Что такое сопротивление в психологии
Сопротивление в психотерапии
Что такое сопротивление в психотерапии?
Понятие «сопротивление» ввел Зигмунд Фрейд: «сила, которая поддерживает болезненное состояние». Это некий защитный механизм, который не дает доступ к бессознательному, сохраняя симптом.
Он заметил, что пациенты неосознанно и, вполне, осознанно избегают некоторых тем, молчат, резко прекращают терапию.
Проще говоря, сопротивление существует для сохранения невроза.
Механизм сопротивления служит для защиты психики от опасности, болезненных переживаний, не переносимых чувств и эмоций.
Как проявляется сопротивление?
Клиент не знает о чем говорить или осознанно замолкает. В этот момент можно обратить внимание на невербальные признаки: позу клиента, положение рук, головы, мимику, вегетативные проявления (покраснел, вспотел).
Клиент рассказывает очень волнительную ситуацию, но при этом не выражая эмоции. Слова сухие, скучные, монотонные.
И, наоборот, когда обычный рассказ сопровождается чрезмерно эмоциональным откликом.
Эмоциональный рассказ сопровождается закрытой, одеревенелой позой и, наоборот.
Клиент последовательно рассказывает свою историю, не отвлекаясь на прошлое и настоящее.
И, наоборот, когда клиент говорит только о настоящем, избегая тем прошлого.
Клиент отвлекается на малозначимые детали, подробное описание мелочей.
Или клиент рассуждает о глобальных темах (политике, экономике и т.д), которые не ведут к личной истории.
Бывает осознанное избегание или бессознательное. Темы, которые затрагивают болезненные переживания: стыд, вину, сексуальность, агрессию, тревогу.
Не желание платить деньги может быть сознательным. В этом случае клиент может обсудить с психотерапевтом этот момент.
Если клиент рационализирует свое не желание платить, то обсуждения не получится. Клиент найдет тысячу объяснений своего пропуска сессии.
Клиент может сказать, что ему скучно на сессиях. Скука-это напряженное состояние, не расслабленное. Это состояние сопротивления против своих побуждений, фантазий и мыслей.
Клиенту можно задать вопрос:»Почему Вам скучно? Вам скучно говорить о себе? Это Ваш час, который Вы тратите исключительно на себя….Тут все про Вас…Что тут может быть скучного?»
Частые веселые сессии или серьезная история, сопровождаемая «смешками».
Как правило, через несколько сессий работа начинает сопровождаться тревогой. Происходит ощущение, что состояние ухудшается и терапия усугубляет самочувствие.
Это говорит о правильном направлении терапии.
Это значит, что клиент подходит к значимому, трудно переносимому материалу, и психика защищается от не приятных переживаний, вызывая желание остановиться, прекратить работу.
Данное чувство может быть схоже с тем, что клиент уже чувствовал по отношению с другим значимым человеком.
Этот факт следует обсудить с психотерапевтом. Скорее всего, клиент ассоциирует психотерапевта с кем-либо из своего прошлого.
Важность анализа сопротивления в психотерапии
Сопротивление в психотерапии очень важно. Оно позволяет «нащупать» тот материал, который ведет к проблеме клиента.
Когда клиент соглашается, осознает сопротивление, понимает какие чувства и эмоции стоят за ним, то можно рассуждать о причинах данного сопротивления.
Клиент начинает видеть, что стоит за сопротивлением. И тут открываются по-настоящему важные темы, которые выводят на новый уровень осознания проблемы и возможности работы.
Психологические сопротивления и защиты
«Люди, они как ёжики — тоже колются и фыркают, защищая себя…» Мария, 27 лет.
В человеке часто есть две силы:
С одной стороны, желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить).
А с другой стороны, сопротивление этому решению проблемы (или сопротивление психокоррекционной или психотерапевтической помощи).
Дело в том, что любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Когда психолог начинает помогать человеку, он вынужден лезть глубоко в душу. Душа болит, а простого и эффективного обезболивания души в психологии пока не придумали. На начальном этапе работа психолога вызывает у клиента неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу – это мужественный шаг. Сделать его непривычно, больно, страшно и часто материально дорого. Лишь после нескольких сеансов у клиента возникает ни с чем не сравнимое ощущение душевной легкости, радости и комфорта. Это состояние настолько восхитительно, что те, кто его пережил, перестают «бояться» идти к психологу.
Психологическая помощь — это всегда работа двух сторон: психолога и клиента. Чудес по мановению волшебной палочкой в психологии не бывает. Поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный: от психолога требуется внимательность, компетентность, решительность и эффективность работы, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы.
БЕЗ РАБОТЫ КЛИЕНТА РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НЕ БУДЕТ! Правда, от клиента не требуется знаний и умений, а нужно только сотрудничество. Но без этого «чудо» не произойдет даже у самого «великого» специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться – нельзя. Можно только ВМЕСТЕ ДОСТИГАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.
Первая трудность на пути к освобождению от проблемы — это преодоление психологических сопротивлений и защит клиента (в его же интересах). В общих словах, психологические сопротивления и защиты — это силы в психике клиента, которые противодействуют помощи психолога и решению психологических проблем клиента. На самом деле клиент пытается избежать душевной боли потому, что боль будет «здесь и сейчас», а результат помощи и решения проблемы «неизвестно когда и потом». Клиент, победивший боль и страх в своей душе, получает заслуженное вознаграждение: он начинает уважать себя и делает первый шаг к радости жизни.
Итак, психологическая защита защищает любого человека от психологической боли. Причина боли может находиться в прошлом, например, психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты. Причина может лежать в настоящем: непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека. Причина может быть связана с будущим, например, ожидания плохого, гипотетические страхи, переживания за возможные события и последствия. Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма). Однако, психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, НО НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ И НЕ ДАЮТ ПОМОЩИ. ОНИ ПОМОГАЮТ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО ТОЙ ПОРЫ, КОГДА ПРИДЕТ ПОМОЩЬ.
Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта, и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить «в латах»: на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ВЫ ПРОСТО ПРИСПОСОБИЛИСЬ.
Типичные случаи, после которых проявляются психологические защиты и сопротивления.
1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).
2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).
3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).
4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).
6. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб).
7. Слишком строгое «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» — быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
9. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).
В этих и многих других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстраивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет «в латах», часто на горе себе и на потеху окружающим. Хороший психолог помогает снять эти «латы» психологических защит максимально быстро и при этом безопасно. Конечная цель — научиться жить и радоваться свободной жизни без «лат», но сохранять свою защищенность.
Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?
1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни, или он становится очень специфичным, странноватым.
2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. Сценарий жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной самопсихотерапии». Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. Т.о., идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.
Какие бывают психологические защиты?
1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме). Скидывание агрессии на других людей может быть не только «дурной привычкой» и «педагогической запущенностью» у взрослого человека, но и парадоксальным образом свидетельствовать о скрытой неуверенности и скрытом чувстве вины.
2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал». Так иногда некоторые изнасилованные женщины через несколько лет искренне «забывают» об этом происшествии.
3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел», «не срочно», «отложу на потом» и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Например, главная героиня романа «Унесенные ветром» Скарлетт говорила себе: «Я подумаю об этом завтра».
4. Формирование противоположных реакций – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным, а на самом деле желание быть свободным со временем. Такое случается, например, при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз).
5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на сильного (например, на начальника) переносится с сильного, которого наказать невозможно, на слабого (например, на женщину, ребенка, собаку и т.п.). (Японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника). Возможен перенос не только агрессии, но и сексуального влечения или даже одновременно сексуального влечения и агрессии. Типичный пример — перенос сексуального влечения и агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту, вызвавшему эти чувства.
6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.
7. Подавление (например, при страхах и фобиях) — ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).
8. Подражание (идентификация с агрессором) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.
9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.
10. Рационализация, (интеллектуализация) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.
11. Изоляция аффекта – почти полное подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.
12. Регрессия – психологическое возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)
14. Расщепление – неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена «+» и «-» оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. «С одной стороны, конечно, … а с другой стороны, несомненно, …»
15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви.
16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека. Так создаются кумиры.
17. Всемогущество – преувеличение собственной силы. Бахвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.
18. Проекция – наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: «Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!»
19. Проективная идентификация – проекция на другого, над которым человек затем пытается установить контроль. Например, проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.
20. Репрессия – подавление желаний (своих или чужих).
21. Эскапизм – избегание болезненной ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески — человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.
22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).
23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.
24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.
25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.
Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации. Если вы обнаружили у себя, у своих близких или знакомых эти психологические защиты, есть повод задуматься о том, насколько конструктивно поведение данного человека. Вполне возможно, что, одев «латы» психологических защит, он лишает себя душевного комфорта и радости жизни.
Скорей всего, внимание, забота и компетенция хорошего психолога могут помочь этому человеку обрести исполнение своих сокровенных желаний.
© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!
НОВОСТИ
МЕТКИ
https://www.uspeshnie-mozgi.ru Успешные мозги – аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Все авторские права защищены. Копирование материалов только по предварительному письменному согласованию с авторами.
Аналитическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону:
+7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru
Будем рады помочь Вам!
—————————————— Сайт предназначен только для людей старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, немедленно покиньте сайт!
Психологическое сопротивление
Психологическое сопротивление — это след от диалога, прерванного на середине предложения. Сопротивление показывает нам, что когда-то произошел разрыв контакта, и является проявлением того, насколько ранимой чувствует себя личность. Оно показывает страх пойти на риск и говорит о том, что данная личность не находила поддержки в своем опыте контакта с другими людьми. Психологическое сопротивление — это базовая основная форма самозащиты личности, это двухсторонняя стена: с внешней точки зрения личность выглядит закрытой, а с ее собственной точки зрения она избегает психической раны.
Сопротивление закрывает раннюю глубоко чувствительную рану. Задача терапевта — помочь клиенту сделать эту стену более проницаемой, чтобы личность открылась более живым возможностям. Чтобы личность захотела открыться, терапевту необходимо признать мудрость ее сопротивления.
Поскольку мы помним, что сопротивление проявляется в тот момент, когда у личности нет внутренней поддержки справиться с ситуацией, то личность очень мудро поступает, ставя стену, забор, отгораживаясь от угрозы. Это очень мудро накапливать свои ресурсы, чтобы использовать их по мере готовности.
Проблема, связанная с сопротивлением, — анахронизм. Это ответ не на текущую ситуацию, а на прошлую. Решение о сопротивлении мы приняли очень давно. Теперь не можем использовать внешние ресурсы в подходящей манере, и наш страх заставляет нас впадать в инерцию.
Психологическое сопротивление может быть глубоким выражением чего-либо, в чем эта личность отчаянно нуждается. И личность знает единственный способ как о себе позаботиться — это закрыться и защититься. Так же как ребенок между 2-3 годами учится говорить «НЕТ», и это «НЕТ» становится первым способом, которым личность отличает себя от родительских фигур и настаивает на своей идентичности.
Психологическое сопротивление — это интернализованная заботливая сила внутри нас. Она замещает нам родительские фигуры, которые должны были защитить ребенка и поставить четкие границы. В отличие от реально заботящейся фигуры сопротивление является защитой, но не заботой (закрывает, но не питает). Сопротивляющееся поведение закрывает возможность заботы, которая могла бы прийти со стороны других людей.
Когда мы сопротивляемся, мы защищаемся от реальных и воображаемых угроз и отталкиваем тех, кто лучшим образом может предоставить нам контакт питающий и исцеляющих нас. Сопротивление защищает, однако надежно предохраняет личность от роста, потому что приостанавливает диалог личности с миром. Конечно же сопротивление берет начало в открытости и ранимости личности в детстве. Это приводит нас к неизбежной боли от непонимания, а в худшем случае злонамеренных действий родительских фигур из-за их собственной боли и их ранящего опыта. Это приводит к потере иллюзий детства, к шокирующему осознаванию, что нас не принимают, для этого еще нужно что-то делать. Это действие всегда связано с риском и страхом, что то, что ты сделаешь, окажется непринятым. А ты, из-за того, что ты делаешь это плохо, окажешься нелюбимым. Важно понять и принять эту сопротивляющуюся часть личности.
Что такое сопротивление в психологии
«Только на высоте нарастающего сопротивления открываются в совместной работе с анализируемым вытесненные влечения, питающие это сопротивление, в существовании и могуществе которых пациент убеждается благодаря этому переживанию. Врачу не остается ничего другого, как выжидать неизбежного и не всегда допускающего ускорения течения процесса излечения». З. Фрейд
Выгода от болезни
На начальном этапе становления психоанализа Фрейд полагал, что устранение невротических симптомов автоматически ведет к излечению пациентов. Такое понимание основывалось на катартическом методе Брейера, в соответствии с которым воспоминание о патогенных сценах в гипнотическом состоянии способствует исчезновению симптомов.
Но возникновение психоанализа было связано с изменением техники лечения, отказом от гипноза и использованием метода свободных ассоциаций. В результате применения данной техники выяснилось, что в процессе выявления забытых воспоминаний у пациента и при попытках перевода их в его сознание какая-то сила не только препятствовала осуществлению этого, но и поддерживала болезненное состояние. Так в психоанализе было открыто то, что Фрейд назвал сопротивлением.
На протяжении всего курса лечения пациент оказывает упорное сопротивление аналитику. Создается впечатление, что он не хочет освобождаться от своих невротических симптомов, стремится сохранить свою болезнь как нечто ценное и драгоценное для него. По выражению Фрейда, больной оказывает сопротивление врачу в интересах своей болезни. И это действительно так. Как такое возможно? Зачем и для чего пациенту препятствовать своему излечению? Почему он мешает аналитической работе, всячески сопротивляясь усилиям аналитика, направленным на выявление причин возникновения заболевания?Что представляет его сопротивление, делающее аналитическую терапию весьма длительной по времени и нелегкой по существу? Уже говорилось о том, что в случае внутриличностного конфликта человек может попытаться спастись от него бегством в болезнь. Именно так и поступает невротик, находя для себя спасительное средство в болезни. Благодаря бегству в невроз его Я приобретает определенную выгоду от болезни. Это, так сказать, его внутренняя выгода, позволяющая ему уйти от скверны бытия и опасностей реальной жизни в свой психический мир. Но нередко к внутренней выгоде от болезни присоединяется внешнее преимущество, находящее свое отражение в реальности.
У невроза свои преимущества. Я человека мирится с неврозом, поскольку бегство в невроз оказывается спасительным средством в том случае, когда индивид не видит иных путей разрешения возникшего у него в душе конфликта. Но невроз обладает как преимуществами, так и недостатками. К последним относится то, что облегчение конфликта путем бегства в болезнь не является окончательным разрешением его. Я приходится платить высокую цену за подобный способ облегчения конфликта. В качестве компромиссного образования появляются симптомы, доставляющие человеку страдания, подчас не меньшие, чем мучения от первоначального конфликта. При этом Я оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно хотело бы избавиться от приносящих человеку страдания симптомов, а с другой — его устраивает та выгода от болезни, которую он имеет. Характерная для невроза подобная амбивалентность Я усугубляет его и без того нелегкое положение, в результате чего человек испытывает постоянное раздвоение, разрушительно сказывающееся на его психическом состоянии. По мере того как болезнь становится затяжной, она как бы срастается с человеком. Она приобретает самостоятельное существование, заключает некий союз между собой и другими сторонами психики.
К первоначальной выгоде от болезни, возникающей вместе с появлением симптомов, добавляется то, что применительно к неврозу Фрейд назвал вторичной выгодой. Эта вторичная выгода закрепляет наличие болезни, в результате чего, несмотря на все жалобы больного по поводу переносимых им страданий, он внутренне не готов расстаться со своим заболеванием и оказывает всяческое сопротивление выздоровлению.
Как первичная, так и вторичная выгода от болезни являются значительным препятствием на пути возможного излечения пациентов. Они усиливают сопротивление больных, которые, несмотря на все их сетования и жалобы по поводу переносимых ими страданий, не собираются легко расставаться с тем внутренним убежищем, куда скрылись от неразрешимых проблем жизни и конфликтов, сотрясавших их душу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с самого начала своего лечения пациенты прибегают к различным формам и видам сопротивления, сохраняющего свою действенность на всем протяжении встреч с аналитиком.
Другое дело, что в процессе проработки соответствующего материала сопротивление может менять свои формы выражения и интенсивность проявления. Пациенты пользуются выгодой от болезни. Она как бы усиливает их защитные функции, связанные с бегством от реального мира. Однако, будучи действенной, подобная выгода оказывается на самом деле сомнительной с точки зрения нормального функционирования индивида. Во всяком случае, она является такой выгодой, которая поддерживает само заболевание и в этом смысле оборачивается не чем иным, как вредом, который не только усугубляет психическое состояние больного, но и наносит урон обществу. Пользуясь выгодой от болезни, пациенты не осознают тот вред, который скрыт за преимуществами, даваемыми им болезнью. Не случайно их сопротивление против излечения не становится предметом их сознания, в результате чего они не понимают того, что оказывают различные сопротивления аналитику. Выявление всевозможного рода сопротивлений — прерогатива аналитика. Но мало выявить сопротивления пациента. Аналитику приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы сам пациент понял, зачем и чему он сопротивляется. И только после этого возможна совместная деятельность по преодолению оказываемых пациентом сопротивлений, что как раз и составляет одну из важных задач аналитической терапии. С точки зрения Фрейда, преодоление этих сопротивлений является существенным достижением анализа и той части работы, которая только и дает нам уверенность, что мы чегото добились в процессе лечения больного.
Виды сопротивлений
Обнаруживаемое в процессе лечения сопротивление пациентов не является единичным актом. Оно способно не только принимать разнообразные формы и выступать с различной степенью интенсивности, но и оказывается постоянным спутником терапевтического процесса как такового. Поэтому речь идет, как правило, не только о преодолении сопротивления, оказываемого пациентом в начале его лечения, но и о длительной, кропотливой работе по вскрытию и устранению сопротивлений, возникающих на различных этапах терапевтической деятельности. Подобная ситуация стала все более очевидной по мере того, как аналитики начали уделять пристальное внимание сопротивлению как таковому.
Практика показывает, что прежде всего сопротивление пациентов направляется против основного технического правила психоанализа. Согласно этому правилу, пациент должен говорить буквально обо всех своих ассоциациях, которые в состоянии спокойного самонаблюдения возникают у него. При первых же встречах с пациентом аналитик разъясняет смысл совместной работы и говорит о важности соблюдения основного технического правила, поскольку от этого во многом зависит и продолжительность лечения, и его успех. Любые воспоминания пациента, его чувства и мысли — все является существенным, независимо от того, представляются ли они таковыми ему самому или нет. Казалось бы, во имя своего выздоровления пациент готов сотрудничать с аналитиком. Однако нередки случаи, когда, понимая суть основного технического правила психоанализа, пациент без какого-либо видимого желания следует ему, а подчас даже, напротив, делает все для того, чтобы не соблюдать его. Он может ничего не говорить, молчать и ждать наводящих вопросов со стороны аналитика. При этом пациент начинает оправдываться, утверждая, что ему ничего не приходит в голову, у него нет никаких воспоминаний и будет лучше, если аналитик сам станет расспрашивать его обо всем, что считает нужным. Подобного рода сопротивление напоминает ситуацию, когда часть обучающихся психоанализу студентов вдруг обнаруживают, что у них пропали сновидения. Стоит только обратить внимание студентов на то, что отныне они должны записывать свои сновидения и анализировать их, как тут же некоторые из них заявляют, что им перестали сниться сновидения.
Типичными являются два вида сопротивлений, в значительной степени противостоящие друг другу. В соответствии с одним из них пациент занимает такую соглашательскую позицию, когда им принимаются любые интерпретации и суждения, высказанные аналитиком. Согласно другому виду сопротивления любое высказывание аналитика вызывает критическое отношение со стороны пациента, готового по любому поводу отстаивать свое собственное мнение.
«Соглашатель» с энтузиазмом воспринимает те или иные разъяснения аналитика, связанные с психоаналитическим пониманием его проблем и внутриличностных конфликтов. Он охотно идет навстречу аналитической работе и всячески благодарит аналитика за то, что тот раскрыл ему глаза на многие ранее непонятные ему процессы. Выражая свое позитивное отношение к «прозорливому» аналитику, пациент может преданно смотреть ему в глаза, выказывать свое восхищение по поводу его искусства интерпретации сновидений, охотно говорить о том, как улучшается самочувствие. Соглашаясь во всем с аналитиком, пациент как бы усыпляет его бдительность, чтобы тем самым не дать ему возможность дойти до того глубинного материала, который действительно затрагивает причины и суть заболевания.
За его соглашательской позицией скрывается сопротивление против проникновения аналитика в тайну семейных или иных отношений, послуживших источником возникновения невротических симптомов.
В отличие от «соглашателя», «критик» настороженно относится к аналитику, его приемам работы и интерпретациям. Он выражает свое сопротивление в более явной форме, чем «соглашатель». Для «критика» аналитический процесс превращается в своего рода игру, в которой он стремится одержать верх над аналитиком. Он может выказывать недовольство по поводу того, что аналитик обращает внимание на какие-то детали жизни пациента, которые представляются ему не имеющими существенного значения.
«Критик» готов вступить в решительный бой, чтобы отстоять свою точку зрения и с помощью логических аргументов опровергнуть противоположное мнение. Он будет прилагать все усилия к тому, чтобы оказаться правым или, во всяком случае, продемонстрировать некомпетентность аналитика в том или ином вопросе.
Причем для него более важным оказывается не обсуждаемый вопрос, а то, что он способен противостоять выраженной кем-то точке зрения. Для «критика» интеллектуальное сопротивление становится ареной борьбы с аналитиком. Ради достижения победы в этой борьбе он готов на все. Вместо желания излечения у «критика» появляется стойкое интеллектуальное сопротивление, под воздействием которого он готов поступиться своим психическим состоянием ради того, чтобы доказать, как аналитик не прав в своих интерпретациях, что он ничего не понимает в его исключительном заболевании.
Интеллектуальное сопротивление пациентов чаще всего обусловлено их предшествующим отношением к родительским фигурам, особенно к отцу. В свое время Фрейд отметил, что у пациентов мужчин значительные сопротивления лечению происходят из отцовского комплекса. Они коренятся в том страхе перед отцом, который испытывался ими в детстве. Они могут быть связаны и с недоверием по отношению к отцу, а также с тем критическим настроем, который возникает у сыновей, стремящихся выйти изпод отцовской опеки.
Типичные проявления сопротивлений
Сопротивление может принимать самые различные формы — от интеллектуального до эмоционального, от ярко выраженного до скрытого и хорошо замаскированного. Опоздания пациентов на встречу с аналитиком или их пропуски очередной сессии являются типичными проявлениями сопротивления.
Опаздывая на очередной аналитический сеанс, одни из пациентов испытывают смущение, извиняются, избегают обсуждения вопроса о том, почему это произошло. Другие, напротив, с большой охотой рассказывают о причинах опоздания, воспроизводят приключившиеся с ними происшествия и даже придумывают всякие истории, не только оправдывающие их опоздания, но и предназначенные для того, чтобы вызвать у аналитика сочувствие и жалость. Некоторые пациенты находят различного рода рациональные объяснения того, почему они опоздали на аналитическую сессию. Они ссылаются на объективные обстоятельства, непредвиденные происшествия, не от них зависящие события. Однако в большинстве случаев оказывается, что за опозданиями скрываются глубинные мотивы самих пациентов, предопределяющие те или иные события, а также различного рода ошибочные действия.
Распознание и преодоление сопротивлений пациентов — важная и необходимая часть аналитической работы. Одна из трудностей анализа заключается в том, что сопротивление меняет не только форму своего выражения, но и интенсивность проявления. Изменение формы сопротивления замедляет аналитический процесс, поскольку требуется время на его обнаружение. Интенсивность сопротивления, напротив, способствует обнаружению важных вех или отправных точек дальнейшего направления анализа. Разумеется, речь идет не об ускорении самого процесса лечения, поскольку обнаружение и устранение одного вида сопротивления само по себе не является гарантией того, что в дальнейшем аналитику не придется столкнуться с каким-либо еще, возможно, более сильным и ярко выраженным (или скрытым) сопротивлением. Речь идет лишь о том, что интенсивность сопротивления является наглядным свидетельством активизации бессознательных процессов, обусловленной аналитической ситуацией и требующей соответствующей совместной проработки.
По интенсивности проявления сопротивления можно в какой-то степени судить об успехах анализа и изменениях, происходящих в психике больного. Практика показывает, что как только в процессе аналитической работы повышается интенсивность проявления сопротивления, это является явным признаком того, что аналитик подошел к выявлению какогото существенного аспекта, связанного с пониманием причин и природы возникновения невротического симптома. Бывают случаи, когда пациенты проявляют забывчивость при оплате. Это может проявляться по-разному. Пациент может вспомнить, что не заплатил за очередной сеанс, в самый последний момент, когда только вышел от аналитика. Чаще всего он возвращается, извиняется за свою забывчивость и расплачивается с аналитиком. Некоторые пациенты расплачиваются с аналитиком при следующей встрече с ним. Как бы там ни было, но для аналитика забывчивость пациента при оплате является верным свидетельством того, что у пациента появилось сопротивление.
В другом случае пациент может испытывать недовольство по поводу слишком успешного продвижения анализа, способного проникнуть в глубины его бессознательных желаний, в то время как он не хочет или еще не готов иметь дело с собственным бессознательным. Недовольство пациента может возникнуть и против бесполезной, по его мнению, траты времени на обсуждение каких-то второстепенных вопросов вместо того, чтобы немедленно решать те проблемы, с которыми он пришел к аналитику. То или иное недовольство пациента работой аналитика, которое не выражается им в явной форме, проявляется в виде сопротивления и находит выход в качестве забывания оплатить очередную аналитическую сессию.
Типичным проявлением сопротивления является также то, что в психоанализе получило название негативной терапевтической реакции. В процессе аналитической терапии психоаналитику приходится сталкиваться подчас с таким явлением, когда наметившийся прогресс в лечении пациента неожиданно оборачивается ухудшением его состояния. Подобная реакция на успех лечения может быть связана с тем, что, несмотря на приход к аналитику, пациент, в общем-то, не хочет расставаться со своей болезнью. Вместо улучшения наступает ухудшение его состояния. Вместо избавления от страданий в ходе анализа у пациента возникает потребность в их усилении. За сопротивлением против выздоровления может скрываться необходимость в постоянном страдании, выступающем в качестве искупления бессознательного чувства вины.
Сопротивления пациентов многогранны и разнообразны. Иногда поражаешься той логической последовательности, которая проявляется в речи пациента, излагающего, скажем, воспоминания своего детства или переживания, относящиеся к событиям вчерашнего дня. И только через некоторое время начинаешь понимать, что рассказ пациента является не чем иным, как домашней заготовкой. Одни пациенты тщательно готовятся к предстоящей сессии и мысленно отбирают выигрышный, интересный для рассказа материал, чтобы произвести соответствующее впечатление на аналитика. Другие заранее продумывают свою речь, чтобы не тратить зря время в период сессии и использовать его с максимальной пользой для себя. За всем этим стоят сопротивления пациентов, не желающих говорить о том, к чему они не предрасположены, и предпочитающих брать инициативу в свои руки, чтобы аналитик не дай бог не затронул проблемы, вызывающие у них неприятные воспоминания и переживания.
В результате разнообразных сопротивлений в сообщениях пациентов может преобладать такая информация, которая не столько приближает аналитика к выявлению истоков возникновения невротических симптомов, сколько отдаляет его от них. Нередко самый ценный для анализа материал оказывается за порогом сознания и пациента, и аналитика. Приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы из многочасовых рассказов пациента обо всем и ни о чем, вызванных к жизни его сопротивлением против анализа как такового, выявить то ценное и полезное, которое бы способствовало пониманию существа его внутриличностных конфликтов.
Выявление и проработка сопротивления
Цель аналитической работы состоит в том, чтобы распознать сопротивления пациентов, открыть их глаза на эти сопротивления и помочь им осознать их. Коль скоро сопротивления являются компромиссом между силами, стремящимися к выздоровлению и препятствующими этому процессу, то становится очевидным, что преждевременные интерпретации аналитика, относящиеся как к общей картине заболевания, так и к сопротивлению пациента, нежелательны. Как говорится, всему свое время. Поэтому прежде всего аналитик ориентируется на выявление неизвестного пациенту сопротивления. После этого следует пациенту дать время для того, чтобы он смог углубиться в свое собственное сопротивление. Совместными усилиями аналитик и пациент прорабатывают вопросы, связанные с истоками возникновения конкретного сопротивления, уходящими своими корнями в процессы вытеснения бессознательных влечений, и следствиями, вытекающими из него. Детальная проработка сопротивления пациента дает возможность сначала осознать его, понять, какие вытесненные влечения являются его питательной почвой, как, почему и каким образом вместо стремления к выздоровлению возникла противоположная тенденция. Это открывает перспективы для последующего преодоления пациентом своего сопротивления. Поскольку же в процессе аналитической работы сопротивления изменяют свою форму и интенсивность проявления, то соответствующая их проработка и окончательное их преодоление требуют длительных, кропотливых совместных усилий аналитика и пациентов. Вот почему аналитическое лечение всегда является продолжительным по времени. Причем заранее аналитик не может сказать пациенту, насколько длительным оно будет. Это зависит не столько от аналитика, сколько от самого пациента, чье сопротивление предопределяет продолжительность аналитического процесса. По выражению Фрейда, длина пути, который должен пройти анализ, и обилие материала, которое приходится на этом пути одолеть, не имеют значения в сравнении с сопротивлением, оказываемым во время работы самим больным.
Аналитическое лечение является не только длительным, но и трудоемким, требующим терпения со стороны аналитика и мужества со стороны пациента. В свое время Фрейд обратил внимание на данное обстоятельство, характерное для психоаналитической терапии и не свойственное, пожалуй, другим методам лечения.
Современные психоаналитики не только не оспаривают это положение, но и уделяют значительное внимание работе с сопротивлениями. С учетом сопротивления пациента терапевтическая задача психоанализа сводится к следующему: выявление и раскрытие сопротивления, преодоление сопротивления, уничтожение вытеснения, превращение бессознательного в сознание.
Борьба с сопротивлением заключается прежде всего в необходимости осознания его. Но так как сопротивление исходит от Я пациента, то это означает, что логические доводы аналитика адресованы именно ему. Когда сопротивление становится сознательным, тогда можно как бы посулить Я различные выгоды и награды, если оно откажется от сопротивления. Но здесь могут возникнуть непредвиденные трудности, связанные с тем, что, возможно, сопротивление пациента исходит не только от его Я. Именно такой вопрос и встал перед Фрейдом, когда он перешел от топического к структурному представлению психики человека.
Наряду с сопротивлениями Я, Фрейд выделил и другие виды сопротивлений. Это было связано с трудностями, которые обнаружились при проработке сопротивлений Я. Оказалось, что даже при отказе Я пациента от сопротивления устранение вытеснения все еще оказывалось проблематичным. Так, после устранения сопротивления Я сохраняло силу навязчивого воспроизведения, которая выступала в форме бессознательного сопротивления. Осознание этого обстоятельства привело Фрейда к пониманию того, что следует считаться с различными сопротивлениями, исходящими не только от Я, но и от других составных частей психики.
В понимании Фрейда, Я оказывается источником трех различных по своей динамике видов сопротивления. Первый вид связан с сопротивлением вытеснения, второй — с сопротивлением из перенесения, третий — с сопротивлением, исходящим из выгоды от болезни. Четвертый вид сопротивления соотносится с сопротивлением Оно, олицетворяющим собой силу навязчивого повторения, благодаря которой бессознательные прообразы оказывают соответствующее воздействие на вытесненный процесс влечения. Пятый вид сопротивления — это сопротивление Сверх-Я, обусловленное чувством вины или потребностью в наказании. Таковы, по мнению Фрейда, пять видов сопротивления, которые могут иметь различную степень интенсивности у пациента и с которыми аналитику приходится считаться в процессе своей терапевтической работы.
Разумеется, выявление всех этих видов сопротивления осложняет работу аналитика. И тем не менее направленность исследования и лечения становится предельно ясной. Уделяя особое внимание сопротивлению пациента, аналитическая терапия обретает верное направление развития, которое способствует лечению нервнобольных. Аналитическое лечение сопровождается оживлением старого конфликта вытеснения, демонстрацией пациенту того, что предпринятое им прежде решение привело к болезни, и раскрытием перед ним новых возможностей решения, определяющих путь к выздоровлению. Однако практическое осуществление аналитической терапии сталкивается со значительной трудностью, недооценка которой способна поставить в тупик начинающего аналитика. Дело в том, что в процессе аналитической работы у пациента возникает такая форма сопротивления, которая связана с проявлением особого интереса к личности врача. Речь идет о сопротивлении в качестве перенесения на врача тех мыслей и чувств, которые пациент испытывает и ощущает внутри себя.
Это с необходимостью ведет к более глубокому осмыслению феномена переноса.