Что такое сопрано музыка
Разновидности высоких женских голосов и лучшие его обладательницы
Существует много вокальных женских диапазонов в музыке, но в этом материале разберем особенности одного, самого высокого, – сопрано, и все виды женских высоких типов голоса. Типичный диапазон – от ноты A ниже среднего C (A3) до ноты F или G на 2 октавы выше (F6 или G6), что составляет диапазон от 2 плюс 3 октавы. Конечно, это приблизительное измерение. Сопрано имеет яркий тон, сильный головной голос, но относительно слабый средний.
Сопрано
Драматическое сопрано
Тип оперного голоса по системе Фаха, характеризующийся широким диапазоном. Это очень высокий женский голос, обладающий богатым качеством и выносливостью, сильным эмоциональным объемом, хотя и с ограниченной подвижностью.
Обычный диапазон – от E3 до D6. Тесситура, место, где голос певицы звучит наиболее качественно и удобно, находится ниже, чем у других вариаций сопрано.
Вершиной этого типа является «вагнеровское сопрано»: регистры исполнительницы идеально сбалансированы, а голос полный и плотный, слышимый в смешанном хоре из 80-100 человек.
Подтип голоса со временем меняется, и тембры голоса у женщин 40 лет будет отличаться от имеющегося у молодой девушки. Переход к драматическому сопрано обычно происходит после 30 лет. Певицы могут испытывать множество вокальных проблем: трудности с корректировкой техники, проблемы с дыханием и опорой, вибрато и выносливостью, потеря музыкальности.
Лирическое сопрано
Лирический и чистый голос представляет собой наиболее распространенное сопрано и один из самых ярких вокальных инструментов в опере. Обладает всеми характеристиками сопрано с дополнительными качествами. Имеет колоратуру, то есть способность достигать чрезвычайно высоких нот с силой и ясностью.
Диапазон колеблется от средней C4 до высокой C6. Но часто исполнителям доступны ноты, превышающие эти параметры. Например, легкие лирические сопрано могут петь последовательно в высокой тесситуре до нот, включая C#6, D6 и даже Eb6. Полное лирическое сопрано поет как на низком Bb3, так на высоком C6.
Однако стандартная тесситура остается глубоко укоренившейся в средней и нижней частях верхнего регистра.
Колоратурное сопрано
Певица с колоратурным сопрано поет на высшем уровне человеческого вокального диапазона. Колоратуры обладают большой гибкостью, что позволяет исполнять сложные отрывки ловкостью и легкостью. Эта классификация женских голосов используются для оперных певцов.
Хотя все колоратуры обладают вокальной подвижностью, существует спектр их диапазона и точных тональных характеристик. Таким образом, есть деление на лирические и драматические женские певческие голоса, а также на три подкатегории – спинто, леггеро и сфогато. Самый распространенный диапазон достигает – от C4 до B3. Верхний обычно составляет около F6.
Часто граница между типами колоратурного сопрано довольно размыта.
Некоторые исполнители, особенно леггеро и спинто, могут с легкостью переключаться с лирических ролей на драматические.
Лирико-драматическое сопрано
Спинто-сопрано – подтип, наиболее близкий к границам, отделяющим лирическое сопрано от драматического (спинто). Это гибридный голос, который источает как свежий лирический звук, так драматические кульминации с пульсирующим вибрато и сквилло, расширяясь с большим весом и силой. Может иметь темный тембр. Один из величайших примеров именно этой подкатегории – испанка Монсеррат Кабалье.
Спинто-сопрано имеет диапазон примерно от среднего C (C4) до высокого D (D6).
Лирико-колоратурное сопрано
Обычно номинальный диапазон любого сопрано составляет D4-A5, с крайними значениями A3-F6. Лирическое колоратурное сопрано будет способствовать более широкому распространению в этих диапазонах. Стандартно такой исполнитель может захватить ноты примерно от D4 до C6.
Наиболее сильно и широко голос раскроется в зоне G4-G5. Певцам может не хватать богатства и резонанса голоса, которые имеют драматические сопрано.
Женщины с высокими голосами
Анна Нетребко
Нетребко олицетворяет гибридный тип лирико-спинто, который немного менее драматичен, чем чистый спинто, но более темный, чем лирическое сопрано по текстуре и вокальной массе. Анна умеет разбавлять темные оттенки своего голоса и излучать кокетливое ликование легким и чистым лиризмом, подчеркнутым ярким високим B5. Обратной стороной этого является ее способность петь с более сильным звуком, плотным средним голосом и мощным верхним регистром.
Нетребко может проецировать полный звук, не теряя лирического блеска голоса, но все же его можно услышать при более крупной оркестровке.
Одной из слабых сторон певицы является отсутствие глубокого, полностью поддерживаемого грудного голоса, для чего требуется расширение контральто и металлический драматический верхний регистр сопрано. Хотя Анна Нетребко может петь на высокой тесситуре, ее ловкость не является первоклассной.
Светлана Феодулова
Светлана Феодулова – уникальное явление в современном оперном мире. Ее голос не имеет аналогов нигде – такое сильное и звучное колоратурное сопрано на планете есть только у одного человека. Сегодня Светлана – обладательница самого высокого женского голоса в мире, что сертифицировано Книгой рекордов России и Книгой рекордов Гиннеса.
Уникальная колоратура и великолепная техника в сочетании с особым стилем исполнения и личной харизмой сделали Светлану Феодулову одной из самых популярных русских певиц.
Има Сумак
Перуанская певица Има Сумак была известна своим экстремальным диапазоном – от D2, почти на две октавы ниже среднего C, до C7, на три октавы выше него. Большая часть ее репертуара из области экзотики, как и постоянный тяжелый грим с тщательно продуманными костюмами, а необычный вокальный стиль может не всем прийтись по вкусу.
Ядро голоса – настоящий альт, который мог охватывать глубины низких частот, что относительно редко встречается среди женщин. С помощью манипуляций и обучения Има смогла расширить свой и так высокий уровень до C7, чему не было аналогов в прошлом. Часть этого голоса не очень красива и даже не полезна для исполнителя, за исключением некоторых звуковых эффектов, таких как щебетание птиц.
Рене Флеминг
Из всех современных лирических сопрано Флеминг наиболее достойна стать преемницей великого лирического искусства Элизабет Шварцкопф. Один из самых великолепных голосов, когда-либо существовавших в опере, наделенный великолепным однородным тоном, который легко проникает во все три регистра, одинаково способный к эфирным высоким нотам и глубоким, чувственным низким нотам меццо. Ее огромный диапазон (от низкого F3 до высокого G6) позволил Рене интерпретировать некоторые из самых виртуозных ролей в лирическом репертуаре.
Ее врожденные вокальные данные также позволили продвинуться в сложном репертуаре – в среде бельканто. Флеминг проявляет освежающую многогранность и музыкальное восприятие, особенно в формировании мелодии и утонченности лирической вокальной линии, что позволяет ее искусству постоянно развиваться и открывать новые грани ее пения.
Однако главным наследием Флеминг всегда будет красота ее вокального инструмента, которая даже сейчас остается чудесным образом сохраненной.
Джорджия Браун
Вы задумывались, каким может быть голос, вокальный диапазон которого составляет восемь октав? У Джорджии Браун он ранжируется от G2 до G10, что было подтверждено в музыкальной школе Aqui Jazz Atelier в Сан-Паулу, Бразилия.
Самая высокая нота, которую взяла певица, G10, – это технически не музыкальная нота, а частота, которая, согласно «научной нотации высоты звука», составляет 25 088 Гц. Полный диапазон был проверен музыкальными экспертами с использованием фортепиано, скрипки и органа.
Исполнительница с легкостью может петь мужские и женские партии, хоть баритоном или басом, либо использовать контральто (самый низкий женский певческий голос) вместе с сопрано.
Полезное видео по теме:
Сопрано
И. Г. Лицвенко.
Смотреть что такое «Сопрано» в других словарях:
СОПРАНО — (ит. верхний голос). 1) самый высокий из четырех главных музыкальных голосов, бывает только у женщин и мальчиков. 2) первая струна или квинта на скрипке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОПРАНО… … Словарь иностранных слов русского языка
СОПРАНО — СОПРАНО, нескл., ср. (итал. soprano) (муз.). 1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано. Драматическое сопрано. Партия для сопрано. 2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное сопрано.… … Толковый словарь Ушакова
СОПРАНО — (итальянское soprano, от sopra над, сверх), 1) самый высокий певческий (главным образом женский или детский) голос. Различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико драматическое и другие разновидности. 2) Верхняя партия… … Современная энциклопедия
СОПРАНО — (итал. soprano от sopra над, сверх),1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико драматическое и др.).2)… … Большой Энциклопедический словарь
сопрано — См … Словарь синонимов
СОПРАНО — СОПРАНО, нескл. 1. ср. Наиболее высокий женский голос. 2. жен. Певица с таким голосом. | прил. сопранный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
сопрано — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
СОПРАНО — СОПРАНО, см. Голос … Большая медицинская энциклопедия
Сопрано — Основные вокальные диапазоны … Википедия
СОПРАНО — Знаете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому … Музыкальный словарь
сопрано — нескл., с. 1) Самый высокий женский голос. Колоратурное сопрано. Пение в комнате прекратилось, но на улице продолжалось с прежней силой. Особенно выделялись сильное сопрано Оли и мягкий, приглушенный бас Борейко (Степанов). 2) ж., разг. Певица с… … Популярный словарь русского языка
Значение слова «сопрано»
2. Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Голоса «Сопрано» почти всегда отличаются гибкостью и блеском (Г. Панофка).
Также термин «сопранист» употребляется в отношении мужского вокала — контртенора, в наиболее высокой его тесситуре.
СОПРА’НО, нескл., ср. [ит. soprano] (муз.). 1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное с. Лирическое с. Драматическое с. Партия для с. 2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное с.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сопра́но
1. муз. высокий женский голос с рабочим диапазоном от первой до третьей октавы
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мозговать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
СОПРАНО
И. Г. Лицвенко.
Смотреть что такое СОПРАНО в других словарях:
СОПРАНО
СОПРАНО
(итал. soprano, от sopra — над) 1) самый высокий певческий голос. Диапазон: до1 — до (ре — фа)3. Необходимое качество С. — хорошо развитый т. н. смотреть
СОПРАНО
СОПРАНО
сопрано 1. ср. нескл. Высокий певческий женский голос. 2. ж. нескл. Певица с высоким голосом.
СОПРАНО
сопрано с. нескл. муз.soprano
СОПРАНО
СОПРАНО
СОПРАНО
СОПРАНО
СОПРАНО(ит. верхний голос). 1) самый высокий из четырех главных музыкальных голосов, бывает только у женщин и мальчиков. 2) первая струна или квинта на. смотреть
СОПРАНО
Знаете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский-Корсаков создал на ее основе оперу. Парти. смотреть
СОПРАНО
Высокий женский голос. Сопрано настолько многоплановый голос, что сказав о нем: «высокий», – почти ничего не сказать. Голоса профессиональных певиц наиболее точно определяются по исполняемому репертуару. Впрочем, это в профессии уже не важно: сама певица выбирает себе удобный репертуар, согласно своим желаниям, вкусам и физическим возможностям. Но для молодого голоса очень важно знать, что в человеческой природе существует три вида сопрано, развивающихся по-разному: драматическое сопрано и два лирических. Драматическое сопрано – центральный (по звучанию средний, меццо) голос с сильным верхним регистром, более сильным, чем у меццо–сопрано, голос многоплановый. Мария Калласс, драматическое сопрано, спела Лючию голосом маленькой девочки, и критики сокрушались, что она потеряла голос; но она была готова в следующем спектакле спеть Джоконду, где требуется драматическая сила голоса. Для драматического сопрано это норма. Сложнее обстоит дело с двумя лирическими сопрано: густое лирическое сопрано по тембру похожее на меццо–сопрано, с мягким верхним регистром и с мягким глубоким нижним регистром, – голос тоже многоплановый, как драматическое сопрано, но уступающее последнему в силе верхнего регистра. Другое сопрано – легкое лирическое (или лирико–колоратурное) отличается единой высокой позицией, подвижностью и легким нежным нижним регистром. Молодые лирические сопрано нередко путают, что мешает их правильному развитию. Бывает, эмоции и темперамент певицы перехлестывают, она считает, что возьмет силой и покажет, наконец, свой настоящий голос. Но нет! Нужно остановиться. Легкое лирическое сопрано поет на «точке резонанса», опасно с нее сдвинуться: потеряв «звонкость», голос теряет все свои качества. Очень важно знать выносливость своего голоса и не обольщаться, чтобы не сожалеть потом. Не стоит рассчитывать на репертуар более сильного голоса (драматического сопрано или меццо). Освоение репертуара соседнего лирического и даже легкого голоса –дело более полезное и выгодное. смотреть
СОПРАНО
СОПРА́НО, невідм., с. і ж.1. Найвищий за звучанням жіночий голос.Менша [сестра] вигукувала докірливо слова дзвінким сопрано (А. Кримський);Слабеньке со. смотреть
СОПРАНО
СОПРАНО
1) Орфографическая запись слова: сопрано2) Ударение в слове: сопр`ано3) Деление слова на слоги (перенос слова): сопрано4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
СОПРАНО
СОПРАНО
(итал. soprano) — высокий женский голос. Для С. характерно преобладание так называемого головного регистра на протяжении почти всего диапазона, за искл. смотреть
СОПРАНО
невідм., с. і ж. 1) Високий жіночий голос. Колоратурне сопрано. 2) Співачка з таким голосом. 3) Високі за регістром різновиди деяких музичних інструме. смотреть
СОПРАНО
СОПРАНО
с муз.1) (голос) Sopran m, Sopranstimme f 2) (певица) Sopranistin f, Sopransängerin f Синонимы: голос, партия, певица
СОПРАНО
ж нскл рзг (певица) soprano f; с нскл (голос) soprano mСинонимы: голос, партия, певица
СОПРАНО
СОПРАНО
(итал. soprano) — высокий женский голос. Для С. характерно преобладание так называемого головного регистра на протяжении почти всего диапазона, за исключением небольшой группы низких звуков. Основные разновидности С: драматическое, лирическое, колоратурное (самое высокое и подвижное). Лит.: Музыкальная энциклопедия.—М., 1973. А.А. Князьков. смотреть
СОПРАНО
Rzeczownik сопрано n Muzyczny sopran m sopranistka f
СОПРАНО
СОПРАНО
СОПРАНО
СОПРАНО
1. найвищий жіночий голос (або хлоп’ячий, називають також дискантом) у діапазоні с1-с3; види с.: колоратурне, ліричне, драматичне; 2. співачка або хлоп. смотреть
СОПРАНО
СОПРАНО
сопр’ано, нескл., ср. (голос) и жен. (певица) Синонимы: голос, партия, певица
СОПРАНО
СОПРАНО
с.(голос и певица) soprano m (pl soprani)Синонимы: голос, партия, певица
СОПРАНО
сопраноסוֹפּרָן ז’* * *סופרןסופרנוСинонимы: голос, партия, певица
СОПРАНО
сущ. ср. рода; неизм.сопрано імен.; незмін.
СОПРАНО
імен. незмін.сопрано сущ. ср. рода неизм.
СОПРАНО
СОПРАНО нескл., ср. (ит. soprano) (муз.). 1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано. Драматическое сопрано. Партия для сопрано. 2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное сопрано.
СОПРАНО
СОПРАНО
с нескл.1) (голос) 女高音 nǚgāoyīn2) (певица) 女高音歌手 nǚgāoyīn gēshǒuСинонимы: голос, партия, певица
СОПРАНО
с, нескл. sopranoСинонимы: голос, партия, певица
СОПРАНО
с. (голос и певица) soprano m (pl soprani)
СОПРАНО
Ударение в слове: сопр`аноУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: сопр`ано
СОПРАНО
сопра́но, нескл., с. (голос) и ж.(певица)Синонимы: голос, партия, певица
СОПРАНО
СОПРАНО
сопрано с муз. 1. (голос) Sopran m 1a, Sopranstimme f c 2. (певица) Sopranistin f c, Sopransängerin f cСинонимы: голос, партия, певица
СОПРАНО
нескл., муз.(голос) сопрано (ең жоғары, регистрде айтылытын әнші дауысы) сопрано (жіңішке дауысты әнші әйел); сегодня выступает известное сопрано бүгін белгілі сопрано ән салды. смотреть
СОПРАНО
сопрано; ж. (іт., від зверх, понад) 1. Високий жіночий голос. 2. Співачка з таким голосом. 3. Високі за регістром різновиди деяких музичних інструментів. смотреть
СОПРАНО
Кратко о певческих голосах с примерами. Женские. ч.3 Сопрано
И, конечно же, Вагнер. Гвинет Джонс в роли Брунгильды(Брюнхильды) из «Гибели богов» В.Р.Вагнера
Барбара Бонней в роли Софи в опере «Кавалер розы» Р.Штрауса
Ну вот, теперь напишу для тех, кто досмотрел пост до этого момента. Следствием выявлены два человека, которые и сами занимаются академическим вокалом. В связи с этим родилась идея сделать пост о пикабушниках, которые поют. Я уверен, что среди вас найдутся ещё исполнители. Певцы, напишите в комментариях, скомпонуем это дело в один пост. Думаю, что не один я с удовольствием послушаю вас.
Так же хочу сказать всем спасибо, кто читал эту серию постов, ставил плюсики, комментировал. Я очень рад, что мне удалось кого-то заинтересовать оперой. Отдельное спасибо @EvgAnat за информационную помощь, @DarthSerj за комментарии и свои варианты, @Njusha за позитив.
А для контраста в плане вокала и языка вот вам Тарья.
Всех не упомянешь, не надо возмущаться, где же Вишневская. Добавьте её, если очень хочется, в комментариях 🙂
Дорогой GaiusHomunculus, я прямо засмущалась из-за твоего «спасибо»! Но и обеспокоилась, вдруг ты решил больше не писать! А как же обещание сделать пост про эстрадные голоса! А что, если наши «пикабушные» профессиональные певцы не откликнутся? Поста не будет? Напиши, плиз, про @EvgAnat и @DarthSerj, хотя бы для того, чтобы те записи, которые они скинули, были не в комментах, а в самом посте. Кстати, у @DarthSerj довольно много записей в tube. Люблю, жду! (постов)
Из лирического сопрано видел несколько лет назад по первому каналу выступление оперной певицы с каким-то запредельно экстремальным высоким голосом.
Какой-то экстрим такое исполнение. Тут в примерах еще лирично исполняют 🙂
Всем привет, рад что заглянули)
Сегодня речь пойдет об основном элементе вокальной школы, который профессиональные певцы должны знать, как Отче Наш.
В народе есть масса вокалистов, которые в жизни никогда такого не пели, отчего их голос
не техничный, разнородный, малоподвижный и, зачастую, звучит некрасиво.
От мало до велика, вокалисты любых жанров (исключая экстремальные), должны это уметь
в той или иной степени. Хотя бы на уровне любителя.
Давайте послушаем пример, чтобы понять, о чем идет речь:
Ария Снегурочки из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»
Окей, далеко не все поют оперу, зачем вообще это уметь тогда?
Вопрос отличный. Сейчас обьясню на пальцах.
Голос, как и тело у спортсменов, должен быть в идеальной форме для достижения результата. Формирование же голоса походит на культуризм, только в место силовых упражнений мы имеем изнуряющие распевки и вокализы.
Видели когда ни будь, как у виртуоза-скрипача летает смычок по струнам? То то.
Такой скрипач сможет быть убедительным в любом произведении и жанре, даже в поп музыке.
С вокалистами ситуация аналогичная.
Чем быстрее, подвижнее и управляемее ваш голос, тем, как правило, больше красок, оттенков вы можете им передать. Тем больше возможностей вам открыто. От рока до соула,
от оперы до Кати Лель. Неважно.
Мудрые Итальянские музыканты и педагоги придумали эту технику еще в средневековье,
после чего каждое последующее поколение профессиональных вокалистов выполняли упражнения на колоратуры денно и ношно, добиваясь умопомрачительных результатов.
Ария Дандини из оперы «Золушка» Дж.Россини
Пение упражнений из видео ниже поставит вам голос на раз-два, для любых случаев и целей.
— Всё ты про оперу да про оперу. Про нормальную музыку нельзя написать что ли?
— Можно конечно, но я не большой ее знаток. Прикрепляйте свои примеры в комментариях, дабы помочь мне в моем просветительском труде))
вас мое новое видео, посвященное этому явлению.
В нем подробно рассказана история, суть явления и хитрости для тренировки и исполнения.
Информация редкая, максимально полезная и без лишней «воды»
Всем спасибо, что заглянули!
Ответы на любые вопросы о вокале и Италии в прямом эфире
Пост для моих подписчиков и участников группы «Вокал и всё о нем», в основном.
Вы задавали мне много вопросов в комментариях, мои руки, признаюсь, изрядно уставали печатать, чтобы не обделить вниманием и ответом никого.
Теперь я смогу ответить развернуто на ваши вопросы в прямом эфире.
О вокале, о поступлении в Италии и о самой Италии. Как тут, дескать, живется.
Но, в основном, о вокале.
Программа будет такая.
Сначала отвечаю на заготовленный пул вопросов, кому уже железно обещал ответить,
затем отвечу на вопросы, заданные в лайве. Максимально конкретно и ясно.
В эту субботу, 19-00 по МСК. Заваривайте чаек и присоединяйтесь,
О тяжелом детстве певца мы поговорили в первой части моих постов о великом Энрико Карузо.
Эта легенда мировой сцены росла в весьма сложных условиях, вроде прожиточного минимума и непросыхающего отца, а также Карузо потерял мать в возрасте 15 лет,
после чего его отец запил по черному.
Третий (из выживших) в своей семье, ему суждено было стать номером один в целом мире.
Как? Как вообще это возможно? Сейчас расскажу.
Во время юношества с Энрико случилась масса примечательных вещей.
Тем не менее, голос Энрико был всегда востребован. Однажды, после очередного концерта в старинном соборе на мессе в Салерно, организатор потащил тенора петь в дом барона Дзеццы,
беспардонно предьявив, что работа тенора на сегодня еще не закончена.
Юный певец пел в доме барона до шести утра, на рассвете ноги еле держали Энрико стоя.
Перед уходом, ничего не заплатив, барон пожаловал валяжемуся от усталости певцу охотничью куртку, дабы он не простудился промозглым утром.
Через много лет, после спектакля в Лондонском театре «Ковент-Гарден» Энрико пришло письмо:
««Если Вы — тот самый Энрико Карузо, который более двадцати лет назад пел на церковном празднике в Майори, то я хотел бы поинтересоваться, почему Вы не вернули мне куртку, которую я Вам одолжил? Если это были Вы, то я просил бы Вас вернуть взятое».
На что тенор в раздраженной манере ответил, что мол он тот самый Карузо, и что понятия не имеет, куда подевалась эта чертова куртка и, если барон так желает, то Энрико может отправить ему новою.
Но в замен потребует деньги за тот концерт, а учитывая, что голос у Карузо остался всё тот же, а вот за спектакли он уже получает по 3000 долларов, плюс проценты за время отсутствия Барона, сумма может выйти оному не по карману.
квартировавшийся тогда в городе Рьети, что под Римом.
Шутка ли, ТРИ года. Как сохранить голос, когда ты должен мыть полы и драить гальюн целых три года службы? Карузо не унывал. Он привез с собой целую пачку нот и упражнений, которые оставил ему его первый наставник вокала, падре Бронцетти, недавно почивший этот мир.
Каждую свободную минуту, в тренажерном зале воинской части, Карузо тренировал свой голос и пел популярные песни и арии, к большому восхищению и удовольствию сослуживцев.
Данный факт очень раздражал командира части и, однажды, тот приказал прекратить тенору свои внештатные занятия. Однако этот же командир, майор Нальяти, как то взял с собой Энрико в кафе, на встречу со своим старым другом и большим ценителем оперы, дабы похвалиться, что дескать и в армии есть искусство и музыка. Карузо так понравился другу майора, что тот стал постоянно приглашать домой певца, аккомпанируя ему и исправляя ошибки в ариях и песнях.
Такая вот военная школа пения сложилась у Энрико Карузо.
Через месяц после таких занятий, друг майора барон Коста, что занимался с Карузо, пришел в расположение части и заявил, дескать такой талант невозможно терять в стенах армии. Друг барона, майор Нальяти, начальник части, тут же распорядился призвать в армию брата Карузо, Джованни. В то время в Италии, если в семье было всего два брата, служить в армии должен был кто-то один — если первый погибал, то оставался другой, и род не обрывался. На следующий день после разговора в полк действительно прибыл Джованни, крайне удивленный таким развитием событием. Ему ничего не оставалось, как смириться и приступить к несению службы. Тем самым у Эррико появилась возможность полностью посвятить себя занятиям музыкой.
Позднее, Карузо сокрушался: — Никогда после этого я не видел своего армейского начальника, хотя неоднократно пытался его найти. Я хотел поблагодарить его, сделать для него что-нибудь. Не исключено, что без помощи майора Нальяти, освободившего меня от трех лет службы, я бы никогда не сделал такой карьеры.
После 45 дней службы в армии, Энрико посвятил себя музыке. Серьезные занятия, регулярные посещения театра «Сан-Карло», храма искусства для любого Неаполитанца, стал для Энрико вторым домом. Редко когда на галерке театра можно было не увидеть Карузо. Он там жил.
Однако, примеры именитых певцов того времени не подействовали на Карузо.
На первой репетиции оперы «Миньон» в театре «Меркаданте» случилось следующее, вспоминает дирижер театра Никола Даспуро:
— Он забывал слова, пропускал реплики, пел зажатым звуком и нервничал еще больше, когда видел изумленные глаза Дзуккани, не понимавшего, что произошло с тенором. Короче говоря, это было форменное бедствие!
На сцену Карузо так и не выпустили.
Следующие ангажементы едва покрывали расходы на еду.
Сложнейшие оперные арии могли поломать молодому тенору голос в один присест, шутка ли,
в театре «Чимарозо» в Казерте Карузо свои первые роли исполнил как Туридду в «Сельской чести» П. Масканьи, а затем был «Фауст» Ш. Гуно.
Работа на износ и отсутствие комфорта в жизни не сломили Энрико Карузо.
Он во что бы то ни стало пообещал себе стать великим оперным певцом.
Продолжение следует, как говорится.
Аудио отредактировано мной, видеоряд тоже.
Встретимся в следующих постах!
На этой неделе будет прямой эфир, посвященный вокалу и вашим вопросом о нем.
Как усилить свой голос? Гайд от MorozovOpera
А так же сделать ярким, звонким и уверенным.
Шутки в сторону, красивый уверенный голос нужен всем, если только вы не омежка.
А вот временя для занятий оным как правило нет. Чтож делать то?
Делать нечего, попробуем разобраться в теории и найти самый быстрый и эффективный способ
достижения яркого мощного голоса, без затрат на педагогов и коучей.
1. Что делает голос ярким и позволяет орать без устали?
На этот вопрос нам ответят дети. Вы вообще слышали, чтобы младенец задолбался орать?
Или капризный отпрыск, закатывающий истерику из-за желанной игрушки в магазине?
Вот и я не слышал. Таких нет.
Заниматься таким беспределом помогает детям расслабленность, отсутствие зажимов
голосового аппарата и твердая уверенность в своей правоте. У взрослых же разговорный язык и неверная речевая позиция потихоньку ломают голос, стачивая яркость, красивые обертоны и тембр. А выученное стеснение добивает сверху.
2. Как же нам расслабить и раскричать нашу «кричалку»?
Очень просто. Клин клином вышибают. Чтобы расслабить мышцы голосового аппарата, мы их вначале как следует напряжем.
— Сильно опустите гортань и кадык вниз, и держите внизу секунд 15-20, до боли и усталости.
— Максимально поднимите свод мягкого неба и мягкий язычок, контролируя у зеркала. 10-15 сек.
— Максимально опустите челюсть вниз, до боли и усталости (только не выверните). 20-25 сек.
— Позевайте. Сколько хотите.
3. Аппарат готов, на выходе вы будете ощущать примерно это:
Теперь натренируем наш подготовленный аппарат. Как это сделать быстро??
1. Скороговорки. Ярко, медленно и четко проговаривайте любые понравившиеся скороговорки,
2. Покричите. Но не нужно тупо орать, покричите как дети. Поймайте фокус в меру громкого звука, который не расходует усилий, но звенит в ушах окружающих.
Заставьте соседей содрогнуться 😈
Петь можно только необходимые распевки, минут 10-15 в день. Желательно каждый день.
Ничего, это не главное. Правильно подобранные распевки и упражнения подтолкнут вас к быстрому освоению качественного звука. Просто повторяйте за мной под видео, и делайте, чтобы было похоже. Через пару недель сможете хвастаться результатами перед друзьями и коллегами. Это самый быстрый путь к красивому разговорному голосу.
Как разбудить резонаторы сидя на диване, не иначе.
Следующий пост будет о том, как облагородить голос, придать ему бархотистости, благородности, глубины и немного секса.
Всем спасибо, с вами был MorozovOpera.
Успехов и отличных результатов!
Галина Вишневская поет в Большом театре (1966 г.)
Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения выдающейся оперной певицы Галины Павловны Вишневской.
Похоже это одна из самых старых кинопленок с участием Галины Павловны. Мы оцифровали этот кусочек и делимся им с вами.
Фрагмент кинодокумента: Власть музыки
Режиссер: Ю. Альдохин
Оператор(ы): Ю. Альдохин
Другие создатели: Сценарий В. Сухаревич, звук С. Пазухин
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)
Главный секрет певцов
Серьезно, это секрет, и самый большой.
Привет всем любителям пения, им сочувствующим и людям, которым просто интересно.
Сегодня я поведаю о самой больной теме для всех, кто поет. И кто не поет.
И нескольких минут не продержитесь, если вы не тренированы. Умрете сразу.
не буду, но процесс как две капли похоже на какую ни будь трубу или тромбон.
если все другие детали на месте.
А теперь представьте певца оперного, который без микрофона поет на 2-3к зрителей.
Неплохо, да? Тут то нам это самое дыхание нужно, как воздух.
Как доораться до зрителя, через оркестр, без микрофонов, так, чтобы на весь зал?
Одной постановки голоса не хватит, тут нужен мощный компрессор под связками, который
вам поможет ломать бокалы звуком (кстати, это не миф, только нужно знать детали)
Точнее, это вообще не секрет. Об этом все говорят и каждый делает на этом упор.
Только дышать, аки условный Хворостовский, умеют далеко не все.
И голосом ломать бокалы, как Штоколов, тоже умеют избранные. Эти секреты мастера
бесстыже забирают с собой в могилу, оставляя нам только догадки и споры.
В где собака то зарыта? Как дышать правильно?
Вокальные педагоги современности, дабы сразу «умыть руки», утверждают, что дескать
(Практикующие пение понимают, о чем я, и грустно кивают головой)
Неужто только терпение и труд всё перетрут?
Всё гениальное просто!
Об этом говорят нам, в свою очередь, эстрадрники. Мол щас за пару минут на пальцах обьясню и будешь королем вокала и дыхания, никаких проблем. И они во многом правы.
Многие эстрадные педагоги (дай им бог здоровья) говорят, что дышать нужно «в рёбра».
Типа надуваешь реберный корсет свой по периметру, и всё становится легко и просто.
Так то оно так, петь теперь становится в разы приятнее и удобнее, но!
Голос теперь какой то вялый и тусклый. Всё равно не то.
Мастера Итальянской школы (которые били бокалы из Муранского стекла, пока мы под стол пешком ходили) говорят о том, что нужно взять эти два метода, да совместить!
Дышим в ребра, а необходимое нам усилие создаем ровно под диафрагмой, дабы толкать её родимую к верху, контролируя поток и напор струи воздуха. Тогда и петь свободно, и голос становится сочный и мягкий. И да, на это тоже нужно немало времени, чтобы натренироваться,
но никак не пол жизни, ей богу.
А упражняться нам шариковая ручка поможет. Без вложения времени и денег.
Откручиваете у неё все потроха, оставив только носик, и дуете в неё, занимаясь своими делами.
На что способен голос, который вы подкрепляете ТАКИМ ДЫХАНИЕМ?
1. Мощный и уверенный тембр в разговоре (повышение на работе вам будет обеспечено)
2. Говорить не уставая. Особенно это касается учителей разных или терапевтов в больничках.
3. Меньше болит голова, вы становитесь бодрее и энергичнее в течение дня.
4. Улучшается настроение. Серьезно, мозг еще работает шустрее и бодрее.
5. Голос раскрывается и вы можете озвучивать большие аудитории.
6. Идеальный контроль над звуком для вокалистов.
7. Вы не испытываете дискомфорта при пении и лишний раз не беситесь.
8. Кровь насыщается кислородом и становится жиже. Болезни сердца отступают.
9. Не знаю что еще. Плюсов просто море, не стану же я перечислять все.
в нашем случает всё гениальное РЕАЛЬНО просто. Самый ненапряжный и свободный способ дышать оказывается тем самым секретным секретом вокального дыхания.
Конечно, дьявол кроется в деталях. И все их в тексте не раскрыть.
Одно из самых ценных на моем канале.
Хлеб артиста или Мировая премьера новой оперы
В своих эссе я уже рассказал о том, как работает оперный театр и как работает оперный певец, чтобы поработать еще в оперном театре. Непростая это работа, скажу я вам.
Сегодня я собираюсь закончить эту трилогию, описав реальные события на мировой премьере
1. Жребий брошен. Известный композитор Aldo Brizzi пригласил тебя петь в своей опере.
2. Первая репетиция. Стыд, страх и немножко обиды.
И мотивы стали гораздо сложнее, после переосмысления композитором народного материала.
Страх провала в глазах дирижера (он же композитор), стыд певцов, обида ребят, что пели роли второго плана. Мол, почему позвали на главные партии не их, а неграмотных балбесов. Несправедливо.
Да да, вы не ослышались. Не «Остаться в живых» конечно, но «остаться без голоса» точно.
Репетиции на износ с 10 утра до 00:00 ночи, с перерывами на обед и ужин. Жесткое зрелище.
Особенно, когда певец пытается что то из себя выдавить за полночь.
Только покрепче заваривай, не жалей.
Две, и обе главные. Просто парень, который должен был петь Джузеппе, не приехал. Ему предложили спеть в Сан Карло ди Наполи (театр такой знаменитейший), и он просто заплатил неустойку и всех послал. Так бывает. Поэтому мне пришлось петь и за баса, и за баритона, ибо человека, который сможет выучить за неделю сложнейшую партию банально не нашли.
4. Успеть за 60 секунд.
Одеться и загримироваться. Парик, мейк-ап, костюм, неудобные ботинки.
Спеть 20 минутную сцену с тобой в главной роли.
Бежать сломя голову в кулису, потом вниз по лестнице под сцену, через подвал в другую кулису.
Три человека на подхвате, ты скидываешь всё до трусов, двое тебя одевают.
Через 15 минут снова всё повторяется. И еще раз.
Многие певцы с этим топливом злоупотребляют, именно поэтому их пышные телеса плавятся под софитами на сцене и они буквально теряют пару килограмм за спектакль.
Да потому, что после постановки все идут в ресторан, обмывать успех (или запивать горе).
Свежий нарубленный салат с кучей семечек тыквы и прочим легкоусваяевым протеином, немного хлеба (реально немного, иначе петь не смогу) и фрукты (бананы). Это топливо горит ярко, жжет сильно и насыщает мощно. И не отнимает у тебя сил на переваривание. Идеальная рецептура ракетного топлива для певцов.
6. И снова успеть за 60 секунд.
Раз 8 за оперу мне приходилось проделывать трюк с переодеванием.
И не только на тело, но и на разум. Некоторые спрашивают ща страх сцены. Так вот.
С таким режимом работы ты забываешь о любом страхе. Есть только концентрация на деле
и твоя сила воли. Больше ничего.
А где Джузеппе, муж Марии?
Мастерство, не иначе. И, кажется, мне это удалось. Пусть и ценой лютой усталости.
Выбивать себе нормальный контракт тоже нужно уметь. Та еще нервотрепка.
Вы даже не представляете ор, который стоял в фойе, когда я говорил, что за 200 евро за спектакль я не буду петь вторую роль. Орала, конечно же, организатор. Я был спокоен.
8. Нервы, нервы, нервы.
С таким граффиком и нервотрепками из-за денег, костюма, режиссуры и т.д. нужно что то, что будет расслаблять и поддерживать. Мои коллеги, по обыкновению, собирались на ночные посиделки, искать правду в вине. Меня же спасают компьютерные игры, медитации и Пикабу.
Особенно посты про котиков. Люблю котиков.
9. Подвешенный язык.
Поэтому с грустью и радостью в душе я дописываю эти строчки и жду вас в новых постах про мои приключения, про вокал, оперу и прочую музыку)
Делюсь с вами моей коллекцией
Хлеб артиста. Взгляд из-за кулис
Как устроен оперный «театр» изнутри?
Описать весь творческий процесс, так сказать, с самыми пикантными подробностями))
В предыдущей части я описал путь от дивана до успеха. Путь этот тернист, но интересен! Хлеб артиста. Рубрика «Как это сделано»
Итак, мы прибыли в город, где будет постановка. Что теперь делать?
Очень часто, когда постановка проходит в курортном городке или какой-нибудь столице, снимать отель на целый месяц становится непосильно затратным, поэтому приходится мучаться с местными сайтами для сьема квартир (и не только квартир), дабы была и кухня, и соседи не долили в стену, когда поешь.
Мне лично важен интернет, чтобы иметь возможность попутно преподавать вокал и давать консультации по поступлению в консерватории итальянские (чем только не займешься, чтобы выжить).
3. Окей, мы не заразны, вещи сложили, лицо умыли, брюхо пиццей набили. Куда теперь?
Теперь идем в театр, на первую спевку. Зачастую это не спевка, а кружок знакомств и тщеславия.
Каждый раз вливаться в новый коллектив не просто, но для этого у каждого певца есть хорошо развитые коммуникативные способности и выработанная харизма. (если этих качеств нет, то второй раз сюда же петь вас уже вряд ли позовут).
4. Теперь о тщеславии. В чем суть?
Суть в том, чтобы с места в карьер блеснуть своим потрясающим голосом перед всеми и сразу подтвердить свой статус-кво. Это реально важно, ибо заняв место «альфы» на первой репетиции вы сможете подмять весь последующий творческий процесс под себя.
Все будут внимать вашим идеям мизансцен и стараться не заглушать в дуэтах и иных массовых сценах. Мне всегда смешно наблюдать, как певцы рвут жилы, пытаясь перекричать остальных, или делают невероятно тихий звук, дабы проявить свою музыкальность, чуть не лопаясь от напряжения.
Я же люблю начинать петь оч. тихо, красиво напевая. Все начинают прислушиваться и вторить, заглушая свой ор.
А потом, когда никто не ждет, выбить из певунов дух мощными раскатами своего «баса» на какой ни будь верхней ноте. Работает безотказно и выглядит круто. Поэтому свое место под солнцем я всегда себе обеспечиваю.
5. Окей, мы определили, кто главный. Дальше что?
А дальше определяем, кто самый позорный. Кто приехал не доучив партию, или чей голос вообще ни в какие рамки не лезет. Это отличная пища для дальнейших разговоров «за спиной». Певцы потихоньку сплачиваются на почве нелюбви к кому то конкретному, и это укрепляет их дружбу. Поэтому партию всегда нужно знать железно.
Я, как правило, держусь стороной и не участвую в шельмовании отдельных личностей, сидя в баре и пропуская под носом очередную кружку пива.
Я, признаться, даже не пью, поэтому такие тусовки проходят без меня.
6. Первая сценическая.
Это лотерея твоей будущей жизни на ближайший месяц. Будет этот период плодотворным и веселым, либо ты не будешь понимать, что происходит и ежедневно творить лютую дичь.
Ответственным за этот праздник жизни выступает режиссер.
Именно от него зависит градус будущего безумия в клубке из вокалистов (змей).
Как правило, режиссер есть главный катализатор всеобщей ненависти к нему самому, что еще больше сплачивает певцов вокруг нового изгоя. Как в романе 1984, где были совместные «две минуты ненависти». Только без телевизора и народных врагов, но со сценой и режиссером.
Всегда хочется узнать, чего конкретно обкурился режиссер, чтобы ̶в̶ы̶с̶р̶а̶т̶ь̶ выдумать такое.
Реальность такова, что твои замыслы об опере и видение главных героев, как правило, кардинально расходятся с представлением режиссера, и каждая новая репетиция не ломает шаблон, но доставляет больший моральный (и физический) дискомфорт, застявляя снова и снова мучаться вопросом «ПОЧЕМУ?»
Обыкновенно, режиссер не имеет на этот вопрос ответа или не считает нужным отвечать. Просто ему кажется, что так будет красивее или смешнее, и на этом всё.
Телевидение, радио, журналы, газеты. Еще фейсбуки, инстаграмы, ютубы и тиктоки.
Раньше было так, что достаточно знать нужного импрессарио, дирижера или хорошего агента, дабы блистать на лучших сценах мира. Сейчас это скорее отстаточное явление переходного периода.
Но РАНЬШЕ уже закончилось. Теперь бал правят критики и журналы, фоловеры и почитатели. Никому не охота приглашать хорошо поющего, но неизвестного артиста.
Хлеба и зрелищ, как говорится. Поэтому одним из главных этапов подготовки оперы является общение с прессой.
В следующем посте я расскажу о том, как правильно вести себя на сьемках ваших репетиций
на ТВ, как не оподливиться, давая интервью газетам, пару секретов работы с дирижером, оркестром и закулисными рабочими и, конечно, все тонкости подготовки к ПРЕМЬЕРЕ.
Той самой, ради чего все и происходит. И почему билеты на премьеру стоят, как самолет, когда как на последующие спектакли цена куда скромнее.
Сопрано+Альт. Дуэт цветов. Сабин Девиль, Марианна Кребасса
Всем привет!
После напряженной прогулочной субботы необходимо расслабиться и отдохнуть.
Поможет нам сегодня в этом подборка удивительной музыки и певцов, а так же очень важная и полезная информация об определении типов голосов.
↓↓↓Прекрасную музыку с выдержками из предыдущего поста вы найдете внизу↓↓↓
Хороший фониатр, имеющий дело, по большей части, с певцами и людьми разговорных профессий, обязан досконально понимать природу голоса, возможности его использования, технические аспекты вокала и, конечно же, различать типы голосов, не слыша их самих.
Случай из жизни, который все обьяснит:
— Дело было в Италии (я тут живу), в городе Равенна.
Устав от различных педагогов с «мировым» именем, тянущим одеяло «каждый на себя»
и внушающим мне, что лишь их метОда пения есть правда в последней инстанции, я решил обратиться к человеку максимально нейтральному в этом смысле, Франко Фусси.
Одного этого разговора уже достаточно людям знающим, чтобы осознать
всю невероятность ситуации.
Для людей, не столь искушенных в вокальных премудростях, поясню:
Все это сродни черной магии, а не врачебной практике.
Человек, не слыша голоса, дает рекомендации столь точные и необходимые, что даже ваш прекрасный педагог, лауреат международных конкурсов, не способен дать за вся свою жизнь.
Дорогие мои певцы и все те, кто имеет проблемы с голосом.
Не гнушайтесь визита к ФОНИАТРУ. Особенно, если это специалист мирового масштаба.
Такие есть в Питере и Москве точно, знаю их лично. В других больших городах также должны быть профессионалы, особенно при оперных театрах.
Визит к такому специалисту абсолютно безболезненный и полезный для здоровья.
Разбора переходных нот и их влияния на определение типа голоса я коснусь в следующем посте, ибо тема очень важная и обширная, поэтому я решил выделить ей отдельный пост.
(Взято из моего предыдущего поста)
2. БАС центральный. Типичный мужской голос, который в наше время стал весьма редким.
То ли из-за недостачи тестостерона у современных мужчин, то ли из-за чего то еще, басы стали вымирающим видом, особенно на оперной сцене. И я сейчас говорю о натуральных низких голосах, а не о деланных темных БАРИТОНАХ, что пытаются занять нишу свободных ролей басового репертуара
Такой голос имеет диапазон от РЕ-МИ Большой октавы до ФА первой октавы.
В принципе, такие голоса могут опускаться и ниже, но в силу природных особенностей нижние ноты будут звучать менее ярко, нежели у настоящих ПРОФОНДО
3. БАС-БАРИТОН (БАС БУФФО). Довольно распространенный мужской голос, который, чаще всего, поет комические оперы. Повелось так в силу того, что РОССИНИ, МОЦАРТ и компания писали в свое время музыку совершенно ином музыкальном строе, который был ниже современного примерно на пол тона (так воспринимает разницу человеческое ухо).
Поэтому те басы, что некогда были обычными БАССО КАНТАБИЛЕ, нынче стали величаться БАС-БАРИТОНОМ, и поют не только комические партии, но и драматические оперы, вроде тех, где Верди в кабалетте писал виртуозные верхние ФА. Ныне эти ноты настолько не физиологичны, что крепкий центральный бас (особенно, имея не идеальную технику) попросту не справляется с нагрузкой на них
FERNANDO CORENA SINGS » LA DULCAMARA» by Gaetano Donizetti
https://www.youtube.com/watch?v=8tfzqmsIYFM
4. БАРИТОН ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Самый распространенный мужской голос. Обладает, как правило, темным окрасом и относительно свободными верхами, что позволяет таким голосам петь как БАС-БАРИТОНОВЫЕ партии, так и классические баритоновые. Диапазон имеет СОЛЬ-ЛЯ большой октавы внизу и СОЛЬ-ЛЯ октавы первой. Голос бархатистый и приятный. Как правило это антагонисты опер, персонажи мрачные, со сложной психологией
5. БАРИТОН ЛИРИЧЕСКИЙ. Тут можно выделить еще и баритона центрального, что не имеет легкости наверху и басовых нот внизу, но в такие щепетильные тонкости я вдаваться не стану.
Некоторые лирические баритоны имеют диапазон ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕНОРА, но из-за трудностей с верхними нотами, или же более темного окраса, поют БАРИТОНОВЫЙ репертуар.
Голос их легкий, мягкий, менее глубокий. Как правило страдают от несчастной любви в операх
9. АЛЬТИНО
Раньше АЛЬТИНО было равно КАСТРАТ. Мужчины, не испытавшие на себе влияния мужских гормонов, сохранившие мальчишечий голос (из-за биологических отклонений встречаются и фертильные особи с таким голосом, но явление крайне редко)
Нынче же мужчины, что поют крепким баритоном, имитируют этот редкий АЛЬТИНО, путем пения на ФАЛЬЦЕТЕ. Голос это получается сверхвысоким, походим на женский, но пустым, прозрачным и безвольным
Я ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ ТАКИЕ ГОЛОСА
11. МЕЦЦО-СОПРАНО ДРАМАТИЧЕСКОЕ. Чуть более распространенный тип женского голоса. Но из-за сложности в постановке так же является на вес золота, вроде ТЕНОРА СПИНТО. Как правило МЕЦЦО становятся женские темные голоса, которые попросту не умеют петь верха.
Голос этот сочный, яркий и глубокий
12. МЕЦЦО-СОПРАНО ЛИРИЧЕСКОЕ. Один из самых распространенных женских голосов.
Уже не имеет такого темного окраса, как МЕЦЦО ДРАМАТИЧЕСКОЕ, но все так же легко спускается вниз и имеет определенные трудности с пением сверхвысоких нот.
Диапазон варьируется от СОЛЬ-ЛЯ малой октавы до ДО-РЕ третьей.
13. СОПРАНО ДРАМАТИЧЕСКОЕ. Крепкие темные женский голоса, очень распространены в природе, но не многие обладают достаточным навыком пения, чтобы исполнять партии, написанные для этого типа голоса. Как правило героини, мучающиеся от несчастной любви.
Сочетают в себе стенобитный верх и легкость центральных и нижних нот. Имеют широкий диапазон
14. СОПРАНО ЛИРИЧЕСКОЕ. (ЛИРИКО ДРАМАТИЧЕСКОЕ)
Из-за широкого спектра различных оперных партий, женские голоса принято разделять на множество мелких подразделов. В идеале же техничный и крепкий женский голос может должен уметь исполнять как драматические партии, как и лирические. Благо диапазон большинству женщин позволяет это делать. Ярчайшим примером выделю Каллас и Тебальди, что с успехом справлялись с широким спектром разноплановых ролей
Montserrat Caballe » Un bel di vedremo» Madama Butterfly
https://www.youtube.com/watch?v=pm0r3mMZP6k
Голос ЛИРИЧЕСКОГО СОПРАНО наиболее распространен среди женщин и имеет диапазон от
ДО первой до МИ-ФА третьей октавы. Голос имеет мягкое и полетное звучание
15. ЛИРИКО-КОЛОРАТУРНОЕ И КОЛОРАТУРКОЕ СОПРАНО. Пищалки, в хорошем смысле.
Такие женские голоса имеют наибольшую подвижность и способны петь удивительно высокие ноты, кажущиеся обывателю ультра-звуком. Маленькие связочки в купе с мелкой техникой позволяют таким голосам звенеть, аки колокольчик, на сверхвысоком диапазоне, совершенно не испытывая трудностей в звукоизвлечении (Не то что БАС, испытывающий все муки своего народа на головном регистре)