Что такое социал демократия
Социал-демократическая идеология и политическая система
Социал-демократия – это политическая философия, идеология и теория социальной справедливости, возникшая во второй половине XIX в., а также левое социально-политическое движение, происходящее из рабочего движения.
Социал-демократия часто выражается как форма реформистского демократического социализма. Согласно своему нынешнему представлению о себе, социал-демократия выступает за социально справедливое общество с демократическими и социальными средствами или средствами государства всеобщего благосостояния.
Современные социал-демократические партии и организации выступают за баланс и компромисс:
Основные идеи, цели, положения и ценности идеологии социал-демократизма
Первоначальная социал-демократия разрабатывала антикапиталистическую программу. Но со временем она обратилась к политическому прагматизму. Социал-демократия считается умеренным течением в современном левом движении.
Прагматическая социал-демократия сосредотачивается только на минимальной программе, которая стремится осуществить частичные изменения в институтах представительной, парламентской демократии и рыночной капиталистической экономики, исходя из экономической роли государственного сектора, государственного регулирования, программ, инвестиций и услуг. Социал-демократы стремятся уменьшить несправедливость, вызванную нерегулируемой либеральной моделью рыночной капиталистической экономики.
Практическая реализация такого частичного изменения в институтах парламентской демократии и рыночной капиталистической экономики выражается в таком понятии как «социально ответственное государство» или «государство всеобщего благосостояния».
Большинство социал-демократических партий, организаций и движений преимущественно разделяют следующие ценности:
Социал-демократия предлагает идею создания социального государства, исправления ошибок общества. По мнению социал-демократов, богатство государства делится по принципу социальной справедливости, т. е. богатство используется поровну между капиталистами и народом.
Для достижения этих целей социал-демократия предлагает усилить регулирующую и управленческую деятельность государства. Социал-демократия вместе с буржуазией стремится претворять в жизнь принципы социализма эволюционным путём, не разрушая современное капиталистическое общество.
Их политическая программа основана преимущественно на парламентской демократии и рыночной капиталистической экономике с правом голоса как для нижнего, так и для среднего класса.
Социал-демократия выступает против всех форм авторитаризма и однопартийного правления. Таким образом, социал-демократия выступает против концепции однопартийной модели правления, которую отстаивали так называемые большевистско-коммунистические партии XX в.
Истоки и причины создания социал-демократической идеологии
Развитие индустриального общества в XIX в. и рост рабочего класса, который жил на очень низком уровне, породили социалистическую мысль. На рабочее движение наибольшее влияние оказал Карл Маркс, объявивший о создании инкорпорированной формы, вызванной движением коммунистической революции, диктатурой пролетариата и бесклассовых граждан.
Название «социал-демократия» связано с созданием Социал-демократической рабочей партии (СРП) в Германии в 1869 г., которая считала своим долгом ввести коммунистическую систему и оставалась под марксистским влиянием её основателей Вильгельма Либкнехта, Августа Бебеля и профсоюза Всеобщего немецкого рабочего союза.
Первый и Второй Интернационал: начало противостояния социал-демократической и коммунистической идеологии
В 1889 г. все социал-демократические партии были объединены Интернационалом.
Основной партией, руководившей другими европейскими партиями, была именно СРП. Её члены выполняли важнейшие функции в Интернационале. До конца XIX века многие социалистические партии использовали только переводы программы немецкого предшественника.
С началом XX в., первоначально революционно-социалистическая социал-демократия всё больше отличалась от коммунистических движений тем, что она пыталась решить социальные проблемы не через революцию в рабочем классе, не путём насилия и революции против буржуазии, а мирным путём в рамках демократических реформ. Социал-демократические движения превратились в политические партии.
Соответствующие тезисы, отстаиваемые в Германии, в частности Эдуардом Бернштейном с конца 1890-х гг. («теория ревизионизма»), постепенно утвердились в социал-демократии против первоначально революционного учения.
В некоторых странах социал-демократия близка к левому либерализму, который, однако, не отводит государству, как и социал-демократия, решающую роль в решении политических проблем. В начале своего существования социал-демократия также была больше ориентирована на социальные классовые структуры, особенно на рабочий класс того времени.
Современное социал-демократическое движение возникло из раскола социалистического движения. Это разделение можно охарактеризовать как конфликт между теми активистами, которые настаивали на революции как методе реализации социалистической программы, и теми, кто считал, что эти изменения можно вводить постепенно.
Коммунисты отказались от социал-демократической идеологии из-за отказа от революции, её парламентско-демократической ориентации, заключения компромиссов с буржуазией.
Слои и партии, а также временное сотрудничество с контрреволюционными или правыми экстремистскими военными (например, в насильственном подавлении восстания в Германии в 1919 г.) неоднократно обвиняли в «предательстве» рабочего класса. С другой стороны, правые круги часто приравнивали социал-демократию к коммунистам, а её плюралистически-демократическую ориентацию называли маскировкой.
Явные расхождения во взглядах внутри социал-демократических партий проявились со смертью Маркса и интерпретацией его мыслей Карлом Каутским, который считается первым демократическим социалистом, хотя он не подвергал сомнению ни революцию, ни диктатуру пролетариата (здесь диктатура интерпретировалась как «рабочая демократия», в отличие от «буржуазной демократии», что соответствовало тезисам Маркса).
Термин «социал-демократия» использовался в контексте рабочей партии до большевистской революции в ноябре 1917 г., когда в обращение вошёл термин «коммунист», первоначально обозначающий группы, которые пытались достичь социализма через революцию.
Во Франции социал-демократическое движение сформировал марксист Жан Жорес. Он утверждал, что не существует согласованной социалистической платформы, которая могла бы применяться в разных странах и регионах из-за разных политических систем.
По его мнению, политические разногласия между Германией и Францией показали, что социалистические тактики, используемые в Германии, не будут работать в других странах, а также, что парламентская демократия является ключом к развитию социалистического движения во Франции.
В целом, к теоретикам социал-демократической идеологии можно отнести следующих мыслителей:
Социал-демократические взгляды Эдуарда Бернштейна
Одним из важнейших основателей современной социал-демократии был Эдуард Бернштейн, сторонник социализма и реформистского марксизма. Критики Бернштейна назвали его «ревизионистом». Его противники называли себя «ортодоксальными марксистами». Однако Сэм Бернштейн заявил, что его взгляды полностью согласуются с философией Карла Маркса и Фридриха Энгельса, особенно в то время, когда Маркс и Энгельс признали, что социализм должен быть достигнут с помощью демократических и парламентских средств.
Ревизионисты критиковали ортодоксальных марксистов, особенно Карла Каутского, который упускал из виду необходимость развития капитализма, чтобы заменить его социализмом, упомянутый Марксом, и относился к тезису о социалистическом государстве слишком идеалистично.
Бернштейн был сильно привязан к учению Маркса и Энгельса, но он видел ошибочный, по его мнению, марксистский тезис, особенно ставящий под сомнение теорию исторического материализма.
На практике он отверг многие существенные элементы марксистской теории. Бернштейн и другие представители немецкого рабочего движения подвергли критике некоторые вопросы Коммунистического манифеста, в частности спорный тезис о постепенном расширении рабочего класса за счет среднего класса.
Сам Маркс согласился с Бернштейном, который признал, что средний класс не исчез и что его теория прибавочной стоимости по этому вопросу неверна. Бернштейн назвал долгосрочным планом перехода к социалистической капиталистической экономике, а не внезапной революцией капитализма, принимающей переходное состояние смешанной экономики.
Эдуарда Бернштейна считают отцом социал-демократии. Его идеи были более критичными по отношению к марксистской мысли. В эволюционном социализме Бернштейн критиковал социальную революцию, продвигаемую Марксом, а также диктатуру пролетариата. Он говорил о постепенном превращении социализма в капиталистическую систему с конечной целью создания социалистического общества.
История социал-демократической партий и организаций в XX в.
После Второй мировой войны к власти в Европе пришли многие социал-демократические партии. В Германии, Австрии, Швеции и Франции в разные годы социал-демократические партии были правящими.
Во второй половине XX в. социал-демократия была, наряду с христианской демократией и консерватизмом, одним из двух решающих направлений во многих демократиях в Европе (особенно в Скандинавских странах, Испании, Франции, Италии и Великобритании).
Партии, входящие в её состав, сочетали в себе элементы социализма и либерализма как двух из трёх классических политических ориентаций. Социал-демократия нашла свой электорат в основном в менее религиозной и городской среде, а также среди рабочих, служащих и пенсионеров.
В конце XX в. поворот капитализма к решению социальных проблем, установление постиндустриального общества привели многие социал-демократические партии к идее мирного установления социализма, «демократического социализма». Революционное направление социал-демократии практически проиграло.
На рубеже тысячелетий влияние социал-демократических партий по всей Европе уменьшилось. Связывающая сила их традиционной идеологии уменьшалась в ходе возрастающей индивидуализации и появления новых политических конкурентов.
В постсоциалистических государствах стран СНГ социал-демократия обычно играет лишь второстепенную роль. Иногда их партии возникали из партий бывших социалистических государств.
Современные социал-демократические партии и организации
Сегодня социал-демократия обычно находится в левом центре политического спектра. В начале XXI в. несколько крупнейших социал-демократических партий Европы потеряли поддержку и потерпели поражение на выборах. Социал-демократическая партия Германии проиграла выборы в 2005 г., Британская лейбористская партия – в 2010 г., социалистическая рабочая партия Испании – в 2011 г.
Несмотря на многочисленные поражения социал-демократов в Европе, в других странах наблюдается значительный рост поддержки социал-демократических партий.
Современная социал-демократия поддерживает следующие идеи:
Эти цели были чётко определены во Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала 1951 г., участники которой выступали против большевистских форм коммунизма, особенно сталинизма. Они были обеспокоены продвижением постепенного перехода от капитализма к социализму.
Многие предложения, выдвинутые социалистами в первой половине XX в., были внесены социал-демократами в некоторых странах промышленно развитого мира. Во многих странах были введены государственные службы здравоохранения и социально-экономические службы. В США, где социал-демократическая партия является маргинальной, существуют программы по охране окружающей среды и здоровья, а в некоторых штатах также есть социальные программы.
В последние годы несколько социал-демократических партий (особенно Британская лейбористская партия) заняли более центристские экономические позиции, ослабив регулирование рынка и приватизировав некоторые контролируемые государством компании.
Традиционные социал-демократы считают, что третий путь связан с центристскими группировками социал-демократических партий. Многие круги современных левых политиков утверждают, что эти методы формулирования экономики предали принципы социал-демократии.
Развитие третьего пути привело к росту демократического социалистического движения как отдельной идеологии, хотя в значительной степени оба социалистических движения действуют в рамках одной и той же политической партии. Сторонники идеи «третьего пути» утверждают, что они – единственное необходимое движение, способное адаптировать социальные демократии к реалиям современного мира.
Следуя этому направлению, социал-демократы смогли добиться реформ в экономике и политической демократизации. В Австрии, Швеции, Швейцарии, Франции и Финляндии социал-демократы как правящая партия добились больших успехов в построении демократического, правового и социального государства.
Партии, декларирующие свою идеологию как социал-демократические в посткоммунистических странах, часто подвергаются критике за неолиберальные социальные и экономические реформы. Чаще всего партии социал-демократической идеологии трансформируются либо в либеральные партии, либо в демократические.
Основы рабочей социал-демократии. Часть 1. Социал-демократия
В демократии народ может делать все, что хочет. Но политическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы рабочей социал-демократии. Часть 1. Социал-демократия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1.Что такое «социальная демократия»?
Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше.
«Социальная демократия — разве это не термин, который понятен сам по себе? Термин, который предполагает, что демократия должна быть доступной для всех членов общества и социально сбалансированной? Разве это не само собой разумеется?» — говорят одни.
«Социальная демократия — это то, что уже осуществили в Германии, то есть социальная рыночная экономика, ее германская модель. Разве не так?» — спрашивают другие.
«Социальная демократия — то же самое, что социал-демократия, так что это касается только социал-демократов, это их теория», — считают третьи.
«Социальная демократия — но почему не демократический социализм? Разве это не более привычное понятие?» — замечают четвертые.
Уже на этом этапе могут возникнуть понятийные недоразумения. Так кто же все-таки прав? Стоит ли вообще бродить в «трех терминологических соснах» — на это можно потратить массу времени, а пользы будет мало.
Итак, сначала нужно договориться об общем языке, на котором можно было бы понять и объяснить различные точки зрения. Ведь споря о разных направлениях, неплохо было бы сначала найти общую точку отсчета.
В отношении четырех вопросов о сути социальной демократии это значит: все четыре мнения затрагивают важные аспекты дискуссии о социальной демократии. Одни касаются ее основ и предпосылок, того, чего можно и следует ожидать от социальной демократии.
Другие же скорее связаны с вопросом о том, чего уже удалось добиться, то есть с эмпирической оценкой существующего общества.
Третьи спрашивают о том, кого можно считать носителем общественных представлений о социальной демократии. Такая постановка вопроса тоже вполне оправдана.
Четвертые спрашивают о том, что нам даст отход от другого, уже устоявшегося понятия. То есть, вопрос касается сути понятия «социальная демократия» и того, в чем состоит его отличие от других концепций.
Остальные задумаются о значении слова (рабочий) и еще более усугубят задачи определения, в понимании Рабочей Социал-Демократии.
В общепринятом понимании Социал-демократия — социальная политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы.
В отношении рабочего класса (пролетариата), социал-демократия рассматривает вопросы связанные с непримиримыми противоречиями между классом современного капитализма. На основании принятых и определенных концепций, как международного права, так и конституционного права государств, которые не противоречат Всеобщей декларации прав человека ООН. Инициирует и превращает в жизнь демократическим путем теоретические теории социалистического развития общественных отношений.
1.1 значение термина
Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это самый легкий, и путь опыта — это самый горький.
До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии вне анархизма — как марксистов, так и последователей Ф. Лассаля и других разновидностей реформистского социализма. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — В. И. Ленина и Р. Люксембург, и умеренных эволюционистов типа Э. Бернштейна, и ортодоксальный «центр» типа К. Каутского.
Вот как выглядела социал-демократия в трудах В. И. Ленина в 1897 году:
«Практическая деятельность социал-демократов ставит себе, как известно, задачей руководить классовой борьбой пролетариата. Организовать эту борьбу в её обоих проявлениях: социалистическом (борьба против класса капиталистов, стремящаяся к разрушению классового строя и организации социалистического общества) и демократическом (борьба против абсолютизма, стремящаяся к завоеванию в России политической свободы и демократизации политического и общественного строя России).»
Идеология современной социал-демократии находится несколько левее социал-либерализма и несколько правее демократического социализма. В отличие от демократических социалистов, социал-демократы не настаивают на необходимости в принудительной национализации средств производства. В отличие от социал-либералов — считают, что в основе общественного устройства, всё-таки должна превалировать социалистическая, а не капиталистическая ориентация.
1.2 Истоки социал-демократии и развитие идеологии
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Социальная демократия складывалась под воздействием идеологии Французской революции 1789 и идей социалистов К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.
В дальнейшем существенное влияние на социал-демократию (кроме англоязычных стран) оказал марксизм, от которого она восприняла идеи пролетарской революции и диктатуры пролетариата, всеобщего равенства и т. д. В англосаксонских странах на идеологию лейбористских партий оказало влияние фабианство.
В конце XIX — начале XX веков под влиянием успехов рабочего движения в индустриально развитых странах Запада социал-демократия постепенно отошла от марксизма и сосредоточилась на эволюционном совершенствовании сложившегося порядка. Сохранение в программах социал-демократических партий революционных лозунгов и требования установления социализма сочеталось с прагматической политической практикой. После Октябрьской революции в России социал-демократия, провозгласила своей целью построение «демократического социализма». И оставила в идеологическом направлении фундаментальную теорию. К. Маркса и Ф. Энгельса.
1.3 Необходимость четкого определения
Из маленькой ошибки всегда можно сделать чудовищно-большую, если на ошибке настаивать, если ее углубленно обосновывать, если ее «доводить до конца»
Несколько приведенных вопросов показывают, что, прежде чем применять это понятие, его необходимо четко разъяснить. Надо также знать социальные установки, с которыми это понятие связано.
В книге «Основы Рабочей Социал-Демократии», курс имеет направление рассмотрение вопросов связанных с развитием социальной демократии внутри определенного класса. Так как рабочий класс — это наиболее социально уязвимый участок, в экономических противостояниях капиталистических интересов, в отношении социалистического развития общества.
В теоретических дискуссиях термин «социальная демократия» используется по-разному. Не существует единого, обязательного для всех определения этого понятия. Что же вытекает из различных дефиниций? Если бы речь шла о научной дискуссии, следовало бы сравнить терминологические основы и их объяснения, следовало бы проверить, как обосновываются те или иные дефиниции, и сопоставить эмпирические результаты. Следовало бы также проверить, не содержат ли дефиниции противоречий, нет ли нестыковок в эмпирических данных, правильно ли истолкованы источники.
С научной точки зрения эти вопросы, конечно, очень важны. Но людям, которые не занимаются научными исследованиями, а проявляют (на досуге) общественно-политическую активность, как правило, не остается времени на столь интенсивные занятия теорией. Как же им действовать практически, полностью не упуская при этом из виду научные определения и теоретическую базу?
Эта книга не предлагает готовых решений данной проблемы, но она может служить основой для дискуссии. В ней излагаются различные политические и научные подходы к данной проблематике. Ведь ориентиры для себя может найти только сам читатель — книга не подменяет этот процесс, а лишь стимулирует его.
Поэтому мы далее будем рассматривать различные подходы. Читатель должен сам решить, какой из них представляется ему самым убедительным. Из приведенных выше вопросов вытекают следующие аспекты: скорее нормативный, связанный с принципами и основными ценностями социальной демократии; теоретический, где речь идет о теории социальной демократии, и эмпирический, то есть предполагающий более подробный анализ реализации социальной демократии.
Этим трем уровням проблематики посвящены различные главы книги.
Нормативному уровню в основном — две следующих главы (главы 2 и 3). В них более подробно рассматриваются основные ценности: свобода, справедливость и солидарность, а также то, как они реализуются в рамках различных общественных моделей (либерализм, консерватизм, социализм, социальная демократия).
Теоретический уровень представлен в 4-ой главе, где излагаются основные положения фундаментальной теории социальной демократии. Эта теория выбрана не случайно, поскольку она представляется наиболее целостной и последовательной. Кроме того, она включает в себя различные уровни.
Глава 5, где представлен эмпирический уровень и приведены примеры из разных стран, Данная глава ориентирована на теорию Томаса Майера. Как и в его книге «Практика социальной демократии», на примере различных стран здесь показано, что социальная демократия может быть осуществлена с помощью самых разных инструментов и с разной степенью успеха.
Социал-демократия
Денис Рудь запись закреплена
Социал-демократия запись закреплена
Социал-демократия запись закреплена
Социал-демократия запись закреплена
Недавний крах восточноевропейских социалистических государств привёл социалистов во всём мире к пересмотру части их доктрин, включая централизованное планирование и национализацию промышленности.
Политика некоторых социал-демократических лидеров, например, «третий путь» Тони Блэра или Герхарда Шрёдера, подобно либерализму делающий опору на «средний класс», подвергалась острой критике левого крыла их партий, поскольку она поддерживает интересы скорее не трудящихся, а средней буржуазии.
Несмотря на определенную потерю политического влияния и кризис в социал-демократическом движении, идеи демократического социализма продолжают быть весьма популярными. Многие социалисты призывают считать социал-демократию той идеологией, которой необходимо следовать как моральной установке, даже если её невозможно полностью реализовать на практике.
Социал-демократия запись закреплена
Критика социал-демократической идеологии представляет собой традиционную критику обеих её базовых положений — социализма и демократии. Причём критика идёт с обеих сторон — как справа, так и слева.
С момента появления первых социалистических партий они стали целью для обвинений в несостоятельности социализма как экономической доктрины[5]. В дальнейшем эта идея была развита в трудах Ротбарда, Мизеса, Хайека и множества других экономистов.
С другой стороны, с момента разделения Российской социал-демократической рабочей партии на большевиков и социал-демократов, первые обвиняли вторых в оппортунизме, за отказ от классовой борьбы, за представление о «надклассовости» государства и демократии, за понимание социализма как морально-этической категории[6].
При этом советские коммунисты отмечали, что социал-демократические идеи потерпели фиаско перед лицом национал-социализма. В 1933 году подверглись разгрому Коммунистическая и Социал-демократическая партии Германии, спустя год — Социалистическая и Коммунистическая партии Австрии.[источник не указан 167 дней]
Сами большевики уничтожили РСДРП в 1922—1923 гг.
Социал-демократия запись закреплена
Социал-демократия в странах третьего мира
Социализм был очень популярен в некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки. Для индийского лидера Джавахарлала Неру, как и для многих других борцов за независимость в этих регионах, социализм был привлекателен как альтернатива капиталистической и коммунистической системам. А жизненный путь латиноамериканского революционера — противника социал-демократии Че Гевары стал примером для леворадикальной молодежи во всем мире. После Второй мировой войны социалистические партии пришли к власти в разных частях света, и значительная часть частной промышленности была национализирована. В Азии и Африке, где трудящиеся — крестьяне, а не промышленные рабочие, социалистические программы делали акцент на земельной реформе и других аграрных преобразованиях. У этих народов до недавнего времени имелось также правительственное планирование для быстрого экономического развития. Африканский социализм включал и возобновление предколониальных ценностей и учреждений, в то время как модернизация проводилась сквозь централизованный аппарат однопартийного государства, поэтому не может быть назван социал-демократическим.
Социал-демократия запись закреплена
Социал-демократы у власти.
Если в начале века вхождение представителя французских социалистов Александра Мильерана в буржуазное правительство было рассмотрено как предательство («казус Мильерана»), то после Первой мировой войны социал-демократические правительства стали регулярно появляться у власти в рамках двухпартийной системы демократических стран.
Показать полностью.
Хотя в годы «Великой депрессии» в ряде стран социал-демократические партии вынуждены были уйти в оппозицию (в Великобритании), а в Германии и Австрии в подполье, социал-демократия сохранилось, а в Швеции даже смогла укрепить свои позиции с помощью государственного регулирования экономики. Шведское правительство Ханссона смогло стабилизировать ситуацию за два года, и после этого относительное большинство шведских избирателей голосует за Социал-демократическую партию Швеции практически на всех выборах. Лишь после выборов в риксдаг 1976 года шведские социал-демократы потеряли власть впервые с 1936 года. Умеренная политика шведских социал-демократов (т. н. шведский социализм) предусматривает рост социальных расходов без огосударствления экономики — все широко известные компании Швеции (ABB, Volvo, Saab, Electrolux, IKEA, Nordea и др.) никогда не были национализированы. Политолог С. Липсет отмечал[4]:
Парадоксально, что так называемые буржуазные партии — либералы, центристы и консерваторы — за первые три года правления (1976—1979) национализировали больше промышленных предприятий, чем социал-демократы за предыдущие 44 года. Но вернувшись к власти в 1982 г., социал-демократы занялись приватизацией.
После Второй мировой войны ускорился процесс расставания социал-демократических партий с рудиментами марксистской идеологии, важным этапом этого процесса стало принятие Годесбергской программы социал-демократами ФРГ. Крупнейшими идеологами послевоенной прагматичной социал-демократии стали Вилли Брандт, Бруно Крайский, Улоф Пальме. Международной организацией, объединяющей социал-демократических партии, является Социалистический интернационал.
Социал-демократические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ и объединённой Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польши, Болгарии. Эти партии опираются на профсоюзы, прежде всего объединённые в Международной конфедерации профсоюзов (ранее Международной конфедерации свободных профсоюзов), в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основе смешанной экономики, регулируемой по рецептам кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат — именно их заслуга. Обратной стороной этой политики являются высокие налоги, но чередование левых и правых правительств в демократических странах позволяет находить желательный для избирателей баланс между социальными расходами и налогами.
Тенденции к социал-демократии намечались в политике ряда стран социалистического лагеря (Югославии, Венгрии и Чехословакии). Однако эти выступления часто подавлялись силами Советской армии.