Что такое смирительная рубашка
Смирительная рубашка
Синонимы: усмирительная рубашка, смирительная рубаха, смирительный камзол, горячечная рубашка. англ. Straitjacket
Специальная одежда для фиксации рук, а иногда рук и ног. Чаще всего применяется в медицине для контроля двигательной активности пациентов психбольниц. Также смирительные рубашки могут использоваться в тюрьмах и медвытрезвителях.
Содержание
История
Смирительные рубашки изначально появились как средства фиксации в тюрьмах. В музее-тюрьме декабристов в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге есть экспонат — тюремная смирительная рубашка.
До начала 20-го века рубашки были обязательным атрибутом психиатрической больницы. С повышением уровня медицины и открытием все более эффективных лекарственных препаратов необходимость в средствах физического удержания значительно снизилась, и большинство прогрессивных психиатрических школ начало проповедовать политику нестеснения, которая во многих случаях была более результативной. Но полностью исключить необходимость в иммобилизации психиатрических больных не удалось и до нашего времени.
Производители
В России нет общепризнанного производителя смирительных рубашек. Как нет утверждённых требований к их пошиву и норм применения. В ряде городов Российской Федерации и Украины производством смирительных рубашек занимаются предприятия спецодежды. Иногда шьют в мастерских при больницах.
В США стандартом для психиатрических больниц являются смирительные рубашки производства компании «Posey». В американских фильмах чаще всего можно увидеть именно такие рубашки.
В Европе множество производителей. Особенно большое разнообразие моделей в Германии, Франции и Испании.
Виды смирительных рубашек
Общепринятой классификации смирительных рубашек не существует. Условно можно разделить по странам и производителям. Так модели, применяемые в больницах Испании, не имеют кротч ремней (ремней, проходящих через промежность), в отличие, например, от американских рубашек. Для ряда французских моделей характерны металлические кольца для фиксации к кровати и более широкие рукава.
По форме смирительные рубашки бывают двух основных типов: с рукавами и без рукавов. В рубашках с рукавами рукава могут иметь длину от 1 метра до 3, или к рукавам пришиваются ремни или верёвки длиной от 0,5 до 2 метров. В безрукавных моделях с внутренней стороны рубашки имеются специальные карманы для рук. Безрукавные варианты в медицинской практике используются редко, чаще такие рубашки применяются в тюрьмах.
Существуют специальные рубашки для пациентов, которым необходима добровольная фиксация, например для эпилептиков. Пациент способен самостоятельно зафиксировать себя такой рубашкой и так же самостоятельно, находясь в разуме, освободиться от неё. Находясь в сумеречном состоянии снять такую рубашку практически невозможно.
По длине смирительные рубашки могут быть короткие (до пояса), средние (до колен), длинные (до пят) и удлинённые, длина которых превышает рост человека. В последнем случае рубашка обычно зашита снизу. Рубашки такого типа иногда называют мумификаторами.
Существуют также смирительные рубашки повышенной надёжности. На них обязательно присутствуют один или два кротч (иногда говорят скротч) ремня. Кротч ремни проходят через промежность и не позволяют снять рубашку через голову. Так же на рубашках повышенной надёжности имеются вертикальные петли. Одна на груди и две подмышками. На некоторых моделях добавляется дополнительный ремень стягивающий локти.
Разнообразие моделей смирительных рубашек связано с поиском некого компромисса между физической фиксацией, комфортом пациента, и в том, насколько удобно медицинским работникам облачить сопротивляющегося пациента в такую рубашку. Наиболее удачной можно считать смирительные рубашки производства компании Posey. Рубашки производства этой компании можно отнести к рубашкам повышенной надёжности, с кротч и боковыми петлями, но без фиксации локтей. При желании, пациента можно зафиксировать такой рубашкой очень туго, а можно максимально комфортно, то есть оставить почти полную амплитуду движений, при этом снять рубашку пациент все равно не сможет.
Для повышения надёжности фиксации существуют транспортировочные смирительные рубашки. Они похожи на безрукавные рубашки и одеваются на пациента поверх обычной смирительной рубашки.
Применение
Наиболее традиционно применение смирительных рубашек в медицинских учреждениях, в первую очередь в психиатрических больницах. Также рубашки применяются в тюрьмах.
В России и на территории других славянских стран смирительные рубашки используются редко. Причины тому разные. В первую очередь можно назвать материальное состояние больниц. Простые вязки заметно дешевле рубашек.
Являясь последователями Филиппа Пинеля, российские и украинские психиатрические школы пошли «дальше». В 1886 году врач-психиатр Н. В. Краинский лично развязал в один день более 120 душевнобольных и сжёг смирительные рубашки вблизи клумбы у главного входа в главный корпус больницы. Такой шаг заслуживает одобрения, но фиксировать больных даже в наше время необходимо, и за неимением специализированных медицинских средств делать это приходится верёвками и наручниками. Акт гуманности вековой давности, в конечном счёте, обернулся против больных.
Среди врачей бытует ошибочное мнение о неком запрете на применение смирительных рубашек. Такого запрета не существует. Есть рекомендации, согласно которым фиксация больных считается делом негуманным. Отсюда и возникает казус. Фиксировать больных вроде бы по теории не рекомендуется, но так как делать это на практике все же приходится, то и делается это с помощью «подручных средств». А применение смирительных рубашек подразумевает признание главврачом, что именно в его больнице рекомендации не соблюдаются. Как результат специальные медицинские средства удержания больных не используются, больных вяжут вязкам и верёвками, а санитары скорой помощи перевозят больных в стальных наручниках.
Смирительные рубашки активно применяются в психиатрической практике в развитых странах: США, Германии, Италии, Испании и др. Менее активно их использование во Франции, Чехии, Словакии.
Практически не используются в Беларусии, Великобритании, юго-восточной Азии: в Таиланде, Непале, Индии, Сингапуре.
В кинематографе
В российском и советском кинематографе смирительные рубашки были показаны в фильмах «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию». Стоит заметить, что в фильме «Кавказская пленница» использовалась рубашка, пошитая специально для фильма, так как в больнице для съёмок ни одну рубашку найти не смогли.
В «Иван Васильевич меняет профессию» применялась фиксация руками назад. Такой метод удержания вообще запрещён, хотя иногда и использовался на короткое время для транспортировки больных.
В зарубежном кинематографе, особенно в американском, рубашки фигурируют довольно часто. Можно отметить фильмы «Молчание ягнят», «Проказник из психушки» (США), «Её звали Никита» (Франция), Арабелла (Чехословакия), аниме сериалы «Наруто» (Япония) и много др.
В последнее время смирительные рубашки стали появляться в музыкальных видеоклипах.
Трюк «Освобождение из смирительной рубашки» в различных вариантах является распространённым среди множества иллюзионистов.
Техника безопасности при применении смирительных рубашек
Использовать следует только модели, которые в полной мере надёжны. Пациент, развязавшийся или порвавший рубашку, представляет повышенную опасность. Следует заметить, что некоторые отечественные модели настолько ненадёжны, что пациенты легко из них вылезают. К таким моделям можно отнести обычную смирительную рубаху с длинными рукавами. Чтобы пациент не развязался, такие рубашки стоит применять следующим способом. Сначала рукава традиционно укладываются крест-накрест на груди, далее рукава переводятся назад и сзади вяжется ОДИНАРНЫЙ узел, рукава переводятся вперёд на уровне пояса и завязываются спереди двойным узлом. Т.е на уровне пояса получается петля вокруг пояса. Далее рукавами делается петля, которая охватывает спереди предплечья обеих рук и завязываются в узел на петле на уровне пояса. Иногда петля вокруг предплечий завязывается сверху на уровне груди. Это неверно, так как пациент может дотянуться до узла зубами.
Пример «неправильной» (небезопасной) рубашки можно увидеть в Музее психиатрии при знаменитой московской психиатрической больнице им. Алексеева (бывшая Кащенка).
Рубашки, выпускаемые известными компаниями, обычно уже соответствуют всем нормам качества, безопасности и надёжности. По возможности следует брать такие рубашки, как образцы.
Даже самые надёжные и безопасные рубашки требуют некоторого навыка в применении. Во-первых, между телом и любым ремнём на рубашке должна свободно проходить ладонь, для кротч-ремня (ремня, проходящего через промежность) и для ремня, фиксирующего руки — две ладони.
В случае, если пациента в смирительной рубашке фиксируют к кровати, по возможности следует избегать фиксацию ног. Если же ноги фиксируются, то обязательно фиксировать к кровати и тело. Распространённой ошибкой является фиксация только ног. Больной во время острых состояний может упасть с кровати и повредить себе связки ног, если ноги будут зафиксированы вязками к раме кровати. Пациент как бы повисает на вязках с передавливанием сухожилий, при этом совершенно неспособен встать самостоятельно.
Нельзя надевать на пациента смирительную рубашку более чем на 3 часа. В исключительных случаях допускается 5 часов. По истечении указанного времени рубашку можно не снимать, а поменять положение рук больного. При этом можно руки зафиксировать назад, но не более чем на 15 минут.
При длительном содержании пациента в зафиксированном состоянии (с использованием смирительных рубашек, смирительного костюма, вязок, простыней, ремней, пояса Пози, колпака дезориентации и др.) возможны тошнота и рвота. При появлении указанных симптомов надо либо ослабить ремни, либо воспользоваться для удержания больного другими средствами. Например, после применения такой жесткой фиксации как «Конверт» (простынями), можно воспользоваться более щадящими способами: Смирительной рубашкой или фиксацией «Гусиные лапки». После них фиксация по четырём точкам (вязки на запястья и на лодыжки) к кровати, так как при этом значительно поменяется положение рук и ног, и у пациента будет возможность отдохнуть и расправить затёкшие конечности.
Проблема гуманности
Удержание может быть как добровольным, так и принудительным. Нередко в психиатрической практике пациенты с эпилептическими припадками или же с навязчивыми состояниями могут самостоятельно попросить их зафиксировать. Как правило, такие требования должны быть удовлетворены.
Сложнее решить вопрос о принудительном удержании пациента. Даже в наше время здесь существуют множество нерешенных вопросов, связанных с гуманностью с одной стороны и с безопасностью медперсонала и пациента с другой. Одно несомненно — современная медицина ещё неспособна полностью обезопасить психиатрических больных и окружающих их людей от опасности, связанной с болезненными состояниями. Поэтому пациентов иногда приходится фиксировать. Но уж коль необходимость в физическом удержании существует в нашем обществе, то и делать это необходимо максимально гуманными способами.
Смирительные рубашки и смирительные костюмы относятся к средствам мягкой фиксации и потому более применимы в медицине в развитых странах. Использование, например, металлических наручников в медицине недопустимо.
Сейчас всё чаще можно услышать термин «химическая смирительная рубашка». В этом случае для удержания больных, используются специальные лекарственные препараты. В некоторых случаях химическая смирительная рубашка неприменима, например, для беременных. Вопрос о том, что лучше: колоть больному специальные лекарственные препараты или завязывать на нём рукава смирительной рубашки тоже не имеет однозначного ответа и должен решаться в каждом случае персонально, возможно даже с участием самого пациента или его родственников.
Смирительная рубашка
Смотреть что такое «Смирительная рубашка» в других словарях:
смирительная рубашка — горячечная рубаха Словарь русских синонимов. смирительная рубашка горячечная рубаха (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Смирительная рубашка — СМИРИТЬ, рю, ришь; рённый ( ён, ена); сов., кого что (книжн.). Усмирить, укротить. С. дикого зверя. С. непокорных. С. свою гордость. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Смирительная рубашка — Синонимы: усмирительная рубашка, смирительная рубаха, смирительный камзол, горячечная рубашка. англ. Straitjacket Специальная одежда для фиксации рук, а иногда рук и ног. Чаще всего применяется в медицине для контроля двигательной активности … Википедия
смирительная рубашка — (истор.) особая одежда, связывающая движения конечностей и туловища психически больного с выраженным двигательным возбуждением; применялась в 19 в … Большой медицинский словарь
Смирительная рубашка — Специальная одежда, фиксирующая позу больного и лишающая его возможности совершать движения конечностями. Применялась для борьбы с возбуждением в XIX веке, в эпоху, предшествующую победе принципа нестеснения … Толковый словарь психиатрических терминов
Смирительная рубашка — – специальная стесняющая движения одежда, которая ещё в 19 веке была едва ли не основным средством избавления пациента от психомоторного возбуждения … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
смирительная рубашка — Специальная длинная одежда с длинными рукавами, обвязывающаяся вокруг душевнобольного в момент его буйства … Словарь многих выражений
Смирительная рубашка (аниме) — Straight Jacket обложка первого тома лайт новел «Straight Jacket» ストレイト・ジャケット (Сутор … Википедия
рубашка — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? рубашки, чему? рубашке, (вижу) что? рубашку, чем? рубашкой, о чём? о рубашке; мн. что? рубашки, (нет) чего? рубашек, чему? рубашкам, (вижу) что? рубашки, чем? рубашками, о чём? о рубашках 1. Рубашкой … Толковый словарь Дмитриева
рубашка — и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. см. тж. рубашечка, рубашонка, рубашечный 1) Верхняя мужская одежда или нижнее бельё в виде блузы. Подобрать к костюму рубашку с галстуком. Руба/шка с длинными, короткими рукавами … Словарь многих выражений
рубашка — и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. 1. Верхняя мужская одежда или нижнее бельё в виде блузы. Подобрать к костюму рубашку с галстуком. Р. с длинными, короткими рукавами. Хлопчатобумажная, синтетическая, батистовая р. Нижняя, нательная р. Парадная,… … Энциклопедический словарь
Смирительная рубашка
Смотреть что такое «Смирительная рубашка» в других словарях:
смирительная рубашка — горячечная рубаха Словарь русских синонимов. смирительная рубашка горячечная рубаха (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Смирительная рубашка — СМИРИТЬ, рю, ришь; рённый ( ён, ена); сов., кого что (книжн.). Усмирить, укротить. С. дикого зверя. С. непокорных. С. свою гордость. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Смирительная рубашка — Синонимы: усмирительная рубашка, смирительная рубаха, смирительный камзол, горячечная рубашка. англ. Straitjacket Специальная одежда для фиксации рук, а иногда рук и ног. Чаще всего применяется в медицине для контроля двигательной активности … Википедия
смирительная рубашка — (истор.) особая одежда, связывающая движения конечностей и туловища психически больного с выраженным двигательным возбуждением; применялась в 19 в … Большой медицинский словарь
Смирительная рубашка — – специальная стесняющая движения одежда, которая ещё в 19 веке была едва ли не основным средством избавления пациента от психомоторного возбуждения … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
смирительная рубашка — Специальная длинная одежда с длинными рукавами, обвязывающаяся вокруг душевнобольного в момент его буйства … Словарь многих выражений
Смирительная рубашка (аниме) — Straight Jacket обложка первого тома лайт новел «Straight Jacket» ストレイト・ジャケット (Сутор … Википедия
рубашка — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? рубашки, чему? рубашке, (вижу) что? рубашку, чем? рубашкой, о чём? о рубашке; мн. что? рубашки, (нет) чего? рубашек, чему? рубашкам, (вижу) что? рубашки, чем? рубашками, о чём? о рубашках 1. Рубашкой … Толковый словарь Дмитриева
рубашка — и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. см. тж. рубашечка, рубашонка, рубашечный 1) Верхняя мужская одежда или нижнее бельё в виде блузы. Подобрать к костюму рубашку с галстуком. Руба/шка с длинными, короткими рукавами … Словарь многих выражений
рубашка — и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. 1. Верхняя мужская одежда или нижнее бельё в виде блузы. Подобрать к костюму рубашку с галстуком. Р. с длинными, короткими рукавами. Хлопчатобумажная, синтетическая, батистовая р. Нижняя, нательная р. Парадная,… … Энциклопедический словарь
смирительная рубашка
Смотреть что такое «смирительная рубашка» в других словарях:
Смирительная рубашка — СМИРИТЬ, рю, ришь; рённый ( ён, ена); сов., кого что (книжн.). Усмирить, укротить. С. дикого зверя. С. непокорных. С. свою гордость. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Смирительная рубашка — Синонимы: усмирительная рубашка, смирительная рубаха, смирительный камзол, горячечная рубашка. англ. Straitjacket Специальная одежда для фиксации рук, а иногда рук и ног. Чаще всего применяется в медицине для контроля двигательной активности … Википедия
смирительная рубашка — (истор.) особая одежда, связывающая движения конечностей и туловища психически больного с выраженным двигательным возбуждением; применялась в 19 в … Большой медицинский словарь
Смирительная рубашка — Специальная одежда, фиксирующая позу больного и лишающая его возможности совершать движения конечностями. Применялась для борьбы с возбуждением в XIX веке, в эпоху, предшествующую победе принципа нестеснения … Толковый словарь психиатрических терминов
Смирительная рубашка — – специальная стесняющая движения одежда, которая ещё в 19 веке была едва ли не основным средством избавления пациента от психомоторного возбуждения … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
смирительная рубашка — Специальная длинная одежда с длинными рукавами, обвязывающаяся вокруг душевнобольного в момент его буйства … Словарь многих выражений
Смирительная рубашка (аниме) — Straight Jacket обложка первого тома лайт новел «Straight Jacket» ストレイト・ジャケット (Сутор … Википедия
рубашка — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? рубашки, чему? рубашке, (вижу) что? рубашку, чем? рубашкой, о чём? о рубашке; мн. что? рубашки, (нет) чего? рубашек, чему? рубашкам, (вижу) что? рубашки, чем? рубашками, о чём? о рубашках 1. Рубашкой … Толковый словарь Дмитриева
рубашка — и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. см. тж. рубашечка, рубашонка, рубашечный 1) Верхняя мужская одежда или нижнее бельё в виде блузы. Подобрать к костюму рубашку с галстуком. Руба/шка с длинными, короткими рукавами … Словарь многих выражений
рубашка — и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. 1. Верхняя мужская одежда или нижнее бельё в виде блузы. Подобрать к костюму рубашку с галстуком. Р. с длинными, короткими рукавами. Хлопчатобумажная, синтетическая, батистовая р. Нижняя, нательная р. Парадная,… … Энциклопедический словарь
Смирительная рубашка культуры
Н аверное, многие из нас, особенно те, кто присутствует в социальных сетях, чувствует, насколько агрессивным становится общение. Мы смотрим телепередачи, в которых то вспыхивают агрессивные перебранки, то дело доходит до прямого рукоприкладства. Наконец, частые сообщения о неспровоцированных актах агрессии детей и подростков по отношению друг к другу и к учителям. Мы решили обсудить эту проблему с известным психологом, руководителем отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергеем Ениколоповым, автором многочисленных работ по различным аспектам агрессии как социального и патологического феномена.
Что такое агрессия
— Вы занимаетесь проблемами агрессии. Кажется, что в современном мире агрессия буквально разлита в воздухе. Как вы определяете, что это такое? Это болезнь?
— Кто-то подсчитал, что в мире двести определений агрессии. Хотя определения расходятся в деталях, основной блок четко сформулирован: агрессия — это некие действия, наносящие вред какому-либо объекту или субъекту. Дальше идет добавление, которое сейчас модно: не желающему подобного с собой обращения. Но есть и были авторы, которые считали агрессией любую форму активности. И это идет от древности, потому что современное понимание об агрессии как нанесении вреда появилась только после наполеоновских войн. А до этого агрессией называлась любая напористость, поэтому туда и дружелюбная, любовная напористость тоже входила.
Почему я с иронией отношусь к более современному, хотя, может, более строгому определению? Сложность проблемы заключается в том, что таким образом вылетает из анализа агрессии все, что связано, например, с садомазохизмом и с аутоагрессией — самоубийствами. То есть с желающими нанести вред себе.
Но очень важно в этих всех определениях, что агрессия — это мотивированное и целенаправленное поведение. Например, если неудачно автобус затормозил и мы потолкали друг друга, притом, может быть, даже с повреждениями, то это не агрессия. Агрессия — когда хотят нанести вред. Она, безусловно, не болезнь, но очень хороший индикатор неблагополучия. Как на индивидуальном уровне, так и на социальном. Когда что-то плохо, человек как минимум испытывает раздражение. Достаточно подъема температуры. Известны исследования, которые показали высокий уровень агрессии у человека на инициальных, начальных стадиях любого заболевания. Почему я и сказал: индикатор неблагополучия. Можете это даже на себе проанализировать. Как только простуда, высокая температура, вас раздражает всё — яркий свет, громкий разговор. Потом болезнь еще длится, даже нет улучшения, но происходит адаптация, и раздражение снижается.
Статистика проявления агрессии — показатель уровня неблагополучия в стране. Вот почему, когда всевозможные международные организации типа ВОЗ и прочих говорят о каком-то неблагополучии в стране, они в первую очередь пользуются статистикой убийств и самоубийств. Все остальное довольно субъективно.
— То есть проявление агрессии — это проявление неблагополучия?
— Не всякое проявление агрессии является проявлением неблагополучия. Кроме самоубийств.
Для меня же в первую очередь показатель неблагополучия — число корыстных убийств, которое является одной из форм проявления социальных проблем. Например, в Москве в конце шестидесятых было около девяти процентов корыстных убийств от общего их числа. Но Москва тогда жила социальным оптимизмом. Оптимизм в начале шестидесятых был, конечно, не от того, что, как вчера объявили, в восьмидесятом году будет коммунизм и все сразу стали кроткими. А от осознания в течение какого-то времени, что жизнь налаживается.
Сейчас принято все мерить в ВВП на душу населения. С одной стороны, это действительно показатель благополучия, но с другой стороны, скажем, в Мексике ВВП растет, а волосы дыбом встают, когда вы узнаете, сколько там убийств. А убийство — показатель того, что при всем при этом что-то не так в социальном устройстве.
Когда всевозможные международные организации типа ВОЗ и прочих говорят о каком-то неблагополучии в стране, они в первую очередь пользуются статистикой убийств и самоубийств. Все остальное довольно субъективно
При анализе поведения высокоагрессивного человека естественно возникает вопрос: а как он дошел до жизни такой? Это генетика или влияние среды? Но мы отлично понимаем, что генетически агрессия заложена почти у всех. Мы ведь из хищников по происхождению. Значит, проблема сложнее: почему одни проявляют это природное качество, а другие — нет? Есть такое понятие, как «экологическая модель насилия». Она заключается в том, что агрессия рассматривается как результат влияния четырех факторов — сам индивид, его ближайшее окружение, с которым он взаимодействует непосредственно, его комьюнити — община и вся социальная среда. Понять истоки агрессии, не учитывая эти четыре фактора, почти невозможно.
Даже грубое в историческом плане деление первобытных людей на собирателей и охотников сразу показывает, насколько разные ценностные структуры были у каждого из них и насколько разные модели поведения. Что говорит о влиянии социума даже в древнейшие времена.
Хочу отметить, что серьезно можно говорить об агрессивности, когда у человека сформировались представления о причинно-следственных связях между различными событиями. Вот почему до пяти-семи лет говорить серьезно о проявлении агрессии у ребенка нет смысла. Когда ребенок ударился о табуретку и пинает ее ногой, то это естественно. Табуретка, конечно, нехорошая. Есть авторы, которые называют поведение детей в этом возрасте протоагрессивностью. Она может развиться в одну сторону и в другую. Не надо ей уделять много внимания, это часть естественного процесса адаптации ребенка. Но когда у ребенка появляется понимание причинно-следственных связей и он отлично знает, что может вредить своими поступками, и сознательно вредит, то это уже действительно агрессия. В своем развитии дети вначале проходят этап развития прямой физической агрессии и постепенно, в процессе социализации, она перерастает больше в косвенную, то есть в сплетни, злые шутки, агрессивное остроумие. И в вербальную, когда человек больше ругается, чем кого-то бьет. В нашей культуре, к сожалению, вербальная агрессия идет параллельно с физической.
Корни агрессии
— Но сейчас в социальных сетях именно вербальная агрессия просто зашкаливает…
Мы часто смеемся над тем, как провинциальные дамы подражают какой-то кинозвезде, но это нормальное человеческое поведение. Они овладевают своим поведенческим репертуаром. Некоторые потом добавляют ко всему этому свой вкус, и нам уже не бросается в глаза, что все это повторение
У буллинга — форме насилия в школе — тоже корни в семье. Как только его начали исследовать, выяснилось, что во всем мире корни его в одном: к нему склонны дети, которых сильно наказывали дома. Но они плохо ловятся в школе, потому что знают, что на глазах у учителей и других взрослых вести себя надо правильно. А за углом можно продемонстрировать то, чему научился дома.
Но к родителям сейчас прибавились средства массовой информации. Мы часто смеемся над тем, как провинциальные дамы подражают какой-то кинозвезде, но это нормальное человеческое поведение. Они овладевают своим поведенческим репертуаром. Некоторые потом добавляют ко всему этому свой вкус, и нам уже не бросается в глаза, что все это повторение. Так же воспитывается и ребенок.
Если говорить о роли кино и телевидения в формировании культуры насилия, то у американцев были два раза слушания в Конгрессе, где было показало, что и кино, и телевидение оказывают самое сильное влияние на ее формирование. Конечно, не нужно понимать так, что сегодня увидел, а завтра побежал убивать. Они формируют агрессивно-враждебный сценарий готовности решения проблем, когда проще дать в «пятак», чем объяснять. И что, может быть, самое главное — происходит дегуманизация жертвы. В кино и герой, и жертва избиваются так, что никто не верит их страданиям. А мы, как человек, как вид, устроены таким образом, что страдания человека тормозят проявления агрессии. Кроме как у садистов, но это небольшая группа. А этот эффект теряется под влиянием псевдостраданий в кино, многие перестают верить в страдания при насилии и поэтому могут его спокойно применять. И в этом смысле влияние кино- и теленасилия негативно.
— Они не замечают, потому что, во-первых, они не исследователи, это же нужно мерить. Если мы сейчас выйдем на улицу и будем спрашивать у людей, замечают ли они давление атмосферного столба, то вряд ли кто-то что-то скажет. Но как только мы начнем внимательно это исследовать, то сразу выясним процент метеозависимых, и в этих играх, если исследовать контингент игроков и болельщиков, мы сразу вычленим серьезный процент людей, которые на этих играх обучаются насилию.
И одна из самых серьезных сейчас исследовательских задач — выяснение соотношения агрессии онлайн и офлайн. Может ли человек переключаться из одного режима в другой. Это действительно очень серьезная вещь, потому что, когда мы играем в какие-то игры, это всего лишь игра. То есть футбол, регби, даже бокс — мы знаем, что есть правила. А при переключении офлайн/онлайн игроки часто перестают различать, где виртуальная реальность, а где собственно реальность. И в какой из них я нахожусь? Я еще должен научиться определять границу реальности.
Но, с другой стороны, в последние годы среди молодежи во всем мире падает насильственная преступность. И одно из объяснений — они ушли в игры, они не на улице. И там реализуются. Но из этого следует один не очень жизнерадостный вывод, что кормить их играми нужно будет постоянно, придумывая все более сложные и изощренные. И второе — нет никаких гарантий, что злые люди не будут это использовать. Действительно, очень многие считают, что эти игры — всего лишь игры. Как лото, или шахматы, или футбол. Но они не такие. В них нет ограничивающих агрессию правил.
Нужны правила
— То есть ограничивающих рамок?
— Конечно. В футболе тоже происходит легитимация насилия, но определенным образом. Если вы нарушаете какие-то формы поведения, приходит суровая рука правила. Если в реальной жизни и в таких играх, как футбол, этот механизм отработан, то в офф- и онлайн-ситуации эти правила еще не сформированы. Это вовсе не означает, что я противник игр. Но здесь нужно еще больше новых исследований. Мы просто очень плохо знаем о человеке в этих новых условиях.
— А между бытовой и криминальной агрессией принципиальная разница или это просто разница в последствиях?
— Разница в последствиях. Самый простой пример — школьные драки. Почти все мальчики — раньше, а сейчас можно добавить и девочек — проходили через какие-то драки. Это естественно. Но вот случайно ударился об угол, или еще что-то такое, или родители обратили внимание на синяк, и это может привести к уголовным последствиям. Вроде бы бытовая вещь, к которой мы все можем относиться даже снисходительно, а где же еще драться, как не в школе или во дворе? Тут мы от животных предков недалеко ушли. Но вдруг выясняется, что одно под действие закона подпадает, а другое — нет. Одно и то же действие в зависимости от последствий. Поэтому нельзя сказать, что между бытовой и криминальной агрессией есть резкое противопоставление. Более того, есть такие формы насилия, как бокс и неспортивная драка, которые по факту не сильно отличаются, кроме того что в боксе есть правила.
— Еще теперь и бои без правил есть.
— Да, но и бои без правил тоже имеют свои правила.
Огромное количество людей, которые не хотят убивать даже в боевых условиях. И есть работа, которая показывает, что в первых боях большая часть солдат стреляет мимо. Правда, потом наступает привыкание
Они совершенно естественны. Превосходство: мы живем в мире, иерархично устроенном. Значит, одни по какому-то признаку выше, другие ниже. Если мы будем говорить о математических способностях или еще о каких-то, инженерных, гуманитарных и прочих, — это нормально. И мы легко определяем, кто лучше, кто хуже. Но иерархичность подогревает стремление быть первым. А это может подогревать агрессию по отношению к более успешным. И формировать убеждение, что цель оправдывает средства. Это проявляется на индивидуальном уровне, и это же будет проявляться на групповом. Наша группа лучше, чем другая. Никто не отменял деления мы — они, свои — чужие и так далее.
Это разные формы, но они выстраиваются от ощущения, причем как группового, так и индивидуального, что мир несправедлив. А агрессия — это реакция на ее проявления: мы маленькие и бессильные, но мы можем больно уколоть, привлечь внимание и будем так делать до тех пор, пока вы к нам не прислушаетесь. Иногда это кончается революцией.
Или скрепы, или дикари
— Вы сказали, что в значительной мере агрессия в современном обществе связана с потерями моральных скреп, культурных норм и запретов. В состоянии ли общество выработать новые нормы? Или мы теперь будем жить в обществе, где нет скреп, и каждый сам за себя, а правил не будет?
Мы живем в мире, иерархично устроенном. Значит, одни по какому-то признаку выше, другие ниже. Если мы будем говорить о математических способностях или еще о каких-то, инженерных, гуманитарных и прочих, — это нормально. Но это может подогревать агрессию по отношению к более успешным
Поэтому скрепы не обязательно должны быть взяты из прошлого, из архаики, но отсутствие у современного общества всяких правил или сомнение в этих правилах способствует и самоубийствам, и насилию. Вообще, должна быть какая-то пусть маленькая, но миролюбивая идеология. А у нас вылезло огромное количество архаических представлений и преступлений на этой почве — архаической. Что-то необходимо, но это что-то должно формироваться с учетом новых реалий. Как жить в большом городе, как к нему приспосабливаться. Но мы сейчас все больше и больше живем уже не просто в городе, а в глобальном городе.
И выбор здесь такой: либо мы начинаем понимать, что нужно вырабатывать новые правила, либо нас просто сотрут в порошок дикари. Потому что самое разрушающее — это отсутствие правил.
Изучайте юмор и многое поймете
— Я знаю, что вы занимаетесь еще и исследованием чувства юмора. Как это связано с медицинской психологией?
— Да, мы занимаемся исследованием чувства юмора. Хотя большая часть участников конференций, посвященных этой теме, — это лингвисты, логики и прочие. Можно вспомнить Бахтина. Но для нас отсутствие чувства юмора — это индикатор определенных форм заболеваний. Например, для психастеников, очень ранимых и трогательных людей, Чарли Чаплин не комик, он трагическая фигура — он все время падает, и его бьют. И как можно вообще смеяться над этим? А есть агрессивный юмор, защитный юмор.
И в ходе исследований обнаружилось, что особенности восприятия юмора могут стать диагностическим инструментарием. Плюс юмор — это форма социальной активности, и, если у человека его восприятие нарушено, ему труднее адаптироваться. Иногда он выступает как способ преодоления (когда мы смотрим на себя с иронией), иногда — как форма защиты. В любом случае юмор спасает нас от множества проблем. Нас характеризует не то, как мы генерируем юмор, а то, как мы его воспринимаем. Тем более что часто непонятно, действительно ли человек острит. Мы, допустим, воспринимаем это как смешное, но сам он может быть вполне серьезен.
Для нас отсутствие чувства юмора — это индикатор определенных форм заболеваний. Например, для психастеников, очень ранимых и трогательных людей, Чарли Чаплин не комик, он трагическая фигура — он все время падает, и его бьют