Что такое сострадание чудесный доктор
Доброта (Чудесный доктор)
«Чудесный доктор» рассказ о чудесном человеке и прекрасном враче, который спас целую семью от множества несчастий. В чем же заключается доброта чудесного доктора?
Характеристика главных героев
Главными героями рассказа Куприна «Чудесный доктор» являются двое мужчин: Емельян Мерцалов, потерявший работу и средства к существованию, и профессор Пирогов – доктор и просто отзывчивый человек с большим сердцем.
Емельян Мерцалов, заболев брюшным тифом, теряет работу, и его семья остается без средств к существованию. Дети постоянно болеют, особенно семилетняя Машутка, а несколько месяцев назад скончалась от болезни и голода еще одна девочка. Семье приходится жить в подвале в нищенских условиях, а членам семьи – унижаться и пресмыкаться, чтобы добыть средств хотя бы на пропитание. Герой находится в отчаянье, его силы на исходе. Мерцалов считает, что ничто не может его спасти и уже готовится совершить самоубийство. Именно в этот тяжелой момент в его жизни появляется доктор Пирогов.
Профессор Пирогов – выдающийся врач, который не смог пройти мимо беды чужого человека. Увидев отчаянье в глазах постороннего для него Мерцалова, он не прошел мимо, а постарался помочь ему всеми силами. Доктор выписывает лекарство для больной Машутки и оставляет деньги совершенно безвозмездно. С тех пор у семьи Мерцаловых началась белая полоса и дела пошли в гору.
Тема доброты в произведении
Основной темой в произведении является тема добра. В большом и жестоком мире порой трудно найти человека, которой не пройдет мимо чужой беды, не отмахнется и не закроет глаза на чужие несчастья. Профессор Пирогов оказался именно таким добрым и отзывчивым человеком, способным думать о других. Все его поступки по отношению к семье Мерцаловых абсолютно бескорыстны. Он искренне хочет помочь людям, попавшим в безвыходное положение. Именно поэтому он оставляет семье деньги на пропитание. При этом профессор не считает себя благодетелем, не гордится своим поступком. Он просто делает то, что велит ему его сердце.
В «Чудесном докторе» доброта заключается как раз в бескорыстном желании помочь совершенно незнакомому человеку и получить от этого удовлетворение. Куприн показывает читателю, что важно быть добрым не только с родными, но и с незнакомцами, ведь возможно хороший поступок по отношению к страждущему изменит его жизнь в лучшую сторону и станет толчком для начала позитивных изменений.
Чудесный доктор и жестокий мир
Доброта в рассказе «Чудесный доктор» Куприна ассоциируется с образом профессора Пирогова. Человек не пожалел своего времени и личных средств, чтобы попытаться спасти от нищеты и голода посторонних людей. Этот доктор, обладая огромным человеколюбием и великодушием, по праву может считаться ангелом-хранителем семьи Мерцаловых.
Однако до знакомства с доктором Мерцаловым приходилось сталкиваться лишь с жестокостью этого мира. Отца семейства, который был единственным кормильцем трех детей, выгнали со службы, узнав о заболевании брюшным тифом.
Мерцалову и его сыновьям приходится унижаться, чтобы хоть как-то выживать. Он посылает детей к бывшему барину, у которого служил, но швейцар выгоняет мальчишек, даже не задумываясь, какие у них проблемы.
Единственным спасением для них оказался доктор Пирогов. Он не только дал семье денег и выписал лекарства для больной дочери, но и поселил в их душах надежду, что окружающий мир не так ужасен. И даже через много лет, когда дети Мерцалова вырастут, они будут помнить этого доброго человека, и, возможно, по отношению к другим людям будут вести себя точно также.
Сочинение на тему Есть ли место милосердию в нашей жизни? (по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор».
Благотворительность… Трудно представить себе,
что её просто нет.
Чудесный доктор Пирогов является ярким примером
благотворительности и человеческого милосердия.
Рассказ А. И. Куприна доказывает, что один единственный
случай в жизни человека может так повлиять на
дальнейшую судьбу.
Поступок доктора Пирогова может служить примером
благородства, человеческой доброты.
Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым.
Несчастный отец не предполагает, кто перед ним.
Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов»
возникают попутно при описании событий.
Каждое новое определение постепенно знакомит
нас с каким-то новым качеством героя.
Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, «незнакомец»,
немного спустя уже «доктор», и, наконец,
мы узнаем, какой доктор: «профессор Пирогов».
Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем,
добром и заботливом докторе, которые всегда
были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить
фамилию в заголовок.
При таком названии рассказа все, кому помогали
«чудесные доктора», и кто считал себя таким доктором,
могли отнести название рассказа к событиям своей жизни.
Главное в рассказе А. Куприна, состоит в том, что чудо
сострадания, милосердия, помощи человеку,
должно стать «обыкновенным чудом» для каждого
совестливого человека.
Урок по литературе «Доброта и милосердие по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»
Разделы: Литература
Урок-размышление.
Цель урока: Понять, почему рассказ называется «Чудесный доктор». В чём чудо?
Задачи урока:
Предварительная работа:
Ход учебного занятия
I. Мотивационно-установочный этап
1. Вступительное слово учителя.
Мы временем умеем дорожить,
Часы бывают лишними едва ли.
И всадник друга ждет на перевале
не потому, что некуда спешить.
И ношу со спины того, кто хил
берет на спину человек прохожий
не потому, что слишком много сил
и он растратить их никак не может.
В морских волнах, в пороховом дыму
безвестный мальчик за святое дело
жизнь отдает совсем не потому,
что жить ему на свете надоело.
Ни у кого нет жизни запасной,
Как век ни долог — не хватает века,
Но все же люди жертвуют собой,
оправдывая званье человека.
Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» А.И.Куприна основан на реальных событиях, даже когда он вышел в первый раз в газете, в скобках было написано «истинное происшествие». Это мы узнаем в самом начале и в конце произведения. Данный рассказ Куприн услышал непосредственно от самого героя рассказа Гриши Мерцалова. В произведении говорится об известном докторе, который еще и был очень хорошим человеком, это Николай Пирогов. История произошла в 1867 году в Киеве, а написана Куприным была через 30 лет, т.е. в 1897 году.
Автор написал о человеке, который не желал славы, он хотел только помогать людям, которым так нужна помощь.
II. Объявление темы урока. Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор»
Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.
Понять, почему рассказ называется «Чудесный доктор». В чём чудо?
1. Биографическая; лента времени
2. Историческая (святочный рассказ)
3. Интеллектуальная. (блефтур)
4. Литературоведческая (анализ эпизодов)
5. Художественная (вернисаж)
6. Исследовательская (кластер)
7. Рефлексивная
III Организационно-деятельностный этап
1. Биографическая остановка
“Добрый талант. ” Знакомство с писателем. А.И.Куприн жил в иное, чем мы, время, многое из которого безвозвратно ушло.Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь и бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казённой палате. Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу. И здесь добрым наставником и старшим другом нашим останется Александр Иванович Куприн.
Чтобы лучше понять рассказ, о котором мы будем говорить, вспомним четыре эпизода из его жизни по ЛЕНТЕ ЖИЗНИ
1877
1880
1894
1897
Сиротский пансион
Кадетский корпус
Ушёл в отставку
Напечатан рассказ
(рассказывают представители от каждой микрогруппы.)
2. Историческая остановка
Учитель. Рассказ «Чудесный доктор» относится к жанру «святочный рассказ».
В новогоднюю ночь и на Рождество мы зажигаем на елке. В момент Рождества Христова воссияла на небе Вифлеема звезда. И пришли на ее свет волхвы, и принесли подарки Младенцу. Потому исстари принято ходить на Рождество со звездой и дарить подарки. Самая тихая, самая светлая ночь в году – Рождественская.
По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.
(Презентация: Жанр святочного рассказа. Индивидуальное сообщение.)
3. Интеллектуальная остановка
Интеллектуальная разминка. Блеф тур
4. Литературоведческая остановка
Рассказ «Чудесный доктор» — это одно из самых замечательных и трогательных произведений, который заставляет по-новому посмотреть на окружающий тебя мир и задуматься. Вот и сегодня мы перенесемся в 1867 год. (тысяча восемьсот шестьдесят седьмой) год по григорианскому календарю — не високосный год, начинающийся во вторник и посмотрим, какое чудо произошло тогда в заснеженном Киеве.
Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):
Анализ эпизода «Мальчики у витрины магазина»
1. Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.
3. Какой мир они открыли для себя?.
4. Куда поспешили мальчики?
5. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?
Совместный вывод. Куприн показал читателю, как жесток мир. Беззащитность детей и бездушие города. Сытость богатых и голод бедных. Рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюбленно-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.
Инсценирование отрывка «Безысходность» со слов «Мальчики молчали…» до слов «…разогреть-то нечем…» и обсуждение.
1. Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
2. Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?
3. Как случилось, что семья попала в беду?
4.. Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Подберите к нему синонимы. (Милосердие — готовность помочь кому-нибудь).
Синонимы: милосердие, сострадание, человеколюбие, доброта.
Обсуждение эпизода встречи Мерцалова и пожилого незнакомца в парке.
1. Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?
2. Найдите портрет незнакомца
3. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?
4. Что же произошло в парке?
Совместный вывод. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. И у него возникают мысли о самоубийстве. Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а проходящий мимо незнакомец остановился, присел рядом и внимательно выслушал отчаявшегося человека. И помог ему.
Обсуждение эпизода: Доктор принес в дом свет и надежду
Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
1. Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
2. Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?
3. Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?
Совместный вывод. Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).
5. Художественная остановка (вернисаж)
Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?
6. Исследовательская остановка
(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).
— Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?
— Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?
Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Домашнее задание (на выбор)
Обучающее сочинение на тему «Сострадание» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (6 кл)
Обучающее сочинение, где нужно выбрать подходящий вариант именно для рассказа «Чудесный доктор»
Просмотр содержимого документа
«Обучающее сочинение на тему «Сострадание» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (6 кл)»
1) Сострадание – жалость к человеку, вызываемая страданиями и нуждами людей. Докажу правоту своих рассуждений.
3) Сострадание – это умение увидеть и выслушать того, кто в беде, сочувствовать чужому страданию, а также участие в несчастье человека или животного. Докажу правоту своих рассуждений.
4) Сострадание — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Людям, умеющим сострадать, чужды равнодушие и озлобленность. Сострадание побуждает человека совершать добрые поступки. Для доказательства своих слов приведу конкретные примеры.
Итак, сострадание – это умение не оставлять в беде человека и животного.
Таким образом, сострадание даёт возможности к проявлению лучших человеческих качеств.
Думаю, сострадание даёт радость от сознания собственных возможностей в помощи окружающим людям.
Читая рассказ, мы понимаем, что сочувствие, сострадание помогают нам стать добрее, сделать жизнь светлее и лучше. Поэтому, каждый человек должен с детства отыскивать эти чувства у себя в душе и учиться сопереживать окружающему миру.
ЕГЭ-2020. Сочинение по проблеме милосердия (по тексту А.И. Куприна «Чудесный доктор»)
Сочинение по проблеме милосердия (отзывчивости, сострадания). написанное по тексту А.И. Куприна (сокращенный рассказ «Чудесный доктор») с учетом требований, предъявляемых к сочинению в формате ЕГЭ-2020, а именно:
— строгая композиционная структура;
— ясно сформулированная проблема;
— сформулированная точка зрения автора по данной проблеме;
— чётко выдержанная аргументация;
— высказанная собственная точка зрения;
— комментарий собственного мнения на основе художественного произведения.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ-2020. Сочинение по проблеме милосердия (по тексту А.И. Куприна «Чудесный доктор»)»
Не оставили они равнодушным и Александра Ивановича Куприна, великого русского писателя и переводчика, который поднимает в тексте проблему милосердия.
А ещё А.И. Куприн обращает наше внимание на то, что таинственный “старик небольшого роста” не только помог семье Мерцаловых материально, но и оказал необходимую медицинскую помощь. Читая о том, как чудесный доктор, едва войдя в комнату, тут же “потребовал, чтобы ему показали больную девочку”, а чуть позже выписал малышке нужное лекарство, я понимаю, что Пирогов – настоящий профессионал, умеющий сразу поставить правильный диагноз и назначить нужное лечение. Но, мне кажется, помочь больному ребенку известного хирурга побудила не столько клятва Гиппократа, сколько доброта и сочувствие, страстное желание протянуть руку помощи нуждающимся.
Рассказывая о хирурге Пирогове, писатель приходит к выводу, что милосердие и отзывчивость – это лучшие человеческие качества, которые каждому из нас нужно в себе воспитать.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что неравнодушные, добрые, искренние в своем желании помочь люди достойны нашего уважения и восхищения.
Эта проблема волновала многих великих русских писателей. Не обошел ее своим вниманием и известный детский поэт К.И.Чуковский. Не могу не вспомнить его сказку “Айболит”. Главный герой этого произведения лечил всех зверей, которые приходили к нему на прием. Этот замечательный врач не отказывал никому: ни зайчику, ни корове, ни волчице. Доктор Айболит, как и профессор Пирогов, отличается добротой и отзывчивостью.
(Эта проблема волновала многих великих русских писателей. Не обошел ее своим вниманием и И.С.Тургенев. Не могу не вспомнить его стихотворение в прозе “Два богача”. Нищий мужик-крестьянин, главный герой этого произведения, готов пожертвовать всем и есть даже несоленую похлебку во имя осиротевшей племянницы Катьки. Крестьянин, как и профессор Пирогов, отличается добротой и милосердием. Его мы тоже можем назвать “святым человеком”.
Завершая свое сочинение, хочу сказать, что поднятая А.И. Куприным проблема заставила меня о многом задуматься и помогла правильно расставить приоритеты в жизни.