Что такое сочинение и подчинение
Сочинение и подчинение
При сочинении в связь вступают синтаксически равноправные, независимые друг от друга элементы (члены предложения), например: книга и тетрадь (лежат на столе); (читаю) книги, газеты, журналы.
По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:
· противительная связь («а», «да»(в значении «но»),»но»,»зато»,»однако»,»однако же»,»все же»),
· соединительная связь («не только — но и»),
· разделительная связь («или»,»или. или»,»либо»,»то. то»,»то ли. то ли»,»не то. не то»).
В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив;). Сочинение занимает здесь служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.
На уровне сложного предложения сочинение понимается как равноправие грамматического статуса элементарных предложений в его составе
При подчинениив связь вступают синтаксически неравноправные элементы (один зависит от другого), например: читать книгу, совет друга.
Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.
Синтаксические связи – это формальная зависимость членов словосочетания. Синтаксические связи проявляются в формах слов. Различаются 3-ри типа синтаксической связи слов: 1) согласование,2) управление,3) примыкание.
Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении:
· союзное подчинение
— подчинение предложений при помощи союзов.
Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Лермонтов).
· относительное подчинение
— подчинение предложений при помощи союзных (относительных) слов.
Настала минута, когда я понял всю цену этих слов (Гончаров).
· косвенно-вопросительное подчинение (вопросительно-относительное, относительно-вопросительное)
— подчинение при помощи вопросительно-относительных местоимений и наречий, связывающих придаточную часть с главной, в которой поясняемый придаточной частью член предложения выражен глаголом или именем существительным со значением высказывания, восприятия, мыслительной деятельности, чувства, внутреннего состояния.
Сначала я не мог отдать себе отчета, что именно эmo было (Короленко).
· последовательное подчинение (включение)
— подчинение, при котором первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная — к первой придаточной, третья придаточная — ко второй придаточной и т. д.
Надеюсь, что эта книга достаточно определённо говорит о том, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого (Горький).
· взаимное подчинение
— обоюдная зависимость предикативных частей сложноподчиненного предложения, в котором не выделяются главное и придаточное предложения; отношения между частями выражаются лексико-синтаксическими средствами.
Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором (Гоголь).
· параллельное подчинение (соподчинение)
Предикативность противопоставляетпредложение всем другим единицам синтаксиса. Предикативность отличает предложение и от такой единицы языка, как слово:
*предложение Весна! с определённой интонацией отличается от слова весна тем, что в основе его лежит абстрактный образец предложения, способный относить информацию в план настоящего, прошедшего или будущего (Весна!; Была весна!; Будет весна!). В двусоставных предложениях носителем предикативности является сказуемое, в односоставных — главный член.
Будучи грамматической категорией предложения, предикативность переносится на любое высказывание.
Словосочетание — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.
Словосочетаниями не являются:
2.однородные члены предложения
3.служебная часть речи + существительное
Существует три типа связи между словами в словосочетании:
согласование, управление, примыкание.
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
-Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
-.Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
3.Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
4.Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
•Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, седоволосый человек.
•Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
Примеры: высокий дом.
•синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Предложение— это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сочинение и подчинение в сложном предложении
Учение о сочинении и подчинении как о двух возможных видах связи между частями сложного предложения сложилось в русской синтаксической науке к середине XIX века. Первоначально в основу учения было положено представление о смысловой зависимости / независимости предложений в составе единого сложного предложения. Позднее оно было заменено понятием грамматической зависимости / независимости частей.
Важнейший этап в разработке учения о сочинении и подчинении составила дискуссия по этому вопросу в 20-х годах ХХ века. Ее открыл М.Н. Петерсон, который убедительно доказал неопределенность понятий сочинение / подчинение: «объективные критерии не дают возможности отличать главное предложение от придаточного и сочинение от подчинения» и что, следовательно, в понятиях сочинения и подчинения нет языкового содержания.
Отстаивая сочинение и подчинение как синтаксические понятия, за которыми стоит определенное языковое содержание, А.М. Пешковский указал на ряд формальных особенностей, отличающих сочинение и подчинение. Важнейшими среди них ученый считает различие между сочинительными и подчинительными союзами. При подчинении показатель отношений находится в придаточном и составляет его формальную принадлежность, при сочинении – показатель между соотносящимися частями, он не сливается внутренне ни с одной из них. Другой отличительной особенностью сочинения и подчинения А.М. Пешковский считает расположение частей: придаточная часть сложноподчиненного предложения может стоять в пре-, интер- и постпозициях, части сложносочиненного предложения не могут быть вставлены одна в другую.
Что касается бессоюзного предложения, то А.М. Пешковский считает, что в этом случае все зависит от того, насколько значение той или иной интонации тождественно со значением той или иной группы союзов. Если интонация выражает причину или пояснение, то это подчинение, если же соединение, то сочинение.
Большой вклад в изучение проблемы был внесен таким синтаксистами, как Н.Ю. Шведова, В.А. Белошапкова. Так, В.А. Белошапкова синтаксическую связь между компонентами сложного предложения считает аналогичной связи между формами слов в открытых и закрытых сочинительных словосочетаниях. Сочинительная связь «характеризуется тем, что соединяемые ею компоненты выполняют одну и ту же синтаксическую функцию относительно друг друга и образуемого ими целого».
Подчинительная связь между компонентами сложного предложения аналогична разным видам подчинительной связи в словосочетании. Сочинительная и подчинительная связи четко дифференцированы в сложном предложении союзного типа. В бессоюзных сложных предложениях такого противопоставления нет, поэтому связь в сложном бессоюзном предложении квалифицируется как недифференцированная.
Таблица Сопоставительная характеристика сложносочиненного и сложноподчиненного предложений:
СОЧИНЕНИЕ / ПОДЧИНЕНИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Много позднее на те же факты, что и М. Н. Петерсон, при дифференциации сочинения / подчинения в сложном предложении обратил внимание Я. Бауэр, прямо писавший о том, что различие паратактического и гипотактического сложного предложения связано с большими трудностями, «поскольку семантическое деление не всегда совпадает с грамматическим, к тому же в обоих направлениях». Я. Бауэр стремился выявить соответствия /несоответствия грамматического и семантического в сочинении /подчинении. Надо полагать, что полное и успешное решение таким образом поставленной задачи может быть достигнуто только тогда, когда будет полная ясность в понимании того, как грамматически противопоставлено сочинение и подчинение. Пока такой ясности, кажется, нет.
Таким образом, можно констатировать, что теоретически безупречных основ дифференциации сочинительных / подчинительных союзов и, соответственно, сочинительных / подчинительных связей нет. И дело обычно сводится к тому, что сочинительные и подчинительные союзы задаются традиционным списком.
При этом оказывается, что в этой схеме позиции союзов х и y противопоставлены в том смысле, что все союзы, употребляющиеся в позиции х, не могут быть в позиции у и наоборот. Позицию у могут занимать не только союзы, но и союзные слова: Он думал о том, что предстоит ему нынче сделать и
что было вчера (Л. Толстой).
Письменные примеры такого рода нам неизвестны.
Позиции различения сочинительных / подчинительных союзов ясно показывают, что в плане содержания сочинительные / подчинительные союзы различаются так: сочинительные союзы связывают словоформы, соответственно предикативные конструкции, находящиеся в одинаковых отношениях к другим словоформам, соответственно предикативным конструкциям, а подчинительные союзы связывают такие синтаксические компоненты, которое по отношению к друг другу, и, следовательно, по отношению к другим компонентам данной конструкции находятся! не в одинаковых отношениях.
Можно думать, что к проблеме сочинения / подчинения имеет отношение только и-функция, но не функции противопоставления, разделения и под. Подчинительное союзы лишены в отличие от сочинительных именно и-функции. И если не принимать во внимание и-функции, то вполне можно согласиться с мнением М. Н. Петерсона о том, что сочинение и подчинение как синтаксические типы связей в сложном предложении не различаются.
Следовательно: (1) если сочинение / подчинение в бессоюзном Сложном предложении находить и различать в зависимости от такого типа смысловых отношений, как противительные, следственные и. т. п., то неизбежна спорность и противоречивость такого подхода; (2) если различать сочинение / подчинение по наличию / отсутствию в отношениях между предикативными конструкциями и-функции, то в бессоюзном сложном предложении необходимо обнаружить те синтаксические средства, которые принимают на себя и-функции или, если таких средств нет, отказаться вообще от поисков сочинения / подчинения. Выбрать нужное решение по вопросу о сочинении / подчинении в бессоюзном сложном предложении мы сможем только тогда, когда обсудим проблему синтаксической формы бессоюзного Сложного предложения. Пока же на основе изложенного о сочинении / подчинении можно внести некоторые уточнения в определение границ союзного и бессоюзного типа.
325.Сочинение и подчинение в сложном предложении
По способу соединения частей различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: 1) сложносочиненные предложения и 2) сложноподчиненные предложения.
Различие между последними двумя типами сложных предложений основано в первую очередь на различной синтаксической функции сочинительных и подчинительных союзов.
Первое предложение сложносочиненное; каждая из его частей имеет характер самостоятельного утверждения и сохраняет синтаксическую независимость; возможна перестановка обеих частей без нарушения смысла и структуры сложного целого. Второе предложение сложноподчиненное; вторая часть в нем имеет характер зависимого утверждения и в синтаксическом отношении не равноправна с первой частью сложного целого.
Однако указанные признаки сочинения и подчинения предложений носят условный характер. Далеко не всегда в сложносочиненных предложениях составляющие их части обладают равноправием, смысловой самостоятельностью и независимостью. Их взаимосвязанность находит свое выражение в порядке следования частей, входящих в состав сложного целого, в параллелизме их структуры, в интонации, в грамматических формах глаголов-сказуемых, в лексических средствах, в неполноте второй части и т.д. Например: Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась у дома. (Ч.); Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту (Л. Т.); Алеша смотрел на них, а они на него (Дост.).
С другой стороны, в сложноподчиненном предложении нередко проявляется взаимозависимость составляющих его частей, а не просто подчинение одной части другой.
Отсутствие четкой границы между сочинением и подчинением предложений позволяет рассматривать некоторые конструкции как переходные случаи в пределах сложного предложения.
Переходность в области сложного предложения чаще всего находит свое выражение в том, что составляющие его части оформляются по способу подчинения, а смысловые отношения между ними характерны для связи сочинения.
К переходным случаям относятся некоторые предложения с относительным подчинением, имеющие присоединительный характер, например: Эту игру я наблюдал и в самом себе, что было еще хуже (М.
Наличие переходности усматривается в случаях так называемого «взаимного подчинения», при котором имеется не одностороннее подчинение, а обоюдное, например: Не прошло и пяти минут, как со всех сторон затрещали и задымились костры, рассыпались солдаты. (Л. Т.). В предложениях этого типа с временными значениями ни одна из обеих частей не является самостоятельной, и отношения между ними подчиненно-сочиненные, т.е. совмещающие подчинение и сочинение. Ср.. Не прошло еще и двух месяцев, а мой Алексей был влюблен уже без памяти (П.), где союз а выражает примерно то же значение, что и союз как.
То же наблюдается в предложениях с условно-уступительным значением типа Добро бы в гору или в ночную пору, а то и под гору, и днем (Кр.).
Что такое сочинение и подчинение
Сочинение и подчинение в сложном предложении
Предикативные единицы, являющиеся компонентами сложного предложения, могут быть связаны сочинительной, подчинительной или недифференцированной связью.
Важнейшим этапом в разработке учения о видах связи в сложном предложении была дискуссия по вопросу о сочинении и подчинении в 20-х годах нашего века. Ее открыл
М.Н. Петерсон, убедительно показавший неопределенность и зыбкость понятия зависимости
независимости частей сложного предложения и с большой остротой и категоричностью высказавший мысль о том, что «объективные критерии. не дают возможности отличать главное предложение. от придаточного и сочинение от подчинения» и что, следовательно, в понятиях сочинения и подчинения нет языкового содержания.
Что касается бессоюзных предложений, то Пешковский считает, что «здесь все зависит от того, насколько значение той или иной интонации тождественно со значением той или иной группы союзов». Он выделяет три типа интонации, которые, по его мнению, функционально вполне соответствуют трем группам союзов (причинным, пояснительным, соединительным), и относит предложения этих интонационных типов к подчинению (два первых) и сочинению (третий). Предложения, в которых наблюдается интонация, не специфическая для какого-то определенного вида смысловых отношений, Пешковский относит к недифференцированным сложным предложениям. Таким образом, Пешковский первым высказал мысль о том, что соотносительные категории сочинения и подчинения охватывают не все сложные предложения.
Названная статья Пешковского, на основе которой позднее написана глава о сочинении и подчинении в книге «Русский синтаксис в научном освещении», была, по существу, первой в русской науке попыткой показать языковую сущность сочинения и подчинения в сложном предложении. До этого в течение почти ста лет понятиями сочинения и подчинения пользовались, не раскрывая их и не показывая того, какие языковые факты лежат в основе их противопоставления. Сильной стороной работы Пешковского явились наблюдения над формальными различиями сочинения и подчинения и самая устремленность к тому, чтобы искать различия именно в структуре, в форме, не отрываясь от языковой материи.
За традиционными понятиями сочинения и подчинения стоит интуитивное установление изоморфизма между связями частей в сложном предложении и связями между формами слов в словосочетании и простом предложении. Но существуют ли формальные основания для установления такого изоморфизма? По-видимому, их можно найти лишь в сфере союзного сложного предложения, опираясь на различия в характере союзных средств.
Мысль Пешковского о том, что в бессоюзных сложных предложениях определенным группам союзов тождественны интонации, ошибочна: интонация представляет собой явление совсем иной природы, чем союзы, и никак не может быть рассмотрена как языковое средство, имеющее то же назначение, что и союзы. Как свидетельствуют наблюдения исследователей, не существует полного соответствия между интонационными конструкциями и типами бессоюзного сложного предложения. Одна и та же бессоюзная структура с одним и тем же значением в разных речевых условиях может иметь разное интонационное оформление, а следовательно, в системе языка нет обязательной закрепленности определенных интонационных конструкций за соответствующими структурами бессоюзного сложного предложения.
В соответствии со сказанным есть основания принять следующие определения синтаксической связи в сложном предложении. Сочинительная связь между компонентами сложного предложения аналогична связи между формами слов в открытых и закрытых сочинительных словосочетаниях. Она характеризуется тем, что соединяемые ею компоненты (формы слов в словосочетании и предикативные единицы в сложном предложении) выполняют одну и ту же синтаксическую функцию относительно друг друга и образуемого ими целого. Основным средством выражения сочинительной связи являются сочинительные союзы. В сложных предложениях с сочинительной связью нет различий в функции части, вводимой союзом, и части, не содержащей союза, и ни одна из соединяемых предикативных единиц не занимает синтаксического места формы слова в составе другой части.
Подчинительная связь между компонентами сложного предложения аналогична разным видам подчинительной связи в словосочетании и простом предложении. Она также может не иметь аналогов в синтаксических связях в словосочетании и простом предложении, но всегда характеризуется тем, что объединяемые ею элементы различаются по своей синтаксической функции и каждый из них имеет свое место в сложном предложении. Средства выражения подчинительной связи между компонентами сложного предложения специфичны: основными выразителями отношений являются подчинительные союзы и приобретающие функцию союза относительные местоимения (союзные слова).
Сочинительная и подчинительная связь четко дифференцирована в сложных предложениях союзного типа. В бессоюзных сложных предложениях противопоставления сочинительной и подчинительной связи нет. Таким образом, связь в бессоюзных сложных предложениях должна быть квалифицирована как недифференцированная. Исключение составляют бессоюзные сложные предложения открытой структуры: Топится печка, ярко горит лампа, стучат старинные часы. В них сам потенциальный количественный состав характеризует связь как сочинительную, поскольку подчинительная связь представляет собой отношение обязательное между двумя компонентами.
Сочинительная связь между компонентами сложного предложения может быть открытая и закрытая (ср. то же в сочинительных словосочетаниях).
Подчинительная связь в сложном предложении имеет несколько видов. По наличию или отсутствию аналогии с видами подчинительной связи в словосочетании и простом предложении есть основание различать два вида подчинительной связи в сложных предложениях: 1) связь, аналогичную связям в словосочетании и простом предложении; 2) связь, не аналогичную связям в словосочетании и простом предложении.
При предсказующей подчинительной связи, аналогичной связи между словом и распространяющей его формой слова, характер которой определяется свойствами слова (назовем эту связь присловной), предикативная единица, выступающая в качестве придаточной части сложного предложения, относится к одному из слов главной части, называемому опорным.
Присловная подчинительная связь, подобно связи между словом и формой слова, может быть обязательной или необязательной в зависимости от семантической природы опорного слова: его информативной недостаточности (синсемантичности) или информативной достаточности (автосемантичности). Она является обязательной в прикомпаративных и изъяснительных предложениях и необязательной в присубстантивных.
Средствами выражения присловной подчинительной связи служат асемантичные союзы и союзные слова, т.е. такие средства, функция которых состоит в выражении зависимости от опорного слова.
В отличие от присловной предсказующей связи, которая может быть и обязательной, непредсказующая подчинительная связь предикативных единиц, аналогичная связи между предикативным центром предложения и распространяющим его детерминантом (назовем ее детерминантной), всегда не обязательна.
Средствами выражения детерминантной подчинительной связи являются семантические подчинительные союзы и их функциональные эквиваленты, т.е. слова, назначение которых состоит в выражении синтаксической семантики придаточной части сложноподчиненного предложения, ее отношения к главной. По своей функции семантические подчинительные союзы аналогичны окончаниям существительных (или сочетаниям окончания с предлогом), выражающим конкретные (наречные) значения падежных форм существительных: те и другие передают лексико-синтаксические отношения.
В сфере корреляционной связи союзные слова всегда являются анафорическими элементами. Есть два варианта их употребления: 1) союзные слова выступают как анафорические элементы с отождествительным значением, т.е. семантически соотнесены с соотносительными словами в главной части как имеющие тот же смысл; в этой функции союзные слова отличаются от соотносительных слов только тем, что являются знаками синтаксической зависимости придаточной части: Что пройдёт, то будет мило (П.); Идём туда, откуда слышатся голоса; Как аукнется, так и откликнется (посл.); 2) союзные слова выступают как анафорические элементы с вмещающим значением, т.е. семантически соотносительны со всем содержанием главной части и переносят ее значение в придаточную часть: Мальчишка взобрался на дерево, что ему было строго запрещено (ср. предложение с присловной связью, в котором что имеет замещающее значение: Мальчик взобрался на дерево, что росло перед домом).