Что такое социализация для детей с овз
Статья на тему «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): проблемы и пути их решения»
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья:
проблемы и пути их решения
Понятие “ ограничение возможности здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.
Характерным признаком семилетних детей с ОВЗ является недостаточная готовность к школе.
Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы.
Знаменитые психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит вовзаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.
В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Необходимо включение разных форм работы активного включения родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Таким образом, проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
— Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1999.
— Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2008.
— Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
— Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.
Социализация-индивидуализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе
Инна Дронова
Социализация-индивидуализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе
Каждый человек – алмаз, который может очистить себя.
В той мере, в какой он очищен,
через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека – не стараться светить,
но стараться очищать себя.
Дошкольный период является главным периодом становления личности ребенка. Именно в этот промежуток времени крайне интенсивно происходит развитие индивида, закладываются устойчивые личностные конструкторы, формируются ключевые паттерны социального поведения.
Что же такое социализация, индивидуализация, инвалид, ОВЗ?
Социализация – это прогрессирование человека в процессе получения навыков для того, чтобы индивид стал личностью, приобрел знания, умения, навыки. Шипицына Л. И. представляет следующую трактовку социализации – формирование дошкольника в структуре социальных отношений как элемента системы, то есть ребенок становится частицей социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных ценностей и норм [5, с. 155-156].
Инвалид – человек, у которого нарушение здоровья с устойчивым расстройством функций организма, в следствии заболеваний, травм или природными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее потребность его социальной защиты [4, с. 131].
ОВЗ (ограничение возможности здоровья) – индивид, который не в состоянии выполнять основные обязанности или функции по причине индивидуального физического или психического состояния. Это состояние может быть общим или частичным, временным или хроническим [6].
Проблема толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями остро поставлена в настоящее время. Статистика свидетельствует о неуклонном увеличении людей с различными дефектами здоровья. Чтобы развивать в обществе культуру отношения к таким детям, а им дать опыт общения в новой для себя среде, правительством было принято решение о совместном процессе обучения всех детей. В современных нормативно-правовых документах указано, что образовательные услуги должны оказываться всем детям, поэтому появилась концепция инклюзивного образования.
В связи с разнообразными объективными и субъективными причинами ребенку с ограниченными возможностями гораздо труднее (как физически, так и психологически) стать субъектом социализации. Этот процесс реализуется на протяжении всей жизнедеятельности индивида (в общении и самосознании). И представляет собой общность социальных процессов, именно благодаря им человек овладевает и репродуцирует систему знаний, ценностей и норм, которые предоставляют возможность ему функционировать в качестве полноправного члена общества, усваивая социальные роли и культурные ценности.
При социализации важнейшую роль играет семья, ведь она является первоисточником знаний о системе ценностей, норм, социуме.
Вторым важным звеном социализации является детский сад, где дети действуют в режимной системе.
Наивысшим уровнем социализации индивида является его реализация социального потенциала.
Дошкольники в процессе социализацииреализуют следующие стадии:
1) имитация – происходит подражания поведения взрослых;
2) игра – воспроизводятся простейшие роли;
3) групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение [2, с. 256].
Итак, образовательная область при социализации включает: детей, родителей, педагогов. специалистов. Очень важно, чтобы происходил тесный контакт всех участников. Чтобы шла положительная динамика.
Большая проблема детей инвалидов, является в ограниченности мобильности, скудности контактов со сверстниками, недоступность общения с природой, получение образования, а также ряда культурных ценностей.
Исследователи данной проблемы вычленяют в личности дошкольника с ОВЗ особенности, которые мешают его социальному прогрессу. Андросова Г. Л.предложила вариант изучения этих особенностей и распределила их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир». Группы позволяют систематизировать особенности и акцентировать свое внимание на природе и структуре их содержания [1, с. 58 ].
Очень важно убрать страх ребенка перед сложной средой, раскрывая его и освобождая его духовные и физические запасы, направляя их на прогрессирование и выражение задатков, талантов.
Ребенок – не безучастный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разных социальных потребностей.
Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуется путем индивидуализированной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки социума к вхождению детей с особенностями жизнедеятельности.
Семья, имеющая ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, будет направлена либо на излишнюю гиперопеку, «оранжерейное» воспитание, либо на депривацию материнского отношения и родительских забот. Отношение в обществе к таким детям, особенно, имеющим явные патологии, физические дефекты, приводит к изоляции. Негативное отношение окружающих ослабляет социальную позицию человека, обрекает на неконкурентоспособность с другими детьми. Разумеется, родители, растящие нездоровых детей, сначала направят свои усилия на их лечение, оздоровление и реабилитацию. Но для социальной активности таких детей, необходим второй важный фактор – социально-педагогическая развивающая среда, включающая специальное предметно-игровое пространство, обеспечение условий, для развития всех видов деятельности. Это важное обстоятельство обеспечивается семьей. Помощь опытных специалистов содержит разработку рекомендаций и консультаций, по приемам, направленных на формирование и развитие у ребенка игровой деятельности, речи, познавательной сферы, трудовые навыки и самообслуживание.
К большому сожалению, дети с ОВЗ и дети-инвалиды очень редко выступают с позитивной жизненной позицией. Много таких детей не стремятся изменять жизнь, считают себя неспособными на сложный шаг. Этим индивидам необходимо научная система психологических и социально-педагогических вмешательств, которые будут способствовать формированию у них самостоятельности, навыков трудовой деятельности и культуры поведения, подобающего духовно-нравственного облика, умения быть ячейкой общества.
Основная психологических проблема таких людей – проблема маргинальности и аутоидентичности. Они не могут решить к какой общности отнести себя – к «миру нормальных» или к «миру неполноценных». Практика показывает, что большинство индивидов стремятся скрыть свои дефекты, чтобы в глазах окружающих стать частью мира «нормальных» людей. Если не удается, то человек, либо удаляется в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя неполноценным [ 3, с. 304].
Даже частичная изоляция такого ребенка от нормально развивающихся сверстников, приводит, как следствие, к отставаниям в психическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии по сравнению с возрастной нормой.
В дошкольном возрасте, дети с какими-либо дефектами, немного отличается от детей с нормальным развитием, а несформированность коммуникативных навыков и самообслуживания является результатом недостаточного воспитания. Ограничение во внешнем взаимодействии с окружающими в силу ограничений по состоянию здоровья, изолированность индивида от общества и постоянное пребывание только в своей семье, общение только с членами своей семьи приводит к тому, что дошкольник не имеет опыта общения с представителями иных социальных ролей (сверстниками, посторонними взрослыми людьми). Это ограничение в конечном итоге может служить причиной того, что он будет менее успешен в понимании других людей, в предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем повлияет на эффективность его общения и деятельности.
Всему этому ребенка можно обучать в игре с куклами, в игровой форме, с использованием приемов куклотерапии.
Необходимо реализовывать коррекционно-развивающую деятельность. Для этого, надо включать упражнения (подражательного и творческого направления, рассказы, беседы, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, пантомимики, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, речи и многое другое.
Внедрять игротерапию,которая реализует три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Включение театрализованной деятельности позволяет разрешить разные проблемы, связанные с трудностями коммуникации, неуверенностью. Театрализованные упражнения и игры насыщают дошкольника знаниями, способствуют формирование потребностей в коммуникации с окружающими. Например игра «Ласка». Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение. Игроки держатся за руки. Один из кидает мяч другому, называя его ласково по имени.Например: Максимочка, Алешенька, Танечка, Валечка т. д. Второй ребенок кидает другому. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён [2, с. 99-100].
На первом месте в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.В коррекционной работе с такими дошкольниками применяют также не традиционные методы: куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, глинотерапия, пескотерапия, кинезиология, точечный массаж. Используются различные приемы обучения. Стараться не употреблять слово «нет», «нельзя». Чаще поощрять и хвалить ребенка. Не переутомлять. Общаться спокойно, сдержанно. Организовывать учебный процессс учетом индивидуальных особенностей дощкольника: понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; упражнения на релаксацию; постоянная смена видов деятельности. Нормировать нагрузку, побольше физкультминуток., пальчиковых гимнастик. Делить работу на более короткие, но частые периоды.
Индивидуализация – сотрудничество между взрослым и ребенком во всех видах деятельности по поддержке и развитию, того что заложено в индивиде от природы и что им было приобретено в индивидуальном опыте. Этот процесс воспитания строится дифференцированно, в зависимости от физических и умственных способностей, уровня развития ребенка. Поэтому в дошкольных образовательных учереждениях должны разрабатываться и реализовываться планы индивидуальной коррекционной работы каждого ребенка. Любая индивидуализация подходов выполняется в рамках общеобразовательной программы и не отражается на качестве и количестве получаемых знаний. Обязательно проводится комплексная работа воспитателей, логопедов, психологов, медицинского персонала. Оказывается методическая и консультативная помощь родителям.
Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, хотелось бы отметить, что, несмотря на существование нестандартных особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, все исследователи убеждены, что есть возможности индивидуального развития изучаемых индивидов. Целесообразно рассуждать о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и детей-инвалидов и о том, что сущность развития социального потенциала дошкольников с ограниченными возможностями здоровья непосредственно зависит от систематической педагогической коррекции детей, раскрытия их потенциала в разнообразных видах жизнедеятельности.
У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й век,
Но в век больших технических возможностей
На первом месте все же человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать [6].
Библиографический список
6. Использована ссылка на сайт http://in-texno.ru/?yclid=731136791662038113
Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.
Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.
Социализация детей с ОВЗ в образовательном учреждении
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ á®æ¨ «¨§ æ¨ï ¤¥â¥© á Ž‚‡.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Социализация детей с ОВЗ в образовательном учреждении
Социальный педагог:
Никитина Светлана Валерьевна
Описание слайда:
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан (1998)
Описание слайда:
Социализация – процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу
Описание слайда:
В чем суть социализации? Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в обществе.
Для чего нужна социализация? Чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
В чем состоит социализация? Задача образовательной организации и семьи для успешной социализации: создать адекватные условия для развития и обучения детей с ОВЗ
Описание слайда:
Уровни социализации
Первичный–главную роль играет семья
Вторичный– социализация происходит в ДОУ и школе
Высший –самоутверждение личности. Реализация ее социального потенциала
Описание слайда:
Стадии социализации
Имитация –копирование поведения взрослых
Игра– в процессе которой, дети используют роли со значением
Групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое поведение
Описание слайда:
Основные проблемы:
Умышленное ограничение в общении
Гиперопека
Отсутствие знаний и навыков,
Описание слайда:
Задачи ОУ по работе с родителями
Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
Сформировать адекватную
самооценку.
Описание слайда:
Формы работы с родителями
Психологические тренинги
Семейный клуб
Тематические гостиные
Круглый стол
Информационный стенд
Родительские конференции
Совместные мероприятия с детьми
Памятки для родителей
Участие родителей и детей в конкурсах и олимпиадах
Описание слайда:
Формы работы с детьми
Индивидуальный образовательный маршрут
Волонтерское движение
Участие детей в конкурсах и олимпиадах
Занятия с элементами тренинга
Проектная деятельность
Экспериментирование
Игротерапия
Клубный час
Описание слайда:
Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
Будут сформированы и развиты у детей с ограниченными возможностями здоровья такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социуму и позволят реализовать свой потенциал в обществе, в будущей профессиональной деятельности.
Активное участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т.д. и получение положительных результатов, улучшит качество социализации школьников.
Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.
Общество получит полноценно развитые личности из числа детей с ОВЗ, максимально адаптированные к жизни в социуме.
Родители получат необходимые знания для выстраивания отношений с детьми с ОВЗ, возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе.
Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития.
Описание слайда:
.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «счастливый ребёнок».
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Обсуждение.
Описание слайда:
Упражнение «Солнце любви»(для родителей)
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Описание слайда:
Творческая работа «Кто я?»
Цель: развитие осознанного отношения к своей личности.
Участники выбирают среди представленных карточек ту, которая отображает свой внутренний мир или которые им нравятся больше всего и затем можно предложить рассказать, что они хотели сказать о себе.
Описание слайда:
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»(для педагогов)
Цель: дать возможность проанализировать, задуматься над вопросом: «Почему я достоин уважения?», повысить адекватные коммуникативные реакции.
Инструкция: нарисуй портрет в солнышке или напиши свое имя. Затем вдоль каждого луча напиши свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы вокруг солнца появилось, как можно больше лучей.
Описание слайда:
Итоговый сбор «Аплодисменты по кругу»
Цель: эмоциональная разрядка
Инструкция: мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все громче и громче. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, смотрит на участника и они начинают хлопать вдвоем и т.д.
Описание слайда:
Упражнение «А напоследок я скажу…»
Ведущий предлагает участникам закончить предложение в виде пожелания, высказывания ценности занятия для развития социальных навыков, своем настроении и состоянии по очереди по кругу, передавая предмет (кукла, игрушка).
Описание слайда:
У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й век,
Но в век больших технических возможностей,
На первом месте все же, человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать.
Описание слайда:
«Человечество победит детскую дефективность не биологически и медицински, а педагогически и социально».
Л.С.Выготский
Описание слайда:
Спасибо за внимание.
Выбранный для просмотра документ á®æ¨ «¨§ æ¨ï ¤¥â¥© á Ž‚‡2.doc
«Социализация детей с ОВЗ в образовательном учреждении»
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан (1998)
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками и младшими школьниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья.
В последние годы в сфере образования заметно возрос интерес к использованию детского творчества и игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками и младшими школьниками. Актуальность такой работы заключена в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т.е. инициирует резервные возможности как нормативно развивающихся детей, так и детей с особыми возможностями здоровья. А игра и совместное творческая деятельность позволяет решать проблемы социализации детей с ОВЗ.
Что такое социализация?
слайды(социализация детей с ОВЗ в образовательном учреждении)
· В чем суть социализации? Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в обществе.
· Для чего нужна социализация? Чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Совместное обучение этих детей в обычной группе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств, обучающихся как:
— социальная компетентность;
— толерантность;
— навыки решения проблем;
— независимость, уверенность, самоконтроль;
— навыки целеполагания
слайд (уровни социализации)
Первичный– первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах поведения.
Вторичный – вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.
Высший – социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
слайд (стадии социализации)
1. Имитация – копирование поведения взрослых
2. Игра – в процессе которой, дети используют роли со значением
3. Групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое поведение
Таким образом, образовательное пространство при социализации: дети, родители, педагоги, специалисты
слайд (основные проблемы, возникающие в семье)
Согласно различным исследованиям, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
слайд (задачи ОУ по работе с родителями)
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
слайд (формы работы с родителями)
· Совместные мероприятия с детьми
· Памятки для родителей
· Участие родителей и детей в конкурсах и олимпиадах
слайд (формы работы с детьми)
· Индивидуальный образовательный маршрут
· Участие детей в конкурсах и олимпиадах
· Занятия с элементами тренинга
слайд Ожидаемые результаты
• Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
• Будут сформированы и развиты у детей с ограниченными возможностями здоровья такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социуму и позволят реализовать свой потенциал в обществе, в будущей профессиональной деятельности.
• Активное участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т.д. и получение положительных результатов, улучшит качество социализации школьников.
• Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.
• Общество получит полноценно развитые личности из числа детей с ОВЗ, максимально адаптированные к жизни в социуме.
Родители получат необходимые знания для выстраивания отношений с детьми с ОВЗ, возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе.
• Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития.
Одной из эффективных форм работы с детьми являются Психологические тренинги.
Упражнение «Мои ожидания»
Цель: эмоциональный настрой на занятие, проговаривание целей, снятие напряжения
Ведущий предлагает педагогам, стоящим в кругу рассказать о своем самочувствии, своих ожиданиях от занятия, предавая друг другу маленькую игрушку.
Обсуждаем и принимаем правила работы в группе.
Цель: учиться совместно, принимать решения, вносить при необходимости изменения. Ведущий предлагает правила поведения на занятии, которые в равной степени относятся в равной степени к нему и ко всем участникам.
— Не хочешь говорить – пропусти свою очередь можно высказаться последним, но сообщи об этом с помощью условного знака.
— Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который выражает твое мнение.
— Нельзя давать оценку ответу другого участника, если он сам об этом не просит.
Ведущий торжественно обещает следовать этим правилам и предлагает участникам сделать то же самое. Все берутся за руки и торжественно произносят: «Обещаю!»
Творческая работа «Кто я?»
Цель: развитие осознанного отношения к своей личности.
Участники выбирают среди представленных карточек ту, которая отображает свой внутренний мир или которые им нравятся больше всего и затем можно предложить рассказать, что они хотели сказать о себе.
Упражнение «Семь предпосылок»
Цель: развивает умение договариваться между собой, находить общий язык, отстаивать свое мнение, снятие агрессивных и тревожных реакций.
Инструкция: участники разбиваются на небольшие группы (по 5-6 человек), которые расходятся по разным местам в комнате. Каждой команде предлагается список из семи качеств, которые кажутся игрокам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, мудрость и др. (проранжировать данные качества, по убыванию по важности для общения). После этого команды сходятся вместе и представляют свои результаты, обсуждают.
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «счастливый ребёнок».
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Упражнение «Солнце любви» (для родителей)
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (для педагогов)
Цель: дать возможность проанализировать, задуматься над вопросом: «Почему я достоин уважения?», повысить адекватные коммуникативные реакции.
Инструкция: нарисуй портрет в солнышке или напиши свое имя. Затем вдоль каждого луча напиши свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы вокруг солнца появилось, как можно больше лучей.
Итоговый сбор «Аплодисменты по кругу»
Цель: эмоциональная разрядка
Инструкция: мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все громче и громче. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, смотрит на участника и они начинают хлопать вдвоем и т.д.
Упражнение «А напоследок я скажу…»
Цель: Ведущий предлагает участникам закончить предложение в виде пожелания, высказывания ценности занятия для развития социальных навыков, своем настроении и состоянии по очереди по кругу, передавая предмет (кукла, игрушка).
У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й век,
Но в век больших технических возможностей,
На первом месте все же, человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать.
И закончить своё выступление я хочу словами Льва Семёновича Выготского: «Человечество победит детскую дефективность не биологически и медицински, а педагогически и социально».