Что такое соль беседа с детьми
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Удивительная соль»
Екатерина Плотникова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Удивительная соль»
Тема Удивительная соль
Группа Подготовительная к школе
Форма НОД Поисково- исследовательская
Форма организации Подгрупповая, индивидуальная
Образовательные области Приоритетная: познавательное развити
В интеграции: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом- солью и ее значении в природе и жизни человека.
— Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования солью.
— Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Используемые технологии, методы и приемы ИКТ-технология, кинезиогимнастика, опыты, вопросы поискового характера, мотивация, показ, объяснение.
Зрительный ряд: Видео «Удивительная соль»», схема инструкции «Правила поведения в лаборатории», карточки фиксации результатов опытов;
Практический ряд:Баночки с солью, ложки, прозрачные емкости, увеличительные стекла, клей ПВА, кисточки, заготовки из бумаги.
Музыкальный ряд:«Бескозырка белая»
Оборудование:Воспроизводящие устройства (мультимедийное устройство, ноутбук, колонки,
Планируемый результат Сформированы первичные представления о свойствах соли и ее свойствах;
Проявляют исследовательскую активность в процессе приобретения собственного познавательного опыта, умеет сравнивать, обобщать и делать выводы;
Умеют договариваться при взаимодействии друг с другом;
Используют в творческой деятельности нетрадиционную технику рисования солью.
I. Мотивация к деятельности
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Леонидовна. Мне очень приятно оказаться у вас в гостях.
(Раздается звук SMS)
— ребята, извините, мне пришло сообщение. Да оно не только для меня, но и для вас! Прислала его одна моя знакомая девочка Лера! Ее бабушка ученый. Сейчас я выведу сообщение на экран. Давайте посмотри вместе.
(Подключаю телефон к ноутбуку)
Деятельность педагога (методы, приемы) Беседа. Демонстрация.
II. Поиск, решение задачи, проблемы
Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка
Как вы думаете, у нас получится помочь Лере?
Кстати, вот и посылка. Не открывается! А, вот сопроводительное письмо: «Чтобы открыть эту посылку, отгадайте загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг,
Вы, конечно, догадались, ну конечно это… (Соль)
Что может быть необычного в таком обычном веществе как соль? Может быть вы что-то знаете о соли? Наверное, соль бывает разная. (Пищевая, морская, техническая). Интересно, а где применяют соль?
Пищевую соль при меняют при приготовлении пищи. Мамы и бабушки используют соль при приготовлении засолок на зиму.
Кто- нибудь из вас был на море? Какая там вода? Почему она соленая? Если это соль в море, как мы можем ее назвать? Как вы думаете, где можно применить морскую соль?
Морскую соль применяют в медицине- ингаляции, полоскание горла, промывание носа, солевые компрессы применяют при ушибах.
Идя сегодня к вам на занятие, я обратила внимание, на то как дорожные рабочие рассыпали на дорогу какую-то смесь, как вы думаете, чем они посыпали дорогу?
Но используют они техническую соль, смешенную с песком. Как вы думаете для чего?
А где же взять столько соли и откуда она берется?
— А о том, как добывают соль, мы узнаем из видеоролика.
Деятельность педагога (методы, приемы)Беседа. Художественное слово. Сюрпризный момент. Демонстрация.
III. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы
Совместное определение конкретных действий
— Хотите еще больше узнать о соли? Для этого мы проведем опыты в нашей лаборатории.
Но в лаборатории нужно четко выполнять правила проведения опытов. Давайте их обсудим.
Первое правило: в лаборатории должна быть тишина. Не говорим, не шумим.
Второе правило: изучаемые вещества могут быть опасными, поэтому нюхать и пробовать на вкус без разрешения нельзя.
Следующее правило: опыты проводим на рабочем месте, соблюдаем порядок на столе.
Самое главное правило: помогаем друг другу, делаем выводы, высказываем свое мнение.
Деятельность педагога (методы, приемы) Беседа. Показ.
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности
Формирование представлений о свойствах соли.
Развитие умений работать в команде, развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Результат каждого опыта фиксируется на плакате.
Возьмите стакан с солью, рассмотрите ее.
Понюхайте соль. Имеет ли соль запах?
Теперь возьмите ложки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?
Теперь возьмите соль в ложку и пересыпьте ее в тарелку, что с ней произошло? Значит какая соль?
Теперь рассмотрим соль в тарелке через лупу. Кто знает, как называются частицы соли? (Кристаллы). Соль состоит из кристаллов.
Берем стакан с водой, зачерпываем воду ложкой и наливаем ее на соль в тарелке.
Что произошло? Куда делась вода? (Вода впиталась в соль). Значит соль поглощает воду.
Теперь в стакан с водой положите ложку соли и размешайте. Что произошло с солью- она исчезла? (Соль растворилась в воде)
Так же и в море соль растворена в воде. Посмотрите видео.
Что то мы с вами заседелись! Даже ученым нужен отдых! Предлагаю размяться. (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Как мы уже знаем соль, растворенная в воде- невидима. но когда ее очень много, она кристаллизируется. Процесс этот долгий и мы не сможем его сегодня провести, но я предлагаю вам посмотреть фильм.
Этот опыт вы можете провести дома.
Скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? А если ее окрасить? Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
А если мы покрасим соль мелом? Давайте попробуем.
У вас на столах соль и уже натертый мел, ссыпайте все в большой стакан и тщательно перемешайте ложкой.
Какая красивая соль у вас получилась, покажите ее друг другу. У меня есть сувенир- клоун. Давайте сделаем ему разноцветную рубашку.
А для этого ссыплем соль в бутылку.
Какой нарядный клоун у нас получится. Я оставлю его вам в подарок.
-А еще с помощью соли можно рисовать. Хотите попробовать?
Деятельность педагога (методы, приемы) Беседа, показ, практический метод, двигательная активность, демонстрация.
V. Рефлексия, анализ.
Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.
Ребята, как вы думаете, мы выполнили задание, о котором нас просила Лера?
-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?
-Что нового вы узнали о соли?
-Чему вы сегодня научились?
— было ли вам трудно?
— Кому вы расскажите о том, чем вы сегодня занимались на занятии?
IX. Открытость
-Наш отчет, о свойствах соли, готов. Мы можем его отправить Лере.
На этом наша работа закончена. Большое вам спасибо.
Детский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возраста На каждом шагу можно встретить такие симпатичные арт-объекты, как бутылки с цветной солью. Они продаются в магазинах, но такую бутылку.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8» Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Подсолнух» Воспитатель: Кварацхелия Ш. Р. Тема: Число 8 и цифра.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «ПОДСОЛНУХ» Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича «Путешествие в чудесную страну знаний».
Конспект прогулки в подготовительной группе «Удивительная прогулка на луг» Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу» Добрый вечер, дорогие друзья! Хочу выложить конспект открытого занятия для коллег и родителей в подготовительной группе, который я недавно.
Открытое занятие «Удивительная соль»
Добриева Хава Бекхановна
Открытое занятие «Удивительная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое
настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись, улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется.
Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка. Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки
(Все садятся на ковер)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба – худа беседа
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Давай с вами посмотрим как же добывают солью.
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
А для этого нам нужен помощник, человек знающий о соли много и который научит нас проводить опыты. Кто же это? Ну конечно же ученый
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
— Если мы с вами посмотрим на соль.
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
— А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
— Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
— Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем
А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
— Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать). Плотность соленой воды выше пресной, именно поэтому и вспыло яйцо, вода просто его выталкивает
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Творческая работа. Игра Эстафета
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.- Давайте вспомним и скажем
— Как вы думаете ребята
. Соль полезна или вредна? (соль полезна)
— Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.
Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.
Вы были хорошими учеными.
«Моя родная Балашиха» Открытое занятие с использованием ИКТ Цель: • систематизировать и обобщить знания детей о родном городе; • формировать основы патриотического воспитания; • развивать интерес.
Открытое занятие «Полезное угощение» Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о.
Детский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возраста На каждом шагу можно встретить такие симпатичные арт-объекты, как бутылки с цветной солью. Они продаются в магазинах, но такую бутылку.
Открытое интерактивное занятие для музыкальных руководителей ДОУ с использованием ИКТ Уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию конспект не совсем обычного музыкального занятия в разновозрастной группе ДОУ. Здесь все-и.
Открытое занятие «Покров» (фотоотёт) Совсем недавно у меня прошло открытое занятие на районном уровне. Присутствовали представители Отдела Образования и воспитатели нашего родного.
Открытое занятие по теме: «Оригами» Открытое интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Оригами. Изготовление куклы-оригами». Цель: обучать.
Открытое занятие с детьми раннего возраста Цели: 1. Формировать умение действовать с предметами. 2. Учить различать предметы по величине. 3. Закреплять умение группировать объекты.
Открытое занятие в средней группе «Шахматные чудеса» ель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.