Что такое сопряженная речь

Конспект логопедического занятия «Сопряжённая речь. Перелётные птицы»

Что такое сопряженная речь. Смотреть фото Что такое сопряженная речь. Смотреть картинку Что такое сопряженная речь. Картинка про Что такое сопряженная речь. Фото Что такое сопряженная речь Гнеушева Татьяна
Конспект логопедического занятия «Сопряжённая речь. Перелётные птицы»

Тема: Сопряженная речь «Перелетные птицы».

Цель: Коррекция заикания.

— Формировать обобщающее понятие «Перелетные птицы», уточнять, какую пользу они приносят людям.

— Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

— Развивать общую, мелкую моторику детей;

— Развивать правильное физиологическое и речевое дыхание.

— Развивать плавность речи.

— Развивать грамматический строй речи.

— Развивать связную речь.

— Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога, её нормальный ритм

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам).

Развитие мимических мышц.

Выразить состояние грусти и печали («Вы прощаетесь с улетающими птицами»); изобразить радость («Птицы вернулись в родные края»).

2. Сообщение темы занятия.

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Логопед описывает внешние признаки перелётной птицы, а ребёнок называет её. Ответы сопровождаются дирижированием ведущей рукой).

Образец ответа: это аист. Это лебедь.

— Что делают эти птицы осенью? (улетают в теплые края).

— Как называют таких птиц? (Перелетные).

Шла Ульяна с огорода,

Повстречала там урода.

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки.

Огородное пугало долго стояло,

Всех птиц испугало.

Изобразить летящих птиц. Тело расслаблено.

Дидактическая игра «Улетает – не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, показывает картинку, а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет.)

Почему птицы улетают в теплые края?

Игра «Чем питаются птицы

Ты картинку покажи,

Чем питаются, скажи.

У ребенка картинки с изображением насекомых. Он показывает картинки и вслед за логопедом повторяет:

Перелетные птицы питаются червяками.

Перелетные птицы питаются бабочками.

Перелетные птицы питаются жуками.

(Произнося предложения, ребенок кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова. Таким образом, он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы.)

— Ответ на вопрос, заданный вначале упражнения.

Развитие общей моторики. «Осень»,

Улетели птицы, Машут руками, как крыльями.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится. Приседают.

Целый день сегодня

Все летят, летят. Встают, идут по кругу и машут руками.

Видно, тоже в Африку

И. Токмакова Бегут по кругу.

Развитие мелкой моторики. «Журавли».

Летят лениво журавли.

Летят они прощаются: Взмахи перекрещенными кистями рук.

С березами и кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами. Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Проговаривание вместе с педагогом стихотворения о птицах (дирижировать).

Мы картиночки покажем

И про каждую расскажем:

Журавль курлычет: «Курлы-курлы».

Логопед читает стихотворение, ребенок выполняет движения.

Образование уменьшительно-ласкательной формы.

4. Итог занятия.

5. Оценка работы детей

Конспект интегрированной НОД «Перелётные птицы» 1. Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни, внешнем виде. 2. Развивать мышление, речь, слуховое и зрительное.

Комплексное занятие «Летят перелётные птицы» Летят перелетные птицы Программное содержание: дать представление детям о перелетных птицах, познакомить с их особенностями внешнего вида.

Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы» Лексическая тема: Перелётные птицы. Логопедическая тема: Формирование грамматического строя речи. Совершенствование связной речи. Коррекционно.

Что такое сопряженная речь. Смотреть фото Что такое сопряженная речь. Смотреть картинку Что такое сопряженная речь. Картинка про Что такое сопряженная речь. Фото Что такое сопряженная речьКонспект НОД по теме «Перелётные птицы» Конспект НОД по теме «Перелётные птицы». Автор : Семёнова Людмила Николаевна – воспитатель отделения дошкольного образования МАОУ «Бигилинская.

Логочас на тему «Перелётные птицы» (старшая группа) Программное содержание: Улучшить подвижность артикуляционных органов; Способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения.

Конспект НОД «Перелётные птицы» Тема: Перелетные птицы Цель: Поощрять использование детьми в активной речи простых распространенных предложений, включающие слова с однородными.

Что такое сопряженная речь. Смотреть фото Что такое сопряженная речь. Смотреть картинку Что такое сопряженная речь. Картинка про Что такое сопряженная речь. Фото Что такое сопряженная речьПерелётные птицы Весна… Пригревает солнышко, тает снег, по обочинам дорог бегут, ослепительно сверкая на солнце, ручейки. В это время из далёких заморских.

Что такое сопряженная речь. Смотреть фото Что такое сопряженная речь. Смотреть картинку Что такое сопряженная речь. Картинка про Что такое сопряженная речь. Фото Что такое сопряженная речьПроект «Перелётные птицы» Название – «Перелётные птицы» Автор – Кузьмина Светлана Аркадьевна Тип проекта – познавательно – игровой Возраст детей – 5 – 6 лет (старшая.

Источник

Что такое сопряженная речь

Учитывая особенности речи заикающихся с психолингвистических позиций (см. 2.4), для них важен как выбор смысловой стратегии речевого высказывания, так и отбор лексических единиц и грамматических конструкций, соответствующих основной стратегии парадигмы высказывания.

Таким образом, в коррекционный процесс необходимо включать работу по развитию планирующей функции речи. Такую работу принято начинать с обучения заикающихся проговариванию высказывания про себя. Внутреннее проговаривание (по А.А. Леонтьеву) дает возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до “включения” звучащей речи, что организует внутренне-речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).

Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий. Программа речевого высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом с применением наглядно-ситуационного материала.

В качестве примера можно привести следующие упражнения.

Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название предмета на картинке должно начинаться с гласного звука (Утка. Аня. Аист).

Ответ на вопрос: “Что это?” при демонстрации того же наглядного материала. При этом повторяется лексика предыдущего упражнения, добавляя указательное местоимение “Это” (“Что это?” “Это утка” “Это аист”).

В ответе ребенка на вопрос “Что это?” объединяются две отработанных предыдущих фразы с предъявлением того же наглядного материала (“Это утка, а это аист”).

В ответе на вопрос логопеда ребенок должен самостоятельно назвать предмет, нарисованный на картинке (“Что плывет по реке?” “Лодка”).

В ответ на вопрос логопеда ребенок составляет фразу, используя лексику вопроса, самостоятельно добавляя новое слово, обозначающее предмет (“Что плывет по реке?” “По реке плывет лодка”).

Следующим этапом работы является усложнение речевой задачи, в которой объединяются отработанные ранее предложения, причем вначале объединяются фразы, имеющие одинаковые глаголы, но разные существительные. Ребенку предлагается соответствующий наглядный материал, который помогает сформулировать фразу типа: “Мальчик идет, и девочка идет”.

В ответе ребенка объединяются две фразы, ранее отработанные отдельно, которые содержат одинаковые существительные, но разные глаголы (“Эта птичка сидит, а эта птичка летит”), а затем вводятся прилагательные (“Этот автобус красный, а этот синий”).

Объединяются две ранее отработанные фразы, содержащие разные существительные и разные глаголы (“Лиса бежит, а птичка летит”. “Коля умывается, а Света причесывается”), с опорой на наглядный материал.

Составление небольшого рассказа на основе отработанных ранее предложений (“Это Коля, а это Света. Коля умывается, а Света причесывается”).

Отдельно проводится обучение ребенка составлению рассказа по картинке. Эта работа имеет те же этапы, которые описаны ранее.

В помощь ребенку можно предложить графическое изображение фразы, которую он должен составить:

“Это девочка. — — Девочка играет. — — Девочка играет с собакой. — — — Девочка играет с собакой на поляне.(Если ребенок не знаком с грамотой, в графической схеме предлоги не выделяются, а включаются в фонетическое слово.) — — — —

В комплексных психолого-педагогических системах реабилитации заикающихся выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи, которая реализуется на материале сопряженной, отраженной, ответно-вопросной, пересказе, рассказе, спонтанной формах речи (Н.А. Власова, 1983; В.И. Селиверстов, 1994).

Сопряженная речь — проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. При этом ребенку рекомендуется смотреть на артикуляцию логопеда. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Возможность произнести слово, а тем более фразу без заикания имеет большое психотерапевтическое значение. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4-5-ти и более.

Отраженная речь — представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2-4-х строф.

Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.

Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т.п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, кото-

рым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.

На всех этих трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.

Пересказ прослушанного небольшого текста. Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.

Спонтанная речь является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.

На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т.п.).

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

Методики, разработанные Н.А. Чевелевой (1978), С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой (1980), направлены также на развитие планирующей функции речи.

В этих методиках указана необходимость последовательного усложнения программы высказывания в процессе обучения заикающихся детей навыкам свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной. Построение коррекционной работы с учетом постепенного развития планирующей функции речи дает возможность снизить аффективные реакции заикающегося ребенка, связанные с поиском слова (Р.Е. Левина).

Для обучения подростков и взрослых заикающихся внутреннеречевому планированию на первом этапе в качестве образца логопедом дается жесткая модель высказывания по тематике, грамматическим конструкциям и частично — лексике. Например: “Меня зовут. Я живу на улице. Я учусь. ”. При этом в планируемых фразах количество слов должно быть ограничено (на первых этапах коррекционной работы синтагма должна состоять из 3-4-х слов). Внимание заикающегося обращается на необходимость наличия паузы между синтагмами, во время которой он должен осуществить внутреннее программирование следующей части высказывания.

Естественно, что паузы между синтагмами должны быть длительнее, чем в норме. Заикающемуся объясняется значение паузы как для плавности речевого потока, так и для смыслового оформления высказывания.

Задачи по активации внутреннего программирования реализуются на постепенно усложняющемся речевом материале (стихи, чтение текста, пересказ, спонтанная речь). Тренировки позволяют автоматизировать этот процесс, что позволяет внутреннее проговаривание сворачивать. Длительность межфразовых и межсинтагменных пауз постепенно приближается к норме.

Известно, что для нормальной речи характерно наличие хезитационных пауз, их функция связана с поиском слова или грамматической конструкции. Эти паузы не имеют четкой локализации в структуре фразы. В процессе коррекционной работы внимание заикающихся фиксируется только на синтагматических паузах. Это связано с необходимостью обучить заикающихся достаточно жесткому планированию высказывания. При жестком планировании высказывания локализация синтагматических пауз и хезитационных должна совпадать, что умень-

шает риск нарушения плавности речи и появления судорожных запинок.

Последующие этапы работы со взрослыми заикающимися должны включать в себя процесс обучения планированию, как отдельного высказывания, так и целого текста. Особое значение имеет активизация пассивного словарного запаса и тренировка использования сложных грамматических конструкций. Необходимо специально тренировать активный осознанный контроль за смысловой стороной высказывания.

Источник

Что такое сопряженная речь

Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи. Судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Судороги имеют различную локализацию, тип и силу выраженности.

Принято выделять два основных типа типа речевых судорог:

Тонические судороги проявляются в виде резкого насильственного повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп. Лицо в это время отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации.

Клонические судороги характеризуются насильственным многократным, ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки или слоги.

Обычно у заикающегося можно наблюдать оба типа судорог.

Судороги могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом, дыхательном, соответственно принято говорить об артикуляционных, голосовых и дыхательных судорогах. В клинической картине заикания чаще встречаются смешанные судороги.

Судороги дыхательного аппарата:

Судороги голосового аппарата:

Возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука.

Судороги артикуляционного аппарата:

Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба.

2) Язычные судороги:

Составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык.

Данная судорога изолированно встречается крайне редко, чаще наблюдается в составе сложной общей генерализованной судороги артикуляционного аппарата. Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам назализованный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков, похожих на «пм-пм», «кн-кн», «тн-тн» и т. п. в зависимости от положения языка и губ

Тяжесть проявления речевых судорог:

Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог.

Некоторые ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте.

Степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непостоянна и зависит от целого ряда условий: эмоционального состояния в данный момент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося, от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания, от наличия так называемых «трудных звуков» в словах, составляющих высказывание и т. д.

Речевое дыхание:

В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт,во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У заикающихся эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко заикающиеся говорят на вдохе либо в фазе полного выдоха.

Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.

Сопутствующие речи движения:

Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются по-разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т. п. Эти движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у незаикающихся людей.

Речевые уловки:

Вегетативные реакции:

Устная речь у подростков и взрослых с заиканием нередко сопровождается вегетативными реакциями. Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе речи усиливается потоотделение, ладони становятся влажными, могут появляться капли пота на лбу.

Логофобия:

Течение заикания:

Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов, дней, месяцев а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.

В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Соответственно различают несколько типов течения данного речевого расстройства:

Этиология заикания:

До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов.

При заикании, как правило, отсутствует первичная одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для ее появления необходимо сочетание ряда факторов.

По данным многочисленных наблюдений в большинстве случаев первые признаки заикания появляются в возрасте 2-6 лет (период интенсивного овладения речью). Такая возрастная избирательность связана с тем, что формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Физиологические исследования свидетельствуют о том, что любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, возникающее во внутриутробном, пренатальном или постнатальном периодах развития. Это поражение, как правило, бывает диффузным, в то же время обычно отмечают те или иные отклонения в состоянии моторных структур мозга. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. У части заикающихся органическое поражение мозга не обнаруживают. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям.

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи.

Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции. Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание.

Многие авторы связывают появление заикания с перенесенной психической травмой. Психические травмы принято разделять на острые и хронические, причем объективная сила воздействия психического фактора травмы не имеет решающего значения. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания

Данные мировой литературы свидетельствуют, что отягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких поколений. Если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления заикания в последующих поколенияхрезко возрастает, в особенности, если заикаются родители.

У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до концане ясен.

Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 4-6 лет. Темп речи часто ускорен, дети как будто «захлебываются» речью, не договаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные словаи предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается»смазанность» произнесения звуков в речевом потоке.

До появления заикания у таких детей могут отмечаться характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2-5 лет могут отмечаться страхи (темноты, отсутствияв зрослых, невротический энурез и т. д.). Часто дети с трудом привыкают к новой обстановке, в такой ситуации характерологические особенности проявляются особенно ярко. Условия детского сада такие дети, как правило, переносят плохо.

Помимо острой и хронической психической травматизации невротическая форма заикания у некоторых детей развивается в результате активного введения в общение второго языка в 1,5-2,5 года.

Одновременно с появлением заикания дети становятся еще более раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят.

Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением.

Невротическая форма заикания может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное течение.

Неврозоподобная форма заикания у детей чаще всего начинается в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин.

При такой форме в анамнезе зачастую отмечают тяжелые токсикозы беременности с угрозами выкидыша, асфиксию в родах и пр. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах нижней возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте. У детей этой группы наблюдается повышенная истощаемость, утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Психоневрологическое состояние таких детей оценивается клиницистами как церебрастенический синдром.

Особенно ярко заметно отличие от нормы в речевом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3 годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5годам жизни. Наряду с задержкой речевого развития, часто отмечаются нарушения произношения многих звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т. е. свозрастом 3-4 года.

При обследовании моторики детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм.

Клиническое обследование таких детей свидетельствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера, причем помимо общемозговых синдромов(церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

У всех детей с неврозоподобным заиканием обнаруживается корреляция отклонений от нормы в психомоторном и речевом развитии.

В тех случаях, когда дети с неврозоподобным заиканием получают своевременную (т. е. приближенную ко времени появления заикания) и достаточно длительную и регулярную логопедическую помощь, то, как правило, такие дети не нуждаются в повторных курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной.

В тех случаях, когда своевременно и в полном объеме логопедическая помощь не оказывается, неврозоподобное заикание имеет склонность к прогредиентному течению. Для этих случаев характерно постепенное утяжеление заикания.

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе.

Довольно часто в практике встречаются заикающиеся, клиническая картина речевой патологии которых бывает смешанная.

При разработке реабилитационных мер следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при невротическом и неврозоподобном заикании.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов, от стресс-терапии, гипноза, до аутогенной тренировки. Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными в течении значительного времени.

Учитывая то, что конечным результатом патологической системы является нарушение ритма протекания речевого психомоторного акта, вкомплекс лечебных и психолого-педагогических воздействий обязательновключаются методы, направленные на ритмизацию движений. Занятия под музыку с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, мелодекламацией, чтением стихотворных и прозаических текстов нормализующе действуют на протекание речевого акта.

Особое значение при этом имеет автоматизация движения пальцев доминантной руки в ритме структуры словесных конструкций различной степени сложности (Л. З. Арутюнян).

Наблюдения показывают, что на речь заикающегося ребенка оказывает влияние разная степень ее самостоятельности.

Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-либо помощью. Эта помощь (прямая или косвенная) может выражаться в подсказке ему образца фразы и даже просто в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу (ее конструкцию, манеру произнесения), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю.

Отраженная речь предполагает (в отличие от сопряженной) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Ребенок здесь также использует полностью чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи.

Ответы на вопросы сначала простые, затем развернутые — это следующая, более сложная форма речи для заикающегося. Вопросы типа: кто нарисован на картинке, как зовут девочку, какого цвета платье на ней, сколько гусей на лугу и пр. — требуют от ребенка конкретного несложного ответа.

В отличие от отраженной речи здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, добавив лишь 1—2 слова.

Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы типа: что делает мальчик (или кто-то другой), почему, для чего? На такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы приближают ребенка к самостоятельной речи.

Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от него сразу произнести уже не 1—2 фразы, а значительно больше. Здесь могут встретиться не только простые, но и сложные фразы. И нужно их последовательно и связно передать слушателю. В пересказе тоже есть некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это прежде всего материал, изложенный кем-то: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры — и вот уже есть помощь.

Рассказ — это уже полностью самостоятельное изложение материала по какой-то теме: по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии, прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь (самопроизвольная, самостоятельная) — самая сложная для заикающихся, ибо она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Таким образом, свободная самостоятельная речь у заикающихся детей воспитывается на речевых занятиях в такой последовательности:

1) сопряженно-отраженная речь;

2) ответно-вопросная форма речи;

3) пересказ и рассказ;

Другим фактором, который может оказывать влияние на состояние речи заикающихся, может быть разная степень ее подготовленности. Учитывая это, речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

2) отрепетированный вслух;

3) мысленно продуманный;

4) незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, способным влиять на появление или исчезновение речевых судорог у заикающихся, является разная сложность речевой структуры.

Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. В начале звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и, наконец, связная речь.

Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее течение.

На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность. Даже по этому поводу бытует мнение, что для избавления от заикания нужно петь или читать стихи, или говорить нараспев, т.е. сильно растягивать гласные звуки. Плавность и ритмичность речи у заикающихся воспитывается в такой последовательности:

2) пение с движениями;

3) ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений;

4) ритмизованная речь (стихи, проза) без движений;

5) опора на гласные звуки;

6) разнометричная речь.

В зависимости от эмоционального состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного равновесия и положительных, но не сильных эмоций.

Задача воспитания правильной речи у заикающегося здесь заключается в тренировке этой правильной речи при разных эмоционально острых состояниях ребенка. Логопед должен научить заикающегося владеть собой и своей речью независимо от настроения, от эмоционального возбуждения или подавленности.

На речевых занятиях важно предусмотреть подбор не только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны проводиться занятия. В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть выражена так: тренировка правильной речи в хорошо знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

В зависимости от общественного окружения: в одиночестве (здесь обычно дети говорят совершенно свободно); с близкими и друзьями; с воспитателями; с малознакомыми людьми; с незнакомыми.

И наконец, деятельность заикающегося ребенка также может влиять на качество его речи в зависимости: а) от ее вида (дидактические и подвижные игры, рисование, лепка и пр.); б) от степени сложности (элементарные действия, комплекс действий) и в) от отношения ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).

Все перечисленные факторы имеют значение для перевоспитания речи заикающихся детей. Недооценка одного из них будет мешать успешности или прочности вырабатываемых навыков правильной речи у ребенка, может неожиданно спровоцировать заикание после, казалось бы, успешного завершения речевых занятий. Поэтому логопед должен приложить все свое умение и знания, чтобы ничто не помешало успешному проведению занятий и не вызвало рецидива.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *