Что такое соревновательные упражнения
Теория и методика физической культуры (5 стр.)
Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, позволяет специалисту в области физической культуры успешно решать задачи физического образования и физического воспитания.
Физические упражнения имеют свои содержание и форму.
СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это совокупность процессов (психологических, биологических, биохимических, и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающегося.
Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием.
ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.
К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервномышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании. Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотношением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).
Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.
Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы выступает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не освоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упражнений сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных проблем теории и практики физического воспитания.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком.
Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной задачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т. д. При этом необходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана единая классификация, которая была бы пригодна на все случаи использования физических упражнений.
В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации, осуществленные по следующим признакам:
1. По целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др.
В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.
СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений является существенное сходство с соревновательными как по форме, так и по содержанию. Примером специальноподготовительных упражнений может быть выполнение гимнастом отдельных элементов и связок соревновательной комбинации.
ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это упражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена.
2. По воздействию на развитие отдельных физических качеств. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости.
3. По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышечные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног и др.
4. По структурным биомеханическим признакам. В данном случае упражнения подразделяются на:
циклические, для которых характерна закономерная последовательность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плавание и др.);
ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.);
комбинированные, которые соединяют в себе движения циклического и ациклического характера (прыжки или метания с разбега);
5. По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности.
6. По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности. Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения, т. е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответственно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных условия смешанного характера.
Помимо указанных классификаций существуют иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающихся (в парах, тройках, группах) и др.
ТЕХНИКА – это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, главное (ведущее звено) и детали техники.
ОСНОВА ТЕХНИКИ – это совокупность движений, необходимых для решения двигательной задачи.
Например, в прыжках в длину с разбега основу техники составляют разбег, отталкивание, полет, приземление. Выпадение одного элемента основы техники не дает возможности выполнить двигательную задачу.
ГЛАВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ – наиболее важная часть данного способа решения двигательной задачи. Так, в прыжках, главным звеном является отталкивание, а в толканиях – финальное усилие.
ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ – второстепенные особенности движения, не нарушающие основ техники, но способствующие более полной реализации индивидуальных возможностей при решении двигательной задачи.
В прыжках в длину с разбега детали техники будут заключаться в количестве и частоте шагов при разбеге.
Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в процессе физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:
• возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
• поиском более совершенных способов выполнения движений;
• повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
• совершенствованием методик обучения;
• появлением нового инвентаря, оборудования.
Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают кинематические характеристики (пространственные, временные, пространственно-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики.
Пространственные характеристики включают положение тела, траекторию (путь) движения.
Положение тела. Какое бы двигательной действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела.
Соревновательный метод тренировки
Соревновательный метод – это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.
Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях. Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний, в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее падает на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, курсовки, контрольные, квалификационные состязания).
Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях – наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (определения победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, и интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированным. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное воздействие на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических ткачеств, совершенствование техники движений. Именно поэтому эффективность соревновательного метода достигается за счет умелого использования его педагогом. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы, темперамента занимающихся и других факторов.
Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью соревнующихся главным образом путем предварительного инструктирования.
Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некоторые коррективы, но далеко не всегда (правила состязаний в ряде видов спорта: бокс, борьба и др., вообще исключают такое вмешательство).
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с исключительно высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятель6ности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности.
Этот метод может осуществляться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с теми, которые характерны для официальных соревнований.
Соревновательный метод- этот выполнение соревновательного упражнения или прохождение соревновательной дистанции в полную силу, по возможности в условиях, близких к соревновательным (под стартовую команду, со спарринг партнером и т.п.). Этот метод применяется главным образом в соревновательном периоде для обработки различных тактических вариантов (с быстрым началом «рваной» скоростью и т.п.), развития чувства темпа, воспитания волевых качеств.
В качестве примера усложнения условий соревнований можно привести следующие:
— проведение соревнований в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохой погоде (сильный встречный ветер – в велосипедном спорте, «тяжелая» лыжня – в лыжном и т.д.);
— использование в спортивных играх полей и площадок меньших размеров, увеличение численности игроков в команде соперников;
— проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против несколько соперников;
— встречи в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы;
— применение в процессе соревнований утяжеленных снарядов (в метании молота, толкания ядра), ограничения дыхательных циклов (в видах спорта циклического характера).
Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:
— планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности, уменьшением продолжительности боев, схваток;
— упрощением соревновательной программы (в сложнокоординационных видах спорта);
— использованием облегченных снарядов (в метаниях), уменьшением высоты сетки (в волейболе), массы мячей (в водном поло и футболе);
— применением гандикапа, при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество: он стартует несколько раньше, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах и т.д.
Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технико-тактической физической и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технико-тактической физической и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами (таблица).
При таком методе, как вам известно, упражнения и задания выполняются в виде состязаний, вызывающих проявления резервных сил и возможностей, воспитывающих бойцовские качества, создающих психологическую подготовленность. Особенно может помочь вашим ученикам соревновательный метод при развитии силы, быстроты, выносливости и других качеств.
Соревновательные методы используются также в обучении спортивной технике, ее элементам и связкам, точности и движений и др. Такие методы также эффективны при воспитании способности более быстро решать поставленные задачи, умения выбрать оптимальный вариант действий в сложной обстановке. Соревновательные методы незаменимы при необходимости сравнить результативность и выбрать наилучшие из нескольких вариантов решения одной и той же задачи (разные способы выполнения упражнений, действия, тактической комбинации и др.).
Важную роль в тренерской работе играет использование методов воспитания, обучения и тренировки. В значительной мере большинство методов основываются на педагогике – науке о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения. Как известно, главные ее средства и методы: слово учителя, его объяснение, убеждение, контроль, оценка, исправление ошибок, повторение и др.; основные ее принципы: сознательность, активность, доступность, систематичность, постепенность, повторность, наглядность и правила: от простого к сложному, от легкому к трудному, от известного к неизвестному. Знакомясь ниже с методами воспитания, обучения, тренировки и применения их в своей работе, никогда не забывайте, что они рождены педагогикой.
К методическим приема проведения общеразвивающих упражнений относят различные основные и дополнительны педагогические средства, которые положительно влияют на заите5ресованность и физическое развитие занимающихся. Некоторые приемы облегчают выполнение упражнений. Другие – побуждают занимающихся выполнять упражнения в затрудненных условиях. В процессе преодоления трудностей, возникающих в ходе выполнения, воспитываются морально-волевые качества. Целый ряд приемов содействует выработке чувства ритма, темпа, закладывают основы умения управлять своими движениями в пространстве, времени и по степени мышечных усилий.
Не менее важным является и то, методические приемы придают новую эмоциональную окраску при проведении общеразвивающих упражнений.
Именно недооценка роли методических приемов как эмоционального фактора и является одной из главных причин однообразия в проведении общеразвивающих упражнений, что значительно снижает интерес учащихся к выполнению общеразвивающих упражнений и, как следствие этого к занятию в целом.
Применение разнообразных методических приемов при проведении общеразвивающих упражнений, вызывая положительные эмоции, повышая интерес к владению новыми двигательными действиями, способствует более успешному обучению и в основной части урока. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что уровень интенсивности и сосредоточенности внимания в основной части зависит от качества проведения подготовительной части.
Предлагается следующая классификация методических приемов проведения упражнений в подготовительной части занятия.
1-я группа – приемы типа заданий;
2-я группа – приемы соревновательного характера;
а) индивидуальные соревнования
б) командные соревнования
3-я группа – приемы с применением разнообразных форм построений;
а) упражнения в сомкнутых колоннах,
б) упражнения в сомкнутых шеренгах,
в) упражнения в сомкнутых кругах,
г) построение колонн, повернутых лицом в разные стороны,
д) упражнения в парах,
е) упражнения в тройках, четверках.
4-я группа – приемы, содействующие воспитанию чувства времени и ритма упражнения, выполняемые под счет самих занимающихся;
а) упражнения со сменой мест занимающихся – на определенный счет, сигнал,
б) упражнения, выполняемые в различном темпе,
в) упражнения, выполняемые с закрытыми глазами.
5-я группа – приемы, повышающие активность, самостоятельность и сознательное восприятие упражнений;
а) сообщение анатомо-физиологических и других научных обоснований общеразвивающих упражнений,
б) различные виды взаимопроверки выполнения упражнений и заданий преподавателя,
в) приемы со словесным сопровождением.
Приемы, типы заданий могут с успехом применяться во всех возрастных группах. Но, естественно, задания должны соответствовать возможностям занимающихся. Упражнения в этом случае могут выполняться, как под счет, так и самостоятельно. Например – из исходного положения руки на голову, сесть и встать, не снимая рук с головы; с гимнастической палкой – исходное положение стойка палку вперед. Перешагнуть через палку, не отпуская захвата палки.
После пробных попыток следует отметить учеников, избравших наиболее рациональный способ выполнения.
Применение приемов соревновательного характера при проведении общеразвивающих упражнений вызывает интерес занимающихся к выполнению упражнений, повышает эмоциональный фон всего занятия, способствует увеличению физиологического воздействия на организм. Успешность применения приемов соревновательного характера во многом зависит от возраста занимающихся. Если в младшем школьном возрасте эти приемы (особенно командные) не играют существенной роли, то, начиная со среднего возраста, они очень эффективны. В этих классах соревновательные приемы нужно применять на каждом занятии. Здесь рациональны будут как индивидуальные, так и командные соревнования.
Примером индивидуальных соревнований могут быть те же упражнения типа заданий, но с установкой: кто выполнит набольшее количество повторений за определенное время (15 сек.).
Примерные задания для индивидуальных соревнований на количество повторений в заданное время.
Класс
1. И.п. – о.с. Упор присев, упор лежа, упор присев, встать.
2. И.п. – руки внизу, пальцы сплетены. Перешагнуть через руки, не расцепливая их, вперед и назад.
3. И.п. – о.с. Опуститься на колени и, помогая взмахом рук вскочить одновременно на две ноги.
Класс
1. И.п. – упор сидя сзади, лева на поясе. Опираясь на правую руку передвижение по кругу. То же, но с опорой на левую руку.
2. И.п. – руки внизу, пальцы сцеплены. Перешагнуть не расцепляя рук вперед, встать, руки за спиной и перешагнуть назад.
Класс
1. И.п. – о.с. Упор присев, упор лежа, согнуть, разогнуть руки, упор присев, встать.
2. И.п. – стойка, руки вверх, упор присев, упор лежа, упор стоя, ноги врозь, прыжком поворот кругом в И.п.
При командных соревнованиях дается задание выполнять определенные действия (смена мест колоннами, шеренгами; обегание ориентиров в колоннах; принятие определенной позы, например, упор лежа и т.д.) на обусловленный сигнал учителя. Сигналы могут быть зрительного и слухового характера. Примером зрительного сигнала может быть определенная поза учителя (например: левая рука в сторону – колонны обегают ориентиры (слева)). Но обязательно нужно учитывать то, что зрительными сигналами следует пользоваться преимущественно в паузах между упражнениями. В противном случае ученики будут неотрывно следить за позой учителя, и качество выполнения упражнения резко снизиться.
Звуковые сигналы (свисток, хлопок, удары палочкой о палочку и т.д.) лишены этого недостатка и могут подаваться в любое время.
Примерные задания для командных соревнований:
Занимающиеся построены в две шеренги, расположены лицом друг к другу с интервалом на поднятые руки в стороны.
Варианты игры:
1. Смена шеренг производится кратчайшим путем (с 3 класса).
2. Смена шеренг производится шагами галопа по кругу вокруг ориентиров (с 5 класса).
3. Каждый занимающийся пробегает змейкой свою шеренгу, начиная с занимающего, обегает ориентиры и становиться на свое место (с 5 класса).
4. После смены шеренг ученики под свой подсчет продолжают выполнять упражнение. Какая шеренга быстрее и согласованнее начнет, та выигрывает (с 6 класса).
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 80 ; Нарушение авторских прав
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные
Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.)
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.
Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:
3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации — у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции — у бегунов, пловцов, игровые комбинации — у футболистов, волейболистов и т. п.);
4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках — для конькобежца);
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики — для прыгуна в воду).
Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье — имитационные упражнения.
Общеподготовительныеупражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации и дефицита тренировочного времени спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе способствуют его специализации
Вопросы тематического контроля:
1 Перечислите средства спортивной тренировки.
2 Какие упражнения относятся к соревновательным упражнениям?
3 Какие упражнения относятся к специально-подготовительным упражнениям?
4 Какие упражнения относятся к общеподготовительным упражнениям?
2 Назовите средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.