и посмотрим, какие преимущества и недостатки есть у смешанного обучения.
Преимущества смешанного обучения | Недостатки смешанного обучения |
Сохраняется возможность обучения лицом к лицу. | Смешанный формат обучения невозможен, если у студентов или преподавателей отсутствует вычислительная техника или недостаточно знаний для работы с ней. |
Создаётся атмосфера достижения результатов и поддержки. | Отсутствие должной ответственности за обучение со стороны студентов может свести идею смешанного обучения на нет. |
Обеспечивается быстрая обратная связь. | Преподавателям необходимо не только готовиться к урокам, но и создавать электронные учебные материалы. |
Благодаря групповой работе развиваются не только мыслительные способности, но и эмоциональный интеллект, а также другие soft skills. | Технические проблемы могут повлиять на процесс обучения. |
Смешанный формат даёт большую свободу выбора предметов, способов и скорости обучения. | Низкая подготовка методической базы для смешанного обучения. |
При смешанном обучении происходит значительная автоматизация контроля и оценки образовательных результатов. | |
Обучение становится более персонализированным и индивидуальным. |
Несмотря на существующие недостатки, смешанное обучение — это довольно перспективная образовательная модель. Она действительно помогает найти здоровый компромисс между традиционным образованием и новыми тенденциями. А её элементы используются в школах и вузах уже сейчас.
Теперь вы знаете, что из себя представляет смешанное обучение и на каких принципах оно строится. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ — обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Смешанное обучение — новый тренд в образовании. Что о нем нужно знать?
Школа в ее классическом варианте у многих вызывает массу вопросов, кроме того, весна-2020 показала родителям, чему и как учат их детей. К этому добавляются большой объем уроков и домашних заданий, мало времени на отдых и хобби и другие проблемы. Но перейти полностью в онлайн готовы не все родители и ученики. Золотая середина — смешанное обучение. Рассказываем, что в нем хорошего и почему его практикуют даже в государственных школах.
Ребенок может потерять интерес к учебе, особенно это проявляется в средней школе, а впереди ОГЭ, ВПР и поступление в вуз. Нравоучения и наказания с подростками не работают — ну или их хватает максимум на неделю. Если школьник не хочет учиться или ему некомфортно в обычной школе, стоит задуматься о смене формата обучения.
Альтернативные варианты учебы в России
Вот самые популярные направления:
Как сохранить баланс между учебой и жизнью
Смешанное обучение позволяет избавиться от рамок общеобразовательной системы и вместе с тем получить полноценные знания под руководством педагогов. Появилась эта методика еще в XX веке, материал для изучения дома выдавали на компакт-дисках (вы еще помните такие?).
С развитием технологий такой формат стали практиковать все больше школ, сначала в США и Европе, а теперь и в России. Кстати, ученые Стэнфордского университета с 1996 по 2008 год проводили эксперименты и сравнивали разные форматы учебы. Онлайн- и традиционное обучение одинаково уступали по эффективности смешанному!
Сейчас у смешанного обучения более 100 подвидов, и, пожалуй, у каждой школы свой подход. Дома школьники учатся не только по видео и учебникам — больше возможностей дает интерактивное онлайн-пространство на специальной платформе, как, например, в Школе Le Sallay Диалог.
Важные плюсы смешанного обучения:
Главные школы смешанного обучения
Школа Le Sallay Диалог
Школа Le Sallay Диалог
Школа Le Sallay Диалог — отделение международной академии Le Sallay в Европе, одна из самых продвинутых школ, где смешанное обучение — не модный эксперимент одного учителя, а полноценная концепция, выстроенная по европейским стандартам.
Обучение организовано в группах по 5–6 человек для детей в возрасте 10–14 лет. Большую часть года дети учатся дистанционно (до 5 уроков в день), 4 раза в год на 2 недели переходят на обучение лицом к лицу с педагогами, где особенное внимание уделяется общению со сверстниками и развитию эмоционального интеллекта. Школа Le Sallay Диалог полностью берет на себя обучение ребенка в средней школе, и родителям не приходится вовлекаться в процесс учебы и контроля успеваемости ребенка. Программа ориентирована на российскую образовательную систему, но расширена по сравнению со стандартными учебными планами и составляется индивидуально для каждого ученика. За школьниками закреплены личные тьюторы и психолог. Большинство учителей хорошо известны в Москве, до Le Sallay Диалог они работали в Летово и Хорошколе.
Обучение в Le Sallay Диалог держится на трех ценностях: учителя стараются развивать у учеников системный подход, критическое мышление и креативность. Сильная команда педагогов, продуманная академическая программа и эффективное обучение — это касается как естественнонаучных, так и гуманитарных предметов.
подать заявку и пройти небольшое собеседование.
10 000 евро год с полным пансионом на время очных сессий. Есть рассрочка.
Смешанное обучение — инновация XXI века
Смешанное обучение – один из трендов современного образования и по оценкам прогнозистов останется таковым и в ближайшее десятилетие. Автор рассматривает технологию смешанного обучения как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.
Долгова Татьяна Валерьевна, канд. экономических наук, руководитель отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное Электронное Образование»
Понятие смешанного обучения и немного истории
Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Обратим внимание, что в английской версии употребляется именно слово learning — учение, т.е. процесс получения знаний и умений, в котором ученик является активно действующим субъектом.
Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании, но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.
В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно, в результате многочисленных попыток изменить существующие методы и принципы обучения. Такая спонтанность и многофакторность развития смешанного обучения вызывает сложности при анализе данной технологии, которые начинаются с попыток сформулировать чёткое определение.
Процитируем несколько возможных определений смешанного обучения:
«Смешанное обучение — это сочетание учебных методов» (Bersin&Associates, 2003)
«Смешанное обучение — совмещение онлайн- и очного обучения» (Reay, 2001)
В 2006 г. в статье «Справочник смешанного обучения» (Bonk, 2006) появилось первое достаточно чёткое определение смешанного обучения, отражающее его основные особенности:
«Смешанное обучение — это система обучения, основанная на сочетании очного обучения (обучения лицом-к-лицу) и обучения компьютерными средствами».
Институт Клейтона Кристенсена (Christensen) даёт ещё более узкое и конкретное определение:
«Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом-к-лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн».
В докладе «Определение смешанного обучения» оно определяется, как «диапазон возможностей, представленных путём объединения интернета и электронных средств массовой информации, с формами, требующими физического соприсутствия в классе преподавателя и учащихся» (Friesen, 2012).
Следует, однако отметить, что с расширением разнообразия компьютерных технологий, появлением понятий «электронное обучение» (2015) (как понятия более широкого, чем онлайн-обучение) и «мобильное обучение», а также с использованием в моделях смешанного обучения цифровых ресурсов в режиме оффлайн, следует сформулировать определение несколько иначе:
«Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения».
Таким образом, технологию смешанного обучения можно рассматривать как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.
Таблица 1.
Преимущества и недостатки очного и электронного обучения.
Очное обучение | Электронное обучение |
(-) определённое ограниченное время для получения обратной связи с учителем, невозможность интерактивного взаимодействия с учебными материалами на полиграфических носителях | (+) возможность постоянного интерактивного взаимодействия, возможность получения обратной связи в любом месте в любое время |
Высокая степень вовлечённости ученика в учебный процесс
Какие цифровые ресурсы нужны для смешанного обучения?
Использование цифровых образовательных ресурсов — неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения. Они обладают рядом особенностей, проистекающих из общих свойств электронных носителей информации, которые отличают их от полиграфических изданий и дают им ряд существенных преимуществ (Долгова Т.В., 2016).
Таблица 2.
Особенности цифровых образовательных ресурсов и их технологические преимущества.
№ п/п | Особенности цифровых образовательных ресурсов | Технологические преимущества цифровых образовательных ресурсов |
1. | Большой объём информации, размещаемый на электронном носителе | • включение в цифровые образовательные ресурсы избыточной учебной информации без увеличения физического веса носителя. |
• размещение на одном носителе нескольких разных ресурсов (сборники заданий, задачники, атласы, методические рекомендации и др.).
• установление материально выраженных логических взаимосвязей между информационными единицами (система перекрёстных ссылок)
• удобство навигации по содержанию (например, интерактивное оглавление).
• Возможность добавления контекстных подсказок.
• быстрый поиск по содержанию.
• интерактивное моделирование процессов и явлений.
• оперативное автоматическое оценивания выполнения заданий.
• создание инструментов и сервисов для организации образовательного процесса (электронный журнал, фиксация прогресса прохождения, хранение результатов оценивания и т.д.).
• создание сервисов для коммуникации между участниками образовательного процесса.
Благодаря перечисленным преимуществам, цифровые ресурсы приобретают совершенно новые дидактические свойства:
Одновременно в цифровых образовательных ресурсах могут быть сохранены такие традиционные свойства как научность, наглядность, структурированность и системное изложение учебного материала.
Благодаря новым свойствам содержания цифровые образовательные ресурсы приобретают и новые дидактические функции (Долгова Т.В., 2014).
Таблица 3.
Новые свойства и новые дидактические функции цифровых образовательных ресурсов
№ п/п | Новые свойства содержания цифровых образовательных ресурсов | Примеры новых дидактических функций |
1. | Разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность | • учёт особенностей восприятия ученика; |
• развитие навыка перевода информации из одной формы в другую;
• повышение степени наглядности;
• представление объектов и явлений в реалистичном виде;
• возможность манипулирования объектами, изменения их параметров и моделирование
• использование различных сочетаний взаимосвязанных фрагментов содержания представленных в разных формах (текстовой, графической, звуковой, мультимедийной) с целью всестороннего охвата изучаемого материала;
• реализация уровневой дифференциации обучения;
• реализация принципа вариативности;
Следует обратить внимание, что такие свойства цифровых образовательных ресурсов, как избыточность, разнообразие заданий и форм предъявления учебной информации, разноуровневость содержания позволяют реализовать с его помощью принцип вариативности содержания, обеспечить гибкость и адаптивность образовательного процесса, что, в свою очередь, создаёт условия для персонализации обучения. Данный принцип предполагает разнообразие учебных материалов, заданий, форм организации учебного процесса, что обеспечивает самореализацию каждого ученика через возможность выбора типа, вида и формы деятельности в соответствии с его личными предпочтениями. В результате становится возможным нелинейное освоение учебного материала и учёт в процессе обучения личностных особенностей учащихся, что в свою очередь делает цифровые образовательные ресурсы неотъемлемой частью смешанного обучения.
При реализации моделей смешанного обучения возможно использование разнообразных типов цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов:
— системы управления обучением (LMS, Learning Management System, например, Moodle, Edmodo и др.);
— цифровые коллекции учебных объектов (например, Единая Коллекция Образовательных Ресурсов);
— учебные онлайн-курсы (например, онлайн-курсы «Мобильной Электронной Школы);
— инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов (например, конструктор тестов 1С);
— инструменты для коммуникации и обратной связи (Mirapolis, Vebinar.ru, Скайп, Google-чат и др.);
— инструменты для сотрудничества (например, Google Docs, Word Online и др.);
— инструменты для создания сообществ (социальные сети);
— инструменты планирования учебной деятельности (электронные журналы, органайзеры).
В смешанном обучении могут быть использованы как готовые цифровые ресурсы, так и созданные самими учителями. При этом предпочтение лучше отдавать комплексным электронным ресурсам, совмещающим в себе учебный контент, отвечающий требованиям избыточности, и инструментарий для организации учебной деятельности.
Общие особенности, преимущества и сложности в реализации смешанного обучения
Смешанное обучение несомненно представляет собой прогрессивную образовательную технологию, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития.
В первую очередь это связано с тем, что при правильном и полноценном применении смешанное обучение работает на формирование ценных качеств личности, которые также известны как навыки XXI века. Это:
— способность к комплексному решению проблем, учёту всех аспектов решаемой задачи;
— критическое мышление, способность выбора достоверных источников данных и отбора информации, которая действительно необходима для решения проблемы;
— креативность, способность творчески переосмыслить имеющуюся информацию, синтезировать новые идеи и решения;
— командная работа, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми, искать единомышленников и создавать команды;
— умение и стремление учиться на протяжении всей жизни;
— умение принимать решения и нести за них ответственность;
Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций.
Смешанное обучение уже более 10 лет (с 2006 года) широко практикуется в учебных заведениях США, Европы и Юго-Восточной Азии. В России в 2012/13 учебном году впервые был начат инновационный проект по апробации моделей смешанного обучения на основе ресурса НП «Телешкола» (Кондакова М.Л., 2013).
Целью инновационного проекта «Апробация новых моделей организации образовательного процесса на базе школ, работающих с ресурсом НП «Телешкола» является качественное системное изменение подходов к организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РФ с применением электронного обучения в условиях введения ФГОС общего образования.
В качестве основных моделей в исследовании НП «Телешкола» предлагаются модели, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия (группа «Ротация», модели «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа»), и организационных моделей, реализующих персонализированный подход (группа «Личный выбор», модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа»).
Внедрением смешанного обучения в российские школы активно занимается Центр смешанного обучения МГППУ под руководством Н.В. Андреевой. На базе центра регулярно проводятся разнообразные конференции, посвящённые внедрению смешанного обучения в школах. В рамках проводимых Центром мероприятий педагоги, практикующие смешанное обучение, активно делятся опытом и занимаются совместными поисками решения возникающих проблем.
Среди школ, в которых наиболее активно используются технологии смешанного обучения, можно назвать следующие: ГБОУ «Гимназия №1576 г. Москвы» (Лазуткина М.М.); Гимназия №23 г. Челябинска (Сонина М.Н.); ГКОУ РО «Ростовская Санаторная школа-интернат №28» г. Ростов-на-Дону (Коломийцев М.А.); МБОУ «Гимназия №9» г. Воронежа (Пономарёва Е.А.); Школа №342 Невского района г. Санкт-Петербурга (Воронина Е.В.); МБОУ «Тямшанская гимназия» Псковской области (Яникова Н.В.); МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей г. Ижевска (Кравченко Л.В.); ГБОУ «Гимназия №1505» г. Москвы (Наумов А.Л.).
На основании анализа наиболее распространённых моделей смешанного обучения можно выделить некоторые особенности использования данной технологии.
Главной организационной особенностью смешанного обучения является постепенный уход от фронтальных форм работы, хорошо освоенных и используемых учителями, а также ученического индивидуализма, как основной учебной стратегии. В традиционном классе все организационные формы зависят от местоположения учительского стола, доски и расстановки парт. Они приспособлены для лекций и других занятий, проводимых в жанре монолога. Временные рамки урока также ограничивают объём учебной задачи, которую можно поставить перед учениками. Как правило, 45 минут едва хватает на воспроизведение знаний и отработку навыков. В этих условиях для продуктивной деятельности учеников времени не остаётся, не говоря уже об организации анализа и рефлексии.
Поэтому второй важной организационной особенностью является реструктурирование учебного пространства: выделение рабочих зон, а в некоторых случаях даже полный отказ от жёсткой классно-урочной организации учебного времени и пространства. В итоге переход к смешанному обучению может привести к кардинальной трансформации общей организационной модели школы.
С технической точки обязательным условием реализации смешанного обучения является использование компьютеров. Это могут быть компьютерные ил мобильные классы, компьютеры в школьной библиотеке, личные мобильные устройства учащихся. Следует обратить внимание, что смешанное обучение не требует обязательного наличия устройства у каждого ученика в один и тот же момент времени, хотя в смешанном обучении широко применяются модель «1:1» (один ученик – одно устройство), а также модель BYOD («принеси своё устройство).
Использование современных веб-сервисов позволяет организовать распределённую работу в совместном документе или коллективной карте даже для удалённых участников.
Информационные ресурсы (в том числе цифровые), используемые при реализации смешанного обучения должны иметь высокий уровень избыточности, которая позволит подобрать учебный контент в соответствии с особенностями каждого ученика. Кроме того, используемые задания должны обеспечивать разнообразные деятельностные формы работы с учебным содержанием (анализ предлагаемых данных, мини-исследования, проекты, игры, дебаты и дискуссии).
Изменение в методах обучения — один из главных признаков изменений при внедрении смешанного обучения. В работу учителей включаются методические приёмы, направленные на эффективное использования технологий и расширение информационно-образовательной среды. Поддерживаются методы обучения, направленные на развитие навыков мышления высокого уровня, жизненных навыков, навыков для карьеры и работы, навыков решения проблем. Распространяются и поддерживаются учебные методы с опорой на коллективное взаимодействие, сотрудничество, само- и взаимообучение. В смешанном обучении важна практика разработки и обмена цифровыми образовательными ресурсами.
Не вызывает сомнения, что применение технологии смешанного обучения предъявляет высокие требования к педагогам, а именно:
— высокая ИКТ-компетентность, владение разнообразным электронным инструментарием, в том числе сервисами коммуникации, совместной онлайн-работы, социальными инструментами, системами управления обучения и т.д.
— умение создавать собственное учебное содержание, т.к. существующие информационные ресурсы не всегда обладают тем уровнем избыточность учебной информации, который необходим для организации смешанного обучения;
— умение дифференцировать образовательный процесс с учётом особенностей каждого ученика.
Внедрение смешанного обучения требует от педагога гораздо больших затрат сил и времени, чем привычная, веками отработанная фронтальная форма работы. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения, превративших из ментора, в помощника. Внедрение смешанного обучения как инновации приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.
В результате анализа смешанного обучения можно с уверенностью выделить следующие преимущества, связанные с особенностями использования цифровых образовательных ресурсов:
1) неограниченный доступ к учебной и иным видам информации, размещённой на электронных носителях и в онлайн-пространстве (в том числе в форме онлайн-курсов); при смешанном обучении учитель перестаёт быть единственным источником информации, а избыточность информации, получаемой учеником, позволяет формировать у него разнообразные навыки работы с ней;
2) возможность «тонкой настройки» содержания, способов и методов обучения, позволяющая удовлетворить запросы на обучение практически каждого ученика;
3) прозрачность и понятность системы оценивания, особенно в той её части, где выставление отметки происходит на основе электронных заданий с автоматической проверкой, а субъективное мнение учителя не влияет на отметку;
4) возможность отслеживать процесс обучения через LMS[1] с разнообразным функционалом.
Сложности и риски при внедрении смешанного обучения
Одна из главных проблем при разработке моделей смешанного обучения — жёсткость урочных форм, доминирование узкой предметной специализации в разработке учебных планов, преобладание принципов планирования деятельности «сверху вниз» и, конечно, форматы и содержание существующей отчётности. Учителю не разорваться: осознавая необходимость перемен, он, в то же время, вынужден выполнять план, и в этом смысле он остаётся «заложником» существующей системы обучения.
Ещё одна проблема — недостаточная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со LMS-платформой.
Существенный «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует технической поддержки и определённых затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей. В условиях российской школы дополнительные затраты требуются также и на модернизацию пространства классных комнат (например, зонирование пространства при использовании модели «смена рабочих зон», оснащение кабинетов компьютерами, покупка мобильных устройств для учащегося).
В будущем смешанное обучения будет развиваться благодаря внедрению новых форм электронного обучения и развитию моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, что позволит существенно расширить возможности образовательной среды школы и даже выйти за ее пределы…
[1] LMS (Learning Management System) – система управления обучением, которая в онлайн обучении или электронном образовании используется как ИТ-платформа / программное приложение с разнообразным функционалом.
Литература
2. Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.
3. Андреева Н.В. Смешанное обучение для «чайников»: основные принципы и подходы [Электронный ресурс] // Мобильное Электронное Образование. URL: https://mob-edu.ru/blog/videos/smeshannoe-obuchenie-dlya-chajnikov/ (Дата обращения 20.11.2017 года).
4. Долгова Т.В., Кондакова М.Л., Подгорная Е.Я. Методические рекомендации для тьюторов (педагогов-кураторов), осуществляющих образовательную деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий (для основной школы). URL: metod.mob-edu.ru (Дата обращения 19.11.2017 года).
5. Долгова Т.В. От нового учебника к новой педагогике (презентация) [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/4_%20Долгова%20презентация%20для%20Казани%20final.pptx (Дата обращения 19.11.2017 года)
6. Кондакова М.Л. Латыпова Е.В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 29 мая 2013.
7. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2015.
8. Bersin&Associates Blended learning: What works?: An industry study of the [Отчет] — 2003.
9. Bonk C. J., Graham, C. R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs [Книга] — San Francisco, CA : Pfeiffer Publishing, 2006.
11. Friesen Norm Report: Defining Blended Learning [Отчет] — 2012.
12. Reay J. Blended learning — a fusion for the future [Журнал] // Knowledge Management Review, 2001.
- Что такое дод в образовании
- Что такое большой андроидный коллайдер