Что такое сог в спортивной школе
Легкая атлетика. Этап спортивно оздоровительной группы (СОГ). Возраст занимающихся 6–17 лет
В данной программе определены нормативные и методические основы проведения занятий по лёгкой атлетике в спортивных школах и других образовательных учреждениях, развивающих легкую атлетику. Учебный материал необходим для тренеров-преподавателей работающих с юными лёгкоатлетами.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легкая атлетика. Этап спортивно оздоровительной группы (СОГ). Возраст занимающихся 6–17 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Подготовка юных лёгкоатлетов ставит перед тренером сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельствует о том, что очень сложно на ранних этапах выявить способности и анатомические особенности. Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имеет возможности заниматься в спортивной школе в основных спортивных группах. Организация и введение в спортивной школе СОГ помогает решить эту задачу и привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом дополнительные людские ресурсы, которые восполнят ряды позитивно ориентированных групп детей и подростков. Дети не прошедшие тестирование в спортивные группы начальной подготовки, но имеющие допуск медицинского учреждения зачисляются в СОГ.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легкая атлетика. Этап спортивно оздоровительной группы (СОГ). Возраст занимающихся 6–17 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Физическая подготовка юных метателей диска
Юрий Строфилов, 2019
Легкая атлетика: основы знаний (в вопросах и ответах)
Е. П. Врублевский, 2016
Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса
Анатолий Бондарчук, 2007
Обучение двигательным действиям спортсменов в прыжках в высоту
Виталий Тихонин, 2012
Мой первый марафон, или Дорогу осилит бегущий
Дмитрий Канифович Сахапов, 2018
Ключевые идеи книги: Библия бега. Свод знаний о беге. Тим Ноукс
Smart Reading, 2020
Восстановление работоспособности спортсменов при занятиях гребным спортом
Коллектив авторов, 2011
Группа авторов, 2012
От ультрамарафона до ультрамарафона
Елизавета Александровна Теняева, 2018
Морфофункциональные особенности сводов стопы у спортсменов-легкоатлетов различных специализаций
Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения
Виктория Петрова, 2011
Профессиональный отбор в спорте. Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры
Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие
Александр Починкин, 2016
Основы преподавания теории и методики тхэквондо в высших учебных заведениях физкультурного профиля
Спортивно-оздоровительные группы (СОГ)
Цель – образовательного процесса СОГ – выработка устойчивой внутренней мотивации к занятиям физической культуры и спорта. Возраст занимающихся 6-17 лет.
Задачи:
1. Организация здорового образа жизни.
2. Развитие физических качеств.
3. Формирование положительного отношения к спортивной деятельности и умению трудиться.
4. Обучение взаимоотношениям в коллективе со сверстниками и с другими участниками образовательного процесса.
5. Спортивный отбор наиболее перспективных спортсменов.
Направленность образовательной программы для СОГ – заключается в создании условий для работы и решении возникающих проблем на данном этапе. Возраст занимающихся 6-17 лет.
При работе с детьми, пришедшими заниматься контактными ударными единоборствами в образовательное учреждение, выявлены необходимые условия, которые необходимо создать, и возможные проблемы, которые необходимо устранить для выполнения задач воспитания, обучения и развития. Рассмотрим основные из них:
• Педагогическая компетентность тренера-преподавателя;
• Наличие материально-технической базы;
• Создание родительских и попечительских советов.
Проблемы, влияющие на проведение образовательного процесса:
1. Установление контакта с каждым родителем для получения подробной информации о ребёнке.
2. Отсутствие у детей знаний о правильном поведении на тренировке или занятии.
3. Небольшой объём знаний в области физической культуры.
4. В большинстве случаев слабое физическое развитие.
5. Отсутствие привычки трудиться.
6. Низкий уровень двигательной активности.
7. Ослабленное здоровье.
8. Возможные вредные привычки. Возможное употребление наркотиков, алкоголя и табака.
9. Антисоциальные ценности в группах общения этих подростков.
10. Отсутствие положительного примера и влияния в семьях. Во многих семьях конфликтные ситуации или другие социальные проблемы.
11. Отсутствие положительного опыта занятий физкультурной или спортивной деятельности.
12. Отсутствие, каких либо целей в жизни.
13. Отсутствие общественно полезных авторитетов.
14. Отсутствие денег для нормального существования. Нет денег для нормального питания, проезда, соответствующей одежды по сезону.
15. Низкий уровень развития психологических качеств.
16. Отсутствие должного интереса к занятиям, непонимание и нежелание укреплять свое здоровье.
17. Отсутствие элементарных теоретических знаний по анатомии, гигиене, здоровому образу жизни.
18. Низкий уровень основных учебных умений. Отсюда боязнь быть непонятыми или осмеянными товарищами.
19. Слабо развито или деформировано умение самовыражаться, строить отношения с окружающими людьми.
20. Стереотип мышления о будущих занятиях единоборствами не соответствует действительности.
21. Ограниченный ресурс двигательной активности занимающихся.
22. Сравнение отношения спортивного коллектива к индивидууму и отношения семьи к индивидууму.
Самым действенным фактором образования были и остаются отношения и действия тренера-преподавателя, который определяет собой ту или иную степень успешности образования.
Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию педагога соответствует определённая деятельность учеников. Учителя специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом. Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и внешних поощрений.
Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов, для дальнейшего анализа, поощрения, наказания и коррекции. На каждом из этапов освоения программы важна оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка действий и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного образования. Но при этом существенно учитывать те моральные и физические усилия со стороны занимающегося. В процессе образования постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Всё содержание образования наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием образования. Во-первых, учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и проблем. Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются всё более отдалённые от конкретных и сугубо личных для учеников ситуации и проблемы. В-третьих, по мере развития учащихся их эмоции становятся всё менее связанными с физической активностью, менее непосредственными и экспрессивными. Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов.
Педагогическая целесообразность СОГ заключается в дополнительном охвате детей, которые по своему физическому развитию не могут попасть в спортивные основные группы. На данном этапе появляется дополнительное время и возможности для поиска перспективных спортсменов. Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдалённые цели образовательного акта и всего учебного курса содержание образования в программе. Диагностика возможностей и способностей учащихся предшествует образовательному процессу и осуществляется на всём его протяжении.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Особенности обучения в группах СОГ и НП
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №4»
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД ДЮСШ №4
____________А.С.Баженов
Сентября 2014 г.
Рабочая программа
По легкой атлетике
Группы: СС-2, СС-1, УТ-4, УТ-3, УТ-1, СОГ
тренера-преподавателя:
Константинова Н. С.
Категория: высшая
Учебный год
Г. Ижевск
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена для работы с тренировочными группами на основе образовательной программы ДЮСШ Учебная программа по легкой атлетике составлена на основе действующей учебной программы, нормативных документов Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, обобщение опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других научных исследований.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
· Содействие разносторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся;
· Воспитание социальной активности учащихся, развития волевых и лидерских качеств, инициативы, дисциплинированности, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
· Формирование представления об образе здоровой жизни, т.е. необходимых двигательных умений и навыков, обогащение двигательного опыта за счет разнообразных упражнений;
· Приобретение навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, умение оценивать правильность выполнения своих движений;
· Формирование представлений о личной гигиене и общественной гигиене; самоконтроль,
· Формирование стойкой привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом
Учебная программа рассчитана на десятилетний период обучения, состоящий из трех лет обучения в группах начальной подготовки, четырех лет в учебно-тренировочных группах и трех лет обучения в группах спортивного совершенствования. Спортивно-оздоровительный этап предусматривает обучение детей в возрасте 9-17 лет.
Настоящая программа имеет ряд существенных особенностей. Так, например, для учебно-тренировочных групп программный материал практических занятий представлен в форме тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств или комплекса качеств, на совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства.
Программа предусматривает разнообразные формы занятий:
В целях формирования у учащихся интереса к физкультурно-спортивной деятельности, а также осуществления контроля за уровнем развития физических качеств, приобретенных умений и навыков, на протяжении всего учебного процесса с учащимися проводятся мероприятия (проведение тестирования, анкетирования, бесед, викторин, конкурсов, соревнований и др.) позволяющие им узнать, а самое главное оценить чему они научились, какие новые представления и возможности у них появились, насколько они стали сильнее, быстрее и выносливее.
В результате образовательной деятельности (по окончанию полного курса обучения) учащиеся:
· Приобретают и совершенствуют навыки и умения различных видов техники легкоатлетического многоборья;
· Получают общую физическую подготовку, развивают быстроту, силу, ловкость, выносливость и гибкость;
· Получают представления об образе здоровой жизни,
· Приобретают привычку к систематическим занятиям физической культуры.
· Приобретают умения предъявлять свои лидерские качества, инициативу и социальную активность.
· Совершенствуют свои приобретенные навыки в других спортивных школах.
Ожидаемый результат: год обучения, возраст, нагрузка и требования к выполнению разрядных нормативов в каждой возрастной группе индивидуален и указан в таблице ниже.
Форма подведения итогов результативности по годам обучения учащихся это: контрольные нормативы, контрольно-переводные нормативы, диспансеризация, участие в соревнованиях, выполнение разрядных нормативов. По итогам реализации программы воспитанники получают квалификационные свидетельства (разряды).
В начале года во всех группах проводится инструктаж по технике безопасности, два раза в год все проходят обязательную диспансеризацию в республиканском врачебно-физкультурном диспансере (группа СОГ проходит медицинский осмотр в поликлинике, о чем предоставляют медицинскую справку). В осенний и весенний периоды по рекомендациям врачей РВФД назначается комплекс витаминов, который воспитанники принимают по индивидуальной программе.
На базе школ имеются следующие спортивные сооружения: спортивные залы, спортивные площадки, школьные стадионы. Имеется следующий инвентарь: набивные мячи, мячи для спортивных игр, скакалки, маты, перекладины, шведские стенки, скамейки.
2. Учебно-тематический план
график распределения часов СОГ
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель. | май | июнь | июль | август | итого |
Кол-во тренировочных занятий | ||||||||||||
Кол-во трен. часов | ||||||||||||
ОФП | ||||||||||||
СФП | ||||||||||||
Теория | ||||||||||||
Контрольные и КПН | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | ||||||||||||
Восстановительные мероприятия | ||||||||||||
Медицинское обследование |
график распределения УТ-1
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель. | май | июнь | июль | август | итого |
Кол-во тренировочных занятий | ||||||||||||
Кол-во трен. часов | ||||||||||||
ОФП | ||||||||||||
СФП | ||||||||||||
Теория | ||||||||||||
Контрольные и КПН | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | ||||||||||||
Восстановительные мероприятия | ||||||||||||
Медицинское обследование |
график распределения УТ-3
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель. | май | июнь | июль | август | итого |
Кол-во тренировочных занятий | ||||||||||||
Кол-во трен. часов | ||||||||||||
ОФП | ||||||||||||
СФП | ||||||||||||
Теория | ||||||||||||
Контрольные и КПН | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | ||||||||||||
Восстановительные мероприятия | ||||||||||||
Медицинское обследование |
график распределения УТ-4
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель. | май | июнь | июль | август | итого |
Кол-во тренировочных занятий | ||||||||||||
Кол-во трен. часов | ||||||||||||
ОФП | ||||||||||||
СФП | ||||||||||||
Теория | ||||||||||||
Контрольные и КПН | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | ||||||||||||
Восстановительные мероприятия | ||||||||||||
Медицинское обследование |
Содержание программы
Спортивно-оздоровительный этап (СОГ) –На этап подготовки зачисляются дети 9-17 летнего возраста, желающие заниматься легкой атлетикой независимости от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний.
Этап начальной подготовки (НП) – На этот этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки
Спортивно-оздоровительная группа и группа начальной подготовки ( СОГ и НП)
Цель этапа – обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (ОРУ, специальные упражнения своего вида). На этом этапе спортсмены должны ознакомиться с техников нескольких видов легкой атлетики и иметь общее представление о них. Решаются следующие задачи:
— гармоничное физическое развитие спортсменов;
— разносторонняя подготовка, укрепление здоровья,
— теоретическая подготовка с основами педагогики, биохимии.
Задачи:
В группах СОГ основными критериями являются стабильность состава занимающихся и посещаемость тренировочных занятий, динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, уровень освоения гигиены и самоконтроля.
Особенности обучения в группах СОГ и НП
Обучение легкой атлетикой на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам.
При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение элементарным и простым.
В СОГ с ориентацией на легкую атлетику большое внимание необходимо уделять развитию гибкости, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой – на обеспечение определенных навыков самостраховки, при обучении и выполнении технических действий.
Что такое сог в спортивной школе
о комплектовании групп по этапам спортивной подготовки
МБОУ ДОД «ДЮСШ Старт»
В спортивной школе могут культивироваться только виды спорта (дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта.
Группы видов спорта:
1 группа – все олимпийские виды спорта ( дисциплины), кроме игровых;
2 группа – олимпийские игровые виды спорта, а также неолимпийские виды спорта, получившие признание Международного Олимпийского комитета (имеющие соответствующую классификацию во Всероссийском реестре видов спорта);
3 группа – все другие виды спорта (дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта.
Обучающиеся не выполнившие эти требования, на следующий год не переводятся, но могут быть переведены, по решению тренерского совета, в спортивно-оздоровительные группы или остаться на том же этапе подготовки, но не более одного раза.
Комплектование групп проводится ежегодно с 25 августа до 1 сентября, предварительное комплектование с 1 по 20 июня в соответствии с приказом директора ДЮСШ «Старт» о зачислении обучающихся на этап спортивной подготовки.
— списки групп по этапам спортивной подготовки, заверенные своей подписью по форме Таблицы 1:
Вид спорта_____________________ Этап спортивной подготовки_____________________
Педагог ________________________ Учебный год__________________________________
Подпись педагога ____________/___________________/
— документы, подтверждающие результаты выступлений обучающегося в соревнованиях;
— номер приказа о присвоении разряда.
При проведении комплектования учитывается следующее:
а).Обучение в ДЮСШ «Старт» ведется в соответствии с учебными программами в объеме пяти этапов спортивной подготовки:
1 этап: возраст 6-17 лет (весь период)- спортивно-оздоровительные группы (СОГ)
На данном этапе допускается обучение детей в возрасте 4-5 лет при наличии утвержденной учебной программы занятий и профессиональной подготовки педагога для работы с детьми данного возраста.
Критерии оценки деятельности на данный период подготовки:
1) стабильность состава обучающихся;
2) динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовки обучающихся.
2 этап: возраст 8-11 лет – период подготовки 2-3 года – группа начальной подготовки (ГНП).
На данном этапе допускается обучение детей в возрасте 6-7 лет при наличии утвержденной учебной программы занятий и профессиональной подготовки педагога для работы с детьми данного возраста.
Критерии оценки деятельности на данном периоде подготовки:
1) стабильность состава обучающихся;
2) динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовки обучающихся.
В группы начальной подготовки зачисляются обучающиеся, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном виде спорта.
3 этап: возраст 12-17 лет –период подготовки 5-6 лет – учебно-тренировочные группы (УТГ).
Критерии оценки деятельности на данном периоде подготовки:
1) состояние здоровья, уровень физического развития обучающихся;
2) динамика уровня подготовленности с индивидуальными особенностями спортсмена;
3) освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой по видам спорта;
4) освоение теоретического раздела программ.
На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только здоровые обучающиеся, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
4 этап: возраст 16-19 лет – период подготовки 3-4 года – спортивного совершенствования (ГСС).
Критерии оценки деятельности на данном периоде подготовки:
1) уровень физического развития и функционального состояния обучающихся;
2) выполнение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок,
предусмотренных индивидуальным планом тренировок;
3) положительная динамика спортивно-технических показателей;
4) результаты выступления во Всероссийских соревнованиях.
На этап спортивного совершенствования зачисляются обучающиеся выполнившие, или подтвердившие спортивный разряд кандидата в мастера спорта.
5 этап: – высшего спортивного мастерства (ВСМ).
Критерии оценки деятельности на данный период подготовки:
1) стабильность результатов выступления во всех Российских и международных
2) число обучающихся подготовленных в состав сборной команды России.
На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные обучающиеся, выполнившие (подтвердившие) требования норм «Мастера спорта России», «Мастер спорта международного класса». Возраст обучающихся на данном этапе подготовки не ограничивается, если его спортивные результаты ежегодно улучшаются и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.
б).Численный состав занимающихся и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется в соответствии с этапом обучения в соответствии с Таблицей 2.
Этапы многолетней подготовки спортсменов
Объем учебно-тренировочной нагрузки
Совершенствования спортивного мастерства
Высшего спортивного мастерства
в) При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать 2-х разрядов.
е) Объем учебной нагрузки тренеров-преподавателей может превышать норму часов с письменного согласия тренера-преподавателя, но не более чем на пять часов в неделю.
ж) Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва, устанавливается в объеме 18 часов в неделю в соответствии с постановлением Правительства российской Федерации от 03.04.2003.№ 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Основные формы учебно-тренировочного процесса:
1) групповые теоретические занятия по темам;
2) групповые практические занятия и тренировки;
3) участие в соревнованиях и матчевых встречах;
4) индивидуальные занятия ( в том числе самостоятельная работа в соответствии с планом спортивной подготовки);
5) пребывание в спортивно-оздоровительном лагере
6) учебно-тренировочные сборы;
7) тестирование и методический контроль
8) инструкторская и судейская практика
9) просмотр и методический разбор учебных кинофильмов
Учебно- тренировочные занятия проводятся по учебным программам, а также по индивидуальным планам спортивной подготовки.
Новый учебный год начинается ежегодно с 1 сентября и продолжается по 31 августа, в соответствии с тарификацией и действующими документами. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 36 рабочих дней.