Что такое сортировочная станция

Сортировочные станции

Сортировочными являются станции, предназначенные для массового расформирования и формирования грузовых поездов. Здесь перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки со сходящихся направлений и формируют поезда, идущие на большие расстояния без переработки на попутных станциях. Кроме того, на сортировочных станциях формируют участковые, сборные и передаточные поезда и выполняют операции с транзитными грузовыми поездами, ремонт вагонов, экипировку и ремонт локомотивов и другие операции.

Сортировочные станции устраивают в районах массовой погрузки или выгрузки грузов, на подходах к крупным промышленным центрам в узловых пунктах железных дорог, где сосредоточено значительное число вагонопотоков. Для проведения сортировочной работы на этих станциях сооружают сортировочные парки, горки и вытяжные пути. Для выполнения операций с поездами предусматривают парки приема поездов, поступающих в переработку, парки отправления сформированных поездов, а также отдельные парки или пути для приема и отправления транзитных грузовых поездов.

Парки приема, сортировки и отправления совместно с горкой и вытяжными путями образуют сортировочную систему.

Число путей в сортировочных парках устанавливают исходя из числа назначений и размеров вагонопотоков в соответствии с планом формирования поездов. Число путей в парках приема, отправления и для транзитных поездов определяется в зависимости от размеров движения и числа примыкающих к станции направлений в соответствии с Правилами и техническими нормами проектирования станций и узлов.

На сортировочных станциях имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, электроснабжения, связи и СЦБ. Станции оборудуют современными устройствами автоматики и телемеханики.

Различают сортировочные станции с параллельным, последовательным и комбинированным расположением парков приема, сортировки и отправления поездов.

По числу сортировочных систем (комплектов) станции могут быть одно- и двусторонними. На односторонних станциях в сортировочном парке перерабатывают вагоны как четного, так и нечетного направлений. Двусторонние станции имеют две системы сортировочных устройств, каждая из которых перерабатывает вагоны определенного направления.

По способу производства маневров сортировочные станции разделяют на горочные и безгорочные. Наиболее прогрессивными являются горочные станции с объединенными парками приема и отправления поездов для всех примыкающих линий (рис. 21.5). Как следует из схемы, транзитные поезда принимают соответственно на пути Тр! и Тр2 общего парка отправления, где проводят техническое обслуживание, коммерческий осмотр вагонов, смену локомотивов и локомотивных бригад. Нечетные и четные грузовые поезда, подлежащие переработке, принимают в парки приема П! и П2, где выполняют отцепку и уборку поездных локомотивов в депо, операции по подготовке составов к расформированию и надвиг их на сортировочную горку.

После роспуска составов с горки в сортировочном парке С происходит процесс накопления и формирования составов. По его завершении готовые составы переставляют в парки отправления 01 и 02. После подачи и прицепки поездного локомотива и пробы автотормозов поезда отправляют по назначению.

Что такое сортировочная станция. Смотреть фото Что такое сортировочная станция. Смотреть картинку Что такое сортировочная станция. Картинка про Что такое сортировочная станция. Фото Что такое сортировочная станция

Рис. 21.5. Схема односторонней сортировочной станции:

П|, П2 — объединенный парк приема нечетных и четных поездов; С — сортировочный парк; О,, 02 — объединенный парк отправления нечетных и четных поездов; Трь Тр2 — приемоотправочные парки нечетных и четных транзитных поездов; ЛХ, ВХ — локомотивное и вагонное хозяйства; I, II — главные пути; 1 — пост дежурного по отправлению; 2 — пункт технического обслуживания; 3 — компрессорная; 4 — пассажирский остановочный пункт; 5 — пост дежурного по формированию; б — центральный пост управления; 7 — сортировочная горка; 8— приемный пункт пневмопочты; 9— телетайпный пост;—-вариант укладки пути для приема поездов с путепроводной развязкой

Перерабатывающая способность односторонних сортировочных станций достигает 6000 вагонов в сутки. При необходимости увеличения перерабатывающей способности рекомендуется сооружать двусторонние станции (рис. 21.6).

Горки располагают перед входом в сортировочный парк. Они представляют собой насыпь, на которой уложены один или два пути с крутым спуском в сторону сортировочных путей.

Горки подразделяют на автоматизированные, механизированные и немеханизированные. Автоматизированные и механизированные горки оборудуют специальными устройствами для торможения вагонов (вагонные замедлители) и электрической централизацией стрелок и сигналов или ГАЦ.

Сортировочная горка (рис. 21.7) состоит из трех основных частей: надвижной, перевальной и спускной. Надвижная часть представляет собой наклонный участок пути, имеющий перед вершиной горки подъем крутизной 0,008. 0,020 и протяженностью 100. 150 м для облегчения расцепки вагонов и остановки их в случае прекращения роспуска.

Спускная часть представляет собой участок пути между вершиной горки и расчетной точкой, находящейся на расстоянии 50 м от третьей (парковой) тормозной позиции. Разность отметок между вершиной горки и расчетной точкой называется высотЬй горки. Эта высота должна обеспечивать скатывание вагона с плохими ходовыми качествами при неблагоприятных условиях до расчетной точки.

Спускная часть горки в плане представляет собой входную горловину сортировочного парка, которая соединяет надвижные пути, проходящие через вершину горки, с сортировочными путями.

Что такое сортировочная станция. Смотреть фото Что такое сортировочная станция. Смотреть картинку Что такое сортировочная станция. Картинка про Что такое сортировочная станция. Фото Что такое сортировочная станция

Рис. 21.6. Схема двусторонней сортировочной станции:

П], П2 — парки приема нечетных и четных поездов; Сь С2 — сортировочные парки расформирования, формирования и накопления нечетных и четных поездов; 0|, 02 — парки отправления нечетных и четных поездов; Tpi, Тр2 — приемоотправочные парки нечетных и четных транзитных поездов; ЛХ, ВХ — локомотивное и вагонное хозяйства; ЭУ — экипировочные устройства; I, II — главные пути; 1 — пассажирские остановочные пункты; 2 — сортировочные горки;—-ва рианты соединений сортировочных систем

Что такое сортировочная станция. Смотреть фото Что такое сортировочная станция. Смотреть картинку Что такое сортировочная станция. Картинка про Что такое сортировочная станция. Фото Что такое сортировочная станция

Рис. 21.7. Схема плана и профиля сортировочной горки:

В профиле спускная часть проектируется по расчетной схеме, состоящей из девяти элементов с уменьшающимися уклонами: от первого скоростного крутизной 0,050 до уклона крутизной 0,0006 на сортировочных путях между третьей (парковой) тормозной позицией и расчетной точкой.

Для регулирования скорости скатывания отцепов на спускной части располагаются тормозные позиции, вагонные замедлители на которых могут быть клещевидно-весовыми (КВ-3), клещевидно-нажимными с подъемом рамы (КНП-5) и пневмогидравли-ческими (ВЗПГ).

Основным показателем, характеризующим работу горки, является ее перерабатывающая способность, т. е. максимальное число вагонов, рассортированных в течение суток. Перерабатывающая способность горки зависит от продолжительности надвига и роспуска состава, перерывов в работе из-за враждебных пересечений маршрутов, числа вагонов в составе и локомотивов, работающих на горке, а также других факторов.

Существенно возрастает перерабатывающая способность горок при автоматизации процесса расформирования и формирования поездов. Поэтому горки оборудуют системами автоматического регулирования скорости скатывания вагонов (АРС).

Общий курс железных дорог

Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200

Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200

Источник

Сортировочная станция

Содержание

Общие сведения

Кроме того, на сортировочных станциях могут выполняться ремонт вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, сортировка грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками, обслуживание рефрижераторного подвижного состава, а также местная грузовая работа и, в необходимых случаях, ремонт, техническое обслуживание и экипировка локомотивов, пропуск и обслуживание пассажирских поездов. Сортировочные станции перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки и формируют сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные и сборно-участковые поезда. Размещение сортировочных станций определяется густотой и структурой вагонопотоков. Сортировочные станции находятся обычно на подходах к крупным городам, промышленным районам, в пунктах слияния нескольких линий и на выходах из добывающих районов.

Классификация

Сортировочные станции классифицируют: по ведомственной принадлежности – на станции сети МПС России, промышленные, объединенные; по значению их работы для сети железных дорог – на основные станции сетевого значения и региональные; по типу сортировочных устройств — на горочные, безгорочные и расположенные на уклоне; по мощности (производительности) основных устройств (по проектным размерам переработки вагонов в среднем в сутки десятого года эксплуатации) – на станции повышенной мощности – более 5500 вагонов, большой — от 3500 до 5500 вагонов, средней – от 1500 до 3500 вагонов, малой – до 1500 вагонов; по взаимному расположению основных парков (приемного, сортировочного и отправочного) – на станции (системы) с последовательным, комбинированным и параллельным расположением парков; по взаимному расположению главных путей и станционного путевого развития – на станции с объемлющим, односторонним и внутренним расположением главных путей; по числу комплектов (систем) парков путей – на односторонние и двусторонние.

Что такое сортировочная станция. Смотреть фото Что такое сортировочная станция. Смотреть картинку Что такое сортировочная станция. Картинка про Что такое сортировочная станция. Фото Что такое сортировочная станция

Составные участки

Комплект (система) сортировочной станции включает: сортировочную горку, приемный парк, сортировочный парк, вытяжные пути формирования, отправочный и транзитный парки. Для сортировки вагонов на станциях применяются сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности; тип и мощность сооружаемой горки определяются в соответствии с «Правилами и нормами проектирования сортировочных устройств» (ВСН 207-89). Приемный (предгорочный) парк предназначен для приема поездов и подготовки их к расформированию; сортировочный (подгорочный) парк – для накопления вагонов на составы отправляемых поездов; отправочный парк – для подготовки к отправлению составов поездов своего формирования; транзитный (приемо-отправочный) парк – для приема транзитных поездов без переработки и их подготовки к отправлению.

На сортировочной станции имеются устройства: обслуживающие грузовое движение и выполняющие сортировочную и группиро-вочную работу и формирование составов поездов и передач; обеспечивающие экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; обслуживающие пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); специальные. К основным устройствам сортировочной станции также относятся: группировочный или сортировочно-группировочный парк (с горкой малой мощности), центральный пост управления станции со станционным технологическим центром обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ), локомотивное хозяйство, вагонное ремонтное предприятие, механизированный пункт текущего отцепочного ремонта вагонов, пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных вагонов, секций и поездов, грузовые устройства – сортировочная платформа для мелких отправок и контейнерная площадка или грузовой район со всем необходимым оборудованием, остановочные пункты с павильонами для пассажиров, технические и служебные здания и сооружения водоснабжения, электроснабжения, пути, С ЦБ и связи и т. п.

Что такое сортировочная станция. Смотреть фото Что такое сортировочная станция. Смотреть картинку Что такое сортировочная станция. Картинка про Что такое сортировочная станция. Фото Что такое сортировочная станция

Оборудование

Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, средствами механизированной очистки стрелок, телевизионными установками, пневматической почтой (большого или малого диаметра), системами автоматизации работы горок, устройствами компьютерной техники, автоматизированными рабочими местами (АРМ), автоматизированными системами управления работой станции (АСУ СС) и др.

На односторонней станции весь поступающий в переработку вагонопоток со всех примыкающих участков перерабатывается в одной сортировочной системе. Когда не требуются развитые вспомогательные сортировочно-группировочные устройства, применяют схемы типовых односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков, представленные на рис. 4.40,а (с горкой средней или большой мощности) и рис. 4.40,6 (с горкой повышенной мощности). Схема типовой односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков дана на рис. 4.41.

Что такое сортировочная станция. Смотреть фото Что такое сортировочная станция. Смотреть картинку Что такое сортировочная станция. Картинка про Что такое сортировочная станция. Фото Что такое сортировочная станция

Двусторонняя станция имеет два сортировочных комплекта, один из которых перерабатывает вагонопоток нечетного, а другой – четного направления. Схема типовой двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков в системах представлена на рис. 4.42. На двусторонней станции один комплект может быть с горкой, а другой без нее.

Что такое сортировочная станция. Смотреть фото Что такое сортировочная станция. Смотреть картинку Что такое сортировочная станция. Картинка про Что такое сортировочная станция. Фото Что такое сортировочная станция

Требования

При больших объемах местной работы на сортировочной станции с целью детальной подборки групп вагонов по станциям прилегающих участков и пунктам погрузки – выгрузки целесообразно сооружать вспомогательные сортировочные устройства (ВСУ). В основном применяют следующие ВСУ: горка малой мощности (ГММ) на вытяжном пути формирования, которая соединена с несколькими крайними путями основного сортировочного парка; группировочный парк с ГММ для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов и передач и подачи их на грузовые пункты; сортировочно-группировочный парк с горкой малой или средней мощности для накопления и группировки по определенным признакам вагонов при повторной их переработке (рис. 4.43).

Путевое развитие сортировочной станции, мощность ее технических устройств и их взаимное размещение должны обеспечивать: потребную пропускную и перерабатывающую способность станции на расчетные сроки (с учетом пункта 10.4 СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»); поточность в движении поездов, вагонов и локомотивов, наиболее полное соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков; комплексное развитие всех технических элементов станции и их полное взаимодействие в работе; возможность приема, отправления и формирования длинносоставных поездов; наименьшее время нахождения вагонов и поездов под технологическими операциями, наименьшие пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов; наименьшую себестоимость переработки вагонов; возможность объединения и кооперирования устройств и сооружений, предназначенных для выполнения однородных технологических операций; сохранность грузов и подвижного состава, а также личную безопасность обслуживающего персонала; пропуск и переработку поездов и вагонов с опасными грузами в соответствии с указаниями МПС России.

В основу технологии работы сортировочных станций положен метод диспетчерского руководства расформированием – формированием поездов, целью которого является планирование и организация работы, обеспечивающие максимальное совмещение операций по расформированию составов поездов с одновременным их формированием.

Источник

Сортировочная станция

Сортировочный станционный пункт считается раздельным участком, основное предназначение которого заключается в массовой переработке вагонного подвижного состава и его комплектации с учётом предназначения, а также плановой необходимости в таких поездных составах. Станция такого назначения для проведения подобного характера работ обязательно обладает манёвровыми средствами и специальными рельсовыми путями.

Что такое сортировочная станция. Смотреть фото Что такое сортировочная станция. Смотреть картинку Что такое сортировочная станция. Картинка про Что такое сортировочная станция. Фото Что такое сортировочная станция

На таком сортировочном участке также происходит формирование передаточных, вывозных, участков-сборных, сквозных, сборных и участковых поездов.

Формируя сквозные поездные составы на сортировочных станциях, РЖД получает своего рода карт-бланш, ибо такой состав минует целый ряд сортировочных, попутных и участковых станционных пунктов, тем самым ускоряется время доставки адресных грузов, благодаря такому манёвру происходит снижение себестоимости грузовых перевозок увеличивается оборачиваемость вагонных подвижных составов.

Одновременно на сортировочных станциях производится переработка транзитных и местных вагонных потоков. Этот вид обработки не затрагивает составы, которые минуют данную станцию, согласно установленного маршрута, начиная с погрузочного места, а также это не касается сквозных транзитных поездных составов.

Обустройство сортировочных станций происходит, в основе своём, в районе выхода на какой-либо крупный промышленный город или центр, или это представлено целым сельскохозяйственным регионам. Сюда же относятся крупные железнодорожные узлы, то есть, те станционные пункты, в которых происходит зарождение массового грузопотока.

В большинстве своём, на сортировочной станции перерабатываются вагонные потоки не те, что получили начало на её территории, а те, начавшиеся на других станционных пунктах. Конечной целью такой обработки составов является принцип по формированию поездных составов, которые проследуют максимально большой путь, исключая новую или дополнительную переработку.

Сеть российской железной дороги на всей своей протяжённости по нашей большой стране не имеет равномерного размещения сортировочных станционных пунктов, что обусловлено местонахождением крупных городов и промышленных центров вблизи железной дороги. Именно от этого фактора и зависит сетевая густота, определяющая размер и характер вагонного потока. Основными задачами любого коллектива сортировочного станционного пункта считаются, которые направлены на уменьшение любых затрат, поиск методов наиболее эффективного применения всех средств и оборудования, относящихся к автоматизации и комплексной механизации. Тем самым, уменьшая возможный вагонный простой, снижая пункты эксплуатационных расходов за счёт лучшего технического оснащения каждой сортировочной станции, а также, в случае необходимости, концентрируя сортировочную работу на более мощных станциях.

Оборудование станции

Для выполнения сортировочной работы на сортировочной станции имеются сортировочные горки с соответствующим оборудованием, сортировочные парки и вытяжные пути.

На каждой сортировочной станции работает отправочный парк, служащий для комплектации составов, и отдельным приёмным парком, для переработки поездных составов. Для транзитных составов на крупных станциях формируется, так называемый, отдельный парк. Сортировочный комплект или сортировочная система образована и состоит из всех перечисленных парков: отправочных, сортировочных и приёмных.

Объём пассажирских и грузовых операций на сортировочном станционном пункте незначительный, поскольку для обслуживания пассажирского потока имеются специальные оборудованные терминалы на главных станционных путях, на которых обслуживается люди, воспользовавшиеся услугами пригородных и местных поездов.

Производство местных погрузочно-выгрузочных операций осуществляется на железной дороге, подходящей прямо к материальным складам или для этих целей используются отдельные пути, относящиеся к вагонному или локомотивному хозяйству.

На каждой односторонней сортировочной станции имеется рабочая схема, на которой отображено последовательное расположение всех имеющихся парков. Состав МВРП состоит из механизированного пункта, специализирующегося на текущем отцепочном ремонте вагонного подвижного состава. ВХ и ЛХ включает в себя вагонное и локомотивное хозяйства. Устройства экипировки вошли в состав парка «ЭУ». Парк отправления обозначен на схеме «О» и приёмный парк обозначается литером «П».

На любом сортировочном станционном пункте есть устройство, относящееся к вагонному или локомотивному хозяйству, соответственное это оборудование предназначается для производства энергетического пополнения, снабжения водой, СЦБ и связи. Все сортировочные станции обладают контейнерными площадками, грузосортировочными платформами, материальными складами и служебными зданиями.

Что такое сортировочная станция. Смотреть фото Что такое сортировочная станция. Смотреть картинку Что такое сортировочная станция. Картинка про Что такое сортировочная станция. Фото Что такое сортировочная станция

В оборудовании сортировочных станций имеются устройства, предназначающиеся для очистки стрелок механизированным методом, все сигналы и стрелки оборудованы электрической централизацией.

Значимость сортировочных станций определяется критерием в общем объёме работы сети железных дорог России. Основные станции считаются опорными, к вспомогательным станциям относятся отдельные узлы и районные станционные пункты.

Размещение основных сортировочных станций происходит в местах железнодорожных узлов, где концентрируются большой объём местной работы, мощные вагонные потоки и важные железнодорожные магистрали, где осуществляются погрузка и выгрузка внушительных объёмов грузовых операций. В случае нужды, производятся работы, связанные с сортировкой вагонных потоков.

Классификация станций

В функции районных сортировочных станций входят вопросы по переработке вагонных потоков, которые формируются или погашаются на путевых участках, находящихся на этих станциях или на смежных участках сортировочных пунктов. В состав районной сортировочной станции входят ряд промышленных сортировочных и портовых станций, которые предназначены для обслуживания крупных промышленных районов.

Тип сортировочного устройства определяет специализацию сортировочной станции. Там, где имеются оборудованные горки, такие станции относятся к горочным пунктам. Станция, где горка отсутствует, относится к без-горочному пункту. В этом случае, пункт оборудуется или полу-горками, или вытяжными железными дорогами.

Основное отличие горочных и без-горочных станций заключается в различии количества переработанных вагонов. У второго типа пунктов, естественно, переработан меньший объём вагонного состава и имеется меньшее число путей, предназначенных для сортировки.

В ряде европейских стран железные дороги на сортировочных станциях располагаются на стопроцентном уклоне. В этом случае состав подходит накатом до самой сортировочной платформы.

Взаимное расположение основных парковых типов, подразделяет сортировочные станции на три станционных вида: это комбинированное, параллельное и последовательное местонахождение парков.

Количество комплектов, предназначенных для сортировки подразделяют пункты сортировки на два типа. К односторонним, то есть однокомплектным относятся те вагонные потоки по примыкающим направлениям, по схемам один и два, которые перерабатываются в единой системе. К двусторонней или к двухкомплектной станции относится пункт, на котором одна парковая система производит работу в нечётном направлении движения поездных составов, другая работает в чётном направлении движения поездов, по схеме номер три.

Двусторонние сортировочные станционные пункты могут обладать сортировочными горками, как в одной системе, так и в обеих системах. В этом случае, парковая часть станции располагается в одной из систем по комбинированному типу, а во второй уже по принципу последовательного типа.

Что касается главных путей на ряде двухсторонних сортировочных станций, то на пунктах, возведённых ещё до 1917 года, они располагаются между двумя системами, пересекаясь с соединительными и ходовыми путями. В наше время главные пути на сортировочных пунктах строятся или только с одной стороны, или объемлющего типа.

Как правило, на всех российских сортировочных станциях осуществляется диспетчерское руководство по производству местной работы и формированию и расформированию поездных составов. Считается, что это лучший метод по применению технического оборудования, тем самым, сокращается стояночное время вагонных составов на станционных путях. Помимо описанных операций на сортировочных станциях может быть произведён не только осмотр поездного состава, но и его ремонт. Транзитные и составы с живым грузом обслуживаются по специальной ускоренной схеме.

Использование сортировочных станции в мире

В наше современное время правительства Австралии, Японии, Дании, Норвегии и Великобритании в связи большим развитием и увеличением автомобильных контейнерных перевозок, начинают активно сокращать, а в ряде мест, и совсем закрывать сортировочные станционные пункты. Но в этом случае, ещё необходимо учитывать размеры площадей европейских государств и Российской Федерации, соответственно, протяжённость железнодорожных путей в названных государствах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *