Что такое смешанный хор
Что такое хор?
Хором называют коллектив певцов (вокалистов), исполняющих одно произведение. Существует два вида хора: однородный и смешанный. К однородному относятся только женские хоры, мужские хоры или детские хоры (не важно, кто поет в детском хоре, мальчики или девочки, или и те и другие, он все равно считается однородным). Смешанным хором называется коллектив, где поют и мужчины, и женщины (иногда участвует группа детского хора).
Из чего состоит хор?
Каждый вид хора имеет деление на партии. Так в однородном мужском и женском хоре может быть только две партии: Тенор / Бас (в мужском) и Сопрано /Альт (в женском). Смешанный хор делится на четыре партии (иногда на пять) партий: Сопрано / Альт / Тенор / Бас. Иногда разделяют низкие мужские голоса на две партии: Баритон и Бас, тогда состав выглядит так: Сопрано / Альт / Тенор / Баритон / Бас. В нотах для хорового исполнения принято писать каждую партию на отдельном нотном стане. Четыре нотоносца объединяются: на верхнем пишется партия сопрано, затем альта, тенора, а на самом нижнем – баса.
Сколько в хоре певцов?
Кроме того, различают хоры по количеству певцов: большие, камерные и маленькие хоры. В большом хоре количество участников не ограничено, но, как правило, не бывает больше 150 человек. Камерный хор включает в себя не больше сорока человек. Маленький хор состоит из 12 человек – это самое маленькое количество участников при котором возможно исполнение хоровой музыки. Дело в том, что человек не может спеть все произведение на одном дыхании, поэтому певцы прерываются на какое-то время, чтобы сделать очередной вдох.
В момент вдоха голос певца выпадает из общего звучания хора, поэтому когда в партии поют два человека, это будет очень заметно. Использование трех человек в каждой партии позволяет певцам петь на «цепном дыхании». Цепное дыхание – это хоровой прием, при котором певцы одной партии берут дыхание по очереди. Получается, что пока один вдыхает, два других вокалиста поют.
Женский, мужской, смешанный хоры и их состав
Широкий спектр тембровых характеристик партий позволяет хормейстеру добиться различного их сочетания. Виртуозность исполнения партии сопрано дополняется глубиной звучания партии басов. Мощность, объёмность звучания хору придаёт наличие басов-октавистов. Роль гармонического заполнения выполняют серединные партии теноров и альтов.
Смешанный хор обладает уникальными динамическими возможностями. Особой красотой звучания в смешанном хоре отличаются произведения распевного, широкого характера.
Все профессиональные хоровые коллективы в большинстве своём являются смешанными. Именно для этого типа хоров написано множество различных по объёму, содержанию, стилю и средствам музыкальной выразительности произведений.
Неполные смешанные хоры (юношеские) встречаются крайне редко. Они существуют как учебные коллективы в хоровых училищах и реже как самодеятельные в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях. При работе с юношеским хором необходимо учитывать его специфику. Юношеское пение требует щадящей вокальной нагрузки. Следует избегать форсированного пения на крайних звуках диапазона. Репертуар для юношеских хоров состоит из произведений с облегчённым видом переложений.
Произведения для мужского хора можно встретить в хоровом творчестве старых мастеров (Лассо, Палестрина), в западной и русской хоровой классике (Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и др.). Для этого состава хора были сделаны прекрасные обработки народных песен. Произведениями для мужского хора богата православная духовная музыка и оперная литература.
Для женского хора написано довольно большое количество оригинальных классических и современных хоровых сочинений.
Количественный состав хора
Норма минимального состава смешанного хора 12-16 человек. В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-24 человека. Меньшее количество обычно называют ансамблями (в настоящее время 12-20 человек. Средний состав хора не менее 24 (32-40) участников предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Большой хор – 80-120 человек.
Петербургская хоровая капелла – 90 человек, Большой хор Всесоюзного радио – 95 человек, Государственный мужской хор Эстонии – 80 человек, Государственная русская республиканская капелла им. А.Юрлова – 80 человек.
Сводные хоры в странах Балтии – до 10 тысяч человек.
П.Г.Чесноков: «При трёх умелых певцах является возможным образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой партии – три».
Сопрано – 3
Альты – 3
Тенора – 3
Всего – 12 человек — такой хор мы называем малым смешанным хором (неполный хор – чистое четырёхголосие).
Когда количество певцов в каждой партии хора удвоится (а в басовой партии утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов (полный)
Виды хоровых коллективов
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
· смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
· хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики — дисканты, партию альтов — контратенора — юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
· мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
· женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
· детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
С точки зрения манеры пения различают:
· академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
· народные хоры — поющие в народной манере.
По количеству участников различают:
· камерные хоры — от 12 до 30-50 участников;
· большие хоры — от 50 до 120 участников;
· сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хэппининг-перфоманс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус.
· Профессиональные хоры. Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность.
· Любительские хоры объединяют людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах, муниципалитетах, при организациях и учреждениях, при немузыкальных учебных заведениях (очень распространенная форма) и т. п.: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.
· Церковные хоры. Основная их деятельность — участие в церковных службах. Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители. Художественный руководитель церковного хора — регент — должен быть не только хормейстером, но и знатоком церковной службы.
· Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания
Хоровые конкурсы
В СССР проводились многочисл. смотры-конкурсы любительск. хоров в рамках олимпиад, праздников песни, респ. и Всесоюз. фестивалей самодеят. иск-ва.
В 1972 и 1975 в Таллине, по инициативе Г. Эрнесакса, проведены конкурсы хоров с участием зарубежных коллективов. Среди победителей были хоры, руководимые Б. Тевлиным, М. Заринской, Е. Богдановским, А. Крыловым.
Одним из наиболее известных межд. конкурсов явл. итальянский Полифонико им. Гвидо д’Ареццо (орг. 1952), проводимый ежегодно в г. Ареццо. Среди получивших первые премии — хоры под упр. И. Кокарса, В. Полянского. Большим авторитетом пользуется проводившийся с 1961 (каждые два года) конкурс им. Б. Бартока (г. Дебрецен, Венгрия). Среди его победителей хоры под упр. Ю. Уланова (Москва), В. Чернушенко, А. Крылова, Б. Певзнера. Проводятся Х. к. в Болгарии (г. Варна), Голландии (г. Гаага) и др. странах.
На конкурсах Всемирных фестивалей молодежи (1949, 1951, 1953, 1957) первыми премиями отмечены хоры под упр. В. Соколова, И. Полтавцева, Г. Сандлера, К. Пигрова, В. Серебровского (Уральский ун-т).
Назовем нек. победителей межд. конкурсов за последнее десятилетие. С.-Петерб. кам. хор “Lege artis”, рук. Б. Абальян, 1990 (Бельгия), 1991 (Швейцария), 1995 (Германия). С.-Петерб. Молодежный кам. хор, рук. Ю. Хуторецкая, 1995 (Швейцария), 1997 (Испания). С.-Петерб. кам. хор “Певческий мост”, рук. А. Сысоев, 1995 (Италия, конкурс им. Палестрины). Ижевский муниципальный кам. хор, рук. В. Михайлов, 1996 (Греция). Брянский акад. хор, рук. М. Бутилло, 1997 (Венгрия). Кам. хор Моск. консерватории, рук. Б. Тевлин, 1998 (Италия), 1999 (Германия). Донская хоровая капелла “Анастасия”, рук. С. Тараканов (1999, Италия). За последнее десятилетие много премий получил Брянский академический хор, рук. Марио Бутилло.
В 1995 в г. Калуге проведен первый межд. конкурс “Поющее мужское братство”, с уч. более 20-ти хоров. Первое место получил “Калужский акад. мужской хор”, рук. Е. Деревяшкин. Московский муж. хор “Хоровая академия”, рук. А. Седов, 1997 (Лос-Анджелес).
Первый Всероссийский конкурс молодых хоровых дирижеров состоялся в 1995 в г. Салавате (Башкирия). Его победители: Александр Соколов (1-я премия, Москва), Владимир Никитенков (2-я премия, С.-Петербург), Анатолий Рыбалко (3-я премия, С.-Петербург). Второй Всероссийский конкурс дирижеров академ. хоров состоялся в г. Салавате в 1998; 2-й премии удостоен Вадим Прикладовский (Калуга); 3-й премии — Евгения Казанцева (Новосибирск) и Вера Мясникова (Вологда).
Х. к., в числе других муз. конкурсов, “содействуют развитию искусства, способствуют укреплению дружбы и культурных связей между народами” (Д. Шостакович)
Вебер Карл Мария (1786—1826) — нем. композитор, дирижер, пианист, муз. писатель; руководил оперн. хором. Среди соч. 6 кантат, 3 мессы и офферторий; хоры в оп. «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» и др.; муж. хоры в сб. «Лира и меч», смеш. цыганские хоры из музыки к драме П. А. Вольфа «Прециоза» (наиболее известный из них «В лесу», с имитацией эха); хоры a.cap. Хоры В. близки нем. бытовым ансамблям с их гарм. многоголосием, куплетностью; в муж. голосах часто применяются divisi, используются также неполн. составы смеш. хора; встречаются (в операх) 2-хорные эпизоды. Один из первых дирижеров-профессионалов, В. оставил след в развитии дирижерск. искусства: рассадил орк. по группам, дирижировал палочкой и т. д.; современники отмечали властность его жеста.
Вагнер Рихард (1813—83) — нем. композитор, дирижер, муз. писатель; некотор. время работал хормейстером; в 1863 с большим успехом концертировал в России. Его оперы содержат ряд хоров: «Риенци» — хор горожан; «Летучий голландец» — хоры прях и матросов; «Тангейзер» — хор пилигримов, марш; «Лоэнгрин» — хор. сцена I д., свадебный хор и др.; «Мейстерзингеры» — ряд хор. эпизодов, финал; «Парсифаль» — полифонич. разработанные хор. сцены. Среди соч. для хора a cap. отметим «Торжественную песню», «Приветствие королю», «У гроба Вебера». Хоры В. отличаются характерностью; большинство из них доступно для исп. лишь хорошо подготовленным певцам (из-за высокой тесситуры и широкого диапазона хор. партии). Муз.-лит. труды (в пер. на рус. яз.): «О дирижировании», «Опера и драма» и др.
Берлиоз Гектор (1803—69) — франц. композитор, дирижер, муз. писатель. В его соч., новаторских по содержанию и форме, широко использован хор (монументальный Реквием в духе франц. революционно-героич. музыки, посв. памяти жертв революции 1830 г.; драм. легенда «Осуждение Фауста»; симфония «Ромео и Джульетта», оратория «Детство Христа»; «Лелио, или Возвращение к жизни», оп. «Бенвенуто Челлини» и др., «Траурно-триумфальная симфония»), иногда хор двойной («Марсельеза», «Марш франков», кантата «Всемирный храм») и тройной («Te Deum», «Сара-купальщица»). Среди произв. Б. — хоры с орк. («Угроза франков», Гимн Франции), с фп. («Цветы ландов») и a cap. Б. был выдающимся дирижером; в 1847 и 1867—68 с большим успехом концертировал в России. Муз.-лит. соч.: «Трактат по инструментовке» с главой «Дирижер оркестра», «Мемуары» и др. В кн. «Вечера в оркестре» Б. описал и высоко оценил искусство Придв. певч. капеллы, хор. творчество Бортнянского.
Казачков Семен Абрамович (р. 1909) — рус. хор. дирижер; проф., в 1947—90 первый зав. кафедрой хор. дирижирования Казанск. конс., канд. искусствоведения, Почетный доктор Казанского ун-та, засл. деят. иск. России. Хор студентов, руководимый К., ведет большую концертно-просветит. работу в школах, неоднократно с успехом выступал в Москве, а также в Ленинграде и Таллине; включал в свои программы классику («Прометей» Танеева, пролог из «Бориса Годунова» Мусоргского, «10 поэм» Шостаковича и др.), соч. и обр. татарск. композиторов. Хору свойственно сочетание высокого технич. мастерства и одухотворенности, свежести и колоритности звучания. К. — автор кн. «Дирижерский аппарат и его постановка» (1967), «От урока к концерту» (1990), «Дирижер хора. Артист и педагог» (1998), статей. Уч-ки: А. Абдуллин, А. Булдакова, Л. Дразнина, В. Леванов, В. Лукьянов, Д. Кутдусов, В. Макаров, Е. Мохнаткин, В. Сотников, М. Таминдарова, Л. Усцов и др.
Ольхов Константин Абрамович (1914—76) — рус. хор. дирижер, проф. хор. кафедры Ленингр. конс., кандидат искусствоведения. Руководил различн. хорами (1940—41 гл. хормейстер Центр. ансамбля Военно-Морского Флота СССР и др.). Автор кн. «О дирижировании хором» (1961), «Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров» (1979), занимался также хор. творчеством С. Танеева. Исследовал вопросы преподавания дирижирования, структуру единичного дирижерск. жеста и др. Сост. сб-ков «Избранные хоры С. Танеева», «Праздничный концерт» (позднее «Хоровой концерт»). Уч-ки: В. Айдарова, А. Алексеев, М. Беляков, Е. Бражник, В. Васильев, В. Гончаров, Л. Ежов, В. Кожин, В. Комаров, М. Кукушкин, З. Массарский, П. Россоловский, Г. Терацуянц, У Ген-Ир, Л. Фулиди, М. Эпштейн, Ю. Хотеев и др
ПТИЦА Клавдий Борисович (1911—83) — рус. хор. дирижер, обществ. деятель, проф., с 1960 зав. кафедрой хор. дирижирования Моск. консерватории; канд. искусствоведения, нар. арт. СССР. Руководил хором оп. студии МГК, 1938—41 хормейстер хора Моск. филармонии, 1943—46 хормейстер Гос. хора русской песни под упр. А. Свешникова. С 1950 худож. рук. Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио, с котор. подготовил много опер, кантат, ораторий, хоров классиков и совр. композиторов (нередко 1-е исп.). Выступал дирижером объед. хоров, участвовал в жюри междунар. хор. конкурсов. Для творч. облика П. было характерно сочетание интеллектуальности с эмоц. теплотой, умение охватить форму произв. в целом при тщательной отделке деталей. Написал ряд содержательных, блестящих по изложению работ в области истории и теории хор. искусства, в т. ч. «Очерки по технике дирижирования хором» (1948), «Три русские песни С. Рахманинова» для хора и симф. оркестра (опыт исполнительск. анализа), «Мастера хорового искусства в Московской консерватории» (1970); критико-биографич. очерки в кн. П. Чеснокова «Хор и управление им» (3-е изд., 1961), К. Пигрова «Руководство хором»; автор статей и рецензий, составитель хрестоматий по хор. дирижированию и др. Уч-ки: Н. Ветлугина, В. Балашов, Л. Григоров, Н. Добровольская, В. Живов, Л. Исханова, В. Краснощеков, Б. Куликв, А. Осипов, Г. Рождественская, Е. Сидорова и др
Список использованной литературы
Типы и виды хоров и их вокально-технические возможности
Хор (по П.Чеснокову) – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественно выработанные нюансы.
Вид хора – это характеристика исполнительского коллектива по количеству самостоятельных хоровых партий.
Различают одноголосные виды хоров и многоголосные (2х-, 3х-, 4х-голосные).
Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов.
Различают однородные, неполные и смешанные типы хоров.
Однородные составы хоров представляют собой соединение однородных голосов:
Детский хор | Дисканты |
Альты |
E SJCRj7XxVkC1JMchWs8ZRpLDzgTpTE+qEBEyB8IX6TxD3xfpYj1fz/NRPp6tR3la16PHTZWPZpvs flpP6qqqsx+BfJYXnWCMq8D/Os9Z/nfzctms8yTeJvpWqOQ9eqwokL2+I+nY+tDt89zsNDttbcgu TAGMcDS+rFvYkbf3aPXrp7D6CQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAioo5jd8AAAAJAQAADwAAAGRy cy9kb3ducmV2LnhtbEyPQU/DMAyF70j8h8hI3Fi6IspWmk7AhOhlSGwT4pg1po1onKrJto5fjxEH uD37PT1/Lhaj68QBh2A9KZhOEhBItTeWGgXbzdPVDESImozuPKGCEwZYlOdnhc6NP9IrHtaxEVxC IdcK2hj7XMpQt+h0mPgeib0PPzgdeRwaaQZ95HLXyTRJMum0Jb7Q6h4fW6w/13unIC7fT232Vj/M 7cvmeZXZr6qqlkpdXoz3dyAijvEvDD/4jA4lM+38nkwQnYL09obRI4tpBoID1+mcxe53IctC/v+g /AYAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0Nv bnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAA AC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDnpYH6MwIAAFwEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAA AC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCKijmN3wAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAA AAAAAI0EAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAmQUAAAAA «> Женский хор | Сопрано |
Меццо-сопрано | |
Контральто |
I kJGPtfFWQLUkxyFazxlGksPOBOlCT6oQETIHwlfpMkPfl+lys9gs8lE+mW9GeVrXo8dtlY/m2+zD rJ7WVVVnPwL5LC86wRhXgf9tnrP87+blulmXSbxP9L1QyVv0WFEge3tH0rH1oduXudlrdt7ZkF2Y AhjhaHxdt7Ajr+/R6tdPYf0TAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQCKijmN3wAAAAkBAAAPAAAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sTI9BT8MwDIXvSPyHyEjcWLoiylaaTsCE6GVIbBPimDWmjWicqsm2jl+PEQe4 Pfs9PX8uFqPrxAGHYD0pmE4SEEi1N5YaBdvN09UMRIiajO48oYITBliU52eFzo0/0ise1rERXEIh 1wraGPtcylC36HSY+B6JvQ8/OB15HBppBn3kctfJNEky6bQlvtDqHh9brD/Xe6cgLt9PbfZWP8zt y+Z5ldmvqqqWSl1ejPd3ICKO8S8MP/iMDiUz7fyeTBCdgvT2htEji2kGggPX6ZzF7nchy0L+/6D8 BgAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29u dGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAA LwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAF+wLGoyAgAAXAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAA LgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIqKOY3fAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAA AAAAjAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACYBQAAAAA= «> Мужской хор | Тенора |
Баритоны | |
Басы |
К неполным хорам относятся соединения одного из однородных составов с хоровой партией другого. Хоровые произведения, написанные для неполного смешанного состава – это лишь один из приемов хорового письма, ибо хоровые коллективы неполного состава не создаются. Однако, в силу нехватки мужских голосов, такой тип хора имеет право быть.
Наиболее распространены следующие варианты:
L YDUnbD3YjgjZ23C4VB4PCjCk7ksRJPNjHs/Xs/UsG2XpZD3K4rIc3W1W2WiySabj8k25WpXJT59a kuW1YIwrn91Jvkn2d/IYGqkX3lnAVyzsJdlN+F6Sja7TCCUGLqd/YBek4tXRy2mr2TMoxei+H+H9 AKPW5jtGHfRige23PTEcI/legdjnSZb55g2TbDxNYWIuPdtLD1EUoArsMOrNlesbft8asavhpCRc q9Je6ZVwJyn3WQ26hn4LDIa3wTf05TxE/X7Blr8AAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQCfQ2EA3QAA AAkBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI9LT8MwEITvSPwHa5G4UZsk4hHiVKiIA+JEeUjc3HhJ IuJ1iLdt4NezPcFpNfpGszPVcg6D2uGU+kgWzhcGFFITfU+thZfn+7MrUIkdeTdEQgvfmGBZHx9V rvRxT0+4W3OrJIRS6Sx0zGOpdWo6DC4t4ogk7CNOwbHIqdV+cnsJD4POjLnQwfUkHzo34qrD5nO9 DRaaV/55w/io77Bjs8q+3on1g7WnJ/PtDSjGmf/McKgv1aGWTpu4JZ/UYCHPrguxCpAjPC/yS1Ab 0SYvQNeV/r+g/gUAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAA AAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQABp7aydwIAAAkFAAAOAAAA AAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCfQ2EA3QAAAAkBAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAANEEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA2wUAAAAA «/>Сопрано Альты
Неполные смешанные хоры позволяют более разнообразно использовать хоровые краски.
Так, звучность неполного хора в первом варианте оказывается более легкой, как бы окруженной светлыми тембрами сопрано и теноров. Во втором случае звучание более массивное и насыщенное в связи с преобладанием низких голосов.
Женский хор (фа м – до 3 ) отличается легким, светлым тембром. Динамические возможности женского хора чрезвычайно разнообразны. Ему доступна широкая шкала градаций нюансов: от нежнейшего ppp до яркого и напряженного (правда, не очень массивного) ff.
Однако не все регистры женского хора обладают широкой динамической амплитудой: в нижнем регистре трудно добиться настоящего f, с другой стороны, в верхнем регистре p будет несколько напряженнее, чем в среднем либо нижнем регистре. Поэтому шире всего используется средний регистр с наибольшей тембро-динамической амплитудой и возможностью максимального разнообразия исполнительских нюансов.
Женские хоры могут быть различных видов: от одноголосного до 5-6-голосного. Одноголосный хор отмечается слиянием сопрано и альтов в унисон. Звучание такого хора отличается большей силой и насыщенностью.
В двухголосии возникают сложные обертоновые связи в результате «пространственного» смешивания тембров.
Трехголосный вид женского хора создает полноту гармонического ощущения. Многоголосные хоры, возникающие в результате разделения (divisi) хоровых партий, отмечены большим объемом звучания, что значительно расширяет колористические возможности женского хора.
Детский хор. Объем несколько уже женского и зависит от возрастных особенностей участников (
соль м – соль 2 ). Для детского хора характерна большая прозрачность и легкость звучания, особая серебристость и звонкость.
Младший возраст – наиболее употребителен объём в пределах первой октавы (до-ре – ля-си).
Подростковый возраст – более широкий диапазон (до соль-ля 2 ).
Для детского хора типично тесное, часто предельно тесное расположение голосов, обычно в 2х- или 3х-голосном складе.
Мужской хор (ля контр – до 2 ). Большой диапазон позволяет ярче выявить контраст регистров и тем самым разнообразить звучание. Звучность хора сильная и плотная при f, мягкая и глубокая при p.
Тембровая окраска во многом определяется видом мужского хора – одноголосным либо многоголосным.
Одноголосный хор встречается большей частью эпизодически и обычно переходит в 2х- и 3хголосие. Двухголосие в мужском хоре отличается уравновешенной звучностью. Divisi приводит к расширению объема звучания. 3х-, 4хголосие позволяет использовать самую разнообразную фактуру.
Смешанный хор (ля контр – до 3 ) – соединение однородных хоров, чаще всего женского и мужского, реже детского и мужского. Смешанный хор как одна из наиболее сложных форм хорового ансамбля обладает многоцветной палитрой выразительных средств. Чередование солирующих партий с хоровым tutti, разнообразные комбинации хоровых партий поражают беспредельностью оттенков. Смешанный хор отличается также разнообразием динамических оттенков.
Одноголосие смешанного хора встречается довольно редко, т.к. в диапазоне сопрано и басов всего лишь несколько звуков. Чаще встречается октавное унисонное изложение. Унисон дает возможность получать наибольшую силу звучности и применяется в моменты кульминаций. 2х- и 3-голосное изложение широко распространено как в гомофонно-гармонической, так и в полифонической музыке. 4-хголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. 5-8голосие встречается в основном в произведениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.
По количественному признаку смешанные хоры разделяют на:
1) Малый (камерный) смешанный хор – 12-15 человек (по 3-4 в каждой партии). В таком хоре нельзя поделить основные группы на 1 и 2 голоса. Этому хору доступна строго 4-хголоснаыя фактура.
2) Средний смешанный хор – 25-35 человек (по 6-8 в партии). Не обладая впечатляющими контрастами, мощью звучания и тембровым богатством капеллы этот состав может достичь тончайшие градации звучания, практически недоступных большому хору. Репертуар значительно шире, чем в малом составе.
3) Большой смешанный хор – 50-60 человек и более. Может исполнять всю хоровую литературу, включая и крупные вокально-симфонические формы с сопровождением оркестра (оратории, мессы, кантаты).