Что такое смысловые части высказывания 2 класс репкин
Тема урока: «Повторение материала, изученного в 1-м классе» (система Д.Эльконина-В.Давыдова). 2-й класс
Класс: 2
Тема: Повторение материала, изученного в 1 классе. Высказывание.
1. Повторить виды высказывания и способы их оформления на письме.
2. Восстановить способ выделения смысловых частей высказывания.
3. Повторить и закрепить умение постановки ударения в слове как средство организации слогов в слове.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, вы стали учениками 2 класса. В 1 классе вы многому научились, и начнем мы наше путешествие по изучению русского языка с повторения.
3. Пробное действие.
Составьте из этих слов высказывание. Выделите в нем смысловые части.
4. Фиксирование затруднения.
— Как оформили на письме?
— Какое еще было задание?
— Почему возникло затруднение?
5. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую цель поставите?
— Чему должны научиться?
— Что нужно сделать сначала?
— Что значит “ смысловые части”?
— О ком или о чем говорится в высказывании?
— Как будете выделять смысловые части?
6. Реализация проекта выхода из затруднения.
— Выделите смысловые части в высказывании.
— Проверка по эталону.
— Преодолели ли вы затруднение?
— Повторите, как находить смысловые части в высказывании?
7. Первичное закрепление с проговариванием вслух.
— Послушайте высказывание, сосчитайте, сколько в нем слов.
“На заре рыбаки сидят у речки”.
— Запишите высказывание, поставьте ударение. (Комментирует 1 ученик, ударение ставят по цепочке)
— На все ли слова падает ударение?
— Это слова названия или служебные слова?
— Какой знак поставили в конце высказывания?
— Какие еще знаки могут стоять в конце высказывания?
— Это высказывание-сообщение или вопрос?
— Выделим смысловые части (комментирование вслух).
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Запиши высказывание, выдели смысловые части.
[дуй’ут с’ил’ный’э в’этры]
Дуют сильные ветры.
— Где можно применить?
10. Домашнее задание: упр.1.
Тема: Орфограмма.
1. Уточнить, что называют орфограммой.
2. Повторить правило выбора большой буквы.
3. Закрепить умение определять количество реплик диалога.
Повторение правил поведения на уроке.
2. Актуализация и пробное действие.
[в глуб’ин’э л’эса маша нашла кусты мал’ины]
Проверка по карточкам.
— Поднимите руку, у кого нет ошибок.
— У кого есть ошибки? В каких словах?
— Почему появились ошибки? Что не знаете?
3. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую цель поставите?
— Что нужно повторить? Узнать?
— Все ли слова пишутся так, как мы их говорим?
— Найдите в высказывании 2 слова с одинаковыми первыми звуками.
— Почему записали по-разному?
— Как называется место в слове, которое пишется не так, как произносится?
— Какие орфограммы вы знаете?
— Как найти орфограмму в слове? (Обсуждение вариантов ответов)
а) поставить ударение;
б) подчеркнуть гласные без ударения;
в) подчеркнуть орфограммы известных правил;
5. Реализация проекта.
Повторить порядок работы. Подчеркнуть орфограммы в записанном высказывании.
6. Первичное закрепление с проговариванием вслух.
Записать буквами, проговаривая по цепочке 5 словосочетаний.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Записать буквами остальные словосочетания со с.6.
8. Введение в систему знаний.
Упр. 5. Выполнение заданий учебника. В учебнике поставить ударение над словами и подчеркнуть орфограммы.
— Какую цель ставили на урок?
— Что такое орфограмма?
— Как найти орфограмму?
10. Домашнее задание: упр. 4.
Тема: Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой.
1. Упражнять в записи слов с орфограммами, написание которых ученики могут объяснить.
2. Обратить внимание на правила записи реплик.
Повторение правил поведения на уроке.
Сообщение цели урока.
2. Актуализация и фиксация затруднений.
2.1. Повторение изученных орфограмм.
2.2. РТ с.3 Повторение правил списывания.
2.3. РТ с.3-4, самостоятельная работа.
2.4. Самопроверка по с.3.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
3.1. Заполнение таблицы:
№ задания | № эталона | Выполнил+или? | Правила, алгоритм, в котором допущена ошибка | Исправление ошибки (примени правило) |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
4.1. Проговорить, какие шаги необходимо сделать для коррекции своих ошибок.
5. Реализация построенного проекта.
Самостоятельно исправить ошибки.
Придумать примеры на правило, в котором допущена ошибка.
6. Обобщение затруднений во внешней речи.
— Какие были затруднения?
— Какие правила повторили?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Списать четверостишие Сурикова “Белый снег пушистый…”, подчеркнуть орфограммы.
8. Включение в систему знаний.
Выбор карточки с материалом на изученные темы.
Учимся выделять смысловые части в тексте
На протяжении многих лет были созданы, опробованы, можно сказать «отшлифованы» памятки-помощники, точнее система памяток, алгоритмов, схем, символов призванных помочь маленьким читателям в овладении литературоведческим и программным материалом. Эта система зрительных опор, памяток-помощников, «объяснялок» и «напоминалок» работает с 1-го по 4-й класс начальной школы. Количество памяток год за годом расширяется, их содержание пополняется, претерпевает изменения вместе с развитием каждого читателя.
В современное технократическое время, когда повседневная речь и язык обедняются, когда школьники предпочитают компьютер и телевизор книге или личному общению, важно использовать такие приемы работы, которые помогут не только существенно облегчить овладение программным материалом по литературному чтению в начальных классах, но и сделать это освоение осознанным и увлекательным, и во многих случаях побудить ученика к собственному творчеству, стать опорой этого творчества. Поэтому готова поделиться личным опытом и раскрыть некоторые эффективные приемы знакомства и освоения программных знаний и умений по курсу литературного чтения в 1–4-х классах. Данные приемы работы позволяют увидеть, как на практике можно помочь юным читателям, а также их уважаемым родителям в общении с разными литературными и речевыми «премудростями».
В известной детской песенке есть строчки: «Когда учиться весело, как хорошо учиться…» Мы с ребятами (моими учениками) немного изменили эту фразу: «Когда тебе понятно, как хорошо учиться. »
Имею в виду, что используя памятки, каждый юный читатель осознанно осваивает материал, предложенный учителем, понимает, как выполнить задание и даже может объяснить это другому, например взрослому. Когда ребенок понимает слова-понятия, термины, умеет ими осознанно пользоваться в творческой работе – он, ученик, получает удовольствие не только от положительного результата своей работы, но и от самого процесса. Использование памяток даже самостоятельную или контрольную работу может превратить в увлекательное раскрытие секретов литературы, привнеся в работу элемент игровой или соревновательной деятельности. Многие наши памятки, схемы и символы рождались в совместной работе с читателями прямо на уроке.
ПАМЯТКА – «Три подружки»
Начиная с 1-го класса на уроках литературного чтения и русского языка, учащиеся овладевают умением выделять в тексте произведения смысловые части, необходимые для составления ПЛАНА. Для тех, у кого это получается не так легко и успешно, как хотелось бы, мы предлагаем познакомиться с озорными «подружками» – ТРЕМЯ ПОДСКАЗКАМИ (памятка «Три подружки – три подсказки»).
Ребятам предлагается познакомиться с особенностями и «характером» каждой подружки – «подсказки». Преподносится это в виде рисунка-символа: три фигурки девочек, одна из них – держит в руках флаг (она «командир» и всегда увлекает двух других за собой). Учитель (взрослый) называет их: ТРИ ПОДРУЖКИ – ТРИ ПОДСКАЗКИ. Каждая из них является определенным условием, при наличии которого в тексте начинается новая смысловая часть:
– появляется новый ГЕРОЙ,
– меняется МЕСТО ДЕЙСТВИЯ,
– изменяется ТЕМА (!).
Именно третья «подсказка» главная, она «командир» среди «подружек», если она начинает работать в каком-то эпизоде, значит – начинается новая смысловая часть.
Обычно в первом классе эта памятка не фиксируется в рабочих тетрадях учащихся, а работает во время урока как опорная схема на доске. Во втором классе, повторяя изученное, учащиеся записывают ее в тетрадь в раздел ПАМЯТОК.
Чтобы отработать и закрепить данное умение на уроках литературы в 1–2-х классах (дома за чтением и работой с каким-либо текстом), можно воспользоваться игрой «КТО КОГО?». Это название придумали сами мои ученики.
Любая дидактическая игра – это «КУЗНИЦА» жизненного опыта и творчества учащихся. Игра помогает не только в расширении активного словаря учащихся, а значит и способствует развитию их устной речи, но и активизирует мышление, учит простейшим логическим рассуждениям. И что не менее важно дарит опыт общения со сверстниками, учит ответственности не только за себя, но и за всю команду (класс).
Описание игры «КТО КОГО?»
Учитель (взрослый) предлагает классу (своему ребенку) в игре проверить свои силы и умения в выделении в тексте смысловых частей. Это игра-соревнование с «Его величеством» ТЕКСТОМ произведения, где юным читателям предлагается проявить свои знания, внимание и умение работать сообща (если это класс, группа).
Читая текст произведения вслух по цепочке (друг за другом, самостоятельно), ребята отслеживают течение событий, ищут конец одной смысловой части и начало следующей. Нашедший поднимает руку – это сигнал для остановки. Он объясняет всем, почему этот эпизод является началом новой смысловой части (работают все три подсказки: появился новый герой, изменилось место действия и тема или поменялась только тема, то есть работает подсказка-«командир»).
Каждый имеет право на помощь класса (взрослого, памятки). При этом на обсуждение и принятие решения отводится 30 секунд (время устанавливается в зависимости от опыта и темпа работы маленьких читателей). Если нашедший границу смысловой части или класс, принявший его рассуждения, ошиблись, то их положительный балл присуждается ТЕКСТУ, а если ребята не допустили ошибки, то балл присуждается им. В конце работы подводится итог, анализируются ошибки и достижения.
В классе на учебной доске можно наглядно отобразить течение работы в баллах.
Например:
ТЕКСТ 1-Б
— *
— *
— —
* *
В данном случае со счетом 1–3 интеллектуальную победу одержал 1-Б класс.
Редко, но проигрыши бывают и почти всегда с достойным счетом, для учителя (взрослого) это диагностика не только учебных умений учащихся, но и их делового настроя, психологического «климата» класса, способности и умения справиться «проигрышем».
*** В свое время эта игра привлекла внимание известного специалиста в области игрового обучения, автора многих книг и статей, разработчика игровых пособий и игр различного типа Гурина Юрия Владимировича. Описание игры «Кто кого?» можно найти в его новой книге «УРОК + ИГРА. Современные игровые технологии для школьников».
ВОТ ПРИМЕР ТАКОГО УРОКА:
Работаем с текстом рассказа Сергея Образцова «СТЕКЛЯННЫЙ ПРУД». В произведении герой делится необычными впечатлениями и открытиями, сделанными им на берегу пруда ранней осенью.
Произведение прочитано самостоятельно, ребята выполнили иллюстрации к понравившимся эпизодам рассказа. Представляем иллюстрации и делимся своими читательскими впечатлениями: кто с каким настроением читал произведение, что запомнилось (понравилось), что вызвало удивление, о чем хочется спросить после чтения (какие возникли вопросы) и т.п.
Предлагаем ребятам расположить иллюстрации по порядку событий, происходящих в тексте, и пересказать понравившиеся произведение. Выстраивается определенная цепочка из рисунков, но, так как по некоторым эпизодам не были выполнены иллюстрации, у ребят возникает проблемная ситуация. Сообща приходим к выводу, что нам необходимо восстановить все события рассказа, для этого предлагаю перечитать текст, выделить все смысловые части и зафиксировать их последовательность.
Чтобы быстро и правильно найти начало и конец каждой смысловой части текста мы знакомимся с «тремя подружками – тремя подсказками». Предлагаем проверить свою внимательность и понимание прочитанного, перечитывая текст и играя в игру «Кто кого?»
Важное обстоятельство! Ребята, с которыми мы начинаем выделять смысловые части уже должны знать, что такое «тема», «герой» или «персонаж», «место действия». Понятие темы может быть введено на примере любой знакомой ребенку ситуации. Тема – это то, о чем говорится в произведении. Можно предварительно потренироваться в определении и смены темы в разговоре, рассказе о прогулке, о любимой игрушке, празднике, о времени года и т.д.
Начинаем перечитывать текст. По правилам игры любой читатель, как только заметит появление «трех подружек», поднимает руку (так как это происходит на уроке), мы останавливаемся и слушаем обоснование того, кто заметил определенные изменения (новая тема, новый герой, новое место действия).
Читаем первый абзац рассказа «Стеклянный пруд»:
«Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо.
Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зеленая, а пруд стеклянный. Лед. Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит».
Далее по тексту следуют воспоминания героя, как он летом ходил купаться на этот пруд и играл в «блинчики» – бросал камушки вдоль воды. Среди ребят находятся несколько человек, которые замечают изменения и останавливают чтение. Они обосновывают свое предположение о том, что первая смысловая часть, посвященная удивлению героя (сразу определяется тема 1-ой части) закончилась и начинается вторая часть, которая посвящена воспоминаниям героя о летней игре в камешки и желании проверить, будет ли камешек отскакивать ото льда. Таким образом, ребята сразу фиксируют две смысловые части. Мы даем им названия и записываем, обозначая последовательность частей. Варианты детских названий:
1) Чудо пруд./ Необычный пруд./ Пруд – зеркало!
2) Летние воспоминания./ Воспоминания об игре в камешки./ Игра в камешки.
Если мы работаем с читателями, которые еще не обладают достаточными умениями в письме, можно каждую смысловую часть изображать небольшим рисунком.
Обычно работаем на распечатке с текстом (не в книге) с карандашом в руках и как только находим границы смысловой части, отделяем одну от другой линией и нумеруем.
Читаем вторую часть о летних воспоминаниях и отслеживаем момент, когда изменится тема – «позсказка-командир». Этот момент наступает, когда герой от слов переходит к делу:
«Я выбрал самый плоский и со всей силой бросил вдоль льда. Он пролетел чуть не до середины пруда, ударился со звоном об лед, высоко подскочил, полетел дальше. »
Ребята обосновывают конец второй части так: герой опять «вернулся» из своих воспоминаний на берег пруда и начал свой «эксперимент», до этого он вспоминал, а сейчас берет камешки и бросает на лед.
Далее работа с текстом строится аналогично. Рассказ С. Образцова «Стеклянный пруд» интересен тем, что в этом произведении меняется только тема, а герой и место действия остаются неизменными.
Как быть, если ребенок не заметил изменения темы? Важно дать ему возможность прочитать одно-два предложения новой смысловой части, остановить чтение и задать вопрос, что изменилось по сравнению с первой частью, тему которой мы обозначили. Ничего страшного, что у некоторых ребят с первого раза не получается.
Начинать выделение смысловых частей (деление текста на части) необходимо в работе с текстами, где четко видна смена тем. Главная ответственность в освоении ребенком умения выделять смысловые части лежит на взрослом (учителе), которому не только необходимо подобрать определенные произведения, но и корректно помочь каждому маленькому читателю в преодолении индивидуальных трудностей в этой работе.
Белина Елена Владимировна,
учитель литературы Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА-МАТЕР»
Что такое смысловая часть?
Ответ или решение 2
Любое литературное произведение имеет определенный смысл. Оно может выражать поучительную историю, быть остроумным или страшным. Но смысл будет всегда. Даже в произведении развлекательного характера будет иметься смысл. Указанный смысл выражается при помощи развития сюжета повествования. По ходу такого развития читатель понимает замысел автора и глубже вникает в смысл произведения.
Описание смысловой части
Каждое произведение построено по определенному алгоритму. Все рассказы, повести или книги имеют свою структуру. Структуру имеете и каждое предложение. И во всех случаях имеется смысловая часть. Чтобы понять значение смысловой части следует разобраться со структурой литературных произведений:
Таким образом, смысловая часть представляет собой часть повествования, которая содержит основную информацию. В ней заложена главная мысль. Именно ее хотел выразить автор.
Смысловая часть предложения
Каждое предложение тоже имеет свой смысл. Фактически, это законченная мысль. Поэтому, предложение тоже имеет смысловую часть. Это его суть. При этом в предложении могут быть и дополнительные элементы. Они могут делать предложение более ярким, понятным и интересным. Но на смысл они не влияют и к его смысловой части отношения не имеют. То есть, смысловая часть является «выжимкой» всего предложения, его основой.
Конспект урока на тему «Как записать высказывание?»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ульяновский педагогический колледж»
урока русского языка
в 1 «Б» МБОУ Гимназия №65 имени Н.Сафронова
по теме: «Как записать высказывание?»
проведенного студенткой 23 группы
Кустовой Аленой Андреевной
Допускается к проведению урока:
Тема: «Как записать высказывание?»
Тип урока : Повторение изученного материала
Цель урока: Повторить виды высказывания и способы их оформления на письме.
Образовательные ; Повторить изученный материал по разделу «Как записать высказывание?»
Развивающие; Развить интерес у учащихся к русскому языку.
Воспитательные; Воспитать интерес к предмету.
Личностные; Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
Метапредметные; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения заданий.
Предметные; Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, сформировать позитивное отношение к учебной деятельности.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, доска.
Литература: Репкин В.В. Русский язык 1 класс Москва, Вита-пресс/учебник 2012
1.Организационнный момент (5 мин.)
2.Актуализация знаний (5 мин.)
3. Обобщение и повторение пройденного материала.(20 мин.)
4. Физминутка (2 мин.)
5. Итог урока. Рефлексия (8 мин.)
Учитель: Доброе утро, дети!
Ученики : Доброе утро!
Учитель: Начинаем мы урок, он пойдет вам, дети, впрок.
Постарайтесь все понять, интересное узнать.
С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Ученики: ( рассказывают о своем настроении)
Учитель: Сегодня мы повторим раздел под названием «Как записать высказывание?
2. Актуализация знаний.
Учитель: Прочитайте слова записанные на доске (грибы, лукошка, из, выпали).
Учитель: Ребята, скажите, что вы сейчас прочитали? Отдельные слова или высказывание?
Ученики: Отдельные слова.
Учитель: Можем ли мы составить из данных отдельных слов высказывание?
Учитель: Какое же высказывание у нас получится из наших слов?
Ученики: Из лукошка выпали грибы(Грибы выпали из лукошка).
Учитель: Ребята, а что же такое высказывание? Как вы думаете?
3.Обобщение и повторение пройденного материала.
Учитель: Открываем рабочие тетради, запишите число. Садитесь по удобнее, спинки выпрямите, возьмите ручки в руки. Запишите наше высказывание в тетрадь.
Ученики: (записывают высказывание в тетрадь)
Учитель: Как вы думаете, сколько смысловых частей находится в этом высказывании?
Ученики: 2 смысловые части.
Учитель: Верно! Выделим их. Итак, что будет являться 1 смысловой частью?
Учитель: Молодцы, а что будет являться 2 смысловой частью?
Ученики: (Из лукошка выпали..)
Учитель: Посмотрите, на доске записано высказывание( Настя и Вика гуляли по лесу), запишите его в тетрадь и самостоятельно выделите смысловые части.
Ученики: (записывают, выделяют)
Учитель: Проверим! Что является 1 смысловой частью?
Ученики: Настя и Вика
Учитель: Верно! А что является 2 смысловой частью?
Ученики: Гуляли по лесу.
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Учитель: Продолжим наш урок.
Учитель: Открываем учебник на странице 84, упр.55. Прочитаем текст, заменяя звуковые записи, словами.
Ученики: (учитель выбирает ученика, читает текст)
Учитель: Спишите тест, заменяя звуковые записи буквенными.
Учитель: Найдите 2 предложение в тексте, выделите смысловые части в высказывании.
5.Итог урока, рефлексия.
Учитель: Ребята, какая же тема была нашего урока?
Ученики: Повторение раздела: «Как записать высказывание?»
Учитель: Мне понравилось, как вы активно работали на уроке, а что понравилось вам?
Ученики: (Учитель спрашивает у учеников, что понравилось. Дети отвечают подробно).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-950161
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.