Что такое смягчение согласного
Смягчение согласных [г], [к], [х]
В предыдущей статье было рассказано о слоговом сингармонизме в праславянском и древнерусском языке; теперь поговорим об одном из наиболее ярких примеров действия этого закона.
Согласные звуки [г], [к], [х] в лингвистике относят к заднеязычным и задненёбным согласным, поскольку при их произнесении смыкаются или сближаются в ротовой полости задние части языка и нёба. Как правило, в древнерусском языке [г], [к], [х] не сочетались с гласными переднего ряда (в артикуляции которых участвует передняя часть языка) и не могли быть мягкими.
Исключений было немного. Во-первых, в некоторых формах слов в результате действия аналогии, например: кѣмъ (кем) по аналогии с къто (кто). Во-вторых, в заимствованных словах: ангелъ, китъ, хитонъ и др.
В большинстве исконно славянских слов заднеязычные сочетались с гласными непереднего ряда: нога, духъ, реку. Кроме того, столица Древней Руси именовалась словом Кыевъ, хитрый звучало как хытрыи, а гибель – как гыбѣль. Если же за заднеязычным следовал гласный переднего ряда, заднеязычный претерпевал большие изменения. Он не просто смягчался в результате действия закона слогового сингармонизма, но менял свою артикуляцию настолько, что превращался в другой звук – шипящий или свистящий.
Такое смягчение заднеязычных произошло еще в праславянском языке. В истории праславянского это случилось два или три раза, соответственно, лингвисты говорят о двух или трех палатализациях (смягчениях) заднеязычных согласных. Разное количество – всего лишь результат разной классификации: то, что некоторые языковеды относят к разным палатализациям, другие считают разновидностями одной. Мне привычнее говорить о трех… Итак, давайте их рассмотрим.
Первая палатализация
Примеры из древнерусского языка:
другъ – дружина, богъ – боже;
рука – поручити, крикъ – кричати (из праславянского *krikēti);
грѣхъ – грѣшьникъ, сухъ – сушити.
Долгий звук *ē, вызывавший палатализацию стоящих перед ним заднеязычных, впоследствии переходил в гласный *а (см. выше праславянскую форму слова кричать).
В результате первой палатализации приобрели привычный для нас облик слова: жена (из *gena ‘рождающая’, ср. искусственные, но образованные от этимологически родственного корня термины генетика, генезис и др.), черта (праславянское *kĭrta), жар (праславянское *gerъ, ср. гарь, гореть) и многие другие.
Палатализация происходила и в некоторых сочетаниях заднеязычных с другими согласными. Так, перед гласными переднего ряда смягчались сочетания *sk и *zg, образуя сложные шипящие звуки (подробнее см. здесь).
Вторая палатализация
Мы не знаем точного времени описываемых смягчений. Наука пока смогла установить только относительное время: какая палатализация случилась раньше, какая – позже.
Звуки [i] (и), [ě] (ѣ), существовавшие во времена первой палатализации, происходили от индоевропейских гласных [ī] и [ē]. Но прошло время, и [i] (и), [ě] (ѣ) появились в праславянском еще раз, теперь уже из дифтонгов [oi] и [ai]. Напомню, что дифтонг – это сочетание двух гласных в одном слоге. В нашем случае второй гласный – [i] – был неслоговым, а первый мог быть долгим или кратким.
Примеры из древнерусского языка:
нога – нозѣ (ноге), другъ – друзи, совр. друзья;
рука – руцѣ, влъкъ – влъци (волк – волки);
муха – мусѣ, послухъ – послуси.
Примеры второй палатализации в начале корня: цена (древнерусское цѣна, праславянское *koina), цвет (древнерусское цвѣтъ, праславянское *kvoitъ), звезда (древнерусское звѣзда, праславянское *gvoizda). В двух последних словах – цвет и звезда – наблюдается интересная особенность: если между заднеязычным и гласным переднего ряда стоял звук [в], палатализация все равно происходила (правда, не во всех славянских диалектах, кое-где осталось квѣтъ и гвѣзда).
Из всех восточнославянских диалектов второй палатализации не было только в новгородско-псковском, о чем убедительно свидетельствуют данные современных говоров и берестяных грамот.
Чередования согласных г//з, к//ц, х//с до сих пор имеют место при склонении существительных в разных славянских языках (например, совр. украинское дорога – на дорозi, муха – на муci), но в современном русском языке они отсутствуют: дорога – на дороге, муха – на мухе.
Третья палатализация
Третье смягчение произошло, например, в словах девица (древнерусское дѣвица, праславянское *děvika), отец (древнерусское отьць, праславянское *otьkъ), князь (заимствованное слово, от германского kuningos; праславянское *kъnęgъ) и др.
Также третье смягчение не наблюдается в именах прилагательных: тѧжькъ, тѧжька и т. д.
Есть мнение, что третья палатализация прошла в языке раньше, чем вторая.
Праславянские смягчения заднеязычных оставили след в русском языке в виде многочисленных чередований заднеязычных с шипящими и свистящими согласными: друг – дружный – друзья, лик – лицо – личина и др.
Дефект смягчения
Дефект смягчения – это постоянные, регулярно повторяющиеся замены мягких согласных соответствующими твердыми парами и наоборот. Дефекты смягчения и твердости чаще встречаются в структуре возрастного косноязычия, дислалии, дизартрии, тугоухости. В ходе диагностики исследуется состояние слуха, строение и подвижность артикуляционного аппарата, звукопроизношение, слуховая дифференцировка. Специфика логопедической работы зависит от разновидности и причины дефекта, включает выработку базового артикуляционного уклада, развитие фонематических процессов, отработку дифференциации твердых и мягких вариантов фонем.
Классификация
Дефекты твердости и мягкости могут охватывать любые пары звуков, различающиеся по данному признаку. Недостаток звукопроизношения может затрагивать все речевые фонемы (тотальный) или только некоторые (частичный). По своему механизму расстройства твердости/мягкости бывают фонетико-фонематическими (при нарушенной артикуляции и слуховом восприятии) или чисто фонематическими (при нарушении слуховой дифференциации):
К развитию дефекта смягчения предрасполагает несформированность у ребенка фонематических процессов и речевых кинестезий, снижение физического слуха, нарушения строения органов артикуляции, изменение тонуса артикуляционных мышц. По своей психолого-педагогической характеристике такие дети относятся к группе ФФН или ОНР.
Причины
Возрастные несовершенства речи
Смягчение (палатализация) согласных или замена мягких фонем на твердые считается нормальным явлением при физиологической дислалии. Все дети в своем речевом развитии проходят этап возрастного косноязычия, обусловленный недостаточной сформированностью движений органов артикуляции и фонематического слуха. Чаще встречается смягченное произношение, но возможен и дефект твердости. Примерно к 4,5-5 годам по мере совершенствования фонетико-фонематических процессов дефекты звукопроизношения исчезают.
Дислалия
Дефекты смягчения и твердости характерны для функциональной (акустико-фонематической, артикуляторно-фонематической) и механической дислалии. Непосредственными производящими факторами выступают:
При неоправданной палатализации согласных детская речь становится «сюсюкающей»: «тяпки» вместо «тапки», «дёмик» вместо «домик». При отсутствии смягчения речь теряет свою плавность, протяжность, мелодичность. Ребенок говорит «тота» вместо «тётя», «лублу» вместо «люблю». При дислалии нередко встречаются полиморфные комбинированные нарушения звукопроизношения, например, сигматизм + ротацизм + дефект смягчения.
Дизартрия
При дизартрии дефект мягкости или твердости может быть обусловлен повышенным тонусом (спастичностью) или парезом языка, гиперкинезами. При этом высокий тонус мышц средней трети спинки языка обусловливает смягчение твердых согласных (псевдобульбарная дизартрия), а паретичность и вялость – исчезновение палатализации (бульбарная дизартрия). Подобные нарушения наблюдаются также при стертой, мозжечковой дизартрии.
Тугоухость
Снижение биологического слуха – врожденная или рано развившаяся тугоухость у детей ‒ затрудняет восприятие речи окружающих и слуховой контроль за собственным звукоизвлечением. У слабослышащих детей дефект смягчения нередко сочетается с дефектом озвончения, сигматизмом, ротацизмом, парасигматизмом. Отмечается монотонность и гнусавость голоса.
Диагностика
Логопедическая диагностика должна решать следующие задачи: выяснение причины дефекта смягчения и определение круга сопутствующих речевых нарушений, нуждающихся в исправлении. С учетом предполагаемых этиофакторов ребенку может потребоваться консультация детского невролога, ортодонта, отоларинголога. План обследования включает:
Коррекция
Дефекты твердости и мягкости неизбежно отражаются на письме. В процессе школьного обучения у детей с подобными нескорректированными проблемами диагностируется акустическая дисграфия. Поэтому логопедические занятия необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте. Индивидуальный маршрут зависит от вида нарушения.
Подготовка органов артикуляции
Если палатализация согласных обусловлена высоким мышечным тонусом спинки языка, работу необходимо начинать со снятия напряжения его мышц. На первом этапе проводится расслабляющий массаж языка с акцентом на среднюю часть, артикуляционная гимнастика (упражнения «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Пожуем грушу» − «жевание» медицинской спринцовки №1, поглаживание языка губами).
При смягчении и слабости мышц языка, напротив, усилия логопеда должны быть направлены на активизацию язычной мускулатуры. Прибегают к активизирующему логопедическому массажу и упражнениям («Горка», «Катушка», покусывание языка зубами). В обоих случаях уделяется внимание развитию мягкой моторики и речевого дыхания.
Коррекция фонематических процессов
Ребенку объясняются отличия между твердыми и мягкими согласными, обыгрываются основные отличительные признаки звуков. Используются упражнения на различение квазиомонимов, показ артикуляционных профилей, работа с парными картинками на смешиваемые звуки. На данном этапе важно выработать у ребенка зрительный и кинестетический контроль.
Выработка правильных артикуляционных укладов
Для постановки звуков используются приемы по подражанию и объяснению, механический способ. Разные авторы предлагают различную последовательность отработки звуков при дефекте смягчения. Наиболее распространенная схема: переднеязычные, губно-зубные, губные, свистящие, соноры. Параллельно проводится дифференциация непалатализованных и палатализованных согласных, как на слух, так и в произношении.
Медицинские процедуры
Медицинский блок подключается при нарушениях иннервации. Он включает проведение медикаментозной терапии, физиотерапии, рефлексотерапии, ЛФК, гидропроцедур. Слабослышащим детям для успешной коррекции фонетико-фонематических дефектов и правильного развития речи показано слухопротезирование.
Гласные, смягчающие согласные (таблица)
В фонетике русского языка четко выражено влияние одних звуков на другие. Влиятельными звуками являются в основном гласные, которые делают согласные мягкими, смягченными, влияют на длительность или звонкость звука. Иногда это влияние отчетливо слышно во время произношения слова — мягкие звуки так и просятся на язык. Но в некоторых случаях легко сделать ошибку как при произношении слова, так и при попытке записать его транскрипцию.
Смягчающие гласные
Гласные русского языка можно разбить на пары: а — я, у — ю, о — ё, ы — и, э — е. Сделаем фонетический разбор слов с использованием одной из пар (а — я), исследуя влияние разных гласных на один и тот же согласный звук:
Делаем вывод, что гласные, которые находятся первыми в паре, на мягкость соседних согласных не влияют.
Гласные, смягчающие согласные, в виде таблицы:
я | яблоко [й’аблоко], судья [суд’й’а], кровля [кровл’а], пяльца [п’ал’ца] |
ю | юрист [й’урист], любить [л’убит’], плюшевый [пл’ушывый] |
ё | ёлка [й’олка], полёт [пал’от], варёный [вар’оный] |
е | лежать [л’ижат’], генерал [г’ин’ирал], вешенки [в’ишын’к’и] |
и | лис [л’ис], синий [с’ин’ий], писать [п’исат’] |
Смягчение согласных также обеспечивает графема «ь», не имеющая обозначения в транскрипции: учитель [уч’ит’ил’], рьяный [р’й’аный], бегать [бегат’].
Интересный факт: иногда гласной не обязательно располагаться рядом со звуком, чтобы его смягчить. Возьмем для примера прилагательное «твердый», в котором чаще всего допускают фонетическую ошибку. За счет явления, которое характеризует это слово, кажется что и произносить его стоит соответственно. Но если попробовать произнести медленно, можно заметить как на первых движениях языка речевой аппарат готовится к последующим звукам. Именно поэтому в транскрипции слова «твердый» присутствует неожиданное смягчение: [т’в’ердый]. Аналогичный эффект можно наблюдать в словах вроде басня [бас’н’а], стекло [с’т’икло], гвоздик [гвоз’д’ик].
Какие согласные не смягчаются
В русском языке есть несколько согласных, которые не поддаются влиянию любых гласных:
В то же время, согласные «ч» и «щ» будут звучать мягко независимо от соседних звуков:
Таким образом, при фонетическом разборе и транскрибировании слов, необходимо учитывать, что череда гласных «а», «у», «о», «ы», «э» никак не влияет на соседние звуки, а такие гласные как «я», «ю», «е», «ё», «и» смягчают согласные. И кроме того, «ь», технически не являющийся ни гласным, ни согласным также делает соседние звуки мягкими. Также не стоит забывать, что звуки «ж», «ш», «ц» всегда твердые, а согласные «ч» и «щ» — наоборот, никогда не теряют мягкости.
Русский язык: краткий теоретический курс | Страница 5 | Онлайн-библиотека
Сказанное можно обобщить в следующей таблице:
Позиционное смягчение согласных
В русском языке в определённых позициях встречаются и твёрдые, и мягкие согласные звуки, причём число таких позиций значительно. Это положение перед гласными ( мол [мол] — мёл [м’ол]), на конце слова: ( кон [кон] — конь [кон’]), у звуков [л], [л’] независимо от их положения: ( полка [п́олка] — полька [п́ол’ка]) и у звуков [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р], [р’] перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] ( банка [б́анк’а] — банька [б́ан’ка], пурга [пурѓа] — серьга [с’ир’ѓа). Эти позиции являются сильными по твёрдости / мягкости.
Позиционные изменения, касающиеся твёрдости / мягкости, могут быть вызваны только влиянием звуков друг на друга.
Позиционное смягчение (мена твёрдого согласного на парный ему мягкий) осуществляется в современном русском языке непоследовательно в отношении разных групп согласных.
В речи всех носителей современного русского языка последовательно происходит лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [щ’]: барабанчик [бараб́ан’ч’ик], барабанщик [бараб́ан’щ’ик]
В речи многих носителей происходит также позиционное смягчение [с] перед [н’] и [т’], [з] перед [н’] и [д’]: кость [кос’т’], песня [п’́эс’н’а], жизнь [жыз’н’], гвозди [гв́оз’д’и].
В речи некоторых носителей (в современном языке это скорее исключение, чем правило) возможно позиционное смягчение и в некоторых других сочетаниях, например: дверь [д’в’эр’], съем [с’й’эм].
Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме
В отличие от глухости / звонкости, твёрдость / мягкость парных согласных обозначается не при помощи согласных букв, а иными средствами.
Мягкость согласных обозначается следующим образом.
Для парных по твёрдости / мягкости согласных мягкость обозначается:
1) буквами я, е, ё, ю, и : мал — мял, мол — мёл, пэр — перо, буря — бюро, мыло — мило (перед е в заимствовании согласный может быть твёрдым: пюре );
2) мягким знаком — в конце слова ( конь ), в середине слова у [л’] перед любым согласным ( полька ), после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым ( весьма, раньше ), и у мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г’], [к’], [б’], [м’], являющимися результатом изменения соответствующих твёрдых ( серьги — ср. серьга ) — см. сильные по твёрдости / мягкости позиции.
В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости парных согласных не пишется ( мостик, песня, разве ), потому что позиционная мягкость, как и другие позиционные изменения звуков, на письме не отражается.
Для непарных согласных нет необходимости в дополнительном обозначении мягкости, поэтому возможны графические правила « ча, ща пиши с а ».
Твёрдость парных согласных обозначается отсутствием мягкого знака в сильных позициях ( кон, банка ), написанием после согласного букв а, о, у, ы, э ( мал, мол, мул, мыл, пэр ); в некоторых заимствованиях твёрдый согласный произносится и перед е ( фонетика ).
Функции и правописание Ъ и Ь
Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции — разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:
1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки ( вьюга, соловьиный ) и в некоторых иноязычных словах перед о : ( бульон, компаньон ).
2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.
3. Мягкий знак после непарного по твёрдости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию — пишется по традиции в определённых грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ — ночь, учится — учиться ). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твёрдых, но и у непарных мягких согласных.
Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных
Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости, но и по другим признакам — месту образования преграды и её характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях:
[с] + [ш] → [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’],
[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’́эмта] или [щ’ч’́эмта],
[с] + [щ’] → [щ’]: расщепить [ращ’ип’́ит’],
[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижж́ыт’] = [иж́ыт’],
[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [м́ыцца] = [м́ыца], отсыпать [ацс́ыпат’],
[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’́ит’] = [ацып’́ит’],
[т] + [ч’] → [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’́от] = [ач’́от],
[т] + [щ’] → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’́ит’].
Позиционному изменению могут подвергаться сразу несколько признаков согласных. Например, в слове подсчёт [пач’щ’́от] имеет место чередование [д] + [ш’] → [ч’ш’], т. е. представлено уподобление по глухости, мягкости и признакам места и характера преграды.
В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, — расподобление (диссимиляция). Так, в словах лёгкий и мягкий вместо ожидаемой ассимиляции по глухости и образования долгого согласного ([г] + к’] → [к’к’]) представлено сочетание [к’к’] → [х’к’] ( лёгкий [л́ох’к’ий’], мягкий [м́ах’к’ий’]), где отмечается расподобление звуков по характеру преграды (при произношении звука [к’] органы речи смыкаются, а при произношении [х’] сближаются). При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости.
Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)
В некоторых сочетаниях при соединении трех согласных один, обычно средний, выпадает (так называемый непроизносимый согласный). Выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:
стл — [сл]: счастливый сча[сл’]ивый,
стн — [сн]: местный ме[сн]ый,
здн — [сн]: поздний по[з’н’]ий,
здц — [сц]: под уздцы под у[сц]ы,
ндш — [нш]: ландшафт ла[нш]афт,
нтг — [нг]: рентген ре[нг’]ен,
ндц — [нц]: голландцы голла[нц]ы,
рдц — [рц]: сердце се[рц]е,
рдч — [рч’]: сердчишко се[рч’]ишко,
лнц — [нц]: солнце со[нц]е.
Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и]: моего [маив́о].
Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке
Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения.
Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] ( мал [мал]), [и] ( часы [ч’ис́ы]), [ы] ( жалеть [жыл’́эт’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буква с может обозначать звуки [с] ( сад [сат]), [с’] ( гость [гос’т’]), [з] ( сдать [здат’]), [з’] ( сделать [з’д’́элат’]), [ж] ( сжать [жжат’]), [ш] ( расшить [рашш́ыт’]), [щ’] ( расщепить [ращ’щ’ип’́ит’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам.
Вопрос о смягчение согласных звуков перед мягкими
Добрый день!
Интересует непростой вопрос о смягчение согласных звуков перед мягкими. Правила в разных пособиях дают иногда разные либо нечеткие объяснения, в каких позициях согласные смягчаются перед мягкими, в каких нет, а в каких имеются варианты. Видимо, идет тенденция к твердому произношению, но все же хотелось бы знать, есть ли четкое и конкретное правило о смягчении согласных перед мягкими в современном языке, которое можно было бы давать учащимся?
С уважением, Леонид, Гонконг.
В потоке живой разговорной речи сочетаются звуки разного рода (согласные и гласные) и звуки одного и того же рода (согласные с согласными, гласные с гласными). Конечно же, звуки влияют друг на другу и уподобляются друг другу (ассимиляция), расподобляются (диссимиляция) или происходит выпадение одного или нескольких звуков (диэреза).
Если в слове рядом оказались твердый и последующий мягкий согласный, то происходит фонетическая ассимиляция по признаку мягкости.
Обозначим некоторые закономерности ассимиляции звуков по мягкости.
Обязательно смягчаются зубные звуки [с], [з], [н], находящиеся перед мягкими зубными:
[з’д’]есь
[с’т’]ена
боя[з’н’]
пе[н’с’]ия
реце[н’з’]ия и т.п.
Согласный [н], кроме того, смягчается и перед непарныим мягкими согласными [ч’] и [щ’]
флако[н’ч’]ик,
бубе[н’ч’]ик,
по[н’ч’]ик;
каме[н’щ’]ик;
ба[н’щ’]ик.
Спасибо за ответ. Ну а с чем связано, что именно зубные перед зубными обязательно смягчаются. Связано ли это с артикуляцией речевого аппарата, что имеено зубные перед зубными не могут произноситься твердо?
Спасибо большое за ответ. Это серьёзный уровень. Пытаюсь понять, почему всё же именно зубные перед зубными не произносятся твердо, тогда как губные перед губными могут произноситься твердо. Диссертация показывает, как предыдущие звуки влияют на смягчение зубного перед зубным в начале слова, однако даже из вашего ответа следует, что именно зубные перед зубными обязательно смягчаются, но не совсем ясно, почему именно зубные перед зубными не могут произноситься твердо, в отличие от губных перед губными. Есть ли объяснение этому? Преподаю русский язык в Гонконге, и некоторые аспекты русского языка нелегко объяснить.
Леонид, всё зависит от диалекта, смягчение согласных не является общепринятым явлением среди носителей русского языка. В частности, в говорах на территории Северо-Западного федерального округа (за исключением говоров центральных и южных районов Псковской области, а также Калининградской области, относящихся к числу среднерусских) такое ассимилятивное смягчение в принципе отсутствует, что, очевидно связано с определённым влиянием германских языков (сначала древнескандинавского, а потом и немецкого). Например, петербуржец или вологжанин слово «груздь» произнесёт с твердым «з», к тому же в петербургском произношении (как и у белорусов) мягкое «д» произносится со свистящим призвуком. В южнорусских говорах такое явление распространено повсеместно, при этом смягчение происходит даже там, где в литературном русском языке его быть не может (например, в слове «сосиски» все согласные, кроме первого, в устах курянина или ростовчанина — мягкие). Так как описано в примерах выше говорят в основном на территории окружающей Москву.