Что такое солярные мифы

Солярные мифы

Что такое солярные мифы. Смотреть фото Что такое солярные мифы. Смотреть картинку Что такое солярные мифы. Картинка про Что такое солярные мифы. Фото Что такое солярные мифы

Солярные мифы — мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь; обычно тесно связаны с лунарными мифами. В научной литературе, особенно в трудах В. Манхардта и других представителей мифологической школы XIX века, солярными называются также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, то есть черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя. В расширительном смысле cолярные мифы относят к астральным мифам.

Ссылки

Что такое солярные мифы. Смотреть фото Что такое солярные мифы. Смотреть картинку Что такое солярные мифы. Картинка про Что такое солярные мифы. Фото Что такое солярные мифы

Полезное

Смотреть что такое «Солярные мифы» в других словарях:

СОЛЯРНЫЕ МИФЫ — мифы, главным персонажем которых является солнце; в научной литературе, особенно в трудах В. Манхардта и других представителей мифологической школы 19 в., солярными называются также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные… … Энциклопедия мифологии

Мифы и сказы — Греческая мифология, Пенелопа. Мифология (греч. μυθολογία, от греч. μῦθος предание, сказание и греч. λόγος слово, ра … Википедия

мифы — (др. греч. mythos – предание), древнейший жанр народного творчества; повествование, персонифицирующее в художественных образах общественные представления о природных и социальных явлениях, об устройстве мира в целом. Миф возникает в первобытном… … Литературная энциклопедия

ЛУНАРНЫЕ МИФЫ — распространённые (по видимому, уже начиная с палеолита) у всех народов мира мифы, одним из главных действующих лиц которых является луна, находящаяся в тех или иных отношениях с солнцем (см. также Солярные мифы); в более широком смысле лунарные и … Энциклопедия мифологии

АСТРАЛЬНЫЕ МИФЫ — мифы о созвездиях, звёздах, планетах (в более широком смысле также лунарные мифы и солярные мифы). В типологически ранней группе А. м. звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных … Энциклопедия мифологии

Астральные мифы — осознание небесных процессов и их влияния на земную жизнь. Можно разделить на звездно планетарные, лунные и солнечные (солярные) мифы. До сих пор сохранилась древняя традиция карту звездного неба составлять на основе созвездий, получивших… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

миф — а; м. [от греч. mythos сказание, предание] 1. Древнее народное сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. Древнегреческие мифы. М. о Прометее. 2. Вымысел, измышление; ложь. М. о необыкновенной силе кого … Энциклопедический словарь

Мифология — Пенелопа персонаж греческой ми … Википедия

Мифология — Ахилл и Аякс, играющие в кости. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530—525 до н. э. Рим. Ватиканские музеи. Что такое мифы? В «школьном» понимании это прежде всего античные, библейские и… … Энциклопедия мифологии

Источник

Солярные мифы

В архаических С. м. повествуется о возникновении солнца или об уничтожении лишних солнц (в мифах народов нижнего Амура и Сахалина культурный герой стреляет из лука и уничтожает лишние солнца). В начале мифологического времени солнце, как и другие светила, отсутствует. К числу архаических С. м. принадлежат мифы об исчезновении и возвращении солнца. В хеттском С. м. великий океан, поссорившись с небом, землёй и родом людским, уводит к себе в глубину бога солнца, которого потом вызволяет бог плодородия Телепинус. В хурритском С. м. герой — Серебро стаскивает своей рукой с неба солнце и луну, которые склоняются перед ним и умоляют его не убивать их.

Второстепенное значение солнца по сравнению с другими персонажами заметно и в мифах, повествующих о времени, когда солнце было слепым (невидимым); связь с глазом или зрением известна во многих С. м. (в частности, у народов Центральной Америки). Архаическим является также представление о возможности остановить солнце, отражённое и в Ветхом Завете.

Существенным отличием развитых С. м. от архаических является включение солнца в пантеон в качестве главного божества или одного из двух главных божеств (чаще всего солнца и грозы). Согласно гипотезе английского этнолога Хокарта, С. м. этого типа характерны для обществ, в которых увеличиваются функции священного царя. Увеличение значимости культа бога солнца и соответственное усложнение С. м. прослеживается на материале древневосточных мифологий. В архаическом шумерском эпосе Уту (солнце) является культурным героем, срубающим мифологическое дерево и побеждающим чудовищ. В более поздних версиях Уту совершает эти подвиги не сам, а помогает совершить их Гильгамешу. В аккадской мифологии бог солнца Шамаш исполняет роль судьи и пастуха людей; аналогичные мотивы известны и в других развитых ближневосточных мифологиях. В цикле египетских С. м. древнейшими признаются мифы о рождении солнечного младенца из лона небесной богини и о сражениях солнца (Ра) с его врагами — змеёй, крокодилом, драконом Апопом, а также о глазе бога солнца. Представления о солнце в сторону признания его основным божеством развиваются в Египте в период расширения его контактов с другими древневосточными культурами (в частности, хурритской), в которых можно предполагать аналогичные процессы. В результате взаимовлияний и типологически сходного развития в мифологиях Египта и Передней Азии к 16-15 вв. до н. э. выработались представления о солнце как единственном царе вселенной (в египетском гимне, составленном в 15 в. до н. э., солнце называется «одним единственным») и земном царе как солнечном божестве (ср. хеттское самоназвание царя «Моё солнечное божество») или сыне бога солнца. В это время в славословиях солнцу говорится о сотворении солнцем всех существ, включая людей, домашних животных и зверей (ср. хеттские гимны солнцу, согласно которым оно судит человека, собаку, свинью, «бессловесных» домашних животных и полевых зверей). В этот же период широкое распространение в различных традициях, как восходящих к индоевропейской, так и в переднеазиатских (включая египетские гимны солнцу), получает представление о том, что солнце выезжает на колеснице, запряжённой лошадьми, и объезжает четыре стороны света. Этот мифологический образ археологически датируется достаточно поздним временем (после изобретения колёсной повозки, в которую впрягались одомашненные кони), но лежащее в его основе мифопоэтическое уподобление солнца колесу возводится к более ранней эпохе. С тем же кругом мифопоэтических представлений связаны С. м. о колесе солнца, в которых обнаруживается соперничество двух божеств, датируемых относительно более поздним периодом, — божества солнца и божества грозы. В «Ригведе» соответствующий индоарийский С. м. представлен уже лишь во фрагментах, которые (согласно Ж. Дюмезилю) позволяют восстановить древний мотив соперничества двух божеств — Индры (бога грозы) и Сурьи (вед. surya, «солнце»). В их сражении Индра одерживает верх, приобретая одно из колёс колесницы бога солнца. В соответствующем цикле ведийских С. м. участвует и бог Арджуна (вед. arjuna, «серебро»), что аналогично хурритскому мифологическому мотиву борьбы Серебра с Солнцем; в «Ригведе» тот же С. м. выступает в форме сражения Карны — сына Сурьи с Арджуной. Типологически сходные мотивы, позволяющие связать солнце, с одной стороны, со священным царём-правителем, а с другой — с культом металлов, обнаруживается и в развитых мифологиях доколумбовой Америки. У индейцев Северной Америки, знакомых с горячей ковкой меди, возникновение солнца описывается в С. м. в связи с погружением меди в огонь костра; в мифологии инков (см. Кечуа мифология) С. м. объясняет титулатуру правителей империи инков, считающихся детьми солнца. Символика солнца характерна также для храмов инков. Мотивы и символика С. м. сохраняются в более поздние эпохи (вплоть до средних веков и начального периода нового времени) в качестве элементов официального государственного ритуала и мифопоэтической образности, связываемой с реальными царями. Символика архаических С. м. (в частности, представление о множественности солнц, о чёрном солнце нижнего мира и т. п.) прослеживается на уровне поэтических образов вплоть до 20 в.

Лит.: Анисимов А. Ф., Космологические представления народов Севера, М.-Л., 1959; Василевич Г. М., Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX вв.), Л., 1969; Афанасьева В. К., Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве, М., 1979; Иванов В. В., К типологии древнеближневосточных гимнов Солнцу, в кн.: Сборник статей по вторичным моделирующим системам, Тарту, 1973; Крейнович Е. A., Очерк космогонических представлений гиляк о-ва Сахалина, «Этнография», 1929, No 1; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Hocart A. M., Kingship, Oxf., 1969; Dumйzil G., Mythe et йpopйe. L’idйologie des trois fonetions dans les йpopйes des peuples indo-europйens, [P., 1968].

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Солярные мифы, С. 9 и далее. Мифы народов мира, С. 7189 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 463 Словарь)]

Источник

Солярные мифы

Из Википедии — свободной энциклопедии

Что такое солярные мифы. Смотреть фото Что такое солярные мифы. Смотреть картинку Что такое солярные мифы. Картинка про Что такое солярные мифы. Фото Что такое солярные мифы

Что такое солярные мифы. Смотреть фото Что такое солярные мифы. Смотреть картинку Что такое солярные мифы. Картинка про Что такое солярные мифы. Фото Что такое солярные мифы

Соля́рные мифы (лат. solaris «солнечный») — мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь; обычно тесно связаны с лунарными мифами.

Вопреки предположениям этнографов XIX — начала XX веков, в «примитивных», архаичных религиозно-мифологических системах особо чтимого «культа Солнца» не наблюдается. В них Солнце воспринимается как второстепенный персонаж или даже неодушевлённый предмет. К числу архаических солярных мифов принадлежат мифы о возникновении Солнца и уничтожении лишних солнц, об исчезновении и возвращении Солнца, распространённые у африканских, сибирских, австралийских народов. Архаичными, как предполагает Вячеслав Иванов, представляются также близнечные мифы о Солнце и Луне и мотив «небесной свадьбы». В наиболее древних вариантах (в частности, у сибирских народов) Солнце в этой паре представляет женщину, а Луна — мужчину. [1]

Важное место солярные культы занимают в индоевропейской мифологии, где они связываются с культом коня и образом божественных близнецов (Ашвины, Диоскуры). По индоевропейским представлениям, Солнце «путешествует» (или «провозится») по небу на запряженной лошадьми повозке, проезжая за день небосклон. Примеры индоевропейских солярных божеств — древнеиндийский Сурья, греческие Аполлон и Гелиос, римский Сол. Солярное происхождение имеет одно из главных божеств позднего зороастризма — Митра. [ источник не указан 80 дней ]

Различные исследователи связывают с культом Солнца славянских богов Дажьбога, Хорса, Ярилу; недостаток сведений по славянской дохристианской мифологии не позволяет однозначно подтвердить или опровергнуть эти построения. [ источник не указан 80 дней ]

Этнографы мифологической школы XVIII—XIX вв. придавали солярным мифам преувеличенное значение, объявляя олицетворениями Солнца различных культовых героев и мифологических персонажей, которые на самом деле не имеют с ним реальных связей. [ источник не указан 80 дней ]

Источник

СОЛЯРНЫЕ МИФЫ

Полезное

Смотреть что такое «СОЛЯРНЫЕ МИФЫ» в других словарях:

Солярные мифы — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Солярные ми … Википедия

Мифы и сказы — Греческая мифология, Пенелопа. Мифология (греч. μυθολογία, от греч. μῦθος предание, сказание и греч. λόγος слово, ра … Википедия

мифы — (др. греч. mythos – предание), древнейший жанр народного творчества; повествование, персонифицирующее в художественных образах общественные представления о природных и социальных явлениях, об устройстве мира в целом. Миф возникает в первобытном… … Литературная энциклопедия

ЛУНАРНЫЕ МИФЫ — распространённые (по видимому, уже начиная с палеолита) у всех народов мира мифы, одним из главных действующих лиц которых является луна, находящаяся в тех или иных отношениях с солнцем (см. также Солярные мифы); в более широком смысле лунарные и … Энциклопедия мифологии

АСТРАЛЬНЫЕ МИФЫ — мифы о созвездиях, звёздах, планетах (в более широком смысле также лунарные мифы и солярные мифы). В типологически ранней группе А. м. звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных … Энциклопедия мифологии

Астральные мифы — осознание небесных процессов и их влияния на земную жизнь. Можно разделить на звездно планетарные, лунные и солнечные (солярные) мифы. До сих пор сохранилась древняя традиция карту звездного неба составлять на основе созвездий, получивших… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

миф — а; м. [от греч. mythos сказание, предание] 1. Древнее народное сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. Древнегреческие мифы. М. о Прометее. 2. Вымысел, измышление; ложь. М. о необыкновенной силе кого … Энциклопедический словарь

Мифология — Пенелопа персонаж греческой ми … Википедия

Мифология — Ахилл и Аякс, играющие в кости. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530—525 до н. э. Рим. Ватиканские музеи. Что такое мифы? В «школьном» понимании это прежде всего античные, библейские и… … Энциклопедия мифологии

Источник

Солярные мифы

Вопреки предположениям этнографов XIX — начала XX века, в «примитивных», архаичных религиозно-мифологических системах особо чтимого «культа Солнца» не наблюдается. В них Солнце воспринимается как второстепенный персонаж или даже неодушевлённый предмет. К числу архаических солярных мифов принадлежат мифы о возникновении Солнца и уничтожении лишних солнц, об исчезновении и возвращении Солнца, распространённые у африканских, сибирских, австралийских народов. Архаичными, как предполагает В. В. Иванов, представляются также близнечные мифы о Солнце и Луне и мотив «небесной свадьбы». В наиболее древних вариантах (в частности, у сибирских народов) Солнце в этой паре представляет женщину, а Луна — мужчину.

По предположению этнографа Артура М. Хокарта, культ Солнца выдвигается на передний план в культурах, где увеличивается роль «священного царя». В шумеро-аккадской мифологии бог солнца Шамаш ещё уступает по значению богу луны, но уже становится одним из самых почитаемым божеств. Важнейшую роль солярные культы играют в древнеегипетской религии. В числе египетских солнечных божеств — Ра, Гор, Амон, Хепри — бог-скарабей, катящий по небу Солнце. В XIV веке до н. э. фараон Эхнатон предпринимает попытку радикальной религиозной реформы и вводит в Египте единый культ Атона (изначально — олицетворение солнечного диска).

Важное место солярные культы занимают в индоевропейской мифологии, где они связываются с культом коня и образом божественных близнецов (Ашвины, Диоскуры). По индоевропейским представлениям, Солнце «путешествует» (или «провозится») по небу на запряженной лошадьми повозке, проезжая за день небосклон. Примеры индоевропейских солярных божеств — древнеиндийский Сурья, греческие Аполлон и Гелиос, римский Сол. Солярное происхождение имеет главное божество зороастризма Митра.

Различные исследователи связывают с культом Солнца славянских богов Дажьбога, Хорса, Ярилы, недостаток сведений по славянской дохристианской мифологии не позволяет однозначно подтвердить или опровергнуть эти построения.

Развитые солярные культы существовали в Южной и Мезоамерике (Уицилопочтли, Инти).

Верховное божество в японском пантеоне синтоизма — солнечная богиня Аматэрасу.

Этнографы мифологической школы XVIII—XIX вв. придавали солярным мифам преувеличенное значение, объявляя олицетворениями Солнца различных культовых героев и мифологических персонажей, которые на самом деле не имеют с ним реальных связей.

Связанные понятия

Лунарные мифы — мифы о Луне и лунных циклах. Связаны с астральными мифами, прежде всего солярными: луна и солнце противопоставляются друг другу в рамках системы бинарных оппозиций, свойственной мифологическому сознанию (верх — низ, мужское — женское, живое — мёртвое). Так, в древнекитайской натурфилософии пассивное, тёмное, женственное начало инь соотносится с Луной, а активное, светлое, мужественное ян — с Солнцем. Обычно луна связывается с отрицательным началом, но встречаются и исключения: так.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *