Что такое соц обслуживание
Социальное обслуживание
Понятие социального обслуживания
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Принципы социального обслуживания:
Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:
Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
Основания социального обслуживания
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:
Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
Виды социального обслуживания
Материальная помощь оказывается в виде:
· денежных средств;
· продуктов питания;
· средств санитарии и гигиены;
· средств ухода за детьми;
· одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
· топлива;
· специальных транспортных средств;
· технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:
· детям сиротам;
· детям, оставшимся без попечения родителей;
· безнадзорным несовершеннолетним;
· детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
· другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Виды социального обслуживания населения
Общество страны не считается благополучным, если его граждане, оказавшиеся в тяжелых жизненных ситуациях, не в состоянии получить социальную защиту и помощь. Развитие и финансирование разнообразных видов социального обслуживания не мене важны в достижении благополучия страны, чем рост экономической, научной, здравоохранительной, образовательной и культурной областей.
В России список социальных услуг для инвалидов и людей преклонного возраста гарантирован Федеральным законом 1995 года и редактирован в 2004 году. Но не следует считать, что социальная поддержка распространяется на обслуживание только нетрудоспособных граждан, а именно: нуждающихся инвалидов и пенсионеров. В современном законодательстве значительно расширены категории людей, имеющих право социального обслуживания. Это значит, что изменился характер и форма, список видов социальных услуг, направленных на поддержку, нуждающегося населения.
Основные виды
Социальное обслуживание как один из важнейших факторов социальной защиты населения РФ в настоящее время имеет девять основных видов, которые должны способствовать практическому решению сложных ситуаций жизнедеятельности общества в целом, отдельных семей и личности. Вот этот список видов обслуживания:
Необходимо рассмотреть подробнее, какую именно помощь предоставляет клиентам социальных центров каждый из этих видов обслуживания, а также кто из нуждающихся граждан имеет право ими воспользоваться.
Стационарное обслуживание
Под стационарными социальными видами услуг социального обслуживания подразумевается круглосуточное пребывание нуждающихся граждан в специально оборудованных для этой цели заведениях. Такие учреждения предназначены для людей, полностью или частично неспособных к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом обслуживании, постоянном присмотре, медицинской помощи, а именно:
Учреждения стационарных видов социального обслуживания отличаются по назначению, пребывание в них может быть временным или постоянным. Есть общего типа дома-интернаты, куда принимают граждан пенсионного возраста, совершеннолетних инвалидов (первая, вторая группа), которые полностью или частично неспособны к самообслуживанию.
Для несовершеннолетних предоставляются учреждения общего типа, куда направляются сироты, дети без постоянной либо временной родительской опеки или оказавшиеся в тяжелой для ребенка жизненной ситуации.
Детские стационарные заведения могут быть специализированными, предназначенными для несовершеннолетних с физическими недостатками, психическими расстройствами, инвалидов. Психоневрологические интернаты для взрослых также относятся к подобным видам учреждений социального обслуживания.
Надомное обслуживание
Одна из форм социальной поддержки реализуется по отношению к инвалидам и пенсионерам, которые в состояние осуществлять хотя бы необходимые действия самообслуживания. Когда у этих людей нет крайней необходимости переезжать в стационарные заведения, работники соцслужб оказывают помощь клиентам в условиях их привычного бытового окружения, то есть на дому.
Под видами социального обслуживания такого рода подразумевается медицинская доврачебная помощь, различного бытового и гигиенического характера услуги, доставка продуктов.
На дому помощь предоставляется также людям, которые не могут быть помещены, согласно перечню противопоказаний, в стационарные заведения, но зависят от постороннего ухода.
Специализированные районные центры своим клиентам обязаны:
Заведения полустационарного обслуживания
Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.
В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:
Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.
Заведения временного приюта
В отличие от полустационарных заведений, работающих только в определенное время суток, социальные гостиницы, приюты и специализированные адаптационные центры предоставляют клиентам социальных служб временный круглосуточный приют и некоторые другие виды услуг.
Временный приют, прежде всего, необходим детям, оказавшимся без жилья: сиротам; детям, лишенным родительского попечения; подвергшимся домашнему насилию; оказавшимся в ситуациях, жизненно сложных для ребенка. Для таких детей организована особая программа принципов социального обслуживания.
У видов социального обслуживания несовершеннолетних во временных приютах спектр услуг и мероприятий гораздо шире, чем для взрослых. Помимо благоустроенного жилья, питания, медицинской помощи, гигиенических условий и организованного досуга, дети получают содействие педагогов, учителей, психологов, юридических и правовых представителей. Такие приюты действуют как центры социальной детской реабилитации. Они помогают устроить дальнейшую судьбу несовершеннолетних, предупреждая тем самым детскую беспризорность.
Также временный приют с питанием, хорошими жилищными и бытовыми условиями предоставляется инвалидам, пенсионерам, которые способны передвигаться и хотя бы частично обслуживать себя.
Такими видами социального обслуживания пользуются люди, нуждающиеся в присмотре, но временно лишенные заботы своих родственников из-за болезни опекунов, их отъезда в отпуск, командировки и других причин отсутствия.
Временными приютами могут воспользоваться люди, ставшие жертвами насилия, стихийных бедствий, военных конфликтов, бездомные и другие граждане.
Материальная помощь
Говоря о видах социального обслуживания, население получает их, преимущественно, в виде услуг длительного действия. Материальная помощь несет кратковременный или разовый характер и предоставляется малоимущим и нуждающимся гражданам, попавшим в сложную ситуацию, такую, например, как последствия стихийного или социального бедствия.
Материальная поддержка может выражаться в виде денег, а также предметов одежды, обуви, теплых и детских вещей, гигиенических, транспортных и технических средств, топлива и другого.
Срочное соцобслуживание
Это разовая помощь, которую получают граждане в специализированных отделениях социального обслуживания. К формам и видам срочной поддержки прибегают, в первую очередь, инвалиды и пожилые люди. Гораздо меньший процент составляют одинокие граждане, многодетные и неполные семьи, безработные, бездомные, погорельцы, беженцы и другие люди.
На срочную разовую помощь может рассчитывать каждый нуждающийся, попавший с тяжелую для жизни ситуацию. Для этого необходимо в отделение ЦСО подать заявление и приложить документ, который подтверждает минимальный доход или дает право получить соцпомощь.
Срочные отделения могут в разовом порядке обеспечить одеждой, теплыми вещами, предметами, необходимыми в первую очередь, продуктовым пайком или горячей пищей, оказать элементарную или организовать экстренную медпомощь, посодействовать в трудоустройстве, юридической и других консультациях.
Денежная помощь в отделениях срочной соцподдержки предусматривается, когда небольшие суммы необходимы гражданам, к примеру, для получения или восстановления документов и других подобных действий.
Социальная консультация
Не менее, чем материальная, в работе социальных центров важна консультативная поддержка клиентов, которая заключается в таких видах помощи:
Контактную информацию (при непосредственном общении со специалистом), а также письменную и дистанционную (по телефону) консультационную помощь оказывают практически в каждом заведении социального обслуживания.
Кроме того, по одному из 300 работающих в стране телефонов линии доверия можно получить информационно-психологическую поддержку. И эта практика продолжает распространяться.
Кто и зачем прибегает к консультативным видам деятельности в социальном обслуживании? Инвалиды и пенсионеры, которым трудно приспособиться к определенным переменам и условиям их жизни. Работа социальных консультативных центров — выявить среди этой категории людей тех, кто нуждается в психологической поддержке, правовом консультировании, в проведении работы в семье с целью ослабить социальное напряжение, обеспечить правильный контакт и благоприятные отношения личности с его семьей и обществом.
Инвалиды могут получить наиболее полную информацию относительно получения образования, профессионального обучения и трудоустройства. Пенсионеры обращаются чаще за помощью при оформлении документов и консультаций по поводу пенсионного обеспечения и льгот, судебной защиты их прав и по другим вопросам.
Социальная консультативная поддержка охватывает также и другие категории, нуждающихся граждан: многодетные, неполные и неблагополучные семьи, женщин, детей, безработных и бездомных.
Реабилитационные услуги
Социальная реабилитация — это комплексный процесс медицинских, психологических, трудовых и профессиональных мер, которые направлены на:
Клиенты служб социальной реабилитации — люди ограниченных возможностей, инвалиды, перенесшие тяжелые заболевания пенсионеры, несовершеннолетние правонарушители, подвергшиеся насилию женщины и дети, попавшие в трудные для жизни ситуации граждане.
Относительно инвалидов такая реабилитация помогает восстановить таким людям их социальный статус, достичь материальной независимости, адаптироваться в семье и обществе.
Для достижения этой цели в реабилитационных отделениях действует особая направленность видов социального обслуживания. Инвалидам помогают трудоустроиться, получить профессиональную подготовку, если она требуется, содействуют в обеспечении передвижными и транспортными средствами, оказывают помощь в протезировании.
Социальный патронаж
Из всех видов обслуживания населения социальный патронаж направлен на контроль особых семей и несовершеннолетних, требующих постоянного и длительного наблюдения со стороны социальных служб, содействия в необходимой материальной, экономической, бытовой, медико-профилактической помощи, а также участии педагогов, психологов и представителей права. Такая работа проводится городскими или районными Центрами поддержки детей и семьи, причем, она считается не социальной услугой, а сопровождением.
Какие семьи и дети подлежат патронажу? Те, которые находятся в социально неблагоприятной и опасной ситуации с тенденцией к снижению возможности самостоятельно обеспечивать основные потребности и условия жизни. Пристальное внимание уделено семьям, где родители или опекуны игнорируют свои обязанности в отношении содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних, проявляют жестокость по отношению к ним или своим поведением оказывают отрицательное воздействие на поведение детей.
Также в социальном сопровождении нуждаются семьи, попавшие в тяжелые жизненные условия и неспособные самостоятельно справится с ситуацией. Это неполные, многодетные семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов, или сами являющиеся инвалидами. В каждом отдельном случае способы и методы работы патронажа подбираются индивидуально.
В РФ постепенно выстраивается новая система социального обслуживания и обеспечения, которая будет отвечать актуальным общественным потребностям. Такая система должна основываться на реальных доходах граждан, их насущных проблемах. Ведь развитая социальная поддержка наиболее незащищенных и уязвимых слоев населения отражает экономическую стабильность государства.
Социальное обслуживание
Понятие и принципы социального обслуживания
Одним из относительно самостоятельных элементов системы социального обеспечения, дополняющим предоставление обеспечения в денежной форме, является социальное обслуживание отдельных категорий граждан. В настоящее время, когда размер денежных выплат по системе социального обеспечения не позволяет наиболее уязвимым категориям граждан самостоятельно преодолеть жизненные трудности, система социального обслуживания должна являться для них значимым элементом социальной поддержки.
Правовое регулирование предоставления гражданам социального обслуживания осуществляется несколькими нормативными правовыми актами. Среди основных следует указать федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2015 года, и от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, во исполнение указанных законов был принят ряд подзаконных нормативных актов. Существуют нормативные правовые акты, закрепляющие право отдельных категорий на социальное обеспечение, в том числе и на социальное обслуживание. К таким актам относятся федеральные законы от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Уполномоченный орган субъекта РФ выдает гражданину индивидуальную программу, в которой указываются формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, стороны которого именуются «поставщик социальной услуги» и «получатель социальной услуги». Примерные формы такого договора и индивидуальной программы утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг».1
Данные понятия закрепляются в ст. 1 Федерального закона № 442-ФЗ. Получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Поставщиком социальных услуг выступает юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Регистр поставщиков и получателей социальных услуг формируется в субъекте РФ в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июля 2014 г. № 484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг».2 Права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг установлены ст.ст. 9-10 Закона.
Для отдельных учреждений и предприятий социального обслуживания разработаны примерные положения или методические рекомендации по организации их деятельности, утвержденные Минтруда и социальной защиты РФ3. Данные документы определяют основные направления деятельности соответствующего учреждения, возможную структуру, условия принятия, обслуживания и снятия с обслуживания граждан, вопросы организации и порядка работы и др.
Необходимо провести отграничение социальной услуги от услуг, предоставляемых в рамках гражданского права. Закон устанавливает, что социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно, за плату или частичную плату. Любой гражданин может получить различные услуги, вступая в то или иное общественное отношение, заплатив за них определенную стоимость. Отличие социальной услуги заключается именно в том, что она предоставляется определенной категории граждан (инвалидам, детям и т.д.) для удовлетворения их специфических потребностей (например, в предоставлении средств передвижения, профессиональной реабилитации и т.д.) бесплатно или на условиях частичной оплаты за счет средств общества. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется: 1) несовершеннолетним детям и; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Другие категории граждан могут претендовать на бесплатное социальное обслуживание, если их среднедушевой доход ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения. Порядок определения среднедушевого дохода утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:
Формы социального обслуживания и виды социальных услуг
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных законом.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
Органы государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания в соответствии с примерным порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливают порядок предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания, видам социальных услуг.1 Порядок предоставления социальных услуг включает в себя стандарт социальной услуги, правила ее предоставления и документы, необходимые для этого, требования к деятельности поставщика социальной услуги и др. Стандарт социальной услуги должен содержать ее описание, сроки и условия предоставления социальной услуги, подушевой норматив финансирования, показатели качества и оценку результатов предоставления и иные положения.
Приказы Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» («Российская газета» от 31 декабря 2014 г. № 299), № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» («Российская газета» от 12 января 2015 г. № 1), № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального «обслуживания» («Российская газета» от 29 декабря 2014 г. № 297).
Закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» закрепляет виды социальных услуг, которые оказываются только в натуральной форме. К числу социальных услуг Законом отнесены (ст. 20):
Содержание социальных услуг по видам социальных услуг устанавливается Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
Основания и порядок предоставления социальных услуг устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим на уровне субъектов приняты законы, осуществляющие правовое регулирование социального обслуживания на территории каждого субъекта. Так, были приняты законы г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы», Кировской области от 5 мая 2005 г. № 322-ЗО «О социальном обслуживании граждан в Кировской области», Магаданской области от 30 декабря 2004 г. № 544-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Магаданской области», Амурской области от 05 февраля 2009 г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Амурской области» и другие.
При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
Одним из видов социальных услуг, предоставляемых гражданам, являются ритуальные услуги. Оказание ритуальных услуг регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В ст. 9 закреплен гарантированный перечень бесплатных услуг по погребению, в частности, оформление документов для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела на кладбище или в крематорий; погребение. Стоимость услуг по указанному перечню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу.
Социальное обслуживание инвалидов
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, закрепляет меры социальной защиты инвалидов, в том числе в сфере социального обслуживания, которые по-прежнему гарантируются и финансируются на федеральном уровне.
Важное место в социальном обслуживании инвалидов занимают реабилитационные и абилитационные услуги, включающие в себя их профессиональное обучение и трудоустройство, обеспечение техническими и иными средствами, облегчающими труд и быт, а также протезно-ортопедическую помощь.
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предполагает использование ими технических средств, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов. Так, например, с 1июля 2016 г. в соответствии новым порядком предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах к перечню услуг, предоставляемых по их запросу без взимания платы, относятся: сопровождение и помощь в регистрации и оформлении багажа, обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, персональная встреча в аэропорту и др. Урегулированы вопросы предоставления инвалидам кресел-колясок в аэропорту назначения, аэропорту остановки, трансфера1
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
Предоставление технических средств реабилитации и услуг осуществляется Фондом социального страхования РФ через его территориальные органы. Территориальный орган Фонда в 15-дневный срок (3-дневный для услуг по сурдопереводу) с даты поступления заявления о предоставлении (замене, ремонте) технического средства и соответствующих документов в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами или по предоставлению услуг по их ремонту и одновременно высылает (выдает) направление на получение, изготовление либо ремонт технического средства в организацию, отобранную для выполнения работ или оказания услуг. В случае самостоятельного приобретения инвалидом технических средств реабилитации или оплаты услуг территориальный орган Фонда компенсирует их стоимость.
Одним из видов реабилитационных мероприятий, предусмотренных Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» является обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации). Обязанность обеспечить профессиональную реабилитацию инвалидов вытекает из содержания Конвенции МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», которую Россия ратифицировала 29 марта 1988 г. Статья 7 Конвенции № 159 обязывает государства принять меры в целях организации служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости инвалидов с тем, чтобы они имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе.
Профессиональная реабилитация инвалидов как самостоятельный вид социального обслуживания согласно ст. 9 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», включает профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и образование, содействие в трудоустройстве и профессионально-производственную адаптацию инвалидов. Государство гарантирует бесплатное обучение или переобучение инвалидов в учебных заведениях, как общего типа, так и в специальных учебных заведениях (ст. 19), и последующее их трудоустройство (ст. 20-22).
Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется по тем профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 г. № 150.1 Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ, благодаря наличию на предприятиях широкой производственной базы и возможностей в выборе профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения.
Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий. Они закреплены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 21) и Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (ст. 13) и выражаются в установлении субъектами РФ квоты для приема на работу инвалидов в размере не менее 2 и не более 4 процентов среднесписочной численности работников. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет субъектов Федерации обязательную плату за каждого неустроенного в счет квоты, размер которой устанавливается также законодательством субъекта.
Протезно-ортопедическая помощь имеет решающее значение для социальной реабилитации инвалидов. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» закрепил право инвалидов на бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации (ст. 11.1). Порядок их предоставления установлен постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан их числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
Социальное обслуживание детей
С целью усиления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 21 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В данном Законе закреплены дополнительные гарантии прав этих детей на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.
В связи с необходимостью усилить внимание на проблеме беспризорности был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»2, который обязывает органы опеки и попечительства предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 Семейного кодекса РФ.
Вопросы содержания детей в детских учреждениях регулируются постановлениями Правительства РФ. С 1 сентября 2015 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»1, регламентирующее деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них последних. К таким организациям относятся образовательные, медицинские и оказывающие социальные услуги. Дети помещаются в организации под надзор до их устройства на воспитание в семью. Приказом Министерства образования и науки РФ утверждена примерная формы соглашения между родителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации.
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» установлены положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных общеобразовательных учреждениях и специальных профессиональных училищах всех типов устанавливаются Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей сирот детей, оставшихся без попечения родителей».
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 18 гарантирует, что органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей, в случае невозможности осуществления воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
На современном этапе государство оказывает поддержку приемной семье как одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»1 устанавливает правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями; правила создания приемной семьи; полномочия органов опеки и попечительства по проверке условий жизни несовершеннолетних и т.п.
Особые меры социальной защиты адресованы многодетным семьям Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»2. Органами исполнительной власти на местах определяются категории семей, относящиеся к числу многодетных и нуждающихся в дополнительной материальной поддержке; устанавливаются скидка в размере не ниже 30% установленной платы за коммунальные услуги; бесплатная выдача лекарств для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся общеобразовательных школ и другие меры.
Социальное обслуживание отдельных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию
Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» закрепляет дополнительные меры, направленные на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов ВОВ, боевых действий, военной службы, ветеранов труда предоставляющие им дополнительные права, в том числе и на социальное обслуживание, например, на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому и др. Меры социальной поддержки ветеранов, осуществляются за счет средств федерального бюджета, за исключением лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и ветеранов труда. Предоставление социальной помощи данным категориям регулируется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» предусматривает социальные гарантии для граждан из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством РФ установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию. Указанные лица при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
К сфере социального обслуживания можно отнести также и жилищное обустройство вынужденных переселенцев и беженцев. Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845 утверждено «Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», определяющее порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 448 «О получении питания и пользования коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами» предусмотрено бесплатное трехразовое питание лицам, не имеющим заработка, и пользование бесплатными коммунальными услугами.
Одним из видов социального обслуживания является социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористических акций. Постановлением Правительства РФ от 12 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, участвующих в борьбе с терроризмом»3 предусмотрено, что социальная реабилитация пострадавших с целью их социальной адаптации и интеграции в общество включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья.