Что такое смысловые отношения
Смысловые отношения в предложении
Смысловые отношения в предложении
Смысловые отношения устанавливаются в словосочетании, между членами предложения, выраженными оборотами, между частями сложного предложения.
Субъектное — значение отношения предмета к действию, которое совершает сам предмет, или к состоянию, характеризующему предмет.
Объектное — значение отношения предмета к действию, которое направлено на этот предмет.
Определительное (атрибутивное) — значение отношения одного предмета к другому с характеристикой по признаку, действию, свойству.
Обстоятельственное (определительно-обстоятельственное) — значение отношения с характеристикой места, цели, причины и т.д.
Смысловые отношения связаны с видом синтаксической связи:
— грамматическая основа субъектно-предикативные (в некоторых односоставных предложениях субъект не выражен формально) В классе жарко.
— обособленные члены полупредикативные (знач. добавочного сообщения) Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.
— однородные члены равноправия Мальчик купил книгу и тетрадь.
— уточняющие члены пояснительные Там, вдали за рекой.
— парцеллированные члены присоединительные Продается квартира. Недорого.
— вводные единицы соотносительные Зима, к счастью, была не очень холодной.
— обращение контакто-устанавливающие Девушка, скажите, пожалуйста, который час?
— комплетивные (восполняющие) отношения устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении): три студента, надо заниматься, кто-то незнакомый, один из вас, лень вставать
Между частями ССП смысловые отношения связаны с видами сочинительных союзов с учетом их частных значений, например в ССП с противительными союзами: а (сопоставительные), но (ограничительные), да (=но), зато (возместительные), однако (противопоставительные).
В БСП смысловые отношения определяют пунктуацию.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Смысловые отношения в ССП
Тест на тему Смысловые отношения в сложном предложении
Тест на тему Смысловые отношения в словосочетания
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Предложение в табл.“ “Синтаксический разбор«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Что такое смысловые отношения
Смысловые отношения в словосочетаниях
Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства [1. С. 21]. С точки зрения структурной организации в словосочетании выделяются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово – это грамматически независимое слово. Зависимое слово формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Словосочетание, таким образом, строится по принципу субординации – подчиняющего и подчиненного.
Выделяются следующие смысловые отношения, которые еще называются как грамматическое значение словосочетания:
1. Атрибутивные – между компонентами словосочетания, обозначающими предмет и его признак соответственно. В таких словосочетаниях главное слово выражено существительным, зависимое слово – любой знаменательной частью речи:
– именем прилагательным: раннее утро, полезная работа, медвежья берлога;
– причастием: решенная задача, любящая женщина, построенный дом;
– местоимением: наш город, каждый человек, моя тетрадь;
– порядковым числительным: второй разряд, первый номер, десятый дом;
– предложными и беспредложными формами существительного: платье из бархата, портфель брата, журнал с иллюстрациями;
– наречием: дом напротив, шашлык по-кавказски, яйца всмятку;
– инфинитивом: возможность уехать, необходимость отдохнуть.
От атрибутивных отношений следует отличать аппозитивные отношения (между существительным и приложением к нему). В отличие от атрибутивных отношений, в аппозитивных отношениях нет представления о предмете и его признаке, а есть один предмет (денотат) и два соотнесенных с ним понятиями, по-разному называющих этот предмет: студент Иванов, утес-великан, газета «Красное знамя». При приложении в отношения определяемого и определяющего вступают существительные. Согласуемое существительное может определять другое существительное с разных сторон: по названию (город Москва), по функции (корабль-пират), по качественному признаку (студент-отличник), по деятельности (художник Репин), по подобию (цветок Огонек) [5. С. 57 – 58].
2. Объектные отношения обозначают отношения между действием и объектом, на которое это действие направлено, а также между действием и предметом, с помощью которого осуществляется это действие (орудием труда).
Главное слово в таких словосочетаниях выражено глаголом, зависимое – существительным без предлога или с предлогом: интересоваться искусством, оглядеть окрестность, петь для слушателей, рубить топором. В качестве зависимых слов могут выступать местоимения и числительные: ждать его, увидеть двоих. Объектные смысловые отношения могут возникать в словосочетаниях с главным словом прилагательным, обозначая признак и объект, на который направлен данный признак: гордый победой, счастливый в любви, ласковый с сыном.
3. Субъектные отношения возникают в словосочетаниях, в которых зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, обозначаемого главным словом: приезд отца, разлив реки, белизна снегов [2. С. 487].
4. Обстоятельственные (адвербиальные) смысловые отношения – это отношения, при которых действие, состояние, признак определяются со стороны своего качества или условий его проявления: слишком яркий, гулять в лесу, ложиться на рассвете, говорить взволнованно, поехать на отдых [6. С. 272].
5. Комплетивные (восполняющие) смысловые отношения – это отношения, при которых зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, восполняющим информативную недостаточность главного слова: два дома, слыть чудаком [2. С. 487].
Иногда в рамках одного словосочетания наблюдается пересечение (объединение) нескольких типов смысловых отношений. Данное явление определяется как синкретизм смысловых отношений и возникает в словосочетаниях, в которых главное слово содержит разные грамматические семы. Например: любовь к сыну – главное слово «любовь» содержит сему предметности, т.к. это существительное, и сему действия (состояния), т.к. соотносится с глаголом «любить», является отглагольным существительным. Следовательно, в словосочетании любовь к сыну объединяются атрибутивные и объектные смысловые отношения. Еще пример: в словосочетании прогулка в лесу наблюдается синкретизм атрибутивных и адвербиальных смысловых отношений.
Виды связей в словосочетаниях
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
над чем-нибудь неясным,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
Прилагательное + существительное:
Существительное + существительное:
радость от встречи,
Наречие + существительное:
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Что такое смысловые отношения
4. Синтаксические отношения в словосочетании
Между компонентами словосочетания возникает смысловая связь, определяемая характером отношения зависимого слова к главному. Эти смысловые отношения — синтаксическое значение словосочетания.
Выделяют следующие виды синтаксических отношений:
1) Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей? Например: новый дом, мой кот, тушь для ресниц, учитель химии. Возможность задать вопрос — дополнительный способ определения синтаксических отношений, основной же способ состоит в анализе роли зависимого компонента. Так в словосочетании учитель химии зависимый компонент «химии» является атрибутом (признаком) главного слова, но отнюдь не объектом приложения или обстоятельством совершения действия. Поэтому хотя формально мы можем задать к зависимому компоненту падежный вопрос (учитель (чего?) химии), синтаксическим значением этого словосочетания будут отношения атрибутивные.
2) Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей. Напр.: читать книгу, готовый к экзамену, склонный к полноте. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия. Напр.: есть ложкой, шить иглой, вязать коклюшками.
Главное слово в таких словосочетаниях обычно бывает выражено глаголами и глагольными формами, прилагательными, словами категории состояния. Напр.: клеить обои, читая книгу, привычный к шуму, рад встрече, можно всем.
Реже это наречие (напр.: наперерез машине) или существительные со значением процессуальности (напр.: лечение больного, чтение книги, развитие болезни, выпуск продукции, проверка готовности). Такие существительные, как правило, можно заменить глаголами с постфиксом -ся: больной лечится, книга читается, продукция выпускается, готовность проверяется и т.п.
Зависимый компонент в словосочетаниях с объектными отношениями — имя существительное или субстантивированная часть речи. Напр.: встретить ее, навестить больного, мешать танцующим, приспособленный для двоих.
Реже значение объекта несет инфинитив. Напр.: попросил (о чем?) повторить, рекомендую (что?) прочитать.
Подвидом объектных отношений являются отношения субъектные: зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, обозначенного главным словом. Напр.: приезд гостей, приятно друзьям, строится плотниками, читаемая мною. В большинстве случаев такие словосочетания можно трансформировать в предикативные единицы: гости приехали, плотники строят, я читаю.
3) Обстоятельственные отношения возникают в таких словосочетаниях, где главное слово обозначает процесс, состояние, действие или признак, а зависимый компонент — разного рода обстоятельства протекания этого действия, то есть время, место, причину, цель, условие, количество, меру, степень, образ действия, или меру проявления признака, состояния. Зависимый компонент отвечает на разные обстоятельственные вопросы: зачем? где? когда? сколько? и под.
Напр.: сидеть дома, появиться вовремя, очень устать, приехать издалека, приготовить для опытов, слишком тихо, очень высокий.
Главное слово в таких словосочетаниях обычно глагол или глагольная форма, прилагательное, слово категории состояния (напр.: чересчур большой, приехавший вечером, чрезвычайно интересно); зависимый компонент — наречие, существительное, реже — инфинитив (напр.: говорил тихо, приехал в деревню, пошел пообедать).
4) Аппозитивные отношения некоторые ученые считают разновидностью атрибутивных: это отношения между существительным и существительным, стоящими в одном и том же падеже. Напр.: река Волга, физик-ядерщик, газета «Известия», студент Иванов, судьба-злодейка, дуб-богатырь. Как видим, здесь нет морфологического выражения зависимости, как в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, главное слово определяется семантически, а не формально. В косвенных падежах между компонентами может быть несоответствие (напр.: на реке Томь, у озера Байкал), но в начальной форме падеж компонентов всегда совпадает.
5) Комплетивные отношения выделяют в таких словосочетаниях, где главное слово является информативно недостаточным и требует пояснения зависимым компонентом. Главное слово обычно местоимение, числительное, информативно недостаточный глагол. Напр.: несколько человек, много раз, два друга, становиться грустным, начал писать, нечто странное. Комплетивные отношения редко существуют изолированно, в чистом виде. Чаще всего они сосуществуют с какими-либо другими отношениями.
Напр.: подплыть к берегу — отношения комплетивные и
находиться в доме — обстоятельственные
увлекаться живописью — отношения комплетивные
В какой-то степени комплетивные отношения присутствуют почти в каждой связи, однако рекомендуем выделять их только в словосочетаниях, где главное слово самостоятельно не обозначает явление, действие, состояние (то есть информативно недостаточно).
Совмещение разных значений словосочетаний встречается нередко. Напр.: поездка (какая?) за город — основное значение — атрибутивное (сравн.: загородная поездка), добавочное — обстоятельственное (за город — указывает на место); посмотрел на дерево — основное значение объектное (дерево — объект, на который переходит действие), добавочное — обстоятельственное (на дерево — направление действия). Это касается, обычно, оттенков обстоятельственного значения.
1. Определите вид синтаксических отношений.
Пример: поехал (куда?) домой — отношения обстоятельственные, так как зависимый компонент обозначает место, направление движения;
рыжий (какой?) кот — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент указывает на признак, выделяющий предмет из ряда однородных;
готовый (к чему?) к экзамену — отношения объектные, так как зависимое слово обозначает объект, на который переходит признак, обозначенный главным словом;
груда (какая?) листьев — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент обозначает признак, выделяющий данный предмет из ряда однородных (а отнюдь не объект, на который переходит действие, признак или состояние! Ср.: груда снега, груда песка и т.д. — зависимые компоненты в этих словосочетаниях везде обозначают атрибут, признак предмета);
ручка (какая? чья?) двери — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент обозначает признак (можно заменить прилагательным дверная), главное же слово обозначает предмет, принадлежащий другому предмету.
а) хорошо учился, разговор по-немецки, река Томь, три мушкетера, корзина с грибами, сдавать экзамены, некто в плаще, приеду утром, некоторые сомнения, жужжание пчел, кот Васька, удобрения для цветов, ваза с фруктами, печатать на машинке, набор текста, несколько учеников, умение рассказывать, дом напротив, возвращение друга, написав письмо, спасибо учителю, очень высокий, попросил приехать, не пошли из-за дождя, нечто странное;
б) густой ельник, вырос в деревне, автомобиль для грузоперевозок, нам тепло, приметы осени, стоял неподвижно, рыба для кота, купил для мамы, спинка стула, недолго думая, цветение вишни, плоды рябины, город-герой, хранил молчание, пойдем пообедать, оценка знаний;
2. Составьте словосочетания по схеме:
Вавилова Е. Н. Синтаксис современного русского языка
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
4. Синтаксические (смысловые) отношения в словосочетании
Структура: Главное слово + Зависимое слово
1) а трибутивные смысловые отношения (определительные /какой, чей?)
* красивая одежда, твоя книга, первая встреча, брат подруги,
желание учиться, кофе по-турецки
При атрибутивных смысловых отношениях зависимое слово является определением (синтаксическая функция, член предложения)
2) субъектные смысловые отношения. Они характерны для словосочетаний, в которых
существительное в Родительном падеже (кого? чего?)
обозначает субъект, который выполняет действие, названное существительным, главным словом.
* бег спортсмена, разлив реки, приезд брата
В таких словосочетаниях зависимое слово является определением.
В некоторых учебниках (Н.С.Валгина) субъектные отношения понимаются шире: к субъектным относятся словосочетания, которые состоят из причастий и существительных в Творительном падеже (кем? чем?).
*построенный студентами, проверенный учителями.
3) объектные смысловые отношения
обозначает объект, на который направлено это действие
*купить книгу, написать
обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие. В таком случае употребляется Творительный орудийный (чем?)
* пилить пилой, писать ручкой
обозначает объект, на который направлен этот признак
*гордый победой, счастливый в любви, надежный в дружбе
При объектных отношениях зависимое слово в предложении является дополнением.
4) адвербиальные (обстоятельственные) смысловые отношения. Возникают между компонентами: а)
наречие, существительное, местоимение, инфинитив
дает различную характеристику этому действию
* жить в общежитии, приехать вечером, сказать по ошибке, поехать отдыхать, бежать быстро
Эти отношения могут конкретизироваться как пространственные, временные, причинные, целевые, определительно-обстоятельственные.
б) Они могут возникать также, если
обозначает степень проявления признака
*очень красивый, весьма недурной
При адвербиальных смысловых отношениях зависимое слово в предложении является обстоятельством.
5) комплетивные (восполняющие) смысловые отношения характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов.
*назвался груздем, два листа, слыть простаком
В совокупности компоненты словосочетания выполняют одну синтаксическую функцию (один член предложения).
Синкретизм смысловых отношений. Это соединение, объединяющее смысловые отношения. Возникает в словосочетаниях, где главное слово имеет сложную семантику (предмет и действие).
* любовь к Родине (атрибутивные и объектные отношения),
ночевка в лесу (атрибутивные и адвербиальные)
5. Способы синтаксической связи
Сочинительная связь (только в пределах предложения) – связь между однофункциональными по своему синтаксическому статусу единицами (*между одинаковыми членами предложения).
Способы связи в словосочетании (и в сложном предложении):
1) согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется форме главного в одноименных грамматических категориях, т.е. роде, числе, падеже.
Согласование может быть полным (*зеленая трава, маленький мальчик) или неполным.
*После беседы с ним она ходила какой-то грустной.
Особая разновидность – в приложении (полное и неполное *на озере Байкал).
2) управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого определенной формы (*падежа), отличной от формы главного компонента.
Виды управления различаются
А) по характеристике главного слова:
— приглагольное (* купить книгу, подъехать к дому );
— приименное (* стакан воды, два брата, вид спорта, покорный судьбе)
— принаречное (* украдкой от родителей, наедине с братом, вниз головой ).
Б) В зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме может быть управление:
— предложное (* любовь к родине, вернуться на родину );
— беспредложное (* написать письмо, понятный всем, полный надежды ).
—При сильном управлении главное слово требует для зависимого определенную падежную форму:
а) переходный глагол + имя в Винительном падеже (* подарить подарок );
б) переходный глагол с отрицанием + имя в Родительном/Винительном падеже (* не видел книгу /и );
в) числительное + зависимое слово (при комплетивных отношениях * пять человек );
г) если предлог соответствует приставке глагола (* дойти до дома, зайти за угол );
д) косвенно-переходный глагол + имя в Творительном падеже (* дирижировать оркестром ).
—При слабом управлении падежная форма зависимого слова не определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова.
* подарить подарок – сильное управление; подарить в 2 часа – слабое управление.
3) примыкание – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (неизменяемая часть речи) выражает свою зависимость от главного только местоположением и смыслом. Примыкают наречия, деепричастия, инфинитив.
* читать вслух, приехать поздно, сидеть согнувшись, хотеть учиться, очень хороший
1) форма зависимого слова /окончания/ * директор школы, изучать лингвистику ;
4) порядок слов (* сравните: хорошая погода / Погода хорошая! ). Падежные зависимые формы ( говорить с другом ), зависимый инфинитив ( пойти обедать ), обстоятельственные наречия ( остаться здесь ) обычно находятся в постпозиции.
Главное слово — Зависимое слово
Возникает на основе смысловых отношений между компонентами
Оно носит обобщающий характер и зависит от структуры словосочетания и пр.
морфологический способ выражения
Внизу обозначаем части речи
Стрелка обозначает подчинительный способ связи.
Указываем средства связи.
Указываем количество компонентов /объем словосочетания
*Разбор: красный шар берег моря
прил. + сущ. сущ. + сущ. в Р.п.
признак предмет предмет признак
2. Дополнительный материал:
Смысловые отношения в конструкциях на уровне предложения.
1. Смысловые отношения в предложении.
*Поют. Потеплело. В аудитории жарко.
2) обособленные члены предложения.
* бежит, подпрыгивая * Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.
3) однородные члены предложения.
* Мальчик купил книгу и тетрадь.
4) уточняющие члены предложения. Это такие члены предложения, которые уточняют семантику слов с более общим значением
* Там, вдали за рекой.
Парцелляция возникает в процессе речевой деятельности, когда говорящий хочет выделить какой-то элемент, он выносит его за структуру предложения. *Продается квартира. Недорого.
* Зима, к счастью, была не очень холодной.
*Девушка, скажите, пожалуйста, который час?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Что такое словосочетание?
2. Чем отличается словосочетание от предложения, от сочетания слов?
3. Какие существуют классификации словосочетаний?
4. Какие существуют типы словосочетаний по главному слову
5. Что такое словосочетание простое и сложное, синтаксически свободное и несвободное?
6. Каковы синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание?
7. Какие существуют виды синтаксической связи (в словосочетании и предложении)?
8. Что такое полное и неполное согласование?
9. Что такое сильное и слабое управление?
10. Что такое примыкание?
11. Составьте план данного раздела.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА
1. Предложение. Основные признаки.
Основные признаки предложения – это
Ученики Виноградова (напр., Н.Ю.Шведова) рассматривают предикативность как модально-временную характеристику (т.е. лицо).
Таким образом, модальность – это реальность/нереальность события + отношение к нему говорящего. Следовательно, модальность разграничивается на
Для выяснения объективной модальности прежде всего используется морфологический способ (анализируется форма наклонения). Изъявительное наклонение указывает на реальность события. Повелительное и условное /сослагательное наклонение указывают на нереальность события. Следовательно, объективная модальность, в свою очередь, делится на реальную и нереальную.
* У лукоморья дуб зеленый. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..
Нулевой показатель указывает на реальные события (модальность объективная, реальная).
Это отношение говорящего к тому, что он сообщает. Он не только передает информацию, но и передает свое отношение к ней.
Средствами выражения прежде всего являются:
— вводные единицы (* к счастью, к сожалению )
— логическое ударение на каком-либо компоненте
*Девочка умна. Девочка умна!
— так называемые специализированные предложения, которые характеризуются субъективной модальностью. *Всем женихам жених.
На основе этих двух типов модальности ученые пришли к мнению, что в предложении может быть два типа содержания:
Для того чтобы определить диктум, нужно соотнести высказывание с действительностью и определить фрагмент реальности. Например:
— местоположение * у магазина
— обладание * У него 2 книги.
Кроме того, через модусную характеристику можно выявить личные качества автора, связанные с характером мышления, уровнем интеллектуального развития и т.д.
2. Структурная схема
* Птицы поют. Студенты опаздывают. и т.п.
Схема: Им.п. существительного + спрягаемая форма глагола (деятель и его состояние/процесс).
Схема: Им.п. существительного (указание на наличие предмета, явления).
-3 времени реального наклонения (индикатива):
прошедшего * Дочь играла.
будущего времени * Дочь будет играть.
+ 4 компонента нереального наклонения:
сослагательное: * Дочь играла бы.
долженствования * Играй, дочь.
желательность * Поиграла бы дочь.
3. Строение, грамматическое значение, лексическое наполнение предложения.
ГО (грамматическая основа = главные члены предложения)
2) значение структурной схемы (*деятель и его состояние)
Грамматическое значение + Лексическое наполнение предложения = Семантическая структура предложения.