Что такое сор школа
СОР и СОЧ: три буквы, которые бесят родителей
Эти школьные аббревиатуры вызывают стойкое раздражение большинства родителей. А мы нашли противоположное мнение одного папы.
Перед каникулами в соцсетях снова разгорелся ожесточенный спор о том, оправдана ли в школах новая система оценивания. И хотя многие, мягко говоря, не одобряют ее, Перемена.медиа публикует мнение экономиста и просто папы в поддержку знаний вместо отметок.
СОР (суммативное оценивание за раздел) и СОЧ (за четверть) заменили обычные ежедневные отметки в дневниках. Теперь учителя оценивают усвоение материала учеником за пройденные разделы, а электронный дневник автоматически высчитывает итоговую оценку за четверть. Это почти не дает родителю возможность контролировать успеваемость ребенка.
Дамир Баймолдин
Экономист, блогер, папа
К концу первой четверти в сети опять начался хайп про СОРы. Это когда в школе отменили оценки от двойки до пятерки и ввели суммативный показатель усвоения материала.
Идея отличная. Потому что все, чему учили эти тройки-четвёрки-пятерки сводилось к одному – оценки важнее знаний. Новая система наоборот должна была перевернуть представление: знания важнее, а оценок нет вообще. Есть лишь информация по итогам СОР, где подтянуть знания.
СОР – это не оценка, а показатель: где есть пробелы и что нужно доработать.
Почему же родителям так тяжело перестроиться? Советская, да и все школы того времени, выпускали идеальных специалистов экономики 70-х годов. Экономики заводов. Когда человек должен был обладать определенными знаниями, но ничего не придумывать сам. Потому что если на заводе ты начинаешь заниматься самодеятельностью и креативом, то тебе просто станком отрежет руку. Ну, или атомная станция взорвется. К сожалению, прошло 40 лет, а функция школы как убийцы в детях инициативы и умения задавать вопросы по-прежнему осталась.
Новое время же диктует новый подход – сегодня важно не знать, а уметь работать с информацией: находить ее, быстро обрабатывать, подвергать сомнению, интерпретировать, делать выводы.
Но наши учителя, выросшие на системе пятибалльных оценок, просто не могут переключиться и в итоге превращают новую систему в старую. Сделали из СОР типа экзамена и мучают детей, чтобы показать хорошие результаты. Но нет, это все не так должно работать.
Учитель преподает. На СОРы никак нельзя специально натаскивать. По результатам теста становится видно, какой материал усвоился хуже, а значит учителю, возможно, стоит повторить эту тему или дать дополнительное задание. Родители, зная пробелы, тоже понимают, что подучить дома. СОР – это не оценка деятельности учителя, это лишь подсказка, где доработать. А из него опять делают привычную систему.
Учителя просто не понимают, как быть без оценок, да и родителям приятно похвастаться, что их ребенок отличник. Поэтому пойду заставлять ребенка, чтобы он за день выучил 65 страниц. И плевать на знания и на то, что завтра он все забудет. Ве дь сегодня важна оценка. Главное сегодня получить пять. В итоге получается, что оценки стали важнее знаний.
Честно говоря, парадокс, как родители с одной стороны репостят статьи про финское образование, а с другой – ругают, когда такое же вводят у нас. И делают из него опять советскую зубрёжку.
С одной стороны они понимают: для того чтобы ребенок учился, его нужно заинтересовать. Но тут же мечтают вернуть учебники, над которыми зевали сами, а 90% информации из них уже не помнят.
Сколько вы помните из ваших прекрасных учебников? Вот географию учили четыре года, и что? Все знания четырех лет скатились в понимание, что чернозем лучше, а облака бывают кучерявые. А история – раньше был палеолит или неолит? Или вот такие же учебники по биологии. Тоже учили много лет, а в итоге: пестик, тычинка, хордовые и одуванчик полевой, из семейства сложноцветных. И то последнее из Ералаша.
Ну, и литература, видимо, настолько хорошо преподавалась, что на весь казахстанский сегмент Фейсбука едва ли двести человек, которые могут выражать мысли в текст. И даже такие графоманы как я могут считать себя блогерами.
Видимо, офигительные учебники были, раз у среднего взрослого со школы остались знания уровня 6-7 класса плюс отдельная отрывочная информация.
А я смотрел новые учебники: за исключением отдельных заданий – ведь все отлично в них. Эти учебники в сто раз интереснее, чем те, которыми нас кормили. Хотя и этого недостаточно, нужно ещё более радикально поменять.
Ребят, вы же сами вступив во взрослую жизнь, поняли, что всё, чему вас учила школа и университет, вообще не соответствует реальной действительности. Вы вошли в жизнь с кучей бесполезных знаний и хорошими оценками, но полностью неподготовленными. Практически ничего из этого не пригодилось.
И сейчас дело не в СОРах, а в учителях и именно родителях, которые пытаются сделать из новой системы старую. Не надо, пожалуйста, возвращаться к системе оценок! Вы сами видели, что пятерки или двойки никак не повлияли на итоговое благополучие ваших одноклассников.
Так может хватит мучить своих детей из-за оценок? Перестаньте “топить” за старые учебники, которые вам не пригодились. Дайте детям шанс на немного другое образование, а не на то, что создавалось в 70-х годах.
СОЧ и СОР: что это за система и почему ею недовольны родители школьников
Новая система оценивания внедряется параллельно обновлённому содержанию образования.
Полное внедрение системы должны завершить в 2020-21 учебном году.
Все школы Казахстана поэтапно переходят на обновлённое содержание образования: в 2016 году – 1 классы, в 2017 – 2, 5, 7 классы, в 2018 году – 3, 6, 8 классы. Параллельно с внедрением новой программы в школах изменяется и система оценивания учащихся. Так называемая критериальная система построена на сравнении достижений учащихся с описанными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно освоен материал и сформированы практические навыки.
Однако многие родители и учителя, привыкшие к традиционной пятибалльной шкале, не готовы принять новую реальность. Одни считают, что такие срезы вводят школьника в депрессию, вторые, соответственно, просто не успевают физически проводить и проверять такое количество контрольных одновременно. Informburo.kz разобрался, почему новая система вызывает столько нареканий со стороны общества, и может ли замена отметок на баллы поднять уровень образования в стране.
СОР и СОЧ: что это такое и для чего их придумали?
Новая система представлена в виде СОР (суммативного оценивания за раздел) и СОЧ (суммативного оценивания за четверть). Срезы проводятся по итогам каждого раздела и каждой четверти. Итого около 3-4 раз за четверть школьники сдают СОРы и СОЧи в виде вопросов, тестов, контрольных и так далее. Итоговая оценка за четверть и год выводится по специальной формуле.
Как объяснила эксперт в области образования, педагог Асем Дитч, СОЧ и СОР основываются на критериальном оценивании знаний, умений и навыков, что исключает субъективный подход со стороны оценивающего.
«Критерий – это составляющая стандарта. Если ученик знает критерий, он знает, как достичь стандарта темы, раздела. Критерии, в свою очередь, расшифровываются дескрипторами, прописанными в каждой суммативной работе. При грамотно составленной СОЧ и СОР ребёнок может самостоятельно оценить качество своей работы, что является одной из целей современного подхода к обучению. Любой результат промежуточного оценивания – это рекомендация, какой критерий нужно подтянуть. Своего рода обратная связь. Чем конкретнее представлены критерии оценивания, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания», – пояснила она.
Обновлённое содержание образования нужно для развития функциональной грамотности, чтобы ребёнок мог применить полученные знания, в том числе и во время этих контрольных работ. «Он не должен готовиться, заучивать – это противоречит программе», – считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.
Несмотря на то, что ученик оценивается только посредством СОР и СОЧ, учителя продолжают ежедневно вести работу, поощряя успехи учеников смайликами и бабочками.
«Педагог каждый день смотрит, наблюдает за развитием ребёнка, за тем сколько знаний он получил, как он ориентируется на уроке. То есть итоги подводятся после каждого урока. Это не влияет на СОР И СОЧ, это для учителя и ученика, для того чтобы они знали к чему они пришли и к чему нужно стремиться», – объяснила Зейнеп Максутова.
За правильную организацию и проведение СОР и СОЧ учитель несёт непосредственную ответственность, потому что именно учитель планирует свой урок.
«Никакого рейтинга школ нет. Мы стараемся сделать всё, чтобы разгрузить максимально учителей, чтобы они занимались только учебным процессом», – подчеркнула Зейнеп Максутова.
Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей, считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования.
По данным МОН, проведение СОР и СОЧ на психическое и эмоциональное состояние детей не влияет. «Видимо, родители сами входят в депрессию, потому что больше вмешиваются, не понимают. Они не обучались по этой программе им тяжело. Дети больше знают и воспринимают», – отмечает Зейнеп Максутова.
Успешность внедрения обновленного содержания образования и критериального оценивания подтверждают данные диагностического тестирования обучающихся первых классов в 30 пилотных (обучающихся и оценивающийся по новой системе) и 16 контрольных школ (по старой) отметили в Министерстве образования и науки РК.
Тестирование проводилось в начале учебного года и по его окончании. Учитывая то, что обучение и оценивание учеников пилотных и контрольных школ проводилось по разным методикам, все итоги срезов для успешного сравнения были переведены в баллы, уточнили в ведомстве.
«В начале года средний балл учеников пилотных школ составил 112,6, что на 5,9 баллов ниже среднего балла учеников, обучающихся по старой программе (118,5 балла). По итогам учебного года средний балл обучающихся пилотных школ составил 137,7 балла, что на 7,3 балла выше среднего балла обучающихся контрольных школ (130,4). При этом учащиеся пилотных школ по итогам года показали более значимый прогресс среднего балла (+24,8 балла), чем обучающиеся контрольных школ (+11,9 балла)», – уточняется в отчёте мониторинга.
Результаты учеников третьих классов пилотных школ также значительно преобладают над результатами контрольных. Так, по итогам учебного года учащиеся 3 класса показали более значимый прогресс среднего балла (+38,5 балла), что в два раза превышает показатели контрольных школ (+19,7 балла). Такое преобладание отмечается в разрезе всех показателей: язык обучения, типы школ, местности и другое.
Почему критериальной системой оценивания недовольны родители и учителя?
По мнению депутата Мажилиса Парламента РК, почётного работника образования РК Ирины Смирновой, введённые СОЧи и СОРы не до конца продуманы. Одна из недоработок МОН РК в том, что контрольные работы могут проводиться в один день по всем предметам.
«Любое оценивание, тем более, когда все привыкли к тому, что оценка решает очень многое, ведёт к тому, что все зацикливаются, а что ты там получил. Ребёнок находится в стрессе, когда у него постоянно идут СОЧи и СОРы. Это сложно не только для ребёнка, но и для понимания родителей. Они не понимают, для чего нужно домашнее задание, если оно не оценивается, никуда не вносится», – отметила она.
Помимо этого, проверка большого количество работ, а иногда, по словам Ирины Смирновой, из-за совпадения срезов их бывает по 200 сразу, учитель перегружен.
«Из-за маленькой заработной платы, учитель вынужден брать как минимум 1,5 ставки, чтоб просто выжить. А когда у него 1,5 ставки, то соответственно очень много проверок СОЧ и СОР. Он должен выставить результаты СОЧ и СОР в тот же день, как он их провёл. Но если у него в день семь параллелей, где в каждом классе по 30 человек в лучшем случае, это 200 тетрадей. Он будет днём и ночью проверять эти работы, потом их выставлять, он сможет там написать в чём проблема у этого ребёнка? Что он не усвоил? Не сможет физически», – считает депутат.
Ещё один пробел в работе новой системы СОРов и СОЧей – оценивание отсутствующих на контрольных учащихся. По словам Ирины Смирновой, из 200 человек аттестуемых вполне возможно, что 12 болеет. Однако пробелов в системе быть не должно и учитель вынужден бегать за школьником, пока тот не сдаст все экзамены.
«В СОЧ и СОР не должно быть дырок, должны быть выставлены оценки, знания каждого ребёнка должны быть изучены. Учитель должен встретиться с этими 12 отсутствующими учениками, а на этих учеников, когда они пришли в школу набрасываются все учителя всех предметов, для того чтобы сдать СОЧ и СОР. Теперь учителя вместе с этими детьми составляют расписание, когда эти дети могут написать СОЧ и СОР. Эти 12 человек встречаются с каждым учителем по согласованному расписанию, и эта деятельность учителю не оплачивается», – пояснила она.
Несмотря на то, что Министерство образования и науки требует своевременного заполнения электронного журнала «Кунделик», неполадки на сайте не всегда позволяют уложиться в срок. В ведомстве не учли, что при одновременном заполнении «Кунделик» начинает зависать.
«Оценки за СОЧ и СОР нужно выставлять в «Кунделик» в тот же день, когда была проведена контрольная. Если вдруг учитель не успеет, то в программе будет пробел, и этот урок не будет засчитан при начислении заработной платы. Учителя утверждают, что «Кунделик» очень часто виснет потому, что все учителя заполняют СОЧ и СОР практически в одно время. Помимо этого, в некоторых школах интернет и вовсе отсутствует», – подчеркнула Ирина Смирнова.
Все эти моменты вызывают протест у учителей, родителей и школьников. Однако депутат считает, что, несмотря на все недопонимания, предлагаемая новая система оценки, когда оцениваются функциональные знание учащихся, применение на практике, возможность анализировать, способность к синтезу и анализу – это хорошее движение.
«Министерство должно увидеть в учителях, в родителях и детях своих добрых друзей и услышать их голос, не как голос критиков, которые хотят убрать и избавиться. МОН РК должно понять, что нужно сделать для того, чтобы работа шла комфортно и всем было понятно, что делать», – отметила она.
По мнению эксперта Асем Дитч, новая система оценивания, безусловно, лучше старой пятибалльной системы. Однако, по её мнению, для казахстанского общества сейчас СОР и СОЧ проблема.
«Проблема прежде всего от неготовности учителей и родителей принять новую реальность. Ведь не секрет, что не все педагоги осмыслили суть суммативного и формативного оценивания, некоторые даже умудрились превратить эти два мощных инструмента помощи детям в жёсткий экзамен. Уже более пяти лет МОН РК организовывает курсы повышения квалификации учителей, где отрабатываются самые мощные педагогические методики мира, например, Кембриджского университета. Я считаю, что необходимо вводить подобные курсы для родителей. Пока сознание казахстанского общества сфокусировано на оценке как приоритете в образовании, пока мы будем с тоской вспоминать старые учебники и вздыхать о диктантах, наши дети не станут более подготовленными к жизни», – сказала она.
Пятибалльная система оценивания: что с ней не так?
В МОН считают, что пятибалльная система оценивания, традиционная в Казахстане, уже не соответствует современным запросам и системам образования.
Недостатки пятибалльной системы оценивания:
«Почему-то все наши родители, общество привыкли работать на оценки и заранее своего ребёнка настраивают на то, что он должен принести какую-то отметку. Родители судорожно за этим следят, на самом деле это неправильно. Новая обновлённая программа направлена на получение знаний, а не оценок», – пояснила заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.
Пятибалльная система не всегда была объективной и разрушала мотивацию к дальнейшей учёбе, призналась она. Депутат Ирина Смирнова также считает пятибалльную систему оценивания несовершенной.
«Когда мы привыкли в течение длительного времени к одной форме оценки и когда вводится другая, совершенно противоположная, конечно, это воспринимается в штыки. Когда мы оценивали баллами от 1 до 5, то два бала мы практически не использовали это 1 и 2. По сути мы все знания учащихся оценивали тремя оценками 3,4,5. Когда ввели ЕНТ, это было около 14 лет назад, то весь перекос образования пошёл в ту сторону, что всё надо вызубрить, не надо ни о чём думать, просто вызубрить. Поэтому во главу угла стала зубрёжка, что сегодня просто неприемлемо, сегодня вызубрить всё невозможно. Сегодня всё надо понимать», – отметила она.
СОРы и СОЧи в основном тяжело даются тем детям, которые раньше получали хорошие оценки с помощью заучивания, отмечают учителя и директора школ. Вместе с тем троечники и хорошисты при новом подходе оценивания зарабатывают хорошие баллы. Депутат Смирнова считает, что снова возвращаться к старой системе оценивания – это неправильно.
«Тремя баллами оценить всё достаточно сложно, там нужно либо бальную шкалу увеличивать до 10-15, чтоб как-то оценивать, либо другие формы. Вот другая форма нам предложена», – отметила она.
По словам Зейнеп Максутовой, в Казахстане была выбрана система оценивания, которая уже была апробирована в Назарбаев интеллектуальных школах совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. Также система была апробирована в 30 пилотных школах страны. Сторонники новой системы оценки знаний выделяют у неё следующие плюсы?
«Внедрение системы критериального оценивания учебных достижений направлено на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективности отметок», – отметила Зейнеп Максутова.
Что будет с новой системой критериального оценивания в Казахстане?
В 2020-21 учебном году в Казахстане завершат полный переход на обновлённое содержание и на новую систему оценивания. По словам заместителя директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутовой, возможно, система будет совершенствоваться с учётом замечаний, но точно не изменится кардинально.
«Систему оценивания можно усовершенствовать, сделать многофункциональной, но принцип и механизм должны остаться прежними. Новая система должна давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практические навыки; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся; предусмотреть связи «учитель – ученик», «родитель – классный руководитель», «администрация – педагогический коллектив». Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность», – пояснила она.
Мой сын учится в пятом классе. Для него это первый год, когда обучение идет по обновленной программе, и дети перешли на систему СОР и СОЧ, точнее, на критериальную систему, построенную на сравнении достижений ребенка с описанными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно он освоил материал и сформированы практические навыки.
Весь предыдущий год я замирала от страха – «Что будет?», коллекционировала мнения подруг, дети которых учатся классами старше и уже перешли на «обновленку». Мнения эти сводились к одному: дети потеряли мотивацию учиться – с «пятерок» съехали на «тройки», как оцениваются знания непонятно, зачем ввели новую систему – тоже, зачем выполнять домашние задания неясно, да и работа в классе никак не оценивается. «Ужас!» – думала я. Бардак!
Первое родительское собрание, первый СОР по математике, который сын пропустил по болезни, и писал уже потом, первые попытки разобраться в системе и первое робкое признание самой себе: «Мне эта система нравится – она про знания, а не заслуживание оценок. Про обучение, а не отметки».
Можно возразить – есть ученики, которые мыслят своеобразным образом и срезовая система им не подходит, они будут поставлены в неравные по сравнению с другими условия – сама так думала, пока не разобралась. Как нам объяснила классный руководитель, а она – преподаватель русского языка и литературы, срез строится на четырех разных типах заданий: воспринять на слух информацию и оформить ее в виде небольшого изложения – это раз, сделать привычное упражнение – это два, ответить на некоторые вопросы устно – три и пройти тест – четыре, задания максимально разнообразные, это не обычное тестирование, готовясь к которому помогут лишь зубрежка и хорошая память, нет, это комплексное оценивание полученных ребенком знаний и его навыков излагать свои мысли – письменно или устно. А не это ли важно в повседневной жизни – умение донести информацию?
Как формируются баллы? Каждое из заданий дает определенное количество баллов, складываете их и получаете сумму за СОР. На первом срезе, что прошли наши дети, по математике, максимальное количество баллов составляло 13. СОР по второму разделу максимально оценивается в 15 баллов. СОЧ – по знаниям обоих разделов дает еще большее количество баллов. Потом все эти баллы суммируются и выводится средний балл за четверть – если он находится в пределах 85-100 процентов от максимально возможного, то итоговая оценка приравнивается к «пятерке», если от 65 до 84 процентов, то это «четверка», от 40 до 64 – «тройка», 39 и ниже – «двойка».
Пропустить срез нельзя, даже если болел, не смог, был не в городе – надо сдать работу в течении двух недель после его официального проведения.
А теперь внимание вопрос: что мне нравится в этой системе?
Готова ли я к низким баллам по некоторым предметам? Если они объективны, то да. Я не буду страдать и твердить: «А вот раньше…» Раньше оценки ставились иногда просто так – ходит, что-то делает и ладно…
Где действительно есть проблемы, это в программе. Раскрыла учебник, ахнула, закрыла. Много картинок, как для первого класса, много упрощенных заданий. Учителя нашей гимназии вынуждены вводить дополнительные занятия по другим учебникам. Но я надеюсь – все выровняется. Первый блин, он же всегда – немного комом. Но я разделяю недовольство программой от недовольства по поводу системы оценивания. Она не так страшна, как ее малюют.
Родители против новой системы оценок в школах: что ответили в Минобразования
В социальных сетях ведутся многочисленные споры об отмене новой системы оценивания знаний школьников, передает Sputniknews.kz.
© Sputnik / Кирилл Брага
Вице-министр образования и науки Казахстана Шолпан Каринова ответила на многочисленные обращения родителей, которые жалуются на систему оценок в школах и просят отменить ее.
Ранее критику об обновленной учебной программе высказала учитель из Кокшетау Алия Ахетова. По ее словам, система оценок порождает тревогу, стресс и заведомое ожидание отрицательного результата. Отреагировал на ее заявление и президент Казахстана.
В министерстве образования и науки создали рабочую группу для обсуждения новой системы оценивания знаний в школах.
Педагоги однозначно сошлись в одном – возвращаться к старой, трехбалльной системе нельзя, добавила вице-министр.
Что такое СОР и СОЧ
Суммативное оценивание за раздел (СОР) и суммативное оценивание за четверть (СОЧ) – система критериального оценивания знаний учащихся.
СОР – это ранее использованные тематические контрольные работы. СОЧ – контрольные работы за четверть.
Новая система оценивания учитывает каждый этап выполнения учебных заданий, что позволяет накапливать баллы. Как отмечают в министерстве, накопительная система стимулирует самостоятельную деятельность учащихся и способствует повышению качества знаний.
Почему родители школьников недовольны новой системой
После введения новой системы оценок в казахстанских школах в социальных сетях возникало много споров по данному вопросу. Родители подписывали петиции за отмену СОРов и СОЧей.
Дело в том, что такая система подразумевает проведение контрольных по всем предметам в один день. К тому же домашние задания детей не оцениваются как раньше. По словам родителей, школьники часто испытывают стресс из-за чрезмерной нагрузки и отсутствия традиционных оценок.