Что такое донской фольклор

Сообщение на семинаре «Фольклор донского казачества в зеркале пословиц, поговорок, загадок»

Что такое донской фольклор. Смотреть фото Что такое донской фольклор. Смотреть картинку Что такое донской фольклор. Картинка про Что такое донской фольклор. Фото Что такое донской фольклор Наталья Аматуни
Сообщение на семинаре «Фольклор донского казачества в зеркале пословиц, поговорок, загадок»

Сообщение на семинаре по теме: «Фольклор донского казачества в зеркале пословиц, поговорок, загадок».

Мы живем с вами в краю Тихого Дона. Так называют в народе древнюю казачью землю, ныне Ростовскую область. Дон, земля донская, казаки… Произнесешь эти слова и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Чехова и Шолохова, много других людей, прославивших Дон и Россию деяниями своими.

Чтобы полюбить свой край по- настоящему, надо хорошо знать его, понимать, делать так, чтобы замечательный уголок родного края становился все краше.

Богата культура Донского края казачьими песнями, сказками, преданиями, легендами, обычаями, загадками, пословицами и поговорками. Издавна живут на Донской земле прекрасные мастера и рукодельницы, поэты и писатели, ученые и деятели искусства.

Культура Донского казачества пережила за столетия своего развития немало взлётов и падений. В настоящее время возрождается казачество, его культура, традиции, быт, история.

Объединяя в своих рядах разные этносы, сохранив носителей мировых религий от периода позднего средневековья до начала XХ1 в., казачество открыло путь для взаимовлияния, взаимопроникновения различных культур.

Культура донского казачества – это яркое личностное, высоко духовное и нравственное воспитание, которое проходит в рамках моральных и нравственных принципов, построенных на патриотизме, с ориентацией на семейные ценности. Наиболее ярко и полно специфика историко-культурного бытия казачества отражена в его фольклорной традиции.

Что такое фольклор? Это устное народное творчество – былины и песни, сказки и заговоры, пословицы и поговорки, обрядовая и иная поэзия. Мне бы сегодня хотелось остановиться и рассказать вам подробнее о пословицах, поговорках и загадках. Удивителен донской фольклор, в нем – вся жизнь народа, его радости и боли, думы о будущем, быт и традиции.

Как появились пословицы и поговорки? Они дошли к нам с древних времен. Это короткие и простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота.

Поговорки.

Это образное высказывание. Обычно это часть пословицы или устойчивое сочетание слов. Погнался за двумя зайцами.

Работать спустя рукава.

Пословицы.

Это краткое изречение, содержащее народную мудрость, законченное суждение.

Пословицы обычно состоят из двух частей. В пословицахприсутствуют признаки поэтической речи: ритм, рифма.

Без пословицы и речь не молвится.

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

А в чем же различие между пословицами и поговорками:

Поговорка – украшение речи (цветочек)

А пословица – зрелое суждение (ягодка)

Слайд 9. Об особенностях языка казаков.

Казаки известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорили казаки.

«Сказать тебе гуторку – пословицу, поговорку

«Акать» в хуторах и станицах любят не меньше, чем «гэкать».

В казачьей речи широко использовались диалектизмы – слова,употребляемые преимущественно жителями одной местности:

Курень – дом гардал – горчица чирики – казачья обувь

Об особенностях местного диалекта говорят и пословицы и поговорки, истолкованные на местном диалекте или придуманные на Донской земле.

Поговорки:

Билого свита нэ бачить, что означает – «Чрезмерная занятость».

Быть сполох – «Поднимать тревогу».

Дурэнь думкой богатие – «Мечтатель о несбыточном»

Пословицы:

Хто рана встаёть, таму бох даёть.

Гуляй, да дила нэ забувай.

Дають бери, а бьють беги.

Пословицы и поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Они были посвящены всем сторонам жизни казаков.

Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится.

Атаманам пышки, казакам шишки.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Житие собачье, зато слава казачья. С Дону выдачи нет…

И много других пословиц и поговорок….

Неоценимую помощь в изучении устного народного творчества оказывают старожилы, сохранившие светлый ум, прекрасную память и редкий дар сказительства.

Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдет

Слайд 15. Много пословиц и поговорок о силе казачьегодуха воинской чести и доблести:

Казачья смелость разрушит любую крепость

Где тревога, туда казаку и дорога

И один в поле воин, коли ладно скроен….

Казак, стой за правду горою, тогда и люди за тобою.

Казак в бою, как орел в небе.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Где робкий потеряет, там смелый найдет.

В стремя ногой, простись с головой.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

У казака в бою нет спины.

Верным и надежным другом у казака всегда, с самого детства, был конь.К коню особое было отношение:

Без коня – казак кругом сирота.

Казак без коня, что солдат без ружья.

И какая же жизнь без песни у казаков? Удаль, лихость и поэтичность казачьих песен послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения, о чем гласят пословицы:

Казак без песни, что виноградная лоза без гроздьев

Казак в пути не скучает, он песни напевает

Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать

Слайд 20. О женщине.

Женщина в казачьей семье играла важную роль и отношение к ней всегда было особенным, она являлась хранительницей домашнего очага, на ее плечи ложились заботы о немалом хозяйстве и воспитании детей.

Бери жену с Дону, проживешь без урону

Много выбирать, женатым не бывать.

Слайд 21. О невестах.

И это событие отражалось тоже в поговорках и пословицах:

До поста ли казаку, когда невеста в соку.

Глаза не пули, а сердце насквозь разят.

Саблю, лошадь и жену не продам я никому.

Учи жену без детей, а детей без людей

Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна.

В казачьих семьях всегда почитали старших, особое отношение было к матери. В православный праздник «введение в храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклоняться матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Сердце матери лучше солнца греет.

Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.

Материнская молитва со дна моря подымает.

Слайд 24. Базовая ценность у казаков была – семья.

Казачьему роду нет переводу

Семья без детей, что цветок без запаха

Сын да дочь, день да ночь, сутки полны

Кто родителей почитает, тот во век не пропадает

Родительская любовь крепче каменных стен

Детей в казачьей семье, в сравнении с русской крестьянской семьёй, было меньше, поэтому они всегда были любимцами.

В казачьих семьях воспитывали такие качества, как уважение к старшим, духовность.

Мальчиков с детства воспитывали как настоящих воинов, их готовили к военному делу с колыбели.

Для девочки-казачки особо важно было красиво петь и плясать. А также быть хорошей хозяйкой, умеющей выполнять всю работу по дому.

Мал золотник, да дорог

Казак на коня садится, а его невеста на свет родится

Ребенок, что воск, что хочешь, то и сольешь

В каждой избушке, свои игрушки

Как и все дети на свете, казачата любили играть, у них были игрушки, в основном самодельные.

С куклами возиться – бытию учиться

Куколка народная – чудо из чудес!

Нет тебя пригожее и милее нет.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Надо казаком родиться, чтоб весь век судьбой гордиться!

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок в старшей и подготовительной группе ДОУ Мнемотехника — это эффективная методика запоминания с помощью картинок-подсказок. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Консультация для педагогов «Использование пословиц и поговорок для развития речи детей» Пословицы представляют собой эффективный обучающий материал. Их изучение способствует постижению культуры, психологии, истории русского.

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Фольклор Оренбургского казачества для малышей» Подготовила воспитатель: Яресько А. А Цели: Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям казаков Оренбуржья. Развивать у.

Опыт «Что отражается в зеркале?» (средняя группа) Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая.

Подборка пословиц и поговорок о семье ***В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто***В семье, где нет согласия, добра не бывает***В семью, где лад, счастье дорогу не забывает***В.

Подборка пословиц и поговорок про урожай • Хвались урожаем, когда в амбар засыплешь. • Чем полнее колос, тем сильнее наш голос. • Просо реденько, так и кашица жиденька. • Урожай.

Экспериментирование в детском саду «Что отражается в зеркале?» Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отображать. Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая.

Источник

Что такое донской фольклор

Что такое донской фольклор. Смотреть фото Что такое донской фольклор. Смотреть картинку Что такое донской фольклор. Картинка про Что такое донской фольклор. Фото Что такое донской фольклор

Что такое донской фольклор. Смотреть фото Что такое донской фольклор. Смотреть картинку Что такое донской фольклор. Картинка про Что такое донской фольклор. Фото Что такое донской фольклор

Что такое донской фольклор. Смотреть фото Что такое донской фольклор. Смотреть картинку Что такое донской фольклор. Картинка про Что такое донской фольклор. Фото Что такое донской фольклор

Что такое донской фольклор. Смотреть фото Что такое донской фольклор. Смотреть картинку Что такое донской фольклор. Картинка про Что такое донской фольклор. Фото Что такое донской фольклор

Что такое донской фольклор. Смотреть фото Что такое донской фольклор. Смотреть картинку Что такое донской фольклор. Картинка про Что такое донской фольклор. Фото Что такое донской фольклор

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Что такое донской фольклор. Смотреть фото Что такое донской фольклор. Смотреть картинку Что такое донской фольклор. Картинка про Что такое донской фольклор. Фото Что такое донской фольклор

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Вопросу фольклорных традиций казаков Донского края уделяется несправедливо мало внимания. Необъятная и ни с чем не соизмеримая стихия народной жизни казаков всегда вызывала во мне живейший интерес. Ведь Донское казачество подарило миру немало шедевров песенного творчества, связанного со страницами истории Российского государства, лирических композиций. Но главным поводом для изучения мною этой темы стало то, что вся моя жизнь тесно связана с Донским краем и «батюшкой Тихим Доном». Здесь родились и жили многие члены моей семьи, здесь прошло все мое детство. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.

Роль священной реки Дон интересна не только как колыбель самобытной казачьей культуры, но и в качестве территории, условия которой способствовали сохранению живой фольклорной традиции. Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно исчезнувшему укладу народной жизни. Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо.

Цель исследования – выявление взаимосвязи между историческими событиями, происходящими с донскими казаками, формированием их личностных качеств, особенностями быта и фольклором, в том числе песнями, обрядами, которые отражают их самобытность.

Провести исследование песенного фольклора казаков для идентификации определяющих их содержание событий;

Определить тематический состав песен для выявления особенностей жизни казаков в тот или иной исторический период;

Доказать, что роль реки Дон в фольклоре донских казаков принципиальна и важна, ввиду их особого отношения к Дону.

Для обоснования представленных в работе положений использовались следующие методы исследования: субъектно-объектный, эволюционный, историзма, синтеза, системного и логико-смыслового анализа, наблюдение и сопоставление.

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Говоря о песенном фольклоре казаков, нужно отметить, что большой вклад в изучение донского казачьего фольклора внесла петербургская исследовательница – А.М. Астахова, входившая в состав предвоенной редколлегии издания «Песни донских казаков». Ею, совместно с Е.В. Гиппиусом и З.В. Эвальд, были проверены все эпические песни, соотнесены сюжеты донских и северных русских былин.

Нельзя не упомянуть еще несколько имен. А.А. Банин посвятил несколько статей анализу музыкально-поэтической структуры и ритмики эпических и календарных песен из собрания А.М. Листопадова.

Этнографические исследования 1980-х гг. базировались на изучении письменных источников и материалах экспедиций, которые с 1960-х гг. предпринимались работниками донских музеев. Хотя цели этих экспедиций ограничивались сбором вещевых коллекций, собиратели фиксировали ценные сведения в качестве комментариев к артефактам.

На формирование фольклора донских казаков накладывала отпечаток среда обитания. Среда обитания казаков – открытые пространства. Во всем комплексе их культуры, включая письменные источники, они представлены в образе реки и степи-поля. Известно, что территорией своего обитания казаки всегда считали Дон. Совокупность представлений, охватываемых этим понятием, исторически менялась. В более ранние временя он выступал как мифический прародитель, кормилец, а в более поздние времена – как путь дорога, соединяющая его границы.

Да вспомним, братцы, братцы-новобранцы,

Да как мы с немцами воевали,

Да не пошли мы, братцы по Дону,

Да просим, братцы, перевозу.

Да как мы встанем, братцы, да посмотрим

На свою родную сторонку.

На свою родную сторонку,

Да как на нашей сторонке

Да цветы, братцы, расцветают.

Цветы, братцы, расцветают.

Глава 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПЕСЕН ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Любовь к родине, воплощением которой служили батюшка Дон, была возвышенной, одухотворенной. Выражение этой любви вылилось в особую форму песенного повествования, соответствующую этим возвышенным чувствам. С Доном связана целая система различных символов – отцовство, вера, путь.

Целостный поэтический образ Дона, сложившийся на основе действительной жизни, казачьего мировоззрения, свидетельствует о духовной силе и высокой песенной культуре вольного казачества.

Дон – самый популярный образ казачьей песни. Поэтизация его обусловлена конкретными историческими, экономическими и социально-бытовыми условиями жизни казаков. Казаки группировались в вольные ватаги и длительное время скитались по Руси, не имея семьи. С Доном Ивановичем, взлелеявшим, вскормившим, воспитавшим казака, были связаны у этих людей особые чувства.

До 18 века донское казачество жило обособленными общинами, со своеобразным республиканским строем, храня общественные, нравственно-бытовые и культурные традиции, унаследованные ими от предков. Главными экономическими источниками жизни казаков были «хождение за зипунами» на Черное и Каспийское моря, скотоводство, а более надежным – рыбный промысел. Жизнь на Дону не была спокойной и безопасной.

Этот период жизни отразился в исторических песнях о Ермаке и Степане Разине, где казаки «донские» собирались во единый круг «думу думати единую». Но правительственная реакция все более и более усиливалась и привела в 18в. к уничтожения казачьего самоуправления. Произошла коренная ломка общественного устройства, нравственно-бытовых традиций, социальная дифференциация в казачьей среде.

Разрушение патриархальных отношений в быту и службе, расширение внешних связей, социальное расслоение оказали влияние на их мировоззрение. Особенности этой эпохи оказали влияние и на развитие казачьего поэтического творчества. Значительно расширяется тематика песен. Развитие песенного творчества идет по линии конкретизации содержания, усиления реалистических элементов, обобщения и социального заострения образов.

В песнях этого периода часто отражается образ Дона. Но он претерпевает значительные изменения, переосмысливается. Он освобождается от идеализации, наполняется конкретным реалистическим содержанием. В связи с этим образ сужается, теряет свой эпический характер и выполняет в песне новые художественные функции.

Содержание песен охватывает период с середины 16 до начала 20 века выборы Ермака атаманом перед походом в Сибирь, набеги турок на главное войско, жалованье.

В эпоху постоянных войн, в которые ввергался народ и казачество, этот мотив становится самостоятельной темой повествования. Образ Дона, в них служит для выражения народной оценки и ненависти к войне. Песни антивоенные; по содержанию получают обличительную окраску, социально заостряются:

Украшен-то наш тихий Дон

Цветея наш батюшка тихий Дон

Наполнена вода в тихом Доне

Отцовскими, материнскими слезами.

Отрицательное отношение казачества к войне служит также основным мотивом многих песен, включающих образ Дона.

В таком же плане раскрывается отношение народных казачьих масс к постылой царской службе и жизнь в плену. В песенном творчестве оно выливается в тему неволи «на чужой, дальней сторонушке». Мотивы одиночества, тоски по родине, тяжести службы и неволи сливаются с образом Дона. И хотя сам образ не раскрывается в песне, он ощутим. Он в душе и сердце казака, в волнении крови, в его воображении. Дон всплывает перед глазами тоскующего, попавшего в беду казака, вызывает «слезное рыдание».

В разинском цикле донской песни был создан образ положительного героя, этим песням свойственна романтизация «доброго молодца», появляется портрет героя. Самыми привлекательными чертами для казака были героизм, бесстрашие в бою.

К женщинам у казаков было уважительное отношение, она была свободной казачкой.

Особое место в обрядах, существующих на Дону, принадлежит песне, причитания, плачи представлены у казаков в меньшей степени.

Таким образом, в соответствии с изображением пространства в обрядовых песнях образ реки не имел большой смысловой нагрузки, как в исторических песнях. Хотя группы песен разных циклов могут объединяться посредством общего зачина «как бывало Дон бежал, а теперь Дон помутился весь». «Со дна меня, тиха Дона, ключи бьют/посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит (Молодец и девица). «Распустил своих ясных соколов да по тиху Дону». Типизация образов свойственна и поздним песням, в основном литературного происхождения. «Здравствуй, Дон и наш Донец и родные мать-отец». «Здравствуй, Дон, отец родной».

Глава 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА РЕКИ ДОН

Выявление и описание ключевых слов казачьей культуры плохо изучены, но несомненно, что содержание песен семантически нагружено. По материалам песенного воинского фольклора опорными словами в песнях являются: атаман, битва, войско, жизнь, закон и, конечно, Дон.

Дон – земля-вода донских казаков, кормилец, отец родной, православный, потому что сверху донизу населен православными людьми. Дон – река жизни и путь, по которому осуществляется освоение пространства, Дон называют «столповой рекой».

Пространственный (вертикальный и горизонтальный) аспект раскрывается в формуле сверху-донизу, в качественных эпитетах крутые берега, глубокие воды. Временной параметр дан через символику сыплющегося пека, ценностный – посредством идеальных качеств чистоты и быстрого течения реки.

В ранних казачьих песнях начинает складываться эпический образ Дона. Используя прием гиперболизации, в основе которого лежит сравнение, а нередко прибегая к олицетворению, казачьи песни создают идеализированный образ Дона. Иногда поэтическая выразительность и эмоциональность художественного образа достигается широким использованием разнообразных по характеру эпитетов, часто постоянных. Песни о Доне отличаются особой задушевностью.

Ой ты, батюшка наш, славный тихий Дон!

Ты кормилец наш, Дон Иванович!

Про тебя-то, Дон, ле5жит слава добрая,

Слава добрая. Еще речь хорошая!

Именно поэтому одни из принципов композиционного построения таких песен является употребление формы монолога лирического героя, обращенного к Дону. Монологическая речь, насыщенная эпитетами, междометиями, повторами однокорневых слов, делает песню выразительной, драматизирует ее.

Аи ты прости же, ты прощай,

Да вот, батюшка, славный тихий Дон,

Ты прости же со всеми со верши…

Ей, со всеми со вершинами…

Чаще всего образ Дона раскрывается в психологическом параллелизме. Помутневший, взволновавшийся, возмущенный, помелевший, скованный берегами, утративший свою стремительность и величие Дон служит в песнях символом неудачного похода, гибели казаков, возмущения народных масс, тоски, кручины матери, отца в разлуке с сыном, тяжелых предчувствий и предупреждения о несчастье.

В заключение следует отметить, что многообразие форм создания художественного образа Дона в традиционном фольклоре вызвано многоаспектностью представлений жизни казачества в историческом и социально-экономическом отношениях.

Фольклорные традиции донских казаков – это тема, которая интересна не только жителям Донского края, но и всем, кто исследует исторические связи между песенным творчеством и историческими событиями.

Для музыкального фольклора выделены типологические признаки, универсальные для любого местного стиля: традиционность музыкально-поэтического языка, фактуры, на которых выстраивается композиционный ряд песенного творчества донских казаков.

Мир донских казаков разделялся в соответствии со сторонами света. При этом границы реального пространства были достаточно условны и подвижны. В фольклоре степи, долины, раздолье, реки передавали представление о пространстве. Упоминание их в зачине песни является предвестником сюжетных коллизий героя.

Особое внимание казаки всегда уделяли Дону-батюшке. В более ранние временя он выступал как мифический прародитель, кормилец, а в более поздние времена – как путь дорога, соединяющая его границы.

Жизненно важное значение Дона, преломленное через казачье мировоззрение, обобщается в символ Родины.

Все это предопределило формирование, развитие казачьего фольклора, утверждение в нем темы Родины, на яркой поэтизации Дона в песенном творчестве.

Список использованных источников и литературы:

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. – Ростов н/Д. Баропресс. 2006г. С.109-118.

Краснов П.Н. Картины былого Тихого Дона М., 1992. Т.1.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т1-5.

Новосельцев А. Песни шолоховских романов // Дон. 2005. N 4. С. 225.

Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963. С. 218-220.

Рудиченко Т.С. Система жанров донского казачьего фольклора //Рукопись, архив фольклорного кабинета СПБГУКИ.

Рудиченко Т.С. Пение и песня в казачьем этикете. // Музыковедение, N 1, 2005.

Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. – Ростов н/Д. Издательство Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. 2004г. С. 100-115.

Русская литература XX века. 11 класс. Дрофа. 211. 2006г. Е.2 С.76-77

Источник

Фольклор Верхнего Дона

Фольклор казаков Верхнего Дона богат. Это сказки, предания, былины, пословицы и поговорки, рассказы-были о житейских случаях из прошлого, песни.

Сюжеты сказок характерны для юга России: «Гуси-лебеди», «Как кочеток царя победил», «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка» и другие. Казачьи интерпретации русских сказок интересны диалектными особенностями, остротой языка в сказках бытовых, «житейских». В былинах слушателям импонировал «донской казак Илья Муромец», Алёшу Поповича тоже кличут «дончаком».

Предания на Верхнем Дону рассказывают и в наши дни, а вот исполнителей былин встретить практически невозможно. Их распевы и тексты сохранились в пятитомном собрании А.М. Листопадова «Песни донских казаков». В сборнике, который является сегодня библиографической редкостью, около 1200 казачьих песен с нотной записью их распевов.

Казачья песня родилась пять веков назад. В числе самых старинных – песня о том, как Ермака выбирали атаманом. Это ХVI век. Исполнение этой песни – своеобразный экзамен на умение «играть» настоящие казачьи песни, исполнять их в первозданном звучании.

«Верховая» манера исполнения – местная разновидность донской казачьей песни. В печатном отчёте об экспедиции 1902-1903 годов Листопадов привёл мнение народных исполнителей из Вёшенской и Еланской станиц – Гончарова и Макарова, что вёшенское исполнение гораздо мягче, по сравнению с тем, как поют на Нижнем Дону, – «там жёстко поют и грубо».

Протяжные, «тяговые» песни поются без музыкального сопровождения. Наиболее достоверно звучит ансамбль из пяти-семи исполнителей. Музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, скрипка) казаки использовали на «балáх» – танцевальных вечеринках молодёжи. Гармонист и скрипач уже назывались «оркестром». Танцевали то, что казаки привозили из заграничной службы: «польку», «карапет», «краковяк», «тустеп», «галоп», «падэспань», «кадриль» и другие танцы «из Европы».

На свадьбах и гулянках, на «беседах» (вечеринках с застольем) отплясывали «Казачка», «Барыню», «Камаринского», «Цыганку». Казачьи песни «под пляс», «частые» поются без музыкальных инструментов, только под хлопки, выкрики в такт и из-под такта и под бубен.

В пении у казаков ценится мужской голос. Женское пение характерно для бытовых, «семейных», «девичьих» лирических, свадебных песен и в «карагоде»-хороводе.

Но при отсутствии мужчин, женщины могут брать на себя мужскую роль в пении и исполнять те же «служивские», «походние» и строевые песни.

«Верховые» казаки славятся многоголосным пением. Оно как бы из двух «пластов», нижнего и верхнего, контрастных по функции. «Басов» как таковых нет. Мужские голоса поют звонко, чтобы песня лилась легко, привольно. Над «средним» регистром голосов парит «дúшкант», высокий голос – «подголосок». Нередко «дишканят» без слов, вокализируя на одни гласные – «а-о-э-е».

Часто песня начинается с речитатива – «проговора». Вступающий первым мужской голос определяет тональную высоту песни и её темп. Остальные импровизационно, каждый по-своему, ведут вариант песенного напева. Обычно это четырёхголосие.

У казаков есть специфика в отношении напева и слов в протяжных песнях. Обрывы и повторение слов, широкие распевы слогов, вставки гласных в середину слова, частые междометия и восклицания. Это трудно для восприятия непосвящённым слушателям.

Но ведь народные песни не предназначались «залу», зрителям. Их пели своим кругом, для собственного удовольствия.

Песни донских казаков – исторические, «служивские», походные, бытовые, «под пляс», «под карагод», свадебные, лирические, плачи – бережно хранит фольклорный ансамбль «Зарница» музея-заповедника М.А. Шолохова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *