Что такое смета в строительстве и для чего она нужна образец
Сметы
Смета – это ключевая стадия подготовки к реализации проекта. На ее основании будет формироваться календарный план проекта, график поставок материалов и инструментов. Смета фиксирует стоимость всех работ, инструментов и материалов. Она включает в себя накладные и непредвиденные расходы, прибыль подрядной компании. Это крайне важный документ. К его составлению могут привлекаться даже отдельные подразделения.
Основные особенности
Смета обычно составляется в рамках строительства. Само такое понятие появилось в плановой экономике. Но оно осталось актуальным и в рамках рыночной экономики. Смета – это ориентир для определения цены, которая устроит заказчика. Она также нужна для качественного анализа расходов обеих сторон. Документ потребуется для осуществления расчетов между участниками проекта в процессе его воплощения. Сметная стоимость – это предполагаемый объем расходов, нужных для полноценной реализации проекта.
При оформлении соглашения подряда смету составлять не обязательно. Но всегда составляется протокол, устанавливающий договорную стоимость. Но смета может быть затребована заказчиком. Как правило, она и запрашивается с целью детализации расходов на строительства. Обязательно составляется смета, если заказчик – это государственное учреждение.
Особенности установления
Сметная стоимость рассчитывается на каждой из стадий проектирования. Нужно это для дополнительной детализации, точного уточнения. Рассмотрим эти стадии:
Если проводится несколько направлений строительства, заполняется сводка затрат по этим направлениям.
Способы расчета
В РФ распространены эти методы установления стоимости:
Есть еще несколько методов установления стоимости.
Состав
Сметная стоимость подразделяется на 3 части. Рассмотрим их особенности:
К СВЕДЕНИЮ! Если строится уникальное здание, для создания сметы обычно используются укрупненные сметные нормы. Если же УСН нет, могут применяться единичные расценки.
Разновидности сметы
Смета – это практически обязательная часть подготовки к любому проекту, предполагающему денежные расходы. Это не один документ, но комплекс бумаг. К ним относится эта документация:
Состав документации, которая обычно сопровождает воплощение проекта в жизнь:
Все эти документы заполняются на базе официальной документации. Вместе с ними могут составляться другие бумаги: ведомость сметной стоимости различных объектов.
Программы для составления сметы
Обычно смета составляется посредством специальных программ. Это наиболее простой и быстрый вариант. Есть бесплатные программы с минимальным функционалом. Они подходят для простейших расчетов. Произвести их можно в обычной Microsoft Excel. Есть также профессиональные программы. К примеру, это «Смета.ру», «1С:Подрядчик».
Что такое смета. Объясняем простыми словами
Смета — финансовый документ с полным расчётом (планом) предстоящих расходов на осуществление какой-либо деятельности.
Проще говоря, это план, в котором максимально полно и по пунктам расписано, сколько денег нужно, чтобы выполнить какую-либо работу. Грамотно составленная смета позволит трезво оценить, как дорого обойдутся предстоящие работы, и если потребуется — внести корректировки в смету.
Например, вы запланировали ремонт квартиры. Вы можете составить смету от руки на обычным листе А4. В такой смете вы, скорее всего, сможете выделить несколько статей расходов: пол, стены, потолок, сантехработы, электрика и так далее. Это самый примитивный список. Однако в основе любительской сметы будет тот же принцип, что и у профессионально выполненной строительной сметы.
Пример употребления на «Секрете»
«За год на 1,5 млрд рублей подорожало строительство «СКА Арены» в Петербурге — стадиона, который примет матчи чемпионата мира по хоккею в 2023 году. Сейчас стоимость возведения самой большой хоккейной арены России оценивается в 38,5 млрд рублей, но это не окончательная цифра — в самой «СКА Арене» не исключают, что смета вырастет ещё на 10–15%».
(Из новости о самых высокооплачиваемых игроках КХЛ.)
Нюансы
Смета должна содержать определенные виды работ, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определённую с учётом подлежащих выполнению объёмов работ.
Смета — основание для формирования первичных учётных документов, в том числе используемых для расчётов между сторонами договора за выполненные работы, а также при проверке выполненных работ контролирующими органами.
Бывают разные виды смет. Например:
Локальная. Представляет из себя только расчёты на определённые работы, которые являются частью какого-то большого проекта/общего объёма работ. Здесь рассчитываются затраты на материалы, заработную плату приглашённым специалистам, эксплуатацию техники и всевозможные накладные расходы.
Объективная. Она объединяет локальные сметы в пределах одного большого объекта. Например, объективная смета прилегающей территории нового жилого комплекса будет содержать в себе еще несколько локальных смет. Например, смету на строительство подземной парковки, детской площадки, зон отдыха, велодорожек и другие.
Сводный сметный расчёт. Пакет документов по всем объектным расчётам и отчётам на отдельные виды расходов, которые необходимы для подсчёта точных и окончательных цифр и сроков завершения работ всех объектов в рамках реализуемого проекта.
Как составить смету на ремонт? Показываем на примере однушки 35 м2 с бюджетом 600 000 рублей
Чертёж Марины Лариной
Прежние хозяева прожили здесь 10 лет с ремонтом от застройщика (бумажные обои, линолеум, ванная с окрашенными стенами и кафелем на полу). Лиза и Петя хотят обновить интерьер, но намерены ограничиться скромным ремонтом в скандинавском стиле. Окна и батареи менять не будут, а вот входную и межкомнатные двери поставят новые.
Самостоятельно Булочкины готовы делать уборку, несложный демонтаж, выносить нетяжёлый мусор и красить уже зашпаклёванные стены и потолки. На остальные работы наймут бригаду.
Шаг 1. Составляем предварительный список работ
На этом этапе нужно записать всё, что вы будете делать в квартире (нужен ли демонтаж старой отделки? стены выравниваем? поклеим обои или покрасим? меняем пол или нет? а с потолками что…?), а также то, какие специалисты вам потребуются. В списке фиксируйте цены на услуги.
Лиза и Петя промониторили цены в Москве и Подмосковье и получили вот что:
Демонтаж старой отделки:
Если дому больше 30 лет, на этом этапе могут быть сюрпризы — например, после снятия плитки в ванной обнаружится трухлявая перегородка, которую нужно перестраивать, а после демонтажа пола придётся менять и лаги и т. п.
Дополнительные расходы могут возникнуть в любой момент — внезапно подорожали услуги строителей, материалы или понравившаяся кровать; потребовалось больше денег на доставку материалов и мебели; понравился дорогой коврик и т. п.
Поэтому в смете обязательно нужно закладывать 5–15% от общей стоимости ремонта на непредвиденные расходы.
Стоимость ремонтных работ:
Посовещавшись, семья Булочкиных решила, что:
Шаг 2. Составляем список стройматериалов (с ценами)
Лиза и Петя изучили цены на сайтах крупных строймаркетов:
3. Акцентные обои в комнату (флизелиновые) — 1200 рублей рулон / 10 метров, ширина 53 см.
4. Акцентные обои на кухню (флизелиновые) — 1200 рублей рулон / 10 метров, ширина 53 см.
5. Обои основные (флизелиновые) — 1000 рублей рулон / 10 метров, ширина 53 см.
7. Плинтус напольный для всей квартиры — 375 рублей штука, длина 2 метра.
8. Плинтус потолочный (багет) — 400 рублей штука, длина 2 метра.
12. Краска для радиаторов — 700 рублей банка.
18. Затирка — 320 рублей / 2 кг.
19. Межкомнатные двери 3 штуки (с фурнитурой и наличниками) — по 3000 рублей каждая.
20. Входная дверь — 16 000 рублей.
21. Расходные материалы, комплектующие (розетки, выключатели, кабели, сантехнические расходники по необходимости, кисти, рабочие перчатки) — 10 000 рублей.
22. Материалы на гипсокартонный короб (гипсокартон, смотровой люк, направляющие) — 2000 рублей.
23. Смесители — от 3000 до 4500 рублей (за штуку; на квартиру нужно три: кухонный; смеситель для рукомойника и смеситель с душевой лейкой для ванны или душа).
24. Полотенцесушитель — от 5000 рублей.
25. Акриловая вставка в ванну — 4000 рублей (с установкой).
Шаг 3. Составляем список мебели и техники
Булочкины подумали, что им предстоит купить из мебели и техники, и записали это на отдельном листе (детальные расчёты на мебель, свет и аксессуары мы не делаем, так как перечень позиций и их цена сильно зависят от вкуса и предпочтений хозяев).
Дополнительно стоит заложить сумму на текстиль, ковры и элементы декора (картины, постеры и т. п.) — эти расходы тоже сильно зависят от вкуса и от того, что у вас уже есть в наличии на момент переезда.
Шаг 4. Делаем замеры для расчёта количества материалов
Нужны: рулетка, линейка, карандаш, блокнот. Потом замеры лучше перенести в программу типа Remplanner, Planer 5D или подобные.
Квадратный метр — это единица подсчёта затрат в смете, причём нужно посчитать не только жилую площадь вашей квартиры (площадь пола), но и площадь всех остальных поверхностей (стен и потолков).
По квадратным метрам считаются работы строителей, а также почти все материалы. Кажется, что это не так: обои-то мы покупаем рулонами, а краску — банками.
Как делать замеры?
1. Рисуем в блокноте примерный план квартиры.
2. Измеряем все стены, простенки и выступы; не забываем про откосы окон, сами окна, дверные проёмы, проходы, ниши и прочее. Все записываем дотошно.
Шаг 4. Рисуем точные планы
На компьютере создаём точные чертежи квартиры, их будет несколько.
Первый чертёж: План отделки
Высчитываем площадь потолка и пола (они чаще всего равны) и каждой стены, умножив её длину на высоту. Из площади стен вычитаем площадь окон и дверных проёмов. Это нужно, чтобы знать, сколько потребуется той же шпатлёвки и сколько заплатить за работу — ведь стекла и двери бригада шпатлевать и оклеивать обоями не будет.
Чертёж Марины Лариной
В итоге у Булочкиных получились следующие данные:
Далее, в зависимости от того, какие работы в квартире предстоят, сделайте ещё 5–8 аналогичных планов с разными данными.
Второй чертёж: План демонтажа. Перегородки, которые необходимо снести. Напомним, что перед тем, как сносить какие-то стены, делать в них проёмы и т. п., убедитесь, что ваша перепланировка безопасна и законна. Подробно об этом мы писали в отдельной статье.
Третий чертёж: План монтажа. На нем чертим перегородки, которые нужно возвести. Важно: после строительства новых перегородок измерения нужно будет пересчитать.
Четвёртый чертёж: План расстановки мебели. Соблюдая размеры мебели, отмечаем, что где будет стоять. Это нужно для плана разводки электрики и понимания, где и какие зоны расположатся (зона отдыха, зона хранения вещей, обеденная зона и т. п.). У Булочкиных получилось вот так:
Чертёж Марины Лариной
Пятый чертёж: План групп освещения. Для расчётов по верхнему свету учитывайте следующие нормы освещения: на 1 кв. м должно приходиться 25 Вт, то есть на комнату 15–16 кв. метров — 375–400 Вт (4 лампочки по 100 Вт). Это может быть одна люстра или несколько светильников. Не забудьте отметить, как будут включаться лампочки — от одного выключателя или от нескольких.
Плюс добавьте рабочее освещение — лампу на столе; вечернее — торшеры для чтения или прикроватные светильники. Важно учесть и освещение для гардероба — его можно продумать самостоятельно или заказать вместе с наполнением или встроенным шкафом.
Шестой чертёж: План групп электрической разводки. Подумайте, где вам удобнее будет заряжать телефон, а где разместите ноутбук или телевизор; где будете ставить гладильную доску, а где — сушить волосы феном. Исходя из этого и из расставленной мебели определите, где монтировать розетки. На каждой стене должно быть минимум по 2 розетки.
Седьмой чертёж: План напольных покрытий. На нем нужно отметить, где какие покрытия будут использоваться и будет ли тёплый пол, здесь же следует пометить плинтусы, порожки и перепады высот.
Восьмой чертёж: План расстановки дверей и дверных проёмов. Указываем, где будут двери, а где просто проёмы (например, у вас есть раздвижные конструкции в квартире), указываем размеры дверных проёмов (они могут отличаться). Также на этой схеме надо определить, куда двери будут открываться — они не должны цепляться друг за друга и мешать свободному проходу по квартире. Стандарт — дверь открывается правой рукой и на себя.
Шаг 6. Составляем смету, попутно уточняя цены
На этом этапе вбиваем в табличку Excel или Google все предстоящие работы, затраты на стройматериалы, доставку, грузчиков и т. п.
Порядок затрат по ремонту квартиры обычно получается такой:
Лиза и Петя в итоге потратят 26 800 рублей на демонтажные работы, 206 854 рубля — на отделочные (с учётом работы электриков и сантехников), 151 677 рублей — на материалы. Ориентировочно в такую же сумму обойдётся покупка мебели и техники (они заложили 150 тысяч). В общей сложности ремонт выльется в сумму около 615 000 рублей (с учётом 15%-ного люфта на транспортные и непредвиденные расходы).
Таблицу затрат Булочкиных можно скачать здесь: её удобно использовать как образец сметы.
А можно, я не буду всё это считать сам?
Да, можно. У многих стройбригад есть услуга профессионального сметчика по ремонту квартир, который всё измерит и рассчитает за вас (обычно это стоит порядка 5–10% от стоимости строительных работ, в «дорогих» компаниях услуга сметы входит в общую цену работ). Вы также можете сами выбрать ламинат, плитку и обои и скинуть сметчику артикулы и цены — он внесёт это в таблицу расчётов.
Смета от дизайнеров
Также сметы (и последующую комплектацию) делают дизайнерские бюро — это необходимая часть проектирования. Если бюджет позволяет, вы можете заказать проект ремонта, дизайнерское решение плюс подробную смету (и комплектацию, то есть услугу набора всех стройматериалов и мебели) в таком бюро. В этом случае нужно будет назвать максимальную сумму, которую вы готовы потратить на ремонт, и попросить дизайнера вписаться в неё.
Татьяна Безверхая, руководитель студии TB.Design:
Самое главное — заранее оценить максимум своего бюджета и подумать, насколько вы можете его превзойти — например, занять у кого-то, взять кредит и так далее. Дело в том, что из-за отсутствия опыта люди обычно склонны занижать стоимость ремонта — в реальности она почти всегда выше. Озвучьте дизайнеру свой предел и попросите работать в рамках бюджета. Он сделает и проект, и смету. Чаще всего при этом дизайнеры делают сметы общие, из расчёта всех затрат на 1 квадратный метр жилой площади. Например, смета для ремонта класса «эконом» от дизайнерской студии выглядела бы следующим образом.
Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Ксения Стойлик.
Как составить смету на ремонт квартиры в 2022 году
Смета – это один из первых шагов к ремонту квартиры. Независимо от того, собираетесь вы делать ремонт самостоятельно или будете нанимать бригаду, смета должна быть составлена в любом случае.
Даже, если вы не профессионал, вы сможете составить или проверить готовую смету самостоятельно, используя предлагаемый нами план действий. Мы собрали всю необходимую информацию по написанию сметы расходов, составили список программ, которые помогут составить и заполнить документ, разобрали самые распространенные ошибки, допускаемые при формировании смет.
Что такое смета
Смета – это расчет ваших расходов на предстоящий ремонт квартиры. В нее входят все расходы, начиная с покупки строительных материалов, включая оплату работ, при необходимости покупку мебели и аксессуаров.
Сметы применяются в различных видах человеческой деятельности, там, где требуется осуществить предварительный подсчет затрат. Ремонт жилья не является исключением.
Какие функции выполняет смета:
Составлением профессиональных смет занимаются специалисты, стоит эта работа очень недешево, мы научим вас сэкономить на этом этапе ремонта и осуществить расчет самостоятельно.
Зачем нужна смета
Смета позволит сориентироваться, хватит ли у вас денег на ремонт, подскажет, на чем можно сэкономить, какие работы можно исключить из списка, в какой последовательности их лучше выполнять.
Особенно важна правильно составленная смета, если вы привлекаете к работам специалистов.
Самостоятельно составленная смета поможет в решении следующих задач:
Когда нужно составлять смету
Смета выступает вторым шагом после принятия решения сделать ремонт в квартире. Сначала мы определяем бюджет, т. е. сколько денег мы готовы потратить, затем составляем план расходов.
Обратите внимание, при каждом ремонте существуют непредвиденные затраты – о них узнают, например, после демонтажа отделки. Поэтому должен быть необходимый финансовый запас, как минимум +20% к установленной сумме расходов.
Виды смет
Вам потребуются две основные сметы: на работы и на материалы.
Смета на работы
Смета на работы должна включать полный перечень планируемых работ с их полной расшифровкой.
Например, отделка стен – это раздел сметы, обобщающий итоговую сумму работ на отделку стен, но обязательно указываются конкретные виды:
Так вы сможете проконтролировать бюджет и ориентироваться в стоимости работ.
Обычно в сметах не прописывают сроки работ, это указывают в договоре, однако при необходимости этот пункт можно также включить в документ.
Смета на материалы
Смета на материалы составляется после сметы на работы. Нужно написать в соответствии с планом действий, что потребуется купить и в каком количестве.
Что должно быть в смете:
Нужно понимать, что сумма будет предварительной, точная величина затрат указывается в накладной при покупке материала.
Особенности составления сметы
Собственник может сделать в квартире косметический или капитальный ремонт. Они отличаются видами и объемами производимых работ. Принцип составления сметы будет одинаковым, но необходимо учитывать особенности.
На капитальный ремонт
Что может включать капремонт квартиры:
Особенность в том, что не все работы и необходимые материалы можно расписать самостоятельно, потребуется мнение специалистов. Поэтому сметы на капитальный ремонт составляются совместно с бригадой, которая будет осуществлять ремонт, или с привлечением специализированной архитектурной компании.
На косметический ремонт
Он отличается от капитального тем, что происходит изменение только внешнего вида конструкций.
Что включает косметический ремонт квартиры:
Здесь вполне можно разобраться самостоятельно, да и сделать такой ремонт можно своими руками и сэкономить собственные финансы.
Способы расчета сметы
Есть несколько способов расчета сметы:
По хронологии. В смете указываются работы в их плановой последовательности. Это удобно для контроля за ходом выполнения работ, проще планировать оплату бригаде и покупку материалов.
По этапам. Такие сметы разбиваются отдельно на каждый этап строительства, например, черновая и чистовая отделки. Это позволит оценить состояние объекта после каждого этапа и при необходимости своевременно скорректировать смету.
По комнатам. Удобно составлять смету по комнатам, если вы собираетесь сделать ремонт только в отдельных помещениях. Здесь важно рассчитать правильно расход материалов, учитывайте остатки стройматериалов после ремонта одной комнаты при составлении сметы на другую.
По видам работ. Сметы составляются отдельно: для сантехники, электрики, пола, потолка, стен и т. д.
Как выбрать оптимальный способ расчета сметы
Наиболее распространенным способом является расчет по видам работ. Это удобно для заказчика, но могут возникнуть сложности в контроле за остатками материалов и ходом работ.
Вообще выбор способа расчета сметы зависит от задачи, которая поставлена:
Кто занимается составлением сметы
Это зависит, какой ремонт вы задумали. При косметическом можно составить смету самостоятельно или доверится прорабу бригады, которая будет делать ремонт. В любом случае смета должна быть согласована между исполнителем и заказчиком.
Смета на капитальный ремонт должна согласовываться со специалистами по конкретным видам работ. Если речь идет о полной перепланировке в квартире, лучше обратиться в специализированную компанию.
Правила составления сметы
Чтобы смета стала официальным документом, могла быть предъявлена в суде (если возникнут разногласия между заказчиком и исполнителем), действительно помогала в ходе ремонта, нужно, чтобы она была составлена по следующим правилам:
Пошаговая инструкция по составлению сметы
Составление сметы состоит из нескольких этапов. Мы разберем их по видам, представим пример составления, обозначим основные нюансы формирования.
Составление предварительного списка работ
На первом этапе нужно записать, какие работы вы хотите сделать с их подробными видами.
Например, в гостиной мы планируем сделать навесной потолок, поменять обои и постелить новый линолеум. Список должен содержать и стоимость работ, для определения предварительной суммы сметы.
Распределим все работы по видам:
Демонтаж старой отделки:
Стоимость в руб. за ед.
Стоимость в руб. за ед.
Устройство натяжного потолка
Определение необходимых стройматериалов
В определении необходимых материалов все зависит от вашего бюджета и фантазии.
Мы составили бюджетный перечень стройматериалов, которыми можно сделать ремонт в жилой комнате:
Стоимость в руб. за ед.
385 (расход 1кг. – 1 кв. м.)
180 (расход 1 л. – 10 кв. м.)
1200 (длина 10 м. ширина 53 см)
700 руб. (на 30 кв. м.)
Расходные материалы, комплектующие (розетки, выключатели, кисти, перчатки и т. д.)
Составление списка мебели и техники
В этом разделе записываем, что потребуется, чтобы закончить ремонт. Если вы делаете ремонт в ванной, потребуется унитаз, душевая кабина, раковина и т. д.
При ремонте в жилом помещении потребуется приобрести люстру.
Отдельно можно спланировать бюджет на новую мебель и технику, здесь смета составляется по индивидуальным предпочтениям, исходя из финансовых возможностей хозяев квартиры.
Замеры помещений и расчет количества строительных материалов
Для получения точного расчета, с учетом окон, дверей и индивидуальных особенностей помещения, предварительно нужно произвести замер помещения.
Какие инструменты нужны
Нам потребуются рулетка, калькулятор, карандаш, блокнот.
Как выполнить замеры
Рулеткой производим замеры окон, дверей, проемов, ниш и делаем расчет площади стен, потолка и пола.
Составление плана помещений
Нарисуем приблизительный план ремонтируемого помещения с окнами и дверью, проемами и углублениями.
Для каждого вида работ лучше составить отдельные планы:
Составление сметы и уточнение цен
Применяем наши расчеты при подсчете необходимого количества материалов и объема работ.
Заключительным этапом составляем смету и уточняем стоимость материалов и работ.
Образец готовой сметы
Ниже представлен образец готовой сметы, сделанной по видам работ.
Обратите внимание, насколько точно и скрупулезно должны быть расписаны все виды необходимых работ.
Программы для составления и заполнения смет
Если вам сложно самостоятельно составлять смету, воспользуйтесь специальными программам, позволяющими это сделать онлайн быстро и без предварительных навыков и знаний.
Гранд-смета
Программный комплекс «ГРАНД-Смета», предназначен для автоматизации всего спектра сметных расчетов. Официальный сайт https://www.grandsmeta.ru/.
Стоимость базовой программы 27000 руб.
Смета-ру
Программный комплекс для сметчиков и строителей.
Стоимость от 25000 руб.
1С: Смета
Это программа для составления, расчета, хранения строительной документации, в т. ч. для составления смет.
Стоимость от 5000 руб.
Сметус-ком
Специальный сервис для тех, кто планирует ремонт. На сайте дизайнеры, поставщики и застройщики размещают расчет себестоимости ремонта, включая свои собственные дизайны, как для общего доступа, так и для демонстрации их своим заказчикам.
Оплата по договоренности с дизайнером.
Гибкая смета
Система для обеспечения прозрачности и оптимизации рабочего процесса во время ремонта, отделки и благоустройства.
Стоимость устанавливается индивидуально, есть бесплатный функционал для вновь зарегистрированных.
Какие еще программы можно использовать
Программ, помогающих в составлении смет очень много, есть и условно-бесплатные ресурсы. Ими можно пользоваться установленное время и в ограниченном функционале бесплатно.
Софт используют для составления планов на использование ресурсов, определения цен на материалы, для установления общей стоимости ремонта. Пользователям доступны готовые шаблоны документов, которые помогут ускорить рабочий процесс и индивидуальные решения.
Распространенные ошибки при составлении сметы
Мы собрали ТОП-6 самых распространенных ошибок, которые часто допускают при составлении смет.
Включение в смету не всех видов работ. Чаще всего забывают включать расходы на поднятие материалов на этаж, но это не входит в обязанности службы доставки от магазина и расходы придется оплачивать дополнительно. Также не включают в смету расходы на вывоз мусора, а строительный мусор в большом объеме придется специально вывозить, стоит услуга от 4000 руб. в Москве и от 2000 руб. в регионах.
Попытка сэкономить на отделочных материалах. Закладывайте материалы не в притык, а с запасом. В противном случае вам придется оплачивать дополнительную доставку.
Затраты на входную дверь. После ремонта или приобретя квартиру на вторичном рынке, нужно сразу поменять замок. Иногда требуется сменить обивку двери, т. к. она может быть испорчена ремонтом. Не забудьте включить этот расход в смету.
Замена счетчиков. Пока в квартире идет ремонт удобно будет поменять приборы учета, если уже подходят сроки.
Непредвиденные расходы. Часто смету делают впритык, чтобы минимизировать расходы. Вы никогда не сможете точно определить, сколько потребуется денег. Поэтому закладывайте в смету дополнительно 30–40%, тогда вы будете спокойны, что денег хватит.
Оформление. Смета может быть распечатана на специальном бланке, написана от руки, это не имеет значение, главное, чтобы она была подписана обеими сторонами, заказчиком и подрядчиком. Если подрядчиком выступает строительная компания, подписывает документ уполномоченное лицо и ставится печать.
Особенности заказа сметы в специализированных компаниях
Заказать смету можно в специализированных сметных компаниях или частных проектировщиков. Преимуществ у такого способа несколько:
Вы сможете быстро узнать онлайн стоимость ремонта, предоставляются услуги страхования во время ремонта, возможна доставка и выкуп остатков материалов.
Куда обратиться за услугой
Найти сметщика, можно через специализированные сайты в интернете, объявлениях в прессе. Перед заключением договора проверьте отзывы пользователей об исполнителе, функционал сайта.
В Москве популярными компаниями являются:
Стоимость услуги
Стоимость услуги зависит от нескольких факторов:
В среднем стоимость услуги составляет 1–2% от размера сметы или 100–120 руб. за позицию. Минимальная стоимость от 4000 руб. при заказе в компании и от 500 руб. при заказе у частника. Есть ремонтные компании, предлагающие составление сметы бесплатно, при заказе у них ремонтных услуг.
Как проверить готовую смету
Более половины смет, выполненных бригадирами или прорабами, бывают завышенными. Это могут быть намеренное «раздувание» цены на ремонт или ошибки из-за невнимания и низкой квалификации.
В ходе проверки сметы, нужно убедиться в следующем:
Если вы считаете стоимость завышенной, произведите замеры площади самостоятельно, узнайте расценки на работы или закажите две сметы в разных компаниях и сравните результаты.
Допустимо ли превышать указанные в смете цифры
Любые расхождения фактических расходов от сметных согласовываются сторонами. Если превышение обосновано, и заказчик, и подрядчик согласны с этим, можно менять смету за время ремонта сколько угодно раз, как в большую, так и в меньшую сторону.
Как доказать свою правоту при разногласиях с подрядчиком?
Нужно попробовать привести факты, обосновывающие ваши претензии, например, по стоимости материалов, по видам работ. Если достичь соглашения не удалось, можно обратиться в суд с иском. В качестве доказательства правоты можно представить отчет независимой экспертизы. Она сделает полный анализ сметы, других документов, проверит обоснованность претензий. Отчет будет являться доказательством в суде. Стоимость отчета от 80 руб. за проверку одной строчки сметы.
Что нужно учесть при планировке расходов?
Мыслить нужно стратегически, учитывая возможные изменения на будущее. Например, сейчас у вас нет средств на кондиционер или посудомоечную машину, но планируете их приобрести. Заложите в смету электрические и сантехнические выводы.
Не экономьте на электрических проводах, это ненамного увеличит стоимость ремонта, но позволит в будущем безболезненно добавлять элементы с подсветкой и дополнительными розетками.
Если вы планируете капитальный ремонт с переносом дверных проемов, делайте их стандартными, это позволит сэкономить на дверных полотнах.