Что такое снич у подростков
Проявления COVID-19 у подростков
По данным Роспотребнадзора, в России в 2020 году было зафиксировано 347 749 случаев коронавируса у детей, что составило 11,1% от общего числа заразившихся по стране. Мальчики болели чаще, чем девочки, а наибольший процент заразившихся наблюдался в возрастной категории от 13 до 15 лет.
«У подавляющего большинства детей (80%) коронавирусная инфекция протекала нетяжело, легкую форму регистрировали у 54,5% детей, почти у трети пациентов подтверждено бессимптомное течение. Доля тяжелых случаев не достигла даже 1%»,— отметила на проходившей недавно конференции «Инфекционные болезни — актуальные проблемы, лечение и профилактика» старший научный сотрудник клинического отдела инфекционной патологии ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Светлана Николаева.
Подтверждает ее слова и главный внештатный детский специалист-педиатр, главный врач Детской городской клинической больницы им. З. А. Башляевой, директор Университетской клиники педиатрии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ Исмаил Османов: «В отличие от взрослых, дети болеют реже, бессимптомно или малосимптомно».
Коронавирусная инфекция поражает людей всех возрастов. Подростки переносят COVID-19 практически также как и взрослые, у части молодых людей инфекция протекает в тяжелой форме.
Активные социальные контакты подростков намного разнообразнее социальных контактов детей младшего возраста, что обуславливает бОльший риск встречи с инфекцией. Уже не дети, но еще и не взрослые. Отсутствие чувства ответственности за себя и окружающих, юношеский максимализм, перемены настроения и эпизоды экстремального поведения, стремление выделиться или, наоборот, быть как все, быть в компании, неизменные поиски себя… Общие увлечения, большие компании, довольно тесное общение, пользование общей посудой и общими предметами, игнорирование масок, правил дистанцирования приводит к инфицированию подростков.
Заболеванию активно подвергаются молодые люди со сниженным иммунитетом на момент встречи с вирусом SARS-CoV-2, например, после недавно перенесенного ОРВИ или вакцинации или подростки после перенесенного стресса, измотанные бессонными ночами подготовки и эмоциональным перенапряжением в период сдачи экзаменов. Иммунитет ослаблен и плохо сопротивляется новой инфекции. Тяжелее переносят болезнь дети с хронической патологией легких (бронхиальная астма, хронический обструктивный бронхит), почек (хронический гломерулонефрит, хронический пиелонефрит), с сердечно-сосудистыми заболеваниями (врожденный порок сердца, артериальная гипертензия, вегето-сосудистая дистония), с врожденным или вторичным иммунодефицитом, онкологическими заболеваниями на фоне иммуносупрессии.
Более 50% инфицированных подростков не ощущают никаких признаков заболевания, остальная часть переносит COVID-19 в зависимости от своего исходного состояния здоровья. Как правило, подростки не развивают цитокиновый шторм, как взрослые, что обусловлено незрелостью детской иммунной системы.
Инкубационный период заражения коронавирусом составляет от 2 до 28 дней дней в зависимости от вирусной нагрузки, с которой столкнулся подросток и его состояния здоровья на момент встречи с вирусом, и в среднем составляет 2 недели.
Кроме того, в подростковом возрасте коронавирусная инфекция может проявляться и на кожных покровах в виде кожных высыпаний, таких как пузыри (наполнены прозрачной жидкостью, которая спустя время мутнеет), везикулы (появляются на теле в хаотичном порядке в виде красных небольших пятен, которые преобразуются в мелкие пузырьки), папулы (розовые бугорки на коже, которые не зудят и не болят), петехии (представляют собой одиночные или множественные пятна разной величины и окраса — бледные или синеватые). Кожные высыпания, как правило, зудят, но не болят.
Встречаются и довольно необычные симптомы. Описаны случаи кожно-слизистых изменений (опухшие и покрасневшие глаза, красные щеки и ладони), увеличенные ярко-алые губы и так называемый клубничный язык — красный или малиновый, отечный, бугристый.
На Конгрессе Европейской академии дерматологии и венерологии в прошлом году впервые было обнародовано сообщение и о такой особенности, как «ковидные пальцы». Это воспаление на конечностях, напоминающее легкое обморожение. Врачи многих отечественных больниц, наблюдавшие подобные изменения, подтверждают, что они могут сохраняться у детей до нескольких месяцев.
Чаще всего заболевание сопровождается повышением температуры, хотя может протекать и без нее. Температура обычно не превышает 38 градусов, держится несколько дней и самостоятельно уходит. Могут быть ситуации с волнообразным характером температуры, когда сегодня цифры термометра держаться на 37,5-38,2 градусах, на следующий день температуры нет, а через день вновь взлетают до 39 градусов.
Приблизительно на третий день после завершения инкубационного периода появляется кашель, который чаще всего бывает сухим, непродуктивным, надсадным, изматывающим подростка. Если кашель у подростка сопровождается головокружением и одышкой, сохраняется лихорадка, а цифры сатурации падают, необходима срочная медицинская помощь в условиях стационара. Существует высокий риск развития воспалительного процесса в легких. Российская статистика показывает, что приблизительно 10% несовершеннолетних нуждаются в госпитализации. При тяжелом течении коронавирусной инфекции на 8 день пациенту может понадобиться кислородная поддержка.
Кроме того, подросток должен находиться под наблюдением врачей и тогда, когда у него есть хронические заболевания, и ребенок состоит на диспансерном («Д» учет) учете у пульмонолога, кардиолога, нефролога и иных узких специалистов.
При благоприятном течении болезни через несколько суток температура снижается, кашель ослабевает, у большинства возвращается утраченное обоняние и подросток начинает выздоравливать. К концу второй недели заболевания полностью нормализуется температура.
Родителям подростка необходимо вызвать врача на дом в случае, если:
Вызов врача в Москве осуществляется путем набора номера телефона 122
К вам незамедлительно приедет ковидная бригада медицинских работников, осмотрит ребенка, измерит сатурацию, артериальное давление, проведут ЭКГ и экспресс-тест на антиген к COVID-19, после чего принимается решение о госпитализации подростка.
Даже при кажущемся полном выздоровлении процессы восстановления всех органов и систем после перенесенной коронавирусной инфекции длятся от трех до шести месяцев. Поэтому переболевший подросток берется на диспансерный учет сроком от 3 до 6 месяцев в поликлинике по месту жительства. В это время он наблюдается педиатром ежемесячно, контролируются его гематологические показатели (клинический анализ крови, СРБ, Д-Димер), по необходимости ребенок осматривается и узкими специалистами, проводятся дополнительные обследования.
Не стоит забывать и о детском мультисистемном воспалительном синдроме (аналог цитокинового шторма взрослых), который случается у части детей, как правило, из группы риска по осложненному течению инфекции, через три-четыре недели после выздоровления. Это тяжелое поражение всех органов и систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, желудочно-кишечного тракта, которое порой протекает с сепсисом вплоть до септического шока. Синдром мультисистемного воспаления у детей и подростков имеет сходные признаки с синдромом Кавасаки. Помимо описанных он характеризуется: фебрильной лихорадкой в течение трех и более суток, снижением артериального давления вплоть до шока, острыми расстройствами ЖКТ, признаками поражения сердечно-сосудистой системы, нарушениями свертывания крови.
Эксперты из России, Италии и Великобритании, занимавшиеся изучением постковидного состояния детей, отмечают, что больше половины из них в течение нескольких месяцев после выздоровления жаловались на боль в суставах, хроническую усталость, потерю внимания и — чаще всего — на бессонницу.
Средствами профилактики пока являются максимальная изоляция от инфицированных людей, ношение масок, мытье рук и следование другим общеизвестным гигиеническим правилам. Вакцинация для детей и подростков находится на этапе прохождения клинических испытаний и, скорее всего, будет доступна уже с осени 2021 года.
Врач Кузнецова Татьяна Александровна и Команда White Product желают вам здоровья!
Суицидальное поведение у подростков
Проблема суицида в подростковом возрасте считается чрезвычайно актуальной. По данным статистики ВОЗ, самоубийство является второй по распространенности причиной смертности среди людей в возрасте от 10 до 24 лет.
Виды суицидального поведения
Суицид определяется как совершение человеком в отношении самого себя преднамеренных действий, ведущих к гибели. Под термином «суицидальное поведение» обычно понимается широкий диапазон реакций, включающий в себя:
Суицидальные мысли у подростков довольно часто носят навязчивый характер. Такие мысли приходят в голову ребенку как бы против его воли, а сам он при этом пытается бороться с ними.
Возможные причины
Невозможно привести единое объяснение того, почему люди заканчивают жизнь самоубийством. Причиной для суицида может выступать любая ситуация, которую подросток субъективно переживает как унизительную, обидную, несправедливую, пугающую или глубоко ранящую. Важно понимать, что интерпретация данного события взрослым может кардинально отличаться. К числу обстоятельств, провоцирующих суицидальное поведение, чаще всего относятся:
По данным исследований, основными мотивами суицида у подростков являются:
Факторы риска
Несмотря на то, что суицидальное поведение тесно связано с депрессией и другими психическими расстройствами, специалисты считают, что оно не всегда свидетельствует об их наличии. При определенных обстоятельствах такое поведение может наблюдаться и у людей, не имеющих психических заболеваний. К факторам, повышающим риск формирования суицидальных тенденций у подростков, относят:
При наличии суицидальных попыток в прошлом наиболее опасным считается период спустя 1—2 месяца с момента их совершения. Как показывает статистика, в этот период чаще всего могут предприниматься повторные попытки самоубийства.
Как распознать суицидальные тенденции у подростка?
К числу основных маркеров предсуицидального кризисного состояния в подростковом возрасте можно отнести следующие особенности:
При этом важно понимать, что принятие решения о суициде зачастую сопровождается периодом легкости, умиротворенности, радости и даже эйфории. Ребенок, долгое время бывший до этого грустным и подавленным, может внезапно выглядеть очень счастливым. Однако про себя он все же размышляет: «Скоро всему этому придет конец». Такой период умиротворения родители и окружающие подростка люди нередко ошибочно трактуют как признак выздоровления.
Как реагировать на суицидальное поведение подростка и как ему помочь?
Родители могут помочь подростку, находящемуся в кризисном состоянии, если вовремя заметят у него признаки суицидального поведения и попробуют поговорить с ним. При возникновении тяжелых эмоциональных переживаний подростки довольно редко напрямую просят помощи у своих родителей и других взрослых. Намного чаще они делают это косвенным путем, поэтому родителям необходимо быть внимательными к состоянию ребенка в этот непростой возрастной период и проявлять искреннюю заинтересованность к его личности и его жизни.
Разговаривая с ребенком, необходимо стремиться к безоценочному слушанию и восприятию его чувств, переживаний и трудностей. Не стоит забывать, что вещи, кажущиеся взрослому человеку с большим жизненным опытом пустяком, подростком могут восприниматься как нечто очень значимое.
Во время разговора постарайтесь аккуратно и ненавязчиво прояснить намерения ребенка, расширяйте его перспективы, показывая ему альтернативные способы совладания с кризисной ситуацией, попытайтесь вселить надежду на то, что это состояние не вечно и рано или поздно оно пройдет.
В периоды кризисных состояний ребенку как никогда бывает необходима помощь квалифицированных специалистов. Подросток, в поведении которого наблюдаются суицидальные тенденции, нуждается в помощи детского психолога.
ОКР у детей и подростков
Сегодня поговорим о том, что же из себя представляет обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков.
Итак, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей – это психическое расстройство, основными проявлениями которого являются обсессии и, как следствие, компульсии. Разберем эти понятия более подробно.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: обсессии
Обсессии (навязчивости) – мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, которые возникают вопреки желанию и воли человека, отличающиеся выраженным упорством. Человек понимает и осознает всю абсурдность, нелепость и чужеродность навязчивостей, но никак не может с ними справиться. Различают несколько видов обсессий:
1.Навязчивый счет – навязчивая потребность в подсчете различных предметов. Например, количество пройденных шагов, увиденных домов, ступеней, деревьев, прохожих, количество автомобилей одинакового цвета или одинаковых марок.
2.Навязчивые мысли (по-другому «умственная жвачка», «пережевывание мыслей», бесплодное мудрствование) – навязчивое стремление обдумывать бессмысленные вопросы, которые порой не имеют решения («Почему светит солнце? Почему зима названа зимой, а не весной? Почему собака лает? Почему снег белый?) или же постоянное «кручение» в голове одной и той же мысли, подчас негативной, с невозможностью избавится от нее.
3.Навязчивые сомнения – сомнения, которые проявляются в отсутствии уверенности в правильности или завершенности своих настоящих или прошлых поступков. Например, пациент по нескольку раз проверяет выключен ли свет в комнате, заперта ли дверь, правильно ли написано сообщение и т.д.
4.Навязчивые воспоминания – воспоминания, мучительно возникающие в сознании пациента, как правило, о каком-то неприятном или порочащем его событии и сопровождающиеся тягостным чувством стыда и раскаяния.
5.Навязчивые страхи – мучительное переживание страха, вызванного самыми различными предметами: страх загрязнения (мизофобия), боязнь кем-либо заболеть (нозофобия), страх за жизнь и здоровье родителей, за собственную жизнь (например, страх подавиться во время прима пищи, страх встретиться с героями фильмов ужасов и компьютерных игр).
6.Навязчивые влечения – навязчивое стремление совершить какой-либо бессмысленный, опасный или недостойный поступок. Например, желание выкрикивать непристойные слова, ударить или плюнуть в прохожего, навязчивое стремление совершить убийство или самоубийство (при этом действия никогда не совершаются).
В большинстве случаев, навязчивости сопровождаются тревогой и сниженным фоном настроения и для того, чтобы как-то предотвратить развитие объективно маловероятных событий, пациенты прибегают к компульсиям.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: компульсии
Компульсии – ряд повторяющихся действий (ритуалов), которые необходимо совершить, чтобы «справится» с навязчивостями, снизить уровень тревоги и общего напряжения.
Можно привести несколько примеров ритуалов:
1.При страхе заражения ребенок определенное количество раз моет руки, при этом с каждым разом частота и продолжительность процедуры может увеличиваться.
2.При страхе за жизнь родителей ребенок при их отсутствии дома может по нескольку раз звонить им по телефону или писать бесконечные смс-сообщения, а перед сном определенное количество раз читать молитву за их здоровье.
3.При навязчивых сомнениях – проверяет закрыта ли дверь в комнату или квартиру, а убедившись в правильности своих действий, в дальнейшем повторяет их вновь и вновь, с каждым разом все чаще.
4.Составляет определенный маршрута в школу и из школы для того, чтобы «ничего плохого не произошло». Раскладывает вещи в определенном порядке. Носит одежду определенного цвета.
Так же как и навязчивости, компульсии воспринимаются ребенком как чуждые и абсурдные. Он страдает от них и пытается им сопротивляться.
ОКР у детей. Порочный круг
Главная задача врача-психиатра – разорвать эту цепочку и вернуть пациенту психическое равновесие.
Следует обратить внимание, что симптомы ОКР у детей могут указывать на более тяжелое заболевание, такое как шизофрения. Уважаемые родители, при появлении у ребенка симптомов ОКР не бойтесь обращаться за помощью к врачу-психиатру!
Пример из практики. Анастасия М. 16 лет обратилась в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ. С детства отличалась пунктуальностью, аккуратностью, склонностью к перфекционизму. За последние месяцы стала обращать повышенное внимание на порядок в своем шкафу для одежды. По нескольку раз в день проверяла аккуратно ли сложены вещи. Стала просыпаться среди ночи с чувством тревоги. Не могла заснуть, пока не проверит порядок в шкафу. Понимала всю нелепость и абсурдность переживаний, но справиться самостоятельно с ними не могла. Совместно с родителями приняла решение обратиться за помощью к специалистам.
На фоне проведенного лечения удалось достичь улучшения психологического состояния. Девочка вернулась к привычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает врача для контроля состояния.
Пример из практики. Глеб, 8 лет. Родители обратились в Центр. Мальчик с детства отличался тревожно-мнительными чертами характера, много читал, изучал энциклопедии. В возрасте 7 лет во время пикника случайно подавился шашлыком, был сильно напуган данным фактом, после чего появился страх за свою жизнь, категорически отказался принимать пищу в твердом виде, требовал измельчать ее на 12 кусков. Присоединился страх заражения, мог по нескольку раз мыть руки, в том числе ночью. Школьный психолог рекомендовал проконсультироваться у врача-психиатра.
На фоне проведенного лечения психологическое состояние мальчика стабилизировалось, ребенок вернулся к обычной жизни, принимает назначенную терапию.
Подводим итоги
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков требует лечения и наблюдения у врача-психиатра. Имеющиеся в арсенале современной психиатрии препараты могут способствовать полному исчезновению или значительному ослаблению симптомов и возвращению ребенка к обычной жизни. Обязательным элементом является психотерапия.
Обсессивно-компульсивное расстройство – это не приговор. Много известных людей страдало данным расстройством, например Дэниэл Рэдклифф, актер сыгравший Гарри Поттера в одноименной франшизе; актер Леонардо ди Каприо, певица Кэти Пэрри, актрисы Кэмерон Диаз, Джессика Альба, Шарлиз Терон.
Ярко описаны пациенты с ОКР персонажами Леонардо ди Каприо в фильме 2004 года «Авиатор», Джека Николсона в фильме 1997 года «Лучше не бывает».
Шиманов Павел, врач-психиатр, заведующий отделением №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь
По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста. Если такие случаи не выявить вовремя и оставить без лечения, во взрослой жизни человек столкнётся с последствиями, которые могут существенно ограничить его возможности. О том, как правильно вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье детей, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Екатерина Роде.
– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?
– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.
Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства. Это объясняется тем, что у современных детей присутствует депрессивная составляющая, связанная с повышенной тревогой. Причина этих расстройств – давление социальной среды. Кроме того, сейчас некоторые заболевания популяризируются, о них появляется больше информации. На этом фоне подростки начинают искать у себя различные симптомы и ставить себе те или иные «диагнозы», чтобы почувствовать себя особенными.
– К чему приводит игнорирование заболеваний?
– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей. Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар. Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.
Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.
– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?
– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.
Ситуация меняется в лучшую сторону, но некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью. Они рассуждают по принципу: «У нас же в детстве такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?» Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная. Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.
– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?
– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.
– Что может провоцировать психические заболевания?
– Факторов очень много. Один из самых весомых – социальная обстановка, обесценивающая роль человека в обществе. Также имеет значение популяризация некоторых заболеваний. Большой плюс, что психическое здоровье стали обсуждать, но о некоторых болезнях стали говорить слишком много, они вошли в «моду».
– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?
– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.
Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения. Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.
– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?
– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже.