Что такое согласные звуки для дошкольников

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

Что такое согласные звуки для дошкольников. Смотреть фото Что такое согласные звуки для дошкольников. Смотреть картинку Что такое согласные звуки для дошкольников. Картинка про Что такое согласные звуки для дошкольников. Фото Что такое согласные звуки для дошкольников Олеся Герасименко
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

1. Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2. Уметь отличать «букву» от «звука»;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений;

4. Развивать фонематический слух;

5. Закреплять умения делать звуковой анализ слова;

6. Применить дифференцированный подход к выполнению заданий.

Материалы: карточки для звукового анализа слова; лента букв; песок; фишки

Ход НОД

1. Сюрпризный момент (дети стоят на ковре)

-Давайте, послушаем мелодии, которые я вам подготовила.

(хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах)

-Что вы слышали, ребята?

— Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется? (Наша речь).

— Из чего состоит наша речь? (из слов)

— А слова? (из звуков)

-А увидеть звук мы можем? А написать звук можно? (буквами)

Звук мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем.

2. Знакомство с понятием «гласные звуки».

Сегодня я хочу рассказать вам о звуках, которые произносит человек.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:

А — радостный и веселый, (он любил широко открывать рот)

У — умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)

О — очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)

И — игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)

Э —рассудительный, (его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят)

Ы — самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком)

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко, и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными звуками, а чтобы они отличались от других звуков им подарили красные рубашки.

-Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает преград!

-Есть песенка, которая поможет нам запомнить, как же произносятся гласные звуки.

Гласные тянутся в песенке звонко,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели ребенка качать

-Я уже говорила, что гласные звуки любили петь. Вот сейчас мы и попробуем с вами спеть, что же у нас получится. Выходите гласные звуки к доске.

(закрепить за ребенком определенный звук)

А) группа1

-Гласные звуки хорошо пели:

-парами, дуэтом (АО, УИ, ЭЫ; АУ,ОЫ, ЭИ)

-по трое, трио (АУО, ИЭЫ

Б) группа2

-Как мы делали звуковой анализ слова?

-Для чего нам нужны клеточки?

-Ваше задача-найти гласный звук, определить где он стоит (в начале, в конце, в середине) и выделить его теперь красной фишкой, а не белой)

В) группа3

Упражнение «Узнай звук, который я произнесла без голоса»

4. Физминутка. Игра «Затейники»

5. Проверка звукового анализа. Работа 1-2 детей и у доски.

6. Знакомство с понятием «согласные звуки».

-В русском языке есть и другие звуки. Послушайте продолжение сказки.

Сказка о согласных звуках

Так себе и жили гласные звуки: «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И» очень долго. Пели звонкие песни, но вот однажды их услышали другие звуки. И так им тоже захотелось петь, что они попросили гласные звуки их научить петь.

«П-П-П» — запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он,загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь».

«Т-Т-Т» — застучал звук «Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».

«К-К-К» — закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку.

«Ф-Ф-Ф – зафыркал звук «Ф».

«Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук «А», — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» — закричали звуки. И с тех пор их стали называть согласные звуки.

-А как вы думаете, почему согласные звуки не смогли ничего спеть?

-Что им мешало петь? Что встречают на совеем пути согласные звуки? (преграду-язык, зубы, губы)

-Есть песенка и про согласные звуки, которую мы тоже постараемся выучить и повторять на каждом занятии.

— А согласные согласны –

Шелестеть, свистеть, сопеть,

Громко хлопать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-И вот согласные звуки тоже захотели себе рубашки. И им гласные звуки подарили рубашки синего и зеленого цвета.

-А почему некоторые согласные звуки выделены синим и зеленым цветом, как вы думаете?

(синий-всегда твердый, зеленый – всегда мягкий; а если показан и синий и зеленый цвет-то звук бывает и мягким и твердым)

Знакомство с лентой звуков.

7. Закрепление понятий «твердый-мягкий звук»

Работа у доски, за столами. Звуковой анализ слова кит и кот.

-Сколько звуков в слове кит?

-Сколько гласных звуков? Назовите гласные звуки? Какой фишкой мы отмечает гласные звуки? («И», «О» красным)

-Остальные звуки как называются? (согласные)

-В слове кит назовите первый звук(«Кь», «К»); последний («Т»)

-Какую фишку мы поставим на звук «КЬ», «К»? почему?

-Какую фишку мы поставим на звук «Т»? почему?

8. Практическая часть.

Но однажды сели звукина полянке и задумались:

— Как же так? — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет

— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

— О, и у каждой птички есть гнездо! — подхватил О.

— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

— Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.

— Ребята, а где живут звуки? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букв

Звук А живет в букве А, звук О живет в букве О и т. д. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.

— Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…

— А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …

Только вы должны отгадать загадку:

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

А песок наш непростой,

он волшебный и живой!

Чтоб заданья выполнять

Надо правила все знать.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Ты с песком играй, лепи,

Только руки не мочи.

Будет наш песок сухой

И подружится с тобой!

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом,

Чтобы звуки жили в нём.

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

«О» в окошечко глядит,

«Ы» на крыше там сидит,

«И» стоит на лесенке,

«У» заснул у нас в трубе,

не дождался звука «Э»

«А» в гамак забрался,

Вот такие гласные, гласные – прекрасные!

7. Рефлексия (на ковре)

— Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?

-Какие звуки называют гласными? Какие согласные?

-Что мы узнали о звуках? (их мы слышим и произносим)

-Что мы узнали о буквах? (мы их пишем и видим)

— Сегодня хочу отметить тех ребят, которые активно отвечали и работа на занятии…

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук К (К’, буква К». Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э» Организационный момент: 1. Красками пахнет наш юбиляр Тысячный дом покрасил. маляр 2. Щуки,окуни,судак, Наш улов принес. рыбак 3. Нет тельняшки.

Что такое согласные звуки для дошкольников. Смотреть фото Что такое согласные звуки для дошкольников. Смотреть картинку Что такое согласные звуки для дошкольников. Картинка про Что такое согласные звуки для дошкольников. Фото Что такое согласные звуки для дошкольниковОткрытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре» Открытое занятие для родителей по образовательной области «Обучению грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну Грамотейка на.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем звукам» Видео Дорогие коллеги! Спасибо всем, кто ознакомился с моей предыдущей публикацией («Открытое занятие «Обучение грамоте». Группа подготовительная.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Полёт в космос» Задачи: Образовательные – продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги,.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква «А». Тема: ЗВУК И БУКВА «А». Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР. Звук и буква «М» Тема: ЗВУК.

Источник

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласные звуки»

Занятие № 7 по грамоте в старшей группе.

Тема: «Согласные звуки»

Цель: Дать понятие «согласный звук», развивать умение отличать гласные звуки от согласных

Вы помните нашу сказку о художнике, который отправился рисовать в лес и попал на полянку где жили какие звуки? (называют). Я обещала рассказать вам, что произошло дальше, так вот слушайте! Художник попрощался и пошел дальше. Гласные звуки не смогли показать ему дорогу домой, рассказали только где искать следующую полянку.

Художник шел и пел песенку,которую сочинил сам:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Ему уже не было страшно, он быстро шагал по лесной тропинке. Ему не терпелось как можно скорее попасть на другую полянку и узнать, кто-же там живет. Долго ли коротко он шел нам не ведомо, только когда попал на вторую полянку, художник был очень поражен. Тяжелые ветви деревьев низко нависали над ней, полянка была сырой и хмурой, ни одного цветка не росло на ней. На полянке стоял домик, но двери его были закрыты. Художник расстроился.

–Зря я спешил сюда, здесь никто не сможет жить.

–Кто здесь, почему я никого не вижу––спросил художник и услышал грустное.

–Мы звуки. Нас нельзя увидеть, мы невидимки!

Звуки? –удивился художник –я хочу вас увидеть– и он достал свои краски, но там осталась синяя краска. Художник взял кисть и начал красить слева направо и наискосок и вокруг него проступили синие пятна.

– Я вижу вас, вижу! – закричал художник.

–А почему вы не поете свои песенки?

– Мы не умеем петь, но очень хотим научиться. –Т –, –В –, –З –, –Д –попытались спеть звуки, но их песенки были очень короткие и звучали так, как будто что-то мешало им петь

–Как вы думаете, что мешает им петь? А какие преграды встречает согласный звук, выходя из домика? (Губы (П, Б, В, М, язык (Н, Д, Т, Л, зубы (С, З, Р, препятствие для воздуха создается в горле (К, Х)

–А почему дверь в этом домике закрыта?

–Потому что согласные звуки – нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.

–Я отведу вас к звукам, которые умеют петь. Согласны? – услышал в ответ и сказал, если они согласны, он так и будет их называть согласными. Как назвал?

И вот согласные звуки вслед за художником отправились на полянку, где живут гласные звуки. А что случилось дальше вы услышите в следующий раз.

–Можно ли увидеть звуки?

–Какие песенки пели звуки?

–Как называют звуки, которые не умеют петь?

–Каким цветом их обозначают?

Д/Игра «Угадай согласные». Педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат согласные звуки.

Д/Игра «Знакомство». Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши, если на согласный приседают.

Занятие № 8 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Т».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «м» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Вы помните нашу сказку о художнике, который отправился рисовать в лес и попал на полянку где жили какие звуки? (гласные, в какой цвет он их раскрасил? Потом он попал на полянку, где жили какие звуки (согласные, в какой цвет он их раскрасил? Куда повел художник согласные звуки?. А пока они идут я познакомлю вас с некоторыми из согласных звуков

Игра «Кто внимательный?»

Найди одинаковый звук в словах: тигр, платье, кот, тарелка, нитки.

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

-Какой звук здесь встречается чаще всего и в каких словах он живёт?

Звук «т» гласный или согласный?

-Какое препятствие он встречает? (произнесение звука)

Чистоговорки. Проговаривание звука

То-то-то – поиграли мы в лото.

Ти –ти –ти- съели кашу всю почти.

Ту –ту- ту- молока налью коту.

Назовите как можно больше слов со звуком «т»

Игра «Звук потерялся».

Вставь пропущенные звуки: ка-ок, ку-сок, аис-, ко-, кус-ы, ни-ка, кана-, кис-и.

Игра «Поймай слово за хвост».

Кот-танк-нитка-арбуз-заяц-цирк-и т. д.

— Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки.

— Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку.

— Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т. д.

Д/И «Чего на свете не бывает»

Рассмотрев картинки-нелепицы, не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами

Занятие № 9 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «К».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «к» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Игра «Кто внимательный?»

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

— Котик – кот, иди к доске,

Расскажи о колоске!

— Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

Какой звук здесь встречается чаще всего, назовите слова, в которых есть звук «к».

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

Игра «Кто внимательный?».

Найдите одинаковый звук в словах: булка, ветка, клетка, белка, кот.

С какого звука начинаются слова: ключ, кошка, кит, коньки, кресло.

Игра «Звук заблудился».

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки, а играл в футбол.

Оттого в тетрадке появился гол (кол).

Игра «Найдите слово».

Рыдают звуки в каждой строчке:

— От наших слов – одни кусочки,

У всех у нас одно начало

И, как назло, оно пропало.

Но если вы его найдёте.

Слова все сразу назовёте.

…абль…жик…зина…обка…мушка. (приставка кор)

Дать детям задание придумать предложение из трёх слов, выделить первое, второе, третье,

Мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, варежки, валенки, шапка, вьюга, поземка, метель, иней, стужа, оттепель, перчатки (Дети обычно называют и деда Мороза, елку, Снегурочку, Новый год)

(замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. грибок, коробок и т. д.

Занятие № 10 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Ш».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, в конце, дать понятие, что звук «ш» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, Упражнять в подборе существительных в нужном падеже учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги.

Шалуны, прибавьте шагу!

Скорей несите мушкетёру шпагу!

Кошка не окошке штанишки шьёт.

А мышка в сапожке избушку метёт.

Вилы в сене позабыл.

Какой звук здесь встречается чаще всего и в каких словах он живёт?

Чистоговорки. Проговаривание звука

Ша-ша-ша- мама моет малыша.

Шу-шу-шу- я письмо пишу.

Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.

Игра «Кто внимательный?»

Назовите одинаковый звук в словах.

Подберите слова, в которых звук «ш» расположен в начале (шнурок, шар, шина, шуба, шум, шутка, шляпа. Шишка, в середине (мишка, мушка, сушка, лягушка, машина, чашка, в конце слова (камыш, карандаш, малыш).

Игра «Доскажи словечко».

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно (шишек).

Сегодня всё ликует!

От радости танцуют

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему (штанишки).

Игра «Поймай слово за хвост»

Игра «Продолжите слова»

Ми (ша, шу (ба, Ма (ша, ши (на, шут (ка, мы (ши, суш (ки…

Д. и. «Продолжи предложение»

Зимой люди ходят в (шапках, шубах)

Зима приносит (снегопады, морозы)

Вода замерзла на (реке, озере)

Я люблю кататься зимой на (санках)

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р’» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р.» Подготовила: Рыбакова Галина Вадимовна.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с ОНР «Звуки [т], [т’]» Тема: звуки [т], [т,] Цель: формировать умение дифференцировать звуки [т], [т’] на слух и в собственной речи в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Царь и сапожник. Звуки [С], [Ц]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы. Тема: «Царь и сапожник». Звуки [с-ц]. Буквы С,Ц. Цели: •.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] и [Р’] Буква Р» в подготовительной группе Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная группа) Цель: • закрепление навыка чёткого.

Конспект НОД по подготовка к обучению грамоте в старшей группе «Речевые и неречевые звуки» Тема: Речевые и неречевые звуки. Цель: Продолжать формировать у детей понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «слово», «предложение»,.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Автор: Е. В. Семенова,.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [П]-[П’]. Буква П» в подготовительной к школе группе Тема: Звуки П-П’ и буква П У нас в гостях поросята Пак и Пик Цель: Закрепить знания детей о согласных звукахП-П’, сформировать зрительный.

Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе «Гласные-согласные звуки» Конспект итогового подгруппового занятия по развитию звукопроизношения в старшей группе за I период обучения. Тема. Гласные – согласные.

Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Гласные звуки. Повторение» Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Гласные звуки. Повторение.» Цель: упражнять детей в различении гласных.

Источник

Конспект занятия по обучению грамоте

(для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

Тема: Звуки гласные – согласные.

Цель: Познакомить детей с понятиями

гласных – согласных звуков и их графическим изображением.

Учить различать на слух звуки гласные-

Познакомить дошкольников со схематическим изображением звуков на письме, с новым правилом определения количества звуков в словах: сколько в слове гласных, столько и слогов;

Учить работать с моделями слов, определять начало, середину и конец слова, выделять звук из слова.

Развивающие: развивать внимание, память, фонематический слух, речь, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма занятия: занятие – игра.

Оборудование: схемы модели звуков, слов; плакат с иллюстрациями для игры «Четвертый лишний», плакат с буквами, карточки для индивидуальной работы; для детей: цветные карандаши.

План занятия: Что такое согласные звуки для дошкольников. Смотреть фото Что такое согласные звуки для дошкольников. Смотреть картинку Что такое согласные звуки для дошкольников. Картинка про Что такое согласные звуки для дошкольников. Фото Что такое согласные звуки для дошкольников

I . Орг. момент. ( Приветствие, проверка явки воспитанников, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания).

— Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

— Дети вы любите путешествовать? (ответы) Куда бы вы хотели совершить путешествие?

-Мы сегодня отправимся на планету звуков и букв.

— Как вы думаете, кто живет на этой планете? (буквы и звуки)

— Но там живут не только звуки и буквы, там живут слова, игры, в которые вы любите играть, сказки.

Но прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, с какими знаниями мы собрались в дорогу.

Детям задаётся вопрос, за правильный ответ ребята получают фишку. А это значит, что они готовы к путешествию.

-Сколько всего букв в русском алфавите? (33 буквы)

-Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносят и слышат, а буквы видят и пишут)

— Как узнать, сколько в слове слогов? (сколько раз откроешь рот, столько и слогов; сколько раз прохлопаешь, столько и слогов).

— Во время нашего занятия-путешествия мы познакомимся с тем, какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, как их можно обозначать.

III . Изучение нового материала.

— Мы с вами знаем, что слова, когда их произносят, состоят из звуков. Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?

– Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определите, сколько предложений я скажу.

– Хором назовите первый звук в этом слове. А теперь – последний. Как вы думаете, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче. ещё громче. Что происходит со ртом? (Открывается.) Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук.

— Получилось?! Почему не вышло? Хотите, объясню?

— Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы говорим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте. А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали г л а с н ы

Гласным звукам учёные придумали своё обозначение: внутрь значка звука договорились помещать изображение пустой трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно, не преодолевая никаких преград.

– Теперь послушаем последний звук в слове аист: аист-т-т-т. Ещё раз произнесите его и постарайтесь заметить: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга. Проверим. Попробуйте произнести звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?

— Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали с о г л а с н ы м и. (Термин хором повторяется.) Такие звуки одни не могут составить слово, так как его будет очень трудно произнести. Попытайтесь вместе со мной сказать, например:

[кртшк]. А теперь: картошка.

— Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот потому они и согласные. Их будем обозначать так:

— Какими являются два других звука слова? (После наблюдения за тем, возникает преграда или нет, делается вывод).

-Ребята, обратите внимание. Что в этом слове две гласные и два слога. Гласные звуки образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Физминутка. Что такое согласные звуки для дошкольников. Смотреть фото Что такое согласные звуки для дошкольников. Смотреть картинку Что такое согласные звуки для дошкольников. Картинка про Что такое согласные звуки для дошкольников. Фото Что такое согласные звуки для дошкольников

Жил-был маленький гном.

С большим колпаком.

Он был путешественник – гном.

На лягушке он скакал.

И на стрекозе летал-

По реке плыл в чайной чашке.

Ехал он на черепашке.

И протопав все тропинки,

Гном качался в паутинке.

— Итак, ребята, давайте повторим, чем отличаются гласные звуки от согласных?

— Посмотрите на модель слова.

— Что вы можете сказать об этом слове? ( в нем один слог, т.к. одна гласная, два согласных звука).

— Придумайте слова, которые подойдут к этой схеме, кто больше? (кот, дом, рак, сон… ).

— Напомню, что мы на планете звуков и букв, а помимо звуков и букв тут живут разные игры. В них мы сейчас и поиграем.

1. Упражнение на распознавание звуков гласных – согласных.

Игра «Кто внимательней».

Слова: арбуз, улитка, самолет, забор, эхо, стул, машина, жук, очки, юла, дом.

2. Упражнение на развитие внимания, фонематического слуха, памяти.

— А сейчас буквы предлагают нам поиграть в новую игру. Я покажу вам плакат с буквами, а вы постарайтесь запомнить все, что на нем увидите. Как только я уберу его, вы расскажите, какие буквы запомнили. Выигрывает тот, кто назовет больше всех букв.

— Какая буква лишняя? Почему? (буква Ш, так как она согласная, а остальные гласные)

— Совершенно верно. Вот с ней мы и поиграем.

Игра «Зажигаем огоньки».

— На схеме модели слова определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова; в зависимости от расположения звука в слове зажигаем огонек в соответствующем окошечке.

Слова: шуба, кошка, душ, шалаш, шапка, мартышка, каша, Шура, шарф.

3. Задание для развития слуховой памяти, звукового анализа.

— Задали жители планеты звуков и букв нам такую задачку: догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Помните: надо обращать на первый звук каждого слова в называемом ряду. Объясните свой ответ. ( см. приложение №1)

— Разгадайте, что нарисовано на картинке: нужно закрасить все фигуры с гласными буквами. Если все сделаете правильно, то получиться картинка. (см. приложение № 3)

-Что у вас получилось? (телефон).

V . Подведение итогов.

— Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *