Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Виды связи между предложениями в тексте

Тема. Работа с текстом. Типы текста

Смысловой и композиционный анализ текста

Текст (отлат. textusткань, связь, соединение) — это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.

Все предложения в тексте связаны общей те­мой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов. Например:

Несколько дней лилне переставая холодный дождь.В саду шумел мокрыйветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы,в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября — самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом крес­ле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая водахлестала в окна.

Дороги размыло.По реке несло желтоватую пену,похожую на сбитый белок. Последние птицы спрята­лись под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал — ни дед Митрий, ни лесничий.

В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).

Смысловые отношения между предложениями текста

Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соеди­нительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснитель­нымии др. (эти типы во многом аналогичны от­ношениям между частями сложного предложе­ния). Например:

Чаще всего подарки посылались им [Чеховым] в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, — новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину — карту Забайкалья; Максиму Горькому — карманные часы — первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно).

Средства связи между предложениями текста

Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:

1. Лексические:повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.).

2. Морфологические:замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.

3. Синтаксические:наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определен­ного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.

4. Стилистические:использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учеб­ных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.

5. Интонационные:длина фразы, темп речи, интонация и т.п.

6. Графические:знаки препинания, красная стро­ка, шрифты и шрифтовые выделения.

Виды связи между предложениями в тексте

Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи:

Параллельная связьЦепная связь
1. Одинаковый порядок слов. 2. Одинаковые грамматические формы слов. 3. Анафоры. 4. Риторические вопросы. 5. Вводные слова и наречия места, времени.1. Повтор ключевого слова. 2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом. 3. Повтор того или иного члена предложения. 4. Семантические и ассоциативные связи.

При параллельной связипредложения содер­жат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Например:

Буря бушеваланад Петербургом, как возвращен­ная молодость. Редкий дождь хлесталв окна. Нева вспухалана глазах и переливаласьчерез гранит. Люди пробегаливдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопалчерными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал,торазгорался,когда ветер вздувалнад городом полог облаков.

В приведенном примере первое предложение содержит тему(буря над Петербургом). Все после­дующие однотипно построенные предложения раскрывают эту тему. Все глаголы употреблены в фор­ме прошедшего времени.

Цепная связь— это такой вид связи, при кото­ром каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее. Например:

Я увидел узкую улицу,уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз,растянутых на жердях. Большие зре­лые кисти виноградависели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонарикомна шее. Фонарикбыл электрический и светил очень сильно.

Типы текста (типы речи)

В зависимости от содержаниятрадиционно выделяются следующие основные смысловые (функциональные) типы текстов:

описание;

повествование;

рассуждение.

Описание— это смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого-либо предмета или явления.

По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.

Повествование— это смысловой тип речи, в ко­тором рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени.

Повествование дает представление о развитии событий, их последовательности. Этот тип речи акцентирует внимание на активных действиях, выраженных глаголами. Текст передает активную смену событий, поэтапную смену явлений.

С точки зрения композиции в повествовании выделяют:

1) экспозицию— обстановку, предшествующую действию;

2) завязку— начало развития действия;

3) развитие действия;

4) развязку— окончание действия.

Рассуждение— это смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.

В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:

1) тезис— мысль, нуждающаяся в доказательстве;

2) аргументы— факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;

3) вывод— общий итог, заключение по поводу тезиса.

Рассуждение бывает трех типов: доказательство, объяснение, размышление.

В рассуждении «говорится обычно о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о понятиях, чувствах, оценках чего бы то ни было (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем)» (см. таблицу).

В пределах конкретного текста могут сочетаться различные функциональные типы. Так, в художественных текстах повествование обычно сопровождается описанием, а в публицистических — рассуждением. Например:

В то же лето у того же колодца [Репин] чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную жен­щину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Вун­деркинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным» — повествование (предл. 1, 3) сочетается с описанием (предл. 2).

Источник

Смысловые отношения между смысловыми частями текста 10-11 классы

Второе занятие факультатива «Теория и практика сочиненй разных жанров» отрабатывает навык определения смысловых отношений между частями текста. Это необходимое требование при создании комментария.

Просмотр содержимого документа
«Смысловые отношения между смысловыми частями текста 10-11 классы»

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Смысловые отношения между смысловыми частями текста.

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ И АБЗАЦ – разные понятия

Смысловая часть – микротекст (сложное синтаксическое целое) – единица языка, которая раскрывает частную тему общей темы и которую можно отнести к одному из трёх типов речи , хотя они могут и сочетаться.

Каждая смысловая часть может иметь свою структуру – цепную (последовательную) или параллельную .

-Объясните, что такое смысловая часть? Абзац?

Особенно ярко это видно, когда в смысловой части представлен диалог. Значит, каждая реплика персонажа – это смысловая часть? Абзац может состоять из одного слова, он и сам является знаком препинания.

При необходимости повторить виды связи предложений

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Смысловые отношения между смысловыми частями сочинения

1 ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (АНТИТЕЗА)

2 СОПОСТАВЛЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ

5 УСЛОВИЕ, УСТУПКА (ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ УСЛОВИЕ)

Анализируется каждое понятие, предлагаются смысловые вопросы (Почему? По какой причине? Что из этого следует? При каком условии? Несмотря на что? Вопреки чему?

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Проверка домашнего задания

Идея. Самые умные люди те, которые живут умом сердца (творят добро).

Идея. Она рождала то состояние отчуждения от людей, которое

Идея. Уходя мысленно к Пушкину, видим Россию, её жизнь и судьбу

(и значит, нашу жизнь, нашу судьбу).

Сначала ученики предлагают свои версии, затем вносят исправления (если есть необходимость).

Определите смысловые отношения и стиль речи текстов: 236 (противопоставление: мы – они) публицистика; 237 (противопоставление: он – она, зима – лето) художественный; 241 (следствие) художественный; 244 (причина) публицистика.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему

мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите

смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение

к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие)

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Устно прорабатываются ключевые понятия и структура сочинения. Например,

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Источник

Смысловые отношения в предложении

Смысловые отношения в предложении

Смысловые отношения устанавливаются в словосочетании, между членами предложения, выраженными оборотами, между частями сложного предложения.

Субъектное — значение отношения предмета к действию, которое совершает сам предмет, или к состоянию, характеризующему предмет.
Объектное — значение отношения предмета к действию, которое направлено на этот предмет.
Определительное (атрибутивное) — значение отношения одного предмета к другому с характеристикой по признаку, действию, свойству.
Обстоятельственное (определительно-обстоятельственное) — значение отношения с характеристикой места, цели, причины и т.д.

Смысловые отношения связаны с видом синтаксической связи:
— грамматическая основа субъектно-предикативные (в некоторых односоставных предложениях субъект не выражен формально) В классе жарко.
— обособленные члены полупредикативные (знач. добавочного сообщения) Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.
— однородные члены равноправия Мальчик купил книгу и тетрадь.
— уточняющие члены пояснительные Там, вдали за рекой.
— парцеллированные члены присоединительные Продается квартира. Недорого.
— вводные единицы соотносительные Зима, к счастью, была не очень холодной.
— обращение контакто-устанавливающие Девушка, скажите, пожалуйста, который час?
— комплетивные (восполняющие) отношения устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении): три студента, надо заниматься, кто-то незнакомый, один из вас, лень вставать

Между частями ССП смысловые отношения связаны с видами сочинительных союзов с учетом их частных значений, например в ССП с противительными союзами: а (сопоставительные), но (ограничительные), да (=но), зато (возместительные), однако (противопоставительные).

В БСП смысловые отношения определяют пунктуацию.

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Смысловые отношения в ССП
Тест на тему Смысловые отношения в сложном предложении
Тест на тему Смысловые отношения в словосочетания
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Предложение в табл.“ “Синтаксический разбор«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Пишите

К 2. Эта загадочная смысловая связь

Связь между предложениями

Пингвины сидят на льдине.

Кстати, о деньгах . При упоминании о них тётушка сразу же воскликнула.

Нам всем понятно, что такое связь между предложениями. Задание 25 нацеливает на поиск слов – сцепок, осуществляющих грамматическую связь между предложениями.

Мы понимаем, что предложения в тексте должны быть связаны по смыслу. «Шедевр» «Я люблю торты. Пингвины сидят на льдине» нельзя считать текстом, именно из-за отсутствия смысловой связи.

Но даже это бессвязное нечто можно, проявив фантазию, превратить в текст:

Я люблю торты. Их крем из взбитых сливок напоминает мне льдины, на которых сидят пингвины.


Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Теперь у нас есть связь и на уровне смысла (крем напоминает льдины), и на уровне грамматики (слова-сцепки «торты – их»).
Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения
Теперь у нас есть ТЕКСТ

В этом нет ничего нового. Про связь между предложениями мы говорим постоянно. А вот что такое смысловая связь между частями текста? Мы про неё специально не говорим, потому что очевидно, что разные микротемы одного текста связаны по смыслу. Это данность. Но теперь про эту «данность» и «очевидность» нужно написать специально и отдельно. Если этого не будет, то за комментарий наш ученик получит уже не 5 баллов, а 4. То есть будет логичным сказать, что специальное объяснение связи между примерами оценивается в один балл.

Определяем для себя структуру комментария:

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Только когда кулачок собран –

все пальчики загнуты,

Чтобы написать о связи между микротемами (рассказ о 1-м примере = 1-я микротема / рассказ о 2-м примере = 2-я микротема), нужно знать, какой эта связь бывает.

1. Причинно-следственные отношения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассужденияЧто такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассужденияЧто такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

поэтому, отсюда следует, в результате этого,
значит, следовательно, вследствие этого,
в связи с этим, благодаря этому…

причина
Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассужденияЧто такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассужденияЧто такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

потому что, так как, из-за того что,
в связи с тем что, поскольку

Рассмотрим этот вид связи на уровне предложений:

Сегодня дождь, следовательно, нужно взять зонт. Отношения следствия (справа перечислены слова, которые помогают выразить эти отношения). Но стоит поменять части высказывания местами, отношения следствия превращается в отношения причины: я взяла зонт, потому что …

Как проявляется причинно-следственная связь на уровне микротем?

Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Изменилось отношение людей

Изменилось отношение людей

Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана

Здесь и далее (если не указано иного) для анализа используется текст Н.С. Лескова, приведённый в демоверсии по русскому языку 2019 года.

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде. (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана.

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда. (10)Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать. (12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках. (13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– (19)Сохранно. – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами.

(21)Хотел догнать. (22)Простите, что сижу перед вами. (23)Задохнулся.

(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову. (25)Селиван не трогался. (26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки. (27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29)За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек. (35)Ты не подумал утаить чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой. (41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки. (43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать. (45)Пошёл доход. (46)Щи варили. (47)Нас не боятся, как прежде боялись.

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» (51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое. (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

(По Н.С. Лескову*) * Николай Семёнович Лесков (1831–1895) – русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.

Если я вижу в тексте причинно-следственные отношения, то я понимаю, что нужно взять в качестве примеров.

1-й пример из текста

2-й пример из текста

смысловая связь между ними

Антитеза, которая показывает, как изменилось отношение «всех»

Рассказ автора о действиях семьи

Очевидная причинно-следственная связь.

На примере моих учеников могу сказать, что мыслительная деятельность по плану, указанному в критерии (привожу пример + ещё пример, пишу про связь), не всегда приводит к нужному результату. После приведения примеров оказывались в тупике, не зная, что писать про связь.

Происходит это, на мой взгляд, потому, что часто ученики приводят примеры из текста, как будто делают «переучёт» и расставляет таблички на полках магазина: вот метафора, вот эпитет, вот антитеза, вот оценочная лексика, которая показывает отношение автора к герою… Такой подход и приводит к тупику. Да, это примеры из одного текста, но не любые два примера имеют между собой ярко выраженную смысловую связь и «работают» на одну и ту же проблему.

Пример + пример ≠ связь

Не высасывай связь из пальца!

Не притягивай связь за уши!

Мы опробовали другую модель мыслительной деятельности:

1. Определяю вид смысловой связи.

2. Какие примеры подтверждают наличие этой связи? Называю первый пример и второй пример.

Понимаю, что в тексте очевидная причинно-следственная связь.

Действия семьи привели к изменению отношения людей.

Следовательно, первый пример – антитеза, рассказывающая о том, как изменилось мнение людей.

Второй пример – рассказ о действиях семьи.

Говоря о действиях членов семьи рассказчика, автор подчёркивает, что мнение людей изменила активная, деятельная благодарность и искреннее желание понять, что важно именно для Селивана. Мы понимаем, что именно от этой семьи в городе и округе узнали о честности и благородстве Селивана. Для него было сделано самое главное – возвращено его честное имя. Семья мальчика, не жалея времени, несколько раз приезжала к нему, своим примером показывая всем, что это совершенно безопасно.

Между поведением родителей рассказчика и новым отношением людей к Селивану очень тесная связь. Если бы не признательность семьи, если бы не искреннее желание помочь Селивану, мнение «всех» никогда бы не изменилось.

Значит, есть антитеза (1-й пример) и рассказ автора о чьих-то действиях, которые и привели к этим изменениям (2-й пример).

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Обращаю внимание на лексику, которую использует автор и которая показывает авторское отношение к случившемуся: разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Показал высокий уровень профессионализма

Обращаю внимание на лексику, которую использует автор: переводил любой текст на любой странице; делал это «с листа» и в темпе; перевёл даже текст, написанный возрождённым недавно готическим шрифтом …

Какие ещё бывают смысловые отношения, рассмотрим ниже.

2. Дополнение и уточнение данной информации

информация 1
+ информация 2
= полная информация
также, вместе с тем, кроме того, более того

Вторая микротема (второй пример) может дополнять, уточнять первую (второй пример).

Рассказ о поступке Селивана

Изображение его физического состояния

Тяжело дыша, задыхался от непомерно скорой ходьбы, от сильного внутреннего волнения, сел на стул и опустил руки и голову, всё бёг, хотел догнать, задохнулся…

смысловая связь между ними

Рассказ о поступке Селивана

Изображение его физического состояния

Описание физического состояния героя делает его поступок особенно значимым, подчёркивает, что он совершенно не думает о себе.

Рассказ о поступке Селивана производит на нас особенно сильное впечатление именно в сочетании с описанием его физического состояния. Этот человек не думает о себе, не считается со своим здоровьем. Он мог бы ждать у себя дома, пока уехавшие обнаружат пропажу и вернутся за ней (и в этом нет ничего нечестного), но он делает всё, чтобы люди как можно быстрее получили шкатулку с деньгами. Описание физического состояния героя делает его поступок особенно значимым.

Текст, который мы пишем должен быть САМОДОСТАТОЧНЫМ, то есть любой читающий должен всё понять только из нашего текста. В этом случае перед рассказом о поступке Селивана понадобится кратко (очень кратко!) ввести читателя в курс дела – рассказать о вынужденном ночлеге и о пропаже шкатулки.

Мы не можем начать с того, что Селиван принёс и отдал тётушке шкатулку

Это неизбежно вызовет вопросы:

Что это за шкатулка?

На каких ещё примерах можно рассмотреть смысловые отношения дополнения?

(можно продумать и проконтролировать)

Жесты (нельзя продумать и проконтролировать)

Покачал головой (от недоумения)

Слова, называющие действия Селивана

Продолжал сидеть, не трогался, словно ничего не понимал, встал, чтобы идти

смысловая связь между ними

Слова, называющие действия героя и позволяющие «увидеть» его жесты

Речь героя именно в сочетании с изображением его действий помогает автору создать очень цельный образ. Слова человек может контролировать, жесты – нет. Он качает головой именно от недоумения, не понимая, за что его благодарят. Он сидит не в ожидании награды, а только для того, чтобы отдышаться. Селиван из тех, кто не солжёт «ни словом, ни взглядом». Этот человек неукоснительно следует нравственным принципам, живёт так, как положено испокон веков, поступает честно, не ждёт благодарности, не понимает, за что его хвалят. Его слова не расходятся с его делами.

Ещё один вид смысловой связи между микротемами.

3. Противопоставление частей информации

Информация 1 Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения Информация 2но, однако, зато…

Предположения исправника и семьи рассказчика

Скрылся со шкатулкой

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

. тяжело дыша, вошёл Селиван со шкатулкой в руках

Колдун, разбойник, вор, все не любят …

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Новое отношение людей к Селивану

Для всех сделался человеком любимым и почитаемым

До этого мы писали про антитезу, как про один пример из текста. В этом случае каждая часть антитезы будет отдельной микротемой.

смысловая связь между ними

Многолетнее отношение людей к Селивану

Новое отношение людей к Селивану

Именно противопоставление информации позволяет понять, как изменилось мнение людей.

Автор показывает, как много лет люди в городе и округе относились к Селивану. Все считали его «колдуном», «разбойником», «злодеем» и «пугалом», все знали, что он «вор», всем он представлялся «страшным», все его не любили.

Но далее Н.С. Лесков пишет о том, что Селиван стал людям «хорош и приятен», для всех сделался человеком любимым и почитаемым. На его «опороченный дворишко» «стали люди заезжать», «пошёл доход».

Именно такое явное противопоставление позволяет понять, как изменилась жизнь героя ИЛИ (при другой проблеме) позволяет понять, какую роль сыграла семья рассказчика в его жизни.

4. Сопоставление частей информации

так (же), таким (же) образом, аналогично,
тогда как, в то время как…

Хорошее отношение людей к Селивану

Плохое отношение людей к Селивану

(в предложенном фрагменте)

Хорошее отношение людей к Селивану

основано на его поступке

Плохое отношение людей к Селивану

основано только на его внешности

смысловая связь между ними

По приведённому фрагменту совершенно непонятно, почему много лет люди так плохо относились к Селивану.

Если прочитать рассказ «Пугало» полностью, становится ясно, что к Селивану относились плохо, потому что он был страшен собой и нелюдим

Новое отношение людей к Селивану связано с тем, что все узнали о его честном и благородном поступке

Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль: наше плохое отношение к людям часто беспричинно и ни на чём не основано.

5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения

Уж сколько раз твердили миру…

Сюжетная часть басни

История вороны и лисицы

Рассуждение Н. Тэффи о любви-страсти и любви-нежности

Пример из жизни героя

История женщины, ухаживающей за больным грубым мужем

(1)Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви.(2)Любовь-страсть — всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт

сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности — слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь — единоборство.

— (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи — ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть — все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность — тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один — злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

— Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания.

(47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

— (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

— (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! — бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

— (52)Но ведь ты же. — растерянно лепетала она. — (53)Ведь ты же всегда интересовался.

— (54)Никогда я не интересовался! — всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. — (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись

серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

* Надежда Александровна Тэффи (1872—1952) — русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

6. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации

Информация 1 Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения Информация 2
Информация 1становится основой для Информации 2таким образом, итак, короче говоря, следовательно

Пример из жизни героя

рассказ о конкретном случае

становится основой для

Сюжетная часть басни

Мартышка к старости

слаба глазами стала

становится основой для

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Порядок действий

2. Определяю, какие виды смысловой связи есть между микротемами.

3. Подбираю примеры, иллюстрирующие этот вид связи.

4. Не ленюсь составить таблицу

Н.С. Лесков. Письмо к издателю А. С. Суворину:

Алгоритм мыслительной деятельности

1. Определяю поставленную проблему и позицию автора.

Если текст повествовательный, определяю, какие герои есть в тексте?

В этом случае три героя. У нас могут получиться совершенно разные сочинения. Это будет зависеть от того, с точки зрения какого героя мы будем рассматривать текст.

Определяем, нравятся ли автору герои

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

(за честность, за благодарность…)

(за недоверие к людям, за плохое отношение к человеку…)

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Надо быть честным, благодарным…

Надо доверять людям. Нельзя безосновательно относиться к человеку плохо

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

… проблема честности, благодарности…

…проблема доверия к людям, отношения общества к человеку

Это очень простой, но очень эффективный «инструмент» выхода на проблему и позицию. Если герой автору нравится, мы понимаем за что. Значит, надо быть таким, как этот герой. Это рабочий вариант авторской позиции.

Если герой автору не нравится, мы понимаем, каким не надо быть. И мы опять выходим на позицию: нельзя быть … Ещё раз хочу отметить, что это рабочий, краткий вариант позиции.

То абстрактное существительное, которое объясняет нам, за что герой автору нравится или не нравится, и будет ключевым в формулировке проблемы.

2. Внутренняя красота (если рассматривать рассказ «Пугало» полностью, а не только предложенный для анализа фрагмент)

1. Неприятие человека

2. Ошибочное мнение о человеке

Проверим себя (см. формулировку основных проблем в ответах демоверсии):

Сформулированные в «шпаргалке» проблемы можно разделить на группы с точки зрения выявленных нами героев.

1. Проблема неприятия человека обществом. (Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе со стороны других людей?)

2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке. (Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке?)

3. Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота

4. Проблема проявления честности. (В чём проявляется честность? Нуждается ли честность в поощрении?)

Герой «семья рассказчика»:

5 Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?)

6. Проблема благодарности. (Когда возникает чувство благодарности? В чём оно проявляется? Кто нуждается в выражении благодарности?)

Предложенный метод позволяет гарантированно попасть в тематическое поле, представленных в ответе формулировок.

Изучаем «шпаргалку» из демоверсии (в данном случае я привожу только один пример из шести, но советую проанализировать все )

Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?)

К людям нужно относиться с доверием, стараясь рассмотреть то лучшее, что в них есть, и не подчиняясь бездумно мнению большинства, если оно основано лишь на первом впечатлении.

Эти закономерности выявляются при анализе абсолютно всех ответов, содержащих информацию о тексте. И это ещё один очень хороший «инструмент» для проверки своей работы.

2. Какие виды смысловой связи могу увидеть между частями текста

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Смотреть картинку Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Картинка про Что такое смысловые отношения между частями рассуждения. Фото Что такое смысловые отношения между частями рассуждения

Изменение отношений людей

Рассказ о поступке Селивана

Мысли членов семьи о поступке Селивана

С чем связано плохое отношение «всех»?

Изображение его физического состояния

Реальность. Приход Селивана со шкатулкой

С чем связано хорошее отношение «всех»?

3. Определяю, о каких примерах из текста я могу написать наиболее ярко?

4. Составляю «скелет» сочинения.

Все составные части вашего сочинения должны быть видны эксперту, как косточки на рентгеновском снимке

Проблема доверия = Нужно ли доверять людям?

мысли героев (шкатулку украл Селиван и уже скрылся с ней)

реальность (Селиван принёс шкатулку)

Все в округе считали его «колдуном», «разбойником», «злодеем» и «пугалом», все знали, что он «вор», всем он представлялся «страшным», все его не любили + оценочная лексика («колдун», «разбойник», «вор»). Этот приём подчёркивает масштаб неприятия Селивана людьми, его одиночество среди них.

Повтор слова «все» поясняет, почему семья рассказчика подумала только о плохом. Есть сформированное общественное мнение. Оно и заставляет так считать.

Людям нужно доверять (рабочий, короткий вариант).

К людям нужно относиться с доверием, не подчиняясь бездумно мнению большинства.

Абсолютно любые отношения между людьми построены на доверии друг к другу. Мы доверяем даже малознакомым: водителю, который нас везёт, мы доверяем свою жизнь и здоровье; Мы идём к врачу и верим, что он нам поможет; мы доверяем продавцу в магазине … Да, доверие всегда несет за собой определенный риск: Не всегда мы получаем то, на что рассчитывали, но, мне кажется, что иначе невозможно жить в обществе. Недоверие – это самый легкий путь к одиночеству. Невозможно построить никакие нормальные отношения, если нет доверия друг к другу.

Несколько слов о «скелете»: самая большая ошибка, которую можно допустить при создании сочинения – это писать и думать одновременно. Мы делаем серьёзный анализ текста, в котором всё логично. Это значит, что я имею право начать писать только тогда, когда составлена логическая схема текста и я точно представляю себе, что будет в каждой структурной части сочинения.

Такую логическую схему текста я и называю «скелетом». Ассоциация у меня очень простая: каждую часть моего сочинения эксперт должен видеть, как косточки у скелета или на рентгеновском снимке.

На анализ авторского текста, на нашу работу с ним и создание «скелета» уходит гораздо больше времени, чем на написание самого сочинения.

Но только серьёзная работа с авторским текстом, продуманная структура – залог написания действительно хорошего сочинения.

Много лет занимаясь подготовкой к ЕГЭ, больше всего удивляюсь одному: ни один мой ученик не получил в школе работу, которую учитель квалифицировал бы как образцовую. Считаю обязательным, чтобы на первом этапе обучения ученик видел, что от него хотят, понимал бы, как соотносятся части сочинения. Мы должны сначала дать отправную точку, образец того, что хотим получить от нашего ученика, организовать работу с хорошими сочинениями. Я в этом убеждена. Поэтому предлагаю

Примеры сочинений

Рассказчик вспоминает случай из своего детства. Его семье пришлось заночевать у Селивана, которого все в городе считали «разбойником» и «вором». Тётушка рассказчика забыла в доме шкатулку с «тысячами», обнаружив это, очень испугалась, но тут появился запыхавшийся Селиван. Будучи честным человеком, он бежал за уехавшими, чтобы вернуть шкатулку.

Именно проблему честности и поднимает Н.С. Лесков.

Для понимания образа главного героя важен его диалог с исправником (предл. 26 – 38). Селиван совершенно искренне удивляется тому, что тётушка пытается отблагодарить его деньгами.

–За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

–А то как же? Разве надо нечестно?

Несмотря на то, что он нуждается в деньгах, ему даже в голову не приходит, что можно поступить по-другому: «Утаить чужое. Мне не надо чужого».

Его фразы очень простые и короткие, но они дают понять, что перед нами человек бесхитростный, чистый, честный по своей природе.

Автор усиливает наше впечатление от речи Селивана, используя слова, прямо называющие состояние героя и его действия: он «покачал головою» (от недоумения). Он «продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал». Он не ждёт никакой благодарности: отдышавшись от быстрой ходьбы, «.. он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку».

Речь героя в сочетании с изображением его действий помогает автору создать очень цельный образ. Селиван из тех, кто не солжёт «ни словом, ни взглядом». Этот человек неукоснительно следует нравственным принципам, живёт так, как положено испокон веков, поступает честно, не ждёт благодарности, не понимает, за что его хвалят. Он мог бы ждать у себя дома, пока уехавшие обнаружат пропажу и вернутся за ней (и в этом нет ничего нечестного), но он не позволяет себе даже временно «владеть» шкатулкой с деньгами.

Н.С. Лесков показывает, что честность проявляется в невозможности даже на время оставить у себя чужое, в стремлении как можно скорее вернуть людям то, что принадлежит им. Честность не нуждается в поощрении; честный человек просто не представляет себе, что можно не вернуть, присвоить себе то, что ему не принадлежит. В этом и заключается авторская позиция.

К сожалению, часто люди воспринимают хорошие поступки других как должное, не считая нужным быть благодарными. Именно проблему благодарности поднимает Н.С. Лесков.

Что же заставило «всех» изменить мнение о Селиване? На первый взгляд, ответ очевиден: конечно же, его поступок. Обнаружив шкатулку с деньгами, забытую ночевавшими у него людьми, он сразу же бросается вслед за уехавшими. Он спешит, задыхается, чтобы как можно скорее её вернуть.

. Но ведь Селиван честным и добрым был всегда – только люди не хотели это видеть. И если бы семья рассказчика восприняла его поступок как должное, то ничего бы в жизни Селивана не изменилось. Если бы в знак признательности его просто отвезли бы домой и дали бы подарки, то всё осталось бы по-прежнему.

Описывая действия членов семьи рассказчика, автор подчёркмвает, что мнение людей изменила активная, деятельная благодарность и искреннее желание понять, что важно именно для Селивана. Отец рассказчика долго о чём-то с ним говорил, и мы понимаем, что именно от этой семьи в городе и округе узнали о честности и благородстве Селивана. Для него было сделано самое главное – возвращено его честное имя. Эта семья, не жалея времени, несколько раз приезжала к нему, своим примером показывая всем, что это совершенно безопасно.

Между поведением родителей рассказчика и новым отношением людей к Селивану очень тесная связь. Если бы не признательность семьи, если бы не искреннее желание помочь Селивану, мнение «всех» вряд ли изменилось бы.

Авторская позиция заключается в следующем: наша благодарность, искренняя признательность человеку может не только доставить ему радость, но и изменить его жизнь.

С этими сочинениями, как мне кажется, можно организовать весьма полезную работу:

Найти все части сочинения.

Проверить логику приведения примеров и описания связи между ними.

Проверить, как соотносятся проблема и позиция.

Посмотреть, что можно использовать в качестве зачина.

Привести другие примеры к сформулированной проблеме, другое обоснование согласия / несогласия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *