Что такое сокровищница мировой культуры
Что такое сокровищница мировой культуры
Тарковский считал, что искусство видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает духовную энергию. За столетия существования человечества были созданы тысячи произведений, самые великие из которых находятся в крупнейших музеях мира. Не каждый человек поедет за океан в поисках этих шедевров, но каждый сможет увидеть их онлайн – в цифровых коллекциях Лувра, Прадо, Метрополитен-музея.
Это самый популярный художественный музей мира: за год его посещает более 10 млн человек. Музей стал открыт для широкой публики 10 августа 1793 года, и во времена Первой империи именовался музеем Наполеона. На момент основания коллекция насчитывала 2500 полотен.
Сегодня в коллекции Лувра хранятся шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее содержится более 300 тысяч экспонатов, при этом многие из них находятся в хранилищах, поскольку не могут быть выставлены более чем на три месяца из соображений сохранности. Именно в этом музее находятся такие всемирно известные шедевры, как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Кружевница» Яна Вермеера, а также каноничные скульптурные образы – Венера Милосская и Ника Самофракийская.
Онлайн-коллекция музея содержит 35 тысяч произведений. Поиск осуществляется по имени автора или названию экспоната, технике исполнения, коллекции и даже по залам музея. Также на странице музея собраны ссылки на микросайты, посвящённые отдельным экспозициям: от истории соперничества Тициана, Тинторетто и Веронезе до собрания русских икон.
Это второй по посещаемости музей в мире, основной историко-археологический музей Великобритании. Он был создан в 1753 году на основе коллекций британского врача и натуралиста Хэнса Слоуна, графа Роберта Харли, а также библиотеки антиквара Роберта Коттона.
Интересная история связана с появлением Британской библиотеки, связанной с музеем. Изначально именно библиотека, расположенная в отдельном здании-ротонде, была главным сокровищ музея. В ее читальном зале в свое время работали Карл Маркс и Владимир Ленин. В XX веке в библиотеку поступили древнейшие печатные книги и буддистские рукописи из Дуньхуана, Синайский кодекс из Ленинграда. В 1972 году Британский парламент принял решение отделить библиотеку от музея, разместив ее в отдельном здании.
Среди основных исторических памятников, хранящихся в музее, нужно выделить так называемый «розеттский камень» — плиту с начертанными на ней текстами на трех языках – древнегреческом, древнеегипетскими иероглифами и древнеегипетским демотическим письмом, благодаря которому удалось положить начало расшифровке египетских иероглифов. Помимо этого, в музее собрана греко-римская коллекция, которая занимает 12 залов, а также коллекции скульптур, керамики, гравюр и живописи стран Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.
В 2016 году музей выложил в открытый доступ 3,5 миллионов оцифрованных экспонатов, создав таким образом одну из крупнейших онлайн-коллекций в мире. Также музей сканирует и выкладывает 3d-модели артефактов: например, так в сеть были выложены бюст и статуя фараона Аменхотепа III, частично сохранившийся бюст Юлия Цезаря, виртуальная копия гранитного саркофага из египетских пирамид в Гизе и конечно Моаи — каменная статуя с острова Пасхи.
Это четвёртый по посещаемости художественный музей в мире. Он был открыт 13 апреля 1870 года группой американских бизнесменов и почитателей искусства. В основу музея легли три частные коллекции — 174 произведения европейской живописи, среди которых произведения Халса, Ван Дейка и Пуссена.
Сегодня в постоянной коллекции музея находится более двух миллионов произведений, среди которых такие шедевры изобразительного искусства, как «Ритм осени №30» Джексона Поллока, «Аристотель, созерцающий Бюст Гомера» Харменса ван Рембрандта, «Автопортрет в соломенной шляпе» Винсента Ван Гога, «Танцевальный класс» Эдгара Дега. Также в музее содержится крупная коллекция фотографий, в которой представлены работы Уолкера Эванса, Дианы Арбюс, Альфреда Стиглица и других.
В феврале 2017 года музей выложил в открытый доступ 375 тысяч оцифрованных изображений художественных работ. Все картины были выложены под лицензией Creative Commons CC0 1.0 Universal, то есть могут быть свободно использованы как в личных, так и в коммерческих целях, в том числе для создания новых произведений. До этого в 2014 году музей выкладывал в открытый доступ 400 тысяч оцифрованных произведений искусства, в числе которых были ретро-фотографии.
Это крупнейший в Швеции музей изобразительных искусств. Основа музейной коллекции была собрана королем Густавом Васа, и впоследствии быстро росла за счёт новых приобретений, даров и военных трофеев. Сегодня в музее размещены около 16 000 полотен и скульптур, примерно 30 000 объектов художественного ремесла, а также графическая коллекция мирового значения. Самое знаменитое произведение из коллекции изобразительного искусства— «Заговор Юлия Цивилиса» кисти Рембрандта.
В 2016 году он начал сотрудничество с Викискладом, в результате которого уже 3 тысячи картин выложены на сайте с пометкой «общественное достояние». Их можно бесплатно использоваться для любых целей. Брендт Арелл, директор музея, считает, что позволяя коллекциям становиться частью современной цифровой среды, общество движется соответствии со своей миссией, которая заключается в продвижении искусства, в повышении интереса к искусству и к его истории: «Мы также хотели бы донести, что искусство для всех, и оно принадлежит всем, вне зависимости от того, какой вид принимает использование иллюстративного материала. Надеемся, что наше открытое собрание приведёт к новым творческим наработкам в художественном искусстве».
Это один из крупнейших и самых посещаемых художественных музеев мира. Общая численность экспонатов составляет около 30 тысяч. В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко,а также работы Рафаэля и мастеров венецианской живописи — Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано.
К своему грядущему 200-летнему юбилею музей Прадо выложил в сеть оцифрованные документы из своего архива. Это документы, связанные с проектом создания нового музея, письма, профессиональные и личные записи, относящиеся к видным деятелям культуры, имевшим тесные связи с музеем, и многое другое. Архив позволяет изучать историю музея и испанской культуры XIX-XX веков. Прадо стал первым музеем в Испании, обнародовавшим почти 12 тыс. документов. Руководство музея обещает, что количество цифровых экспонатов на сайте будет постепенно увеличиваться в процессе каталогизации и оцифровки архивов музея.
Вклад России в сокровищницу мировой культуры (часть 2)
Памятные монеты Банка России, посвящённые выдающимся личностям России, внёсшим значительный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Серия: «Вклад России в сокровищницу мировой культуры»
Содержание
Часть 2 — выпуск 1993 г.
3 рубля — Анна Павлова
В центре диска — эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части — обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху — «3 РУБЛЯ 1993 г.», внизу — «БАНК РОССИИ».
В центре — изображение балерины Анны Павловой на фоне Мариинского театра в Санкт-Петербурге, слева от неё — лира и лавровая ветвь, по окружности надписи: вверху — «РОССИЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА», внизу — «АННА ПАВЛОВА».
Скульптор: И. С. Комшилов.
Оформление гурта: 300 рифлений.
Анна Павлова (1881—1931) — русская балерина. В 1889 г. окончила Петербургское театральное училище и была принята в Мариинский театр. Выдающийся талант классической танцовщицы раскрылся в балетах и концертных номерах лучших балетмейстеров того времени. Её «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса стал легендой. Ведущая участница Русских сезонов в Париже, Павлова создала затем собственную труппу, способствуя развитию балетного искусства.
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
3 рубля | пруф | серебро 900/1000 | 34,88 (±0,32) | 31,10 | 39,00 (±0,30) | 3,30 (±0,35) | 45 000 |
3 рубля — Фёдор Шаляпин
В центре диска — эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части — обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху — «3 РУБЛЯ 1993 г.», внизу — «БАНК РОССИИ».
В центре — изображение Фёдора Шаляпина на фоне Большого театра в Москве, слева от изображения — лира и лавровая ветвь, по окружности надписи: вверху — «РОССИЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА», внизу — «ФЕДОР ШАЛЯПИН».
Скульпторы: Л. С. Комшилов, А. В. Бакланов.
Оформление гурта: 300 рифлений.
Фёдор Иванович Шаляпин (1873—1938) — выдающийся русский певец-бас, выступал сначала в Московской частной опере С. Мамонтова, затем в Большом и Мариинском театрах, непревзойдённый исполнитель главных партий в русских классических операх «Борис Годунов», «Русалка», «Псковитянка», «Жизнь за царя». Потрясал современников своей трактовкой народных песен и романсов.
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
3 рубля | пруф | серебро 900/1000 | 34,88 (±0,32) | 31,10 | 39,00 (±0,30) | 3,30 (±0,35) | 45 000 |
25 рублей — М. П. Мусоргский
В центре диска — эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части — обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху — «25 РУБЛЕЙ 1993 г.», внизу — «БАНК РОССИИ».
В центре — изображение М. П. Мусоргского на фоне сцены из оперы «Борис Годунов», слева от него — лира и лавровая ветвь, по окружности надписи: вверху — «РОССИЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА», внизу — «М. П. МУСОРГСКИЙ».
Скульптор: А. А. Долгополова.
Оформление гурта: 300 рифлений.
Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) — выдающийся русский композитор, создатель монументальных народных музыкальных драм «Борис Годунов» и «Хованщина», песен-сценок из народной жизни («Калистрат», «Сиротка» и др.). Его вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти», «Детская» — живая классика, постоянно звучащая в концертах.
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
25 рублей | пруф | палладий 999/1000 | 31,10 (±0,45) | 31,10 | 37,0 (-0,30) | 2,70 (±0,25) | 5 500 |
50 рублей — С. В. Рахманинов
В центре диска — эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части — обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху — «50 РУБЛЕЙ 1993 г.», внизу — «БАНК РОССИИ».
В центре — изображение С. В. Рахманинова, слева — лира и лавровая ветвь, справа — муза с венком, по окружности надписи: вверху — «РОССИЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА», внизу — «С. В. РАХМАНИНОВ».
Скульптор: А. А. Носов.
Оформление гурта: 200 рифлений.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873—1943) — выдающийся русский композитор, дирижёр, пианист. Его щедрый талант мелодиста, музыкального романтика, философа раскрылся в операх «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», а также в романсах, фортепьянных концертах, симфониях, кантатах, фантазиях и поэмах.
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
50 рублей | пруф | золото 900/1000 | 8,75 (±0,10) | 7,78 | 22,60 (-0,15) | 1,50 (±0,15) | 7 500 |
100 рублей — П. И. Чайковский
В центре диска — эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части — обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху — «100 РУБЛЕЙ 1993 г.», внизу — «БАНК РОССИИ».
В центре — изображение П. И. Чайковского на фоне сцены из балета «Лебединое озеро», слева от него — лира и лавровая ветвь, по окружности надписи: вверху — «РОССИЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА», внизу — «П. И. ЧАЙКОВСКИЙ».
Скульптор: Н. А. Носов.
Оформление гурта: 240 рифлений.
Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) — гений русской классической музыки, с 1866 по 1878 гг. — профессор Московской консерватории. Его оперы («Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), симфонические, инструментальные сочинения, романсы — вершинные достижения музыкальной культуры.
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
100 рублей | пруф | золото 900/1000 | 17,45 (±0,17) | 15,55 | 30,00 (-0,25) | 1,70 (±0,20) | 5 700 |
150 рублей — И. Ф. Стравинский
В центре диска — эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части — обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху — «150 РУБЛЕЙ 1993 г.», внизу — «БАНК РОССИИ».
В центре — изображение И. Ф. Стравинского на фоне сцены из балета «Петрушка», слева от него — лира и лавровая ветвь, по окружности надписи: вверху — «РОССИЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА», внизу — «И. Ф. СТРАВИНСКИЙ».
Скульптор: А. В. Бакланов.
Оформление гурта: 240 рифлений.
Игорь Фёдорович Стравинский (1882—1971) — блестящий мастер балетной, оперной и симфонической музыки, замечательный дирижёр. Его произведения отмечены великолепием оркестрового колорита. Характерная особенность творчества Стравинского, проявленная уже в первых балетах («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная») — новаторское осмысление русских фольклорных истоков, музыкального материала, рождённого в бытовом укладе и обрядовых традициях древней Руси.
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
150 рублей | пруф | платина 999/1000 | 15,67 (±0,11) | 15,55 | 28,6 (-0,25) | 1,50 (±0,20) | 3 000 |
Источники
«Вклад России в сокровищницу мировой культуры» — серия памятных монет Банка России
Полезное
Смотреть что такое «Вклад России в сокровищницу мировой культуры (часть 2)» в других словарях:
Вклад России в сокровищницу мировой культуры (часть 1) — Памятные монеты Банка России, посвящённые выдающимся личностям России, внёсшим значительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Основная статья: Памятные монеты России Серия: «Вклад России в сокровищницу мировой культуры» Содержание 1 Часть 1… … Википедия
Памятные монеты России из драгоценных металлов — Памятная монета Банка России 190 летие Федерального государственного унитарного предприятия «Гознак», 25 000 рублей, вес 3 кг чистого золота, 2008 год Памятные монеты Банка России. В рамках своей эмиссионной деятельности Банк России выпускает в… … Википедия
Памятные монеты России — Памятная монета Банка России 190 летие Федерального государственного унитарного предприятия «Гознак», 25 000 рублей, вес 3 кг чистого золота, 2008 год Памятные монеты Банка России. В р … Википедия
200-летие образования в России министерств (монеты) — Памятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвящённые 200 летию образования в России министерств Основная статья: Памятные монеты России 8 сентября 1802 года Император Российской Империи Александр I издал Манифест, которым на базе… … Википедия
200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года (монеты) — 200 летие победы России в Отечественной войне 1812 года … Википедия
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… … Православная энциклопедия
150-летие со дня рождения А. П. Чехова — 150 летие со дня рождения А. П. Чехова серия памятных монет Центрального банка Российской Федерации, посвящённых годовщине со дня рождения русского писателя. Основная статья: Памятные монеты России Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860 … Википедия
Сражения и знаменательные события Отечественной войны 1812 года (монеты) — Сражения и знаменательные события Отечественной войны 1812 года серия памятных монет Центрального банка Российской Федерации, (полное название серии: Сражения и знаменательные события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов… … Википедия
55-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне (монеты) — 55 я годовщина Победы в Великой Отечественной войне Описание серии (группы) Эмитент … Википедия
Великая Отечественная война (монеты) — Великая Отечественная война Описание серии (группы) Эмитент … Википедия
Эрмитаж, как сокровищница национальной и мировой культуры
Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже, откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.
В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.
В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников. Не всегда удачно сказывалась на состоянии произведений принятая в музее практика перевода картин с досок на холсты, требовавшая обнажения красочного слоя.
В Павильонном зале находится довольно любопытный экспонат — часы «Павлин». Часы созданы в Англии мастером Джемсом Коксом в XVIII веке, в период, когда особенно увлекались диковинными и необычными механизмами. В застекленной клетке расположены дуб и несколько фигурок птиц и белок. В центре этой группы находится павлин, который во время боя часов поворачивается, распуская пышный хвост, и двигает головой. „Оживают» и его соседи — сова вертит головой и хлопает глазами, петух, широко открывая клюв, кукарекает. Для того чтобы определить время, смотрят на гриб, расположенный около дерева. Внутри его шляпки вращались два диска (один над другим), а в прорези виднелись начертанные на них цифры — обозначение часов и минут. Часы были куплены в 1780 году Г. А. Потемкиным в подарок Екатерине.
В картине „Мадонна Литта» Леонардо стремился воплотить черты идеально прекрасного человека, передать его внутреннюю гармонию и красоту. Голова мадонны повернута почти в профиль; на темном фоне стены отчетливо виден ясный и чистый контур лица и фигуры. Лицо озарено мягким светом. Художник выразительно передает глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о судьбе своего сына. Великолепно переданы в картине объемы—Леонардо выявляет их с помощью светотеневой моделировки, приемы которой были разработаны им и превращены в действенное средство передачи материальных форм. Картина проста и лаконична.
Сама композиция картины, лишенная движения, с фигурами, точно вписанными в треугольник, что усиливает впечатление устойчивости, и симметрично расположенными окнами, подчеркивает равновесие, гармонию, спокойствие, которые характерны были не только для произведений Леонардо да Винчи, но и для искусства Высокого Возрождения в целом.
4. „Даная» Тициана.
Жизнерадостность, присущая таланту Тициана, ярко проявилась в его картинах на мифологические темы. Несколько раз обращался художник к греческому мифу о Данае, создав картины, близкие по содержанию и композиции.
В его картине все возвышенно, но одновременно конкретно: и лицо Зевса, появившегося из-за облаков, и золотой дождь в виде потока монет, и старуха-служанка, и Даная, напоминающая скорее красавицу-венецианку, возлежащую на пышном ложе. Художник воплощает здесь свое представление о красоте. Он создает чувственный и в то же время целомудренный образ женщины, страстно утверждая ее право на любовь и счастье.
В Эрмитаже сосредоточены произведения различного происхождения. Многообразие коллекций наглядно показывает, сколь сложны, не похожи друг на друга могут быть пути развития человеческой культуры. Огромный хронологический диапазон эрмитажных коллекций, возможности сопоставления творений, создававшихся в разных странах, помогают человеку ощутить движение истории и осознать себя в ее потоке, подводят к пониманию культуры и искусства сегодняшнего дня.
Горизонты современной истории искусства все более расширяются, европейское преобладание все более сдает свои позиции. Эрмитаж со своими богатствами сможет и должен сыграть в этом деле большую, активную роль. Перед ним открывается обширное поле деятельности, на котором выступают все преимущества нового понимания и истолкования искусства.
Повышает мировую значимость Эрмитажа и его просветительская работа. Ежегодно более 3-х с половиной миллионов посетителей музея знакомятся с высокими достижениями духовной культуры человечества, получая радость от общения с творениями мастеров прошлого. Занятия для детей, экскурсии для взрослых, группы для иностранцев, лекции, читаемые в лекториях музея, на предприятиях Санкт-Петербурга, в других городах и даже странах, помогают людям приобщиться к миру прекрасного.
Кремль
Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. В Кремле находилась самая древняя московская церковь — Собор Спаса на Бору, Храм был уничтожен в 1933 году. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору для мужчин и Вознесенскому монастырю (также разрушенному) для женщин. После учреждения Новоспасского монастыря в конце XV века собор Спаса на Бору получил статус придворного храма. В результате сооружения Кремлёвского дворца в период 1830-40 годов храм Спаса оказался вписанным во внутренний двор Дворца.
Другим древнейшим сооружением был Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1365 году, находился в восточной части территории Кремля, примыкая кВознесенскому монастырю. Название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия. В 1483 году на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. В 1501—03 годах древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведённый итальянскими мастерами. В начале XX века в подклете Алексиевской церкви была сооружена усыпальница, где погребли останки великого князя Сергея Александровича, погибшего в Кремле в 1905 году от рук террористов. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия. В 1929 году все постройки Чудова монастыря были снесены.
Стены и башни Кремля
Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в готическом стиле.
В 1485-1516 годах Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башнитерритория Кремля была увеличена в восточном направлении. Первой в 1485 году с южной стороны была заложена Тайницкая башня, а уже через пять лет вся южная часть крепости была построена. Для строительства стен и башень использовался крупные кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда.
Всходы на стены имели Спасская, Набатная, Константино-Еленинская, Троицкая, Боровицкая, Благовещенская и Петровская башни. [10] Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений.
В начале XVIII века Неглинная была отведена дальше от стен. Для установки новых пушек на башнях были растёсаны бойницы. Тогда же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1771-1773 годах для строительство Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. Война 1812 года нанесла стенам тяжёлый урон, особенно пострадали Никольская башня, башни и стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление укреплений проводились с 1817 по 1822 годы. В ходе ремонтных работ к внешнему облику Боровицкой и Водовзводной башен были добавлены псведоготические детали декора.
В 1866—1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым, Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. В процессе реставрации с Боровицкой башни исчезли псевдоготические декоративные детали, однако многие элементы подлинных деталей стен и башен Кремля были утрачены и заменены неточными копиями. Ущерб башням и стенам был нанесён в ходе переделок второй половины XIX века в ходе приспособления их помещений под хозяйственные нужды.