Что такое соц воспитание

3.1. Сущность и содержание социального воспитания

Социальное воспитание осуществляется в определенной социокультурной среде, с учетом ее потребностей и возможностей. Возникает вопрос: в чем сущность социального воспитания и особенности его реализации?

В 2010 году журнал «Вопросы воспитания» предоставил возможность различным авторам изложить свою позицию понимания существа социального воспитания. Изложенные в журнале материалы свидетельствуют о том, что единого подхода к данному вопросу нет. Под ним понимают:

– процесс взаимодействия человека и его социальной среды, в которой они, циклично меняясь ролями «субъекта» и «объекта», приобретают новое качество в своем развитии (И. А. Липский) [1. с. 30–31];

– процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемой в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет (А. В. Мудрик) [1, с. 38];

– диалектическая взаимосвязь характеристик, направленных на достижение человеком социальности как реализованной цели социального воспитания: нормативных (формирование знаний, умений, навыков социально одобряемого поведения, приобретения опыта такого поведения, помощь в решении задач социального функционирования в системе социально приемлемых структур) и интерпретативных (актуализация активности человека, формирование субъектной позиции, навыков социального взаимодействия, самореализации своей индивидуальности в социальных условиях, помощь в обретении индивидуального социального самоопределения) (Т. А. Ромм) [1, с. 56–57].

Социальное воспитание понимают и как систему «… целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных микрогрупп в интересах согласования трудовой и познавательной активности их членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями данного общества в направлении прогрессивного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека» (Р. В. Овчарова) [6, с. 27–28].

Каждый подход с определенных позиций рассматривает возможности целенаправленного воздействия по стимулированию направленного формирования и развитию в личности определенной социальности. По своему существу воспитание действительно представляет собой целенаправленную деятельность, способствующую формированию личности человека, подготовке его к наиболее полной самореализации в общественной и культурной жизни в соответствии со сложившимися в ней социокультурными нормативными моделями поведения. Термин социальный (лат. socialis – общественный) – это общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в социуме (обществе), по отношению к воспитанию представляет собой широкое понятие, характеризующее его общественную обусловленность, в частности:

– по отношению к чему (для какой социальной среды) оно осуществляется, какое социальное своеобразие следует сформировать у человека (военного, врача, педагога), какую культуру, необходимую для самореализации в среде жизнедеятельности, ему передать (способствовать ее усвоению);

– с позиции кого (какой социальной среды, личности) планируется (осуществляется) воспитание и кто определяет его социальный характер, цели и способы их достижения. Это может быть образовательное учреждение, семья, родитель, а также среда, в которой живет человек.

По существу социальное воспитание представляет целенаправленную воспитательную деятельность (целенаправленное воспитание) конкретного человека (определенную категорию людей), в определенных социокультурных условиях, ориентированную на социальное формирование личности каждого, усвоение ею соответствующей культуры самопроявления и самореализации, необходимой ему в жизнедеятельности. Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни в конкретной социокультурной среде, а не для какой-то искусственной обстановки. Данный факт диктует необходимость передачи человеку определенной культуры и нравственно активной позиции, развития у него социальных сил и потенциалов души, необходимых для самореализации в конкретном обществе, социокультурной среде. Такая подготовка включает передачу человеку соответствующей культуры и обеспечение ее усвоения. В какой степени человеком усвоена культура среды, в такой он будет принят или отвергнут ею.

Каждая среда (государство, общество, а также социальный институт, образовательное учреждение, семья) представляет определенную субкультуру, социокультурную среду. Она носит достаточно устойчивый характер, формирует способы самосохранения, приумножения и передачи подрастающему поколению. Субкультура среды сама выступает субъектом социального воспитания подрастающего поколения.

Субъект воспитания реализует себя в зависимости от того, как он усвоил существо воспитательной деятельности (субъектность фактора реализации социального воспитания) и способы ее осуществления. Он определяет цели и способы их достижения по отношению к объекту воспитания (школьнику, воспитаннику интернатного учреждения, ребенку в семье). В качестве субъектов социального воспитания выступают государство (общество), общественные организации и движения, конфессии, социальные институты, другие государственные и негосударственные учреждения, отдельные личности, а также и сам человек как субъект самосовершенствования. Как субъект самосовершенствования, чем старше человек и чем ответственнее относится к себе и своей жизненной перспективе, тем в большей степени он «берет судьбу в свои руки».

Государство и общество – основные субъекты социального воспитания. Именно они определяют направленность, перспективы и способы обеспечения социального воспитания подрастающего поколения.

Сущность и содержание социального воспитания формулировались различными исследователями далеко не однозначно. В разные периоды отдельные педагоги и философы выдвигали свои идеи социального воспитания. Выделим основные из них:

гражданское воспитание направленное воспитание гражданина, патриота, для которого ценности, идеалы, нормы и правила, сложившиеся в государстве, выступают ориентирами и руководством в самореализации (В. В. Зеньковский, А. В. Луначарский, Николай Николаевич Иорданский (1863–1941).

общественное воспитание – воспитание социально активной личности человека данного общества, для которого общественные интересы выступают приоритетом в жизни и деятельности (В. В. Зеньковский, Н. Н. Иорданский);

формирование человека в соответствии с социальным идеалом, определяемым государством, стремящимся через воспитание подготовить качественно новое поколение людей, а через него – и общество (Н. Н. Иорданский);

исправление последствий негативного (дисоциалъного) воспитания человека, предусматривающее, что в воспитательной деятельности различных институтов могут быть издержки, которые следует исправлять через специально созданную воспитательную систему и таким образом обеспечивать наиболее целесообразное формирование личности гражданина (А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский). Это направление называют социально контролируемой социализацией (ресоциализацией). Оно получило широкое развитие во многих странах мира, в том числе и в России;

навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такая деятельность имеет место в деятельности стран, считающих, что их ценности, идеалы, образ жизни приоритетны. Они стремятся экспортировать их на соседние страны, создавая наиболее благоприятную среду для своей культурной и экономической экспансии.

Изложенные направления сохраняют свою значимость в раскрытии содержания социального воспитания в современных условиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Урок 4. Социальное воспитание

Что такое соц воспитание. Смотреть фото Что такое соц воспитание. Смотреть картинку Что такое соц воспитание. Картинка про Что такое соц воспитание. Фото Что такое соц воспитаниеТема «личность и общество» актуальна не только для поэзии и психологии – она касается каждого, особенно родителя и педагога. Сегодня нас интересует социализация детей, как необходимое условие для счастливой и успешной жизни. Воспитание нужно, чтобы уметь общаться, а обществу нужны воспитанные люди.

Содержание:

Социальные навыки

Очевидно, социализация подразумевает развитие ряда навыков. Существуют специальные тесты, позволяющие оценить уровень социальных навыков подростка. Например, методика Гольдштейна выделяет 37 основных навыков, разделенных на пять категорий:

1Начальные навыки (умения вступать в контакт с другими людьми – проявить к собеседнику внимание, вступить в разговор, обсудить интересующую тему).
2Самовыражение в разговоре (умение выразить переживания, передать информацию, аргументировать и убеждать, сделать комплимент, поблагодарить, поддержать или попросить о помощи).
3Положительная обратная связь (эмпатия, умение выразить понимание, извиниться, учесть мнение, выполнить указание, указать на противоречие и предложить решение).
4Планирование предстоящих разговоров и действий (умение понять, чего вы хотите добиться и насколько это реально, умение оценить свою компетентность, признать ошибки, расставить приоритеты и сосредоточиться на главном).
5Альтернативы агрессивному поведению (умение избежать конфликта и разрушения отношений, умение вести себя в конфликтной ситуации конструктивно, в том числе релаксация и самоконтроль).

Так много социальных навыков. Развитие каждого по отдельности заслуживает специального тренинга, а весь комплекс навыков заслуживает самостоятельной дисциплины в школе и вузе – чтобы оттачивать их во взрослой жизни.

Но нам важно, что всё это множество социальных навыков (классификация не так важна) укладывается в понятие коммуникабельность, то есть открытость, общительность. Тренинги по коммуникабельности полезны, но они не потребуются взрослым, кого в детстве заботливо и внимательно учили общаться.

Есть ли жизнь вне общества

Так ли это? Возможна ли в принципе жизнь вне общества? Навыки общения частично теряют даже взрослые состоявшиеся люди в результате длительной изоляции.

Стоит отметить, что вполне социализировавшиеся люди позволяли себе проводить подобные эксперименты над детьми «во имя науки», достигнув тех же печальных результатов – понимания, что без общения ребёнок не вырастет человеком. Социализация происходит в общении и самое первое общество – это семья.

Что же такое независимость

Современные родители хотят воспитать детей самостоятельными и независимыми. Но хороший антоним к слову «социализация» – это «изоляция»: абсолютная независимость от людей возможна только на необитаемом острове. В обществе действует взаимозависимость: самостоятельный человек должен уметь просить других о помощи и помогать другим. Как выразился известный российский IT-предприниматель Всеволод Опанасенко: «Лучше делить прибыль на двоих, чем убытки на одного». Как это воспитывается?

Период «у мамы на руках» играет важнейшую роль. Неожиданным может показаться, что чем дольше «ручной» период – тем самостоятельнее становится ребёнок, когда вырастает – а не наоборот, так как закладывается уверенность в себе и привычка к благополучию. По окончании этого периода необходимость постоянной маминой поддержки быстро пропадает. Общение не теряется – просто появляется самостоятельность.

Интересный пример общества индейцев Южной Америки, описанный Жан Ледлофф, показывает, что независимость, открытость и бесстрашие воспитываются без наказаний – необходимой поддержкой, личным примером и отсутствием принуждения. От рождения это непрерывный контакт с мамой и взрослые занятия (охота, земледелие, готовка) в той мере, в которой ребёнок проявляет интерес (без требований к результатам).

Отличительной чертой этих индейцев является отсутствие лишнего напряжения во всём. Они не делают скучную работу, но очень трудолюбивы и выполняют необходимую для жизни тяжёлую работу с удовольствием. У индейцев есть, чему поучиться, но идеализировать их образ жизни не стоит. В том числе и потому, что не вполне естественная городская среда подразумевает специфические институты образования и социализации – садики и школы.

Социализация в садике

В популярной психологической энциклопедии Степанова сказано, что социализация продолжается всю жизнь, но чаще о ней говорят в детстве и юности.

Потребность в общении со сверстниками у большинства детей возникает к 4-5 годам. До 3-х лет больше всего ребёнок нуждается в мамином обществе, а в 3 годика бывает кризис и чаще всего это менее удачный возраст для начала «социализации». Поэтому рекомендуют, если нет возможности пойти в садик в 4 года, пойти в возрасте от 2,5 до 3 лет. В более раннем возрасте очень желательно на период адаптации обеспечить короткое пребывание в учреждении вместе с родителем.

Как быть с тем, что одни родители приравнивают детские садики к детским домам с волчьими законами, а другие полагают, будто социализация начинается и проходит только в садике?

Опытные педагоги всегда готовы к сотрудничеству и родители всегда смогут сами у них поучиться. Следует поддерживать связь, помогать узнать педагогу особенности ребёнка и спрашивать рекомендации, на что обратить внимание дома; согласовывать требования к детям и методы воспитания.

Социализация в школе

Известны слова Уинстона Черчилля: «Школа не имеет ничего общего с образованием. Это институт контроля, где детям прививают основные навыки общежития». А, например, Марк Твен «никогда не позволял школе вмешиваться в своё образование». Но альтернатив не много. Социализация по-разному проходит дома, в частных и государственных учреждениях. Критики общеобразовательной системы приводят аргумент, что умение существовать в школьном коллективе не гарантирует никаких успехов в будущем.

Минусы государственных школ сводятся к следующим:

AНеизбежен в значительной степени формальный настрой педагогов: цель поставить хорошие отметки не всегда совпадает с целью дать знания. А детская любознательность, не встречая ответного энтузиазма, угасает.
BИзбыточная монотонная нагрузка домашними заданиями и часами уроков, из-за чего помимо любознательности и индивидуальных способностей страдает детское здоровье.
CУсреднение в ущерб развития индивидуальных способностей, из-за чего появляются ярлыки и давление большинства (не всегда стимулирующее успеваемость и самооценку).

Многие не довольны качеством образования в обычных школах и некоторые родители обращаются в частные школы за образованием, превосходящим требования министерства образования (в Москве более двухсот таких школ). Это дорого, но сумма затрат родителей в обычной школе растёт благодаря платному питанию, репетиторам и регулярным дополнительным взносам в классный фонд.

Есть также аргументы в пользу домашнего образования (оно разрешено в России, но, например, в Германии, или Франции запрещено). Но такая форма непопулярна: официально в Москве на домашнем обучении находится менее 1 процента детей школьного возраста. Основной аргумент в том, что тот же результат достигается быстрее. Социализация основана на более личных отношениях с учителями (это ценный опыт общения со взрослыми) и дозированном общении со сверстниками (это плюс).

Всё же, многие часы, проводимые со сверстниками за выполнением одной и той же программы дают большой опыт в смысле социализации (неизбежен поиск своего места в неформальных структурах). Также фактом является умственное развитие и приобретение знаний в школе. Наконец, невыполнение школьной программы в большей степени снижает шансы на достойное будущее ребёнка.

Роль ролей в социализации

Определённые роли человек обязан выполнять в обществе (муж, жена, ребёнок, ученик, сотрудник, представитель власти и т.д.) и делать это качественно. В обществе не случайно принято выделять естественные роли – так, во многих странах есть национальные мужские и женские праздники.

Например, в Японии ежегодно 5 мая украшают дома изображениями карпа (и запускают такие в небо) – рыбы, в поведении которой важно, что ради будущего она плывёт против течения – то есть преодолевает трудности. Праздник девочек отмечают 3 марта (праздник цветения персиков) – цветы символизируют нежность, доброту, красоту и счастливый брак.

Дело в том, что какая-то из этих ролей может из досадного ярлыка превратиться в клеймо и на всю жизнь лишить человека полноценного общения даже с самыми близкими, сделать его глубоко несчастным и передаться следующему поколению.

К деструктивным ролям относятся также инвалиды и брошенные жёны. Мамы-одиночки часто неосознанно взращивают в детях антисоциальные навыки – обидчивость и недоверие в девочках (которые торжествуют, разрушив отношения и подтвердив установку) и безответственность в мальчиках (которая также не способствует укреплению семей). Распространён опасный стереотип, что якобы воспитание детей – дело мамы, а папа отстранён (часто даже по выходным) в силу тяжёлой роли добытчика.

Ребёнок укрепляется в навязанной роли с каждым повтором неразрешённого конфликта, а они могут происходить ежедневно. Так, дети-инвалиды, воспринимаемые родителями сквозь призму своих отклонений, не только сами страдают сверх меры, но их братья и сёстры могут потерять в глазах родителей право на детство (тогда коммуникации страдают у всех).

Однако, есть счастливые примеры, из которых одним из самых ярких, пожалуй, является Ник Вуйчич, которого (без рук и ног) родители заставили воспринимать себя как абсолютно нормального и даже отдали в общую школу. У него нет проблем с социальными навыками, как и у его братьев, сестёр, жены и двоих детей.

Чудесное признание и другие принципы поддержки детей

Нас интересует признание чувств ребёнка, который начинает вести себя неадекватно – капризничает, дерётся, что-нибудь отнимает, или не хочет разговаривать.

В книге А. Фабер и Э. Мазлиш «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно» описан ряд принципов и конкретных рекомендаций с примерами, которые позволят решить большинство проблем в общении братьев и сестёр. Все эти принципы работают и с другими детьми – и даже со взрослыми, у которых есть проблемы в общении. Вот некоторые из них:

Дети должны знать, что имеют право на эмоции и чувства – это естественно

Оценивая поведение, нельзя допускать сравнений – одобрительных и неодобрительных

К детям нужно относиться не одинаково, но к каждому по-своему. Следует объяснять ребёнку, что любишь его не так же, как других – но по-особенному, потому что он один такой, никто его не заменит. Учитывать потребности каждого следует и когда всем достаётся угощение и когда нужно распределить время взрослого.

Никому не позволяйте навязывать ребёнку роль:

1Не позволяйте родителям: вместо слов: «ты спрятал игрушку брата? Почему ты всегда такой злой?», скажите: «твой брат хочет вернуть свою игрушку».
2Не позволяйте самому ребёнку: например, на слова «Я знаю, что я злой» ответить «ты умеешь быть добрым». Не позволяйте другим детям: на слова «Он – злой! Он не даёт мне игрушку!» ответить: «Попробуй попросить по-другому и удивишься, какой он на самом деле щедрый!». Если дети проявляют агрессию, уделите внимание пострадавшему, не нападая на обидчика: «Тебе, наверное, больно. Дай я поглажу. Он должен научиться выражаться словами».

Детям необходимо, чтобы их недопустимое поведение тормозилось извне

Продолжим еще немного.

Принципы безопасности

В младшем возрасте детям свойственно верить взрослым и не ждать от них никакого зла, поэтому надо специально приучать их к простым мерам предосторожности – не разговаривать с незнакомцами и, тем более, не слушаться их, а также выучить слово «нет». Для этого можно, учитывая впечатлительность, рассказать о трагических историях, случившихся по неумению вести себя с незнакомцами.

Заключение

Вплоть до старшего школьного возраста главной школой общения остаётся семья. Если бы конструктивные социальные нормы и общепринятые ценности передавались только в детских образовательных учреждениях, то детдомовские дети должны быть самыми социализированными и воспитанными носителями этих норм. Однако, в подавляющем большинстве они несчастны и даже склонны к антисоциальному и суицидальному поведению.

Усвоенные нормы человек привносит в своё окружение в дальнейшем. Есть роли, которые надо учиться выполнять качественно и есть роли, разрушающие общество и заставляющие личность страдать. Навязанные в детстве роли (в том числе роли инвалида, брошенного, или неудачника) программируют негативные установки и делают уже взрослого человека несчастным заложником некой безвыходной модели поведения.

Напротив, открытость, чуткость и неравнодушие являются необходимым условием для полноценного общения, подлинно счастливой жизни и, как будет показано в дальнейшем, для выживания в экстремальных условиях, когда рушатся принятые моральные нормы и система формальных отношений. Следующий урок посвящён нравственному и духовному аспектам воспитания.

Рекомендуемая литература:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В заключительном уроке мы поговорим о нравственном воспитании.

Источник

Основы социального образования

Социальное воспитание

1. Лекция 8

Не вызывает сомнения наличие у социального воспитания достаточно глубоких исторических и социокультурных истоков.

Зарождение социального воспитания относится к условиям первобытности. Социальный характер древнейшего воспитания проявился уже в том, что,

— во-первых, древнекаменная община воспитывала всех одинаково без исключения;

— во-вторых, вся община чувствовала себя ответственной за воспитание каждого ребенка;

— в-третьих, всех детей готовили к деятельности на пользу общине, воспитывали в духе подчинения интересов отдельного индивида интересам коллектива.

Очевидно, что цели, содержание и формы воспитания здесь социальны по сути, ибо носили ярко выраженный стихийно-общественный характер, что определялось условиями жизни древнего человека.

Вопрос о понимании сущности общественного (социального) воспитания, о его характере впервые формулировался Платоном. Возможность преобразования общества он связывал только с помощью системы общественного воспитания, которое включает в сферу воздействия всю жизнь ребенка и окружающую его среду, организуя ее в соответствии с его природными возможностями. Воспитание, по Платону, функция не семьи, а государства.

Системная целостность воспитания определяется наличием этих двух противоположных, но взаимодополняющих тенденций.

Первая тенденция (индивидуалистическая) восходит к ценностям человеческой самости и неповторимости, характеризуя индивидуалистическую направленность педагогических усилий, ориентацию на подчинение всего комплекса воспитательных воздействий интересам и потребностям ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, «вольные школы», «Вальдорфская педагогика»).

Вторая тенденция (социальная) направлена на активизацию общественных усилий в воспитании, на включение подрастающего поколения в реальную жизнь, в систему общественных отношений, основанных на взаимодействии и поддержке (педагогические системы И.Г. Песталоцци, социалисты-утописты, С.Т. Шацкий, немецки пеедагоги начала XX века).

Развитие этих тенденций, их взаимоотношение в реальном педагогическом процессе зависело от характера социально-политических проблем, которые вынуждено решать государство, в том числе и средствами педагогики; традиций общественных отношений, норм, ценностей, присущих обществу и культуре; особенностей образа жизни, способов жизнедеятельности; религиозных представлений. Стандарт личности, основные его потребности, качества, которые она должна демонстрировать в конкретно-историческую эпоху определяли социальный заказ педагогике в целом, и формировало ее либо «индивидуалистическую», либо «социальную направленность».

Социальное воспитание получило в России свое развитие в связи с коренным поворотом в изменении целей и содержания воспитания, который был сделан после революции, когда произошел разрыв с христианским воспитанием. В период 1917-1930 гг. термин «социальное воспитание» чаще всего использовался в сокращенном виде – «соцвос». Он употреблялся в двух основных значениях:

— первое – обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями;

— второе – передача общественного опыта от одного поколения к другому.

Соцвосами являлись местные органы власти, ведавшие делами дошкольного и школьного воспитания и политехнического образования детей, социально-правовой охраны несовершеннолетних, повышением квалификации учителей, а также комитет по учебной и детской книге. Учреждения, входившие в систему соцвоса, делились на

— учреждения дошкольного воспитания (детсады, детплощадки);

— школы первой и второй ступеней;

— учреждения для детей с ограниченными возможностями (слепых, глухонемых, умственно-отсталых);

— «институты социального воспитания» – учреждения для трудновоспитуемых детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Социальное воспитание во втором значении слова в 1920-е годы рассматривалось как наиболее важный и ответственный участок в системе народного образования. Единого толкования его понятия среди педагогов того времени не было. Сущность социального воспитания рассматривалась, как:

— вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за здоровьем, личность учителя и др.);

— общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни;

— воспитание социальных инстинктов и навыков, создание социальной жизни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на основе самоуправления.

Однако очень скоро термин «социальное воспитание» приобретает идеологическое содержание, классовый характер, начинает подразумевать различные виды педагогического воздействия на ребенка в целях выработки из него физически здорового, вооруженного необходимыми знаниями, умениям навыками борца за строительство социалистического общества. Классовый принцип социального воспитания получил наиболее широкое распространение в 1920-е годы. Именно тогда широко внедряются такие слова, как «буржуй», «кулак», «пролетарий». В этом общественном контексте понятие «социальное воспитание» было тесно связано с социальным происхождением человека.

Таким образом, в России начала двадцатого века происходит переход от христианского воспитания к социальному. Однако термин «социальное воспитание» просуществовал сравнительно недолго. На смену социальному воспитанию приходит термин «коммунистическое воспитание». В этот период закрепилась трактовка понятия воспитания в широком и узком смысле слова.

В первом случае воспитание включало в себя образование и обучение и охватывало работу всех социальных институтов воспитания.

Вторая трактовка была связана с воспитанием у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности.

Следует отметить, что в советское время в России была теоретически разработана и практически реализована система коммунистического воспитания. Идеология воспитания разрабатывалась и осуществлялась коммунистической партией. Причем она старалась распространять свое влияние абсолютно на все стороны и составляющие этого процесса:

— определяла стратегию воспитания,

— уточняла цели воспитания на каждом этапе развития советского государства,

— руководила подготовкой кадров воспитателей,

— координировала деятельность всех социальных институтов, участвующих в воспитании,

— направляла развитие всей системы образования, литературы, искусства, средств массовой информации, нацеливая их на усиление воспитательных функций.

Свое «второе рождение» термин «социальное воспитание» получил в 90-е годы. Связано это с крушением коммунистических идеалов, теории коммунистического воспитания. В официальных документах школа из «учебно-воспитательного учреждения» превратилась в «образовательное учреждение»; внешкольные учреждения, основной функцией которых было, прежде всего, коммунистическое воспитание детей, стали называться «учреждениями дополнительного образования»; были реорганизованы общественные – комсомольская и пионерская – организации детей, главной задачей которых также было утверждение идеалов коммунистического воспитания.

Это повлекло за собой пересмотр соотношения воспитания и образования, закрепление за образовательными учреждениями, в основном, образовательных функций и перенос центра тяжести воспитательной работы на семью, которая в силу объективных причин оказалась к этому не готовой.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом использования всех социальных влияний и воздействий.

С одной стороны, социальное воспитание – категория социальной педагогики. Возникновение социальной педагогики как области научной фактической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального феномена и определения содержания социального воспитания, которое оказалось в центре внимания этой новой отрасли знания.

Как социально-педагогическая категория, социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием, это единый комплекс, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.

Различие между «воспитанием как педагогическим процессом» и «социальным воспитанием».

1. Социальное воспитание рассматривает индивида, личность как члена современной социальной группы, социальной общности, общества в целом, как представителя той или иной культуры. Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.

Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия умственного, нравственного и т.д. воспитания.

2. Социальное воспитание интересует вопрос «Как воспитывает индивида сама социальная жизнь общества, а не отдельный индивид, взятый вне связи с социальной группой».

3. Социальное воспитание характеризует:

— направленность на регулирование социально-культурного взаимодействия в социальной группе, общности;

— опора на социальное подражание, социальные чувства, социальные потребности и интересы;

— опора на социальное творчество;

— социальное воспитание во всех его модификациях, моделях, технологиях служит общественно-государственным инструментом стабилизации общества;

— система социального воспитания находится под постоянным контролем общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является.

4. Социальное воспитание ориентировано на решение двух взаимосвязанных задач – успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.

С другой стороны, в психологическом плане, социальное воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности.

Главным признаком социального воспитания является создание благоприятных условий для социального становления личности. Его востребованность обусловлена, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации (невниманием к проблемам молодежи со стороны общества, распространением явлений беспризорности, правонарушений, наркомании в детской и молодежной среде, ограничением возможностей получения образования, трудоустройства, отдыха), а с другой стороны, – пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество можно решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека.

Назначение социального воспитания – в оказании грамотной адресной помощи подрастающему поколению в решении его проблем, в обогащении или восстановлении отношений с социумом, в создании условий и стимулировании развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы:

— включение человека в систему быта, жизнедеятельности и отношений воспитательных организаций,

— приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта,

— их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальных деятельностей,

— и экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания).

Социальное воспитание процесс двухплановый. Государство формулирует задачи социального воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержание. В тоже время реализуют воспитание конкретные социальные, групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы и вносящие существенные корректировки в реализацию требований общественных норм и государственных установок. Осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных воспитательных организациях социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми, с точки зрения общества, социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для самосознания и самоопределения.

Таким образом, социальное воспитание означает целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе. Социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.

В мировой системе образования не существует как такового понятия «воспитание» или «социальное воспитание», хотя широко известен термин «гайденс». В широком смысле, «гайденс» – помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле – процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.

Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, «гайденс» активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов. В США в содержание понятия «guidance» включается и «classroom environment», что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.

Таким образом, употребление guidance больше связывают с превентивной работой, a counselling – с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей.

В Англии суть социального воспитания наиболее точно выражается в следующих понятиях: «pastoral care» – пасторская забота; «tutoring» – опекунство. В настоящий момент, употребляя guidance, имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, советование, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, поддержку, опекунство.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через англ. «school counselling and guidance» и «carer counselling», что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант – «pedagogical support» (педагогическая поддержка).

Итак, социальное воспитание направлено, прежде всего, на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе.

С этой точки зрения, социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации – как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией. При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное) воспитание – конфессия и т.д.

Объект социального воспитания – человек, ребенок (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).

Цель социального воспитания – содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности. Социальный опыт – единство различного рода знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

Субъекты социального воспитания – конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

Содержание социального воспитания – это обеспечение процессов социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки, что предполагает следующие направления деятельности:

— усиление воспитывающего характера обучения, создание во всех типах образовательных учреждений эффективных гуманистических воспитательных систем;

— гармонизация социального поля ребенка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения;

— развертывание клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка имеющихся и стимулирование новых детских, молодежных объединений, развитие и поощрение демократических начал в управлении образовательным учреждением, в том числе детского самоуправления;

— сохранение, укрепление ресурсной базы и развитие сети учреждений дополнительного образования, выполняющих социальный заказ по реализации программ разного уровня, предназначенных для различных групп детей и молодежи.

Процесс социального воспитания личности имеет свои

а) циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой;

б) свою структуру – цели и задачи; средства реализации (формы, методы, технологии); содержание; объекты и субъекты; результат (определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии);

в) свои этапы – ориентационный, проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.

Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:

— ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно (Имплицитные – т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры;

— ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т.е. зависящее от политических, правовых, нравственных, философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности.

Принципы социального воспитания.

1. Принцип природосообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2. Принцип культуросообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6.Принцип гуманистической направленности воспитания.

7.Принцип коллективности социального воспитания. Суть: социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания.

Можно выделить следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание. При этом направление «воспитание жизненной активности», включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений воспитания.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на индивида с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела.

Социокультурное воспитание – это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных и иных социальных способностей. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и, в конечном счете, формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет индивид, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции.

Умственное воспитание – это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности индивида с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей.

Воспитание жизненной активности – воли, оптимизма, уравновешенности – являются базовыми качествами и способностями личности, необходимыми для осуществления вышеперечисленных направлений воспитания. Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. Особое значение приобретает развитие волевых качеств личности: инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости, а также самоконтроля.

Методы социального воспитания – это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие её самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации. В социальном воспитании пока не выработано собственных специфических методов, в основном это методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе. Они оказывают целенаправленное влияние на сознание, поведение, чувства развивающейся личности, воздействуя на окружающую её социальную среду.

Среди методов социального воспитания выделяют:

Социально-экономические методы работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям; создание секций, клубов, объединений и т.п.

К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью. Самыми распространенными методами в социальном воспитании являются:

— метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы;

— метод беседы, дающий возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника;

— метод анкетирования позволяет собрать материал, характеризующий воспитанника: его интересы и особенности, психологические проблемы;

— методы поддержки личности применяются, когда индивид находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни;

— методы коррекции развития – педагогическое воздействие ребенка (подростка) с отклонениями в поведении и др.

Система социального воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства.

Основные цели системы социального воспитания:

1) формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации;

2) обеспечение полноценного развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности;

3) формирование социальной активности личности, способной к индивидуальной творческой деятельности по преобразованию действительности и себя;

4) формирование личности, готовой принять на себя ответственные дела и решения и в полной мере реализующей свою индивидуальность.

Система социального воспитания может функционировать на национальном (государственном), региональном и локальном уровнях.

Она включает в себя различные воспитательные организации:

— учебно-воспитательные учреждения различного типа;

— учреждения для детей, подростков с ослабленным здоровьем;

— учреждения для одаренных детей;

— учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальными наклонениями;

— организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией детей.

Таким образом, в качестве воспитательных организаций, в которых осуществляется социальное воспитание, выступают: семья, клубы, детские и юношеские объединения, интернаты, загородные детские центры, школы, высшие учебные заведения.

Воспитательные организации могут быть классифицированы по нескольким признакам:

— по принципу вхождения человека в воспитательную организацию – обязательные (школа); добровольные (общественные организации); принудительные (специальные закрытые учреждения);

— по юридическому статусу воспитательные организации могут быть – государственные, общественными, коммерческими, конфессиональными, частными;

— по ведомственной принадлежности – министерств, ведомств, профсоюзов;

— по уровню подчиненности – федеральные, региональные, муниципальные;

— по степени открытости-закрытости – открытые, закрытые, интернальные;

— по ведущей функции – образовательные, просветительские, развивающие, общественно-ориентированные;

— по длительности функционирования – постоянные и временные;

— по половозрастному составу.

Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.

Структурными компонентами системы социального воспитания наряду с совокупностью учреждений являются также:

— средства, выделяемые государством для функционирования системы воспитания – материальные, финансовые, духовные;

— кадры, необходимые для реализации функционирования системы социального воспитания – организаторы воспитания на национальном, региональном, локальном уровнях; воспитатели-профессионалы, воспитатели-волонтеры;

— ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны социально-политической, экономической, идеологической системам общества;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *