Что такое смыслоразличительные ударения
Правила и принципы русской акцентологии. Ударение в иноязычных словах. Смыслоразличительная функция ударения.
Акцентология (от лат.accentus—«ударение»и гр.logos — «слово, понятие, учение») — раздел языкознания, изучающий систему ударений какого-либо языка.
Акцентологические нормы русского литературного языка — это правила постановки ударения в словах.
Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью, силой и движением тона.
В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): суперобложка, энергосистема, нефтепровод, машиностроение и др.
Запомните!Нефте- (трубо-, газо-) провод, но: провод (проволока).
Среди сложных слов есть и одноударные: самостоятельный,вице-премьери др.
Ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию. С его помощью различаются омографы (одинаковые по написанию, но различающиеся местом ударения и значением слова): замок — замок, мука — мука, атлас — атлас, хлопок — хлопок, орган — орган и др. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. По месту ударения различаются также разные формы одного слова: ноги (сущ. в форме им.п. мн.ч.)— ноги (сущ. в форме р.п. ед.ч.), волос (сущ. в форме им.п. ед.ч.) — волос (сущ. в форме р.п. мн.ч.) и др.; некоторые формы разных слов: пища (сущ. в форме им.п. ед.ч.) — пища (деепричастие), белка (сущ. в форме им.п. ед.ч.) — белка (сущ. белок в форме р.п. ед.ч.) и др.
К особенностям русского ударения относятся его нефиксированность и подвижность. Рассмотрим это на конкретных примерах.
В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге во французском языке). Русское ударение нефиксированное(разноместное — может падать на любой слог слова и на любую морфему: выпустить, домик, дорога, столовая, река) и подвижное(перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска — доски).
Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в устной речи возникают варианты произношения слов или форм слов.
Среди акцентологических вариантов, объективно сосуществующих в русском языке, следует различать:
1)акцентологические дублеты, когда разница в месте ударения не значима. Таких слов немного в русском языке, например: маркетинг и маркетинг, кружится и кружится, пиццерияи пиццерия и др. Следует отметить, что литературная норма стремится к освобождению от дублетов, поскольку они ничего не привносят ни в смысловом, ни в стилистическом отношении;
2) нейтральный и разговорный варианты, например:
обеспечение (нейтр.) — обеспечение (разг.);
одновременно (нейтр.) — одновременно (разг.);
мастерски (нейтр.) — мастерски (разг.).
Нейтральный вариант произношения рекомендуется использовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере бытового повседневного общения, тогда как разговорный вариант только в сфере бытового повседневного общения. И нейтральный, и разговорный варианты находятся в пределах литературной нормы, однако, например, в словаре ударений для работников радио и телевидения дикторам разговорные слова рекомендуется употреблять ограниченно «для оживления, создания доверительного тона, с целью снятия барьера официальности между собой и слушателями»;1
3)общеупотребительный и профессиональный варианты. Общеупотребительный вариант произношения считается нормативным для литературного языка, т.е. может использоваться в любой ситуации общения; профессиональный — считается ненормативным, т.е. находится за пределами литературного языка, используется в узком профессиональном кругу, например:
компас (лит. норма) — компас (у моряков);
рудник (лит. норма) — рудник (у горняков);
шасси(лит. норма) — шасси (у летчиков);
искра (лит. норма) — искра (у металлургов);
4)нейтральный и поэтический (а также народно-поэтический), например:
девица (нейтр.) — девица (народно-поэтич.);
шёлковый (нейтр.) — шелковый (народно-поэтич.);
кладбище (нейтр.) — кладбище (устар., поэтич.).
Словарная помета поэтич. означает, что такое произношение свойственно поэзии. Словарная помета народно-поэтич. означает, что такое произношение проникло в литературный язык из так называемой устной народной словесности.
5)литературный и просторечный, например:
свёкла (лит.) — свекла(прост.);
крапива (лит.) — крапива (прост.);
красивее (лит.) — красивее (прост.);
километр (лит.) — километр (прост.).
Просторечный вариант находится за пределами норм русского литературного языка.
Допуская несколько вариантов произношения, акцентология указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости акцентологические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.
Запомните! Профессиональные, устаревшие и просторечные варианты не являются нормативными.
Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Алексий, Великий Устюг, Кижи, Мёрдок Айрис, Никарагуа, Нюрнберг (но: Нюрнбергский процесс), Сальвадор Дали, Сергий Радонежский, Сид[нэ]й, Соколов-Микитов, Сольвейг, Ставрополь (но: Ставропольский край), Тайная вечеря, Шри-Ланкаи др.
В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон — Ньютон, Пикассо — Пикассои др. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) — Вашингтон(столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) — Макбет(название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова, например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка (pullover — «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову»), нувориш — из французского (nouveauriche — букв. «новый богач»). Объясните ударение следующих заимствованных слов:диспансер, некролог, квартал, генезис, феномен, эксперт, каталог.
31.2.Ударение в отдельных грамматических формах
Определенную трудность (даже для образованного человека) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Обратите внимание на следующие основные правила.
1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание, например:
создан — создана — созданы;
взят — взята — взяты;
занят — занята — заняты.
отнять — отнял — отняла — отняли;
понять — понял — поняла — поняли;
начать — начал — начала — начали.
3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге:
бодрый — ободрить, подбодрить.
4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:
Распространенные акцентологические ошибки
Неправильно | Правильно |
вероисповедание | вероисповедание |
включим приемник | включим приемник (включу, включишь, включит, включим, включите, включат) |
вручат орден | вручат орден (вручу, вручишь, вручит, вручим, вручите, вручат) |
гражданство | гражданство |
жалюзи | жалюзи |
красивее | красивее |
осужденный | осуждённый |
облегчить | облегчить |
преминуть: не преминуть — не упустить случая сделать что-либо | преминуть: не преминуть — не упустить случай сделать что-либо |
премировать | премировать |
11. Морфологические нормы.
Морфологические нормы – это правила, которые регулируют все процессы морфологии. В свою очередь, морфология – это раздел грамматики русского языка, который изучает части речи, их формы, а также правильное образование одних частей речи из других и различных форм одной и той же части речи.
Самым частым нарушением морфологических норм является использование морфологической единицы (слова) в неправильной или несуществующей форме. железная рельса, почтовый бандероль, дорогая шампунь, вкусная шпрота, быстрая мангуста.
Презентация к уроку
Цель: способствовать применению умения делить слова на слоги и находить ударный слог в условиях решения учебных задач и упражнений.
Учебно-методическое обеспечение: Н.Г.Агаркова, учебник по обучению грамоте и чтению “Азбука”, 1 класс, тетрадь по письму № 1.
Тип урока: урок формирования первоначальных навыков.
Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых приемов технологии развития мышления, наблюдения.
Авторский медиапродукт: презентация.
Организационный момент. Слайд 1 (титульный лист).
Проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, азбука, тетрадка?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
Сообщение темы и цели урока. Слайд 2
Во время чтения стихотворения учителем дети прочитывают всплывающие слоги, отрабатывая навыки чтения.
— Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться делить слова на слоги и находить ударный слог, а также узнаем что-то новое и очень интересное про ударение в нашей речи.
Актуализация знаний. Слайд 3.
— Кто спешит к нам в гости? (Золушка)
— Она хочет вас о чём-то спросить. (Ученики вспоминают про основные языковые единицы, показывают условные обозначения этих понятий)
Речь, предложение, слово, слог, звуки, буквы.
Деление слов на слоги
1. Слог как минимальная произносительная единица.
Вводя слогоделение, необходимо понимать его исключительную важность для будущих действий письма и чтения. Важно, чтобы ученик мог естественным образом (т.е. опираясь лишь на собственное произнесение) поделить слово на слоги. При этом не стоит сосредотачивать внимание ребенка на проблеме нахождения границы слогов в ситуации стыка согласных звуков.
— Ребята, с какого звука начинается каждое слово на картинке. Слайд 4-8
— Как называются эти звуки?
(Гласные звуки, ртооткрыватели).
— Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из кусочков. А как называются эти части? (Слоги)
— Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята. Слайд № 9
— Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки?
— Сколько таких частей получилось в слове гуси?
— А теперь попробуйте произнести слово утята по кусочкам.
— Сколько частей во втором слове?
— У вас есть незаполненные схемы этих слов. Впишите в них гласные и обозначьте дугами слоги.
Ориентируясь на звучание и артикуляционные особенности (можно использовать хорошо знакомый прием – подсчет ударов подбородка о ладонь), учащиеся обнаруживают, что в слове гуси два слога, а в слове утята – целых три.
— Сравните с доской. Слайд 10.
— Что вы можете сказать про количество гласных и количество слогов?
— Мы ещё вернёмся к результатам наших наблюдений, а пока отдохнём.
2. Музыкальная физкультурная минутка для снятия напряжения с глаз и мышц туловища. (1 мин.) Слайд 11
3. Слогообразующая роль гласных звуков. Слайд 12
— А наша знакомая из сказки предлагает нам ответить на другой вопрос, который на первый взгляд связан с математикой. (Что можно сосчитать в слове?)
Не любит семечки из шишек, а ловит бедных серых мышек.
Я на том берегу и на этом берегу, через речку перебраться я тебе помогу. (Мост)
Девочкам предлагается слово лиса, а мальчикам слово мост. Анализируя слова лиса и мост, учащиеся выясняют, что в первом слове два слога, а во втором – один. Обращают внимание на работу рта.
— Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово лиса? А когда произносим слово мост?
Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов. Слайд 14
4. Работа с неозвученными моделями. Слайд 15
Детям предлагается поделить на слоги слово по его модели, при этом неизвестно, к какому слову составлена данная модель, в этой ситуации ребенок не может опереться на свое произнесение слова, звучащего образа слова нет. Ученик должен уметь видеть всю слоговую структуру слова до того, как слово будет прочитано, озвучено. Тщательно работая с моделями слов, можно научить ребенка ориентироваться в слоговой структуре слова до его прочитывания.
— Сколько слогов в 1 слове? Во 2 слове? В 3 слове?
— Подберите к каждой модели слова. (Работа по вариантам с последующей самопроверкой по парам)
5. Физкультурная минутка. Музыкальная пауза с упражнениями для глаз и мышц туловища. Слайд 16
1. Возможный игровой сюжет.
Мама оставила дочке записку (Слайд №17). Девочка выпила и запищала.
— Что произошло? (Девочка неправильно поставила ударение в слове пищи.
— А что мы с вами вчера уже узнали про ударение? (Оно только одно в слове, только на гласный звук)
2. Упражнение в нахождении ударного слога. Слайд 18-21
Далее ребята учатся находить ударный слог в словах: сова, рыба, роза. Можно использовать два способа определения ударения. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п.). Второй способ – “позови” слово.
— Посмотрите на слайд крУжки – кружкИ (Слайд 21) Что можете сказать?
3. Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника.
— Что можете сказать про значки в левом верхнем уголке?
— Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 23).
— “Прочитайте” пары моделей слов “и’рис – ири’с”.
— Сравните звуковой состав данных слов.
(Слова “и’рис” и “ири’с” имеют одинаковый звуковой состав.)
— Сравните значение данных слов.
И’рис – название цветка.
Ири‘с – название конфет.
— С чем связано разное значение слов “и’рис” и “ири’с”?
(Это связано с различием ударных звуков [и]. В первом слове ударение падает на первый звук, а во втором – на второй.)
Аналогичная работа проводится с другой парой слов “а’тлас” и “атла’с”.
А’тлас – книга, в которой собраны географические карты.
Атла’с – вид ткани, из которой шьют праздничную одежду.
— Составьте пары слов по картинкам на доске (зрительная гимнастика).
Далее учащиеся делают вывод: “Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением”.
4. Работа с таблицами в тетради по письму № 1. (Стр.22.) (Слайд 22)
V. Итог урока. Рефлексия. Слайды 23-24
В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию.
— Что нового вы сегодня узнали? Для чего важно уметь ставить ударение?
Логопедическое занятие по теме «Смыслоразличительная роль ударения»
МБОУ Ирбинская СОШ №6
Конспект логопедического занятия
Тема: Смыслоразличительная роль ударения.
Цель: знакомство детей со словами-омографами (без введения термина).
— продолжить работу по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа, активизировать словарь, развивать мелкую моторику;
— продолжить работу над развитием психических процессов: логического мышления(операция сопоставления), памяти, внимания.
— продолжать воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи.
— карточки с написанием слов-омографов: Замок-замок, белки-белки, атлас-атлас, ирис-ирис, мука-мука, гвоздики- гвоздики, стрелки-стрелки;
— карточки с предложениями к заданию 8;
—карточки – таблицы к заданию 11;
-карточки с наложенными контурами предметов к заданию 13.
Продолжаем школьный день,
И из класса гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
Садитесь, откройте тетради, запишите число
2.Определение темы урока.
Какой буквой он обозначается на письме. Давайте запишем
2. Назовите второй слог в слове «по да рок». Запишем.
3. Назовите первый слог в слове « ре ки». Запишем
4. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «нож ни цы»
Назовите второй слог. Запишем.
5. Эта буква последняя в слове « украшени е » Запишем.
— Прочитайте, какое слово у нас получилось? УДАРЕНИЕ
— Как вы думаете, почему мы его написали?
— Что вы знаете об ударении?
— гласные всегда ударные
-если в слове 1 гласный, то он и ударный
-Чтобы правильно поставить ударение, надо позвать слово к себе
3. Картинный диктант.
— Я буду показывать вас картинки, а вы записывайте, что видите. Поставьте в словах ударение.
Школа, алфавит, портфель, карандаш, аквариум, з а мок, зам о к.
4. Знакомство с омографами.
— Что вы можете сказать о двух последних словах?
-Сколько букв, слогов, звуков?
-Чем различаются? (местом ударения)
— Что можно сказать про эти слова? ( Ударение меняет значение этих слов)
В русском языке есть слова, в которых ударение меняет значение. От одной маленькой черточки оказывается, очень многое зависит. Послушайте, какой случай однажды произошел.
Сказка об ударении.
( Текст сказки см. в книге Ефименковой «Исправление недостатков устной и письменной речи учащихся».
-Давайте вспомним, у каких слов ударение поменяло значение. Давайте запишем эти слова, поставим ударение.
З а мок-зам о к, б е лки-белк и
А тлас-атл а с, и рис-ир и с.
-Давайте составим предложение с этими словами.
На двери висит замок
Кто его открыть не смог?
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
6. Работа со словами на доске.
(Слова, выделенные жирным, учитель пишет заранее на доске, потом показывает детям. Они высказывают свои мнения, затем педагог открывает предложения полностью)
— Можно понять, о чем речь?
По предложению можно понять, о чем речь.
— Запишите два любых предложения. Поставьте ударение.
7. Пальчиковая гимнастика.
Еж, барсук, медведь, енот.
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.
8. Работа по карточкам.
— Возьмите в руки карандаши, положите перед собой карточки. Найдите слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Поставьте ударение.
Ирис – любимые конфеты детей. На клумбе расцвел фиолетовый ирис.
Лена мела пол. Саша принес кусочек мела.
9. Работа с предложениями на доске.
Ворона меньше ворона.
-Поставьте ударение в первом и третьем словах. (Работа над лексическим значением этих слов, можно показать картинки с птицами.)
10. Работа над скороговоркой.
Проворонила ворона вороненка.
-Когда говорим «проворонила»?
-Кто такой вороненок?
Проговаривание с увеличением темпа.
— А у утки кто? у гуся? У грача? У галки?
— А одним словом как их назвать?
11. Индивидуальная работа- сопоставление.
Найди пару по образцу ( в таблице могут быть слова или изображения, дети пишут или рисуют )
12. Знакомство с другими парами слов.
— А вы умеете изменять слова.
-Давайте поиграем! Я вам показываю слово, а вы его произносите. Я вам говорю слово, а вы его изменяете.
М у ка-мук а, гв о здики- гвозд и ки, стр е лки-стрелк и.
Работа с лексическим значением слов.
13. Узнайте что изображено на картинке. Сначала поработайте самостоятельно. Покажите друг другу, какие предметы нашли.
(Детям предлагается картинка с контурными наложенными изображениями предметов, с которыми они работали на уроке.)
-С какими словами сегодня познакомились?
— Что нового сегодня узнали?
-Что показалось наиболее интересным?
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Расскажите дома о тех словах, в которых ударение меняет значение. Найдите сами такие слова.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-409076
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Класс: 2
Презентация к уроку
Оборудование: учебник, проектор, экран, карточки для групповой работы.
1. Организационный момент.
— Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок. (Слайд № 2)
— Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. (Слайд № 3)
— А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь, если напишите правильно, красиво эти буквы. (На доске записаны буквы)
Аа Ее Уу Ии Ее Дд Рр Нн
— Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они? Попробуйте составить слово из этих букв, и мы узнаем, как зовут принца. Запишите это слово.
3. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы с вами узнаем, для чего нужно ударение? Какова его роль в речи. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. А знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
4. Работа по теме урока.
В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова русского языка и стали хвастаться, какие они все полезные и значимые. (Сдайд № 4.)
Услышало эти слова Ударение и возмутилось:
— Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будите?! Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значение ваших слов.
— Как вы думаете, какое слово получилось.
Подскочило Ударение к слову крУжки (Сдайд № 6) А оно только что в кружки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружки всю воду расплескали, всех и обрызгали.
— Как вы думаете, что произошло? (Ответы детей). Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.
— Ах, что мы наделали? Ах, простите, мы нечаянно!
А Ударение смеётся:
А слово ЗаплачУ (Слайд № 9) захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало.
— То-то! Сказало Ударение и вернуло всё на свои места. (Слайд № 10)
Учитель: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.) (Слайд № 11)
Учитель: — Почему? (Если слово состоит из одного слога, то значит в этом слове один гласный звук. Этот звук всегда чётко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.)
5. Работа по учебнику. Упр. 41 с. 54.
— Прочитайте задание к упражнению, запишите эти предложения.
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: — Какой вывод сделали слова из сказки? (Ударение может изменить смысл слова)
Сравним сведения о языке в учебнике на с. 54.сведения о языке в учебнике на с. лось другое слово айдём элементарно.ный
— Если мы знаем о значении ударения в словах, давайте посмотрим, какое задание вам приготовил принц Ударение.
— Попробуйте поставить ударение, что означают эти слова? (Ответы детей)
— Из каждой пары предложений, запишите по одному предложению. Но не забудьте про ударение.
8. Работа над ударением в словах.
— Мы в слове слог ударный, найдём элементарно.
А когда его найдём, громче всех произнесём.
— Как вы думаете, как называется слог на который не падает ударение? (безударный, потому что нет ударения)
— Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание.
— Я говорю слово, а вы на следующей строке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.
(Дети пишут в тетради буквы)
Слова: пенал, учитель, портфель, уют, пятница, альбом, цветы, ручка, дуэт, ёлка.
Учитель: — Давайте проверим. (Слайд № 14)
а у е ю я о ы у э ё
— Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)
— Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.
— На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
— Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй. Вот это да!
— Если в слове есть Ё,
то ударение не ставится.
9. Вторичное закрепление.
10. Работа в группах.
Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.
Солнце сЕло за селО
Нам ужасно повезло,
Что в гости к УДАРЕНИЮ сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц, конечно «мОлодец»,
А каждый из нас «молодЕц».