Что такое событийное мероприятие в библиотеке
Организация и проведение массовых мероприятий в библиотеке
Организация и проведение массовых мероприятий в библиотеке
Основные требования к мероприятию и этапы его подготовки
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:
Устные и наглядные. Монолог и диалог. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонациональную и т. д.) аудиторию. Единичные и комплексные. Уникальные и многоповторяемые. Авторские и по готовому сценарию. Проводимые силами библиотекаря и с приглашением других библиотекарей или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:
Понимать и четко формулировать цель библиотечного мероприятия. Cпланировать этапы мероприятия. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки». Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).
Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.
1. Подготовительный этап
- Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории. Составление плана. Определение хода и содержания мероприятия. Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках. Составление рекомендательного списка. Определение методов и приемов. Разработка сценария. Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита. Изготовление наглядного материала, плакатов и т. д. Проведение бесед, обзоров, лекций по теме. Определение участников (актеров, ведущих, судей и т. д.). Составление и оформление сценария Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей. Приобретение призов, грамот. Определение места, времени, даты проведения. Согласование с администрацией. Решение организационных вопросов.
2. Коррекционный этап
- Организация книжной выставки. Подготовка оформления. Подготовка и проверка оборудования и технических средств. Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция. Объявление. Приглашение зрителей, гостей.
- Оформление кабинета, зала. Установка оборудования, технических средств. Проведение мероприятия. Подведение (оглашение) итога. Анализ проведенного мероприятия (самоанализ). Возможное обсуждение коллегами, гостями. Описание опыта или разработка методических рекомендаций. Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара). Обобщение опыта работы в СМИ.
Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:
- Актуальность тематики. Адекватность содержания (соответствие теме). реальны и выполнимы). Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи). Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами). Лаконичность, ясность, доступность, четкость. Тщательность подготовки. Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).
Успех зависит и от самого ведущего. Слагаемыми успеха являются:
- Умение войти в контакт с участниками. Учет возрастных и индивидуальных особенностей аудитории. Осведомленность по теме и эрудиция. Культура речи и культура поведения. Педагогический такт. Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.
Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:
- Побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой). Обращение к личному опыту (обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта). Убеждение (подача значимой и объективной информации).
Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:
- Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам. Возрастным особенностям слушателей. Уровню подготовленности аудитории. Конкретным условиям. Отведенному времени. Возможностям ведущего. Возможностям книжного фонда, библиотечного аппарата, оснащенности техническими средствами и т. д.
Составление и оформление сценария
Немаловажным для каждого библиотечного работника является владение технологией написания сценариев.
Почему возникает такая необходимость?
— Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки.
— Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и др. аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил.
Требования к оформлению
1. «Новозыбковская городская Централизованная библиотечная система» (название)
2. Логотип библиотеки (левый верхний угол).
3. Тема сценария (центр листа, крупный шрифт), форма, применимая к данному сценарию: вечер, устный журнал и т. д. (ниже темы), выходные данные автора сценария: ФИО, должность (справа).
4. Год выпуска сценария (низ листа).
При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующую схему:
Название. Эпиграф. Форма. Тема. Контингент (кому адресовано). Участники (кто проводит). Цели. Оформление и наглядность. Оборудование и технические средства. Дидактический, раздаточный материал. Декорации. Реквизит. Атрибуты. Ход (структура) мероприятия.
Работа с материалом
1. При подготовке сценария по возможности не пользоваться одним источником, т. к. в этом случае не избежать поверхностности и субъективности.
2. Использованных источников д/б не менее 5 (в том числе и периодических изданий).
3. При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.
4. Для эффективного ознакомления с источниками, нужно уметь делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи.
При работе с источниками нужно умело обращаться с устаревшими по времени источниками (издания до 1985 г), т. к они могут быть идеологизированы
После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой можно назвать – рождение концепции.
Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастет «плоть» из фактов, доводов, иллюстраций.
После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.
Содержательная часть (должна быть письменно зафиксирована со 2 стр. сценария).
— Основная содержательная часть.
— Список использованной литературы.
Работа над содержательной структурой сценария
«Архитектура г. Новозыбкова» (информина).
Вступление: Даже неискушенный наблюдатель замечает, насколько не похожи друг на друга здания нашего города. Что же представляет собой архитектурный облик Новозыбкова?
Основная часть: повествование об основных архитектурных стилях, отразившихся в зодчестве Новозыбкова.
Заключение: стили барокко, классицизма, модерна и т. д. определяют архитектурное своеобразие города.
В основной части доказательно развивается тезис, заявленный во вступлении. По законам логики и стилистики основная часть должна представлять собой цепь доводов. Этот комплекс аргументов в лингвистике именуется микротемами (т. е. подразделами основной части). Каждая микротема раскрывает тезис и тесно связана в смысловом отношении с другой микротемой (такая взаимосвязь называется в некоторых источниках «семантическим мостиком», об этом ниже).
«Певец донских степей» (вечер, посвященный 100-летию ).
Тезис (концепция мероприятия): Шолохов велик в первую очередь как писатель, сумевший посредством художественного слова гениально представить душу донского казачества.
Микротемы основной части раскрывают и утверждают эту мысль. В данном случае возможен следующий перечень микротем: «Колорит казачьего быта и языка в шолоховском творчестве», «Казачья душа в донском фольклоре», «Нравственные устои казачества и их выражение в условиях исторических катаклизмов».
Стилистические требования к составлению текста
Основное требование к стилю составляемого текста – нейтральность (в лексике, синтаксисе), исключение составляют сценарии театрализованного характера. Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений, нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений, стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры). Признак любого стилистически грамотного текста – наличие переходов или «смысловых мостиков», которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли.
Как сделать переход? Самый распространенный способ – использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны). Но часто, когда нужно связать два на первый взгляд не очень связанных тезиса, мысли, необходимо применить переходное предложение. Такое предложение обычно является первым в новом абзаце и логически соединяет предыдущую мысль с последующей. Механизм построения такого предложения прост: в нем нужно сказать о предыдущей мысли и обратиться к новой.
Теперь остановимся на некоторых содержательных требованиях к составлению текста.
— Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено. Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие, создают эмоционально негативную обстановку в аудитории.
— Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное).
— Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных худ произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу, а к анализу.
— Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать.
— Обязательна ссылка на источники, а также обращение к книге. Популяризация книги, привлечение внимания к ней должно присутствовать на каждом библиотечном мероприятии.
Итак, сегодня мы остановились на основных правилах написания сценария. Однако существует еще немало нюансов и деталей, которые возникают в процессе работы над материалом. И разрешение этих проблем происходит иной раз благодаря не только каким-то знаниям, умениям, а исключительно интуитивно. Вообще, творческий человек, заинтересованный в создании своего творения (в данном случае текста) всегда найдет достойный выход из затруднительной стилистической ситуации. Хочется верить, что любой библиотекарь является, немного перефразируя выдающегося прозаика современности М. Кундера, в душе писателем, ибо стремится запечатлеть и увековечить доступную ему информацию в неповторимую форму массового мероприятия.
Анализ массового мероприятия
Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) мы предлагаем проводить по следующей схеме:
Цели (образовательная, воспитательная, развивающая).
Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое.
Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и т. д.).
Кто проводит (библиотекарь, педагог, иной специалист).
Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т. д.).
Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т. д.).
Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т. д.
Качество подготовки и проведения:
- Наличие плана, тезисов, сценария. Использование дидактического и раздаточного материала, пособий. Эффективное использование библиотечного аппарата. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий. Творческие педагогические находки. Владение материалом, методикой проведения мероприятия. Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала. Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы. Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников.
Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, табло, карты.
Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.
Организация усвоения полученной информации: работа с книгой, слушание и запоминание с применением технических средств; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.
Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.
Итоги. Достигнут ли результат (цель).
Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.
1. Как соткать полотно зрелища:[методика работы при подготовке мас. мероприятий] / //Библиотека.-2009.-№11.-С.75
2.Сапрунова анализа внеурочного мероприятия. / //Классный руководитель.-2010.-№5.-С.68-69
3.Седых Т, Технология массового мероприятия / Седых. Т, // Методический день. Вып.3. Вкладка в «БШ»№2марта
Новые термины и интересные формы массовой работы в библиотеке
методические рекомендации для работников библиотек
В связи с внедрением новейших технологий в работу библиотеки работники библиотек все чаще встречаются с новыми терминами. Некоторые понятия заимствованы из других отраслей знаний, внося свою специфику в работу библиотек, а некоторые – из практики работы коллег за рубежом и т. д. Библиотекари в своей профессиональной деятельности стараются идти в ногу со временем, используя в работе инновационные формы.
В рекомендации включены некоторые известные формы массовой работы, которые сегодня актуальны, расширяют ассортимент форм работы с читателями. Речь идет как о традиционных, исторически сложившихся формах мероприятий, так и о перспективных, инновационных, только появляющихся в связи с развитием информационных потребностей общества, изменением места библиотек на информационном и досуговом рынках.
Айстоппер (от англ. eye stoper — дословно «то, что останавливает глаза») – яркий, неординарный, выделяющийся элемент, панно, привлекающее внимание. Айстоппер –название, используемое в рекламе, призванное привлекать внимание людей к объявлению.Например, сильнейший айстоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предметачеловеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные исмешные изображения животных, людей. Такой приём применяется в библиотеках дляоформления книжных выставок. Главная функция айстоппера на выставке – привлечьаудиторию к конкретному стенду. Как правило, для этого на выставках используются ростовыефигуры, которые одновременно служат указателями. Кроме того, на стенде может быть размещеннеобычный объект, не позволяющий пройти мимо.
Атака мозговая (мозговой штурм) — интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.
Аукцион знаний — творческое мероприятие, разновидность викторины, способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобретению знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы — приз получает тот, кто ответит последним. Атрибуты игры: кафедра, молоток, колокольчик. Звоном колокольчика ведущий (аукционист) начинает аукцион и каждое новое задание. Сначала «товар» рассматривается, потом объявляется плата и принимаются первые взносы. Можно использовать систему жетонов, вручаемых за каждый ответ. Тогда победителями в аукционе будут те, кто наберёт наибольшее количество жетонов.
Ассамблея — разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху ХУIII века. В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления как читателей, так и библиотекарей.
Бенефис — представление в честь интересной персоны (читателя, писателя, библиотекаря и др.)
Бенефис библиотекаря – вечер-портрет библиотекаря – многогранной творческой личности, современного делового человека, успешно сочетающего карьеру, семью, увлечения. В основе мероприятия лежит литературный сценарий, повествующий о вехах библиотечной биографии, профессиональных успехах и достижениях. Бенефисом руководит ведущий. Для более полной характеристики бенефицианта можно дать слово коллегам, читателям. Шуточная анкета, на которую отвечают библиотекари, создаст атмосферу веселья. Уместно исполнение любимых песен и стихов бенефицианта. У бенефиса должно быть соответствующее наглядное оформление: фотовернисаж, плакаты-поздравления, стенгазеты и т.п. Подобные вечера можно использовать в профориентационных целях для старшеклассников, а также чествования библиотекарей- юбиляров.
Бенефис книги — мероприятие, устраиваемое в честь одной книги.
Бенефис писателя – библиотечный вечер, на котором чествуется писатель. Главное условие – непременное участие героя. В рамках встречи литератор ведёт диалог с читателями, звучат фрагменты литературных произведений, презентуются новые издания, уместны инсценировки и викторины по теме.
Бенефис читателя— комплексное мероприятие в честь одного из читателей. Герои библиотечной встречи – читатели, имеющие ярко выраженный интерес к какой-либо области знаний (истории, технике, медицине и др.) или жанру (фантастика, поэзия и др.). Читатель- бенефициант должен отвечать определённым требованиям: быть всесторонне развитой, яркой личностью. Готовясь к бенефису, герой организует выставку (с помощью библиотекаря) прочитанных книг или книг по принципу его читательских предпочтений. Во время мероприятия бенефициант расскажет, когда, где и почему началось его увлечение темой (жанром), поделится своей методикой выбора книг, даст оценку прочитанному. В качестве «оппонентов» выступают читатели – ровесники и руководители детского чтения. Оппоненты заранее знакомятся с кругомчтения героя, готовят вопросы. Бенефициантами могут быть и знаменитые (писатели, художники,
артисты, политики и др.), а также малоизвестные, но интересные люди – коллекционеры, путешественники, многодетные матери и др. Бенефис читателя – эффективное средство пропаганды лучших читателей, повышения их престижа в глазах сверстников, читателей библиотеки и местных жителей.
Бенефис читающей семьи — мероприятие, устраиваемое в честь одной семьи, которая определяется лучшей читающей семьей в библиотеке.
Библиотечный квилт — информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов.
Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.
Например. «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде была представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. В течение месяца среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на
БИБЛИОФРЕШ (англ. fresh – «свежий») – библиографический обзор новинок.
Библиотерапевтический час
Библоитерапия в дословном переводе с греческого означает “лечение книгой”. Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает “использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения”. Суть библиотерапии и книготерапии в том, что книга, чтение способствует выздоровлению человека, поддержанию положительного психологического баланса в его душе, Искусство слова, прекрасного, доброго, умного способна вызвать переворот в душе человека, изменить его взгляды – настолько велика сила художественной литературы.
Под “библиотерапией” понимают воздействие художественной литературы на психику человека (страдающего неврозами), объединив воздействие слова (тональность голоса, эмоциональный фон) и музыки. Слово лечит – эту истину знали древние, как и то, что музыка благотворно влияет на все живое, и на чувства, настроение людей в том числе. Во время болезни у человека меняется его художественное восприятие. Некоторых привлекают произведения, полные пессимизма и отчаяния, где человек стремится найти параллели со своей жизнью, либо противоположная ситуация – такой человек ищет книги со счастливым концом.
Вечер-импровизация
Это диалоговая форма работы, которая позволяет раскрыться каждому участнику вечера. Главное условие – говорить о любимом и хорошо знакомом в литературе и музыке так, чтобы зажечь искорку понимания в душах слушающих (звучат любимые стихи, бардовские песни). Например, вечер-импровизация “Пока горит свеча”. Обязательный атрибут этого предновогоднего вечера – свечи (можно держать перед собой свечу и рассказывать, а затем, окончив свой рассказ, чтение стихов, передать ее следующему). Гости должны быть подготовленными, эрудированными людьми. Ведущий вечера “незримо” присутствует среди гостей и поддерживает диалог-общение.
Квест – это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную
тайну и получить за это супер-приз! Квест в переводе с английского – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Это компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.
Библиоквест – активная форма массовой работы, в которой заложена модель развитиянавыков информационной деятельности, а также формирования положительногоэмоционального отношения к процессу чтения. Цель: закрепление и проверка уровня усвоенияосновных читательских знаний, умений и навыков читателей от младшего школьного возраста достаршеклассников.
Квесты могут быть командные и рассчитанные на неорганизованных читателей.
Основные правила/условия квеста:
– наличие определенного сюжета игры;
– конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Варианты связки сюжета игры:
– конкретный герой книги;
– сквозная тема, по которой подбираются задания.
Библиоквест – это игра, построенная по цепочке: разгадаешь одно задание – получишь следующее. И так, пока не дойдешь до финиша. Игроки, разгадывая зашифрованные места, развивают эрудицию, учатся думать в команде, тренируются применению стратегии и тактики в действии. В основе всех квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми
работают сотрудники библиотеки. В начале игры командам (участникам) раздаются путевые листки («дорожные грамоты», «карта сокровищ», «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры).
Виды заданий библиоквеста:
– нахождение книги в свободном доступе,
– определение понятия или определение слова по его значению,
– поиск значения слова в словаре,
– уточнение библиографических данных,
– составление рекомендательного мини-списка,
– поиск определенной информации в книге,
– работа с выставкой.
В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфотографироваться в костюмах литературных героев, грамоты, предоставление бесплатного времени для доступа к сети Интернет, компьютерных игр, просмотра кинофильма…).
Вечер-концерт. Вечер-дивертисмент
Эта форма проведения мероприятия предполагает сочетание текстового материала с концертными номерами (исполнение “вживую” или видео, аудиозапись, например, вечер-концерт “Романса трепетные звуки”, “Я помню вальса звук прелестный” и др.)
Вечер-дивертисмент (“дивертисмент” от франц. – развлечение) – программа из номеров различных музыкальных жанров. В программа входят номера различных музыкальных жанров, с целью создания атмосферы отдыха, общение с прекрасным.
“Пять минут с искусством”
Это гибкая, легкая форма приобщения к искусству. В ней используется принцип “малой дозировки”, т.е. он рассчитан на людей, не приученных к художественному мышлению, поэтому общение с искусством для них должно быть недолговременным и малообъемным.
Название говорит само за себя, участники в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Смысл данной формы проведения заключается в свободном и высказывании впечатления о произведении искусства. Отсутствует попытка навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о работе малоизвестного или всемирно известного художника.
Методически такой тип общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расстановка стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, контакта, заключительный момент.
Это не разовое мероприятие, его лучше проводить циклами.
Наилучшее решение – использование двойного художественного ряда, когда одновременно демонстрируются произведения разного вида и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, демонстрируется репродукция картины Боттичелли “Весна” в сопровождении музыки Вивальди или “Портрет Струйской” художника Ф.Рокотова под звуки ноктюрна Шопена. При этом активизируются два канала восприятия: визуальный и аудиальный, обоюдно друг друга усиливающие. Очень важна информация о произведении, она должна быть доступной, понятной и интересной. Например, “Загадка портрета Джоконды Леонардо да Винчи”, “Тайна жизни и смерти Нефертити”, “Героини картины Боровиковского” и др. В итоге сильное впечатление, Положительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание новых минут эстетического наслаждения.
Вахта памяти – серия мероприятий в помощь патриотическому воспитанию молодежи. Эта форма призвана содействовать выработке уважительного отношения к героическому прошлому своих соотечественников, потому может включать встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективные просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции. Завершающим мероприятием цикла может быть музыкально-тематическая композиция.
Тематический вечер – массовое мероприятие, которое организуется библиотекой с целью привлечения внимания к определенной теме, проблеме.
Ярмарка солидарности – форма воспитательной работы, которая организуется с целью продажи «товаров», сделанных читателями. Вырученные средства поступают в определенный фонд, который нуждается в помощи. Для организации ярмарки создается специальная комиссия, которая принимает и оценивает «товары», информирует об условиях проведения. По окончании ярмарки выступают ее организаторы, отмечают самых активных участников, сообщают о сумме вырученных средств. Ценность данного мероприятия в том, что оно носит ярко выраженную гуманистическую направленность.
Открытая кафедра – новая форма воспитательной работы, целью которой является развитие социальной и гражданской ориентации. Участники могут выбирать для себя любую роль: президента, депутата, директора любой организации, учреждения, предприятия.
Конфетти новогоднее – новогодний праздник, включающий в себя набор различных шуточных, театрализованных, игровых форм и подразумевающий участие всех присутствующих.
Концерт сказочный – концерт, связанный по тематике со сказками или набор концертных номеров, исполняемый сказочными героями.
Королевство библиографическое – комплексное мероприятие, сочетающее в себе различные формы библиографической работы, как правило, имеющее сказочный антураж.
Круглый стол – форма коллективной дискуссии, позволяющая проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные
вопросы и вырабатывать совместные решения. К участию в дискуссии могут
приглашаться авторитетные специалисты, теоретики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие
Акция «Читательская ленточка».
Читатели создают в библиотеке СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО, завязав на нѐм разноцветные ленточки, которые расскажут о том, что они любят читать. Если любят читать сказки – желтую, о природе – зеленую, детектив – синюю, фантастику – фиолетовуюо любви – красную. Библиотекари, тем самым, узнают о том, каким произведениям читатели отдают предпочтение.
Библио–такси «Любимые места родного города»
Презентация библио–такси «Улицы города, посѐлка». Библиотекари приглашают собравшихся гостей проехать на виртуальном такси от улицам города до конечной остановки – «Библиотека». Путешествие сопровождается красочной слайд–презентацией, создающим впечатление движения по заявленному маршруту.
На каждой остановке «пассажиры» узнавали что-то новое о родном городе, селе. В качестве гидов выступали постоянные читатели – коренные жители. На остановке «Памятник» рассказали о истории памятника о героях села. Остановка «Соборная площадь» о храме. На остановке «Улица имени…» прочла стихи поэта или рассказали о герое. На конечной остановке «Библиотека» – рассказ о библиотеке, еѐ истории.
«Литературное караоке»
Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке — звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке — звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.
Библио-бар – форма мероприятия, где предлагаются для прочтения книги самых популярных авторов.
Библио-кафе — форма мероприятия, построенного по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги (авторы, мини-мероприятия). Например, «В „Библиоменю“ входят книги на любой вкус: от незатейливых книжных блюд до самых вкуснейших и изысканнейших!» Можно эту форму рассматривать как игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари – метрдотель и официантка. В меню – духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
Библио-кросс — акция, направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме или за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг.
БИБЛИОМИКС (англ. mix – «смешивать») – библиографический обзор по определённой теме, в который можно включить библиотечные документы по разным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фото- документы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.
Игры-путешествия – маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что не замечается ими. Обязательный элемент – процедура целенаправленного движения группы участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. К особенностям игры-путешествия относятся: превращение группы читателей в экипаж путешественников, где у каждого своя роль; разработка маршрута путешествия и его оформление в виде красочной карты, где обозначены остановки, имеющие интересные названия; выбор транспорта, с помощью которого совершается путешествие. На остановках происходят основные действия сюжета, которые реализуются за счет использования различных форм, методов, приемов, видов деятельности. Пройденные остановки на карте могут отмечаться флажками или другими знаками. Тематика игр-путешествий может быть различной.
Игра литературная – массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами и посвященное литературе. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).
Игра-представление – комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.
Информ-дайджест – массовое мероприятие, содержащее краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной литературы.
Информ-досье – мероприятие, проведенное в форме сборника материалов о ком-либо, о чем-либо.
Информ-релиз – “выпуск в свет”, публичная демонстрация, публикация, сообщение, возможно – сам демонстрируемый объект. Обычно используется в музыке (релиз альбома, песни). Также в СМИ (пресс-релиз, интернет-релиз – сообщение о какой-либо новости, точке зрения).
Информина – это специально организованное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о содержании одного или группы изданий, чаще как увлекательная интеллектуальная игра, раскрывающая и закрепляющая полученные знания участников, часто проводится по закреплению библиотечно-библиографических занятий. Особенность данной формы является тот факт, что информаторами выступают сами читатели. Краткие информационные сообщения посвящены отдельным публикациям журнала, альманаха, сборника.
Книжное дефиле — торжественный проход по сцене, подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение. Возможно дефиле обложек книг.
Поэтический батл — битва, соревнование современных поэтов. Батлы активно собирают молодежь. Это не обычный литературный вечер, где в кабинетной тишине дрожит голос читающего. Здесь звучат мелодии фортепиано, громкие возгласы поддержки и аплодисменты. Это — творческий ринг для самых ярких и самых смелых поэтов.
Путешествие литературное – игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательный элемент литературного путешествия — карта или схема маршрута. Путешествия могут быть очными и заочными. Н-р, путешествие по золотому кольцу русской литературы (XIX век), путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века), путешествие сказочное.
Розыгрыш литературный (библиографический) – праздник в самой необычной форме, загадывание всевозможных литературных и иных шарад, библиографических заданий.
Сундучок литературный – литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка. Сундучок литературный – литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка.
Творческая лаборатория – мероприятие по обмену опытом, знаниями и т.д. в интересной, творческой форме.
Ток-шоу – на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.
Урок православной культуры – познавательное занятие религиозной тематики, на котором читатели знакомятся с историей религии, праздниками, обычаями, иконографией и т. д. Сообщение библиотекаря сопровождается духовной музыкой, историческим экскурсом. Возможно приглашение духовного лица.
ФЕЕРИЯ – представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.
Хоровод – мероприятие, состоящее из следующих друг за другом небольших шуточных вопросов, заданий (н-р, хоровод вопросов) или повествующее о малых фольклорных жанрах (н-р, хоровод сказок, хоровод загадок).
Хронограф – мероприятие–рассказ по годам о каких-либо исторических событиях, построенное по типу летописи.
Хроники литературной жизни – рассказ о каких-либо литературных событиях в хронологической последовательности.