Что такое соц действие
Социальное действие
Социальные действия — это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Основой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или группы, изменить их поведение.
Макс Вебер определяет социальное действие как осознанное поведение человека, имеющее мотив и цель, в котором он соотносит свои смыслы этого действия со смыслами действия других людей. В этом определении очень важна ориентация на другого человека, так как она составляет характерную черту не просто действия, а действия социального. Социальное действие, по Веберу, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или будущее поведение людей. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от настоящей опасности или грядущей опасности.
Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». Акторы оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения.
Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей, и потому не может быть абсолютно свободным. Но его действия, в силу того что они по своей структуре являются проектом, то есть планированием организации средств по отношению к еще не реализованной цели, имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации. Конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.
Структура социального действия обязательно включает в себя следующие необходимые элементы:
2) потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;
3) стратегия действия (осознанная цель и средства ее достижения);
4) индивид или социальная группа, на которые ориентировано действие;
5) конечный результат (успех или неудача).
Макс Вебер, в зависимости от степени участия сознательных, рациональных элементов в социальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие. Все четыре вида действия располагаются в порядке убывания рациональности.
Целерациональный вид действия – это идеальный тип действия, позволяющий четко определить смысл действия индивида. Для целерационального действия характерно ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффективны.
Критерием целерационального действия является успех намечаемого действия. Возможные противоречия между индивидуальной целью и ориентацией на другого человека разрешаются самим действующим индивидом.
Ценностно- рациональные действия являются наиболее массовыми в реальной жизни.В отличие от целерациональных действий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях воздействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед Отечеством). Такие действия, как считает Макс Вебер, подчинены «заповедям» или «требованиям», повиновение которым — долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. У ценностно-рационального действия нет цели, но есть мотив, есть смысл, ориентация на других.
Аффективное действие — это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратковременного, но интенсивно бурного эмоционального состояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель. В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. В порыве гнева, крайнего раздражения, страха человек действует необдуманно, хотя эти действия могут быть направлены на других людей. Такие действия нередко противоречат собственным интересам индивида, приносят ему отрицательные последствия. Аффективные действия вообще не имеют целей. Степень рациональности здесь приближается к минимуму.
Традиционное действие — это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления, автоматически. Данное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. В этих действиях предельно снижена работа сознания. Особенно распространены традиционные действия в бытовой сфере.
Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэтому, по мнению Макса Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.
Реальное социологическое действие человека включает в себя два или более вида действия: в нем возможны как целерациональные, так и ценностно-рациональные, аффективные или традиционные моменты поведения.
В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и социальное творчество.
Репродуктивные действия – действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функционирования конкретного социального института (социальный контроль). Социальное отрицание – действия, направленные на упразднение каких-то элементов общественной жизни (критика существующих недостатков). Социальное творчество – действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и развитие общественного сознания (изобретательская и рационализаторская деятельность).
В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуждение и позитивное убеждение. Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения. Позитивное убеждение основывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без применения угроз и репрессий.
Существуют и другие способы классификации социальных действий.
Социальное действие: определение понятия и примеры
Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.
Определение понятия
Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?
Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь — все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.
Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину…. Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин 😉
Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет….
Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу… — я не настолько одержимый идеей заговора! Кругом полно загадок! 🙂 Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV. Жду ответы в комментариях!
В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!
Типы социального действия по Максу Веберу
Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!
Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:
1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.
Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять…. Не согласны? 🙂 Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной…
2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?
А может, вы искренне верите, что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? 🙂 Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!
3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете : «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу….
А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу 🙂
4. Традиционное действие — обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.
Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.
Социальное действие: понятие, типы
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Лекция 4
1. Социальное действие: понятие, типы
2. Механизм социального действия
3. Социальное взаимодействие: сущность, типы
4. Теории социального взаимодействия
Общество представляет собой сложную социокультурную систему, которая существует, функционирует и развивается посредством человеческой активности. Именно поэтому социальная деятельность – одна из центральных категорий социологии.
Социальная деятельность – сознательная активность человека. Социальная деятельность проявляется в виде поступков и поведения индивида и состоит из множества отдельных социальных действий, объединенных одной целью. Социальное действие – простейшая единица социальной деятельности.
Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер.
Социальное действие – это действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентировано на них.
Вебер подчеркивал, что не все действия людей являются социальными, так как достижение далеко не всякой цели предполагает ориентацию на других людей. Социальные действия – это всегда преднамеренные действия, прямо или косвенно ориентированные на других членов общества. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения, последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта, является уже социальным действием.
Макс Вебер разработал также первую типологию социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. В ее рамках выделяются следующие типы социальных действий:
·Целерациональное действие, направленное на достижение рационально поставленной и продуманной цели. Совершая подобные действия, человек, прежде всего, руководствуется логикой и пытается спрогнозировать реакцию других людей, на совершаемые им поступки.
·Ценностно-рациональное–действие, характеризующееся сознательной верой в безусловную значимость определенного поведения, независимо от его успеха. Оно направлено на удовлетворение потребностей, порожденных культурными предписаниями и является рациональным только в пределах культуры, породившей данную цель.
·Аффективное – бурнопротекающее действие, совершаемое под влиянием эмоций и слабо поддающееся контролю. Социальным подобное действие является только в том случае, если речь идет о сублимации, т. е. если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке.
·Традиционное – субъективно-иррациональное действие, основанное на привычке и протекающее по давно принятому образцу. Такое действие лишь в самом широком понимании может быть названо социальным, это, как правило, автоматическая реакция на некий раздражитель.
Следует учитывать, что приведенные выше виды действия являются идеальными типами и в чистом виде в жизни встречаются редко. Как правило, в реальности действия человека обусловлены целым комплексом самых разнообразных мотивов и сочетают в себе элементы сразу нескольких типов социального действия.
Механизм социального действиясостоит из следующих элементов:
1. Стимул – абстрактное ощущение расхождения между желаемым состоянием и реальным. Стимулы вызывают потребность.
Рисунок 1 – Иерархия потребностей А. Маслоу
2. Потребность – острое ощущение нехватки чего-либо, не имеющее конкретного объекта. Существуют самые разнообразные виды потребностей, Наиболее известная классификация потребностей разработана А. Маслоу (рисунок 1). Она представлена следующей иерархией:
v Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
v Потребности в безопасности – это потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
v Социальные потребности – потребность в чувстве принадлежности к чему или кому-либо, чувстве, что тебя принимают другие, чувстве социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
v Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, уважении и признании со стороны окружающих.
v Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и личностном росте.
3. Ценностные и нормативные ориентации – выбор объекта действия на основе норм, ценностей и убеждений, значимых для человека.
4. Цель – четкий образ желаемого результата действия.
Несмотря на то что социальное действие – важнейшая составляющая общественных отношений, социология интересуется не столько единичными действиями индивида, сколько устойчивой системой социальных действий или социальными взаимодействиями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Сущность социального действия. Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него» (21, с. 602-603).
называемыми природными, или естественными, действиями крайне сложно.
Еще сложнее определить осознанность, рациональность поведения, которая составляет неотъемлемую черту социального действия. Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, аффективными, например поведение человека в результате приступов гнева, страха, раздражения, когда он действует не задумываясь о происходящем. Даже если такие действия направлены на других людей, в соответствии с теорией М. Вебера их нельзя считать социальными. Другое дело, если индивид действует обдуманно, ставя перед собой цели и добиваясь их реализации, изменяя при этом поведение других людей. Такие действия можно считать социальными. Однако многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности, скажем, в действиях политика, борющегося со своими соперниками, или в действиях руководителя предприятия, осуществляющего контроль за поведением подчиненных, во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.
один из которых пытается сознательно воздействовать на другого, то даже отсутствие социального окружения не избавит их от необходимости учитывать культурные нормы их прежнего опыта.
Рис. 4. Механизм совершения социального действия
Любое социальное действие начинается с возникновения потребности у индивида, которая придает ему определенное направление: это могут быть, например, потребности физические (в еде, питье, сне, сексе и т.д.), потребности в безопасности, общении, достижении определенного положения, самоутверждении и т.д. Потребность соотносится индивидом с объектами внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Мотивы, различные у каждого индивида, придают социальному действию неповторимую индивидуальную окраску. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. До возникновения интереса механизм социального действия осуществляется в рамках пространственных контактов и контактов интересов. Однако затем постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.
Анализ человеческой деятельности показывает, что каждое социальное действие совершается в результате некоторой субъективной активности, формирующей мотивацию. В повседневной практике часто наблюдается почти мгновенное совершение социальных действий, которые кажутся немотивированными и спонтанными. Но если действующий индивид будет анализировать такие быстротечные действия, то он всегда сможет выделить первоначальную потребность, интерес и, наконец, формирование мотивационной установки. Просто в данном случае социальное действие совершается в очень короткий промежуток
времени. С другой стороны, существуют социальные действия, процессы формирования мотивации которых могут быть столь длительными, что первоначальная потребность забывается, отчего создается впечатление, что мотивационная установка возникла сама но себе, Иными словами, создается видимость, что индивид действует только ради того, чтобы действовать, проявлять свою активность. Это безусловно не так. Тщательный анализ, основанный на большом числе исследований, всегда указывает на существование «первого толчка», потребности, приводящей к совершению социальных действий.
Важность изучения генезиса и структуры социального действия, а также сопоставления отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, о степени разобщенности или, наоборот, согласованности действий подчиненных и т.д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий се членов. Таким образом, социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.
Социальные взаимодействия. Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем даже простое наблюдение показывает, что социальное действие, рассматриваемое как попытка одного индивида или социальной группы изменить поведение другого индивида или группы, редко на практике встречается в единичном, обособленном виде. Когда кто-нибудь пытается убедить в своей правоте другого, то очевидно, что это не общение с неодушевленным, бессловесным существом. Этот другой может активно возражать, соглашаться или проявлять пассивность, но так или иначе он тоже совершает социальные действия. В результате этих ответных действий изменяется способ нашего убеждения, его содержание; Наконец, беседа может привести к тому, что человек вынужден будет прекратить оказывать воздействие на поведение своего собеседника. Очевидно, что, совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие.
Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.
Встречаясь с незнакомым человеком, мы всегда представляем себе, чтó он будет делать и кáк будет вести себя в соответствии с нормами, принятыми в группе или обществе. Общепринятые ожидания дают нам возможность для оценивания данного индивида и для продолжения взаимодействия. При продолжении взаимодействия к общепринятым ожиданиям присоединяются ожидания, носящие индивидуальный характер, соответствующие интересам участников взаимодействия. Предположим, что определенная личность назначает деловое свидание незнакомому человеку. Очевидно, что в ходе опосредованных контактов у этих людей возникает необходимость во взаимодействии. Перед встречей у каждого из них существует некоторая система ожиданий поведения, общепринятого в обществе и в данной группе: партнер по взаимодействию должен прийти вовремя, соблюсти ритуал знакомства, быть вежливым и т.д. Если эти неопределенные, общепринятые ожидания не удовлетворяют одну из сторон, то взаимодействие может прерваться и остаться ситуационным, одноразовым. В случае же оправдания общепринятых ожиданий с обоих сторон возникают новые ожидания, связанные с личностными особенностями данного человека, с его статусом, способом исполнения роли, а также с институциональными нормами, которые он представляет.
Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.
Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чув
ствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов. Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.
Вопросы для самоконтроля
1. Для чего в социологии необходимо изучать различные виды социальных связей?
2. Каким образом возникают различные виды контактов между людьми? Какова последовательность развития социальных контактов?
3. Каким образом пространственные контакты могут изменять поведение человека?
4. Каковы психологический механизм контакта заинтересованности и побудительные причины таких контактов?
5. От каких факторов зависит контакт заинтересованности?
6. Какие необходимые условия должны соблюдаться при возникновении контактов обмена?
7. На каком предмете сосредоточивается внимание участников обмена?
8. Какое значение имеют социальные контакты в изучении социальных структур и процессов, происходящих в обществе?
9. Что понимал под социальным действием М. Вебер? Какими, по его мнению, особенностями обладает социальное действие?
10. Какие сложности могут возникнуть у исследователя при отделении социального действия от так называемых природных, или естественных, действий?
11. Каковы составляющие любого социального действия? Какую роль играет внешняя среда при осуществлении социальных действий?
12. Какова последовательность совершения социального действия? Какую роль играет потребность индивида и мотив в совершении социального действия?
13. В чем важность изучения социального действия для анализа социальных явлений?
14. В чем состоит объективная необходимость перехода от изучения социальных действий к изучению социальных взаимодействий?
15. Какое влияние оказывают взаимные ожидания людей на характер их взаимодействий?
16. Какие можно выделить основные типы взаимодействий и в чем заключаются их особенности?
Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой по размеру, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно, в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями.
В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений, любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т.д.
Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию. Для изучения этого богатого мира социальных отношений их нужно классифицировать и определить механизм их формирования. Прежде всего социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви. В этом случае поведение участников будет соотнесено по смыслу, поскольку один действующий индивид предполагает, что чувства, присущие ему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на это ожидание ориентирует свое поведение. Сила и характер этой ориентации имеют решающее значение для взаимоотношении с другими партнерами. Так, первоначальная симпатия, натыкаясь на неприязнь, может перерасти в ненависть, если установка на отношения симпатии слабая и неопределенная; но эта симпатия при сильной, точно определенной установке, даже в отсутствие взаимности партнера может достаточно длительное время оставаться неизменной.