Что такое соматотип ребенка
Что такое соматотип ребенка
Как своевременно разглядеть особенности вашего ребенка и правильно учесть их ради его счастливого будущего? Разобраться поможет детская соматипология. Это особое направление соматипологии, помогающее определить соматип вашего ребенка еще в раннем детстве и подобрать подход к его воспитанию.
СОМАТИП — это определенный набор внешних черт, гормональных особенностей и личностных характеристик. Название соматипов было дано по ведущему гормону каждого типа. Важно знать, что соматип человека закладывается при зачатии и не меняется в течение жизни. А определить его можно уже с 3 лет!
Ну, хорошо, я знаю соматип ребенка и что? — спросите вы. — Какой он есть, таким ведь и останется, ничего же не изменить…
— Да, верно. Ребенок не изменится, но Вы — можете!
Вы будете знать о его особых, уникальных качествах. Начнете понимать почему он, например, не сидит на месте и вечно придумывает всякие небылицы. Или хлебом не корми, дай только по гостям ходить, а может наоборот, из дома не вытянешь.
Один ребенок в три года только слова начинает произносить, а кто-то уже слога складывает в этом возрасте. Все действительно индивидуально и правят здесь — гормоны.
Зная особенности нейроэндокринной системы Вашего ребёнка, вы поймете, как с ним общаться, чтобы отношения между Вами складывались наилучшим образом. Знания о соматипе поможет грамотно воспитать лучшие природные качества вашего чада. Вы начнете действовать с позиции «не навредить». Будете уверены, что ваш ребенок скажет вам огромное «спасибо» за счастливое детство, и за уверенное и радостное взросление.
Давайте разберем особенности каждого из 7 типов нейроэндокринной системы.
Сегодня мы не будем углубляться в медицинские тонкости работы гормонов. Нас интересует внешняя составляющая каждого типа.
Итак, МСГ ребенок — это «звезда». Этот ребенок буквально излучает солнце, он очень веселый, красивый, озорной и обаятельный!
МСГ типу нужна публика, он не любит играть сам с собой. Если поблизости никого нет, малыш расставит свои игрушки в ряд и будет перед ними петь, плясать, показывать акробатические номера и т.д. У него много любимых игр, много увлечений, это настоящий человек-оркестр. Учится такой ребенок быстро и легко. У него большие амбиции. Особенность, с которой труднее всего согласиться маме — отпрыск делает только то, что ему нравится, но тогда этому делу он отдастся с головой и будет стремиться в нем к совершенству.
Совет: Воспитывайте МСГ-ребенка в осознании, что он звезда! Ведь ему надо блистать и творить! У этого ребенка много талантов, развивайте все, к чему лежит у него душа, и он проживет яркую жизнь и сделает счастливыми многих людей!
СОМАТОТРОПНЫЙ тип время от времени нуждается в уединении. Это спокойные, взвешенные дети. Они легко подчиняются режиму, могут долго концентрироваться на чем-то одном. Такие дети просто обожают конструктор. Помните, что такому ребенку трудно быстро поменять свои планы, он живет в своем темпе. Соматотропные детки бывают подозрительными и пессимистичными. Они легко могут себя в чем-то ограничить.
Совет: Не торопите его, дайте время все осмыслить и понять! Развивайте в ребенке позитивный взгляд на мир. Практический интеллект у него с рождения, а эмоциональный интеллект очень хорошо развивается танцами и творчеством.
ИНСУЛИНОВЫЙ ребенок любит ролевые игры: дочки-матери, куклы, мягкие игрушки и др. Часто помогает родителям по дому, чтобы сделать приятное. В коллективе такие дети нередко играют с изгоями и теми, кого не принимают, потому, что жалко их. Для мальчиков характерна пассивность, не любовь к спорту. Детки неагрессивные, спокойные, стремящиеся к комфорту. С сильной творческой составляющей. Это очень ласковые и добрые ребята.
Совет: Таких детей надо поощрять за принятие решений и любые формы активности. Научите свое чадо говорить «нет» и действовать не в ущерб собственных интересов.
АДРЕНАЛИНОВЫЕ дети предпочитают подвижные игры, где можно бегать, прыгать, ездить, лазать и т.д. У них, как правило, есть все виды детского транспорта. Они бьются, ходят в синяках и порезах, ломают свои средства передвижения, чинят и снова катаются. Они резкие и категоричные. Добиваются больших успехов в спорте.
Совет: Ни в коем случае не ограничивайте активность ребенка. Пусть пробует разные виды спорта. Учите манерам и вежливости, его прямолинейность мало кому будет нравиться.
МЕЛАТОНИНОВЫЕ дети обладают такой богатой фантазией, что им достаточно иметь минимум игрушек. Если такому ребенку обеспечить комфортные условия, он из ничего придумает интересную увлекательную игру. В компании такие дети нуждаются далеко не всегда, им хорошо и наедине с собой. Дети живут как-будто в своем собственном мире и поэтому их нередко записывают в аутисты. Любят рисовать. Из сильных черт — это упорство и развитая интуиция.
Совет: Не подгоняйте ребенка, не ждите, что он быстро переключиться с одной эмоции на другую. Все свои эмоции и чувства ему необходимо глубоко пережить. Учите малыша пользоваться своим уникальным даром — интуицией.
ОКСИТОЦИНОВЫЙ ребенок предпочитает играть с личными вещами своих родителей, он считает себя достаточно взрослым для этого. Игры придумывает сам, правила и распределение ролей — тоже. Любит доминировать. У него громкий голос, много интересов и он очень любит гостей и угощать. А еще любит вкусно поесть.
Совет: Разрешите ребенку быть громким и шумным. Учите доводить дела до конца. Приучайте его к дисциплине, тогда он многого добьется в жизни, ведь это — прирожденный руководитель!
ТИРЕОИДНЫЕ дети — главные болтуны и болтушки! Они даже говорить начинают раньше других. Такой ребенок постарается охватить, как можно больше информации за день, играя в разные игры и общаясь с разными людьми. А так как его миссия — переносчик информации, то, готовьтесь, на вас нескончаемым потоком будут литься все новости и события, случившиеся в поле видимости вашего наследника. Такие детки очень юркие, быстрые, хорошо сохраняют координацию. И, наверное, самые любопытные, но при этом, — очень беспокойные.
Совет: Предоставьте непоседе максимум возможностей и пространства для исследования окружающего мира. Но при этом держите его в поле зрения. Учите последовательности действиям. Он умный и озорной, и ему скучно, скучно, скучно. Не ругайте его, если в школе будут жаловаться, что он невнимателен или чрезмерно активен.
У каждого соматипа есть свои предрасположенности, сильные и слабые стороны, даже больше скажу — предназначение! Зная об этом, вы будете понимать, как воспитывать, в какие кружки отдавать, как мотивировать на учебу. Вы сможете усилить его лучшие качества и успеть нивелировать, проработать слабые. В итоге, вы воспитаете гармоничную, конкурентоспособную личность, которая сможет найти свое место в жизни и быть счастливым.
Хотите сами определить соматотип вашего ребенка?
— Принять его таким, каким создала его природа?
— Поддерживать гармоничные отношения в семье?
— Стать для него самым близким человеком?
Тогда предлагаю в будущих статьях подробно остановиться на каждом соматипе.
Классификация соматотипов детей по Штефко-Островскому
Описана классификация типов телосложения детей по Штефко-Островскому: астеноидного, торакального, мышечного и дигестивного. Кратко описан жизненный путь В.Г. Штефко. Приведено соотношение основных соматотипов детей в зависимости от возраста.
Классификация соматотипов детей по Штефко-Островскому
Продолжаем тему соматотипов человека и теперь рассмотрим ее применительно к детям. Самая известная в нашей стране классификация соматотипов детей предложена В.Г. Штефко и А.Д. Островским в 1929 году. Как указывается в некоторых источниках, первоначально эта классификация предназначалась для определения соматотипов как детей, так и взрослых. Однако в настоящее время используется исключительно по отношению к детям. За рубежом соматотипирование детей осуществляется по схеме Хит-Картера.
Но прежде чем мы перейдем к соматотипам детей, немного о В.Г. Штефко.
Владимир Германович Штефко
Владимир Германович Штефко (1893-1945) – выдающийся биолог, патологоанатом, антрополог, основатель отечественной школы возрастной морфологии (рис.1).
Рис.1. Владимир Германович Штефко
В.Г. Штефко окончил два факультета Московского университета. В 1915 году — медицинский факультет, а в 1916 году – естественное отделение физико-математического факультета. В 1919 году в Таврическом университете (Крым) он защитил магистерскую, а в 1920 году – докторскую диссертацию. В 1921 году – В.Г. Штефко работал в должности профессора анатомии Харьковского университета и Харьковского педагогического института. С 1924 по 1945 г.г. – он заведовал паталогоанатомическим отделением центрального туберкулезного института Минздрава СССР, а также с 1924 по 1933 г.г. работал в должности профессора кафедры антропологии Московского государственного университета.
В это время под руководством В.Г. Штефко выполнены многочисленные кандидатские и докторские диссертации. Он руководил большим количеством работ в Институте профзаболеваний им. В.А. Обуха, Институте охраны здоровья детей и подростков, санатория ВЦСПС им. Ленина, Московского зоопарка, Института школьной гигиены, Института кожного туберкулеза, Московского областного туберкулезного института.
Основными направлениями научных исследований В.Г. Штефко и его учеников были туберкулез (патология и морфогенез) и воздействие голода (многолетнего хронического недоедания) на детский и взрослый организм.
Немного о его работе, связанной с голодом. Анализируя изменения в росте крымских детей, перенесших голод, В. Г. Штефко сделал вывод, что « … женский организм в борьбе с внешними условиями более стоек, чем мужской. На этом основании, то преобладание в росте у девочек, которое бросается в глаза, в особенности в годы тяжелого существования, должно быть отнесено именно на большую стойкость женского организма, чем мужского». Второй важный вывод, сделанный В.Г. Штефко свидетельствует о том, что «…влияние голодания на рост наиболее пагубно действует в возрасте между 12 и 13 годами и между 8 и 9», таблица 1.
Таблица 1 – Рост детей, перенесших голодание в Крыму в 1922-1923 гг. (В. Штефко, 1925)
лет
Примечание: n – количество исследуемых (объем выборки); М – среднее арифметическое; s — стандартное отклонение; V – коэффициент вариации.
Наши данные о физическом развитии детей, перенесших блокаду Ленинграда (И.М. Козлов, А.В. Самсонова, 2001) подтвердили результаты, полученные В.Г. Штефко (1925). Кроме того, нами установлено, что у дошкольников резко изменяются пропорции тела: отношение верхней части тела детей 4-5 лет к нижней такое же, как у новорожденных (рис. 2). Это означает, что под влиянием голода у детей, перенесших блокаду, была значительно уменьшена длина нижних конечностей по сравнению с довоенными сверстниками.
Рис.2. Пропорции детей и взрослых
В годы Великой Отечественной войны В.Г. Штефко выполнял ряд научных исследований, важных для возвращения в строй раненных. Однако в октябре 1945 года Владимир Германович добровольно ушел из жизни. Те, кто хорошо его знали считали, что основной причиной был конфликт с руководством из-за методологии его научных исследований (В.В. Серов, 1995).
За свою короткую жизнь (52 года) В.Г. Штефко опубликовал более 220 научных статей и 25 монографий. По этому поводу В.В. Серов (1995) написал в статье, посвященной 100-летию со дня рождения В.Г. Штефко «… прошло сто лет со дня рождения Владимира Германовича, а другой, ему подобный, еще не родился».
Соматотипы детей по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому
В.Г.Штефко и А.Д.Островский (1929) выделили четыре чистых типа телосложения: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный. Оценка производилась визуально, по внешним признакам (рис.3). Эту классификацию даю по учебнику М.Г. Ткачук, Е.А. Олейник, А.А. Дюсеновой «Спортивная морфология» (2019).
Астеноидный тип
Астеноидный тип характеризуется удлиненными конечностями. У детей этого соматотипа грудная клетка удлиненная, плоская, суженная книзу. Эпигастральный угол острый[1]. Спина сутулая с резко выступающими лопатками, живот прямой. Из-за слабо выраженного подкожно-жирового слоя хорошо виден рельеф плечевого пояса и грудной клетки.
Торакальный тип
Торакальный тип (от латинского thorax – грудная клетка) отличается от астеноидного значительным развитием грудной клетки. Она имеет цилиндрическую форму, слегка уплощена, эпигастральный угол прямой. Спина нормальная, иногда с выступающими лопатками.
Мышечный тип
Мышечный тип характеризуется массивностью скелета с четко выраженными дистальными эпифизами костей. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового размера по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина с нормально выраженными изгибами, жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.
Дигестивный тип
Дигестивный тип характеризуется обильным жироотложением, конической формой грудной клетки, тупым эпигастральным углом. Живот выпуклый округлый, с жировыми складками. Спина нормальная или уплощенная, костный компонент хорошо выражен, скелет массивный. Из-за обильного жироотложения костный компонент сглажен.
Рис.3. Типы телосложения детей (М.Г. Ткачук, Е.А. Олейник, А.А. Дюсенова, 2019)
Кроме «чистых» типов существуют и переходные, когда скелет детей несет черты двух смежных «чистых» типов. Примером могут служить торакально-мышечный и мышечно-торакальный типы, когда на первое место ставится название того типа конституции, черты которого преобладают у данного человека.
Если ребенка по сочетанию признаков нельзя отнести ни к одному типу, то его соматотип оценивается как неопределенный.
Соотношение основных соматотипов детей в зависимости от возраста
В таблице 2 представлено соотношение основных соматотипов мальчиков и девочек 7-17 лет, полученное при обследовании большой группы детей (Т.В. Панасюк, 2005). Отчетливо видно, что у детей в любом возрасте как у мальчиков (юношей), так и у девочек (девушек) преобладает торакальный соматотип.
Таблица 2 – Соотношение основных типов телосложения у мальчиков (юношей) и девочек (девушек) в возрасте от 7 до 17 лет (Т.В. Панасюк, 2005)
Возр.лет | n | А | Т | М | Д | n | Возр. лет | А | Т | М | Д |
МАЛЬЧИКИ (%) | ДЕВОЧКИ (%) | ||||||||||
7 | 168 | 15,5 | 48,8 | 32,1 | 3,7 | 114 | 7 | 17,5 | 47,4 | 21,1 | 14,0 |
8 | 152 | 17,0 | 46,0 | 28,9 | 8,1 | 105 | 8 | 22,0 | 50,8 | 13,6 | 13,6 |
9 | 96 | 16,7 | 39,6 | 37,5 | 6,2 | 110 | 9 | 16,4 | 49,2 | 16,4 | 19,0 |
10 | 100 | 12,0 | 46,0 | 34,0 | 8,0 | 92 | 10 | 17,4 | 52,2 | 17,4 | 13,0 |
11 | 128 | 9,8 | 51,0 | 34,2 | 4,2 | 86 | 11 | 27,9 | 48,8 | 16,3 | 7,0 |
12 | 117 | 12,8 | 53,8 | 23,1 | 10,0 | 96 | 12 | 20,8 | 43,8 | 25,0 | 10,4 |
13 | 80 | 18,6 | 43,8 | 31,3 | 6,3 | 95 | 13 | 31,6 | 52,6 | 10,5 | 5,3 |
14 | 81 | 18,5 | 40,8 | 29,6 | 11,1 | 95 | 14 | 15,8 | 57,9 | 21,1 | 5,3 |
15 | 110 | 19,1 | 40,9 | 30,9 | 9,1 | 84 | 15 | 14,3 | 50,0 | 28,6 | 7,1 |
16 | 84 | 16,6 | 50 | 25 | 8,3 | 100 | 16 | 15,0 | 55,0 | 25,0 | 5,0 |
17 | 90 | 22,5 | 44,4 | 23,1 | 10,2 | 108 | 17 | 12,9 | 59,0 | 24,4 | 3,7 |
Примечание: n – количество обследованных детей; А – астеноидный тип, Т – торакальный тип, М – мышечный тип, Д – дигестивный тип.
Т.В.Панасюк (2005) указывает, что выделенные соматотипы различаются не только морфологически, их носители имеют разные уровни обмена веществ, развития моторики, скоростно-силовых качеств и физической работоспособности. Также они отличаются по эндокринному статусу, психо-физиологическим характеристикам, дерматоглифике и многим другим показателям.
Литература
[1] Эпигастральный (надчревный) угол – угол между 12 парой ребер.
Что такое соматотип ребенка
Поиск
Актуальность оценки физического развития детей
В статье представлен современный взгляд на проблему физического развития детей, а также предпочтительный способ оценки и характеристики физического развития на современном этапе. Отражены данные анализа собственных наблюдений по результатам профилактических осмотров. Выявлены особенности физического развития школьников мегаполиса Санкт-Петербурга.
Актуальность. При анализе амбулаторных поликлинических карт истории развития ребенка обращает на себя внимание игнорирование оценки антропометрических данных. Однако часто отклонение от нормы физического развития является первым важным симптомом как функционального состояния, так и уже имеющегося заболевания. Физическое развитие наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью является одним из показателей уровня здоровья населения. Детский организм в отличие от организма взрослого реагирует на воздействие внешней среды — биологической и социальной — в особенно резкой степени.
Под физическим развитием понимают динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма (изменения размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности), обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. В результате этого интенсивность роста детей и подростков может подвергаться существенным изменениям.
Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и синкретичностью. В нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека. Современное понимание здоровья формируется с позиций естественнонаучных и гуманитарных подходов к данной проблеме, что предполагает исследование целого ряда параметров благополучного развития личности: физического состояния, смысло-жизненных ориентаций, духовных и нравственных посылок. Личность рождается и развивается в социуме, который определяет и оказывает непосредственное влияние на ее здоровье. Доказано, что здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 20% зависит от наследственных факторов, 20% — от состояния окружающей среды и только на 10% — от развития медицины.
В последнее время наряду со здоровьем физическим и психологическим активно изучается «социальное здоровье». Оно определяется как «гармония взаимоотношений человека с другими людьми, социумом, обществом, культурой, которая способствует не только эффективному развитию и самоактуализации личности, но и тому благотворному влиянию, которое активная личность оказывает на других людей, социум и культуру в целом». Понятие «социальное здоровье» расширяет взгляд на отношения человека с окружающим миром, указывая на взаимоопосредующее влияние обеих сторон.
Процессы роста и развития составляют основную характеристику детского возраста. Изучение закономерностей развития, создание методов его практического контроля, защита и обеспечение нормального развития или, точнее, оптимального развития детей — одна из главных составных частей и педиатрической науки, и практической деятельности врача-педиатра.
Основные законы роста детей:
1. Рост — отражение системного процесса развития.
2. Замедление скорости роста с возрастом.
3. Неравномерность изменений скорости роста.
4. Кранио-каудальный градиент роста.
5. Чередование направлений роста.
6. Половая специфичность темпа роста.
7. Асимметрия роста.
Методы, которыми изучается физическое развитие детей, включают: измерение размеров и массы тела (антропометрия или педометрия), осмотр и описание признаков телосложения и внешнего облика (соматоскопия), динамометрию, исследование физической работоспособности с помощью степ-теста или велоэргометрии. Иногда в этот комплекс включают некоторые физиометрические показатели (жизненная емкость легких, данные ЭКГ и т.д.). Чем большее количество признаков заложено в оценку физического развития, тем точнее будет сама оценка.
Использование соматометрических показателей составляет основу оценки физического развития детей, как в практике диспансеризации детского населения, так и в научных популяционных исследованиях. Разработана методология подходов к оценке здоровья детей при массовых скрининг-обследованиях. При всем разнообразии методов и методик оценки физического развития историческое значение имеют те, которые идентифицированы, унифицированы и сопоставимы.
Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие «практическое здоровье» и «норма», отклонение от границ которых можно считать болезнью, патологией. Уильямс (Rowan Douglas Williams) считал, что «норму» невозможно точно определить, поскольку каждый человек представляет собой «отклонение от нормы». Другие исследователи, в частности В.Петленко, считают, что «норма есть биологический оптимум живой системы». Хотя здоровье представляет собой состояние противоположное болезни, оно не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек», у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности.
Пограничные состояния с учетом их клинической значимости ранжируются следующим образом:
— критические состояния развития;
— умеренные гетерохронии или дисгармонизации развития;
— совокупность условий жизни, приводящая к высокому риску альтераций развития;
— краткосрочная реакция дезадаптации;
Критические состояния развития составляют особый раздел педиатрии, в большей части еще не изученный. По существу критические состояния — это транзиторные нарушения самочувствия, адаптационных возможностей, ограничения нормальной жизнедеятельности, а также комплекс объективных клинических и функциональных изменений, внешне формирующих картину болезни. Но, по сути, критические состояния связаны с характерными для возрастного развития кризисами дисгармонизации или дисхрониями в процессе роста, созревания функций органов и межсистемных взаимоотношений.
До cих пор ведется научная дискуссия о нормативах физического развития детей. Наряду с мнением о необходимости создания региональных таблиц для оценки физического развития детей, ряд исследователей доказывает состоятельность и эффективность использования межрегиональных нормативов.
При оценке физического развития важно оценивать не только региональность проживания, но и вид населенного пункта (город, село). В качестве стандартов используются результаты антропометрических измерений больших (не менее 100-150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в пределах регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные отдельно для представителей этих групп. Это особенно важно для районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья и других регионов, где вместе проживают представители разных этносов, имеющих между собой существенные генетически предопределенные антропологические различия. Так, масса тела детей большинства северных народностей, как и их рост, в основном ниже нормативных средних показателей. При этом относительно малый рост детей и взрослых вовсе не является фактором риска для здоровья, их физическое развитие гармонично.
Изменчивость функциональных систем растущего организма способствует быстрой адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание. Диапазон варьирования признака или диапазон распределения разбивают на определенные участки, которые являются основой для построения оценочных шкал. Способов таких разбивок много, но в практике используются преимущественно 2 способа — параметрический, или сигмальный, и непараметрический — центильный. Профессор И.М. Воронцов предложил использовать для соматотипирования индекс «стении» и центильную шкалу для его оценки.
Для оценки физического развития показатели различных тестов конкретного индивидуума сравнивают со статистическими значениями соответствующей возрастной группы. Существует несколько приемов сопоставления результатов тестирования индивидуума со средними значениями его возрастной группы.
В настоящее время считается наиболее оптимальным способом оценки физического развития — оценка с помощью центильных таблиц. Метод прост в работе, так как исключены расчеты. Центильные шкалы представляют собой описание частотных долей распределения диапазона варьирования признаков, абсолютно независимое от математического распределения. Соответственно эти шкалы более универсальны. Они удобны при массовых профилактических обследованиях детей, для выделения групп с «пограничными» значениями и возможными патологическими отклонениями признаков. Чаще используют шкалу Стюарт, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90 центилей распределения, в США чаще применяют крайние частотные точки 5 и 95 центилей. При этом за норму принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста — в интервалах 25-50-75 центиля. Для более простых, скринирующих обследований предложено относить к вариантам нормы характеристики, свойственные 80% популяции и лежащие в интервале от 10-го до 90-го центиля. К группам внимания, то есть с пограничными состояниями, можно отнести детей укладывающихся в диапазон 3-10-й центилей и 90-97-й центилей, а в группу, требующую дополнительного обследования, — детей с признаками, выходящими за пределы 3-го и 97-го центилей.
Для более полной характеристики оценки физического развития используют его интегральную оценку — гармоничность.
Заключение о гармоничности развития ребенка дается по результатам антропометрических измерений и соответствующим центильным коридорам в центильных таблицах:
— Гармоничный и соответствующий возрасту — если все антропометрические показатели находятся в пределах 25-75 центиля.
— Гармоничный с опережением возраста — если полученные результаты соответствуют 90-97 центилю.
— Гармоничный с отставанием от возрастных нормативов — если данные обследуемого ребенка находятся в пределах 3-10 центиля.
Все остальные варианты свидетельствуют о дисгармоничном развитии и требуют обследования у врача с целью выяснения причины этого явления.
Впервые советские ученые P.H. Дорохов и И.И. Бахрах предложили определение соматотипов на основании величин сигмальных отклонений длины, массы тела и окружности грудной клетки от средних значений. Принадлежность ребенка к одному из трех соматотипов (микросоматический, мезосоматический, макросоматический) оценивают по сумме номеров центильных интервалов (зон), полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. Позднее эти интервалы названы И.М. Воронцовым «коридорами». При сумме баллов до 10 ребенка относят к микросоматотипу, при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу, а от 16 баллов — к макросоматотипу.
По мнению И.М. Воронцова, соматотип применительно к ребенку означает не столько тип телосложения, сколько темповую характеристику роста: микросоматотип — замедленный, макросоматотип — ускоренный, мезосоматотип — средний темп роста. При дисгармоничном развитии соматотип не определяется.
По сумме отклонений, выраженных в баллах, обследуемые подразделяются на три основных и два переходных соматических типа — микросомный, мезосомный, макросомный, микромезосомный и мезомакросомный. Игорь Михайлович Воронцов предложил модификацию данной схемы — выделение трех основных соматотипов по сумме номеров «коридоров» центильной шкалы.
Следующей характеристикой физического развития является темп физического развития. Определение его необходимо для качественной оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма. Это связано с различным темпом роста тканей. По данным динамики роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание. В то же время особенности роста и развития принято учитывать и оценивать прежде всего по показателям физического развития.
Показатели физического развития также различают в зависимости от пола и возраста.
Изменчивость функциональных систем растущего организма способствует быстрой адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. Как известно, отклонения в состоянии здоровья школьников достаточно высокие. Выявленные отклонения в уровне физического развития могут скрывать в себе различного рода заболевания. Недооценка этих отклонений может сказаться в последующие годы при профессиональной ориентации и будущей трудовой деятельности.
Своевременное выявление отклонений в физическом развитии и их корреляции повышают уровень здоровья детей. Учитывая вышеизложенное, необходимо осуществлять пристальное внимание за динамикой физического развития школьников, используя все этапы профилактики.
Одной из приоритетных задач современной профилактической медицины является ратификация объективных методов и информативных способ оценки и оптимизации состояния здоровья с целью предупреждения перехода донозологических состояний в стадию болезни. Важно отметить, что донозологическая диагностика основывается не только на учете эндогенного, но и социально-гигиенических и экологических факторов. Широкое развитие донозологической педиатрии и вторичной профилактики может весьма значительно повлиять на уровень здоровья населения, что в социальном плане является более эффективным, чем совершенствование медицины III уровня («Медицины болезней»).
В Санкт- Петербурге с 2000 г. проводятся профилактические осмотры с помощью автоматического комплекса диспансерного обследования (АКДО), разработанного д.т.н., профессором В.В. Шаповаловым и д.м.н., профессором И.М. Воронцовым. Преимуществами этого метода являются: стандартизация медицинского обследования, комплексность и многопрофильность медицинского обследования. Этот инновационный метод позволяет за кратчайшие сроки составить представление о состоянии здоровья ребенка по 24 профилям патологии, выявить заболевания, а также преморбидные состояния, то есть функциональные изменения организма.
В 2003-2007 гг. на базе кафедры педиатрии №1 СПбМАПО проведен научный анализ 15000 профилактических осмотров школьников в возрасте от 6-18 лет, из них девочек — 7510 (49,3%), мальчиков — 7535 (50,7%).
Обследованные дети разделены на три возрастные группы: младшая — 6-9 лет, что соответствует начальной школе, средняя — 10-14 лет — средняя школа, старшая — 15-18 лет — подростки. В основу формирования групп заложены такие критерии как анатомо-физиологические особенности организма, социальная нагрузка, степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Проведена оценка гармоничности и темпа физического развития.
Во всех возрастных группах гармоничный тип физического развития выявлен в 53% случаев от всех обследованных детей, с достоверным преобладанием девочек (51,6% и 48,4% соответственно, p