Что такое составить кластер

Прием кластер — технология критического мышления

Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.

Прием кластер: метод критического мышления

Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

На сегодняшний день образовательная система стремится к формированию у обучающихся способности самостоятельно мыслить. Педагогическая технология критического мышления стимулирует развитие интеллекта у детей. Один из методов, использующихся в этой технологии – прием «кластер».

Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний.

Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе – подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.

Принципы составления кластера

Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос.

Правила создания кластера на уроке

Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.

Рекомендации по составлению кластера

Можно дать несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.

Применение метода кластер

Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.

Пример использования приема кластер на уроке

В качестве примера реализации приема, можно представить создание кластера на уроке биологии по теме «Клетка». Центральной смысловой единицей будет слово, одноименное с темой. На первой стадии обучающиеся вспоминают всё, что знают по этому вопросу. Например: единица жизни, ядро, оболочка, цитоплазма, митохондрии, вакуоли. Далее педагог предлагает прочитать параграф из учебника или специально подобранную интересную информацию по этой теме. В итоге в кластере появляются дополнительные звенья, которые учитель записывает на доске с использованием других цветов мела или маркера. Выводы урока строятся на основе анализа получившегося кластера, информация обобщается, обязательно обсуждается достоверность или ошибочность изначальных записей, сделанных на этапе введения в тему.

Достоинства приема

Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:

Какие умения развиваются у ребенка

Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:

Какая польза для детей

Учителя отмечают, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что дети учатся систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.

Заключение

Педагогический прием «составление кластера» предполагает создание некоторой схемы, обобщающей имеющиеся факты и дающей ответы на сформулированные в начале работы вопросы. Занятия с использованием метода кластеров дают обучающимся возможность обозначить свою позицию на видение того или иного вопроса, проявить свои лучшие стороны, свободно заниматься креативной деятельностью. При использовании нетрадиционных методов обучения в образовательном процессе, у детей повышается уровень мотивации, они учатся сотрудничать и в полной мере испытывают чувство собственного достоинства.

Источник

Что такое составить кластер

«Как составить кластер»

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Правила работы с кластерами:

1. Не бояться записывать всё», что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание, в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Источник

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Кластер как один из приёмов критического мышления. Что это такое и как его использовать?

Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).

Жить значит мыслить.

Науки юношей питают.

Через сомнения приходим к истине.

Марк Туллий Цицерон

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся начальных классов, в соответствии с возрастными особенностями (доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Поэтому я начала осваивать приём ТРКМ «Кластер». Почему именно его?

Методический прием КЛАСТЕР можно считать универсальным, так как он обеспечивает достижение не одного, а сразу нескольких новых образовательных результатов.

(Таблица)

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер оформляется в виде грозди.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен

на отдельном листе,

в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.

Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения , сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Применение приёма «кластер»

Приём кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного приёма может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема.

Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания (пример тетрадей и листов). В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример (видео)

В качестве примера приведем составление кластера на уроке окружающего мира при изучении темы «Невидимые нити. Лес».

В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации.

Учитель фиксирует их на доске.

Далее следует чтение параграфа из учебника.

В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел.

Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение приёма кластера на уроках детям?

Прием кластера развивает системное мышление,

учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения,

учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний,

развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением приёма кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности.

— Меняется отношение детей к урокам литературного чтения, окружающего мира, русского языка.

— Изменяется у обучающихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.

— Изменилось отношение обучающихся к индивидуальной, групповой и коллективной работе.

— Повышается уровень интеллектуальных способностей обучающихся.

— Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.

— Повысились активность детей на уроках, оживился интерес к познанию.

Применение ТРКМ позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, ТРКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

Большим полем деятельности в применении ТРКМ в начальной школе являются уроки окружающего мира, литературного чтения, русского языка.

Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Источник

Кластер — что это такое и где его можно применять

Кластер – это многозначный термин, который называет какую-то общность, скопление или упорядоченную группу похожих по смыслу элементов. Для разных сфер он может описывать разные процессы или обозначать совокупность объектов. Чтобы понять смысл понятия лучше отталкиваться от контекста. В нашем обзоре мы коротко опишем основные направления, в котором уместно употребление этого слова и осветим значение слова «кластер» в сфере информационных технологий (IT).

Области, в которых употребляется слово «кластер»

Производство. В этой сфере так называется комплекс объектов компании, осуществляющий полный цикл производства и размещенный на одной территории. Например, в Подмосковье существует сырный кластер, в который входят порядка 10 разных предприятий.

Экономика. Многие развитые страны ведут государственную кластерную политику, а всемирные организации (например, Азиатский банк развития или ОЭСР) участвуют в финансировании таких проектов. Для государства такие проекты нужны для уверенной конкуренции на международной арене в области инноваций. Полное название таких комплексов звучит так: «Инновационный территориальный кластер». В рамках этих проектов концентрируется научно-технические разработки, промышленное производство и образование.

Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

В России они иначе именуются как «наукограды» и «технопарки». Самый известный в нашей стране технопарк – это «Сколково». Эти центры решают задачи для разных научных областей: медицина, фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, аэрокосмическое строительство, энергетика и многое другое. Поддержкой государства пользуются более 25 таких проектов в разных регионах от Москвы и Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Полный список центров можно найти на официальных сайтах Министесрства экономческого развития России и Ассоциации кластеров и технопарков России.

Значение слова «кластер» в IT

В информационных технологиях значение этого термина наиболее широкое. Кластером называют:

Подробно мы рассмотрим самые популярные сферы применения этого значения.

Кластер серверов 1С

Чтобы обеспечить активных пользователей бесперебойной работой сервера, создаётся серверная архитектура, выдерживающая высокие нагрузки. Такой системой может стать кластер серверов 1С. Другая альтернатива – отказоустойчивый Microsoft SQL Server или высокодоступный хост Hyper-V. Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

Программа 1С: Предприятия была создана для автоматизации оборота документов и управления складом. Здесь кластер серверов организует устойчивую к сбоям работу для большого количества пользователей и обширных баз данных. В версии 1С: Предприятия 8.3 есть функция масштабирования. Она позволяет увеличивать количество активных менеджеров и запускаемых рабочих процессов не создавая сбой. При этом нагрузка между серверами будет распределена равномерно. Управление серверами 1С осуществляет консоль администрирования.

Кластер файловых систем и его размер

Дисковое пространство Windows организуется с помощью кластеров. Их размер – это минимальное значение, которое может быть выделено памятью для хранения данных. Чтобы сохранить файл, системе нужно занять целое число дисковых единиц. При этом какая-то часть памяти в последнем занятой ячейке может остаться не востребованной. Чтобы оптимизировать такую потерю, нужно во время форматирования раздела задать минимальный размер этой ячейки.

Что такое составить кластер. Смотреть фото Что такое составить кластер. Смотреть картинку Что такое составить кластер. Картинка про Что такое составить кластер. Фото Что такое составить кластер

Если вы форматируете жесткий диск под файловую систему NTFS, FAT или exFAT, то по умолчанию размер логической единицы равен 4 КБ. Чтобы выбрать размер для файловой системы NTFS, FAT16 или FAT32, то о рекомендуемых параметрах можно узнать на сайте поддержки Microsoft.

Как правило стандартных настроек дискового пространства для обычных пользователей вполне хватает. Но если вы намерены хранить много небольших файлов, то можно уменьшить размер кластера.

Веб-кластер

Для создания сайта с большим объемом информации также используется принцип архитектуры кластера. Это означает такое построение связей, которое даст максимальное быстродействие без зависаний. Такую архитектуру сайта можно встретить у крупных новостных порталов, а также сайтов с большим потоком посещений. Например, промо-сайтов Кока-Колы.

В нашем материале мы постарались в общих чертах определить, что же такое «кластер». Надеемся, вы смогли понять в каком направлении нужно двигаться дальше для получения большей информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *