Что такое снем в древнерусском государстве

Съезды русских князей

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI — начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» — регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. Нередкими для западнорусских княжеств были также совместные съезды с литовскими князьями (ригасами). По подсчётам А. С. Щавелёва, в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является недостаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков, А. П. Толочко).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб.

Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины.

Уде́льные кня́жества (уде́лы) (от делить) — территории (земли) на Руси, в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей.

Зале́сская земля́, или Зале́сье (в современных источниках также Залесская Русь и Залесская Украина) — средневековое название территории, употреблявшееся в конце XIV — начале XV века для обозначения русских земель, располагавшихся в Волго-Окском междуречье. Согласно «Списку русских городов дальних и ближних», Залесская земля включала в себя 55 городов и поселений, расположенных в следующих областях.

Источник

Что такое снем в древнерусском государстве

(В социально-политической истории древней Руси)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Довольно долгий, но до сих пор актуальный спор о родовой или же феодальной природе верховной власти династии Рюриковичей на Руси коснулся, между прочим, и такого сравнительно малоизученного феномена, как съезды князей. Именно так совещательные встречи представителей Рюриковичского дома обозначались в дореволюционной историографии. Но после работ Н.П. Павлова-Сильванского, Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова и целого ряда последующих авторов феодальность власти древнерусских князей представлялась вполне доказанной. Поэтому в советской исторической литературе прочно утвердился термин “феодальные съезды”. Изобретателем данного определения выступил, скорее всего, С.В.Юшков [1]. В конце концов П.П.Толочко объединил оба термина в один, признав тем самым двойственность такого явления, как “княжеские феодальные съезды”[2].

Недавние исследования А.В.Назаренко и В.Я.Петрухина возродили и углубили понимание “родового сюзеренитета” в качестве ведущего принципа построения древнерусской государственности, по крайней мере в XI – начале XII в. [3]. Вместе с тем, нельзя не признать, что в дальнейшем именно феодальные элементы в социально-политической жизни Руси всё больше выходят на первый план, вытесняя патриархально-родовые ее начала. Соответственно, фамильно-родовой генезис междукняжеских отношений сказывается скорее во внешней форме их выражения, отходит в область декоративно-знакового представительства уже по преимуществу феодальных по сути феноменов власти, права, собственности.

Однако именно съезды русских князей отличались повышенной ритуализацией процедуры своего проведения, выступали в роли древней традиции властвования. Поэтому архаичные семейно-родовые черты оказались законсервированы на данном участке общественно-политической практики. В отличие, скажем, от веча, полюдья, совета князя со старшей дружиной и т.п. вариантов коллективного, даже демократического управления, рассматриваемая традиция совета верховных вождей резко элитаризирована у самых разных народов. Упомяну для сравнения такие харизматические кланы — наследственные и монопольные носители верховной власти, как Инклинги в Скандинавии, Ашина у тюрок, Чингизиды у монголов, т.п. Принадлежность к подобному роду гарантировала его лидерам решающий голос при обсуждении политических проблем, что не исключало права на совещательные голоса у прочей знати.

То же самое наблюдается у Рюриковичей в Киевском государстве. И ранние прецеденты их “снемов” (1026, 1067, 1072 гг.), и великие, классические съезды эпохи Владимира Мономаха (1097, 1100, 1101, 1103 гг.), и многочисленные встречи с ханами половцев и прочих “поганых” из Степи, неизменно формулируются и описываются летописцами в терминологии именно семейно-родовых отношений, с постоянным подчеркиванием мотивов “братства” и “старшинства” между представителями расплодившегося княжеского дома. Реплики таких внутриклановых сборов князей встречаются и в XII, и даже в XIII вв. (за 1159, 1160, 1206, 1228 гг., некоторые др.). Попытки ввести в снемный контекст некняжеские элементы (церковные, боярские, градские) поначалу жестко пресекаются (Показателен отказ Олега Святославича в 1096 г. участвовать в подобном — расширенном снеме).

Тем не менее, с середины XII в. появляется и всё отчетливее прослеживается противоположная родовой — феодальная тенденция и в снемной практике. Самыми яркими образцами уже несомненно феодальных по своему социально-политическому содержанию съездов являются встречи 1175 (даже вовсе без участия князей) и 1191 гг. Не умаляя вовсе возможного вечевого влияния на эти мероприятия, замечу явную подчиненность этого фактора в отмеченных эпизодах. Ведь каждое вече в среднем насчитывало несколько сотен человек (в Новгороде, по В.Л.Янину, до 400–500) и представить перемещение такого количества “мужей” сразу из двух-трех городов на условленное место съезда затруднительно. В случае выбора представителей интересов того или иного города на съезде, в число делегатов неминуемо попали бы те же самые представители аристократии — феодалы каждой городовой волости. Снемы — изначально и навсегда суть личные встречи носителей высшей власти, что автоматически устанавливало предельно высокий сословно-имущественный, властный ценз для их участников, полномочных принимать судьбоносные для всей страны, народа решения. Именно указанные признаки позволяют причислить те или иные прецеденты встреч-переговоров властителей к сложной и длительной съездовской традиции на Руси.

Окончательная феодализация древнерусских снемов произошла лишь после монгольского удара, на первых этапах становления Московского государства. Этот факт мельком отметил еще Н.М.Карамзин, но никто из последующих исследователей не обратил на эту мысль должного внимания. Своеобразный симбиоз русско-феодально-родового и восточно-родового принципа “снемности” представляли собой поздние съезды русских князей при участии митрополита и при контроле представителей Золотой Орды.

Как и многие другие формы ранней государственности, съездовская традиция на Руси сохранялась в феодализировавшемся обществе. Причем в отличие он других потестарных пережитков, снемы довольно долго сохраняли свое изначальное качество в новой этативной системе, оставались автономны от воздействия феодальных институтов. Проникновение феодальных элементов на княжеские снемы означало скорое вырождение этой традиции. Поэтому, учтя сравнительно-исторические и синхро-стадиальные аналогии, а также абсолютный приоритет “братьев”-Рюриковичей на такого рода сборах почти на всей дистанции их проведения, стоит сохранить за рассмотренным явлением определение “княжеский съезд”. А термин “феодальный съезд” применять точности ради лишь к поздним проявлениям подобной традиции.

In the historiography of such important problem of the ancient Rus’s socio-political history, as princes congresses,we can check two traditions of it’s definition. Before the October revolution historians used the term “princes congresses”, soviet scientists accepted new one —”feudal congresses”. In this article the author contends that the investigation of the corresponding phenomenon’s origin and essence demonstrates that the first term is better for marking the whole tradition and the term “feudal” may be used to mark the some late variants of it.

Источник

Что такое снем в древнерусском государстве

Смотреть что такое «Снем» в других словарях:

снем — СНЁМ муж., ·стар. (снимать?) соим, суим, суём, сейм, съезд, сход, сбор или собрание. Ходи Изяслав с Давидовичем на снем. Снем бе речен (сказан съезд), всим воем приехати ко граду, ·летописн. | церк. водоем? Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля

снем — сущ., кол во синонимов: 7 • сбор (54) • сейм (7) • снём (1) • собрание … Словарь синонимов

снем — см. сонм … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Джордж Клод Пайментел — Дата рождения: 2 мая 1922(1922 05 02) Место рождения: Фресно, Калифорния, США Дата смерти … Википедия

СН-М — м. стар. (снимать?) соим, суим, су+м, сейм, съезд, сход, сбор или собрание. Ходи Изяслав с Давидовичем на снем. Снем бе речен (сказан съезд), всим воем приехати ко граду, летописн. церк. водоем? Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

СУЙМОВАТЬ — или суемить пск., твер. баламутить, мутить народ или семью, особ. шуметь и подбивать к спору и раздору на сходке. Только суймует, а умного слова никто от него не услышит. Суе(я)маться на кого, вскинуться, подняться, нападать. Суймованье,… … Толковый словарь Даля

Великая пятница — Распятие Христово (фреска Феофана Критянина в Крестоникитском монастыре … Википедия

Ярославские князья — Ярославль, основанный в XI столетии, сначала тесно примыкал к древнему Ростову, а в 1218 г., назначенный в удел вел. кн. Владимирским Константином Всеволодовичем второму, по старшинству, сыну его, Всеволоду, образовал Ярославское удельное… … Большая биографическая энциклопедия

Княжеские съезды в древней Руси — К. съезды не были учреждением постоянным или обязательным, но собирались в древней Руси по инициативе отдельных князей, для решения дел, имевших общий интерес. Первый пример такого съезда князей мы видим в 1097 г. в Любече, когда князья… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Княжеские съезды, в древней Руси — К. съезды не были учреждением постоянным или обязательным, но собирались в древней Руси по инициативе отдельных князей, для решения дел, имевших общий интерес. Первый пример такого съезда князей мы видим в 1097 г. в Любече, когда князья… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Что такое снем в древнерусском государстве

Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.

Функции съезда составляли:

• принятие новых законов;

• распределение земель (ленов);

• решение вопросов войны и мира;

• охрана границ и торговых путей.

Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, «устроение мира» признал независимость удельных князей («каждый пусть держит отчину свою»), в то же время призвал блюсти Русь всеми за «один». Снем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.

Съезды русских князей (по-древнерусски «снемы») — личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в эпоху Древнерусского государства и в русских княжествах с XI по XIV век.

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI — начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» — регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. Нередкими для западнорусских княжеств были также совместные съезды с литовскими князьями (ригасами). По подсчётам А. С. Щавелева в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

Порядок проведения, состав участников

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с кон. XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году, по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском (1211, по инициативе Всеволода Большое Гнездо). В обоих случаях съезд принимал решение о наследовании престола не тем князем, который должен был его наследовать по праву старшинства.

Вече и вервь в Древней Руси

Это народное собрание в древней и средневековой Руси и других славянских племенах, игравшее роль главного государственного органа.

История возникновения всенародного вече

Вече было основным государственным органом у восточнославянских племен, которые позднее объединились под властью Киева и образовали Киевскую Русь и раннефеодальное общество. Основная функция вече заключалась в решение важных насущных проблем племени или иной территории, а также в решении вопросов внешней и внутренней политики, территориальных вопросов, культурных и общественных. Вече считается одной из ранних форм прямой демократии, так как вступить в вече могли представители всех слоев населения. Участниками могли стать свободные мужи – главы рода, семейства, княжества или определенного участка территории. Права мужей в составе совета были либо равными, либо, на некоторых территориях, зависели от социального положения.

Схожие государственные органы самоуправления существовали у скандинавов и англосаксов.

С постепенным развитием феодализма, традиции военной демократии, царившие в племенах, постепенно начали отходить на второй план, уступая место более организованным и цивилизованным способам решать проблемы и управлять государством. Вече становились все более крупными, принимали официальный государственный статус. Одна, несмотря на это, само понятие «вече» в тот период использовалось для того, чтобы обозначать любые собрания людей, как официальные, так и неофициальные, не имеющие государственного статуса – например, люди могли стихийно собираться на рыночных площадях для решения тех или иных вопросов.

Первые упоминания о славянском вече на Руси относятся к началу 10 века, однако есть основания полагать, что практика подобных собраний существовала в племенах еще в конце 8-начале 9 века, просто позднее они сформировались в нечто более определенное и четко структурированное. В том или ином виде вече просуществовало на Руси вплоть до 16 века. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица государства

Краткая характеристика и функции вече

Сегодня историки не имеют единого мнения насчет реальной власти, которой обладали бы вече. Существует две противоположные точки зрения. Согласно одной считалось, что, несмотря на то, что вече сами выбирали князя, они на самом деле не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками. Вторая точка зрения гласит, что вече, напротив, само брало на себя решение всех важных вопросов, в том числе и вопросов, связанных с самим князей. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета. В целом, на Руси существовало двоевластие – власть вече и власть князя.

Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, вопросы торговли, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными активами вверенной территории и самого князя. Князья могли лишь взимать налоги и принимать ряд решений, но должны были согласовывать их с советниками в вече. Важно сказать, что именно вече на раннем этапе развития Руси занималось «призванием князей» на трон, проще говоря, выборами.

Во всех землях, за исключением Новгорода, в вече могли войти так называемые свободные мужи (не находящиеся в зависимости от кого-либо). Именно критерий свободы в итоге и привел к тому, что позднее в вече могли войти лишь достаточно богатые, зажиточные люди, которые были свободны, в отличие от крестьян. В итоге по факту вече представляло собой аристократию, верхушку общества, а не полноценное народное собрание.

К сожалению, на сегодняшний день сведения о вече и их деятельности довольно отрывочные, поэтому невозможно составить полноценную достоверную картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то четкого протокола, они могли собираться по необходимости, часто это происходило стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, очень часто зависели от того, в каком регионе заседало вече. Наивысшего расцвета такой народный орган достиг в Новгороде, а затем и в отделившейся Псковской республике. На этих территориях вече не только прижилось, но и просуществовало дольше всего.

Вервь— древняя общинная организация на Руси; орган местного крестьянского самоуправления – сельская территориальная община с определёнными поземельными границами и круговою ответственностью в определённых случаях. Это слово употреблено в Ярославовой «Правде» (XI в.) (статьи 3—6, 80 и 88 по Карамзинскому списку), в смысле округа или волости, члены которой связаны круговой порукой. Вервь, включала в себя социальную и экономическую ячейку общества. На своей территории она была ответственной, и должна была соблюдать общественный порядок. Каждая вервь, за найденный в её пределах труп убитого гражданина, была обязана выплатить его родственникам (или князю?) денежную пеню — виру.

Если к верви приведёт след или будут найдены остатки орудий воровской ловли, то вервь обязана была найти среди себя вора, в противном случае платить «продажу» (штраф в пользу князя, который взимался за все преступления, кроме убийства, отсечения руки или ноги или выбитого глаза); но «татьбу», то есть вознаграждение потерпевшим, вервь не платила. Если же след терялся на большой дороге или в безлюдном месте, то взыскание продажи с той верви, где потерян след, не производилось.

В Русской Правде вервь – это сельская община, административно-судебная единица, члены которой связаны круговой порукой. Например, если на территории верви находили тело убитого, то отвечать за это преступление должны были все члены общины.

Власти могли налагать некоторые функции на всю вервь, например, воинская повинность или что-то еще, когда члены общины сами решали, кто из них конкретно будет выполнять эту повинность.

Позднее, вервь – это уже соседская община, которая могла состоять из нескольких поселений, каждое такое поселение состояло из нескольких поселков. Каждый поселок – это несколько семей, которые могли быть кровными родственниками, а могли и не быть. Пашня, леса, луга, угодья, промыслы, водоемы – все это было общественным владением верви. Все домашние постройки, приусадебные участки, скот и сельскохозяйственный инвентарь было в личном владении у каждой семьи. Для пахоты, как и для покосов, выделялись участки в личное пользование.

Во всех административных документах, относящихся ко времени существования таких крестьянских общин, население верви именуют как люди, на севере подобные образования называли “мир”. В землях южных славян термин “задруга” многие историки считают эквивалентным термину “вервь”. Вот что такое вервь.

Источник

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ

Основные функ­ции Княжеских съездов: ор­га­ни­за­ция вла­сти внут­ри ро­да Рю­ри­ко­ви­чей (вы­бор ки­ев­ско­го кня­зя, раз­дел и ус­та­нов­ле­ние по­ряд­ка на­сле­до­ва­ния вла­де­ний; при­ми­ре­ние отдельных кня­зей, уре­гу­ли­ро­ва­ние кон­флик­тов кня­же­ских кла­нов и коа­ли­ций), а так­же про­ве­де­ние внеш­не­по­ли­тических ак­ций, уре­гу­ли­ро­ва­ние внеш­не­по­ли­тических во­про­сов, в ча­ст­но­сти, с по­ло­вец­ки­ми ха­на­ми (в ко­че­вом ми­ре бы­то­вал ти­по­ло­ги­че­ски иден­тич­ный ин­сти­тут пе­рио­дических встреч ха­нов и ной­о­нов), с польскими, чешскими и венгерскими пра­ви­те­ля­ми.

По­ми­мо соб­ст­вен­но княжеских съездов, русские кня­зья ре­гу­ляр­но про­во­ди­ли съез­ды со­вместно с по­ло­вец­ки­ми ха­на­ми (ка­ж­дой вес­ной и при сме­не ки­ев­ско­го кня­зя). Впер­вые в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» по­доб­ный съезд упо­ми­на­ет­ся в 1054/1055 годах, ко­гда мир за­клю­чи­ли пе­ре­яс­лав­ский князь Все­во­лод Яро­сла­вич и по­ло­вец­кий хан Бо­луш.

По­сле мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия княжеские съезды про­во­ди­лись в Северо-Восточной Ру­си вплоть до начала XV века. В ис­то­рио­гра­фии они из­уче­ны не­до­ста­точ­но, от­сут­ст­ву­ет их пол­ный пе­ре­чень, не про­ве­де­на ре­кон­ст­рук­ция про­це­ду­ры. На них в ка­че­ст­ве пол­но­прав­ных уча­ст­ни­ков при­сут­ст­во­ва­ли не толь­ко кня­зья-Рю­ри­ко­ви­чи, но и пред­ста­ви­те­ли бо­яр­ст­ва, цер­ков­ные иерар­хи, та­тар­ские пос­лы (не­ред­ко кон­тро­ли­ро­ва­ли ор­га­ни­за­цию и ход княжеских съездов от име­ни ха­нов Зо­ло­той Ор­ды) и др. А.Н. На­со­нов от­ме­тил ти­по­ло­гическую бли­зость княжеских съездов это­го вре­ме­ни и монгольских ку­рул­та­ев. Предс­та­ви­тель­ные княжеские съезды про­шли в 1296 году во Вла­ди­ми­ре, в 1300/1301 годах в Дмит­ро­ве, в 1340 году в Мо­ск­ве; в но­ябре 1374 года в Пе­ре­яс­лав­ле, в мар­те 1375 года (на них вы­ра­ба­ты­ва­лась об­щая по­зи­ция русских кня­зей по от­но­ше­нию к Ма­маю). Од­ним из по­след­них за­фик­си­ро­ван­ных в ле­то­пи­сях княжеский съезд стал съезд 01 ноября 1380 года пос­ле Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 года.

Иллюстрации:

Ви­ти­чев­ский съезд 1100 года. Ми­ни­а­тю­ра Рад­зи­вил­лов­ской ле­то­пи­си. XV век. Биб­лио­те­ка РАН (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *