Что такое сми общество 9 класс
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.1. Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ.
5.1. Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ.
ПЛАН.
Политика.
Политика – от греч. «искусство управления государством».
Политика – это деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.
Функции политики в обществе.
Средства массовой информации (СМИ) и их роль в политике.
В современном обществе политическая жизнь во многом зависит от средств связи между всеми её участниками, т. е. средств, используемых для распространения сообщений о происходящих событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых действиях, заявлениях и решениях. Такими средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет.
Отличительные признаки СМИ:
Функции СМИ:
1) информационная – передача информации, выбор и комментирование информации, её оценка;
3) социализирующая – приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения, формирование взглядов на события;
4) критическая – критика и контроль органов власти;
5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику;
6) идеологическая – формирование общественного мнения;
7) мобилизационная – побуждение людей к определённым политическим действиям;
8) интегрирующая – сплачивание общества едиными целями, задачами;
9)образовательная – СМИ призваны обучать население политической грамотности;
10)коммуникативная – помогают обеспечивать связь граждан с представителями власти;
11) интегрирующая – объединение людей, сплочение нации.
Роль СМИ в обществе
Позитивная:
Негативная:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
СМИ в политической системе
Содержание:
↑ СМИ в политической системе
Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.
В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве. Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.
↑ Функции СМИ.
1. Информационная.
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
Например, новостные программы сообщают о происшествиях за текущий день в регионе, стране или мире.
2. Формирование общественного мнения
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий
3. Выражение общественных интересов
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
4. Объединение граждан
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
5. Культурно-образовательная.
Это теле- или радио- передачи, а также статьи и журналы, которые содержат различные сведения о разных сторонах повседневной жизни, обучение иностранным языкам, исторические факты или сообщения рассказывающие, о законах и процессах живой и неживой природы, или же затрагивающие духовный мир человека.
6. Рекреативная (развлечение, отдых).
Развлекательные программы, ток-шоу, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.
7. Рекламно-справочная.
Предоставление населению рекламы и справок о продаже товаров или деятельности каких-либо учреждений и организаций.
8. Организаторская.
Например, организация помощи пострадавшему от природных бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта.
9. Образование и социализация граждан.
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
10. Осуществление общественного контроля за действиями власти
Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
Роль средств массовой информации возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.
Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти.
Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут, если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации.
Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.
↑ Виды СМИ
С политической точки зрения выделяют:
1. Правительственные
2. Оппозиционные
3. Независимые СМИ.
Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).
PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благо- приятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.
↑ Закон РФ о СМИ
В Российской Федерации деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».
Что такое сми общество 9 класс
Раздел ЕГЭ: 4.9. Средства массовой информации в политической системе
Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Ежедневно большинство людей читают газеты, смотрят новости по телевизору, обсуждают события в Интернете.
Средства массовой информации (СМИ) — совокупность каналов распространения информации, которая предоставляется государством для своевременного информирования неограниченного круга лиц о событиях, происходящих в стране и мире.
В связи с этим СМИ являются важной частью общественной жизни. Современная политическая жизнь также немыслима без активного участия СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами, сотрудничают с субъектами власти. Информация может распространяться через следующие каналы:
ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СМИ
Для СМИ характерно наличие следующих отличительных черт:
СМИ включает в себя следующие особенности:
ФУНКЦИИ СМИ
Невозможно переоценить роль СМИ в современном мире, поскольку именно благодаря им люди узнают о происходящих в мире изменениях.
Функция
Характеристика
ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ
СМИ, как и все сферы жизни, оказывающие массовое влияние на людей, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Одним из главных негативных явлений выступает политическое манипулирование.
Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы они выполняли нужные властям действия.
К помощи СМИ часто прибегают для манипулирования, воздействия на людей:
Вы смотрели конспект «Средства массовой информации в политической системе».
Средства массовой информации
Что такое средства массовой информации
Средства массовой информации (сокращенно СМИ) — это все организации, которые занимаются публичной передачей информации своей аудитории при помощи различных технических средств.
В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» под этим термином понимают:
Разновидности СМИ
Средства массовой информации можно разделить на печатные и электронные.
Печатные издания
К печатным изданиям относятся:
Газеты и журналы выходят в свет с регулярной периодичностью. Периодические печатные издания бывают как национальными, так и региональными. Национальные освещают обычно самые главные происшествия, которые интересны жителям всей страны. Региональные СМИ нацелены на аудиторию определенного края, области или города.
Бюллетень — это информационное периодическое издание, которое содержит краткую справочную информацию.
Такое печатное издание необходимо, чтобы информировать определенную целевую группу, например, специалистов в определенной области. В настоящее время чаще всего можно увидеть рекламные, справочные и биржевые бюллетени.
Альманах — вид периодического издания, которое представляет собой собрание литературно-художественных или научно-популярных статей, которые объединены по одному из следующих признаков: тематическому, идейно-художественному или жанровому.
Выходят альманахи обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью, но всегда имеют текущий номер издания.
Электронные СМИ
К электронным СМИ относятся:
В последние годы становится все больше сетевых изданий. Это веб-сайты, которые распространяют информацию через интернет. Однако не каждый сайт можно назвать СМИ. Чтобы считаться таковым, он должен быть зарегистрирован определенным образом, согласно законодательству РФ.
К электронным СМИ относится и телевидение. Это сложная технология электросвязи, которая позволяет передавать изображение, сопровождающееся движением и звуком, на большие расстояния. Главная особенность телевизионного вещания — принудительность. Зрители не могут поменять время просмотра или длительность передачи и вынуждены подстраиваться под сетку вещания.
Еще один вид электронных СМИ — радио. Радио — это беспроводной способ передачи информации населению при помощи электромагнитных волн, которые ловят специальные станции. Радио специализируется исключительно на передаче звука. Основная характеристика этого вида СМИ — оперативность. Оно может передавать новости в режиме реального времени из любой точки мира.
Последнее время активно развиваются соцсети и блогерство. Некоторые специалисты считают их полноценными средствами массовой информации, но на официальном уровне этот факт пока еще не признан.
Принципы работы СМИ
Общие принципы работы средств массовой информации закреплены в законе «О средствах массовой информации»:
Основные признаки
Средства массовой информации имеют определенные особенности, которые отличают их от других источников информации.
Свобода слова СМИ
В основе существования СМИ заложен принцип свободы. Этот принцип регламентирует и действующее законодательство. Гарантом свободы СМИ является отсутствие цензуры. Чтобы средства массовой информации считались по-настоящему свободными, уполномоченные лица не должны налагать запреты или согласовывать для выхода те или иные журналистские материалы.
При этом нужно понимать, что свобода СМИ не может быть полностью безграничной.
Федеральный закон четко регламентирует те случаи, когда недопустимо использование средств массовой информации. Так, СМИ запрещается использовать для:
Влияние СМИ на формирование общества
Средства массовой информации во все времена оказывали огромное воздействие на аудиторию. В современном мире можно выделить несколько важных функций СМИ:
Значение СМИ остается огромным в жизни современного человека.
Урок обществознания в 9 классе «Сми»
Урок обществознания в 9 классе № 14. Роль СМИ в политической жизни.
Цели и задачи : 1) познакомить с ролью средств массовой информации в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия, выработать практические рекомендации по противостоянию избирателя политическим манипуляциям с использованием СМИ;
2) развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к влиянию средств массовой информации на умы и сердца людей.
Работа по теме урока.
Здесь также содержится запрет на цензуру. Каждый человек в нашей стране вправе свободно искать, получать и передавать любую информацию. Главное, чтобы избранный им при этом способ был законным.
– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер.
– Какие слова – ассоциации вы записали?
Вопросы и задания для первой группы
1. Как иначе называют СМИ? Почему?
2. Какие функции в политике выполняют СМИ?
3. В каких отношениях состоят государство и СМИ?
4. Проследите роль и влияние СМИ в различных политических режимах. Считаете ли вы это закономерным явлением? Почему?
5. Какое влияние имеет СМИ в современных развитых демократических странах? Мнение аргументируйте.
Вопросы и задания для второй группы
1. Какую информацию по объему передают СМИ? Хорошо это или плохо?
2. Какие общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач, выявили исследователи массовой информации?
3. Почему телевидение стало столь популярным в XX в.?
4. Что такое политическое манипулирование? Опишите его механизм.
5. Опишите перспективы развития СМИ.
Вопросы и задания для третьей группы
1. К каким выводам пришли ученые, изучившие роль СМИ в политической жизни общества?
2. Какова роль СМИ в избирательных кампаниях? Приведите примеры.
3. Опишите механизм взаимодействия кандидата со средствами массовой информации.
4. Какие методы используют пиар- компании в СМИ, чтобы привлечь внимание к своим кандидатам?
5. Что собой представляет политическая реклама?
6. Назовите и охарактеризуйте четыре вида клипов.
7. Учитывается ли общественное мнение в ходе политических кампаний? Какую роль оно играет в ходе избирательных кампаний?
8. Может ли человек противостоять СМИ? Как? Предложите свои методы.
Подведение итогов урока.
— Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается тема «Роль СМИ в политической жизни общества». Какую позицию вы бы заняли? Почему?
— Можно ли ограничивать свободу слова? Мнение аргументируйте.
Работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей »
– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?
– СМИ приносят пользу человеку или вред?
– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.
СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя, различать, каким образом происходит манипуляция сознанием. Это и есть осознанный выбор человека.