Что такое смиренно в литературе

Значение слова «смиренный»

Что такое смиренно в литературе. Смотреть фото Что такое смиренно в литературе. Смотреть картинку Что такое смиренно в литературе. Картинка про Что такое смиренно в литературе. Фото Что такое смиренно в литературе

1. Книжн. устар. Лишенный гордости, высокомерия, исполненный сознания своего ничтожества. [Дон Гуан:] Нечаянно убив Дон Карлоса, отшельником смиренным Я скрылся здесь. Пушкин, Каменный гость. || Устар. Скромный и непритязательный. Звуки флейты раздавались в этой смиренной обители. Пушкин, Арап Петра Великого. Рукой дрожащей, торопливой Она поставила стыдливо Смиренный ужин пред отцом. Лермонтов, Измаил-Бей.

3. Разг. Очень смирный. Нагоняет ямщичок вожака с медведем: — Посади нас, паренек, Веселей доедем! — Что ты? с мишкой? — Ничего! Он у нас смиренный. Н. Некрасов, Генерал Топтыгин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

смирённый

1. страд. прич. прош. вр. от смирить

смире́нный

1. исполненный смирения, проникнутый смирением ◆ Не отвергай смиренной дани. Пушкин ◆ Смиренный нрав.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое смиренно в литературе. Смотреть фото Что такое смиренно в литературе. Смотреть картинку Что такое смиренно в литературе. Картинка про Что такое смиренно в литературе. Фото Что такое смиренно в литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: агрегат — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое смирение

Что такое смиренно в литературе. Смотреть фото Что такое смиренно в литературе. Смотреть картинку Что такое смиренно в литературе. Картинка про Что такое смиренно в литературе. Фото Что такое смиренно в литературеВ нашей культуре сложно найти людей, которые будут безоговорочно смиряться. Что такое смирение простыми словами? Это понятие подразумевает покорность, послушность, безропотность, которая проявляется в отношении человека к кому-либо. В своей основе оно имеет слово «мир», что означает пребывание в ладу с окружением, с собой и Всевышним. Рассматриваемое слово означает достоинство, противоположное гордыне, а также считается в христианском вероисповедании главной добродетелью и благом. Смирение является трезвым видением самого себя. Проще говоря, смиренный человек не превозносит себя над другими и не унижает окружающих его людей. При этом нужно понимать, что любая добродетель, вознесённая до крайнего проявления, трансформируется в недостаток.

Что это такое

Смирение можно считать многогранным процессом, затрагивающим все аспекты человеческого бытия и продолжающимся на протяжении всего существования индивида.

Если рассматривать смирение, исходя из обстоятельств жизни в качестве внешнего отражения душевного состояния субъекта, то оно является жизненной философией. Раскрывается эта добродетель в ходе духовного саморазвития и выхода за границы собственного Я, которое активно управляет душой индивида и ограничивает её проявления посредством использования негативного реагирования в качестве способа самозащиты.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое смирение простыми словами, можно заключить, что это понятие, прежде всего, является морально-нравственной чертой, характеризующей отношение человека к своей личности. Это сдержанность духа, безропотность, отсутствие гордыни. Смиренный человек – это скромный, вежливый, почтительный индивид, несклонный к гордыне.

Если говорить о том, что такое смирение кратко, то это существование в гармонии, прежде всего, с собственной персоной и средой.

Многие отождествляют смирение со слабостью характера. Однако подобная трактовка ошибочна. В действительности описываемое качество способствует адекватной оценке собственного места в Мироздании: по отношению к окружению и Создателю. Смирение считается великой добродетелью, которая без показных эффектов часто незаметно для окружения происходит в душе человека.

Рассматриваемое качество для облегчения понимания условно можно разделить на 3 категории: смирение в христианстве, в отношении других лиц и собственной персоны.

Покорность Всевышнему подразумевает видение собственных грехов, упование лишь на милосердие Создателя, а не на личные заслуги, включает безусловную любовь к Творцу вкупе с безропотным перенесением житейских трудностей и невзгод.

Итак, отвечая на вопрос, что такое смирение в православии, можно заключить, что это качество означает стремление подчинить собственную волю – Божественной, воле благой и всесовершенной. Поскольку считается, что в основе любой добродетели стоит Создатель, то со смирением Творец поселяется в душе настоящего христианина.

Описываемое качество смирение по отношению к окружению проявляется в отсутствии раздражения, агрессии, гнева, даже на тех лиц, которые якобы заслуживают. Подобная незлобивость обусловлена тем, что Всевышний любит всех, и того индивида, с которым произошла конфронтация тоже, а также основывается на умении не отождествлять других с их прегрешениями.

Человек, смиренно относящийся к собственной личности, не следит за недостатками окружения, поскольку прекрасно осознаёт свои. Кроме того в любой конфронтации он обвиняет лишь себя. На любой упрёк или даже явное оскорбление смиренный индивид готов искренне произнести «прости».

Вся христианская литература утверждает, что доброе деяние невозможно без смирения. А большинство святых считали, что для того, чтобы оказаться рядом с Всевышним, достаточно обладать из всех добродетелей лишь смирением.

Кроме того, нередко люди задаются вопросом, что такое скромность и смирение, ошибочно отождествляя эти два понятия. Ведь они считаются благородными качествами и важной составляющей духовности. Однако нельзя считать эти две черты синонимами. Поскольку скромность – это, прежде всего, умеренность, сдержанность, спокойствие, способность держаться в рамках, равнодушие к излишествам и роскоши, отсутствие властолюбия и стремления первенствовать, следование рамкам приличия, степенность во взаимодействии с окружением, порядочность.

Отличительными чертами смирения являются отсутствие жажды наживы, эгоистичности, тщеславия. Смирение нельзя представить в виде действия или бездействия. Оно представляет собой осмысленное понимание и принятие духовной мудрости.

Как его обрести

Люди привыкли противиться смирению, поскольку воспринимают это понятие в качестве унижения достоинства, отсутствие гордости, согласие покоряться чужой воле. Однако если рассматривать описываемый феномен под иным углом, подразумевающим обретение освобождения и облегчения, то возникает вопрос, как обрести смирение?

Прежде всего, чтобы стать смиренным, необходимо расширять мировоззрение и стремиться к лучшему, прекратить жаловаться на бытие, стараться принимать всё происходящее без осуждения и придания негативного окраса.

Нужно пытаться меньше говорить и делать свою работу, не вмешиваясь в чужую. Любую критику или замечания необходимо принимать позитивно, с радостью и благодарностью. А вот обращать внимание на чужие промахи и, тем более, указывать на них не стоит.

Кажущиеся несправедливости необходимо принимать безропотно и не таить обиды. К любому пренебрежению нужно относиться спокойно.

Не следует стремиться нравиться всем вокруг, вызывать восхищение окружения, лучше вести умеренную, непритязательную жизнь. Когда кто-то пытается разозлить, вывести из равновесия рекомендуется сохранять кротость, благодушие, спокойствие и доброту.

Во всех делах и заботах необходимо сохранять оптимизм. Смиренные лица по своей сути являются оптимистами, поскольку не расходуют собственное время на стенания, обиды, жалобы на прошедшие события, страхи касаемо собственного будущего. Они просто испытывают искреннюю непритворную благодарность за всё, что имеют, за прожитые моменты, за людей, которые окружают, а от собственного будущего ожидают лишь хорошего.

Смиренные индивиды не дожидаются земных благ, которые им преподнесут на блюдце с золотой каёмкой, однако они истинно верят в труд, считая, что лишь трудясь можно обрести блага цивилизации.

Они работают, чтобы с предвкушением ожидать дары будущего, вместо траты времени на постоянную тревогу из-за возможности возникновения промахов или каких-то других неурядиц.

Необходимо избавиться от гордыни. Поскольку люди, страдающие непомерной гордостью, полагаются лишь на себя, что постоянно приводит к ошибкам, а смиренные – управляются Всевышним. Кроме того горделивые индивиды склонны к чрезмерной обидчивости, что также негативно сказывается на их бытие.

Нужно принять в качестве факта то, что невозможно во всём быть лучшим. Всегда отыщется тот, кто сможет сделать это лучше. Поэтому правильнее тратить время на саморазвитие и не стыдиться учиться новому у окружения, а не на самовосхваление и гордость за собственные умения.

При этом необходимо понимать, что ложная скромность не является смирением. Похвалу тоже нужно уметь принимать, не прибегая к ненужной скромности и не завышая собственные достижения.

Кроме того смиренный человек осознаёт, что он не совершенен и знает собственные недостатки, над которыми старается работать. Истинно безропотный индивид знает свои изъяны и прилагает усилия к их искоренению.

Однако перед тем, как приступать к обретению истинного смирения, необходимо чётко уяснить, что рассматриваемое качество не является слабостью. Это не состояние жертвы. Это освобождение от любого противостояния, соперничества, стремлений кому-то что-то доказать.

Проще говоря, смирение заключается в прекращении борьбы, это снятие ответственности за решение проблем и разрешение сложных ситуаций с собственной персоны, а также доверие Всевышнему в том, что жизненные условия сложатся наилучшим образом.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Смирение

Смире́ние

1) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, про­ти­во­по­лож­ность гор­до­сти; то же, что сми­рен­но­муд­рие;

2) созна­тель­ное само­уни­чи­же­ние с целью борьбы с тще­сла­вием и гор­до­стью (пример: Христа ради юро­ди­вые);

3) послуш­ность, покор­ность, про­яв­ля­е­мая в отно­ше­нии кого-либо (напр. духов­ника).

Слово «сми­ре­ние» имеет в своей основе слово «мир». Это ука­зы­вает на то, что сми­рен­ный чело­век всегда пре­бы­вает в мире с Богом, самим собой и дру­гими людьми.

Сми­ре­ние это трез­вое виде­ние самого себя. Чело­века, у кото­рого нет сми­ре­ния, дей­стви­тельно можно срав­нить с пьяным. Как тот нахо­дится в эйфо­рии, думая, что «море по колено», не видит себя со сто­роны и поэтому бывает не в состо­я­нии пра­вильно оце­нить многие труд­ные ситу­а­ции, так и отсут­ствие сми­ре­ния при­во­дит к духов­ной эйфо­рии – чело­век не видит себя со сто­роны и не может адек­ватно оце­нить ситу­а­цию, в кото­рой он нахо­дится по отно­ше­нию к Богу, людям и самому себе. Раз­де­лить сми­ре­ние на эти три кате­го­рии можно лишь условно, тео­ре­ти­че­ски, для удоб­ства вос­при­я­тия, но по сути – это одно каче­ство.

Без­условно, то, о чем ска­зано – это идеал, к кото­рому должен стре­миться каждый хри­сти­а­нин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – ока­жется бес­плод­ным.

В «Лествице доб­ро­де­те­лей, воз­во­дя­щих на небо» пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник пишет о трёх сте­пе­нях сми­ре­ния. Первая сте­пень состоит в радост­ном пере­не­се­нии уни­чи­же­ний, когда душа рас­про­стер­тыми объ­я­тьями при­ни­мает их, как вра­чев­ство. На второй сте­пени истреб­ля­ется всякий гнев. Третья же сте­пень состоит в совер­шен­ном недо­ве­рии своим добрым делам и все­гдаш­нем жела­нии научаться (Лествица. 25:8).

Следуя учению пра­во­слав­ных подвиж­ни­ков, истин­ное сми­ре­ние дости­га­ется только дела­нием еван­гель­ских запо­ве­дей. «Сми­ре­ние есте­ственно обра­зу­ется в душе от дея­тель­но­сти по еван­гель­ским запо­ве­дям», – учит пре­по­доб­ный авва Доро­фей. Но каким обра­зом дела­ние запо­ве­дей может при­ве­сти к сми­ре­нию? Ведь испол­не­ние запо­веди, напро­тив, может вести чело­века к чрез­мер­ному удо­вле­тво­ре­нию собой.

Напом­ним, что еван­гель­ские запо­веди бес­ко­нечно пре­вы­шают обык­но­вен­ные нрав­ствен­ные нормы, доста­точ­ные для чело­ве­че­ского обще­жи­тия. Они – не чело­ве­че­ское учение, а запо­веди совер­шенно свя­того Бога. Еван­гель­ские запо­веди являют собой Боже­ствен­ные тре­бо­ва­ния к чело­веку, заклю­ча­ю­щи­еся в при­зыве любить Бога всем умом и серд­цем, а ближ­него как самого себя ( Мк.12:29-31 )

Стре­мясь испол­нить Боже­ствен­ные тре­бо­ва­ния, хри­сти­ан­ский подвиж­ник опытно познает недо­ста­точ­ность своих усилий. По слову св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова, он видит, что еже­часно увле­ка­ется своими стра­стями, вопреки своему жела­нию стре­мится к дей­ствиям, все­цело про­тив­ным запо­ве­дям. Стрем­ле­ние испол­нить запо­веди откры­вает ему печаль­ное состо­я­ние повре­жден­ной гре­хо­па­де­нием чело­ве­че­ской при­роды, обна­ру­жи­вает его отчуж­де­ние от любви к Богу и ближ­нему. В искрен­но­сти своего сердца он при­знает свою гре­хов­ность, неспо­соб­ность испол­нить пред­на­чер­тан­ное Богом добро. Саму жизнь свою он рас­смат­ри­вает как непре­рыв­ную цепь согре­ше­ний и паде­ний, как череду поступ­ков, заслу­жи­ва­ю­щих Боже­ствен­ного нака­за­ния.

Виде­ние своих грехов рож­дает в подвиж­нике надежду только на Божие мило­сер­дие, а не на соб­ствен­ные заслуги. Он опытно испы­ты­вает потреб­ность в Боже­ствен­ной помощи, просит у Бога силы для осво­бож­де­ния от власти греха. И Бог дает эту бла­го­дат­ную силу, осво­бож­да­ю­щую от гре­хов­ных стра­стей, водво­ря­ю­щую неиз­ре­чен­ный мир в чело­ве­че­ской душе.

Отме­тим, что слово «мир» явля­ется частью корня слова «сми­ре­ние» совсем не слу­чайно. Посе­ща­ю­щая чело­ве­че­скую душу, Боже­ствен­ная бла­го­дать дает ей невы­ра­зи­мые сло­вами без­мя­теж­ность и тишину, ощу­ще­ние при­ми­ре­ния со всеми, кото­рое свой­ственно Самому Богу. Это есть мир Божий, пре­вос­хо­дя­щий всякий ум, о кото­ром гово­рит апо­стол ( Флп.4:7 ). Это есть Боже­ствен­ное сми­ре­ние и кро­тость, кото­рым Бог желает научить всех людей ( Мф.11:29 ). Нали­чие в сердце сми­ре­ния сви­де­тель­ству­ется глу­бо­ким и проч­ным душев­ным миром, любо­вью к Богу и людям, состра­да­нием ко всем, духов­ной тиши­ной и радо­стью, уме­нием слы­шать и пони­мать волю Божию.

Сми­ре­ние явля­ется непо­сти­жи­мым и невы­ра­зи­мым, поскольку непо­сти­жим и невы­ра­зим Сам Бог и Его дей­ствия в чело­ве­че­ской душе. Сми­ре­ние сла­га­ется из чело­ве­че­ской немощи и Боже­ствен­ной бла­го­дати, вос­пол­ня­ю­щей чело­ве­че­скую немощь. В сми­ре­нии при­сут­ствует дей­ствие все­мо­гу­щего Бога, поэтому сми­ре­ние всегда испол­нено невы­ра­зи­мой и непо­сти­жи­мой духов­ной силы, пре­об­ра­жа­ю­щей чело­века и все вокруг.

Под сми­ре­нием часто имеют в виду сми­рен­но­сло­вие – уни­же­ние себя напо­каз. Такое уни­же­ние не есть сми­ре­ние, но вид стра­сти тще­сла­вия. Оно есть лице­ме­рие и чело­ве­ко­уго­дие. Оно при­знано свя­тыми душе­вред­ным.

Почему сми­ре­ние почи­та­ется одной из глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей?

Под­лин­ное сми­ре­ние под­ра­зу­ме­вает долж­ное отно­ше­ние хри­сти­а­нина к Богу и создан­ному Им миру, долж­ное отно­ше­ние к себе.

В отли­чие от тще­слав­ного гор­деца, име­ю­щего иска­жен­ное, чрез­вы­чайно завы­шен­ное пред­став­ле­ние о своей лич­но­сти, роли и месте в жизни, сми­рен­ный чело­век пра­вильно и ответ­ственно оце­ни­вает свою жиз­нен­ную роль.

Прежде всего он сознаёт себя Божьим рабом, жела­ю­щим и гото­вым без­ро­потно испол­нять Его волю. Более того, он не просто при­знаёт свою зави­си­мость от Творца (что бывает свой­ственно и эго­и­стам, и гор­де­цам), но питает к Нему высо­чай­шее дове­рие как к Бла­гому и Любя­щему Отцу; он бывает бла­го­да­рен Ему даже тогда, когда пре­бы­вает в несча­стье и скорби.

Без сми­ре­ния невоз­можно выстра­и­вать бого­угод­ные отно­ше­ния ни с Созда­те­лем, ни со своими ближ­ними. Гор­дость не под­ра­зу­ме­вает искрен­ней, бес­ко­рыст­ной любви к Богу и людям.

Поло­жим, чело­век гордый готов в чём-то слу­шаться Бога, напри­мер, когда Божьи замыслы соот­вет­ствуют его личным рас­по­ло­же­ниям и амби­циям. В случае же, если Боже­ствен­ное пове­ле­ние идёт враз­рез с его пер­со­наль­ными пла­нами, он может его «не заме­тить» или даже открыто про­игно­ри­ро­вать.

Так, вет­хо­за­вет­ный вое­на­чаль­ник Ииуй радостно и неза­мед­ли­тельно отре­а­ги­ро­вал на Боже­ствен­ное про­из­во­ле­ние о пома­за­нии его в царя над Изра­и­лем ( 4Цар.9:1-14 ). Недю­жин­ную послуш­ность Боже­ствен­ной воле он выка­зал и по части истреб­ле­ния дома Ахава ( 4Цар.9:7 ).

В данном случае Ииуй служил ору­дием Божьего гнева и суда Правды над нече­стив­цами. Однако там, где от него тре­бо­ва­лось про­явить под­лин­ное рели­ги­оз­ное сми­ре­ние, он уже не был столь рев­ност­ным и послуш­ным.

Во время зем­ного слу­же­ния Сына Божьего многие из пред­ста­ви­те­лей Изра­иля, глав­ным обра­зом фари­сеи, про­яв­ляли по отно­ше­нию к Богу фор­маль­ную покор­ность: все­на­родно моли­лись, пости­лись, испол­няли обряды и тре­бо­вали их испол­не­ния от сопле­мен­ни­ков. Внешне они вполне могли бы сойти за сми­рен­ных людей, послуш­ных Боже­ствен­ному Про­ви­де­нию.

Однако, гнез­див­ши­еся в их серд­цах гор­дость и эгоизм сме­жали их духов­ные очи, пре­пят­ство­вали рас­по­знать во Христе Все­мо­гу­щего Бога, Того Самого, сми­рен­ного и крот­кого Пома­зан­ника, о кото­ром опо­ве­щали «почи­тав­ши­еся» ими Свя­щен­ные Книги, и под­го­товке к встрече с Кото­рым посвя­щался «соблю­да­е­мый» ими закон. Впо­след­ствии гор­дость и зависть толк­нули их на куда более страш­ное пре­ступ­ле­ние: бого­убий­ство.

Имей они хотя бы такое сми­ре­ние, какое имела жен­щина Хана­не­янка, пра­вильно вос­при­няв­шая слова Иску­пи­теля о неумест­но­сти отби­рать хлеб у детей и бро­сать его псам ( Мф.15:22-28 ), или такое, какое имел греш­ный мытарь, взы­вав­ший к Боже­ствен­ной мило­сти ( Лк.18:10-14 ), им было бы легче при­нять Иску­пи­теля, при­мкнуть к Его уче­ни­кам, а затем, нало­жив на себя узы жерт­вен­ного слу­же­ния, оста­вить всё и спо­соб­ство­вать рас­про­стра­не­нию Церкви.

…Научи­тесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд­цем, и най­дете покой душам вашим ( Мф.11:29 ).

Ибо всякий воз­вы­ша­ю­щий сам себя унижен будет, а уни­жа­ю­щий себя воз­вы­сится ( Лк.14:11 ).

Так и вы, когда испол­ните всё пове­лен­ное вам, гово­рите: мы рабы ничего не сто­я­щие, потому что сде­лали, что должны были сде­лать ( Лк.17:10 ).

Бог гордым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать ( Иак.4:6 ).

Наше несча­стье в том, что мы всегда хотим найти в себе свя­тость вместо сми­ре­ния.
преп. Мака­рий Оптин­ский

Если при­ни­мать себя лишь за жалкое суще­ство, то тогда легко поз­во­лить и про­стить себе мно­же­ство вся­кого рода без­за­ко­ний; и в дей­стви­тель­но­сти, считая себя низ­шими суще­ствами по отно­ше­нию ко Христу, люди (да не пока­жется сие неким пре­уве­ли­че­нием) отка­зы­ва­ются сле­до­вать за Ним на Гол­гофу. Ума­лять в нашем созна­нии пред­веч­ный замы­сел Творца о чело­веке не есть пока­за­тель сми­ре­ния, но заблуж­де­ние и более того – вели­кий грех… Если в плане аске­ти­че­ском сми­ре­ние состоит в том, чтобы счи­тать себя хуже всех, то в плане бого­слов­ском боже­ствен­ное сми­ре­ние есть любовь, отда­ю­щая себя без остатка, цели­ком и до конца.
архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров)

Гово­ря­щие или дела­ю­щие что-либо без сми­ре­ния подобны стро­я­щему хра­мину без цемента. Опытом, разу­мом обре­сти и познать сми­ре­ние есть досто­я­ние весьма немно­гих. Словом о нем раз­гла­голь­ству­ю­щие подобны изме­ри­ва­ю­щим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем вели­ком свете гада­ю­щие, гово­рим: сми­ре­ние истин­ное ни слов сми­рен­ных не гово­рит, ни видов сми­рен­ных не при­ни­мает, не нудит себя сми­ренно о себе мудр­ство­вать, и не поно­сит себя, сми­ря­ясь. Хотя все это начатки суть, про­яв­ле­ния и разные виды сми­ре­ния, но само оно есть бла­го­дать и дар свыше.
св. Гри­го­рий Синаит

Любовь, милость и сми­ре­ние отли­ча­ются одними только наиме­но­ва­ни­ями, а силу и дей­ствия имеют оди­на­ко­вые. Любовь и милость не могут быть без сми­ре­ния, а сми­ре­ние не может быть без мило­сти и любви.
преп. Амвро­сий Оптин­ский

Сми­ре­ние есть не уни­что­же­ние чело­ве­че­ской воли, а про­свет­ле­ние чело­ве­че­ской воли, сво­бод­ное под­чи­не­ние ее Истине.
Н.А. Бер­дяев

Самое, может быть, труд­ное в сми­ре­нии — это сми­ренно не тре­бо­вать от других любви к себе… Ведь нам дана запо­ведь о нашей любви к людям, но запо­веди о том, чтобы мы тре­бо­вали любви к себе от этих людей — нам нигде не дано. Любовь и есть в том, чтобы ничего для себя не тре­бо­вать. И когда это есть, тогда опус­ка­ется в сердце, как сол­неч­ная птица, Божия любовь и запол­няет всё.
Сергей Фудель

Моло­дой послуш­ник, недавно посту­пив­ший в мона­стырь, как-то увидел насто­я­теля, кото­рый, сидя на пороге кельи, чистил свои баш­маки.
– Отче, – уди­вился моло­дой чело­век, – Вы сами чистите свои баш­маки? Но почему?
– С тех пор как меня избрали игу­ме­ном, братья не дают мне чистить чужие, – отве­чал тот.

Источник

Значение слова «смирение»

Что такое смиренно в литературе. Смотреть фото Что такое смиренно в литературе. Смотреть картинку Что такое смиренно в литературе. Картинка про Что такое смиренно в литературе. Фото Что такое смиренно в литературе

2. Книжн. устар. Отсутствие гордости, высокомерия, сознание своего ничтожества, своей слабости (одна из основных добродетелей по христианскому учению). Великий мастер [масонов] стукнул молотком, все сели по местам, и один прочел поучение о необходимости смирения. Л. Толстой, Война и мир. [Доктор] понял, что фельдшер пришел к нему унижаться и просить прощения не из христианского смирения и не ради того, чтобы своим смирением уничтожить оскорбителя. Чехов, Неприятность.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

С точки зрения на ситуации и обстоятельства жизни, как внешние отражения внутреннего состояния души человека, смирение представляется как целостное восприятие жизни. Смирение раскрывается у человека в процессе духовного роста и выхода за пределы собственного эго, активно контролирующего душу человека и ограничивающего её проявления через создание негативных реакций как способа самозащиты, что разделяет единый процесс осуществления жизни. С точки зрения, разделяющей чувство достоинство человека на достоинство эго и достоинство божественного начала в человеке, смирение как унижение достоинства эго-личности, не означает унижения достоинство божественного начала, поскольку его невозможно унизить.

СМИРЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. смирить-смирять. С. гордости. 2. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. Гордости лукавой в слова смиренья не рядил. Хомяков. || Кротость, покорность.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

смире́ние

1. действие по значению гл. смирять, смирить

2. состояние по значению гл. смиряться, смириться ◆ Завтра меня самого, раненого, будут топтать лошадью, пускай! И это думалось без смирения и без гордого вызова, а просто как что-то естественное и само собою понятное. В. В. Вересаев, «К жизни», 1908 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В горячке, в беспамятстве бормочет человек, а ближним представляется страх. Это хорошо: страх ведет к смирению. Человек смиряется и на другого смотрит: как другой живет. М. М. Пришвин, «Дневники», 1914 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое смиренно в литературе. Смотреть фото Что такое смиренно в литературе. Смотреть картинку Что такое смиренно в литературе. Картинка про Что такое смиренно в литературе. Фото Что такое смиренно в литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: отрешение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

смиренный

Смотреть что такое «смиренный» в других словарях:

смиренный — См. безобидный, кроткий. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. смиренный … Словарь синонимов

смиренный — и смирённый. Прил. в знач. «лишенный гордости; покорный, кроткий» смиренный, кратк. ф. смирен и устаревающее смиренен, смиренна, смиренно, смиренны. Смиренный вид. Смиренный укор. Смиренная молитва. Прич. от глагола «смирить» (сделать покорным,… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СМИРЕННЫЙ — СМИРЁННЫЙ, смирённая, смирённое; смирён, смирена, смирено (книжн. устар.). прич. страд. прош. вр. от смирить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СМИРЕННЫЙ — СМИРЁННЫЙ, смирённая, смирённое; смирён, смирена, смирено (книжн. устар.). прич. страд. прош. вр. от смирить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СМИРЕННЫЙ — СМИРЕННЫЙ, ая, ое; ен, енна. Проникнутый смирением. С. вид. Смиренно (нареч.) просить. | сущ. смиренность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

смиренный — Из др. русск. съмѣренъ (Сказ. о Бор. и Глебе 30 и др.), ст. слав. съмѣренъ ταπεινός (Супр.). От съмѣрити умерить, смягчить, подавить : мѣра мера ; с мир сближено по народн. этимологии (Мi. ЕW 195; Мi. LР 938). Ошибочное объяснение дает Маценауэр… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Смиренный — прил. 1. Лишенный гордости, высокомерия. 2. Преисполненный покорности, кротости. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

смиренный — смиренный, смиренная, смиренное, смиренные, смиренного, смиренной, смиренного, смиренных, смиренному, смиренной, смиренному, смиренным, смиренный, смиренную, смиренное, смиренные, смиренного, смиренную, смиренное, смиренных, смиренным, смиренной … Формы слов

смиренный — Заимств. из ст. сл. яз., в котором оно является страдат. прич. прош. времени от съмѣрити «подавить, умерить», суф. преф. производного от мѣра «мера». Соврем. написание в результате народноэтимологического сближения с мир. Ср. умеренный … Этимологический словарь русского языка

смиренный — смир енный; кратк. форма р ен и р енен, р енна, прил … Русский орфографический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *